Казахский день влюблённых. День любви и влюбленных

Скриншот с видео

День влюбленных - «Ұлттық ғашықтар күніне орай» празднуется в Казахстане с 2011 года и считается национальным праздником. В качестве альтернативы международному празднику организаторы предложили свою дату - 15 апреля. Праздник посвящен Козы Корпеш и Баян-Сулу, героям казахского эпоса.

Старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу рассказывает о том, как друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей и обручили их, когда те еще не родились и о своей судьбе не ведали. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Обрученные до рождения Козы и Баян встречаются и влюбляются друг в друга. Но на пути молодых встает отец Баян, который передумал и решил выдать дочь за другого, более перспективного жениха - палуана Кодара. Козы от невесты так просто отказываться не собирался, в результате чего и погиб от руки Кодара. Баян не спустила это с рук мерзавцу и решила отомстить.Она пообещала выйти замуж за Кодара, если тот выроет для неё колодец с ключевой водой. Кодар принялся за работу, все углубляясь, держась за длинные косы Баян. Когда яма была достаточна глубока, Баян отрезала свои косы и оставила Кодара умирать в недостроенном колодце. Потом пошла на могилу к любимому, где и заколола себя кинжалом.

Не самая светлая история любви, без хэппи энда, поэтому мне не очень понятно, почему День любви посвящен именно этим героям. Не самые позитивные персонажи, на мой взгляд, которые, например, полюбили друг друга в детстве, выросли, поженились, прожили всю жизнь без измен и предательств, нарожали кучу детей, вырастили еще больше внуков и умерли в один день, с которых можно брать пример и с гордостью рассказывать о них своим детям.

Вокруг казахстанского Дня влюбленных много споров. Одни считают, что праздник в стране не приживется, что и одного всемирного дня, посвященного светлому чувству, вполне достаточно. Другие, наоборот, отвергают День Святого Валентина и буквально силой навязывают казахстанцам новую дату.

Республиканское движение «Болашак» организовало акцию против Дня святого Валентина. «Болашаковцы» выступили за то, чтобы празднование 14 февраля было запрещено в учебных заведениях страны, а также демонстративно уничтожали в школах символы Дня влюбленных - валентинки и ящики для сбора этих маленьких и робких признаний в теплых чувствах.

Символов национального праздника «Ұлттық ғашықтар күніне орай» пока нет. Маленькие сердечки-«валентинки» - это все не наше и от лукавого - значит, не подходят. А как еще выразить свои чувства при помощи одного только символа, не придумали. Может быть, у нас это будет баурсак особой формы?
Жители Алматы традиционно запускают в этот день в небо китайские фонарики. Зрелище, действительно, красивое и вполне символичное.

Как жители Актау празднуют этот день и что представляют себе в качестве символа праздника, мы спросили у горожан. Большинство наших респондентов о празднике не знают, а в качестве символа любви вместо валентинки предложили преподносить своим половинкам башбармак, казы, голубей, шарики или поцелуи.

Мы поздравляем жителей Мангистау с казахстанским Днем любви и желаем, чтобы влюбленные не ждали какой-то особенной даты, чтобы признаться в своих чувствах или сделать приятное любимым. Пусть каждый день в вашей жизни будет Днем Любви. И не нужно искать каких-то особых символов, чтобы преподнести их своим половинкам. Ведь главный символ любви - это забота, порядочность и теплота по отношению друг к другу!

В современной поп-культуре День святого Валентина считается отличным поводом признаться в своих чувствах или сделать предложение руки и сердца. А как выглядит День всех влюблённых с финансовой точки зрения?

В Picodi.com провели опрос среди 5600 респондентов из 32 стран (из Европы, Азии, Австралии, Африки, Северной и Южной Америки), чтобы узнать их отношение к этому празднику. В опросе не принимали участие те страны, в которых празднование Дня всех влюблённых не приветствуется либо вовсе запрещено — Пакистан, Малайзия, Индонезия, Афганистан, Иран и Саудовская Аравия.

В то время как на Западе День святого Валентина уже давно был одним из самых коммерческих праздников в году, в Казахстане традиция отмечать 14 февраля только набирала свою популярность.

Согласно результатам исследования, 59% казахстанцев отмечают День всех влюблённых. Кажется, это отличная новость для владельцев ресторанов, кинотеатров, магазинов электроники, и в этом нет ничего удивительного. Каждая пятая жительница Казахстана, отмечающая День святого Валентина, планирует пригласить свою половинку на романтический ужин, тогда как каждый второй мужчина предпочитает искать подарки среди электронных гаджетов.

Какие подарки надеются получить казахстанцы? Оказалось, что среди самых желаемых подарков представительницы прекрасного пола выделили ювелирные украшения (31% опрошенных), романтический ужин (27%), путешествие или поездку за город (24%), парфюмерию (20%) и цветы (18%). Что касается мужчин, то 30% опрошенных считают, что не так важен подарок, как само внимание, и поэтому совершенно не обидятся, если ничего не получат от своей половинки. Практически столько же опрошенных мужчин (29%) оказались намного более практичными — для них лучшим подарком стали бы деньги.

Самыми неудачными подарками на День святого Валентина, по мнению женщин, считаются плюшевые и эротические игрушки — 29% и 18% соответственно, а также валентинки (20%). Как бы это забавно ни звучало, для мужчин деньги стали не только одним из самых желанных, но и одновременно одним из самых худших подарков ко Дню влюблённых. Эту мысль разделяет 36% опрошенных казахстанцев.

Как выяснилось из опроса, скептически настроены ко Дню святого Валентина, как правило, именно люди, не состоящие в отношениях. Тем не менее 44% жителей и 39% опрошенных жительниц Казахстана, у которых есть половинка, не отмечают День всех влюблённых. К тому же, каждый второй казахстанец и каждая пятая казахстанка признались, что никогда не получали подарков на 14 февраля.

Каково отношение жителей Казахстана непосредственно к самому празднику и его традициям? В связи с этим был задан дополнительный вопрос: нужно ли запрещать празднование Дня святого Валентина? Голоса разделились следующим образом: большинство — а это 81,36% — ответило отрицательно, оставшиеся 18,64% поддерживают идею о «ликвидации» Дня влюблённых в Казахстане.

По подсчётам экспертов, люди во всём мире в День всех влюблённых отправляют более миллиарда валентинок, что ненамного меньше, чем количество открыток, отправляемых в рождественские и новогодние праздники. Начало февраля — это один из самых прибыльных периодов для владельцев магазинов. Согласно внутренним данным Picodi по транзакциям в интернет-магазинах, в прошлом году в преддверии Дня святого Валентина на 37% возрос интерес к товарам из категории «ювелирные украшения», на 38% к косметике и парфюмерии и аж на 45% к товарам для взрослых.

Возникает вопрос — а сколько же денег готовы потратить влюблённые на подарок для своей второй половинки? Результаты исследования показывают, что в среднем казахстанцы планируют выделить на подарок 16 400 тенге ($50). При этом мужчины, как правило, не экономят на своём желании порадовать вторую половинку и тратят на целых 153% больше, чем женщины (23 500 тенге и 9 300 тенге соответственно).

Что касается данных по всему миру, то самыми щедрыми оказались жители Гонконга ($185), Китая ($155) и США ($147), тогда как в планы жителей Венгрии ($33), Филиппин ($31) и Нигерии ($29) большие расходы не входят. Интересно, что почти в каждой стране (кроме Турции, Вьетнама и Нигерии) именно мужчины дарят более дорогие подарки для своих вторых половинок.

Согласно британскому изданию Independent, цветы в качестве подарка вовсе не приводят в восторг значительную часть женщин. Тем не менее исследование показало, что по всему миру букет цветов является пятым по популярности подарком на Валентинов день.

Несмотря на то что шоколад, парфюмерия или поход в кино являются не самыми удачными способами порадовать свою вторую половинку, именно владельцы ресторанов, кинотеатров, а также производители шоколада и парфюмерии получат самую большую выгоду от этого праздника.

Методология

В опросе приняло участие более 5 600 респондентов из Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. В исследовании учитывались результаты из 32 стран, в которых в той или иной мере существует традиция празднования Дня святого Валентина. В отчёте также были использованы внутренние статистические данные Picodi.com о транзакциях в интернет-магазинах, с которыми сотрудничает компания. При конвертации был использован средний курс за январь 2018.

АСТАНА, 15 апр - Sputnik. Казахстанские влюбленные в субботу в шестой раз отпразднуют День Козы-Корпеша и Баян-сулу. Это казахстанский аналог Дня всех влюбленных.

Альтернативный европейскому Дню святого Валентина праздник появился в Казахстане в 2011 году. Когда была предложена своя вариация дня влюбленных, казахстанское общество восприняло ее несколько неоднозначно, как, впрочем, любое нововведение.

Однако практика показала, что для нашей молодежи не имеет значения, когда и сколько раз в год говорить слова любви. Она с большим удовольствием подхватила идею праздника на казахский манер и в первый же год празднования организовала грандиозный флешмоб в Алматы.

Сама легенда о большой любви двух молодых людей Козы-Корпеш и Баян-сулу пришла в наши дни из глубины веков и наполнена трагическими событиями. Из уст в уста предки передавали эту невероятную историю любви юноши и девушки, которым не суждено было быть вместе.

Надо отметить, в казахской литературе поэма "Козы-Корпеш — Баян-Сулу" считается одной из самых древних и широко распространенных среди народа.

Основная суть поэмы заключается в жестокости старого обычая, обрекающего на гибель влюбленных. Легенда гласит: когда-то друзья детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей и ещё до появления их на свет обручили, согласно бытовавшей традиции.

"Запомнишь ли навеки наш обет, исполнишь ли прощальный мой завет? И, если у тебя родится дочка, за сына моего отдашь иль нет?", — приводятся слова Сарыбая в эпосе.

Но судьба сложилась иначе: Сарыбай погибает во время охоты, так и не дождавшись рождения сына - Козы. Уже подросшие Козы-Корпеш и дочь Карабая Баян-сулу полюбили друг друга.

Но Карабай меняет жизненные планы. Он обещает отдать свою дочь за местного батыра Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. Первым в любовном треугольнике погибает Козы.

Опечаленная гибелью любимого Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для неё колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, все углубляясь, держась за длинные косы Баян. Девушка неожиданно отрезает косы: Кодар, оставленный в колодце, умирает. Убив коварного злодея Кодара, Баян-Сулу на могиле Козы-Корпеша закалывает себя кинжалом.

Эта лирическая поэма казахского народа многие годы интересовала драматургов, этнографов и историков многих народов. Одна из первых записей легенды на русском языке была сделана для Александра Сергеевича Пушкина и сохранилась в его архиве.

Могила Козы Корпеш-Баян Сулу находится близ аула Тансык Аягузского района Восточно-Казахстанской области. Мазар является одним из древнейших памятников в Казахстане, дошедших до нашего времени.


Сегодня, 15 апреля, в Казахстане День влюбленных. Влюбленные парочки в этот день дарят любимым цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики, признаются в любви.
С 2011 года в Казахстане в качестве альтернативы международному февральскому празднику отмечают свой национальный День влюбленных — «Улттык гашыктар кунине орай» — посвященный Козы Корпеш и Баян-Сулу. Это герои лирико-эпической поэмы казахского эпоса XIII-XIV веков, записаной в середине XIX века, которая повествует о трагической, красивой любви и смерти влюбленных юноши и девушки.


Старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу гласит: некие друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых ещё до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, ещё не видевшие друг друга, но связаннные узами брачного договора, наконец, полюбили друг друга. Проходит время и вероломный Карабай меняет жизненные планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом извечном треугольнике любви первым сложил буйную голову Козы. Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для неё колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, все углубляясь, держась за длинные косы Баян. Девушка неожиданно отрезает косы: Кодар оставленный в колодце умирает. Тем самым Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом... Старики рассказывают, что захоронение проросло дивным кустом шиповника, на котором однажды зацвели алая и белая розы... Цветы, однако, не долго радовали глаз путника. Они поникли, почернели, и засохли... Но красота и сила чувства влюбленных преодолели мрак смерти. Имена джигита Козы-Корпеша и красавицы Баян неразделимы уже много веков! Свет любви, оставленный двумя сердцами, вдохновлял акынов, драматургов, этнографов и историков всех времен и многих народов.

Поэма была известна в устных вариантах в исполнении акынов Сыбанбая, Бекбау, Жанака, Шоже. Из около 20 вариантов наиболее известен вариант Жанака. В письменном варианте наиболее распространены версии, записанные собирателями фольклора Саблуковым (1831 год), Г. Дербисалиным (1834 год), А. Фроловым (1841 год), Ч. Валихановым (1856 год). На русском языке поэма была издана М. Путинцевым в 1865 году, затем была включена в третий том сборника В. Радлова «Образцы народной литературы тюркских племён» 1870 годов.


Кстати, поэма «Козы Корпеш — Баян сулу» заинтересовала самого А. С. Пушкина во время его приезда в Оренбург с целью сбора информации о крестьянском восстании под руководством Е. И. Пугачёва для «Истории пугачёвского бунта» и повести «Капитанская дочка». Впоследствии в его архивах обнаружили поэму, её текст был опубликован в 1837 году в «Вестнике Пушкинской комиссии». Запись на пяти листах сделана рукой неизвестного человека. Пушкинская запись немного расходится с общераспространённым вариантом. Краевед из Уральска Николай Чесноков утверждает, что поэму записал яицкий казак, владевший казахским языком. Однако вероятнее всего, что великому русскому поэту казахскую поэму записали люди из Бокеевской ставки хана Младшего жуза, которые хорошо владели русским языком. Есть предположение, что на основе «Козы Корпеш — Баян Сулу» Пушкин намеревался написать собственную поэму, но ему помешала ранняя смерть.


Поэма получила высокую оценку С. А. Кастанье, Н. А. Абрамова и других учёных. В прозаическом изложении на русском языке поэму издавали фольклористы Н. Н. Пантусов, Р. Ш. Абдурахманов, Е. З. Баранов. Первым её переводом на русский язык, которые были изданы в 1928, 1941 и 1949 годах, занимался русский поэт Г. Н. Тверитин. В советский период М. О. Ауэзов издал вариант Жанака вначале в 1925 году в Москве, затем в 1936 году в Алма-Ате. Историческое значение поэмы изучали М. Габдуллин, И. Дуйсенбаев, А. Коныратбаев. Согласно их мнению конкретные названия местности, рек (Аягуз, Уржар, Лепсы, Калба) свидетельствуют о реальных исторических условиях формирования эпоса.


Мазар Козы Корпеш — Баян сулу
В Восточно-Казахстанской области в Аягузском районе возле аула Тансык есть памятник, который называют могилой Козы и Баян. Один из самых интересных исторических памятников, расположенный на берегу реки Аягуз, – Мазар Козы-Корпеша и Баян-Сулу. (X–XI вв.), символ вечной любви между юношей и девушкой, казахских Ромео и Джульетты. По легенде Козы Корпеш и Баян сулу на стройтельство мавзолея младший брат Сарыбая-Тайлакбий Тобол отправил 40 тыс. рабочих рук, на берегу реки Тобол был устроен той, конные состязания. На прочном надгробии были высечены облики двух влюбленных. Особенно четко показана красота Баян. По воспеванию акына Жанака Айбас с 50 тысячами человек построил каменный купол. По народной легенде на построение купола были доставлены камни из близлежащих гор. Между горой и Аягузом были выставлены люди цепью и они передавали камни из рук в руки. В 1856 году мавзолей и скульптуры рядом с ним были зарисованы Чоканом Валихановым. В 1858 году мавзолей был обследован Николаем Абрамовым, в 1898 году — Николаем Пантусовым. В 1952 году памятник исследовала археологическая экспедиция Академии наук Казахской ССР под руководством Алькея Маргулана. В 1982 году мазар Козы Корпеш и Баян сулу был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства.

Существует около 20 вариантов этой поэмы. В фольклоре некоторых тюркоязычных народов существуют другие варианты поэмы. К примеру, у башкир она называется «Кузы Курпеш мэнен Маян hылу», у барабинских татар — «Козы Корпеш», у алтайцев — «Козы Эркеш».


На основе поэмы были созданы пьеса «Козы Корпеш — Баян сулу» Г. М. Мусрепова, фильм «Поэма о любви» в 1954 году по сценарию Мусрепова. В 1992 году известный казахский режиссёр и актёр Асанали Ашимов снял кинофильм «Козы Корпеш — Баян сулу».

Хотя День святого Валентина прижился повсеместно, особенно в молодежной среде, многие продолжают скептически к нему относиться. Поэтому казахи предложили своей молодежи праздник с национальным колоритом. В январе 2011 года городское управление культуры по вопросам молодежной политики и пресс-служба акимата Алматы утвердили план мероприятий на год, куда включили и новый праздник. Управление также разослало письма к руководству школ столицы Казахстана, в которых рекомендовало перенести празднование Дня влюбленных на 15 апреля.


А участники молодежного крыла движения «Болашак» организовали акцию против празднования Дня святого Валентина. Они разослали ста школам письма с поддержкой запрета на проведение в школах любых праздничных мероприятий 14 февраля, а также устроили показательное уничтожение символов этого праздника — «валентинок» (открыток в форме сердечек). Стоит отметить, что руководство большинства школ оказалось солидарно с управлением образования и организаторами акции.


Устроители праздника утверждают, что новый День влюбленных — не просто перенос события с одной даты на другую. Сам праздник должен стать другим. Он связан с народным эпосом, призван показать чистоту и красоту влюбленности. Это пропаганда целомудрия, образов казахстанских женщин и национальных героев. К тому же такой праздник будет проходить не зимой, а весной — в самое романтичное время года. Национальный День влюбленных в Казахстане стараются сделать максимально насыщенным. Проходит конкурс молодых пар, которые соревнуются в чтении поэм о любви, и танцевальный турнир.

В школах проводят тематические классные часы, конкурсы на лучшую стенгазету «С Днем влюбленных Казахстана!», на лучшее стихотворение собственного сочинения. Кроме того, в этот день выбирают самую обаятельную пару.

Своеобразную акцию провела в День влюбленных группа студентов. Они предложили запустить в ночное небо Алматы бумажные фонарики. На эту инициативу откликнулись более 3 тысяч человек. Это событие стало самым крупным флешмобом в Казахстане.


Кстати, есть даже что подарить к этому празднику - конфеты костанайской конфетной фабрики "Баян Сулу" (я, правда, не знаю каковы они на вкус, поэтому рекомендовать их не могу).

Однако, не только в Казахстане сегодня празднуют День влюбленных... в Грузии, например, День любви. Это светский праздник, который отмечается в Республике Грузия ежегодно 15 апреля. «День любви» не является нерабочим днём, если, в зависимости от года, не попадает на выходной. Инициатива проведения этого праздника в Грузии принадлежит одному из деятелей национального шоу-бизнеса Бесику Чубинидзе. В «День любви» в Грузии влюблённые, уже традиционно, дарят друг другу подарки, букеты цветов, конфеты, парфюмерию, делают друг другу всевозможные приятные сюрпризы и, нередко, открывают друг перед другом свои чувства или делают предложения создать семью. К радости цветоводов и торговцев, 15 апреля в Грузии продаётся значительно больше цветов и сувениров, чем в обычные, не «амурные» дни. Помимо «Дня любви» посвященному любви, как светлому чувству между мужчиной и женщиной, православные христиане в Грузии, по инициативе Грузинской православной церкви, отмечают 16 июля Гергетоба - «День духовной любви». Этот древнейший христианский праздник возродил грузинский патриарх Святейший Илия II.

С 2011 года в Казахстане отмечают свой национальный День влюбленных — «Улттык гашыктар кунине орай». В качестве альтернативы международному февральскому празднику организаторы предложили свою дату — 15 апреля, посвященную Козы Корпеш и Баян-Сулу. Это герои поэмы казахского эпоса 13-14 веков, которая повествует о трагической, красивой любви и смерти влюбленных юноши и девушки.

Основная тема поэмы - жестокость старого обычая, обрекающего на гибель влюбленных.

Канва событий такова: жили два родоначальника-богача - Сарыбай, прославившийся щедростью, и Карабай - скряга. Встретившись как-то на охоте, они договариваются и дают клятву поженить будущих детей, если у одного родится сын, а у другого - дочь. По старому обычаю одним из средств благополучной мирной жизни родов считались добрые родственные связи, по которым дети провозглашались женихом и невестой еще в утробе матерей. На охоте внезапно умирает Сарыбай, перед смертью он обращается к Карабаю:

Запомнишь ли навеки наш обет, Исполнишь ли прощальный мой завет? И, если у тебя родится дочка, За сына моего отдашь иль нет?

Карабай говорит:

Для недруга я - высохший арык, Зато для друга - плетущий родник! Не беспокойся - клятвы не нарушу, К чему мне ложью осквернять язык.

Однако Карабай нарушает клятву - "за сироту дочь не выдам, какая мне корысть, какая честь" - и откочевывает далеко.

Так, Козы-Корпеш и Баян-Сулу, нареченные женихом и невестой при рождении, разлучаются в детском возрасте злой волей отца Баян. Однако до них доходит слух о помолвке. Наслышанные друг о друге и обо всем случившемся, они воспламеняются горячей любовью друг к другу. Но Карабай уже обещал отдать Баян силачу Кодару, который спас его табуны.

Став взрослым, Козы-Корпеш отправляется на поиски невесты. После долгого и опасного пути он отыскивает Баян, но ему приходится таиться, приняв обличье пастуха. Любовь их возвышенна и романтична. Злой соперник Кодар узнает об этом и ему удается убить спящего в поле Козы-Корпеша. Баян-Сулу мстит за возлюбленного. Она просит Кодара спуститься в колодец за водой, держась за ее косу. Отрезав косу, она забрасывает колодец камнями.

Убив коварного злодея Кодара, Баян-Сулу на могиле Козы-Корпеша падает на кинжал и умирает. В эпилоге говорится о том, что на могиле влюбленных растут два душистых цветка, а между ними - колючее растение.

Устроители современного праздника утверждают, что новый День влюбленных взамен заимствованного Дня святого Валентина — не просто перенос события с одной даты на другую. Сам праздник должен стать другим. Он связан с народным эпосом, призван показать чистоту и красоту влюбленности. Это пропаганда целомудрия, образов казахстанских женщин и национальных героев. К тому же такой праздник будет проходить не зимой, а весной — в самое романтичное время года. Национальный День влюбленных в Казахстане стараются сделать максимально насыщенным. Проходит конкурс молодых пар, которые соревнуются в чтении поэм о любви, и танцевальный турнир. В школах проводят тематические классные часы, конкурсы на лучшую стенгазету «С Днем влюбленных Казахстана!», на лучшее стихотворение собственного сочинения. Кроме того, в этот день выбирают самую обаятельную пару. Своеобразную акцию провела в День влюбленных группа студентов. Они предложили запустить в ночное небо Алма-Аты бумажные фонарики. На эту инициативу откликнулись более 3 тысяч человек. Это событие стало самым крупным флеш-мобом в Казахстане.



Публикации по теме