Классный час на тему:«Что такое настоящая дружба? Сочинение на тему "Дружба": правила написания, план и основная суть План на тему что такое дружба.

План-конспект классного часа.

Дата: 09.10.2015

Тема: “ Дружба”

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма проведения: разговор-рассуждение с игровыми моментами.

Цели:

    способствовать углубленному осмыслению понятий «дружба», «настоящий друг»;

    формировать умение строить отношения с людьми;

    воспитывать у учащихся умение дружить по-настоящему.

Задачи:

    способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личности учащихся;

    формирование умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;

    побуждать подростков к анализу собственных поступков.

Оборудование урока: 1) раздаточный материал; 2) видеозапись; 3)презентация; 4) проектор; 5) компьютер.

Ход урока.

    Оргмомент. (7-10 мин)

У: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем классном часе. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода: светит солнышко, оно нам улыбается. Давайте друг другу улыбнемся.

У: Ребята я бы хотела, чтобы тему нашего разговора назвали вы сами, после просмотра короткого видеоролика.
(видеоролик: «Притча: два друга»

Как-то два друга много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть будет тебе легко и светло... )

У: – О чем эта притча, чему она учит нас?

У: Да, действительно, ребята, эта притча о дружбе, и учит нас, что нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

    Основной этап урока. (20 - 25 мин.)


У:
Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность, преданность. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Вот и мы с вами попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.

1.Все за одного, а один за … (всех)

2.Семеро одного … (не ждут)

3.Один в поле не … (воин)

4.Старый друг лучше … (новых двух)

5.Нет друга, так ищи, а нашёл … (береги)

У: Видите, ребята, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.

У: Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “ Дружба – бескорыстная стойкая приязнь ”.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
У:
Сейчас я предлагаю вам разделить на группы по цветам. У меня в мешочке находятся бумажечки 3 цветов (красный, зеленый и синий). Каждый из вас вытягивает бумажечку, а потом, согласно вытащенному вами цвету, вы делитесь на команды.
У: Отлично! А теперь я вам раздам конверты с поговорками. В каждом конверте 2 высказывания. Вы должны прочитать и объяснить их смысл. Я вам дам минутки 3-4, чтобы вы могли обсудить.

(1. Трусливый друг опаснее врага .

2. Доброму коню найдётся много хозяев, хорошему человеку - много друзей.

3. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.

4. Дружба дружбе рознь - иную хоть брось.

5. Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь.

6. Хочешь дружбы - будь другом. )

У: Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест. Я дам вам 5 минут на выполнение этого теста, а потом мы проверим ваши ответы!

( Тест «Хороший ли ты друг?»

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).
Б) Одолжишь подруге (другу) денег.
B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.
Б) Бросишься на помощь подруге (другу).
В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.)

У: Закончили? Хорошо! Давайте подсчитаем каких вариантов у вас больше А, Б или В.
У:
– Итак, подведем итог.

Больше ответов А:

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б:

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В:

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

    Заключительный этап. ( 5 мин)

У: – Подведем итог. На столе у вас лежат листочки. Я попрошу вас написать на них, что такое дружба.

У: Написали? А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву, символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. Всего доброго вам, ребята!

Сочинение на тему Дружба по плану

План

1.Первая детская дружба.

2.Дружба необходима каждому.

2.1. Присмотрись, друг может быть рядом с тобой.

2.2. Общение приносит радость.

3.Тема дружбы в литературных произведениях.

Сочинение на тему Дружба 2 класс

Только родившись, мы начинаем познавать окружающий мир. Посещая детский сад, общаемся с приятелями по играм. Когда мы приходим первый раз в школу, знакомимся с одноклассниками. Соседом по парте может стать смешной и конопатый мальчишка или милая девочка с большими бантами. Так хочется их подергать! Может случиться, что рыжий мальчишка станет самым лучшим другом. Он будет рассказывать интересные истории и защищать от хулиганов. Девочка будет угощать конфетами и разрешит себя провожать после уроков. Эти ребята помогут с непонятными заданиями и навестят приболевшего друга дома. Так случается первая серьезная дружба в нашей жизни.

Сочинение на тему Дружба 6-8 класс

Почему люди дружат? Что их сближает? Эта тема во все времена волновала человечество. Потребность в дружбе появилась еще на заре развития цивилизации, когда люди объединялись, пытаясь выжить в суровых условиях.

Интересные люди нас окружают всегда. Игры в детском саду переходят в годы школьного обучения и студенческой поры. Взрослый работает в коллективе, проводит досуг, занимается творчеством и его жизнь протекает в среде сверстников, коллег, наставников.

Редкий случай, когда человек сознательно выбирает одиночество. Чаще всего люди, наоборот, ищут общения и хотят иметь верных друзей. Правда, не у всех случается дружба на всю жизнь. Зачастую, за нее принимают приятельство, а настоящая дружба бывает не замечена и не оценена. Дружба - это не только общность интересов, это гораздо больше, чем приятное времяпровождение в компании со сходными взглядами.

Настоящую дружбу характеризуют бескорыстные отношения, взаимовыручка, верность и честность. О ней слагались пословицы, писались повести и песни. Дружба - одно из важнейших состояний в жизни. Она необходима каждому, даже тем, кто не верит в ее искренность. Ведь дружеские отношения - это и приятные встречи, и совместный досуг, и помощь в преодолении трудностей. Одиночество не делает никого счастливым, а общение с друзьями приносит радость, лечит душу и делает человека лучше.

Сочинение на тему Дружба 9-11 класс

В литературных сочинениях разных авторов, повествующих о людях и описывающих их жизнь, теме дружбы отводится значительная часть произведений. Герой романа М.Ю.Лермонтова Печорин - человек, страдающий от своей нереализованности и неприкаянности. Он умен, энергичен и храбр, но не занимается ничем, что увлекает людей его круга и возраста: науками, музыкой, военным делом. Любимое развлечение этого героя - это манипулирование людьми и разрушение их судеб. Печорин - эгоист и индивидуалист, держит дистанцию, предпочитая считать близких людей приятелями. Такие отношения необременительны и ни к чему не обязывают. Прожигая и бестолково разбрасывая свои жизни «печорины» всегда обречены на одиночество. Причем по своей вине: они не желают меняться, не идут на компромиссы, не могут быть откровенными с другими. Дружба, по их ошибочному убеждению - тяжкий труд.

Произведение «Три товарища» Э.М.Ремарка сегодняшним поколением не считается современным, тем не менее, он никогда не потеряет свою актуальность. Этот роман о нелегкой жизни, о любви, но в первую очередь, он о дружбе. Отто, Готфрид и Роберт живут настоящим, работают и общаются, строят отношения и выручают друг друга. Отношения между ними искренни и не фальшивы, доверительны и не наигранны. Они сильны духом и преданны друг другу. Это произведение - гимн дружбе, настоящей крепкой дружбе, прошедшей через испытания, закаленной временем и невзгодами.

Настоящие близкие отношения проверяются временем и обстоятельствами. По прошествии лет каждый из нас понимает, что именно значит тот, человек, который всегда находится рядом, разделяет и беды, и радости.

С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнешь. (пословица)

Друга потерять можно легко, а вот сохранить трепетные отношения достаточно сложно. Когда человек взрослеет, то у него появляются свои принципы и нравы, которые иногда не совпадают с мировоззрением других людей. Так возникают расхождения в познании мира даже между друзьями.

Сила

Настоящая дружба предполагает понимание даже, если мыслите вы по-разному. Настоящего друга нужно беречь, как хрупкий цветок, быть ему опорой и поддержкой, светом и теплом родной души. Он обязательно ответит тебе тем же.

Когда знаешь, что с тобой рядом есть близкий и понимающий человек, то любое препятствие на жизненном пути становится маленьким камушком, который можно просто перешагнуть и идти дальше.

Дружба – это настоящая доброта, идущая из глубины души и направленная на ответные чувства. Она дарит взаимопонимание и внутреннюю духовную гармонию людям, которые близки друг другу.

    Ресурсы:

    Методы:

    Ход урока

    1. Круг радости

    1. Приветствие.

    — Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на нашем любимом уроке Самопознания. Мы надеемся, что общение с нами доставит вам удовольствие и даст заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.

    2. Игра «Моё настроение»

    — Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «У меня настроение…потому что…».

    Вывод:

    2. Поговорим

    — Тему нашего урока поможет определить песня «Из чего же, из чего же…?», кто знает, подпевает (звучит песня)
    — О ком эта шутливая песня?

    : кто о себе рассказывает - мальчик и девочка.

  • Мне нравятся фильмы о войне.

3. Работа в группах

1 группа — мальчики. У каждого из вас, конечно же, есть друг во дворе, в классе, из параллельного класса. Назовите вы своих друзей.
— В чём проявляется ваша дружба? (ответы детей)

2 группа — девочки. Назовите вы своих друзей, и в чём проявляется ваша дружба? (ответы детей)

Учитель: — Слушая вас и знакомясь с именами ваших друзей, я пришла к выводу, что мальчики не имеют друзей среди девочек, а девочки не имеют друзей среди мальчиков. А почему так? (Мы уже поняли, насколько разные мальчики и девочки.)

3. Чтение стихотворения

Учитель: У Эдуарда Успенского есть стихотворение , давайте послушаем.

Если был бы я девчонкой-
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки.
Сам начистил б картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»

— А вот у поэта И. Гамазкова есть шуточное стихотворение о дружбе двух мальчиков. Оно называется «Суровая дружба». Послушайте его и скажите, в чём проявлялась дружба этих мальчиков?

Я стукнул Мишку по плечу,
Что мне с ним интересно.
А он меня: «Привет, молчун!»
Слегка портфелем треснул…
А я ему — щелчок по лбу,
Что, мол, сегодня я приду.
Он сдачи дал поспешно.
Мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк!
Так это верный дружбы знак!
А у меня — две шишки,
Подарочек от Мишки.
Мы не девчонки «Сю-сю-сю»,
Не ходим парой чинно.
Уж если дружим, так вовсю!
Сурово! Как мужчины!

— В чём проявлялась дружба двух мальчиков?
— Настоящая ли это была дружба?

Вывод:

Задание мальчикам:

Задание девочкам:

Вывод:

— Я думаю, мальчикам теперь понятно, каким им следует быть, чтобы их уважали девочки и хотели с ними дружить.
— Девочки, стараемся воспитывать в себе эти качества, чтобы вас мальчишки ценили.

Очень часто мальчики считают девочек трусливыми, слабыми, вообще, не подходят они для серьёзных занятий борьбой, игры в хоккей, в футбол. Вспомните эпизод мультфильма «Цветик-семицветик» как девочку Женю мальчики не приняли играть, потому что она слабая. А ведь порой это совсем не так. Сейчас я покажу отрывок из фильма, в котором девочки нисколько не уступают мальчикам.

— Посмотрите и скажите, справедливо ли девочек считать трусливыми и слабыми, чтобы с ними не дружить? (просмотр отрывка фильма)

Задание мальчикам:

Задание девочкам:

Вывод:

Ровесницы, ровесники…
Девчонки и мальчишки,
Одни поём мы песенки,
Одни читаем книжки.

Мальчишки, девчонки,

Девчонки, мальчишки,

Мы учимся вместе, друзья!

Всегда у нас весело в классе,

Да здравствует дружба - Ура!

5.

  1. Можно ли обижаться на друзей?

Выводы:

6. Информация

Вывод: у М и Д есть много похожих черт характера и главное - уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь нам учиться вместе много лет.

Между девочками и мальчиками дружба, безусловно, может быть. Она основана на тех же принципах, что дружба между однополыми детьми. За исключением того, что однополые дети легче доверяют друг другу свои секреты, а также существуют сугубо мальчишеские и девчоночьи интересы, а вследствие этого мальчишеские и девчоночьи ролевые игры, например, «Дочки - матери», «В войну»

7. Домашнее задание:

Творческое задание « Законы дружбы »

1. Один за всех и все за одного.

2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

3. Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.

4. Не ябедничай, лучше сам исправь.

5. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.

6. Не сердись и не падай духом, если что-то не получилось.

7. Помоги друзьям в беде.

8. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

8. Упражнение «Сердца имён»

Заканчивая наш урок, мне бы хотелось, чтобы вы сделали шаг к установлению дружеских отношений между мальчиками и девочками. А помогут нам в этом Листы. На них написано имя, напишите однокласснику самые добрые, тёплые и искренние пожелания: - какое качество подарили бы ей или ему, если были бы волшебником, чтобы нам всем было легче общаться друг с другом и жить в едином мире: мальчики - девочкам, а девочки - мальчикам. И разукрасьте их (В портфолио)

8. Круг «От сердца к сердцу»

У мальчиков и девочек есть много разных и похожих черт характера и главное - это уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь вам предстоит учиться вместе много лет. Мне бы хотелось, чтобы, у вас были действительно дружеские отношения, тогда будет интересно жить, легко и весело идти

Просмотр содержимого документа
«план -конспект урока самопознания на тему "Дружба между мальчиками и девочками" »

План-конспект урока Самопознания на тему

«Дружба между мальчиками и девочками»

Цель: Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Задачи:

    раскрыть значение понятий «мужское дело» и « женское дело», «мужской характер» и «обаяние»;

    развивать нравственные качества, которые особо ценятся в мальчиках и девочках;

    развивать культуру взаимоотношений между учащимися противоположного пола;

    воспитывать открытость и уважительное отношение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам.

Ресурсы: фонограмма песни «Из чего же, из чего же?» на слова Я. Халецкого, муз. Ю. Чичкова, музыка Эолия, фонограмма «Дорогою Добра», «Ровесники», видеофильм, видеозапись, фотогазета, сердечки, краски.

Методы: беседа, рассказ, практическая работа, упражнение.

Ход урока

1. Круг радости

1. Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на нашем любимом уроке Самопознания. Мы надеемся, что общение с нами доставит вам удовольствие и даст заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.

2. Игра «Моё настроение»

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «У меня настроение…потому что…».

(Дети говорят, с каким настроением они пришли и на что или на кого оно похоже.)

Вывод: Я рада, что все пришли с хорошим настроением, так как оно поможет нам в нашей работе, а с весёлым настроением легче преодолевать различные испытания.

2. Поговорим

Тему нашего урока поможет определить песня «Из чего же, из чего же…?», кто знает, подпевает (звучит песня)
- О ком эта шутливая песня?

Тема нашего урока «Дружба между мальчиками и девочками».

Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача узнать: кто о себе рассказывает – мальчик и девочка.

Если это мальчик, то встанут мальчики, а если вы подумаете, что это девочка, то встанут девочки.

    Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках.

    Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом.

    Мне нравятся фильмы о войне.

    Я очень люблю лазить по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю.

    Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво.

    Я люблю делать с папой ремонт в квартире.

    Я люблю шить своим игрушкам платья.

Ребята, легко ли было вам определить, кто о себе говорит? Почему?

3. Работа в группах

Посмотрите друг на друга внимательно. На какие две группы можно разделить всех вас?

Сегодня мы поговорим о том, чем мальчики отличаются от девочек, а девочки отличаются от мальчиков. Какими качествами должен обладать мальчик, и какими качествами должна обладать девочка. Для разговора на эту тему я приглашаю разделиться на группы: мальчики и девочки.

1 группа - мальчики. У каждого из вас, конечно же, есть друг во дворе, в классе, из параллельного класса. Назовите вы своих друзей.
- В чём проявляется ваша дружба? (ответы детей)

2 группа - девочки. Назовите вы своих друзей, и в чём проявляется ваша дружба? (ответы детей)

Учитель: - Слушая вас и знакомясь с именами ваших друзей, я пришла к выводу, что мальчики не имеют друзей среди девочек, а девочки не имеют друзей среди мальчиков. А почему так? (Мы уже поняли, насколько разные мальчики и девочки.)

3. Чтение стихотворения

Учитель: У Эдуарда Успенского есть стихотворение , давайте послушаем.

Если был бы я девчонкой-
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки.
Сам начистил б картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»

А вот у поэта И. Гамазкова есть шуточное стихотворение о дружбе двух мальчиков. Оно называется «Суровая дружба». Послушайте его и скажите, в чём проявлялась дружба этих мальчиков?

Я стукнул Мишку по плечу,
Что мне с ним интересно.
А он меня: «Привет, молчун!»
Слегка портфелем треснул…
А я ему - щелчок по лбу,
Что, мол, сегодня я приду.
Он сдачи дал поспешно.
Мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк!
Так это верный дружбы знак!
А у меня - две шишки,
Подарочек от Мишки.
Мы не девчонки «Сю-сю-сю»,
Не ходим парой чинно.
Уж если дружим, так вовсю!
Сурово! Как мужчины!

В чём проявлялась дружба двух мальчиков?
- Настоящая ли это была дружба?

Вывод: Да, скорее всего она была не настоящая, а действительно, как назвал И. Гамазков «суровая», так друзья не поступают.

4. Упражнение «девочки и мальчики»

Ребята, очень важно уметь строить дружеские отношения между мальчиками и девочками

Задание мальчикам: Записать, какими вы хотите видеть девочек.

(ум, правдивость, доброту, аккуратность, за то, что всё умеют)

Задание девочкам: Записать, какими вы хотите видеть мальчиков.

(ум, силу, ловкость, справедливость, правдивость, доброту)

(Затем выходит один представитель от группы и защищает ответ.)

Вывод:

Я думаю, мальчикам теперь понятно, каким им следует быть, чтобы их уважали девочки и хотели с ними дружить.
- Девочки, стараемся воспитывать в себе эти качества, чтобы вас мальчишки ценили.

5. Просмотр отрывка из видеофильма «Последний гол»

Существует такое выражение «Ну какой военный не мечтает стать генералом». Ну, а каждый мальчик наверное хочет быть похожим на рыцаря. Конечно же, настоящий рыцарь никогда не станет обижать девочку, а будет стремиться, к тому, чтобы завоевать дружбу среди девочек.

Очень часто мальчики считают девочек трусливыми, слабыми, вообще, не подходят они для серьёзных занятий борьбой, игры в хоккей, в футбол. Вспомните эпизод мультфильма «Цветик-семицветик» как девочку Женю мальчики не приняли играть, потому что она слабая. А ведь порой это совсем не так. Сейчас я покажу отрывок из фильма, в котором девочки нисколько не уступают мальчикам .

Посмотрите и скажите, справедливо ли девочек считать трусливыми и слабыми, чтобы с ними не дружить? (просмотр отрывка фильма)

В жизни немало примеров, где девочки и женщины достигали выдающихся результатов и ни в чем не уступали мужчинам. Женщина-космонавт, женщины-спортсмены, женщины-военнослужащие, женщины-герои ВОВ. Они проявляли отвагу, смелость, выносливость.

6. Разговор о нравственных качествах и ценностях, свойственных мальчикам и девочкам

Задание мальчикам: Что такое мужской характер? Какие качества характеризуют мужской характер? В чём ценность мужского характера?

Задание девочкам: Как вы думаете, какими качествами обладает обаятельная девочка? В чём ценность обаяния?

Вывод: Все это помогло нам еще раз увидеть, насколько разные: мальчики и девочки. Но неужели у нас нет ничего общего? Нам вместе учиться, вместе жить. И у нас есть выбор: можно оставить так, как есть, т.е. девочки сами по себе, а мальчики сами по себе, или можно объединиться в единый мир и жить в мире и согласии друг с другом.

Сегодня мы слышали много интересного друг о друге, о мирах друг друга.

Я предлагаю спеть песню, как и начался наш урок, песней. Но это уже будет другая песня, о том, что «одни поем мы песни, одни читаем книжки» (звучит песня)

Ровесницы, ровесники…
Девчонки и мальчишки,
Одни поём мы песенки,
Одни читаем книжки.

Мальчишки, девчонки,

Девчонки, мальчишки,

Мы учимся вместе, друзья!

Всегда у нас весело в классе,

Да здравствует дружба – Ура!

5. Ответы учащихся на вопросы о себе и о друге.

    Что такое дружба и чем она отличается от товарищества?

    Хороший друг и хороший товарищ - одно и то же?

    Как рождается настоящая дружба?

    Какими качествами должен обладать настоящий друг?

    Есть ли у вас друг? На чём основана дружба?

(Общие интересы; восхищение качествами друга; желание быть похожими на него; взаимопомощь, поддержка в трудных ситуациях; равноправие в отношениях, учитывание интересов другого человека; критичность.)

    Можно ли обижаться на друзей?

    К каким недостаткам друга вы относитесь отрицательно, как помогаете ему справиться с ним?

    Как должен вести себя настоящий друг, если о вас плохо говорят другие?

    Может ли быть дружба между мальчиками и девочками? На чём она основана?

    Как вы понимаете: «Дерево сильно корнями, а человек - друзьями»?

Выводы: Мы называем своими товарищами тех, с кем работаем, учимся, отдыхаем. Быть товарищем - значит, помогать друг другу в беде, в трудные минуты испытаний.

6. Информация

Дружба - высшая форма товарищества. Быть другом - значит, быть требовательным к себе, уметь признавать свои ошибки, не обижаться на справедливую критику. Не стоит утаивать недостатки друга - это и твои недостатки.

Друзья всегда хотят быть вместе, они интересуют друг друга. У друзей есть общие интересы, наблюдается определённое сходство в поведении. Друзья доверяют друг другу свои секреты, а в трудную минуту всегда могут рассчитывать на помощь друга.

Вывод: у М и Д есть много похожих черт характера и главное – уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь нам учиться вместе много лет.

Между девочками и мальчиками дружба, безусловно, может быть. Она основана на тех же принципах, что дружба между однополыми детьми. За исключением того, что однополые дети легче доверяют друг другу свои секреты, а также существуют сугубо мальчишеские и девчоночьи интересы, а вследствие этого мальчишеские и девчоночьи ролевые игры, например, «Дочки – матери», «В войну»

7. Домашнее задание:

Творческое задание « Законы дружбы » (выводятся вместе с родителями):

    Один за всех и все за одного.

    С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

    Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.

    Не ябедничай, лучше сам исправь.

    Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.

    Не сердись и не падай духом, если что-то не получилось.

    Помоги друзьям в беде.

    В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

Напишите советы для одноклассников, как построить дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками

8. Упражнение «Сердца имён»

Заканчивая наш урок, мне бы хотелось, чтобы вы сделали шаг к установлению дружеских отношений между мальчиками и девочками. А помогут нам в этом Листы. На них написано имя, напишите однокласснику самые добрые, тёплые и искренние пожелания: – какое качество подарили бы ей или ему, если были бы волшебником, чтобы нам всем было легче общаться друг с другом и жить в едином мире: мальчики - девочкам, а девочки - мальчикам. И разукрасьте их (В портфолио)

Выстраивается «Галерея дружбы»

8. Круг «От сердца к сердцу»

У мальчиков и девочек есть много разных и похожих черт характера и главное – это уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь вам предстоит учиться вместе много лет. Мне бы хотелось, чтобы, у вас были действительно дружеские отношения, тогда будет интересно жить, легко и весело идти

Дорогою Добра. Исполняется песня «Дорогою Добра»

Спасибо нашим гостям и если мы смогли хотя бы немного заинтересовать вас, то это для нас самое главное.

Разрешаю:__________

Допускаю:__________

Оценка за классный час:__________

План - конспект

классного часа,

в 4 «А» классе

29.04.2016 г.

Консультация методиста:________

Консультация учителя:__________

Тема урока : «Тема дружбы на примере рассказа Л.Н.Толстого «Два товарища»».

Цель : создать благоприятные условия для продолжения знакомства с понятием «дружба» и ее нравственной значимости в поведении младших школьников.

Задачи:

Образовательные: расширить представления учащихся с понятием «дружба», показать значимость дружбы как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми; выявить правила и законы дружбы; сформировать нравственные ценности;

Воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу, бережное отношение к дружбе; коммуникативную культуру общения и взаимопонимание, терпимость к людям.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развивать умение самостоятельно делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся нравственных качеств; испытывать сопереживание чувствам других людей, уважительного отношения друг к другу, ответственности за другого человека.

Метапредметные:

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме; умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач, познании основ смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, умения выделять существенную информацию;

Регулятивные: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение выполнять действия в речевой и умственной форме.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Тип классного часа: этическая беседа с практической работой.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

I. Организация начала урока.

У.: - Здравствуйте, ребята. Нас зовут, Татьяна Валерьевна, Алина Николаевна, Ксения Сергеевна.

Сегодня начало урока у нас будет необычным. Один из членов группы должен протянуть руку другому, пожать её и сказать: «Спасибо, что ты рядом!». Каждый следующий делает то же самое.

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми,

Передай ему тепло своей руки.

У.: - Присаживайтесь. Сегодня мы проведем у вас классный час на тему, которого мы определим чуть позже.

У.: - Ребята, на уроке мы будем работать в группах, и чтобы она ладилась, прочтите правила работы в группах. (Слайд)

II. Актуализация умений и знаний.

У.: - Чтобы определить первое слово в теме нашего классного часа разгадайте ребус. (Слайд)

У.: - Команда, которая закончит первая, поднимает руки.

У.: - Первая команда, что у вас получилось? Кто согласен, поднимите зеленую карточку. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

У.: - Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д.: - Дружба дороже денег, ни за какие богатства ты не купишь настоящего, верного друга.

У.: - Правильно. Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке.

II I . Сообщение темы и целей классного часа.

Д.: - Узнаем, кто такой настоящий друг; будем учиться дружить и быть настоящими друзьями; научимся правильно вести себя в различных ситуациях. (Слайд)

IV . Работа над темой.

У.: - Молодцы. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.

У.: - Ребята, вы изучили много произведений, в которых друзья приходят на помощь друг другу. Я предлагаю вам послушать басни. После прослушивания вы должны мне назвать автора и название этого произведения.

(Прослушивание басни Л.Н.Толстого «Два товарища»)

Д.: - Лев Николаевич Толстой «Два товарища». (Слайд)

У.: - Правильно, молодцы. Кто из героев прослушанной нами басни оказался настоящим другом? Почему вы так считаете?

Д.: - Первый мальчик струсил и залез на дерево, бросив друга. Второй же мальчик проявил смекалку, смелость при встрече с медведем.

У.: - Хорошо.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.

Равняться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

У.: - А как вы считаете, можно ли назвать этих ребят друзьями ? Давайте прочтем определение, что же такое «Дружба», которое написано в словаре С.И.Ожегова. (Слайд)

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

У.: - Ребята, как вы понимаете смысл этого определения?

Д.: - Дружба – это доверие к человеку и общие интересы с ним.

У.: - Так можно ли главных героев назвать друзьями? Объясните свой ответ.

Д.: - Нет. Потому что настоящие друзья не бросают друг друга в беде.

У.: - Хорошо, молодцы. Мы знаем большое количество различные пословицы, а подходит ли какая – нибудь из них к басни «Два товарища» Л.Н.Толстого.

Д.: - Друзья познаются в беде.

Друг за друга стой, выиграешь бой.

У.: - Молодцы, а сейчас внимательно послушайте историю и подумайте, как в подобной ситуации поступи ли бы вы?

В.А.Сухомлинский

«Хрестоматия по этике»

Новые штаны.

Третьеклассник Витя собрался в школу. Сегодня первое сентября. Мама купила Вите новые штаны. Мальчик впервые надел их и радовался обновке.

Витя ожидал Андрея. Они всегда вместе идут в школу. А вчера вдвоем они долго сидели на Теплом Камне у реки и дали друг другу слово: будут верными, неразлучными друзьями. Вместе школу окончат, вместе в армию пойдут, и если придется сражаться с врагом – не пожалеют жизни друг для друга.

Вот и Андрей пришел. На нем старенькие штанишки.

- Мама, - сказал Витя, - дайте мне старые штаны. Те, в которых я летом ходил.

- У тебя же новые… - удивилась мать. – Ты ведь надел их…

- Они тесные… - тихо сказал Витя. – Не могу я в них идти…

Мать с удивлением смотрела на сына. Но увидев на Андрее старенькие штаны, все поняла.

- Ну, что же, - сказала мать, - они в самом деле тесные. Надевай старенькие.

Витя надел старые штанишки. Друзья пошли в школу – радостные, счастливые. По дороге они договорились: вечером опять встретиться на Теплом Камне у реки.

У.: - Ребята, как вы считаете, Витя правильно поступил по отношению к другу?

Д.: - Да.

У.: - А что же он такого сделал? Просто надел другие штаны, так как новые были ему малы.

Д.: - Витя надел другие штаны, потому что Андрей чувствовал себя не комфортно, ведь у него были старенькие штанишки.

У.: - Правильно, молодцы. Ребята, а какое качество мы можем выделить в Вите исходя из данной ситуации?

Д.: - Благородство, чуткость друг к другу.

У.: - Конечно, дружба – это умение быть чутким, приходить другу на помощь, быть рядом не только в трудные минуты, но и в радостные. На протяжении всей истории человечества в отношениях между людьми дружба ценилась превыше всего. Недаром у народов всего мира так много пословиц о дружбе. Давайте вспомним некоторые из них.

У.: - Ребята, на слайде вы видите начало пословиц, пожалуйста, найдите их окончание. (Слайд)

    Один за всех и (все за одного).

    Человек без друзей (что дерево без корней).

    Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

    Дерево живет корнями, (а человек друзьями).

    Друга ищи, (а найдёшь - береги).

    Друг за друга стой, (выиграешь бой).

    Доброе братство, (лучше богатства).

    Друг лучше старый, (а платье новое).

    Старый друг – (лучше новых двух).

    Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).

    Крепкую дружбу и водой (не разольёшь).

    Птица сильна крыльями, (а человек – дружбой).

    Друзья познаются (в беде).

У.: - Ребята, давайте проверим нашу работу. А начинаю читать начало пословицы, а группы продолжают. Поднимите карточку соответствующего цвета, чтобы выразить ваше мнение.

У.: - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

У.: - Ребята, ответьте мне на вопрос: «Друзьями могут быть только сверстники или же животные, герои любимых книг?»

Д.: - Конечно, животные и герои книг могут дружить между собой.

У.: - Правильно. Посмотрите на выставку книг и назовите мне героев, которые были друзьями.

Д.: - Выставка: «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, «Приключения Незнайки и его друзей» Николай Носов, «Волшебник Изумрудного города» Александр Мелентьевич Волков, «Бременские музыканты» Братья Гримм, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексей Николаевич Толстой, «Крокодил Гена и его друзья» Эдуард Успенский, «Тимур и его команда» Аркадий Гайдар.

Правила дружбы

Чтобы у тебя всегда было много друзей, никогда не __________ своим товарищам.

Не _________ обидными словами.

Не ___________ им прозвищ.

Чтобы у тебя всегда было много друзей, помогай ___________ .

Если умеешь что – то делать - __________ своего друга.

Если товарищ попал в беду - _____________ , чем можешь.

Дружить можно и нужно и с ___________ , и с большими ребятами, и с ________________ , и с девочками.

Если ты обиделся на своего друга, постарайся __________ ему свою обиду.

Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую – нибудь игрушку или книгу, _____________ .
Не жадничай!

Останови товарища, если он делает что – то ____________.

Если друг в чем – то не прав, _____________ ему об этом.

.: - Ребята, у вас на партах лежат правила дружбы, но в них пропущены некоторые слова. Постарайтесь дополнить их подходящими по смыслу словами.

У.: - Ребята, давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд)

У.: - Правильно. Подтверждением наших слов, являются «Законы дружбы», которые составил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский. Давай те прочтем их. (Слайд)

Законы дружбы

    Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь.

    Дружба – это вера в человека, поддержка в любой ситуации.

    Дружба – это умение слышать и слушать друг друга.

    Дружба испытывается в беде и опасности.

У.: - Хорошо, а как вы понимаете 1 закон?

Д.: - 1 закон. Нужно иди к другу на помощь, а не бросать его одного, если ему грозит опасность.

2 закон. Если у друга что – то не получается, мы должны всячески помочь ему, не терять веру в него, постараться, чтобы у него все получилось.

3 закон. Настоящий друг умеет слышать тех, кто рядом с ним.

4 закон. Конечно, примером является рассказ Л.Н.Толстого «Два товарища».

У.: - Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать и соблюдать законы дружбы?

Д.: - Законы дружбы нужно знать и соблюдать для того, чтобы каждый смог стать настоящим другом.

У.: - Ребята, прочитайте на доске высказывание древнегреческого философа и ученого Аристотеля. (Слайд)

«Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

У.: - Как вы понимаете смысл данного изречения?

Д.: - Дружба – самое великое богатство на земле. Никто не может жить без друзей.

У.: - Молодцы. Ребята, выйдите к доске, кто должен рассказывать стихотворение. Встаньте по - порядку. (Слайд)

У.: - Что такое дружба – каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает?

Это слово? Значит что оно?

Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить,

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год…

Если друг твой что – то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья,

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

У.: - Ребята, вы очень хорошо работали в течение урока, и в заключение, мы предлагаем вам посетить замечательную планету Дружбы. На доске вы видите яркую, солнечную планету. Люди на ней счастливы, общительные, отзывчивые к невзгодам друг друга. Ребята, давайте выясним, какими же качествами обладают эти люди, ведь их души цветут, как и эта планета.

Посмотрите на доску и подумайте, какими качествами обладает настоящий друг. После этого каждый выйдет к доске и прикрепит к нашей планете выбранное им качество.

У.: - Ребята, а как вы понимаете значение словосочетания «быть хозяином своего слова»?

Д.: - Это качество человека, который держит данное им обещание, не бросает слов на ветер.

(Слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, злоба, внимательность, верность, жадность, щедрость, вежливость, доброта, преданность, смелый, умеет поддержать в трудную минуту, держать своё слово, отстаивать свою точку зрения, умение прощать, надежность, умение слушать, умение слышать, сострадание, благодарный, справедливый, честный, дисциплинированный, благожелательный, ответственный, любознательный, аккуратный, умение показать личный пример, весёлый, бескорыстный).

У.: - Молодцы. Ребята, посмотрите, наша планета стала ещё ярче. Вы сегодня очень хорошо работали на уроке: были активными, добросовестно выполняли задания, прекрасно вели себя.

V . Подведение итогов урока .

У.: - Ребята, вы сегодня узнали что – то новое?

Д.: - Да, мы познакомились с законами дружбы, рассмотрели проблемную ситуацию.

У.: - Хорошо. А может быть, вы мне напомните, правила дружбы, которые вы сегодня заполняли?

VI . Рефлексия.

У.: - Молодцы. Настоящий друг, как солнышко, согревает, дарит радость и счастье. Его лучиками являются прекрасные качества души. На своих партах вы видите солнышко, раскрасьте его в тот цвет, каким было ваше сегодняшнее настроение на уроке: желтый – радостное, светлое, приятное; красный - скучное, неудовлетворенность от урока, было трудно. (Слайд)

Ребята, а теперь пусть каждый приклеит своё солнышко на доску. Посмотрите, какое замечательно, яркое, красочное солнышко у нас распустило свои лучики. Это солнышко – является воплощением всех качеств настоящего друга: терпеливый, добрый, отзывчивый, умение прощать, отстаивать свою точку зрения, прийти на помощь. Если мы с вами постараемся овладеть этими качествами, законами дружбы, о которых сегодня говорили, то мы сможем стать не только настоящими друзьями, мы станем счастливыми, настоящими, достойными людьми.

А сейчас давайте закончим наш урок, уже знакомым упражнением.

Встаньте и пожмите друг другу руки, говоря: «Спасибо, что ты рядом!».

У.: - Спасибо за урок. Все свободны.



Публикации по теме