Картины в технике ткачество. Ручное ткачество: бесконечное множество идей для применения

Ткачество ручное — процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимноперпендикулярно.

Это одно из древнейших человеческих ремёсел возникло в позднем неолите в результате эволюции плетения. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени. Традиционное сырьё: шерсть, лён, хлопок и шёлк. До 19-20 веков являлось одним из самых распространенных домашних занятий.

В интернете много предложений ручного ткачества, в основном это домотканные коврики, пояса в русском стиле, шарфы и палантины.

В ткачестве используют все виды ниток и пряжи. В одном проекте может вмешиваться обычная пряжа, арт-пряжа, текстильная пряжа, мулине, шелковые нити, волокна вискозы и локоны шерсти и ровница.

Традиционно из домотканного полотна делают одежду. Вещи получаются очень фактурными и интересными. Эта одежда подойдет не каждому, она сильно отличается от магазинной ткани как на ощупь, так и по крою.

Чаще всего мастерицы не режут домотканное полотно, а ткут детали сразу по выкройке, поэтому крой у таких вещей свободный.

Одежда из домотканного полотна отлично смотрится на дамах в возрасте и «в теле».

Стиль у таких вещей может быть как классический, так и Бохо.

Часто в изделиях используются совмещают ткачество и вязание. Мне кажется, если добавять валяние и вышивку, то изделия получатся еще более фактурными.

Дизайнеры иодных домов тка же используют в колекциях полотно ручного ткачества.

Многие ткачихи делают сами пряжу для своих изделий.

Для одежды и палантинов используют дорогую качественную пряжу, а для ковриков можно использовать остатки от одежды.

Подушки и пледы из домотканного полотна отлично впишутся в интерьер.

Сумка из домотканного полотна может стать ярким акцентом всего образа.

Если вы хотите заняться ткачеством, вовсе не обязательно покупать дорогой ткацкий станок. Очень много интересных изделий вы можете сделать при помощи небольших и недорогих (даже самодельных) ткацких приспособлений.

При помощи вот таких рамок разных форм и размеров, вы можете соткать шарф, палантин, подушку, плед или ковер.

Размер у этих рамок небольшой, поэтому их удобно брать в дорогу или на дачу.

Плед из квадратиков:

Для свосем маленьких проектов используют миниатюрные рамки для ткачества, а для «маньяков» кольцо ткачихи:)

На основе ткачества можно делать игрушки, украшения, декоративные вазы, подстаканники и салфетки, грелки на чайник, обложки для книг и альбомов. Очень красиво смотрится мебель обтянутая самодельной тканью.

Еще один вид ручного ткачества — это изготовление гобеленов.

Гобелен ручной работы делится на два основных вида: петельный и тканый.

Петельный гобелен проще в исполнении. Суть техники такова: на плотный кусок ткани наносится эскиз, затем «пробивается» специальной иглой и прошивается шерстяными нитками. У петельного гобелена есть свои поклонники, но стоит сказать и о минусах. Этот гобелен легко распускается, если случайно задеть нитку, но если смазать изнанку клеем ПВА, то эта проблема исчезает.

В этой публикации мы рассмотрим тканый гобелен.

Тканый гобелен — более сложное искусство. Вначале на подрамник наматывается основа из хлопковых ниток. Затем она закрепляется снизу специальными — сумаховыми — узлами. Они имеют древнюю историю, и умение их создавать — азы ремесла. Далее приступают к главному процессу — проведению уточной нити сквозь основу. Довольно часто он сочетается с узелковым плетением. Существует огромное количество способов плетения, а некоторые рукодельницы даже изобретают собственные.

На Ярмарке Мастеров есть несколько мастер-классов по тканому гобелену. Если кому-то интересно, попробуйте поскать в разделе Ткачество.

Как видите, ручное ткачество остается востребованным и в 21 веке.

Всем занимающимся этим видом творчества и всем желающим приобщиться к ткачеству желаю успехов и вдохновения!

Очень важно беречь и расширять территорию тепла и уюта, любви и мира.

Ярослава Ткачук

Таких мастеров, как Ярослава Ткачук, называют самородками. У них свой особый творческий почерк, своё видение...

Ярослава создаёт интересные и очень колоритные картины в технике ручного ткачества, не ограничиваясь традиционными приемами, применяя редкие техники.

В истоках её гобеленов, конечно же, культура, национальные мотивы и традиции Украины. В собственной интерпретации, со своим очарованием.

Колорит её работ лаконичный, спокойный и графичный: различные оттенки коричневого, цвет сухих трав, охристые тона, дающие ощущение тепла и уюта, душевности.

Синтез ткачества и металла, безусловно, настоящая изюминка в работах мастерицы. Соединять, казалось бы, несовместимые материалы - лён и медь - нужно ещё додуматься, согласитесь:) А Ярослава органично подружила их тепло. Показала сколь «многоликим» может быть лён. Чувство материала у художницы потрясающее.

По мнению Ярославы, успех и талант вытекают из трудоголизма. Ведь для создания любой работы, требуется и знания, и умения, многие часы работы и терпение.

«Меланхолия»


«Жінка...»

Триптих «Як птахи»

Элементы триптиха



«Засватана»

«Покрова», техника клееного волокна (лен, кружево, гербарий, медь, латунь)

«Небесная госпожа» / фрагмент, техника клееного волокна (лен, кружево, гербарий, медь, латунь)

«Мамай», техника клееного волокна (лен, кружево, гербарий, медь, латунь)

«Во вселенной весны», клееное волокно; лен, шелк, кружево, латунь

«Рождественская сказка», техника клееного волокна (лен, кружево, гербарий, медь, латунь)

«Наречена»

«На завтра», медь, лен, сталь, ручное ткачество, чеканка

«Скрыто», медь, лен, сталь, ручное ткачество, чеканка

«Достаток», медь, лен, сталь, ручное ткачество, чеканка

Ярослава Ткачук живет и работает во Львове. Окончила Косовский колледж декоративно-прикладного искусства, отдел художественного текстиля и Львовскую национальную академию искусств, отдел художественного текстиля. С 2013 года член Национального союза художников Украины. Провела ряд персональных выставок и участвовала в групповых в разных городах Украины и за рубежом, в том числе, в Австрии, Германии, Греции и Испании. Ее девиз: «Искусство - неотъемлемая часть жизни... и то, что дает свободу».

Ключевые слова: художник ярослава ткачук, гобелены ярославы ткачук, техника ручного ткачества, лён в творчестве, медь в творчестве


Приглашаю вас на небольшую экскурсию в мир ручного ткачества. Здесь вы можете ознакомиться с основными приемами этого вида рукоделия.

Ткачество зародилось ещё в первобытнообщинном строе, и всегда было необходимо при разных исторических этапах жизни человечества. Известно, что простой ручной ткацкий станок был создан уже за 5-6 тысяч лет до н.э. Изначально, для ткачества использовали натуральное волокно - из крапивы, льна, конопли, хлопка и шерсти.

В древние времена ткачество было необходимо, чтобы изготовить одежду, обувь, подстилку. Позже крестьяне стали ткать полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в хозяйстве вещей.

Ткачество на станке

Ткацкий станок (ткацкий стан, кросны) - основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

Ткачество на бёрдышке

Что же такое бёрдышко? Это очень простое и остроумное приспособление для ткачества, на котором сделаны отверстия двух видов - продольные и круглые. Количество их произвольное, соответствует числу нитей основы (продольных нитей). В старину народные мастера ткали этим способом разнообразные узорные пояса из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных нитей.

Ткачество на дощечках

Ткачество на дощечках - это ещё один способ для создания поясов и других изделий с орнаментальными узорами.

Ткачество на сволочке или ниту

Один из способов создания поясов с узорами.


Гобелен

Гобелен - это один из видов ручного ткачества.

Яркие и красочные гобелены, изначально были безворсовые - гладкие, но сейчас гобелены часто имеют ворс и выполнены в смешанной технике. Различна длина ворса. Размер изделия тоже может быть разным - на всю стену, или же всего 20*20 см - так называемые мини-гобелены.

При создании гобелена могут быть использованы самые разные материалы, пряжа и не только. Очень интересные эффекты получаются при использовании непряденой шерсти, различных натуральных волокон - лен, сизаль, шнуры металлические нити. Используется различные техники ткачества, а также приемы плетения макраме.

Ткачество на рамке

Ткачество на рамке - вид ручного ткачества для изготовления изделий размером менее одного метра.

Для работы потребуется деревянная рама необходимого размера. Для нитей основы чаще используется льняная нить или хлопчатобумажная. Толщина нитей основы приблизительно такая же, как и утка, которую вы будете использовать в работе. Но в принципе, она не играет большой роли, так как потом она полностью закрывается нитью утка.


Ткачество на картонке

Для работы подготавливают кусок картона нужного размера по длине и ширине или диаметру, делают надрезы ножницами на одинаковую глубину и ширину по его верхней и нижней части. Натягивать нити нужно довольно сильно, но не настолько, чтобы картон стал выгибаться. Нити основы должны быть натянуты и расположены только с лицевой стороны картонной заготовки-рамы. Рабочую нить лучше всего вдеть в толстую длинную иглу с широким ушком.


...

Существуют разные техники ткачества, освоив которые, вы сможете соткать неповторимые гобелены. Давайте рассмотрим 5 основных техник: соединение цветов разных фрагментов гобелена, выполнение линий вертикальных и наклонных и несколько не традиционных, но очень интересных по выполнению техник. Также прекрасно выглядят гобелены, которые украшены разными декоративными элементами.

Для того, чтобы соединить два разных цвета на вашей работе, можно использовать два способа.


Первый способ это соединение цветов через одну нитку основы. Это значит, что нить одного цвета заканчивается на нити основы, с которой начинается плетение нитями другого цвета. В результате получается гладкое полотно, в котором один цвет переходит в другой.

Второй способ ткачество фрагментов разных цветов встык. Это значит, что заканчивается фрагмент одного цвета на одной нити основы, а фрагмент другого цвета начинается на соседней нити основы. Этот способ более распространен, так как помимо перехода цвета он дает некоторую рельефность и прозрачность контуров, что очень украшает гобелен.

Техника ткачества вертикальных, наклонных линий и округлых элементов

В ткачестве гобелена можно выполнить любую линию прямую вертикальную, горизонтальную или наклонную, а также вы сможете сделать элемент любой изогнутой или округлой формы. С помощью такого разнообразия на гобелене можно изобразить сложные детальные объекты, пейзажи, людей или животных. Для этого следует в точности по заданному контуру выполнять соединение и переход ниток двух цветов. Простым переплетением нитей двух цветов можно сделать вертикальные линии. Для наклонных линий более характерна техника соединения двух цветов соединением нитей в отдельных местах. Также такая техника подходит для округлых элементов или элементов с изогнутыми формами. Места стыков двух цветов, которые не соединяются, образовывают контур и небольшой просвет между элементами, который придает дополнительный рельеф и объем деталям.

Круговая техника не так широко распространена, однако заслуживает должного внимания. Ткачество гобелена в этой техники предполагает расположение цветных нитей утка в круговом направлении. В этой технике ваш гобелен будет больше похож на картину, сделанную крупными мазками кисти. Для работы в этой техники лучше использовать более толстые нити, так как они лучше подчеркнут текстуру вашего гобелена. Освоив эту достаточно сложную технику можно создавать поистине не ординарные произведения искусства.

Для того чтобы подчеркнуть контур объекта можно использовать контурную технику. Для этого вам потребуется обвить рабочей нитью сразу две нити основы (переднюю и заднюю). Обычно для придания контура используются более толстые нити.


Техника плетения декоративных элементов жгутов

Декоративные жгуты, вплетенные в узор гобелена, придадут вашей работе интересный вид. Поэтому техника декоративных жгутов комбинируется с обычным тканым полотном гобелена. Обвивать декоративными жгутами можно как одну нить основы, так и несколько. Жгуты, выполненные в этой технике, можно использовать для окантовки фрагментов гобелена и как самостоятельные декоративные единицы, соединяя разные фактуры и цвета нитей.

Техника декорирования гобелена перьями, бусами, сухими травами и другими элементами

В процессе ткачества гобелена можно использовать наряду с разными нитями другие декоративные элементы. Так, например, замечательно смотрятся в композиции гобелена вплетенные кусочки кожи или интересные стебли трав. Применяя кубинское волокно сизаль, вы добьетесь эффекта прекрасной золотистой окраски гобелена. Отдельные пряди волокна вплетают вместе с рабочими нитями, а концы пряди оставляют свободными на лицевой стороне гобелена это придает эффект пушистости и объема.

Также в полотно гобелена можно вплетать перья птиц или стебли соломы или злаков и даже тонких бамбуковых палочек. Прекрасно смотрится на гобелене искусно вплетенные бусины и бисер. Для этого на нитку утка нанизываются бусины, и она прокладывается как в простом тканом полотне через 1 нить основы или настилом через несколько.

Освоив все эти разные техники, вы сможете с каждым разом создавать еще более прекрасные картины гобелены. Главное что здесь нет никаких ограничений для вашей фантазии и творчества.


Ткачество – создание устойчивой структуры текстиля путем переплетения основных и уточных нитей. Выполняется на раме, станке, берде, на ниту и дощечках – инструменты выбираются в соответствии с замыслом ткача.
Существуют различные ткацкие переплетения, от которых зависит характер поверхности изделия.

Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле,
и выразительные возможности их фактур

Ткачество

Основные ткацкие переплетения: а) полотняное; б) саржевое; в) сатиновое; г) атласное.

Полотняное переплетение является базовым в ткачестве. Оно позволяет использовать в ткачестве самые разные материалы: ветки, проволоку, перья, древесную кору, цветы и травы, полоски металла и кожи, лоскут, бумагу, мех и т.д. – гораздо больший ряд материалов, чем можно использовать при создании полотна в технике вязания или войлоковаляния. Об этом явлении пишет художник по текстилю Софья Хабибуллина: «Технологические инновации в ткачестве представлены включением в поверхность ткачества как нетрадиционных материалов – металлических пластин, стеклянных палочек, бамбука, перфорированных сеток, так и применением элементов декоративно-прикладного искусства. Небольшие плакетки самых различных конфигураций выполненных в техниках горячей и холодной эмали, объемные и плоскостные элементы из глины, фарфора, стекла. Включаются в композиционную структуру ткачества витражные и керамические элементы» .


Использование нетекстильных материалов в полотняном ткачестве, Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Современный художник по текстилю Наталья Цветкова, преподаватель в СПГХПА им. А.Л. Штиглица, создает в технике ручного ткачества экспериментальные ткани, выставочные арт-объекты и палантины. Среди применяемых ею материалов: пряжа растительного и животного происхождения, моноволокно (одиночное химическое волокно непрерывной длины), металлическая нить, леска, лоскут и другое.

Н.Цветкова. Ткань «Следы зимы», фрагменты. Мононить, хлопок, лен. 2001

Неоднородность полотна, тканого из синтетических материалов, обычно выглядит неаккуратно и кажется дефектом, но Н.Цветкова делает это специальным эффектом, создающим особую фактуру. Натуральное волокно имеет микроскопические крючки, которые способствуют сцеплению нитей между собой и образованию устойчивой структуры. Синтетическое волокно свободно скользит, не имея возможности сцепиться, благодаря чему получается эффект неоднородности и «текучести» структуры полотна.

Ткачество пользуется большой популярностью среди художников по текстилю благодаря удобству введения в полотно практически любых материалов, возможности легкого сочетания натуральных материалов с синтетическими и искусственными (например, мононить и лен), первичных с вторичными (нить в сочетании с тканым лоскутом), традиционных для ткачества и нет (лен и бумага, шерсть и лыко, др.).

Например, если использовать пучки шерсти для валяния в качестве утка и укладывать ее петлями, возвышающимися над нитями основы, получается крупнозернистая мягкая фактура, внешне напоминающая мыльные пузыри. При этом от интенсивности использования этого приема зависит и интенсивность фактуры.


Три образца, в которых в утке использовалась шерсть для валяния. Maryanne Moodie

Еще одним приемом, создающим выразительную фактуру, является ворсовое ткачество. Лицевая поверхность таких изделий состоит из концов пряжи, получающихся от обвязывания ей двух очередных нитей основы и закрепления ворса на основе в виде узла . Традиционно в этой технике ворсовой нитью служила шерстяная пряжа, но современные ткачи используют хлопок, лен, вискозу и синтетические материалы, а также произвольно увеличивают длину ворса.

Пример фактуры ворсового ткачества. Maryanne Moodie

Существуют ткацкие переплетения и многоремизное ткачество, которые достаточно декоративны и создают выразительную фактуру сами по себе, без привлечения необычных материалов, как в полотняном ткачестве. На рисунке ниже представлен образец, сотканный толстой шерстяной пряжей с применением саржевого переплетения, что придало фактуре рельефность.


Образец саржевого переплетения. Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Готовое изделие ручного ткачества иногда подвергают обработке краской либо для окрашивания (например, анилиновыми или природными красителями), либо для создания фактуры (например, акриловыми красками). Последнее может осуществляться в виде свободной росписи кистью, при помощи трафаретов или штампов: «Печать выступает в роли декорирующей фактуры поверхности гобелена или имитирует шпалерное ткачество, где необходима тонкая деталировка изображения» .

Если у вас есть идеи или уточнения, которые помогут сделать статью более полезной и понятной, пожалуйста, пишите мне [email protected] или в комментариях.

Примеры фактур и структур, выполненных в технике ткачества

Порядок чтения цикла статей:
1. 2. 3. 4. 5. 7. 8. 9. 10. 11.



Публикации по теме