Какие бывают спицы для велосипеда. Спицы для велосипеда Измерить спицу велосипеда

Необходимы для того, чтобы соединять втулку с ободом. Таким образом они обеспечивают целостность конструкции и ее прочность. Кроме всего прочего, спицы играют в некоторой степени и амортизирующую роль. Некоторая гибкость этого конструктивного элемента обеспечивает распределение нагрузки по

Спицы для велосипеда состоят из двух частей - это собственно сам стержень и ниппель (грибовидная гайка для закрепления на ободе). Такая конструкция обеспечивает вполне надежное крепление. Один конец стержня загнут и расклепан. На втором имеется резьба, которая может быть нарезной или накатанной. Второй вариант делает спицу более крепкой и надежной. Нарезная резьба сильнее ослабляет данную деталь, которая часто ломается именно в этом месте. Изготавливают стержень либо из либо из обычной (с напылением из никеля). Второй вариант менее надежен. Для спортивных моделей часто используются титановые варианты.

Ниппель изготавливается из бронзы, стали или алюминия. Первый вариант предпочтителен в том плане, что практически не прикипает. Замена спиц на велосипеде при использовании таких гаек может быть более простой. Стальные элементы являются самыми дешевыми, и специалисты не советуют их использовать.

Наиболее дорогой вариант - алюминиевые гайки. Они позволяют сделать колесо более легким.

Спицы для велосипеда обычного городского типа применяются в количестве 36 штук. В колесе шоссейных моделей их может быть меньше. Таким образом достигается большая маневренность велосипеда в плане изменения скоростей. В разных конструкциях количество спиц может быть неодинаковым. Однако их число всегда кратно четырем или двум.

Кроме того, спицы для велосипеда могут иметь разную толщину. В переднем колесе фланцы втулки симметричны, имеют стандартный размер. В заднем же многоскоростная конструкция, наоборот, асимметрична. Поэтому размеры могут быть абсолютно любые. Поэтому на моделях с одинаковыми типами втулок устанавливаются спицы, предназначенные для переднего колеса, для заднего справа и для заднего слева. При этом они имеют разную толщину.

Иногда требуется замена или регулировка спиц велосипеда. Операции эти достаточно сложны, но при желании могут быть выполнены самостоятельно. Для того чтобы, например, подтянуть спицы, нужно перевернуть последний вверх колесами и пошатать стержни. Если амплитуда превышает 1-2 мм, необходимо подтянуть элемент. Сложнее не допустить появления «восьмерки» при подтягивании. Для этого придется определить амплитуду горизонтального и вертикального биения. Устраняют эти проблемы путем натяжения или ослабления спиц и смещения обода. Точно таким же образом исправляют «эллипс» обода.

Замена спицы может понадобиться в результате ее поломки. Чаще всего это происходит при сильном ударе, к примеру, о бревно или край ямы. Такое иногда случается, а поэтому стоит иметь при себе запасные спицы для велосипеда. Для того же, чтобы доехать до дома, в том случае, если нет инструментов для снятия колеса, поломанную деталь загибают и привязывают к ней проволоку. Таким образом можно будет добраться до того места, где возможно заменить спицу на новую. Последняя просто вставляется в обод и закручивается ниппелем.

В 99% случаев колесо состоит из втулки (с подшипниками и осью), обода и спиц. Когда вы начинаете крутить педали, то энергия передаётся через трансмиссию на втулку, спицы и обод, и колесо крутится. Спицы позволяют сделать колесо легким и прочным, о них мы сегодня и поговорим.

История

Более 30 лет назад у большинства велосипедов было 36 спиц на каждом колесе. Например, британский стандарт был 40 спиц сзади и 32 спицы на переднем колесе. Только гоночные велосипеды использовали 32 спицы на колесо. В других странах велосипеды обычно имели по 35 спиц на каждое колесо.

И вот у кого-то возникла идея: «Давайте сделаем колёса с 32 спицами. Они будут легче, мы потратим меньше материала, а, следовательно, и производство станет дешевле. Тем более, гонщики используют такие колёса, простому люду уж точно понравится!» В результате колёса правда получились легче, но на конечной цене для покупателя это не сказалось. Так что все остались в плюсе (но производители колёс в чуть большем).

Эта идея продолжает жить и поныне. То там, то тут появляются новые колёса, в которых 28/26/24 или ещё меньше спиц, а основным аргументом их покупки озвучивают меньший вес, при такой же прочности.

Однако, чтобы спица и обод выдерживали увеличенную нагрузку в одном месте, где в классическом колесе нагрузка распределяется между двумя спицами, их приходится делать из высококачественных материалов. Вот почему колёса с меньшим количеством спиц не такие лёгкие, как может показаться изначально.

Особенности использования колёс с меньшим количеством спиц

Потеря одной спицы на классическом колесе на 36 спиц - грозит лишь небольшой восьмеркой, которую вы сможете поправить даже, не меняя спицу. А вот если спиц в колесе меньше, чем 32, то лишившись одной спицы вы можете даже не доехать до дома. А учитывая то, что спицы в таких колёсах, зачастую весьма специфичны, то каждая сломанная спица - это реальная проблема.

Поэтому цена на колёса с меньшим количеством спиц порой на порядок больше, чем на классические модели с 32 спицами. Стоят ли этого выигранные граммы - это каждый решает для себя сам.

Виды спиц и ниппелей

Велосипедные спицы бывают прямыми и непрямыми . Прямые спицы очень прочные, но требуют специальных втулок. В колёсах с количеством спиц меньше 32-х обычно используются именно прямые спицы, и наоборот.

Спицы отличаются методом изготовления :

  1. Катаные спицы;
  2. Плоские спицы;
  3. Тянутые спицы.

Катаные спицы - самый распространённый из трёх видов, из-за того, что они относительно просты и дёшевы в производстве. Делаются из стального прута подходящего диаметра.

Плоские спицы - практически то же самое, что и катаные спицы, только плоской формы. Это добавляет прочности и немножко аэродинамичности.

Тянутые спицы - самые качественные и самые дорогие. Тянутся (отсюда и название) из цельного куска стали.

Обратите внимание на способ нанесения резьбы на спицу. Спицы с накатанной резьбой гораздо прочнее, чем нарезные. Мы рекомендуем использовать именно их. Отличить их легко, спицы с накатанной резьбой толще в месте нанесения резьбы.


Ниппели обычно используются для соединения спицы с ободом. Материал ниппеля - сталь, латунь или алюминий. В основном ниппели выглядят как небольшая головка, которая накручивается на спицу, однако встречаются и всевозможные вариации, вплоть до самых невероятных - как у Mavic, с их внешней резьбой для вкручивания в бескамерный обод или Crank Brothers, где ниппели крепят спицы к втулке, а не к ободу.

Так какие спицы выбрать?

Если вы уже купили велосипед и планируете просто заменить сломанную спицу, то берите такую же, благо они продаются поштучно. Если вы только планируете собирать колесо, то здесь стоит учитывать то, как колёса будут заспицованы, какая у вас втулки и какой обод. О том, как самостоятельно заспицевать колесо мы поговорим в следующей статье.

В наличии

  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности:
  • Длина: 259 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 259 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Артикул: 13456
  • Велосипедная спица высокого качества, предназначенная для соединения втулки и обода. Изготовлена из стали с высоким содержанием углерода, что гарантирует высокую прочность изделия. Конструкция спицы – цилиндрическая, с загнутой головкой и постоянной толщиной. Длина спицы составляет 259 мм. Высококачественная спица обязательно должна быть в каждой велоаптечке, чтобы исправить возможные неприятности в пути.

В наличии

  • Артикул: 13457
  • Качественная и недорогая велосипедная спица из стали длиной 261 мм. Подходит для сборки нового колеса или для замены пришедших в негодность спиц. В велоаптечке должно находиться место для пары новых спиц, с помощью которых можно выровнять неровности колеса или «восьмерки». Если во время катания вы слышите посторонние шумы в колесе или же поскрипывания, возможно, это сигнал к замене вышедших из строя спиц.

В наличии

  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 264 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 264 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Артикул: 13459
  • 264-милиметровая велосипедная спица цилиндрической формы с загнутой головкой и постоянной толщиной. Углеродная сталь гарантирует высокую прочность и надежность изделия. Если в вашей велоаптечке есть пара таких запасных спиц, вы сможете устранить поломки колес и выровнять «восьмерки».

В наличии

  • Артикул: 13461
  • Экономным велосипедистам подойдет недорогая велосипедная спица. Такие спицы обычно используются для затяжки или же коррекции установки втулки колеса. При возникновени трудностей в правильном выборе спицы, стоит обратиться к нашим специалистам. Спицы пригодятся также в велосипедной аптечке. А при поломке старых спиц их следует менять на новые. С помощью новых спиц можно также устранить восьмерку и скорректировать обод.

В наличии

  • Артикул: 13625
  • Велосипедная спица с высоким качеством и низкой ценой. Спицы корректируют установку втулки колеса, затягивают ее. Популярная модель, подходящая для многих типов велосипедов. Спицы всегда должны быть в Вашем ремонтном комплекте, для того, чтобы вовремя заменить старые или вышедшие из строя на новые. С помощью спиц корректируется обод, устраняются "восьмерки". Если Вы не знаете точных размеров, уточняйте у наших консультантов перед покупкой.

В наличии

  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 235 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 235 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Артикул: 131763
  • Велосипедное колесо представить без спиц нельзя. Тем более, на них «лежит ответственность» за выполнение важной функции – соединение втулки и обода. Стальная спица длиной 235 мм с загнутой головкой и цилиндрической формой постоянной толщины будет справится на отлично! Перед покупкой уточняйте размеры.

В наличии

  • Артикул: 131769
  • Выполняя регулировку колеса, также необходима стяжка спиц, которая выполняется специальными ключами. Сменная спица 248-ми миллиметровой длины изготовлена из стали с содержанием углерода, а потому обеспечивает достойное качество службы. Толщина изделия – постоянная, головка – загнутая.

В наличии

  • Артикул: 131776
  • Повреждение спиц – это то, с чем очень часто сталкиваются велосипедисты. Поэтому запасные спицы в велоаптечке – это необходимость, а не роскошь. Деталь из углеродистой стали с загнутой головкой и постоянной толщиной имеет длину 294 мм. Выбор и установка спицы зачастую требуют профессионального подхода, поэтому обращайтесь к консультантам.

В наличии

  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности:
  • Длина: 291 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины, загнутая
  • Длина: 291 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Цвет в наличии: noSize:noColor
  • Артикул: 132911
  • Недорогая велосипедная спица, изготовленная из углеродистой стали. Имеет цилиндрическую форму постоянной толщины с загнутой на конце головкой. Комплект запасных спиц пригодится вам в случае повреждения колес. Для монтажа/демонтажа вам понадобится специальный спицевой ключ. Размеры уточняйте у наших консультантов! Длина - 291 мм. Цвет: хром.

В наличии

  • Марка: Stels
  • Материал: сталь
  • Длина: 115 мм
  • Цвета (выпускаемые): Хром
  • Марка: Stels
  • Материал: сталь
  • Длина: 115 мм
  • Цвета (выпускаемые): Хром
  • Артикул: 134317
  • Надежная спица, выполненная из прочной хромированной стали. Ее длина составляет 115 мм. Продается вместе со стальным ниппелем. Цена указана за единицу товара.

В наличии

  • Марка: Stels
  • Материал: сталь
  • Длина: 193 мм
  • Цвета (выпускаемые): Хром
  • Марка: Stels
  • Материал: сталь
  • Длина: 193 мм
  • Цвета (выпускаемые): Хром
  • Артикул: 134318
  • Прочная стальная спица длиной 193 мм. Имеет цилиндрическую форму и хромированный цвет. В комплектацию входит стальной ниппель. Указана цена за одну спицу.

В наличии

  • Марка: Stels
  • Материал: сталь
  • Длина: 228 мм
  • Цвета (выпускаемые): Хром
  • Марка: Stels
  • Материал: сталь
  • Длина: 228 мм
  • Цвета (выпускаемые): Хром
  • Артикул: 134319
  • Запасные спицы - это необходимые запчасти, которые пригодятся вам при ремонте поврежденного колеса и исправления обода. Спица имеет цилиндрический профиль и выполнена из хромированной стали. За 10 рублей вы приобретаете спицу и стальной ниппель.

В наличии

  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 262 мм
  • Цвета (выпускаемые): черный
  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 262 мм
  • Цвета (выпускаемые): черный
  • Артикул: 13458
  • Высокопрочная велосипедная спица из углеродной стали для соединения втулки и обода. Конструкция цилиндрическая, с загнутой головкой и имеет постоянную толщину. Длина составляет 262 мм. Цвет – черный. Велосипедная спица просто необходима в вашей велоаптечке, особенно если вы отправляетесь в длительное путешествие.

В наличии

  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 288 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 288 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Артикул: 13460
  • Важной составляющей частью любого колеса является спица, служащая для соединения втулки и обода. Изготовлена она из прочной углеродистой стали. Конструкция спицы- цилиндрическая. Имеет постоянную толщину. Головка - загнутая. Длина - 288 мм. Цвет - хром. Перед покупкой обязательно уточняйте размеры!

В наличии

  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 258 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 258 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Артикул: 13626
  • Спица для велосипеда по низкой цене. Спицами соединяется колесная втулка и обод. Изготовлена из углеродистой стали повышенной прочности. По форме - цилиндр с постоянной толщиной. Имеет загнутую головку. Длина спицы - 258 мм, цвет - хром. Если испытываете сложности с определением размеров, уточняйте, пожалуйста, у наших специалистов.

В наличии

  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 260 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 260 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Артикул: 13627
  • Велосипедная спица используется для соединения втулки колеса и обода. Материал - углеродистая сталь повышенной прочности. Форма - цилиндр с постоянной толщиной. Имеет загнутую головку. Цвет - хром. Длина запчасти - 260 мм. Перед покупкой будьте внимательны с определением размеров.

В наличии

  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 185 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Материал: углеродистая сталь
  • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
  • Длина: 185 мм
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Артикул: 13692
  • Спица - очень важное звено, без которого связывание колесных втулок и велосипедных ободов немыслимо. Это недорогая, но необходимая деталь. Конструкция спиц - цилиндр с постоянной толщиной. С загнутой головкой. Произведена из углеродистой стали. Длина - 185 мм. Цвет - хром. Обязательно уточните размеры спиц перед тем, как их покупать.

В наличии

  • Качественная велосипедная спица по невысокой цене. Спица соединяет втулку и обод колеса, корректирует установку втулки. Достаточно распространенная модель. Приобретайте спицы подходящего размера, чтобы они всегда были у вас в запасе в пути. Деталь пригодится для замены старых спиц, для коррекции "восьмерок", колесного обода. Если вы не уверенны в том, что знаете правильный размер спиц для велосипеда, обращайтесь к нашим специалистам. хром
    • Материал: углеродистая сталь
    • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
    • Длина: 239 мм
    • Цвета (выпускаемые): хром
    • Материал: углеродистая сталь
    • Особенности: цилиндрическая, постоянной толщины
    • Длина: 239 мм
    • Цвета (выпускаемые): хром
    • Артикул: 131767
    • Настройка колеса велосипеда не обходится без использования спицы. Очень важно подобрать деталь правильной длины и отменного качества. 239-ти миллиметровая велосипедная спица из стали, с загнутой головкой и цилиндрической формой станет отличным выбором для вашей мастерской.
(рисунки с сайта Шелдона Брауна)

Введение

Для понимания всех терминов, используемых далее, необходимо ознакомится со статьей "Сборка велосипедных колес " Шелдона Брауна.

Длина спиц не очень критична, точность расчета в 1 мм вполне достаточна. Большинство калькуляторов рассчитывают длину спиц с точностью до десятых долей милиметра, но спицы продаются с шагом в 1 мм, а некоторые бренды и с шагом в 2 мм.

Количество крестов и спиц

Каждая спица в спицевом наборе пересекает несколько других спиц. Количество этих пересечений и называется "крестами", обозначим мы это знаком K. Радиальный набор, иначе говоря - это набор "в ноль крестов". Количество спиц обозначим знаком N.

Основные размеры втулки: D L , D R , W L , W R , S

  • D - диаметр фланца втулки. Левого (D L) и правого фланца (D R) по центрам отверстий, а не внешний диаметр. Обычно бывает в диапазоне 38 - 67 мм;
  • S - диаметр отверстия под спицу (обычно 2,4 мм)
  • W - расстояние от центра до фланца втулки (W L - до левого фланца, W R - до правого фланца).


Измерение диаметра фланца (Flange Hole Diameter). Это расстояние от центра одного отверстия под спицу до центра диаметрально противоположенного отверстия. Поскольку измерять расстояние между центрами отверстий затруднительно, то более точные результаты можно получить, измерив расстояние между краями отверстий и их диаметр. Полученное расстояние скорректировать на величину одного диаметра.

Расстояние от центра до фланца втулки W L , W R (Hub Center To Flange Center Dimension - Flange Spacing) получается за два шага:

Измерте расстояние от плоскости контргайки до центра фланца. В заднем колесе правые и левые спицы имеют разную длину, а в переднем одинаковую. ПровеИзмерьте базу (ширину) втулки OLD Over Locknut Distance от плоскости правой контргайки до левой.дите измерения для правой и левой стороны (A, B). Рассчитайте расстояния от середины втулки до фланцев по формулам:

  • W L (Left Center to Flange Dimension) = OLD / 2 - A
  • W R (Right Center to Flange Dimension) = OLD / 2 - B

Замечание. Помните, что неаккуратно проведенные замеры могут привести к большим ошибкам в расчетной длине спиц. Все измерения должны проводится с точностью до 0,1 мм. Для измерений пользуйтесь штангенциркулем и стальной линейкой или хорошей металлической рулеткой.

Размеры обода

Обод имеет единственный размер - эффективный (эквивалентный) диаметр обода.

Измерение эквивалентного диаметра обода (Effective Rim Diameter - ERD) - его еще можно назвать диаметром, измеренным по концам спиц. То есть ERD - это расстояния от конца одной спицы до конца диаметрально противоположенной ей спицы в полностью натянутом колесе. Измеряется на самом деле расстояние от дна шлица под отвертку одного ниппеля до того же места диаметрально противоположенного ниппеля.

Эквивалентный диаметр обода прямым измерением без специального измерительного инструмента получить нельзя. Его можно вычислить следующим образом.

Первый способ

  1. Тщательно измерьте внешний диаметр обода ORD (от одного края (торца) до другого) Следите, чтобы рулетка или линейка проходила точно через центр обода. Сделайте как минимум два измерения, проведенные под прямым угом друг к другу, чтобы проверить, круглый ли обод. Если два этих значения будут различаться, сделайте еще один замер в другом месте и усредните полученные результаты.
  2. Вставте ниппель в любое отверстие обода. Штангенциркулем измерьте расстояние от торца обода до дна шлица под отвертку в ниппеле. Это будет размер HN. В этом месте и должны заканчиваться спицы в полностю натянутом колесе.
  3. Вычислите эквивалентный диаметр обода по формуле ERD=ORD-2*HN.

Второй способ

  1. Вставте две спицы в диаметрально противополженные отверстия обода.
  2. Накрутите на них ниппеля.
  3. Сnяните спицы как следует и измерьте расстояние A - от одного торца ниппеля до другого торца ниппеля. Сделайте несколько измерений, результат усредните.
  4. Измерьте высоту ниппеля - B.
  5. Рассчитайте ERD=A+2*B.

Нессиметричный обод

Несимметричные обода типа OCR (Off Center or Asymmetric rims) требуют корректировки длины спиц, которая была рассчитана для симметричного обода.

Можно просто скорректировать рассчитанную длину спицы для симметричного обода на 1 мм - добавить для правой стороны и вычесть для левой стороны заднего колеса; или добавить 1 мм для стороны с диском и вычесть 1 мм для стороны без диска переднего колеса.

Есть точный способ расчета. Надо скорректировать размеры втулки, участвующие в расчете. (Изменение размера спицы будет одинаковым, когда обод смещается относительно втулки или наооборот.) Надо просто изменить смещение фланца (WL, WR) на величину смещения несимметричного обода, которая равна RimOffset RO=(W/2)-L

Скорректируйте размеры втулки следующим образом:

  • W L _effective=W L - RO
  • W R _effective=W R +RO

Paired Spoke Wheel (колесо с парными спицами)

Существует и такой тип спицевого набора, как на рисунке:

  • a = W R или W L (расстояние от центра до фланца втулки)
  • r 1 = D R или D L (диаметр фланца)
  • r 2 = ERD (эффективный (эквивалентный) диаметр обода)
  • m = количество спиц на одной стороне колеса = N/2
  • k = количество крестов
  • ? = 360° k /m , например, 3*360°/18 = 60°.

? - угол между прямыми от оси втулки к месту спицы в ободе и от оси втулки к месту спицы во фланце. Эта часть формулы наиболее трудна для понимания.

Угол этот зависит от количества отверстий (спиц) и количества крестов. Чем больше крестов, тем больше этот угол. Чем больше спиц для данного количества крестов, тем меньше этот угол, поскольку дуга между соседними спицами представлеят меньшую долю всей окружности. Для 36 спиц, собранных в 3 креста этот угол равен 60 градусам, для 36 спиц, собранных в 4 креста этот угол равен 80 градусам.

Метод вычисления этого угла довольно хитроумен. Ключем к понимаю является расположение на ободе двух соседних спиц на фланце, идущих в противоположные стороны. Назовем такие спицы "граничными". Посчитаем количество отверстий в ободе между ними. В колесе, собранном в 3 креста, между "граничными" спицами на ободе будет еще ровно 13 спиц - 6 с того же фланца и 7 с другого. Можно понять почему между "граничными" спицами получается еще ровно 6 спиц с той же стороны фланца - каждая граничная спица должна пересечься с еще тремя спицами. Таким образом между "граничными" спицами должно быть 6 отверстий или 7 промежутков. В середине каждого промежутка есть отверстие для спицы с противополжного фланца. Итого выходит 13 спиц или отверстий должно быть между "граничными" спицами в колесе, собранном в 3 креста.

Теперь главная "хитрость". Зададимся вопросом: для любой "граничной" спицы как далеко (по углу) впереди (или позади) находится отверстие в ободе по отношению к отверстию во втулке (имея ввиду, что отверстия расположенные на одном радиусе (из центра втулки) находятся ни впереди ни позади).

Рассмотрим "центральную" спицу из этих 13-ти, которая идет к противоположному фланцу, по отношению к фланцу наших "граничных" спиц. Из соображений симметрии следует ожидать, что радиус, делящий угол между отверстиями для граничных спиц пополам, должен пройти точно через "центральную" спицу. Теперь мысленно повернем этот радиус вперед (по часовой стрелке) на половину угла между отверстиями во фланце втулки, что составит ровно одно отверстие вперед (по часовой стрелке) в ободе. Теперь мы имем радиус, проходящий через отверстие "граничной" спицы во фланце, что точно соответсвует тому углу?, который нам необходим. Поскольку сначала этот радиус был на 7 отверстий в ободе впереди от истинного граничного отверстия в ободе, то после поворота его в сторону "граничного" отверстия осталось 6 промежутков. 6 дуг (промежутков) во втулке - это 6/36 - 1/6 * 360 = 60 градусов.

Таким образом мы доказали, что угол? всегда есть число крестов умноженное на угол между соседними отверстиями одной стороны фланца или, что то же самое между отверстиями для спиц одной стороны в ободе. Например, для 36 спиц и 3 крестов угол между соседними отверстиями одной стороны фланца 360/18 = 20 градусов, и искомы угол равен 60 градусам. Для колеса в 4 креста осталось бы 8 спиц в промежутке, 8/36 - 1/4 * 360 = 80 градусов.

Изначально практически на всех взрослых велосипедах было 72 спицы. 32 на переднем колесе и 40 на заднем в Англии, по 36 спереди и сзади в других странах. Исключением были гоночные велосипеды у которых количество спиц в колесах было 32.

В начале 80-х годов свое слово сказали маркетологи. Они предложили устанавливать на серийные велосипеды колеса с количеством спиц 32. В производстве такие колеса получались дешевле и их продавали как улучшенную версию. А у покупателей они ассоциировались с дорогостоящими, профессиональными, гоночными велосипедами, поэтому их покупали с большой охотой. Но на деле эти колеса оказались менее прочными чем колеса с 36 спицами, хотя и выдерживали нагрузку большинства велосипедистов любителей.

В дальнейшем столь удачная афера повторялась неоднократно, со все более "экстремальным" количеством спиц: 28, 24 и даже 16 спиц. Каждый раз новое колесо позиционировалось как улучшенное. На деле же такие колеса не дают никакого преимущества. Так как расстояние между спицами увеличивается, требуется более крепкий , чтобы компенсировать большее расстояние, соответственно имеющий больший вес. Соответственно колесо не дает преимущество в весе. Помимо этого в таком колесе натяжение спиц должно быть больше и если спица в нем лопнет, то колесо сразу становится непригодным для езды.

Самым лучшим вариантом будет использовать колеса с меньшим количеством спиц на переднем колесе и с большим на заднем. Например, 28-36 лучше, чем 32-32.

Переднее колесо доставляет меньше проблем так как:

  • на переднем колесе симметричный "зонт";
  • на переднее колесо не действует крутящая нагрузка (если только оно не с тормозной втулкой).

Если на велосипеде одинаковое количество спиц на переднем и заднем колесах, то это значит, что или переднее колесо тяжелее чем может быть или заднее колесо не достаточно крепкое.

Толщина спиц

Диаметр спицы измеряется толщиной (калибром) проволоки. Есть несколько стандартов измерения толщины спиц. Во французской системе чем меньше число, тем тоньше спица, а в английской и американской наоборот.

  • США/Англия 14g - французская 13g
  • США/Англия 13g - французская 15g

Из-за постоянной путаницы в стандартах появилась новая система ISO, в которой толщина спиц измеряется в миллиметрах.

  • США/Англия 13g - 2.3 mm.
  • США/Англия 14g - 2.0 mm.
  • США/Англия 15g - 1.8 mm.
  • США/Англия 16g - 1.6 mm.

Спицы бывают постоянного круглого сечения и переменного сечения (butted-баттинг).

Спицы переменного сечения бывают пяти видов:

1. Single-butted (одинарный баттинг) - у таких спиц есть утолщение у конца с головкой, а вся остальная длина спицы тоньше. Такие спицы используют редко, в основном когда необходимо иметь более прочное колесо на ободе со стандартными отверстиями;

2. Double-butted (двойной баттинг) - у таких спиц тонкая середина и утолщенные концы. Самые распространенные размеры 2.0/1.8/2.0 (14/15g) и 1.8/1.6/1.8 (15/16g). Эти спицы экономят вес, но при этом они имеют такую же прочность в местах концентрации напряжения, как и спицы постоянного сечения. Более тонкая же секция придает спице большую эластичность, что позволяет ей упруго растягиваться на большую величину, по сравнению с цилиндрической спицей. Как результат в момент резкой сосредоточенной нагрузки (удара о выступ, например) наиболее нагруженные спицы могут достаточно удлиниться, чтобы перераспределить нагрузку на соседние с ними спицы. Это особенно желательно, когда ограничивающим фактором является та нагрузка, которую может выдержать обод, не разрушаясь вокруг спицевых отверстий.



3. Triple-butted (тройной баттинг) - такие спицы являются лучшим выбором, когда основная цель, это долговечность и надежность: для тандемов и туризма с грузом. Они сочетают в себе достоинства как single, так и double butted спиц. Спицы DT Alpine III, например, имеет размеры 2.34(13g) у головки, 1.8 (15g) в середине, и 2.0 (14g) у резьбового конца;

Single- и triple-butted спицы позволяют решить одну из сложных проблем конструкции колеса. Из-за особенности своей конструкции конец спицы с резьбой хорошо проходит через отверстие во фланце и совпадает с диаметром отверстия в ободе, это не создает люфтов при движении и увеличивает усталостную прочность конструкции.

4. Аэродинамические (эллиптические) - это спицы double-butted у которых тонкая часть имеет сечение в виде эллипса. Благодаря такой форме спица становится более аэродинамической. При сборке колес с такими спицами нужно избегать деформации кручения;

5. - у них более выраженный аэродинамический (плоский) профиль, чем у предыдущих спиц. Однако эти спицы нельзя установить на обычные втулки, они слишком широкие и не пролезут в отверстия на фланцах.




Публикации по теме