Картотека игр на нравственное развитие старших дошкольников. "дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп"

Даулеталиева Ж. А., воспитатель

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

ГККП я/сада №4 «Березка»

Статья

«Игра - как средство нравственно-духовного

воспитания дошкольников»

«Без игры нет, и не может быть полноценного развития Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сам процесс нравственного воспитания дошкольника.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Необходимо формировать у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Считаю, что решение проблем нравственного воспитания современных дошкольников посредством игры позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в детском саду, в процессе которой дети смогут активно переосмыслить накопленный нравственный опыт.

Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Игра как средство обучения и воспитания дошкольников» является формирование нравственных, общественных качеств ребенка в процессе игры.

В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях, так как игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности и способность к созиданию нового.

Ребенок в сюжете игры соединяет реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение. Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребенка.

Если родители искренне интересуются играми своего ребенка, серьезно, с уважением относятся к ним, то ребенок не испытывает в их присутствии неловкости, доверчиво делится с ними своими замыслами о том, во что ему хочется поиграть, прислушивается к советам старших.

Игры детей старшего возраста требуют целенаправленной, продуманной организации со стороны взрослых. Иначе возможен разрыв между жизненным и игровым опытом ребенка.

Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитание положительного отношения к ним.

Поэтому, я провожу целенаправленную работу по развитию нравственно-духовных качеств у детей путем использования в своей работе сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, театрализованных игр, так как важным в игре является не только умственное, эстетическое и физическое, но и нравственное развитие ребенка, которое помогает малышу лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем.

Для обеспечения организованной, интересной и содержательной жизни детей в детском саду я использую в возрастных группах разнообразные игры.

Уверена, что игра очень важна и для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.

Также я придаю большое значение индивидуальной работе, в которой главным является воспитание и обучение в игре, через игру.

Таким образом, действия в воображаемом плане (в игре) помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Большое место в нравственно-духовном воспитании детей я отвожу народным играм, особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

В заключение хочу отметить, что с помощью игр, дети дошкольного возраста незаметно для себя учатся действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Считаю, что игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам.

Увлекательные игры помогают сделать воспитательно-образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным.

Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретет такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты.

Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Так что начинайте заниматься с детьми с детства, играйте с ними в игры, причем, чем раньше, тем лучше!

Помогите ребенку самому научиться добывать знания. Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Пусть он видит, что учиться и познавать – это интересно и необходимо каждому. И ваш ребенок непременно станет выдающимся.

Статья «Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников»

«Копилка уроков – сайт для учителей» 21. 10. 2016 года)

Консультация для воспитателей на тему : «Игры , направленные на духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста »

Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственно-духовное развитие ребенка дошкольника .

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств : самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка . От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.

Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К. Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н. П. Аникеевой, О. С. Газмана, Т. Е. Конниковой, Д. В. Менджерицкой, И. И. Фришман, Г. 1Т. Черного, С. А. Шмакова и многих других.

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры . Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей , а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

Подвижные игры .

Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов) . Различают игры и по характеру их организации : в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.

игры в профессии воспитано игры дошкольниками воспитатели игры в «семью» , воспитывая у детей качества воспитания

В сюжетно-ролевой игре закладываются основы, будущей общественно полезной деятельности. Этому способствуют игры в профессии . Доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре. Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками . В средней и старшей группах детского сада воспитатели , продолжая совместное с семьей духовно-нравственное воспитание , могут использовать сюжетно-ролевые игры в «семью» , воспитывая у детей качества , свойственные будущим родителям. Проблема воспитания у мальчиков и девочек нравственных качеств, будущих родителей приобретает все большее значение.

Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким

- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки» , «Ласковые дети» , « Ладошки » , «Назови себя» , «Волшебный стул» , «Подарок другу» ).

- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение» , «Маски» , «Мы артисты» )

- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону» , «Как нам быть» , «Как с тобой разговаривают» и др.).

Для того чтобы дети закрепили представления «хорошо» , «плохо» , научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников можно порекомендовать игру : «Добрые превращения» . Познакомить детей с выдуманной игрушкой, которая наблюдает за поступками детей . Этот персонаж необычный, в нем две половинки. Одна половинка - это добро, другая - зло, если ребенок совершает хорошие поступки, персонаж становится добрым, радушным на лице у него улыбка, а если он видит плохие поступки- становится печальным, расстроенным. С помощью этого персонажа ребенку легче понять, какой поступок плохой, какой хороший.

«Волшебная вода» Н. М. Метенова.

Роль воспитателя в игре может быть различной : он может быть прямым участником игры , советчиком, помощником и т. п. Но во всех случаях воспитатель , внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей , не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества.

Улыбка воспитателя , кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребёнком действия при выполнении задания, выслушивание, смех над шутками ребёнка – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.

Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка , поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например : чтение и обсуждение В. А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?» , А. Кузнецовой «Мы поссорились» , К. Д. Ушинского «Умей обождать» , А. Барто «Помощница» , чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых .

Нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра , то прививать детям любовь и уважение к взрослым, учить нормам поведения в обществе нужно через игровую деятельность.

Игры , которые способствуют формированию таких нравственных качеств у детей , как :уважение к взрослым, сотрудничество,доверие,взаимопомощь,культура общения и т. д.

1. " ВЕЖЛИВЫЕ ПРЯТКИ"

Водящий с закрытыми глазами медленно считает до 10. Остальные играющие в это время прячутся. Водящий должен слышать их голоса. Как только он произнесёт "Десять!»,каждый из игроков кричит какое - то вежливое слово (например : здравствуй, добрые вечер, пожалуйста и т. д.).Водящий должен узнать спрятавшихся и назвать, кто назвал "волшебные" слова.

2."ЦВЕТОК КРАСИВЫХ СЛОВ"

На мольберт воспитатель прикрепляет серединку цветка и называет своё вежливое слово. В руках у детей лепестки цветка . Ребёнок должен подойти к мольберту и вставить свой лепесток, произнося "волшебное" слово.

3." ГУСЕНИЦА"

Данная игра учит доверию кдруг другу. Успех продвижения зависит от умения каждого ребёнка скоординировать свои усилия с действиями остальныхучастников. Педагог предлагает детям превратиться в одну большую гусеницу.

Необходимо построиться цепочкой, руки положить на плечо впереди стоящего. Между животом одного и спиной другого играющего нужно поместить мяч. Можно поместить мяч между несколькими играющими, так мы усложняем задачу. Дотрагиваться до мяча руками нельзя. Первый в цепочке участник держит свой мяч на вытянутых руках. Педагогу необходимо обратить внимание на то, кто регулирует движение " живой гусеницы", где располагаются лидеры.

4." ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО"

Игра способствует выработке правил общественного поведения. Педагог раздаёт карточки между несколькими играющими. Первый игрок кладёт лицевой стороной карточку с изображением плохого действия (например :дети разбрасывают игрушки) . Следующий игрок должен перекрыть " плохую" карточку " хорошей"(например : ребёнок уступает место в автобусе старшим).Следующие делают тоже самое. Если у кого - то нет нужной карточки, то он пропускает ход. Выигрывает тот , у кого закончатся карточки.

Таким образом, проводя с детьми такого рода игры , мы, педагоги, сможем поднять уровень нравственного развития наших детей на более высокий уровень, поможем им легче адаптироваться в этом мире, познать законы общественного поведения и морали.

(8 голосов : 4,8 из 5 )

Я подобрала 10 игр, которые помогут педагогам воспитать в ребенке духовно – нравственную личность. Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе. Особенно дети любят играть в эти игры на празднике, когда участие принимают родители.

1. «Подбери цвет»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота и т. д.

2. Шарик с пожеланиями

Задачи: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.

Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

3. Пять орешков.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

4. «Помоги дедушке и бабушке.

Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки щерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

5. Пасхальный кулич

Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

На фланэлеграфе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

6. «Заветные буквы»

Задачи: учить детей среди нескольких букв выбирать нужные.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.

7. «Розовые очки»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.

Вы вздыхаете уныло,
Видя в таксе - крокодила,
В апельсине - кожуру,
В лете - страшную жару,
Пыль в шкафу, на солнце пятна…
Дело в зренье, вероятно.
Так воспользуйтесь советом,
Маленькие старички, -
Надевать зимой и летом
С розовым стеклом очки.
Те очки вам будут впору…
Вы увидите - и скоро
В таксе - лучшую подружку,
В апельсине - сока кружку,
В лете - речку и песок,
А в шкафу - одни наряды…
Знаю, будете вы рады!

А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

8. «Волшебный стул»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один - прекрасно поет; другой - приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий - надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4-5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.

На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.

Первый этап - игра проводится в микрогруппах.

Второй этап - игра проводится с участием всех детей группы.

9. Свеча

Задачи: расширять словарный запас слов, учить детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.

Предварительная работа. Педагог читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.

Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

10 Ангел-хранитель.

Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

Игра. Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому — предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

Советы организаторам

1. Если игра понравилась детям, проводите ее неоднократно. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.

2. Если есть дети, которые не изъявят особого желания играть, ни в коем случае не заставляйте их - они имеют право выбора.

3. Особое внимание обратите на тональность игры, которую вы зададите. Поэтому обязательно участвуйте в игре с детьми на равных. Ваша помощь особенно нужна там, где ребенок говорит мало.

4. Не бойтесь пауз, тишины, когда дети молчат, не находят что сказать. Разрядите обстановку: спокойно скажите, что так просто, без усилий не всегда найдешь нужные слова. Но необходимо учиться и стараться. От ваших слов станет уютнее, и группа заговорит.

Курсовая работа

по педагогике народного художественного творчества

«ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

выполнила

студентка

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Самара 2008

Введение

Глава1.Теоретические основы проблемы нравственного воспитания дошкольника посредством игры

1.2 Возрастной портрет дошкольника

Глава 2. Практическая часть

2.1 Диагностика нравственной воспитанности дошкольников

2.2 Программа по развитию нравственной воспитанности дошкольника

посредством игры

Список литературы

Приложение

Введение

На протяжении всего человеческого развития, в жизни как ребёнка, так и взрослого, игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения.

Поэтому игре отводится особое место в различных системах обучения, так как расцветает она в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Все представители научных отраслей заинтересованы в изучении «своих» аспектов, но все они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческой культуры. Ведь часть этой культуры, т. е. игра, очень созвучна природе ребенка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимодействий со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Подробное изучение проблемы нравственного воспитания дошкольников посредством игры позволит более глубоко осмыслить пути, средства и возможности педагогической работы с детьми в ДОУ.

Объект исследования: нравственное воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: игра как средство нравственного воспитания дошкольника.

Цель исследования: изучить игру как средство нравственного воспитания дошкольника.

Задачи исследования.

1. На основе теоретического анализа психологической, педагогической и методической литературы определить ключевые понятия и выявить их сущность и структуру.

2. Сущность нравственного воспитания дошкольника.

3. Описать возрастной портрет дошкольника.

5. Диагностировать нравственную воспитанность дошкольников.

6. Программа по развитию нравственной воспитанности дошкольника посредством игры

Теоретические основы проблемы нравственного воспитания дошкольника посредством игры

1.1 Сущность нравственного воспитания дошкольника

Раскрыв „Большой энциклопедический словарь“ на слове „нравственность“, мы прочтём: „нравственность“ - см. „мораль“. А в „Толковом словаре русского языка“ сказано: „Мораль - это правила нравственности, а также сама нравственность“. Следовательно, предполагается тождественность этих понятий. Интересно, что в немецком языке вообще отсутствует слово „нравственность“. „DieMoral“ переводится и как „мораль“ и как „нравственность“. Также в двух значениях (мораль и нравственность) употребляется слово „dieSittlichkeit“ (соответствие обычаям, порядочность).

К одному мудрецу пришла женщина с годовалым ребенком, чтобы посоветоваться, когда начать его воспитание. «Ты опоздала на целый год»,- ответил мудрец. Чтобы из человеческого существа получился настоящий человек, нужны усилия и окружающих, и его самого. Воспитание воздействует на нас, чтобы мы преодолели свой животный эгоизм ради занятий, доступных только воспитанному существу: творчества, саморазвития, духовного поиска. Для этого общество выдвигает совокупность требований, выполнять которые нас учат с детских лет .

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать человека.

«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» .

Василий Андреевич также утверждал: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.» .

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках .

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности дошкольников и младших школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны .

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются всеусложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся .

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Выделяют две программы нравственного развития:

Программа мин

«Прежде чем ребенок вырастит в меру христианина, он должен вырасти в меру человека.» (минтроп. Антоний Сурожский). Следовательно, на первом этапе - этические нравственные нормы (поступки), их исполнение осуществляется ребенком ради улыбки мамы, ради похвалы учителя, одобрения сверстников и пр.;

Программа макс

Социальное поведение в соответствии с золотым правилом нравственности: «Не делай того другим, чего не хочешь получить себе» (или психологический принцип групповой идентификации - «Для себя, как для другого и для другого, как для себя»).

Сегодня “в наш жестокий век” настоятельно возникает необходимость обретения добрых гуманных отношений ребенка к миру и своего места в нем как проблемы формирования гармоничной картины мира ¾ целостной упорядоченной системы представлений, знаний, отношений ребенка к окружающей его среде ¾ к миру вещей и миру людей. Детская картина мира и есть в эмоциональной визуальной форме зафиксированное отношение ребенка к окружающей действительности ¾ природной и социальной. И задача взрослых помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстраивать основания добра.

В понимании маленького ребенка категории добра и зла обязаны иметь четкие очертания и границы. Обращаясь ко взрослому с явным или скрытым вопросом на тему «что такое хорошо и что такое плохо?», ребенок всякий раз хочет подтвердить для себя нравственное содержание и смысл того или иного явления, действия, поступка. Переворачивание требований в утверждении добра или смешение представлений о милосердии, гуманности, которые предоставляют современные «средства воспитания» – даже новые сказки (где зло творится традиционно «добрыми» персонажами и наоборот) и игрушки (которые воплощают не «образ идеальной жизни», а выходцев из преисподней) пагубны для становления не только представлений о добре и зле в детском сознании, но и для личностного и нравственно-духовного развития ребенка.

Картотека игр по формированию нравственных качеств у дошкольников

Вторая младшая группа

Подвижная игра «Кот Васька».

Цель. В процессе

игры дети обучаются характерным движениям животных.

Ход игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре. Один ребенок - кот Васька. Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.

Педагог и дети.

Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, А летит стрелой, А летит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него - засыпает.

Дети. Глазки закрываются -

Спит иль притворяется? Зубы у кота - Острая пила.

Одна мышка говорит, что она пойдет посмотрит, спит ли котик. Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других мышек. Мышки подбегают к ней, скребут по стулу, где спит кот.

Кот Васька. Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Всех поймает он!

Кот встает и бежит за мышами, они убегают от него.

Игра-драматизация «На бабушкином дворе»

Цель. Игра развивает в детях способность понимать эмоциональное состояние животных (по характеру движений, походки и проч.) и особенности их общения.

Дидактический материал - игрушки или шапочки-маски кота, курицы, цыплят, петушка, свиньи; пластилин; конверт с картинками, на которых изображены животные.

Ход игры. Комната детской группы превращается в бабушкин двор. У окна дома - скамья, на которой лежит кот (мягкая игрушка). На другом конце скамьи стоит блюдце с молоком и плошка с зерном, под скамейкой - корытце.

Педагог изображает бабушку сначала сам, а затем на эту роль выбирается ребенок. Бабушка. Здравствуйте, дети. Садитесь. Знаете, кто на моем дворе живет? Всех вам сегодня покажу. Живет у меня кот Васька. Ночью он мышей ловит, а днем на завалинке лежит, на солнышке греется и мурлычет. Знаете как? Позовем его. (Берет на руки кота, гладит его.) Подойдите и вы. Погладьте его. А кто про кота Ваську расскажет?

Игра-драматизация «Маша обедает»

Цель. Игра воспитывает в детях любовь, бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними; дает основы общения людей с животными; учит детей подражать голосам животных.

Дидактический материал - игрушечные или картонные персонажи (кукла Маша, собачка, курочка, кошка); стол с посудой, миска, блюдце; записи музыкальных произведений М. Раухвенгера «Собачка», А. Александрова «Кошка», Е. Тиличеева «Курочка и цыплята».

Ход игры. Педагог говорит детям, что в гости к ним пришла сказка «Маша обедает». В первой игре педагог исполняет все роли сам, показывая детям пример, привлекая их к подражанию голосам животных. По ходу действия педагог выставляет соответствующие игрушки или картинки.

После еды зверята и Маша благодарят за еду и спрашивают ребят: «А вы, дети, всегда говорите за еду спасибо?»

Раздавая детям игрушки для самостоятельной игры, педагог спрашивает каждого, знает ли он, как кричит курочка, лает собачка, мяукает кошка.

В повторной игре дети. Сами выводят персонажей и подражая их голосам. На роль Машеньки можно выбрать девочку, которая сама подаст кошке, собачке и курочке еду.

В конце игры педагог обязательно спрашивает детей, кто и каких животных и птиц кормит, помогает ли взрослым ухаживать за ними, как они общаются с животными, как узнают, хорошее или плохое у них настроение, хотят ли они есть и т. д.

При проведении с детьми занятий на эту тему могут быть использованы приведенные ниже конспекты занятий, которые могут быть включены в той или иной последовательности в зависимости от возраста и личностного развития ребенка (детей).

Игра-драматизация «Мишка - отгадчик»

Цель. Игра учит детей умению узнавать друг друга, терпеливо ожидать и правильно общаться в игровой ситуации.

Дидактический материал: большая мягкая игрушка Мишка, платок для завязывания глаз.

Ход игры. Дети сидят полукругом. Вместе с детьми сидит педагог. Перед ним свободный стул. Педагог берет большого Мишку. Мишка рассказывает о ребенке, дети отгадывают.

Игра – имитация «Заяц»

Цель. В процессе игры дети учатся координации движений.

Дидактический материал - шапочки-маски зайца, медведя, лисы, волка; фланелеграф; карточки с изображениями различных диких зверей.

Ход игры. Педагог. Дети, мы попали с вами в лес, а в нем много обитателей. Смотрите, вон появился заяц, он нас не заметил и весело прыгает. Надевает ребенку шапочку-маску зайца и говорит:

Я зверь лесной, Я заяц не простой. Я зайчик - попрыгачик. Длинные ушки, Короткий хвост. Про меня говорят, Будто я трусоват, Но пусть не думает Лиса и волк, что это так.

Дети дают характеристику зайцу, Показывают, какие у него быстрые ноги, зоркие глаза, чуткие ушки и носик. Затем произносят стихи, выполняя одновременно движения:

Жил-был зайчик. Длинные ушки.

(Подносят раскрытые ладошки к затылку.)

Отморозил зайчик Носик на опушке,

(Кулачки подносят к носам.)

Отморозил носик, Отморозил хвостик,

(Руками показывают маленький Хвостик.)

И поехал греться: К ребятишкам в гости.

Педагог. Ловкий у нас прыгкок,

Теплый серенький пушок,

Красный быстренький глазок.

Ребенок в маске зайца прыжками показывает движения зайца, трогает руками пух (мех) зайца и показывает на его глаза.

Хороводная игра «Зайка»

Ход игры . Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка.

Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной.

Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку Получи (2 раза),

Получи и попляши

Игра-инсценировка «Мишка и зайка»

Ход игры. Педагог выбирает детей для исполнения ролей, надевает на них шапочки- маски зверей. При этом он может предложить детям (в зависимости от возраста) разыграть всю сценку целиком или прочесть основной текст, в то время как дети покажут только заключительный эпизод (когда Мишка жалеет Зайку Зайка качался на качелях. К качелям подошел Мишка. Он посмотрел на них, потрогал лапкой. Потом он вдруг прыгнул на свободный конец! Зайка не удержался, подлетел вверх руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, ступает на кончики пальцев.

Пальчиковая игра «Язык чувств»

Цель. Занятия по данной теме направлены на то, чтобы дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, обучить передавать свои эмоции другим людям разными средствами.

Дидактический материал - карточки с изображением людей и животных в разных эмоциональных состояниях; шапочки- маски животных.

Доброе слово лечит, а худое калечит.

Цель. Игра знакомит детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

Ход игры . Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.

Наша Таня горько плачет -

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

(А. Барто)

Педагог читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывает его.

Педагог. Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее.

Аналогично может быть использована сказка «Курочка Ряба», которая проигрывается в виде инсценировки.

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко -

Не простое, а золотое.

Дед бил-бил - не разбил,

Баба била-била - не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось.

Дед и баба плачут,

Курочка кудахчет:

«Не плачь, дед! Не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое - простое».

Педагог предлагает детям нарисовать курочку, утешающую деда и бабу.



Публикации по теме