Классный час на тему «23 февраля. Классный час на тему "23 февраля" Информационный час на тему 23 февраля

Методическая разработка ко 23 февраля для учащихся 11 класса

Конспект классного часа к 23 февраля на тему «Честь имею!»

Честь - это стремление быть благородным, высшим существом по внутренним достоинствам, совершать поступки, достойные славы, без всякого принуждения извне и без всякого другого вознаграждения, кроме одобрения своей совести.

П.А. Румянцев

Час общения, посвященный морально-этическим традициям российской армии.

Цели: расширить представление выпускников о службе в армии, об этических традициях русского воинства; формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим; пробуждать у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества.

Подготовительная работа: распределить тексты информационного блока между ведущими (4 ученика).

Оформление : написать на доске тему классного часа, задания для работы с понятиями: «честь мундира»; «поле чести»; «суд чести»; «кодекс чести»; «жизнь - Отечеству, честь - никому».

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России?».

III. Работа с понятиями.

IV. Информационный блок «Кодекс чести».

1 «Да, были люди в наше время...»

2. Честь имею.

V. Дискуссия по теме «"Честь имею!"- уже неактуально?».

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Вся тысячелетняя история России - это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». Олицетворением этих понятий стала российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой части, доблести, мужества. Ассоциируется ли в вашем сознании служение Родине с этими словами? Какие события истории России вызывают такие ассоциации? Знаете ли вы о Днях воинской славы России?

(Дети отвечают.)

II. Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России?»

Классный руководитель. Что же изменилось в наше время? Почему большинство ребят не хотят служить в армии? (Изменение ценностей современной молодежи, негативные стереотипы, отсутствие патриотизма...)

Какими способами пытаются получить отсрочку от армии?

(Высказывания детей.)

Хотите ли вы стать офицерами? Знаете ли, где в России можно получить профессию офицера? (В России 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов.)

Знаете ли вы, каков срок службы по призыву? (12 месяцев.)

Можно ли еще сократить этот срок? (Специалисты в области современных вооружений полагают, что на меньший срок призывать молодых людей невозможно, имея в виду, что сложность военной техники возрастает, и за меньший промежуток времени просто невозможно ничему научить.)

Какая часть Вооруженных сил России комплектуется на профессиональной основе и добровольно, а какая - за счет призывников? С2/3 по контракту, 1/3 призывники.)

Принимают ли участие в боях в горячих точках военнослужащие, взятые по призыву? (Нет.)

Почему современному призывнику необходимы высокий интеллект, психическая устойчивость, физическая выносливость? (На вооружении российской Армии сейчас самая современная техника, которая требует высокого уровня интеллекта, психической устойчивости, физического здоровья.)

III. Работа с понятиями

Классный руководитель. Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто. В словаре С. Ожегова «честь» - это «достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы».

По В. Далю, «честь» - это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Предлагаю уточнить смысл понятия «честь».

Первая группа, поясните, что означает понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира? (Означало это понятие прежде всего честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим, в частности, объясняется столь внушительное количество дуэлей в российской армии XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.)

Вторая группа, поясните, что такое «поле чести». Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.)

Третья группа, что такое суд «офицерской чести»? Каким мог быть его приговор? (Неофициальный нравственный суд сослуживцев, может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из сообщества офицеров.)

Четвертая группа, вам достался кадетский девиз: «Жизнь Отечеству. Честь - никому!». Как понимать это выражение?

(Ответ группы.)

Классный руководитель. Пятая группа, поясните, что стоит за понятием «кодекс чести». (Свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества, порядочность, уважение, нравственность.)

(В течение 5 мин. дети обсуждают ответы.)

IV. Информационный блок «Кодекс чести»

Классный руководитель. Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». И такие же принципы царили в обществе. Пока эти понятия сохранялись, безопасность Отечества была гарантирована. Когда они стушевывались, исчезали (хотя бы временно), все рушилось. Хорошо сказал об этом русский философ Иван Ильин: «...Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности».

«Дух чести, служения и верности» - что входит в это понятие? Небольшая историческая справка, которую подготовили (имена, фамилии).

1. «Да, были люди в наше время...»

Примерный текст для ведущих (1,2):

«Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри, не вы...»Так говорил о русском воинстве ветеран Бородина... О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди.

Прусский король Фридрих II: «Русского солдата мало убить, его надо повалить».

Наполеон: «Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир».

Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции советовал шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного».

Но лучше всех высказался о русском солдате А.В. Суворов - всего два слова: «Чудо-богатыри!»

Верность присяге, верность долгу, патриотизм - вот что всегда отличало русского воина.

Несколько примеров из истории.

1380 г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе со своим войском 3 часа держал страшный удар татарской конницы.

1812 г. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей 16-ти и 11-ти лет. Пораженные решимостью генерала не щадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага.

1854 г. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество».

1904 г. Капитан первого ранга В.Ф. Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер.

1904 г. Малый миноносец «Стерегущий» против 2 крейсеров и 4 больших миноносцев Японии. Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в т. ч. все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два Матроса: Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков

бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны.

1941 г. Великая Отечественная. Битва за Москву. 28 героев панфиловцев. Всего 28 человек, в т. ч. один офицер. Вооружение - бутылки с «горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева - никого. Могли разбежаться - и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа - и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну - 20 танков, другую - 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли!

Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

Классный руководитель. Пробуйте ответить на этот вопрос. Почему наши воины жертвовали жизнью, не сдавались, не отсиживались в окопах? Откуда такое самопожертвование? Готовы ли сегодняшние воины к подобным подвигам?

(Дети высказываются.)

Не секрет, что сегодня в России отношение к армии неоднозначное, у многих даже негативное. И это неудивительно. Армия болеет теми же болезнями, что и все наше общество. Отсюда и дедовщина, и отсутствие патриотизма, и безнравственность, которая стала привычной в офицерской среде. Не случайно многие офицеры выступают сейчас за создание офицерского «Кодекса чести». И в качестве образца предлагается именно опыт и традиции царской армии России.

2. Честь имею

Классный руководитель. Где же записаны эти правила чести? Как они передавались из поколения в поколение? Об этом рассказывают (имена, фамилии).

Примерный текст для ведущих (3,4):

«Правила чести» русского офицера отражались в наставлениях воспитанникам кадетских корпусов, в полковых инструкциях, в «дуэльном кодексе», в «памятках» командиров для подчиненных. Кодекс чести не был записан в какой-то одной книге. Это был свод неписанных правил, которые вырабатывались веками, передавались от отца к сыну в дворянских военных династиях. Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. В 1911 г. в Петербурге существовал четкий перечень заведений, которые офицер имел право посещать и где он не должен был появляться. К первым относились: Императорский аэроклуб, Императорское автомобильное общество, яхт-клуб, дворянское благородное собрание, литературно-художественное общество. В числе запрещенных для посещения офицерами заведений были частные клубы и собрания, где имелись азартные игры, варьете, ресторан «Яр», мелкий кинематограф, рестораны и гостиницы низших разрядов, все трактиры, чайные, пивные, а также буфеты 3-го класса на станциях железных дорог. В театре, в гостях, в поезде, ресторане или на улице - всюду офицер должен был помнить, что он носит мундир русской армии. На семейных вечерах все держали себя просто, как в единой культурной семье. Обычно офицеры и члены их семей здоровались за руку. Законом было уважение к женщине. Ни один офицер не садился, если стояли женщины.

Мундир испокон веков на Руси олицетворял идею государственности, само Отечество. Потому и по сию пору особый смысл заложен в понятии «честь мундира».

Известен исторический факт, который гласит, что в 1821 г. во время ужина на одном из балов полковник лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римский-Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустякового нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира (т. е. права его ношения) Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». И это не прихоть самодержца, а знак уважения к мундиру, в армии, к государству.

Мужество, храбрость, честность, самоуважение, благородство высоко ценились в офицерской среде. Унизить офицера, посягнуть на его честь было опасно. Он должен был защитить свою честь с оружием в руках.

В этой связи интересен и «Дуэльный кодекс». Дуэль давала негласное право на защиту своей чести. Основными поводами для поединков служили: брань, пощечина, компрометирование офицера или его жены, другие оскорбления, в т. ч. и отказ во взаимном приветствии.

Сама возможность поплатиться жизнью за оскорбление офицера играла большую роль в поддержании чувства собственного Достоинства и уважения его в других.

Право на поединок способствовало очищению офицерского сознания от элементов плебейства и подхалимства. За оскорбительные слова «я вас в бараний рог согну», произнесенные публично на смотре полка, капитан Василий Норов - боевой офицер, кавалер многих наград - потребовал сатисфакции у самого великого князя Николая Павловича, будущего императора. А остальные офицеры лейб-гвардии Егерского полка в знак протеста решили выйти в отставку.

Еще пример: в 1823 г. бригадный командир Мордвинов бросил вызов своему командиру, начальнику штаба Киселеву, причем настоял на заведомо смертельных условиях поединка (расстояние 8 шагов, число выстрелов неограниченное). И генерал принял вызов своего подчиненного, чтобы никто не смог усомниться в его чести. На этой дуэли Мордвинов был убит. Царь простил генерала Киселева. А тот в силу благородства до конца жизни выплачивал вдове убитого содержание из собственных средств.

Высокие представления о чести проявлялись и в отношении к ветеранам.

Для примера можно привести воспоминания одного из ветеранов лейб-гвардии Кексгольмского полка.

Двигаясь в походной колонне по улицам местечка... батальонный командир заметил древнего старца, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся.

Ты что, дед? - спросил батальонный командир. - Почему стоишь смирно?

А как же, - ответил старик, - ведь это же мой родной полк. В таком вот мундире я, батюшка мой, еще на туретчину ходил.

Батальонный повернул коня и помчался к полковому командиру. Генерал приказал развернуть все 16 знамен, и мы торжественным маршем, под музыку, с развернутыми знаменами прошли перед ветераном...

Трудно рассказать о чувствах, которые охватили в этот торжественный момент всех нас. Глаза молодых и старых воинов блестели, сердца охватил священный трепет. В журнал полка в тот же день было записано точное место и время встречи с ветераном. Так родилась в нашем полку новая традиция.

Рыцарская честь требовала благородного отношения офицеров не только друг к другу, но и к солдатам. Все честные русские офицеры и генералы славились своим гуманным отношением к солдатам.

Русская офицерская этика требовала и на главном «поле чести» (на войне) придерживаться гуманных методов, соблюдать «законы войны», избегать ее бесчеловечных форм, проявлять милосердие, не проливать лишней крови.

Следует отметить также и присущее русскому офицерскому корпусу здоровое стремление отличиться в боевой обстановке, получить заслуженные награды, знаки поощрения и внимания. Такое «доблестное и благородное честолюбие», дополненное полезным для Отчества славолюбием, являлось одной из движущих (воодушевляющих на геройские дела) сил развития армии, ее стойкости, непобедимости в боях.

По мнению Ивана Ильина, рыцарственное служение Родине, характерное для русского офицерства и делающее его представителей «подлинными дворянами», необходимо культивировать во всем обществе. В статье «О рыцарском духе» (1928) философ, в частности, отмечал: «Во всей великой смуте наших дней, среди крушений, бед и утрат, в раздорах и соблазнах мы должны помнить одно и жить одним: поддержанием и насаждением духа рыцарственного служения... Ибо этот дух есть как бы воздух и кислород русского национального спасения... Вне рыцарственного духа национального служения - все бесцельно, все тщетно, все вредно; вне его никто ничего не освободит и не возродит, а создаст только новый раздор, новую смуту и новую гражданскую войну на погибель России и на радость ее исконным и всемирным врагам».

V. Дискуссия по теме «"Честь имею!" - уже неактуально?»

Классный руководитель. Давайте обсудим, актуально ли сейчас для нашей армии понятие «честь имею»?

Сначала попробуйте объяснить такой парадокс: с одной стороны молодежь уклоняется от службы, а с другой - огромный конкурс в кадетские корпуса, суворовские училища. О чем это говорит?

Славные традиции нашей армии - они сохраняются сегодня?

Знаете ли вы героев, защитников современной России?

Изменилось ли в современной российской армии представление о чести, долге?

Считаете ли вы, что в нашей армии нужно принять офицерский «Кодекс чести»?

В горячих точках сейчас служат только контрактники. Что заставляет современных ребят идти на войну, подвергать свою жизнь опасности?

Как бы отреагировал офицер царской армии на оскорбление ветерана?

Как мы сегодня относимся к ветеранам?

Как мы относимся к тем, кто уклоняется от службы в армии?

Как мы относимся к своей истории? Почему не даем отпор тем, кто поливает грязью нашу историю, оскорбляет наши святыни?

Как вы можете охарактеризовать нравственное состояние современного российского общества?

Есть такая поговорка: «Каждый народ получает то правительство, которое он заслуживает». Можно ли сказать, что каждый народ получает ту армию, которую он заслуживает?

За какие поступки вы бы не подали руки, перестали здороваться?

Дуэли улучшают нравы? Если бы сейчас разрешили дуэли, что бЬ1 изменилось в нашем обществе?

Может ли в безнравственном обществе быть нравственная армия?

Актуально ли сегодня выражение «честь имею!»?

(Высказывания детей.)

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. «Кто пойдет воевать за Россию?» - так назвали свой репортаж из горячей точки на Кавказе два корреспондента журнала «Русский репортер». Послушайте отрывок из этого репортажа.

Сегодня армия в России если и срез, то только небольшой части общества - не самой социально успешной. Это парни, которые в Москве бывали максимум по разу. Им непонятны термины «гламур» и «готично». Они не умеют складно говорить и вряд ли отличат Маркеса от Борхеса. В уличном конфликте они всегда ударят первыми, а после третьей рюмки будут делить мир на понюхавших пороха и «шпаков»... У них своя, понятная система ценностей: человек, который ворует, - «крыса», товарищ, отлынивающий от работы, - «шланг», девчонка, что не дождалась, - сука, а та, что ждет и пишет, - святая и «за нее порву любого». Вряд ли они будут долго обдумывать приказ.

Именно эти пахнущие потом и гуталином люди вытащили на своих плечах две чеченские кампании и вытащат - не дай бог, конечно, - новую войну.

А вот и их наставник. Молодой ветеран Анатолий Лебедь. Кадровый офицер, окончил вертолетное училище, служил в Афганистане. В Чечню пошел добровольцем. В 2003 г. в горах под Улус-Кертом он подорвался на мине. В госпитале отрезали ногу. Потом обратно - в Чечню.

Мы говорим с ним на аэродроме в Киржаче, где Анатолий прыгает с парашютом вместе со своими солдатами. Трижды кавалер ордена Красной Звезды, дважды кавалер ордена Мужества, Герой России, он невысок ростом и мускулист. Совсем не похож на доброго дядю-офицера - скорее, на черта. У него обритый наголо череп, франтоватая стриженая бородка и черная «Мазда-6». Есть в этом одноногом человеке что-то пугающее и притягательное одновременно. Такие люди - вне привычных социальных отношений. С ними бесполезно говорить про мораль и про деньги. Их трудно представить в мирной жизни. И трудно представить мирную жизнь без них, воюющих где-то на окраинах страны.

Тебе, видно, все это нравится?

Не знаю, - смеется он.

Квартира, семья есть?

Семья есть, квартиру пока не дают.

Нет обиды на государство?

Да ладно, - отмахивается он, - чего там государство! Государство вон - парни стоят. Вот за них и воюю. Надо успеть их научить, чтобы не мычали, когда им глотки режут. Ну и за народ - за бабулек, за бомжей, чтобы не издевались над ними. Надо думать о тех, кто рядом, тогда и получается нормальная работа. Это наверху пускай предают - хоть нас, хоть себя, хоть

родных своих, нам главное - задачу свою выполнять. У каждого свой бой в жизни, у кого-то он уже был, у кого-то еще впереди...

В названии этого репортажа поставлен вопрос: «Кто пойдет воевать за Россию?» Вы можете на него ответить?

Классный час — это своего рода дополнительный урок, который направлен на расширение знаний детей, их воспитание. Чтобы такое мероприятие прошло успешно и имело положительный результат, его необходимо правильно организовать.

При подготовке классного часа к 23 февраля необходимо предусмотреть все мелочи: оформить класс портретами, рисунками, позаботиться о музыкальном сопровождении, присутствии государственной символики на видном месте. Дети очень хорошо воспринимают зрительную информацию, поэтому уместно для классного часа приготовить презентацию.

К проведению классного часа уместно привлекать самих учеников. Неплохо будет, если некоторые из них выучат стихотворения или загадки, а может быть, даже подготовят рассказ о каком-либо герое России.

23 февраля — праздник, который отмечает вся страна. Однако историю этого праздника знают немногие. Именно поэтому каждый учитель на классном часе должен рассказать историю возникновения праздника.

При проведении классного часа не стоит строго рассаживать учеников. Урок должен проходить в непринужденной обстановке, пусть дети сядут сами кому где удобно. Важно заинтересовать детей, чтобы они внимательно слушали учителя. Для этого при проведении урока необходимо периодически включать учеников в деятельность: вовлекать в беседу, предложить отгадать загадки или кроссворд, провести подвижную игру. В результате такой деятельности возникнут доверительные отношения, и дети лучше проникнутся духом патриотизма и не заскучают.

Можно пригласить на классный час военнослужащего. Пусть он расскажет об истории праздника или о каком-то случае из жизни, связанным с его службой. Возможно, он развеет мифы, которые сложены об армии. В любом случае после такой встречи, у ребят возрастет уважение к защитникам Родины.

Работая над подготовкой к проведению классного часа, педагог должен учитывать психологические особенности восприятия материала учениками.

  • Так, классный час к в 1-2 классе лучше всего организовать в виде игры или путешествия, во время которых в непринужденной форме показать детям значимость праздника, его особенности.
  • С ребятами 5-6 классов при проведении классного часа можно посетить выставку, посвященную 23 февраля. Дети очень любят такие походы, долго помнят их, а это значит, что учителем не зря потрачено время.
  • С ребятами 7-9 классов можно организовать проект «Живущие рядом герои». В рамках данной работы, организовать с детьми поисковую деятельность информации о людях — военных, участниках боевых действий, живущих рядом с нами. Организовать встречу с такими людьми, составить небольшой рассказ о них, сделать фотографии или копии. Всю полученную информацию можно оформить в виде презентации и в дальнейшем представить ее не только в своем, но в других классах школы.

Такие проекты можно выполнить с любыми классами. Главное здесь подобрать правильно тему, чтобы она была интересной детям и соответствовала их возрастной категории.

Для ребят постарше можно устроить просмотр кинофильма более узкой тематики, например, о войне в Чечне или в Афганистане.

23 февраля — не просто обычный выходной день. Это великий праздник со своей историей и особенностями, с которыми нужно познакомить подрастающее поколение в надежде привить ему гордость за свою Родину и чувство патриотизма.

Цели

Форма: ролевая игра.

Оборудование

На перемене перед классным часом записать на доске слова из четырех пословиц:

1. Умелый...

2. Военному...

3. Маскировка...

4. Офицер...

Музыкальное оформление

Оформление класса

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Ролевая игра «Десант»:

Конкурс 1. «Сбор по тревоге».

Конкурс 2. «Перестрелка».

Конкурс 3. «Собери слово».

Конкурс 4. «Донесение».

Конкурс 5. «Маскировка».

Конкурс 6. «Гранаты».

Конкурс 7. «Солдатский борщ».

Конкурс 9. «Комплимент».

Ход классного часа

I. Вступительное слово

II. Ролевая игра «Десант»

Конкурс 1. «Сбор по тревоге»

Конкурс 2. «Перестрелка»

13. Повар на корабле. (Кок.)

Конкурс 3. «Собери слово»

Конкурс 4 «Донесение»

Конкурс 5. «Маскировка»

Конкурс 6. «Гранаты»

Ведущая 7. Внимание - огонь!

Конкурс 7. «Солдатский борщ»

Конкурс 8. «Приглашение на танец»

Ведущая 9. Итак, музыка!

Конкурс 9. «Комплимент»

Конкурс 10. «Воинская мудрость»

Классный руководитель. Мы еще раз поздравляем вас, ребята, с праздником! Желаем вам успехов в учебе, крепкого здоровья, хороших и верных друзей!

Предлагаемый сценарий классного часа - это ролевая игра, построенная на игровых ситуациях, в которых могут себя проявить и девочки, и мальчики.

Все девочки выступают в качестве ведущих, а мальчики, выполняя задания конкурсов, показывают свою организованность, сплоченность, взаимовыручку.

Конкурсы, предлагаемые в сценарии, лишены соревновательного начала. Это своеобразные испытания, которые предлагается пройти мальчикам, чтобы подтвердить свое звание «Будущий защитник Отечества».

Главная задача всех этих конкурсов - не выявить победителя, а помочь детям сдружиться, побудить к взаимопомощи, сотрудничеству.

Цели : расширять представления детей о Вооруженных силах России; формировать положительную оценку армии, армейской службы; предотвращать разобщенность между мальчиками и девочками; развивать творческие способности детей; сплачивать коллектив.

Форма: ролевая игра.

Подготовительная работа с детьми

а) мальчикам - нарисовать различные виды военной техники (вертолеты, корабли, амфибии, самолеты, танки и т. п.); перед классным часом сделать выставку работ;

б) изготовить вместе с девочками «повестки» по количеству мальчиков в классе. Текст повестки: «Уважаемый (имя, фамилия), вам необходимо явиться на сбор десантников, посвященный Дню защитника Отечества. Время сбора (дата, время), место сбора (кабинет №), форма одежды походная;

в) за неделю до классного часа необходимо распределить конкурсы-задания между девочками, так чтобы разные пары девочек вели по два конкурса. Девочки, ведущие конкурс, готовят соответствующий реквизит и оформление.

Оборудование

Конкурс 3. «Собери слово» - 14 бумажных карточек с буквами, из которых можно сложить слово «ГЕНЕРАЛИССИМУС».

Конкурс 5. «Маскировка» - три комплекта женской одежды: юбки, косынки, шляпки, кофты и т. п.

Конкурс 6. «Гранаты» - скомканные бумажные шарики по количеству мальчиков, ведро.

Конкурс 7. «Солдатский борщ» - кастрюля или котелок, бумажные карточки с названиями продуктов: сгущенка, консервы, сок, кофе, шоколад, рис, капуста, морковь, картофель, горох, свекла, томат, лук, огурцы.

1. Умелый...

2. Военному...

3. Маскировка...

4. Офицер...

Молодец, и сноровка, боец, везде, всегда, учиться, пригодится, делу, пример, в доблести, хитрость, это.

Музыкальное оформление

Подготовить 2-3 музыкальных фрагмента для сопровождения Конкурсов.

Готовит группа девочек - ведущих конкурса.

Оформление класса

На перемене перед классным часом записать на доске:

Есть такая профессия - Родину защищать.

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Ролевая игра «Десант»:

Конкурс 1. «Сбор по тревоге».

Конкурс 2. «Перестрелка».

Конкурс 3. «Собери слово».

Конкурс 4. «Донесение».

Конкурс 5. «Маскировка».

Конкурс 6. «Гранаты».

Конкурс 7. «Солдатский борщ».

Конкурс 9. «Комплимент».

Конкурс 10. «Воинская мудрость».

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Дорогие ребята! Мы с вами живем в мирное время. Мы можем спокойно учиться, трудиться, мечтать.

Но и сегодня на нашей земле еще не зажили раны прошедшей войны. Она унесла миллионы человеческих жизней, разрушила города и села. Не допустить войны, сохранить мир на земле - вот главная задача в жизни каждого человека. Но если враг напал на нашу землю, долг каждого человека - защищать Родину.

Сегодня в стране праздник - День защитника Отечества. Это праздник Вооруженных сил России. Его отмечают во всех войсках: и в сухопутных, и в морских, и в воздушных. В этот день в России поздравляют не только военных, но и всех мужчин, потому что служба в Вооруженных силах - это священный долг каждого мужчины.

Дорогие мальчики, от всей души поздравляю вас с Днем защитника Отечества! Желаю вам быть здоровыми, сильными, целеустремленными, стать достойными защитниками Отечества.

Я считаю, что все мальчишки должны формировать свой характер с детства, воспитывать в себе смелость, благородство, твердость духа, решительность, честность, ну, и, конечно же, уважение к женщине.

Сегодня девочки подготовили для вас интересные конкурсы, в которых вы можете проявить и силу, и смекалку, и выдержку. Начинаем наш праздник!

II. Ролевая игра «Десант»

Звучит музыка. К доске выходят девочки.

Ведущая 1. Дорогие наши мальчики!

Ведущая 2. Будущие защитники Отечества!

Ведущая 1. От имени всех девочек нашего класса поздравляем вас с праздником!

Ведущая 2. Желаем здоровья, успехов в учебе!

Ведущая 1. Защитники Отечества должны уметь все делать, должны быть организованными, дружными.

Ведущая 2. Все ли наши будущие воины готовы к испытаниям, которые могут им встретиться?

Ведущая 1. Это мы сегодня проверим в ходе нашей десантной операции.

Ведущая 2. Для участия в нашем сегодняшнем «Десанте» вам вручаются повестки.

Включается музыка. Все девочки встают со своих мест и раздают мальчикам повестки.

Ведущая 1. Все повестки вручены, начинаются испытания.

Конкурс 1. «Сбор по тревоге»

Ведущая 2. Задание первое - «Сбор по тревоге».

Ведущая 1. Посмотрим, могут ли наши мальчики за 5 секунд построиться по росту возле доски.

Ведущая 2. Внимание - тревога - объявляется сбор десантников!

Мальчики выбегают к доске, начинают строиться. Девочки громко считают вслух до пяти.

Ведущая 1. Молодцы, все успели за 5 секунд собраться и построиться для выполнения спецзаданий!

Ведущая 2. Мобилизация прошла успешно. Команда десантников для выполнения задания построена!

Ведущая 1. А теперь вам предстоит выбрать командира.

Ребята выбирают командира, называют его имя ведущим.

Ведущая 2. Приветствуем команду «Десантник» во главе с командиром (фамилия, имя).

Конкурс 2. «Перестрелка»

Ведущая 3. Внимание, второй конкурс - «Перестрелка». Проверяется быстрота реакции. Она просто необходима в боевой обстановке.

Ведущая 4. Мы будем обстреливать вас вопросами. Вы должны отстреливаться ответами. Только отвечать нужно быстро и точно - по-армейски.

Ведущая 3. Внимание! Назовите одним словом: Ведущие по очереди читают задания, мальчики отвечают.

1. Сухопутные войска, действующие в пешем строю. (Пехота.)

2. Летательный аппарат с винтом. (Вертолет.)

3. Бронированная машина для перевозки пехоты. (Бронетранспортер.)

4. Зенитная установка, названная ласковым именем девушки. («Катюша».)

5. Все корабли Вооруженных сил. (Морской флот.)

6. Бывает медицинская, бывает военная. (Операция.)

7. Бывает легкая, бывает тяжелая. (Артиллерия.)

8. Воинский чин между капитаном и подполковником. (Майор.)

9. Наступательная операция. (Атака.)

10. Маскировка предметов путем окраски полосами, пятнами. (Камуфляж.)

11. Коричневато-зеленый, защитный цвет по-военному. (Хаки.)

12. Тот, кто прокладывает курс корабля или самолета. (Штурман.)

13. Повар на корабле. (Кок.)

14. Жилое помещение для судовой команды на корабле. (Кубрик.)

15. Колеса на самолете. (Шасси.)

16. Команда стрелять. (Огонь.)

17. Цветная полоска по боковому шву форменных брюк. (Лампасы.)

18. Золотые или серебряные наплечные шнуры на мундире. (Аксельбанты.)

19. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (Язык.)

20. Член народного вооруженного отряда, действующего в тылу врага. (Партизан.)

Ведущая 4. Итак, перестрелка прошла успешно, десантники показали мгновенную реакцию, готовность прийти на помощь, выручить товарища.

Конкурс 3. «Собери слово»

Ведущая 5. А теперь получите пакет от командующего операцией. В пакете 14 квадратиков с буквами.

Ведущая 6. Сложив из этих букв слово, вы узнаете, от кого этот пакет.

Ведущая 5. А заодно покажете, насколько вы дружные и сплоченные.

Ведущая 6. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Мальчики складывают на классной доске (ставят карточки с буквами на подставку для мела) слово «ГЕНЕРАЛИССИМУС».

Ведущая 5. Прекрасно! Команда показала себя и дружной, и сплоченной.

Ведущая 6. А теперь новое задание от генералиссимуса.

Конкурс 4 «Донесение»

Ведущая 5. Десантник должен быть очень внимательным. Ни одна деталь не должна от него ускользнуть. А особенно, если это касается донесения.

Ведущая 6. Внимание - конкурс «Донесение». Ваш отряд засел в лесной землянке, выслав трех разведчиков на встречу с партизанами. Прошу всех десантников выйти за дверь, оставить трех разведчиков.

Мальчики выходят за дверь. Трое остаются в классе.

Ведущая 5. В лесу десантники встретили партизана, который передал важное донесение.

Ведущая 6. Разведчики, внимание. Слушайте донесение.

Ведущая 5. «На опушке расположился вражеский отряд из 100-120 бойцов.

В отряде 4 пушки, 10 машин, 3 собаки и б мотоциклистов.

Отряд охраняет железнодорожный мост.

По этому мосту сегодня, в 17:25, должен проехать эшелон с боеприпасами для вражеской армии. Партизаны просят 5 килограммов взрывчатки, чтобы взорвать железнодорожное полотно».

Ведущая 6. Мы передаем вам это донесение, записанное на бумаге. (Передает «разведчикам» лист бумаги с текстом «донесения».) Но вы его должны передать своему командиру в устной форме.

Ведущая 5. У вас только 1 минута для того, чтобы все запомнить. После чего донесение необходимо уничтожить, ведь, если вы попадете в плен, враг может узнать о планах партизан и вся операция будет сорвана.

Включается метроном или музыка. Мальчики изучают «донесение».

Ведущая 6. А теперь вам нужно вернуться в землянку и доложить командиру о результатах разведки.

Только донесение вы оставляете тут.

Мальчики выходят за дверь, пересказывают остальным ребятам содержание «донесения». Девочки в это время записывают контрольные числа из «донесения», чтобы оценить правильность ответов ребят. Через 1 минуту все мальчики возвращаются в класс.

Ведущая 5. А теперь просим членов команды (не разведчиков!) передать содержание донесения.

Мальчики пересказывают содержание «донесения».

Примечание. Можно облегчить задачу, задавая наводящие вопросы: Где расположился вражеский отряд? Какова численность отряда? Сколько в нем пушек, собак и мотоциклистов? Что он охраняет? Когда проедет состав? Какой груз будет везти состав? Сколько взрывчатки нужно?

Ведущая 6. Как вы считаете, девчонки, справились ли с заданием наши десантники?

Девочки или одобрительно кивают или высказывают замечания о том, чего не запомнили ребята.

Конкурс 5. «Маскировка»

Ведущая 7. А теперь испытание «Маскировка». Просим командира назначить трех бойцов для выполнения особо ответственного задания.

Командир называет имена 3 ребят.

Ведущая 8. Внимание, слушайте задание. Вам нужно незаметно пройти через деревню, где остались только девушки и женщины. Но на каждом углу стоят полицаи. Чтобы пройти мимо них, нужно замаскироваться. В одной из хат нам удалось раздобыть камуфляж (показывает юбки, платки, кофты, платья).

Ведущая 7. Трем десантникам нужно выйти в сад (за дверь) и замаскироваться под старушек или девчонок. Для этого нужно надеть на себя вот этот камуфляж, зайти в класс, пройтись и, глядя в зеркало, сказать: «Ах, какая я красивая!», чтобы все поверили.

Три мальчика, взяв женскую одежду, выходят за дверь.

Конкурс 6. «Гранаты»

Ведущая 8. А пока наши бойцы маскируются, десантники будут поражать вражеские цели. Вот в этом ведерке (ставит ведро в другом конце класса) расположился целый вражеский аэродром.

Нужно уничтожить этот вражеский объект прямым попаданием гранат. Их нам заменят бумажные шарики (ставит перед ребятами ведро с комочками бумаги).

Ведущая 7. Внимание - огонь!

Включается музыка. Мальчики бросают комочки бумаги в ведро, пока все «гранаты» не закончатся.

Ведущая 8. Так, подсчитаем, сколько гранат пролетело мимо цели...

Собирают комки бумаги, не попавшие в ведро.

Ведущая 7. Всего (называет число) из 20. Не так уж и плохо. Будем считать, что испытание на меткость наши десантники тоже прошли успешно.

Ведущая 8. А теперь приглашаем сюда маскировщиков. (Открывает дверь, приглашает в класс 3 мальчиков, которые наряжались в женскую одежду).

В класс заходят переодетые мальчики, демонстрируют наряды, смотрят в зеркало.

Ведущая 7. Да-а, нашим десантникам удалось так замаскироваться, что даже свои товарищи их не смогли узнать!

Ведущая 8. А это значит, что наши мальчишки - настоящие мастера камуфляжа!

Конкурс 7. «Солдатский борщ»

Ведущая 9. Ну, вот и настало время привала. Пора обедать. Просим командира назначить 3 бойцов для приготовления солдатского борща.

Командир называет имена 3 ребят. Они выходят к доске.

Ведущая 10. Вам на базе выдали продукты: сгущенку, консервы, сок, кофе, шоколад, рис, капусту, морковь, картофель, горох, свеклу, томат, лук, огурцы. (Раскладывает на столе карточки с названием продуктов.)

Ведущая 9. Вам нужно выбрать продукты, необходимые для приготовления борща, и сложить их вот в этот котелок.

Ведущая 1 0. На выполнение задания вам дается 1 минута.

Включается музыка. Мальчики бросают в котелок «продукты».

Ведущая 9.Так, посмотрим, что за блюдо получилось"/ наших десантников на обед. Можно ли его назвать борщом?

Ведущая 10. Девочки, внимание! (Перечисляет продукты, выбранные мальчиками.) Ну, что? Борщ получился?

Девочки отвечают, что это блюдо можно назвать борщом или что это совсем новое, неизвестное кулинарии, но СЪЕДОБНОЕ блюдо.

Ведущая 9. Ну что ж, все увидели, что наши десантники - самостоятельные ребята...

Ведущая 10. И что с голоду они не пропадут!

Конкурс 8. «Приглашение на танец»

Ведущая 9. Ну, а теперь нам нужны настоящие смельчаки!

Ведущая 10. Добровольцы, сделайте шаг вперед!

Если никто не выйдет, то попросить командира назначить трех участников.

Три мальчика выходят к доске.

Ведущая 9. Внимание! Особо важное задание!

Ведущая 10. Поскольку у нас сейчас привал, а лучший отдых на привале - это танец...

Ведущая 9. Мы предлагаем вам пригласить на танец трех девочек и танцевать с ними, пока звучит музыка.

Ведущая 10. Напоминаем правила: они должны подойти к девочке, пригласить ее, обязательно подать ей руку, вывести из зала на середину и встать напротив нее.

Ведущая 9. Итак, музыка!

Начинает звучать музыка, мальчики приглашают девочек, танцуют.

Ведущая 10. Задание выполнено. Мы видим, что наши десантники - не только смелые, но и воспитанные ребята.

Конкурс 9. «Комплимент»

Ведущая 11. И пока привал не закончился, предлагаем и остальным членам команды показать свою вежливость, воспитанность и уважение к девочкам.

Ведущая 12. Итак, еще один конкурс на привале - «Комплимент»!

Ведущая 11. Мы предлагаем всем нашим ребятам по очереди сделать комплимент в адрес девочек нашего класса.

Ведущая 1 2. Внимание, начали!

Мальчики по очереди говорят: «Наши девочки самые красивые, умные, хозяйственные, дисциплинированные, самые добрые, талантливые, старательные, аккуратные, воспитанные, нежные, милые, трудолюбивые, скромные, веселые» и т. п.

Ведущая 11. Спасибо за комплименты!

Ведущая 12. Даже не верится, что все мы такие замечательные!

Конкурс 10. «Воинская мудрость»

Ведущая 11.А теперь последний конкурс - «Воинская мудрость».

Ведущая 12. На доске записаны первые слова 4 пословиц об армии, военной службе.

Ведущая 11.А на нижней строчке - остальные слова из этих пословиц. Только слова эти перепутались.

Ведущая 12. Вам нужно собрать эти пословицы, и вы соберете крупицы воинской мудрости. На выполнение задания дается 3 минуты.

Звучит метроном или музыка. Мальчики собирают пословицы.

1. Умелый боец - везде молодец.

2. Офицер - в доблести пример.

3. Военному делу учиться - всегда пригодится.

4. Маскировка - это хитрость и сноровка.

Ведущая 11. Ну что ж, десантники не подкачали.

Ведущая 12. Крупицы военной мудрости собрали!

Ведущая 11. Во всех испытаниях показали сноровку.

Ведущая 12. И хорошую военную подготовку!

Ведущая 1. А теперь наступает ответственная минута.

Ведущая 2. Вручение подарков участникам десантного маршрута!

Девочки (все вместе). С праздником вас, дорогие ребята!

Включается музыка, девочки вручают подарки ребятам.

Цель : Создать атмосферу праздника в игре-соревновании.

Задачи :

1. Познакомить детей с родами войск.

2. Развитие памяти, внимания, организованности, самостоятельности, умений согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответствующих возрастным особенностям, трудностей.

3. Формирование коллектива, исключение разобщенности мальчиков и девочек .

Подготовка к классному часу :

1. Разучивание стихов, загадок для участников игры на военную тему.

2. Оформление класса (на стенде приколоты, вырезанные из цветной бумаги облака и изготовленные своими руками планеры из белой бумаги, подготовка мест для соревнующихся команд мальчиков , для жюри (девочки) .

3. Девочки готовят поздравления мальчикам . Оформленные поздравления помещаются на закрытой доске.

4. Подготовка отличительных знаков командам, музыкального сопровождения (марш, песня “Граница”, в исполнении Л. Агутина или др., цветные мелки, и др. реквизит.

Оборудование :

1. Песня “Круто ты попал в этот класс”

2. эмблемы красные и зеленые;

3. Муз. Сопровождение - песня “Граница” в исполнении Л. Агутина;

4. по 5-7 пуговиц;

5. ложки перенести воду из одного сосуда в другой;

6. лист газеты;

7. артподготовка - ведра;

8. поговорку;

9. планы маршрутов диверсантов;

10. листах бумаги;

11. полоски двух цветов со словами из двух пословиц;

Ход праздника "А ну-ка , мальчики !"

Раз в году, на исходе зимы,

Все мужчины - объект восхищенья!

И причина большой кутерьмы-

Сила духа и проблески гения,

В них становятся сразу видны

Раз в году, на пороге весны.

Раз в году, на исходе зимы,

Всех мужчин - и военных, и штатских -

От Ростова и до Колымы

Ждут подарки, цветы и овации.

Вы сегодня на гребне волны -

Как герои великой страны!

В этот день поздравляют военнослужащих, ветеранов, воинов, дедушек, пап, мальчиков , всех мужчин.Этот день отмечают во всех родах войск : сухопутных (пехота, морских (моряки, воздушных (летчики) . Наши воины защищают просторы Родины на земле, и в море, и в воздухе. Сегодня наши девочки поздравляют вас.

Приветственные слова девочек :

1. Здорово, мальчишки !

Сегодня праздник - день мужчин

И нам его не скрыть!

Спешим без лишних рассуждений

Мы праздник наш открыть!

2.Просим вас : не грустите,

Пойте, смейтесь и шутите.

Давайте сядем в тесный круг

Чтоб открыть вам сердца ваших

верных подруг!

3. Мы подарим вам приветы,

И улыбки, и куплеты,

И частушкой удивим,

И стихи вам посвятим!

4. Вам и только вам посвящаем самые теплые и искренние поздравления.

5. Вас мы очень ценим и хотим, чтобы между нами всегда было взаимопонимание и дружба.

6. Вам посвящаем эти слова, идущие от самого сердца.

7. Мальчишки , мальчишки ,

Вы точно не знаете,

Вы даже себе не представляете,

Какие надежды на вас возлагаем

И видеть вас сильными только мечтаем.

8. Хотим мы вас видеть только красивыми,

Здоровыми, крепкими, дисциплинированными.

9. Себя закаляйте упорным трудом,

А в деле любом только будь МОЛОДЦОМ!

Будь добрым и смелым, ведь это так важно,

Чтоб стать потом в жизни парнем отважным!

10. Мы вам открываем наши сердца,

И пусть поздравленьям не будет конца!

Песня “Круто ты попал в этот класс”

Припев :

Круто ты попал в этот класс !

И не раз, и не раз

Споем сегодня для вас!

Круто ты попал в этот класс !

И не раз, и не раз

Споем сегодня для вас!

Куплет :

Хорошо, что вы попали к нам на праздник в этот час.

Петь, плясать и улыбаться мы готовы много раз.

Вам мы скажем по секрету, если ты еще не знал, -

Просто круто, очень круто то, что ты сюда попал!

Мы без вас не мыслим дружбы. Вы, мальчишки , просто класс !

Признаемся, что нам нужно, чтоб вы жили с нами в лад.

Улыбнись, и все прекрасно! Детство – лучшая пора!

А пока мы все девчонки вам желаем лишь добра!

Припев :

Круто ты попал в этот класс !

И не раз, и не раз

Споем сегодня для вас!

Круто ты попал в этот класс !

И не раз, и не раз

Споем сегодня для вас!

Девочки садятся на свои места. Начинается конкурсная программа для мальчиков .

Мальчики выстраиваются по росту, рассчитываются на раз-два и организуют две команды. Им вручаются эмблемы красные и зеленые. Команды выбирают командиров.

Учитель : По плечу победа смелым,

Ждет того большой успех,

Кто, не дрогнув, если нужно,

Вступит в бой один за всех.

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

Тот в бою и победит.

Делу - время, час - забаве.

Команда первая - направо,

Тут - вторая становись!

Состязанья начались.

Учитель : Защитники Отечества должны уметь все делать, быть организованными. Все ли наши будущие воины готовы к испытаниям, которые могут им встретиться? Это мы сегодня и посмотрим.

Учитель знакомит всех с членами жюри, объясняет систему оценки.

Учитель : Ни для кого не секрет, что солдат должен уметь быстро одеваться и приводить себя в порядок. Эти умения мы и проверим.

(Муз. Сопровождение - песня “Граница” в исполнении Л. Агутина) .

Конкурс 1. «У СОЛДАТА ВЫХОДНОЙ - ПУГОВИЦЫ В РЯД»

Перед тем, как отправится в увольнение, необходимо привести форму в порядок.

Задание : участники пришивают на скорость каждый по 5-7 пуговиц в ряд. Учитываются как скорость, так и аккуратность исполнения

Учитель : В армии, как и на войне без смекалки не обойтись. Например, у танка пустые баки и надо срочно заправить горючее. Задача солдата – с помощью ложки перенести воду из одного сосуда в другой. Кто быстрее и точнее сделает это?

Конкурс 2. «Артеллеристы»

Очень часто исход боя зависит от меткости артиллеристов. И у нас без них не обойтись

У пушки неожиданно кончились снаряды.Нужно сделать их самим : лист газеты нужно смять одной рукой, другой ни в коем случае не помогать. Смять в шар- это и будет снаряд. Одну руку за спину! Приготовились, начали!

Конкурс 3. «Меткость»

А теперь – артподготовка! Наши артиллеристы своими собственными снарядами должны попасть в цель, Приготовьтесь, начали!

За каждое попадание команды получают очко.

5 конкурс : У солдата должна быть очень хорошая память. Каждому подразделению необходимо запомнить как можно больше слов из тех, которые передадут вам связистки

Конкурс ТЕЛЕФОНИСТЫ

Две группы играющих рассаживаются двумя параллельными рядами. По сигналу руководителя связистки начинают передавать поговорку на ухо первому, первый –второму, второй-третьему и так до последнего. Последний, получив "телефонограмму", должен встать и громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше ее произнесет.

Скороговорки :

Расскажи мне про покупку. - Про какую про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку свою;

Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой, сорок сорок в короткий срок слетелись и сели под горкой;

Книги и фильмы про разведчиков всегда волнуют воображение. Каждому хочется быть немного Штирлицем.Почему бы нам не попробовать : Давайте проведем конкурс “Разведчики" Вы должны расшифровать послание.

6 конкурс : ШИФРОВКА Сложить пословицы. Каждой команде даются полоски двух цветов со словами из двух пословиц. Их и нужно сложить, прочитать классу и членам жюри .

1 команде 2 команде

Слова синего и красного цвета Слова желтого и зеленого цвета

В результате должны получиться такие пословицы :

1) Умелый боец везде молодец. 1) Офицер в доблести пример.

2) Военному делу учиться всегда пригодиться. 2) Маскировка – это хитрость и сноровка.

7 КОНКУРС ЛУЧШИЙ ШОФЕР

К двум машинкам привязываем длинные нитки, а на их концах карандаши; игроки начинают наматывать нитки на карандаши. Побеждает тот, кто быстрее смотает всю нитку

Учитель :Полководец Суворов говорил : “В армии солдат – первый человек!”. Давайте и мы сейчас проверим коэффициент интеллекта наших “Солдат”, чтобы узнать, можно ли рассчитывать на их сообразительность в трудную минуту. Ну, что, друзья, начнем!

Учитель : Внимание, Внимание! Продолжаем соревнование. Следующее задание- простое самое. Старинная русская забава “Перетягивание каната”.

8конкурс ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА

Два стула ставятся спинками друг к другу, под ними продергивается веревочка. По команде ведущего два участника ходят вокруг своих стульев. По команде садятся на свой стул и выдергивают из-под него веревочку. Игра проводится до трех раз. Кто побеждает дважды - получает приз.

После каждого конкурса слово предоставлялось членам жюри, которые показывали и записывали баллы каждой команде. В конце классного часа жюри подводят итоги, объявляют команду-победителя.

Учитель : Но вот наступил торжественный час!

Очень серьезный и важный для вас.

Час поздравлений, шуток, успеха,

Час игр, улыбок и звонкого смеха!

Девочка читает поздравление :

Дорогие мальчики , мужчины!

Поздравляем Вас с Днем Защитников Родины!

Мы с праздником вас

Поздравляем солдатским,

Но видеть всегда вас хотим

Только в штатском!

А, если уж в форме, то только

В спортивной - для бега,

Футбола и жизни активной!

Девочки по очереди подходят к доске, берут свое поздравление, зачитывают и вручают мальчикам открытки и подарки .

Девчонки :

Дорогие, мальчишки ! Поздравляем вас с праздником Днем Защитника Отечества!Желаем :

Нас не обижать

Родителей не огорчать

Послушными быть

Добро лишь творить

Слушаться учителей

Иметь много друзей

Красивыми быть

Если трудно, то не ныть.

Мужской сегодня праздник,

Для споров нет причин,

Как девы б ни крепчали,

Надежней нет мужчин.

По духу вы герои,

И, если вдруг беда,

От бед любых укроет

Защитника рука.

Хоть Вы не носите мундира,

Но знаем мы, что в трудный час

Вы так же, как и все солдаты,

Спасете Родину и нас.

Классный час к 23 февраля Конспект классного часа ко Дню защитника Отечества для 8 класса Конспект классного часа к 23 февраля на тему «Честь имею!» Честь ­ это стремление быть благородным, высшим существом по внутренним достоинствам, совершать поступки, достойные славы, без всякого принуждения извне и без всякого другого вознаграждения, кроме одобрения своей совести. П.А. Румянцев Час общения, посвященный морально­этическим традициям военной армии. Цели: расширить представление учащихся о службе в армии, об этических традициях воинства; формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам страны, к военнослужащим; пробуждать у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества. Оформление: написать на доске тему классного часа, задания для работы с понятиями: «честь мундира»; «поле чести»; «суд чести»; «кодекс чести»; «жизнь ­ Отечеству, честь ­ никому». План классного часа I. Вступительное слово. II. История празднования 23 Февраля III. Работа с понятиями. IV. Информационный блок «Кодекс чести». 1 «Да, были люди в наше время...» 2. Честь имею. V. Дискуссия по теме «"Честь имею!"­ уже неактуально?». VI. Заключительное слово. VII. Подведение итогов. Ход классного часа I. Вступительное слово Классный руководитель. Вся тысячелетняя история ­ это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». Олицетворением этих понятий стала армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой части, доблести, мужества. Ассоциируется ли в вашем сознании служение Родине с этими словами? – 23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. Слово “Отечество” того же корня, что и слово “отец”, “Отчизна”, “отчий дом”. Отечество – это наша страна, Родина. – А что можно назвать Родиной? Дети: Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живём, Мы Родиной светлой, Мы Родиной светлой, Мы Родиной нашей зовём! 3. История праздника 23 февраля Учащийся: В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую и праздник получил название День Советской Армии. А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон “ О днях воинской славы России”, в котором этот день назван “День защитника Отечества”. Учитель: – Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести. – Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по­разному одевались, разным оружием владели. – Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени и вспомним события, которые связаны с этими защитниками нашей Родины. – Вспомните имена былинных богатырей? Учащийся: – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Учитель: – А из истории Древней Руси? Учащийся: 1. Великий полководец­Александр Невский, который в тяжёлое для Руси время смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке. 2. Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон, а его правнук Великий государь Иван III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. 3. Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин в 1612 году создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей­ горожан и крестьян и изгнали польских захватчиков. С этим сражением связан праздник 4 ноября – День народного единства. 4. Александр Васильевич Суворов – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: “Побеждают не умом, а уменьем”. Его солдаты, которых называли чудо­богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор Это было в 18 в. 5. Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века. 6. Георгий Константинович Жуков. В XX веке ко всем этим именам добавились ещё имена великих полководцев Великой Отечественной войны – Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, и многие другие. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых они проявили свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага. III. Работа с понятиями Классный руководитель. Служба в армии всегда была почетной. Она всегда была связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто. В словаре С. Ожегова «честь» ­ это «достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы». По В. Далю, «честь» ­ это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Предлагаю уточнить смысл понятия «честь». Первая группа, поясните, что означает понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира? (Означало это понятие прежде всего честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим, в частности, объясняется столь внушительное количество дуэлей в российской армии XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.) Вторая группа, поясните, что такое «поле чести». Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.) Третья группа, что такое суд «офицерской чести»? Каким мог быть его приговор? (Неофициальный нравственный суд сослуживцев, может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из сообщества офицеров.) Четвертая группа, вам достался кадетский девиз: «Жизнь Отечеству. Честь ­ никому!». Как понимать это выражение? (Ответ группы.) Классный руководитель. Пятая группа, поясните, что стоит за понятием «кодекс чести». (Свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества, порядочность, уважение, нравственность.) (В течение 5 мин. дети обсуждают ответы.) IV. Информационный блок «Кодекс чести» Классный руководитель. Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». И такие же принципы царили в обществе. Пока эти понятия сохранялись, безопасность Отечества была гарантирована. Когда они стушевывались, исчезали (хотя бы временно), все рушилось. Хорошо сказал об этом русский философ Иван Ильин: «...Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности». 1. «Да, были люди в наше время...» «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри, не вы...»Так говорил о русском воинстве ветеран Бородина... О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди. Прусский король Фридрих II: «Русского солдата мало убить, его надо повалить». Наполеон: «Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир». Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции советовал шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного». Но лучше всех высказался о русском солдате А.В. Суворов ­ всего два слова: «Чудо­богатыри!» Верность присяге, верность долгу, патриотизм ­ вот что всегда отличало русского воина. Несколько примеров из истории. 1380 г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе со своим войском 3 часа держал страшный удар татарской конницы. 1812 г. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей 16­ти и 11­ ти лет. Пораженные решимостью генерала не щадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага. 1854 г. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество». 1904 г. Капитан первого ранга В.Ф. Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер. 1904 г. Малый миноносец «Стерегущий» против 2 крейсеров и 4 больших миноносцев Японии. Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в т. ч. все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два Матроса: Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны. 1941 г. Великая Отечественная. Битва за Москву. 28 героев панфиловцев. Всего 28 человек, в т. ч. один офицер. Вооружение ­ бутылки с «горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева ­ никого. Могли разбежаться ­ и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа ­ и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну ­ 20 танков, другую ­ 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему? Классный руководитель. Пробуйте ответить на этот вопрос. Почему наши воины жертвовали жизнью, не сдавались, не отсиживались в окопах? Откуда такое самопожертвование? Готовы ли сегодняшние воины к подобным подвигам? (Дети высказываются.) Не секрет, что сегодня отношение к армии неоднозначное, у многих даже негативное. И это неудивительно. Армия болеет теми же болезнями, что и все наше общество. Отсюда и дедовщина, и отсутствие патриотизма, и безнравственность, которая стала привычной в офицерской среде. Не случайно многие офицеры выступают сейчас за создание офицерского «Кодекса чести». И в качестве образца предлагается именно опыт и традиции царской армии России. Потому и по сию пору особый смысл заложен в понятии «честь мундира». Известен исторический факт, который гласит, что в 1821 г. во время ужина на одном из балов полковник лейб­гвардии Московского полка Г.А. Римский­Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустякового нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира (т. е. права его ношения) Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». И это не прихоть самодержца, а знак уважения к мундиру, в армии, к государству. Мужество, храбрость, честность, самоуважение, благородство высоко ценились в офицерской среде. Унизить офицера, посягнуть на его честь было опасно. Он должен был защитить свою честь с оружием в руках. В этой связи интересен и «Дуэльный кодекс». Дуэль давала негласное право на защиту своей чести. Основными поводами для поединков служили: брань, пощечина, компрометирование офицера или его жены, другие оскорбления, в т. ч. и отказ во взаимном приветствии. Сама возможность поплатиться жизнью за оскорбление офицера играла большую роль в поддержании чувства собственного Достоинства и уважения его в других. Право на поединок способствовало очищению офицерского сознания от элементов плебейства и подхалимства. За оскорбительные слова «я вас в бараний рог согну», произнесенные публично на смотре полка, капитан Василий Норов ­ боевой офицер, кавалер многих наград ­ потребовал сатисфакции у самого великого князя Николая Павловича, будущего императора. А остальные офицеры лейб­ гвардии Егерского полка в знак протеста решили выйти в отставку. Еще пример: в 1823 г. бригадный командир Мордвинов бросил вызов своему командиру, начальнику штаба Киселеву, причем настоял на заведомо смертельных условиях поединка (расстояние 8 шагов, число выстрелов неограниченное). И генерал принял вызов своего подчиненного, чтобы никто не смог усомниться в его чести. На этой дуэли Мордвинов был убит. Царь простил генерала Киселева. А тот в силу благородства до конца жизни выплачивал вдове убитого содержание из собственных средств. Рыцарская честь требовала благородного отношения офицеров не только друг к другу, но и к солдатам. Все честные русские офицеры и генералы славились своим гуманным отношением к солдатам. Русская офицерская этика требовала и на главном «поле чести» (на войне) придерживаться гуманных методов, соблюдать «законы войны», избегать ее бесчеловечных форм, проявлять милосердие, не проливать лишней крови. Следует отметить также и присущее русскому офицерскому корпусу здоровое стремление отличиться в боевой обстановке, получить заслуженные награды, знаки поощрения и внимания. Такое «доблестное и благородное честолюбие», дополненное полезным для Отчества славолюбием, являлось одной из движущих (воодушевляющих на геройские дела) сил развития армии, ее стойкости, непобедимости в боях. V. Дискуссия по теме «"Честь имею!" ­ уже неактуально?» Классный руководитель. Давайте обсудим, актуально ли сейчас для нашей армии понятие «честь имею»? Сначала попробуйте объяснить такой парадокс: с одной стороны молодежь уклоняется от службы, а с другой ­ огромный конкурс в кадетские корпуса, суворовские училища. О чем это говорит? Славные традиции нашей армии ­ они сохраняются сегодня? Изменилось ли в современной армии представление о чести, долге? Считаете ли вы, что в нашей армии нужно принять офицерский «Кодекс чести»? В горячих точках сейчас служат только контрактники. Что заставляет современных ребят идти на войну, подвергать свою жизнь опасности? Актуально ли сегодня выражение «честь имею!»? (Высказывания детей.) VI. Заключительное слово VII. Подведение итогов Классный руководитель. Какие факты вас поразили? О чем вы уже знали? Что заставит задуматься?



Публикации по теме