Когда будет новруз байрам в году. Навруз-байрам - праздник весны! Традиции празднования Навруза

Навруз - праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Навруз в переводе с фарси означает "новый день". Его написание и произношение могут различаться в разных странах ‑ Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и др. Он отмечается в день весеннего равноденствия - 21 марта. Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.

В сентябре 2009 г. Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО , а в конце февраля 2010 г. 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта "Международным днем Навруза".

Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н.э. В государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III‑VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: "В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь".

Считается, что происхождение праздника - древнеиранское , связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (вариант написания - Зороастр, Зардушт).

По преданию, в этот день произошло много легендарных событий : "Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье", мифический царь Тахмурас "отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей", а "Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна", т.е. зороастризм, и т.д. Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца.

Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза - это священная книга зороастризма "Авеста". Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.

Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, а лунный - 354 (355) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.

Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1‑го числа месяца Мухаррам , который является первым месяцем мусульманского календаря.

Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время - на зимние.

В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В 2011 г. День весеннего равноденствия, т.е. когда Солнце пересечет небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное, наступит 21 марта в 02.21 мск.

По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения . Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). Поэтому Навруз был принят тюрками, как начало Нового года и отмечается до настоящего времени.

Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы.

В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником , а 21 марта - выходным днем.

Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.

Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз - чтобы стать основой для праздничного блюда.

Перед Наврузом нужно покаяться в грехах , примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили - чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут.

Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице.

Обязательно стирается одежда, особенно детская - ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.

Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения . В "среду радости" (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.

Навруз - это время гаданий . Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют - останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого.

Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев.

Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его "хафт-син". Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син": семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи.

Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке - монета; серке - уксус; сир - чеснок; сумах - специя; саману (у других народов сумалак) - блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед - ягода лоха; сабзе - зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы.

Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая этот дар, должно позаботиться о богатом урожае.

Кроме того, на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.

Готовится плов . Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману). Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халиса) - мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак - это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле (у некоторых народов на воде) с добавлением муки. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами.

Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье , а в городах - соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Главное чтобы не пригорело. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.

После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год , а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.

Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого.

Праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.

В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой, в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие.

Эта традиция сохранилась в Иране , где празднование Навруза длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда‑бедар ("Тринадцатое вне дома").

Люди вместе со своими родственниками проводят 13-й день весны на лоне природы, как бы примиряясь с природой. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. И таким образом связанные с наступлением Нового года празднества заканчиваются посещением вечно живой природы и размышлением о знамениях сотворения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Суть праздника — торжественная встреча весны. Примерно за две недели на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз — чтобы стать основой для праздничного блюда.

Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В "среду радости" (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.

Существует поверье , что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы (ферешта). Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: тщательная уборка накануне праздника и необходимость забыть вражду и ссоры. Также накануне праздника нужно получить благословение родителей и старших, раздать или простить долги.

По народному поверью, в ночь перед первым днем праздника все домочадцы должны были находиться дома, в противном случае им придется скитаться на чужбине семь лет; не положено было ходить в гости и принимать гостей. Вся семья, надев новые праздничные одежды, собирается за традиционным столом, на который ставят новую посуду, зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Все, что выставляется на праздничный стол так или иначе, связано с символикой весеннего возрождения, плодородия, процветания, веселья и радости. Помимо многочисленных яств на нем обязательно присутствуют семь предметов, названия которых начинаются в персидском языке на букву "син" ("с"): семена руты — сипанд, яблоко — себ, черные косточки — сиахдане, дикая маслина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и проросшее зерно — сабзи. Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке — монета; серке — уксус; сир — чеснок; сумах — специя; саману (у других народов сумалак) — блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед — ягода лоха; сабзе — зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. В Афганистане в такой набор входят грибы (сомарэк).

Обязательно подают на стол большой праздничный хлеб или лепешки, чашу с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чашу с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыбу, петуха, молоко, простоквашу, сыр, крашеные яйца.

В Иране на праздничном столе обязательно должен присутствовать сосуд с водой, в котором плавает живая рыбка, символизирующая счастливую жизнь, полную деятельности и движения.

В праздник подается традиционный плов, но главными блюдами новогоднего стола везде остаются специальные кушанья: гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману), которые готовят лишь раз в году, исключительно к новогоднему столу. Гуджа делается из семи видов злаков с добавлением мяса, которые разваривают до однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. Сумалак — это халва, которая готовится из проросшей пшеницы с небольшими добавками муки и сахара. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халисы) — мужчины. Для приготовления сумалака с вечера собираются все женщины селения (в городах — соседки по дому) и в одном общем котле готовят кушанья, по строгой очередности помешивая котел. Приготовленные яства делятся между хозяйками, и каждая несет свою часть домой, к своей семье.

Как правило, на праздничный стол стараются подать как можно больше разнообразных блюд, сладостей. Все должны быть сыты и довольны: тогда год будет благополучным и урожайным.

В Навруз не принято давать деньги в долг, чтобы не лишить дом достатка. В то же время существовал неписаный обычай в дни весеннего праздника одаривать людей Навруз-пайы — праздничной долей. Соседям и друзьям отсылается поднос с праздничными угощениями, который не положено возвращать пустым.

Праздничный ритуал не ограничивается застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. Родственники обмениваются визитами, дарят подарки.

В сельской местности после празднования первого дня Навруза обычно начинаются полевые работы. Первую борозду проводит самый уважаемый и старейший член сельской общины. Полагалась на Навруз лучшим образом кормить домашних животных, благим делом была посадка любых деревьев, особенно каштана, инжира и шелковицы. Принято посещать больных и одиноких.

В древние времена Навруз праздновали 13 дней. Эта традиция сохранилась в Иране, где из 13 дней первые пять посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда-бедар ("Тринадцатое вне дома").

В тринадцатый день наступившего нового года люди покидают свои дома и выезжают за город, либо собираются в парках, садах, где продолжается праздник. Они проводят этот день вне дома, чтобы не навлечь беды в дом. Такое поверье осталось с древности и связано с числом тринадцать.

Во время этих своеобразных пикников едят сладости, шербет — чтобы год был сладким, счастливым.

Наряду с традиционными ритуалами в настоящее время получили признание такие обрядово-праздничные мероприятия Навруза, как фестивали, конкурсы, массовые шествия, спортивные игры и т.д.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Мусульманский праздник Навруз отмечается уже почти 5000 лет, то есть это один из самых древних праздников, которые знает человечество. В переводе с персидского языка (фарси) слово Навруз означает «новый день». Действительно, этот праздник символизирует собой новый этап в годовом цикле: на смену зиме приходит весна, природа оживает, наступает время земледельческих работ. Собственно говоря, Навруз можно считать аналогом Масленицы, который также знаменует собой приход весны.

Существует легенда, что праздник связан с именем легендарного персидского шаха Джамшида. Говорили, что шах обладал таинственным кубком, который содержал в себе эликсир жизни. Многие исследователи не сомневаются, что позднее кубок шаха Джамшида вошел в историю как чаша Грааля. В день весеннего равноденствия (21 марта) эликсир жизни мог приобретать особенную силу благодаря магическим обрядам и ритуалам. Именно так и появился праздник Навруз: его главной целью было подарить шаху еще большее могущество и власть над этим миром, а людям - благополучие и достаток на весь год.

Подготовка к Наврузу

Навруз отмечается 21 марта очень пышно и весело. За две недели до праздника высеивают на больших блюдах пшеницу и чечевицу. К празднику должны появиться зеленые ростки, символизирующие собой начало нового годового цикла. Эти ростки становятся главным украшением праздничного стола. За неделю до праздника тщательно убирают свои дома, выбрасывая все ненужные и старые вещи, даже делают небольшой ремонт: чистота на Навруз должна быть безукоризненной. Также в предпраздничную неделю поминают усопших предков, ходят на кладбище, приносят им подношения (пшеничные лепешки) и просят о защите своего дома и своей семьи. Важная часть подготовки к празднику - стирка. Всю одежду надо хорошо постирать, смыв с нее плохую энергетику. Считалось, что плохо выстиранная на Навруз одежда принесет в дом болезни и несчастья.

Праздничный стол на Навруз

Праздничный стол на Навруз должен быть очень щедрым и богатым. За неделю до праздника пшеница проращивается еще раз, из нее выпекается праздничный хлеб или лепешки. На столе должно присутствовать 7 продуктов, названия которые начинаются в арабском языке на «син» (яблоки, семена руты, чеснок, уксус, проросшее зерно, дикие маслины и черные косточки маслин). Буква «син» в арабском языке - это символ высшей силы и божественного покровительства. Поэтому именно эти продукты занимают почетное место на столе. А главными блюдами праздничной трапезы на Навруз являются гуджа (разваренные злаки с мясом) и сумалак (халва). Конечно же, на столе должно быть и много других яств: традиционный плов, сыр, рыба и... крашеные яйца. Как вы видите, традиции, и обычаи народов разных вероисповеданий очень часто пересекаются.

Гадания на Навруз

Навруз - лучшее время для гаданий на замужество. Девушка должна бросить через голову ботинок: если он упадет носком от нее - выйти ей замуж, если повернется носком к ней - свадьбу пока планировать не стоит. Также в праздничный вечер можно как бы ненароком подслушивать разговоры соседей: если беседа будет приятной - следующий год пойдет как по маслу, если услышите ругань и брань - ждут вас неприятности.

У многих на слуху такой праздник как Навруз. В виду имеется не просто начало нового года по солнечному календарю, это истинное обновление, весеннее равноденствие и просто новая жизнь. Навруз отмечают иранцы и турки, и долгие годы эту дату празднуют в Москве. Официально, в 2019 году Навруз приходится на 21 марта, считается государственным праздником в разных странах, его относят к выходным дням.

Обычно праздник отмечают 21 марта, но бывает и по-другому, в Казахстане на день позже, а у узбеков действо растягивается на 13 дней. В это время люди гостят друг у друга, закупают саженцы, готовят деликатесы, делятся новостями, поддерживают близкое окружение разными способами. Очевидно, что чем интереснее провести 13 дней, тем лучше будет каждый новый месяц. В данный период времени все акцентируют внимание на добрых делах, помогают соседям, угощают бездомных, кормят бродячих животных, дарят презенты тем, кто в этом нуждается.

Еще в 2009 году Навруз вошел в перечень культурного наследия, это нематериальное достояние, поэтому является международным днем. На данный момент праздник считают достаточно древним, его отмечали до 7 столетия до нашей эры. Считался необычным днем, в который продавцы закрывали торговые точки, а ремесленники ни к чему не прикасались. Свободное время, радостное, связанное с поклонением Солнцу и прославлением пророка Заратустры. Навруз имеет связь с появлением календаря для земледельцев. Пока не наступил праздник, в доме хорошенько убирают, избавляются от старых вещей, затевают стирку, особенно это касается детской одежды. В преддверии праздника нужно придерживаться поста, а также контролировать свои эмоции. Детишки предпочитали в эти дни ходить тихонько по дому. Девушки готовили лепешки, все радовались и угощали друг друга деликатесами.

Навруз вещает об обновлении весны, соответственно, встречают его танцами, песнями, конкурсами и изобилием еды. По древней традиции с целью чистым войти в новый год за пару дней до праздника чистились даже ковры. При этом следует сказать и о чистоте души, рекомендовано выполнить все обещания, простить недоброжелателей, попросить прощения у того, кого обидели, и оставить в прошлом долги.

Что должно быть на столе?

Так как описывается настоящий праздник, принято доныне готовить много еды. С былых времен на Навруз делают лепешки из злаков, в частности ячменя, кукурузы, пшеницы, иногда добавляют кунжут, горох, рис и чечевицу. Актуальны и пророщенные пшеничные росточки. Суть данного праздника кроется во встрече с весной и прославлении солнца. Хлебцы вызывают ассоциацию с солнцем. На Навруз все облачаются во что-то новенькое и красивое, на столе появляется необычная посуда, притом это семейный праздник. По традиции следует приготовить не менее 7 блюд.

В зависимости от государства, не считая 7 блюд, следует использовать 7 предметов, символизирующих дань солнцу. Обязательно ставят зеркало и свечи в таком количестве, сколько гостей собралось в доме. Свечи не тушат, пока огонь самостоятельно их не растопит. Актуальные атрибуты – хлебцы, вода с зелеными листьями, розовая вода, фрукты, орехи, рыба, простокваша, молочные продукты, петух, яйца и сыр. В былые времена любой предмет имел смысловое наполнение, способствующее хорошему урожаю. На данный момент традиция – обычные исторические факты.

Бывает так, что праздник не обходится без плова. Его ставят по центру и кушают кашу все вместе. Более того, там, где отмечают Навруз, должны подаваться национальные блюда, а еще деликатесы, не относящиеся к ежедневному рациону. Получается, что Навруз имеет несколько схожих черт с Новым годом. Все, кто посещает дом в праздник, дарят пророщенный росток, который хозяева едят, чтобы возродить жизнь и обновить свое будущее.

В связи с тем, что Навруз вошел в число древних праздников, имеющих скрытый смысл, то успел обрасти разными обрядами, хотя их значение потерялось в прошлом времени. Но никто не забыл о цифре 7, тому примером даже само застолье. Мало того, что следует использовать как минимум 7 блюд, важно, чтобы их наименование начиналось на «С» и «Ш».

Нельзя не сказать о Сумалаке, то есть блюде, популярном среди узбеков, таджиков, азербайджанцев. Его готовят предварительно за 7-10 дней до официальной даты, так как в большой емкости следует замочить отборные пшеничные зерна. Сверху кладут чистую ткань, оставляют в теплом месте, так как пшенице необходимо прорасти. Чем длиннее окажутся ростки, тем лучше урожай будет в новом году. В канун праздника зерна пересыпают в металлическую, иногда каменную ступу, и хорошенько толкут, в итоге получается однородная кашица. Все это перекладывается в большой казан, добавляется вода и мука, блюдо долго варится на маленьком огне. Требуется 10-12 часов до готовности, главное все сделать до рассвета, пока не наступил Навруз. По традиции готовят блюдо только девушки, мужчинам процесс недоступен. Блюдо сладкое, хотя и не приторное, отчасти напоминает жидкий шоколад. Сумалак несет особенное смысловое наполнение, поэтому им следует угощать не только семью, а и всех, кто находится рядом.

Что касается башкир, казахов и татар, они не обходятся без баурсаки. Классическое блюдо, которое подают по праздникам, а на Навруз – это вовсе особенное угощение. В целом речь идет о куске теста, обжаренном в масле, притом каждый народ использует индивидуальный рецепт. Кто-то полагает, что лакомство должно быть сладким, другие поливают его патокой и медом, но в основном тесто ставят за день до назначенной даты, готовят его женщины под присмотром старшей родственницы.

На Навруз девушки нередко гадают, молодые девы пытаются найти жениха. При выпекании пирога следует положить колечко в тесто, иногда гвоздик, монетку, пуговку, серьгу, ключ и прочее. При поедании сладости что-то попадется хозяйке и будет нести определенное смысловое наполнение. К примеру, колечко сулит замужество, а бусина – беременность. Гвоздик к печали, а ключи к наследству и так далее. Обычно, когда предусмотрен небольшой пирог, достаточно будет 2-х предметов. Также часто пекут пряники и прочие сладости.

Периодически подслушиваются разговоры соседей, и тема становится предопределяющей для нового года. Можно попробовать погадать на урожай, предсказать, каким он будет. Пожилые женщины собирали зерна, проговаривали специальные слова для хорошего урожая, после клали их в мешочек и прятали в доме, он и был оберегом целый год.

Современное празднование Навруза

Нужно максимум внимания уделить младшему поколению, ведь детишки после стола идут по домам, стараются собрать много сладостей. Малышей нельзя ни за что ругать, они веселятся до ночи. На улицах можно встретить переодетых актеров, поющих песни, читающих стихи и прочее. Торжество длится до утра, всегда шумно и весело. Традиции напоминают отчасти . Неплохо бы отправиться за город, обнять деревья, полежать на траве. Говорят, что так люди насыщаются энергией, запасаются силами. В народных преданиях отмечают, что это важное правило, так как природа одаривает урожаем, жизнью, вдохновением, ее человек благодарит почти за все. Для веселья организовываются скачки на лошадях либо петушиные, собачьи бои. Некоторые народности доныне чтут столь необычные традиции.

Во время праздника ни в коем случае нельзя ругаться, вспоминать о старых обидах. Кроме того, в мыслях не рекомендовано погружаться в былые воспоминания. В этот день никто не работает, лучше уделить внимание приготовлению деликатесов. Старую одежду нужно отложить, чтобы облачиться в новый наряд.

Обязательно организуется огненный фестиваль, он проводится необычно. В последний вторник уходящего года нужно разжечь большой костер. Это лучше делать после того, как зайдет солнце. Через огонь прыгают люди разных возрастов, даже детишки.

Что касается стола, на нем появляются цветочные вазы, свечи, фрукты, зеркала и много разных блюд. Афганцы предпочитают варить компот, который называют хафтмева. В его составе есть фисташки, миндаль, разные виды изюма, грецкие орехи и сенджеда. А вот казахи акцентируют внимание на наурыз коже. Туда входит мука, вода, масло, мясо, соль, молоко и крупа. Есть несколько рецептов, поэтому у хозяев получается разный результат. По традиции во время Навруза поминают умерших людей, в первые дни гостят у друзей и родственников.

Как бы Вы не относились к народностям, которые актуальны для Навруза, можно приобщиться к столь необычному и радостному празднику в будущем. По собственной сути он восхваляет природу, труд человека, мировую красоту. Основная цель – призвать людей к бережному отношению к природе, гармонии между собой!

Целью этого поста вляется желание показать свою веру и преданность Аллаху, посредством отказа от земных удовольствий. Также на протяжении всего месяца Рамадан, мусульмае стараются мыслить только о хорошем, не осквернять себя плохими поступками, молиться и совершают добрые дела. В течение всего поста каждый день все верующие в Аллаха произносят так называемый ният: «Я намереваюсь завтра (сегодня) совершить пост месяца Рамадан, ради Аллаха». Последние 10 дней у мумсульман принято чаще посещать мечеть, чаще молиться. В мечети также необходимо произносить Ният: «Я намереваюсь пребывать в итикафе в этой мечети с целью приблизиться к Аллаху».

Рамадан Байрам в 2016 году - 11 июля

Названий у этого праздника несколько - Ураза Байрам, Рамадан Байрам, Ид уль-Фитр. Во время этого поста мусульмане посещают свои храмы, молятся и ограничивают себя в земных удовольствиях ради того, чтобы стать ближе к Аллаху. По окончании поста, все верующие с самого утра спешат в храм, где проходит праздничное служение, а после отправляются домой или в гости на праздничную трапезу. Также на Ураза Байрам принято посещать кладбища, больных, своих пожилых родственников и родителей и помогать нуждающимся.

Курбан Байрам в 2016 году - 12 сентября

Ид уль-Адха или Курбан Байрам второй по величине праздник, в который мусульмане приносят жертву Аллаху как символ его милости, а также, чтобы его не постигли никакие беды, болезни и лишения. Курьбан Байрам отмечают спустя 70 дней после Ураза Байрам. С самого утра мусульмане совершают полное омовение, надевают чистую одежду и отправляются в мечеть для утренней молитвы. По пути каждый должен произнести праздничный такбир, что-то на подобие молитвы: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Аллаhу акбар ля илаhа илля Ллаhу ва-Ллаhу акбар, Аллаху акбар ва-ли-Ллаhи-ль-хьамд. Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Аллаhу акбар. Аллаhу акбар кабиран ва-льхамду-ли-Ллаhи касьиран ва-субхьана-Ллаhи букратан ва-асъила». А уже после храма все отправляются по домам или ходят в гости на праздничную трапезу и преподносят друг другу подарки.

День Арафат в 2016 году - 11 сентября

Этот день мусульмане считают самым лучшим днем. Согласно их верованиям именно в день Арафат каждый пожинает плоды своих поступков в прошлом. Значение хороших и плохих поступков в этот праздник увеличиваются вдвое. Многие верующие в Аллаха пытаются попасть на гору Арафат, чтобы совершить молитву - кто-то благодарит его, а кто-то просит милости за совершенные грехи. Если же не получилось попасть на Арафат, то мусульманин этот день должен провести в молитве и служении Аллаху.

Маулид ан-Наби в 2016 году - 12 декабря

Этот праздник у мусульман относится к рождению Мухаммеда, который по их мнению является последним пророком. Как и во все религиозные праздники, в Маулид ан-Наби принято посещать храм, в котором зачитывают проповедь, а также строки из Корана, где упоминается о Мухаммеде. Помимо всего, во многих странах, исповедующих Ислам, принято раздавать милостыню и творить добро, а также иногда в магазинах в этот праздник можно увидеть «арусат ан-наби» («невесты Пророка») или всадника с саблей в руке - это такие сахарные фигурки, которые особенно по нраву детям.

День Ашура - в 2016 году отмечается 12 октября

День Ашура - особенный праздник для мусульман. Считается, что именно в это время был создан первый человек, небеса, земля и все живое, именно в День Ашура по пророчествам будет Апокалипсис. Также для мусульман это траурная дата, когда умер один из пророков Хусейн. В День Ашура мусульмане осуществляют траурное шествие с оркестром, после которого в театрах дают представление, рассказывающее о жизни и смерти пророка Хусейна.

Ляйлятуль-кадр - в 2016 году отмечается 3 июля

Ляйлятуль-кадр называют ночью предопределения и выпадает она на 27 день в месяце Рамадан. Согласно легендам именно в эту ночь пророку Мухаммеду пришло множество откровений. В эту ночь принято читать Коран, молиться, совершать тот намаз, который пропустил за год, рассуждать о своих ошибках и искать решение. Согласно мнению мусульман именно в Ляйлятуль-кадр Аллах решает судьбу каждого верующего в соответствии с его молитвами и просьбами.

Мирадж - в 2016 году отмечается 5 мая

Отмечается 7 месяца лунного календаря. Мирадж празднуют в честь известного сна Мухаммеда, в котором он путешествовал Иерусалим, а затем вознесся к Аллаху на небо. Это событие произошло в мечети, когда он уснул, а архангел Джабраил сопровождал его. В этот день также принято молиться, читать коран и передавать из поколения в поколение эту историю.

Новруз - в 2016 году отмечается 21 марта

У мусульман это день весеннего равноденствия и является земледельческим праздником. Новруз принято встречать в кругу семьи за праздничным столом. На трапезе обязательно должно быть 7 предметов на букву с, чаще всего это сабэн (зелень проросших зерен), сангак (хлеб), крашенные яйца и сосуд, где плавают рыбки. Помимо всего, обязательно готовит гату с одной счастливой бусинкой. Кому она попадется, того ждет успех во всех начинаниях.

Лейлят-аль-Бараа - в 2016 году отмечается 21 мая

По другому этот праздник называют ночь Бараат и является символом отпущения грехов и прощения. В эту ночь произносят молитвы за искупление своих грехов, а также прощение грехов усопших родственников. Затем вся семья начисто убирает весь дом, проводят обряд омовения и надевают чистую одежду. После чего накрывают низкий стол, так называемый дастархан различными блюдами и всю семью усаживают за праздничную трапезу. Пред началом приема пищи глава семьи обязательно произносит молитву об отпущении грехов.

Джума

Джума у мусульман - это то же самое, что и воскресение у христиан. Каждую пятницу все мусульмане собираются в мечети для обязательного пятничного намаза. Свободные мужчины, которые достигли совершеннолетия, без серьезных на то причин не могут пропустить эту молитву. А вот женщины, дети и люди с ограниченными возможностями в мечеть могуть приходить по желанию. Перед намазом желательно осуществить обряд омовения, надеть чистую одежду, а также запрещается употреблять в пищу чеснок и лук.

Мусульманский Новый год по Хиджре - в 2016 году отмечается 3 октября

Новый год мусульмане встречают в посте. Издавна у мусульман было принято за два дня до наступления Нового года начинать поститься и усредно молиться, также и после этого праздника еще 2 дня они продолжают пост. Стоит отметить, что этот Новый год нельзя путать с Новым годом Навруз, который отмечался выше. Для мусульман это тоже считается днем нового года - однако этот праздник просто является символом обновления природы и зарождении новой жизни, кроме того, Новруз является больше народным праздником, чем религиозным.



Публикации по теме