Картина сдирание кожи с продажного судьи борисова. «Сдирание кожи с продажного судьи», или как боролись со взяточниками от Фемиды в античные времена

Продажные судьи, увы, были всегда. И в античные времена, и в средневековье. Есть они и сейчас. Вот только современные мздоимцы от Фемиды чувствуют себя намного спокойнее своих предшественников. Подумаешь - несколько лет тюрьмы за миллионную взятку. Да и то - это только в крайнем случае. Как правило, современным служителям правосудия, даже попавшимся на «горячем», удается избежать реального наказания…

А вот раньше с продажными судьями не церемонились. Знаменитый голландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения Герард Давид, живший во второй половине 16 века, в своей картине «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи» весьма впечатляюще и исчерпывающе показал потомкам что могло ждать судью, который из служения Фемиде делал личный бизнес.

Картина написана на деревянной доске темперой; представляет собой диптих из частей размерами 182 x 159 см - левая часть и 202 х 178,2 см - правая часть. На обеих частях диптиха изображён персидский царь Камбис и многочисленные свидетели ареста и казни. Сюжет картины основан на рассказе Геродота :

«Отец Отана Сисамн был царским судьей. Царь Камбис за то, что Сисамн, решая судебные дела, брал взятки, казнил его, повелев при этом содрать с него кожу, нарезать из нее ремней и обтянуть ими тот самый трон, сидя на котором Сисамн вершил суд. Затем Камбис назначил судьей вместо Сисамна, с которого он содрал кожу, сына Сисамна, посоветовав ему помнить, на каком троне он будет сидеть, когда будет вершить суд».

На левой части диптиха изображён арест неправедного судьи Сисамна, который был уличён во мздоимстве. Царь Камбис перечисляет судье, отсчитывая по пальцам эти случаи. Один из солдат удерживает Сисамна за руку. За креслом судьи стоит его сын - юноша Отан, будущий преемник.

Хотя описываются античные события, персонажи одеты в соответствии с современной художнику модой, над креслом видна дата «1498», а действие происходит под гербами Филиппа Красивого и его супруги Хуаны Арагонской.

Портрет герцога был добавлен к изображению первой части в 1494 году, когда он начал править. Остальные действующие лица тоже являются портретами современников художника. На дальнем плане в проёме видны торговые ряды Брюгге, которые сохранились до сих пор. На заднем плане также изображено крыльцо, на котором виден человек, протягивающий судье кошель с деньгами.

На правой части диптиха изображено, как палач сдирает с живого судьи кожу. На заднем плане, в галерее на судейском кресле, покрытом кожей, снятой с казнённого, сидит Отан, сын Сисамна. Слева от кресла нового судьи, над дверью висят гербы Фландрии и Брюгге.

Во времена, когда картина была написана, с судей кожу живьем уже не сдирали. Картина была предназначена для того зала ратуши города Брюгге, в котором вершился суд, и была призвана напоминать судьям об их долге.

Существует и другой перевод текста: «Так сказал Дарий. Затем царь поставил сатрапом Сард своего сводного брата Артафрена и вместе с Гистиеем отбыл в Сусы. Отана же он назначил начальником войска в Приморской области. Отец этого Отана – Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло [такими ремнями], Камбис назначил судьей вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит.» (Геродот, История. Книга 5, глава 25)

Эта картина стала популярной и в нашем 21 веке. Например, в августе 2012 году сторонники Юлии Тимошенко при рассмотрении ее дела в суде кассационной инстанции развернули перед судьей копию полотна «Сдирание кожи с продажного судьи».

В ноябре того же года у Замоскворецкого суда были задержаны активисты, которые принесли фотокопию картины судье Андрею Федину , вынесшему приговор в отношении фигуранта «Болотного дела» Максима Лузянина .

Многие читатели могут подумать, что сдирать кожу — это, конечно, несовременно. Ведь даже в нынешней Персии (Иране) этого не делают. Там за это всего лишь отрубают руку. Однако вполне возможно, что для укрепления морального облика нам предлагают распространить это правило на наших служителей Фемиды — в судах можно развешивать не картины о сдирании кожи, а хотя бы портреты судей с отсеченными руками, чтобы нынешние судьи ни на секунду не забывали об ответственности за свои решения.

Анализ судебной практики и обращений граждан дает ответ на причины устойчивого недоверия к судам со стороны граждан и на обстоятельства, способствующие распространенным нарушениям закона самими судьями.
Недоверие граждан к институтам государственной власти, и в частности к судебной системе, в конечном итоге негативно сказывается даже на патриотизме граждан, их моральном отношении к государству.

Ольга Ильина

Продажные судьи, увы, были всегда. И в античные времена, и в средневековье. Есть они и сейчас. Вот только современные мздоимцы от Фемиды чувствуют себя намного спокойнее своих предшественников. Подумаешь - несколько лет тюрьмы за миллионную взятку. Да и то - это только в крайнем случае. Как правило, современным служителям правосудия, даже попавшимся на «горячем», удается избежать реального наказания…

А вот раньше с продажными судьями не церемонились. Знаменитый голландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения Герард Давид, живший во второй половине 16 века, в своей картине «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи» весьма впечатляюще и исчерпывающе показал потомкам что могло ждать судью, который из служения Фемиде делал личный бизнес.

Картина написана на деревянной доске темперой; представляет собой диптих из частей размерами 182 x 159 см - левая часть и 202 х 178,2 см - правая часть.

На обеих частях диптиха изображён персидский царь Камбис и многочисленные свидетели ареста и казни. На левой части диптиха изображён арест неправедного судьи Сисамна, который был уличён во мздоимстве. Царь Камбис перечисляет судье, отсчитывая по пальцам эти случаи. Один из солдат удерживает Сисамна за руку. За креслом судьи стоит его сын - юноша Отан, будущий преемник.

Сюжет картины основан на рассказе Геродота:

«Отец Отана - Сисамн был царским судьей. Царь Камбис за то, что Сисамн, решая судебные дела, брал взятки, казнил его, повелев при этом содрать с него кожу, нарезать из нее ремней и обтянуть ими тот самый трон, сидя на котором Сисамн вершил суд. Затем Камбис назначил судьей вместо Сисамна, с которого он содрал кожу, сына Сисамна, посоветовав ему помнить, на каком троне он будет сидеть, когда будет вершить суд».

На правой части диптиха изображено, как палач сдирает с живого судьи кожу. На заднем плане, в галерее на судейском кресле, покрытом кожей, снятой с казнённого, сидит Отан, сын Сисамна.

Многие читатели могут подумать, что сдирать кожу - это, конечно, несовременно. Ведь даже в нынешней Персии (Иране) этого не делают. Там за это всего лишь отрубают руку. Однако вполне возможно, что для укрепления морального облика нам предлагают распространить это правило на наших служителей Фемиды - в судах можно развешивать не картины о сдирании кожи, а хотя бы портреты судей с отсеченными руками, чтобы нынешние судьи ни на секунду не забывали об ответственности за свои решения.

Картина нидерландского художника Давида Герарда «Суд Камбиса» , отразившая сдирание кожи с продажного судьи, относится к жанру назидательных изображений, весьма популярных в средневековье в западноевропейской живописи. Это произведение было предназначено для зала суда, дабы служить напоминанием служителям Фемиды об их долге и присяге.

Сюжет полотна из глубин античности. «История» Геродота


Сюжет этого произведения основан на истории, описанной Геродотом в его трактате, которая вкратце гласит: "За то, что этот судья, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и с живого содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло кожей судьи, Камбис назначил судьей вместо судьи Сисамна его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит."

А произошло это событие, описанное древнегреческим историком, в 530 – 522 годах до нашей эры в Персии во время царствования правителя из династии Ахеменидов – Камбиса II.

рассказал" эту историю в красках. Для этого ему понадобилось целых четыре года.

Изображение, написанное на двух деревянных досках темперой, достаточно масштабно. Так, левая половина имеет размеры 182 x 159 сантиметров, а правая - 202 х 178 сантиметров.

вершителя закона" за руку, и сына судьи, который и станет преемником его должности в скором будущем.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/G233rard_David_-004.jpg" alt=" «Суд Камбиса». Вторая часть диптиха. Автор: Давид Герард." title=" «Суд Камбиса». Вторая часть диптиха.

Эта поучительная история о продажном судье, как напоминание о судебной чести, была актуальна в XV- XVI веках, в Западноевропейских государствах, когда единой судебной, финансовой и полицейской системы не существовало. Практически в каждом городе была своя система права, отражавшая его исторические и национальные особенности, а также традиции. Актуальна эта история и в наши дни.

Немного из истории о чудовищной казни


Жестокая казнь, заключающаяся в себе сдирания кожи с приговоренного при помощи ножей, свои истоки берет из глубины веков. К ней часто прибегали древние вавилоняне, халдеи и персы. Древние индусы кожу обжигали факелами, после человек в течении 2-3 дней умирал.


Такой вид казни был широко распространен и в Ассирии, один из правителей которой обтянул человеческой кожей колонны своего дворца. Был в древней истории случай, когда из плененного императора Валериана после жестоких пыток персы содрали живьем кожу и, окрасив в красный цвет, вывесили в храме как трофей. А также история человечества знает случаи, когда кожу сдирали из неверных жен, изменявших своим мужьям.


И как показывают неопровержимые факты, самыми изощренными "мастерами" в этом деле были персы. Они мастерски обрезали кожу несчастных жертв узкими ремешками и кружочками, лоскутами и пластинками. Верхом профессионализма палачей было их умение срезать кожу тонкими ленточками, начиная с шеи, а далее по кругу кольцевыми полосками от пяти до десяти сантиметров шириной.


Со временем такой бесчеловечный вид казни утратил свою актуальность, и к 14-15 столетию к ней прибегали уже довольно редко. Хотя история помнит один эпизод, когда англичане казнили на такой манер лучника Пьера Базиля, который выстрелом из арбалета нанес ранение Ричарду Львиное Сердце, после чего тот скоропостижно скончался. Разъяренные воины «разделали лучника как зверя… Лезвие проникало под кожу, отделяя широкие лоскуты и обнажая багровую кровоточащую плоть».


В 16 столетии эту казнь на вооружение взял турецкий генерал Мустафа, покаравший в 1571 году осажденный кипрский город Фамагусту, жители которого более 10 месяцев не сдавались. По его приказу сдиранием кожи казнили всех военачальников, среди которых был знаменитый венецианец Брагадино, предводитель сопротивления.

Казнить сдиранием кожи за уголовные преступления перестали несколько веков назад, но как ни странно, человеческая кожа по-прежнему высоко ценится собирателями мрачных коллекций до сих пор.

Методы борьбы с коррупцией судей в наше время


В наши дни во время судебных процессов в залах заседания стала частенько появляться репродукция картины "Суд Камбиса". Политики и простые граждане, пытаясь пригрозить коррумпированным служителям Фемиды, используют эту картину как напоминание об последствиях суда Камбиса.

К слову, диптих "Суд Камбиса" на сегодняшний день находится в Бельгии в музее города Брюгге.

В средневековье были очень популярны ужасающие , имеющие вид разложившихся трупов.

"За обслугу пахана в мантиях"


Картина Сдирание кожи с продажного судьи (другое название Суд Камбиса) написана художником Герардом Давидом в 1460 году специально для зала ратуши г.Брюгге, в котором проводились судебные заседания. Картина помогала судьям помнить о том, что судить надо справедливо.

Суд Камбиса. Левая панель. 1498. Муниципальная художественная галерея.

Суд Камбиса. Правая панель 1498. Муниципальная художественная галерея.


Герард Давид (нидерл. Gerard David ; ок. 1460, Аудеватер, Утрехт — 13 августа 1523, Брюгге) — нидерландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения .

Сюжет картины основан на рассказе Геродота:

"Отец Отана Сисамн был царским судьей. Царь Камбис за то, что Сисамн, решая судебные дела, брал взятки, казнил его, повелев при этом содрать с него кожу, нарезать из нее ремней и обтянуть ими тот самый трон, сидя на котором Сисамн вершил суд. Затем Камбис назначил судьей вместо Сисамна, с которого он содрал кожу, сына Сисамна, посоветовав ему помнить, на каком троне он будет сидеть, когда будет вершить суд".

Во времена, когда картина была написана, с судей кожу живьем уже не сдирали. Картина была предназначена для того зала ратуши города Брюгге, в котором вершился суд, и была призвана напоминать судьям об их долге.

Другой перевод:

"25. Так сказал Дарий. Затем царь поставил сатрапом Сард своего сводного брата Артафрена и вместе с Гистиеем отбыл в Сусы. Отана же он назначил начальником войска в Приморской области. Отец этого Отана – Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло [такими ремнями], Камбис назначил судьей вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит."

Геродот, История. Книга 5, глава 25

"Любители" судей в Инете и такое понапридумали:

"Если бы кресло каждого судьи было обтянуто кожей предшественника, то уважения к судебным инстанциям прибавилось бы. А наши законодатели даже от штрафов за дорожные правонарушения судей освободили и дискуссии разводят надо ли им и их родственникам декларировать доходы!! Сколько бы крокодилов, змей и другой живности уберегли если бы судейскую кожу на кресла пустили..." sutyajnik.ru/

"Сдирать кожу - это, конечно, несовременно. Даже в нынешней Персии (Иране) этого не делают. Там за это всего лишь отрубают руку. Учитывая, что уровень демократии в [...одной из стран бывшего СССР...] сейчас примерно соответствует иранскому, предлагаю распространить это правило на [...одну из стран бывшего СССР...]. Причем портреты судей с отсеченными руками необходимо развешивать на стенах судов, рядом с портретами [... руководителей высшего эшелона власти...], по всей стране, чтобы нынешние судьи ни на секунду не забывали об ответственности за свои решения." becky-sharpe.livejournal.com/

"Учитывая размах коррупции- судейской кожей можно обтянуть не только стулья, а наладить производство по пошиву ремней, перчаток, чехлов и т.д. " sutyajnik.ru/news/

Про традицию сдирать кожу с живого человека и очень много других способов поразвлекаться см. на странице сайта



Публикации по теме