Какой предмет 4 года ребенку. Социальное развитие, которого ваш ребенок может достичь в этом возрасте

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 13.05.2019

Когда ребёнку исполняется 4 года, период раннего детства заканчивается. Наступает дошкольный период, который характеризуется определёнными особенностями физического развития. В этом возрасте дети ведут активный образ жизни, много двигаются, познают окружающий мир.

Общие нормы и особенности развития детей в возрасте 4-5 лет

В этом возрасте средний рост у мальчиков составляет 100,3 см, а у девочек – 99,7 см. Весят мальчики в среднем 15-20 кг, а девочки – 14-18кг. Средняя прибавка в весе – 1,5-2 кг в год, а в росте – 5-7 см. Некоторые особенности развития могут быть связаны с наследственность ю.

Если показатель роста или веса ребёнка имеет значительное отклонение от нормы, необходимо проконсультирова ться у педиатра и эндокринолога. Причины отклонений могут крыться в неправильном обмене веществ, нарушении гормонального фона, сидячем образе жизни и недостаточной физической нагрузки, плохо сбалансированном питании.

В возрасте 4-5 лет скелет ребёнка пока ещё остаётся гибким, поэтому ему не рекомендованы силовые нагрузки. Необходимо всё время следить за осанкой малыша, смотреть, чтобы он правильно сидел за столом, спал на не слишком мягком матрасе.

В этом возрасте происходит смещение центра тяжести и изменение пропорций тела. Исчезают пухлые щёчки, округлый животик и складочки на ручках. Дети напоминают маленьких взрослых. Большинство из них становится худее, но аппетит не теряют и с удовольствием едят 4-5 раз в день.

Большинство детей, которые не ходят в садик, к 4 годам отказываются от дневного сна. Те, кто ходит в садик, продолжают спать днём, так как привыкают к ежедневному режиму.

Особенности физического развития в 4 года

Малыш 4 лет полон энергии. Ему нужно постоянно чем-то заниматься. В 4 года ребёнок умеет:

  1. Прыгать, бегать и кувыркаться (на полу в помещении, на траве или на песке на улице).
  2. Стоять на одной ноге (почти 10 секунд), ходить на цыпочках.
  3. Изображать на бумаге простые геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник), людей, животных.
  4. Уверенно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), аккуратно есть.
  5. Мыть руки, чистить зубы.
  6. Самостоятельно одеваться и раздеваться. Помощь родителей требуется только со сложными крючками.
  7. Лазать по «шведской стенке» вверх и вниз, держаться за канат и висеть на нём. Подниматься по канату ему ещё сложно.
  8. Строить объекты из 10 и более блоков.
  9. Кататься на 3-колёсном велосипеде.

Малыш в 4 года уверенно бегает, редко падает. Играя в «догонялки», он может уворачиваться от рук ловящего его человека. Ребёнок хорошо владеет своим телом, но с равновесием ещё могут возникать проблемы: по узкой скамейке он ходит очень неуверенно. Чтобы потренировать малыша, можно разложить на асфальте верёвку и предложить ему походить по ней, дальше можно тренироваться на бревне.

Ребёнок может пробежать около 150 метров, но с такими нагрузками надо быть очень осторожными. Прыжки у него получаются неплохо: и вперёд, и назад. Он способен перепрыгивать различные невысокие предметы, прыгать на ступеньку и с неё, но со скакалкой малыш, которому 4 года, работать ещё не может.

В этом возрасте многие дети пытаются сами завязывать шнурки, но у большинства это пока не получается.

Особенности физического развития в 5 лет

Ребёнок, достигший 5 лет, способен:

  • Бегать на достаточно длинные дистанции (200-300 м). Не каждый родственник сможет его догнать. Бегать он может и на ровной, и на пересечённой местности, огибая неровности, деревья, строения, перепрыгивая через ямки.
  • Двигаться практически как взрослый: чётко и скоординировано. Он может закрыть глаза и легко дотронуться до своего носа или уха. Повышается ловкость игры в мяч: малыш его быстро ловит и бросает обратно.
  • Следить за равновесием. Теперь для него не проблема пройти по чему-нибудь узкому.
    Хорошо прыгать: перепрыгивать через ступеньку или через несколько лежащих на полу предметов. У него получается прыгать через скакалку, в том числе и на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики», «резиночки».
    Легко и долго лазить по «шведской стенке».
  • Мускулатура рук у детей 5 лет уже неплохо развита, поэтому они могут немного подняться по канату, но отжиматься от пола пока ещё не получается.

Роль родителей в развитии детей 4-5 лет

Если малыш ходит в детский садик, то его развитием в основном занимается воспитательница. В саду ребёнок играет в активные игры, общается со сверстниками, учится лепить из пластилина, рисовать карандашами и красками. Если же малыш не посещает детское дошкольное учреждение, то его развитием и воспитанием обязаны заниматься родители, которые должны учитывать индивидуальные особенности характера и темперамента своего отпрыска.

Необходимо ежедневно заниматься физическим развитием своего чада – придумывать и играть в подвижные игры, приучать его к зарядке. Зарядка может состоять из комплекса простейших упражнений на разгибание и сгибание конечностей, повороты и приседания. Она не только оказывает положительное влияние на физическое состояние малыша, его иммунную систему, но и приучает к дисциплине и порядку.

Малыша 4-5 лет необходимо водить на специальные занятия. Для развития физической активности мальчика можно записать в спортивную секцию, а девочку водить на танцевальные занятия.

Родители должны способствовать развитию социальной активности своего чада. Ребёнок должен регулярно видеть других детей, общаться с ними, играться в парках, на детских площадках. Дома необходимо читать с малышом сказки, обсуждать их, а также заниматься рисованием и лепкой из пластилина, глины или теста. Эти занятия укрепят мышцы ладони и понемногу подготовят руку к письму. Стоит заниматься и играми, направленными на развитие мелкой моторики – сбор различных конструкторов, пазлов.

Ребёнок должен помогать маме и папе в домашних делах. К 4 годам у него уже должны быть свои обязанности: убирать игрушки, вытирать пыль, собирать посуду со стола.

Чтобы следить за физическим здоровьем ребёнка, необходимо регулярно проходить осмотры у окулиста, хирурга, отоларинголога, кардиолога, участкового педиатра, проводить ЭКГ.

К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т.п.).

В воспитании детей важным является психологический климат в семье. Отсутствие громких криков и ссор между родителями, резкого тона по отношению к малышу, создают благоприятную атмосферу как для физического, так и для психоэмоциональн ого развития малыша.

Ребёнку 5-го года жизни важно чувствовать свой успех, поэтому мама и папа должны поощрять его достижения. Если у него что-то не получается, малыша необходимо подбадривать, верить в него. Если часто делать замечания и постоянно одёргивать ребёнка, у него может пропасть всё желание стараться и достигать успеха.

Стоит отметить: чем сознательнее родители относятся к воспитанию малыша, тем успешнее он развивается.

Основные признаки задержки в развитии детей

Опасными признаками в развитии детей 4-5 лет являются:

1. Чрезмерная агрессивность, застенчивость, тревожность или боязливость.

2. Проблемы в общении с другими детьми, нежелание играть с ними.

2. Слабая двигательная активность, неспособность без помощи подниматься по «шведской стенке».

3. Рассеянность внимания, не способность концентрации на чём-то одном более чем на 5 мин.

4. Ограниченность интересов.

5. Неспособность назвать своё имя.

6. Ограниченный спектр эмоций, подавленное состояние.

7. Неспособность удерживать в руке карандаш, построить пирамиду из 8 кубиков.

8. Проблемы со сном, самостоятельным приёмом пищи, походом в туалет.

9. Неспособность самому мыть руки, чистить зубы, одевать и снимать одежду.

Если родители замечают у своего малыша хотя бы один из этих признаков, необходимо срочно показать его педиатру. Он объективно оценит ситуацию и направит к одному из более узких специалистов – детскому психологу, неврологу, хирургу.

Каждый ребёнок развивается по-разному. У кого-то получается развиваться быстрее, у кого-то – чуть медленнее. Родители должны в любом случае поддерживать своего малыша, учитывать его личные особенности. Кроме того, им необходимо знать основные параметры развития детей в том или ином возрасте, чтобы вовремя заметить отклонения, обратиться к врачу и решить проблему ещё на истоке её возникновения.

Читайте далее:

Родители часто переживают, достаточно ли малыш развит для своего возраста, не отстаёт ли от сверстников. Что же должен уметь ребёнок в 4 года?

Физическое развитие ребенка в 4 года

До определённого возраста малыша физические умения и навыки свидетельствуют о его умственном и психическом развитии, особенно это актуально для детей первого года жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном ритме, определяемом его темпераментом и характером, однако есть общий набор качеств и умений, отличающих поведение четырёхлетних крох, которые:

  • Легко удерживают равновесие на одной или двух ногах, могут передвигаться прыжками;
  • Быстро бегают, не меняя направления;
  • Самостоятельно поднимаются и спускаются по лестнице;
  • Умеют играть с мячом, подбрасывают и ловят его; могут вести мяч ногами;
  • Катаются на велосипеде и самокате;
  • Уверенно держатся на воде и с лёгкостью осваивают плавательные навыки.

Ребёнок в возрасте 4-х лет вынослив, может совершать длительные прогулки, во время которых проявляет активный интерес к окружающему миру.

Вестибулярный аппарат регулирует координацию движений малыша, его положение и перемещение в пространстве. У грудных детей отделы головного мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом, практически объединены, и тесно связаны. С развитием мозга они постепенно отдаляются друг от друга, однако хорошее развитие одной части позитивно влияет на вторую. Именно поэтому развитая мелкая моторика рук определяет набор речевых навыков у ребёнка.

Малыш в 4 года уже достаточно усидчив и легко справляется со следующими упражнениями:

  • Нанизывает на леску бисер,
  • Застёгивает пуговицы,
  • Умеет кистью и карандашом,
  • Раскрашивает картинки, не выходя за контур,
  • Лепит из пластилина фигурки,
  • С помощью ножниц вырезает по заданному контуру,
  • Завязывает и развязывает узлы из толстых верёвок или канатов,
  • Делает поделки, работает с красками и клеем во время создания аппликаций.

В этом возрасте малыши различают правую и левую руку; при выполнении заданий или во время игр понимают, где относительно предмета находится верх и низ.

Видео развитие ребенка в возрасте четырех лет

Интеллектуальное и умственное развитие ребенка в 4 года

В 4 года ребёнок уже имеет развитый интеллект, он активно взаимодействует с внешним миром, с радостью общается со сверстниками. Родители участвуют в постоянных диалогах со своим чадом и отвечают на бесконечные вопросы маленьких почемучек. Дети этого возраста демонстрируют не только любознательность, но и хорошую память.

В словарном запасе ребёнка имеется около 2000 слов, и он постоянно расширяется. Малыш 4-х лет может назвать свои имя и фамилию, возраст, полный адрес, имена родителей, рассказать, кем они работают. Многие дети ещё не умеют по часам, но легко понимают и различают события, которые обычно происходят утром, днём или ночью. Такую же осведомленность о периодичности и различных этапах любого процесса ребёнок демонстрирует, рассуждая о смене времён года.

Малыш уже умеет пересказать сказку, прочесть наизусть стихотворение. К основным речевым навыкам относят следующие:

  • Умение связно , согласовывать в предложении слова по родам, падежам и числам;
  • Правильное произношение звуков за исключением шипящих и сонорных;
  • Активное использование во время построения предложений союзов и предлогов;
  • Чёткое и правильное произношение многосложных слов;
  • Способность отвечать на вопросы;
  • Умение описывать изображённое на картинке, рассказывать о профессиях и занятиях людей;
  • Перечисление основных музыкальных инструментов;
  • Понимание интонационной разницы.

Интеллектуальное развитие малыша в 4 года также предполагает, что он:

  • Различает части тела человека и ;
  • Называет и различает ягоды, плоды фруктов и овощей, может рассказать об их отличительных характеристиках;
  • Знает домашних животных и птиц, их детёнышей, находит их на картинках;
  • Имеет представление о насекомых и их действиях (бабочка летает, муха жужжит, кузнечик скачет).

Дети в 4 года умеют:

  • Считать до 10 и знать цифры до 5, в том числе, как они пишутся;
  • Различать понятия «много» и «мало», сравнивать количество по принципу «больше-меньше» или «узкий-широкий»;
  • Знают основные геометрические фигуры и семь цветов радуги.

При работе с конструктором дети используют свои математические навыки. Малыш может легко посчитать количество кубиков и расположить их в порядке возрастания, осмысленно строит сооружения различной высоты и формы, свободно оперирует понятиями и представлением о размещении частей конструктора по горизонтали и вертикали.

Психическое развитие детей в возрасте четырех лет

В возрасте 4-х лет дети способны испытывать различные эмоции, очень непосредственны, а их реакции на окружающий мир являются ситуационными и неустойчивыми. Малыши остро реагируют на происходящие вокруг них события, демонстрируя окружающим , стыд, гнев, грусть или разочарование. К этому возрасту уже сформированы основные нравственные качества: доброта, сопереживание, отзывчивость, проницательность.

Психическое развитие ещё не позволяет малышу оценивать себя критически: ребёнок может сомневаться в собственных силах и с трудом признавать свою вину. Он все больше осознает себя отдельной личностью и, несмотря на все внутренние противоречия и неуверенность, стремится к самостоятельности. Для осознания себя как личности малышу очень важны похвала и оценка близкими его поступков, ободрение или деликатное осуждение. В это время у ребенка закрепляется значение понятий добра и зла, хорошего и плохого, прекрасного и отвратительного. Поведение малыша и реакции на окружающий мир демонстрируют его понимание и наличие представлений о человеческой нравственности.

Каким бы ни было развитие малыша и набор его умений в этом возрасте, родители должны помнить об уникальности и неповторимости собственного ребёнка. Он может рисовать оранжевое небо и кошку с шестью лапами, фантазировать вслух, верить в волшебников и чудеса. Всё это также свидетельствует о его развитии и богатстве внутреннего мира, как и умение считать, рассказывать стихи и сооружать из конструктора сложные фигуры и высокие строения.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Данный период возрастного развития является очень важным. Именно сейчас закладываются основы характера малыша. Следовательно, правильное воспитание имеет свои особенности, которыми не надо пренебрегать. Очень важно найти правильный подход к ребенку. Психология воспитания мальчика в 4 года рекомендует не отдавать его в детский сад, не искать ему няню. Заниматься ребенком в этом возрасте должны сами родители.

Как правильно воспитывать мальчиков 4 лет?

Правильно воспитывать ребенка в 4 года надо смещая равновесие в сторону умственной активности. Прыгать, бегать становится уже не интересно, хочется заняться чем – то более спокойным. В этом возрасте детей привлекает рисование, изготовление поделок из различного природного материала. Такой интерес следует поощрять. Подобные занятия развивают усидчивость.

Кружки. В плане физического воспитания подошло время, когда можно отдавать малыша в спортивную секцию. Обязательны также ежедневные прогулки. Они способствуют развитию крупной моторики, укреплению иммунитета.

Чтение. Показывайте ребенку буквы, учите его читать. Делать это лучше в форме игры. Для развития простых математических действий можно использовать игрушки. Развивайте любовь к книгам, полезно чтение сказок для развития воображения. Рекомендуется организовывать мини театр: бумажные или тряпочные куклы из носков - отличное решение.

Знания. Воспитание мальчика в 4-5 лет отмечает пробуждение любознательности. Постоянно звучат бесконечные «почему». Взрослые не должны терять терпение. Надо спокойно отвечать на все вопросы, объяснять непонятное. Лишние подробности, при этом, можно опускать.

Детский сад. Если у мальчика появляются проблемы с адаптацией в детском коллективе, помогите. Найдите сначала причины, затем аккуратно их устраняйте. Учите сына общению с детьми.

Эмоции. Воспитывать мальчика 4-5 лет сложно за счет появления новых эмоций. Малыш начинает обижаться, раздражаться, испытывать стыд, печаль. Он не всегда умеет справляться с новыми чувствами. Не знает, как себя вести. Объясняйте ребенку, что в таких ситуациях лучше использовать слова, а не действия.

Хвалите, ругайте, наказывайте. Малыш нуждается в одобрении его поступков. Он еще больше будет проявлять старания, если видит, что за него радуются родители. Ругайте только по делу. Делайте замечания в понятной для крохи форме. Говорите малышу, что любите, даже когда его поведение оставляет желать лучшего.

Воспитание играми

Когда сыну исполняется 4 года, мама с папой задумываются над выбором игрушек. Они должны развивать любознательность, формироваться личные предпочтения.

Воспитывать 4 летнего мальчика можно, прибегая к ролевым играм.

Учите сына играть «в стройку», «в пожарника». Это даст ему базовое представление, чем занимаются мужчины. Именно их роль он будет исполнять в играх.

В данном возрасте важно уделять внимание развитию мелкой моторики:

  • придумайте игры с карандашами, пластилином, ножницами;
  • расскажите малышу сказку, где надо разложить зернышки по тарелочкам. Пусть ребенок исполнит эту роль;
  • можно устроить соревнование между членами семьи. Это будет способствовать развитию лидерских задатков у малыша.

Летом чаще выходите играть в песочницу. Стройте замки. У мальчика будет развиваться фантазия, воображение, образное мышление. Мастерите с ним фигурки, наделяйте их именами, разными качествами, придумывайте вместе истории с их участием.

Воспитывать 4-х летнего мальчика надо, формируя его логическое мышление. Используйте для этих целей детское домино, разные головоломки. В любом магазине в отделе детских игрушек сегодня достаточно материала.

Главным участником игры должен выступать малыш. Он обязан принимать решение, думать, искать выход из сложившейся ситуации.

Выбор игрушек для мальчиков

Во что бы ни играл малыш, игрушка, по-прежнему, будет занимать лидирующие позиции. Вопрос заключается в правильности ее выбора.

Как правило, родители считают, что воспитывать мальчика четырех лет надо, покупая ему пистолеты, самолеты, машинки. Мамы и папы отметают всякую идею кукол. Когда заметили, что сын играет с куклой, наступает немой шок. Такой испуг совершенно напрасен.

В данном возрасте у малыша появляется интерес к другим детям, он учится с ними общаться. Живым примером тому является кукла. Вначале это может быть неваляшка, затем пожарник, летчик, водитель, полицейский. Кукла не может помешать развитию мужественности, смелости. Скорее наоборот. Вспомните любимых всеми поколениями детей роботов. Их подвиги восхищали малышей, развивали храбрость, отвагу.

Когда игрушка исчерпывает свой интерес, мальчик ставит ее на полку. Он идет дальше в своем развитии. В его жизни появляются разные конструкторы. Пытливый ум ищет что – то новое.

Правильно воспитывать мальчика 4 лет означает:

  • не устраивать ему необоснованных запретов;
  • участвовать вместе с ним в выборе игрушек;
  • незаметно подсказывать, не навязывая своего мнения.

Основная задача родителей в воспитании четырехлетнего сына заключается в расширении его кругозора. Не препятствуйте познанию нового. Учите общению с детьми, благодарению за помощь, подарки.

Помогайте развитию артистических способностей. Малыши в этом возрасте с удовольствием поют песни, танцуют, читают стихи на публику. Воспитание мальчика 4-х лет предполагает большее участие папы в этом процессе, однако, маме не надо самоустраняться.

Психологи отмечают в этом возрасте рост желания познать все. У детей расширяется воображение, коммуникация становится активнее. Развитие малыша происходит быстро, и задачей родителей считается придать ему правильное направление.

  1. развивайте ребенка, как личность. Объясняйте ему, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, можно и нельзя;
  2. поощряйте проявление эмоций, объясните, как правильно их выражать;
  3. имейте терпение и снисходительность к шумным поступкам. Не стоит сдерживать поведение ребенка (в границах разумного), но и учить быть сдержанным;
  4. воспитание ребенка в 4 года предполагает обучение его сочувствию. Малыш должен понимать чувства других детей, правильно на них реагировать;
  5. соблюдайте последовательность. Когда сказали «нет», придерживайтесь этого запрета, не меняйте его быстро на согласие. В противном случае попадете под влияние малыша;
  6. повторяйте наставления по несколько раз. Дети в этом возрасте не отличаются внимательностью. Они могут услышать, тут же забыть. В таких случаях нужны многократные повторения;
  7. ограничивать воображение нельзя. Малыш придумывает разные истории, фантазирует. Порой его выдумки кажутся глупыми. Можете вносить свои коррективы, но не убивайте просыпающееся воображение;
  8. чаще смейтесь вместе. Читайте малышу смешные истории, сказки;
  9. учите ребенка быть общительным. Знакомьте его со сверстниками. Организовывайте их совместные игры. В процессе игры они удовлетворяют жажду познания, растут их коммуникативные навыки;
  10. не настаивайте на длительном выполнении чего – либо. Ребенок не обладает в этом возрасте большой усидчивостью.

Истерики. Проявляйте правильную реакцию на истерику малыша. Воспитывать мальчика 4 лет трудно, он начинает экспериментировать над родителями, закатывая ложные истерики. Малыш наблюдает за реакцией взрослых. Подождите, пока он успокоится, затем побеседуйте с ним.

Для каждого возраста существуют свои критерии сформированности навыков, которых стоит придерживаться, оценивая общее развитие ребенка. Если до 3 лет специалисты говорят о возможных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Несоответствие большинству из них может свидетельствовать о проблемах в развитии, в то время как своевременно замеченные отклонения позволят скорректировать процесс воспитания и обучения, чтобы избежать отставания.

Содержание:

Внимание и память

Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:

  • ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
  • запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
  • быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
  • узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
  • повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
  • находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
  • находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
  • собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
  • называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
  • повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
  • посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.

Мышление

Познавательный интерес ребенка достигает своего пика, именно в этом возрасте многие родители начинают подготовку к школе. Специалисты не против раннего обучения, но советуют проводить его не самостоятельно, а руководствуясь советами методистов, определяющих, что именно должен знать и уметь ребенок в 4 года:

  1. С этого возраста можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иноязычных.
  2. Запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением. Некоторые дети способны сами изобразить нужный символ.
  3. Без труда находит пару представленному предмету, «лишний» предмет в заданном ряду.
  4. Сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот.
  5. Сам подбирает антонимы (днем светло – ночью (?) темно), решает простые головоломки, загадки, логические задачи.
  6. Находит несоответствия на рисунках и объясняет их, предлагая правильное решение.
  7. Знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры.
  8. Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.
  9. Учится ориентироваться в схеме сборки конструктора, способен сам соорудить несложные конструкции. Из кубиков строит не только башенки, но более сложные сооружения.

Видео: Чем занять четырехлетнего малыша. Развивающие игры.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и [р]. В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Видео: Нормы речевого развития четырехлетнего ребенка.

Мелкая моторика

Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:

  • ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
  • нанизывает бусины средней величины на нитку;
  • завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
  • учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
  • проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
  • обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
  • из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.

Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.

Физическое развитие

В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью, ведь малыш понимает возможности своего тела и пытается поскорее их проверить. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем:

  • ребенок хорошо и быстро бегает;
  • без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
  • прыгает в высоту и длину;
  • кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
  • подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
  • преодолевает препятствия на пути.

Четырехлетнего ребенка уже можно отвести в спортивную секцию. Занятия укрепят мышцы и направят энергию малыша в правильное русло.

Эмоциональное развитие

Психологи настаивают на том, что в эмоциональном развитии малыш нуждается так же, как и в физическом. Мимика и жесты – это часть эмоций, освоить их сам ребенок вряд ли сможет, ему необходимо помочь. В этом возрасте он учится улавливать настроение близкого человека, сопереживать и утешать:

  • распознает настроение человека на фотографии или рисунке;
  • по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
  • может признать свою вину и попросить прощения;
  • выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.

В 4 года приходит осознание, что не все его шалости смешны, многие обижают или доставляют боль. Ребенок, порой, осознанно совершает подобные действия, проверяя, какие эмоции они вызовут.

Бытовые навыки

Ребенок должен уметь выполнять необходимые гигиенические процедуры без напоминания: чистить зубы, мыть руки перед едой и после улицы, контролировать физиологические потребности даже в ночное время. Некоторые малыши к этому времени предпочитают унитаз горшку. Дети едят самостоятельно, пользуясь столовыми приборами и салфеткой.

Одеваясь на прогулку, четырехлетний малыш выбирает вещи соответственно погоде, без труда одевается и раздевается. Многие уже знают переднюю и заднюю сторону в одежде, правую и левую ноги и правильно надевают обувь.

Социальная адаптация

Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.

В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят аплодисменты и похвалу.

Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.


Согласно психологическим и социальным исследованиям, на протяжении всей жизни, каждый человек переживает несколько переходных периодов, первый из которых происходит приблизительно в четырехлетнем возрасте. Именно на этом этапе, ребенок начинать ощущать себя самостоятельной личностью, испытывать некоторые ранее не знакомые ему эмоции, осознавать свою роль в семье и понимать отношение окружающих к себе.

Физиология ребенка четырех лет

К началу 4-го года, подавляющее большинство здоровых малышей, с физиологической точки зрения, можно считать полностью подготовленными к взрослой жизни. У деток в таком возрасте уже хорошо развита координация движений, мелкая и крупная моторика, речь. Малыш без особых усилий преодолевает любые препятствия на своем пути (ступеньки, ухабы, перегородки и пр.), повторяет за взрослыми многие движения, самостоятельно одевается, раздевается, кушает и пр. Если все пред идущие годы жизни каждый день ребенка был наполнен физической активностью, то теперь наступает период психологического и умственного развития и, как следствие, некоторое уменьшение подвижности. Для родителей, в этот период времени, очень важно наиболее рационально распределить проводимое малышом время. Нужно, что бы настольные игры, рисование, лепка и прочие спокойные занятия не занимали все время ребенка, а чередовались с подвижными играми.

Согласно советам специалистов, существует несколько способов для поддержания наиболее оптимального баланса физической активности ребенка в течении дня. Во-первых, очень желательно, что бы малыш посещал детский сад. Во-вторых, в 4 года вполне можно начинать заниматься какими-либо видами спорта. Родителям стоит предложить ребенку самостоятельно выбрать то, что ему нравится. Возможен вариант, когда ребенка записывают сразу в несколько секций, что бы в последствии, он мог выбрать какую-то одну. В-третьих, родителям стоит хотя бы по 2 часа в день, при условии что малыш ходит в детский сад, гулять с ним на улице. Соблюдение всех этих указаний поможет вырастить всесторонне развитую личность.

Психология ребенка

Разнообразные капризы, иногда истерики - все это молодым родителям знакомо достаточно давно, однако, в 4 года такое поведение ребенка выходит на качественно новый уровень. Если раньше, плохое поведение диктовалось исключительно инстинктами (чувство голода, болезненные ощущения, чувство усталости и пр.), то теперь, раздражительность и непослушание - это форма поведения, выбранная сознанием ребенка, как наиболее уместная в конкретной ситуации. Именно в 4 года начинает формировать характер малыша, манера его общения с окружающими, привычки и прочие личностные качества, которые могут быть ему присущи на протяжении всей жизни.

Современные психологи выделяют несколько правил, которым стоит придерживаться, что бы вырастить психологически здорового, адекватного и сильного духом человека:

  1. Родителям надо с должным вниманием относиться к своему ребенку. Нужно замечать все чем он занимается. Постоянно вступать с ним в диалог, высказывать свое и интересоваться его мнением по любым вопросам. Нельзя забывать хвалить малыша. Дети, испытывающие нехватку в похвале, как правило, ни к чему не стремятся, чувствуют себя неуверенно. Если ребенок совершил какой-либо нехороший проступок, с малышом стоит спокойно поговорить, объяснить в чем он не прав. Когда у ребенка что-то не получается, допустим, завязать шнурки, следует спокойно и терпеливо показать, как это нужно делать и потренироваться с ним вместе;
  2. С ребенком нужно считаться. С самых ранних лет малыш должен ощущать, что он полноценный член семьи, и с его мнением считаются. Только в таком случае, у него есть шанс вырасти уверенным в себе человеком, который сможет за себя постоять;
  3. Детей никогда нельзя обманывать. Если малышу была обещана вечером вкусная конфета, значит эта конфета у него должна быть. Если мама пообещала, что за пять дней посещения дет. сада без слез и истерик купит куклу, то она обязательно должна ее купить. Если выполнить обещанное не получилось, ребенку нужно объяснить какова тому причина. Дети уже в таком возрасте понимают абсолютно все. Если мама, или папа обманывают свое чадо без особых на то причин, то, за достаточно короткое время, ребенок перестанет им верить и при этом сам будет врать;
  4. Важно следить за манерой своего собственного поведения. Ребенок в 4 года, как губка, впитывает все, что видит вокруг себя. Если родители могут себе позволить хамское поведение, не цензурные выражения и пр., то и их дитя со временем будет вести себя так же. Более того, такое поведение ребенка будет наблюдаться не только по отношению к посторонним людям, но и к самим родителям;
  5. Для ребенка нужно быть другом. Старайтесь проводить вместе как можно больше времени, периодически устраивайте семейные праздники, ходите вместе на природу, старайтесь брать его с собой на отдых. В 4-х летнем возрасте уже можно посещать разнообразные культурные места отдыха: детские театры, кукольные театры, елки, кинотеатры, спектакли и пр.

Навыки и умения в 4 года

Если сравнить умения и навыки малышей 4-х летнего возраста, то станет ясно, что у каждого они свои и могут значительно отличаться. Кто-то знает все буквы алфавита и умеет читать, а кто-то считает до 20-ти. Один ребенок может самостоятельно прибрать свою постель, а другой включить игру на компьютере. В этом возрасте ребенок умеет делать то, чему его научили.

Первый и самый основной совет родителям 4-х летнего малыша - это запастись терпением. Именно с этого периода слова зачем, почему и как будут звучать в вашем доме помногу раз в день. Подрастающий малыш интенсивно развивается и, с каждым днем, все больше вопросов, относительно устройства окружающего мира, возникает в его голове. Нужно всегда спокойно и уравновешенно общаться с ребенком, доступно отвечать на все поставленные вопросы. Ни в коем случае нельзя отнекиваться от малыша, или переносить разговор, на интересующую его тему, на потом.

Очень желательно уже с 4-х летнего возраста начинать потихоньку подготавливать ребенка к школе. Вполне уместно будет учить с ним цифры, буквы, пробовать читать. Такие занятия лучше всего проводить в игровой форме, что бы малыш интересно проводил время и при этом получал новые знания. Посещение подготовительных кружков и спортивных секций так же пойдет только на пользу подрастающему поколению.

Как развивать мелкую и крупную моторику ребенка в 4 года

Для развития крупной моторики наилучшим вариантом будет посещение малышом какого-либо спортивного кружка. Когда по каким то причинам у родителей нет такой возможности, с ребенком стоит проводить ежедневную зарядку дома. Можно каждое утро включать веселую, динамичную музыку и всей семьей выполнять комплекс простых упражнений. Во время прогулки провоцировать его на подвижные игры. Для развития мелкой моторики, как и в 2-х и 3-х летнем возрасте нужно приобщать ребенка к рисованию, лепке, перебиранию семечек и прочим занятиям такого же типа.

Как играет ребенок в четыре года

Этот период для малыша, по истине, можно назвать очень ответственным и в то же время увлекательным. В 4 года дети потихоньку вливаются в социум, начинают становиться его частичкой, а так же учатся отвоевывать свое место в нем. У малышей появляются первые друзья, с которыми они участвуют в совместных играх. Для такого возраста наиболее характерны ролевые игры, которые копируют жизнь взрослых людей. Большинство девочек играют в дочки-матери, больницу, детский сад. При этом, юные дамы выполняют в этих играх роли мам, врачей, воспитателей. Среди мальчиков самыми популярными считаются игры в полицейского, водителя, военного.

Чему учится ребенок в четыре года

В этом возрасте каждый малыш продолжает совершенствовать уже приобретенные навыки. В первую очередь это касается способности обслужить самого себя. Улучшается его речь. Ребенок интересуется буквально всем, что его окружает и, как следствие, значительно углубляет свои знания во всем. Опытные педагоги советуют именно в этот период начинать изучение иностранных языков, учить с малышом стишки, песенки. От того на сколько активно будет развиваться память ребенка начиная с 4-х летнего возраста, в значительной степени зависит его обучаемость в дальнейшем.

Как ведет себя ребенок

В 4 года происходит формирование характера малыша, он начинает потихоньку осознавать, что такое хорошо, а что такое плохо. У него возникает масса вопросов. По-этому родителям в этом возрасте стоит быть достаточно терпимыми и с пониманием относится к потребностям ребенка в получении все новой и новой информации.

Как развивается речь

Примерно 95 - 98 % детей к этому возрасту уже в состоянии вполне внятно изъясняться. Теперь происходит процесс усовершенствования речи. Малыш начинает выговаривать такие сложные звуки, как: р, ш, щ. Словарный запас все время пополняется новыми словами, однако, смысл далеко не каждого слова ребенок понимает. Не одиноки случаи, когда дети в таком возрасте употребляют матерные слова. Такая ситуация возникает в том случае, когда кто-то из их окружения регулярно матерится.

В чем основная задача воспитания

С самого рождения родители являются самыми близкими людьми для своего малыша. Основная их задача состоит в том, что бы обеспечить своему чаду полноценное физическое и психологическое воспитание, научить его находить общий язык с другими детьми, достойно вести себя в окружении взрослых. Родители должны помочь своему ребенку по максимуму раскрыть свои возможности, предоставить ему право выбрать для себя увлечение по душе.

Видео: как научить ребенка рисовать в 4 года.



Публикации по теме