Когда ребенок думает, что его никто не любит. Фразы, которые нужно исключить из своего лексикона в общении с ребенком

О чем думают младенцы? Вот тот вопрос, который занимает человечество едва ли не больше, чем вопрос о мышлении животных. И это не удивительно — ведь узнав, насколько может размышлять, понимать, чувствовать окружающее, можно соответственным образом построить и систему воспитания и ухода за детьми.

Долгое время считалось, что мысли младенца только отражают увиденное (т. е. мышление у него наглядное), и выражаются в основном в эмоциональной оценке окружающего мира. Рекомендуя матерям также использовать в общении с младенцами лишь одни и те же эмоции, авторы многих книг, в том числе авторы популярной чехословацкой "Энциклопедии молодой женщины", не советовали даже говорить с ними на обычном языке: "Мы не понимаем "интеллектуалок"", которые считают, что с ребенком следует с первых дней рождения говорить нормальным человеческим языком, а не "сюсюкать". Беда в том, что такие "интеллектуалки" вносят элемент рассудочности в то, что должно принадлежать целиком миру первых чувств матери. Вы можете говорить с вашим только что родившимся ребенком на самые мудреные темы, можете настойчиво и членораздельно повторять ему "мама", "папа", "дай", "возьми" и т. д. — ребенок все равно не поймет вас. Сам, находясь в мире открывшихся ему чувств, объединяющих его с чувствами матери, он поймет не смысл ваших слов, а вашу интонацию и в зависимости от вашей интонации будет радоваться вместе с вами или пугаться вас. Ребенку о ваших истинных чувствах скажут гораздо больше ваша улыбка и ваше гуканье, и ничего не скажет ваше самое искреннее объяснение в любви и нежности, изложенное на "нормальном" языке". И в то же время все большее количество психологов, педагогов и даже педиатров замечают, что детям, которым все показывали и объясняли, развиваются гораздо быстрее, и, напротив, те, с которыми долгое время говорили лишь на "детском языке" и сами начинают говорить позже и хуже.

Ребенок же, которому говорили, например, "где мама", "где папа", уже в пять месяцев может узнавать эти слова и тянуться к родителям (то же можно сказать и про другие слова), а некоторые дети уже в семь-восемь месяцев говорят первое слово. Логично поэтому предположить, что ребенок способен уже чуть ли не просто с рождения активно обучаться. Конечно же, дети активно развиваются и обучаются, познавая мир, уже с рождения — с этим трудно спорить. Но, все-таки, что представляет из себя мир только что родившегося человека? Он только что появился на свет, казалось бы, "из ничего и ниоткуда", а следовательно — ничего не знает и не понимает. И, все же, похоже, что что-то он очень даже понимает.

В роддомах это хорошо знают опытные детские врачи. Они разговаривают — да, именно разговаривают — с младенцами, как с трехлетними ребятами, и удивительная вещь — младенцы перестают плакать, когда им только обещают скоро покормить, они протягивают ручку на просьбу "протяни ручку" и даже открывают рот, если их об этом попросить. Я многократно в этом убеждалась, когда находилась в роддомах с тремя своими детьми, и на изумленный вопрос "Они же все понимают?" получала ответ "Ну конечно! Они же слышали ваш голос в животе". Да, в это мало кто поверит. Но мои дети еще до месяца по просьбе открывали рот и двигали рукой (если не отвлекались — дети невнимательны), а старший, первенец, наиболее развитый физически, в 98% процентов случаев поднимал по просьбе ножки. Это же я наблюдала и у других детей. Правда, потом (в 4-5 месяцев) это пропадало. Хотя как знать, что происходило в сознании.

Между прочим, знаменитая Шарон Стон тоже вспоминает в одном интервью: "Я родилась уже взрослой, и это было странно — пребывать в этом детском теле".

И еще воспоминание (24 года): "Я лежу, а надо мной небо голубое, почти синее, и — лес, только я не могу поднять голову, чтобы посмотреть еще ниже. И самолеты, самолеты гудят (семья тогда снимала дачу во Внуково). И я все думаю:" Какая красота, какая красота!". "Я вредная такая была. Помню, держат меня над тазом, все вокруг столпились и говорят: "Ну писай, писай!" А я держусь и думаю: "А вот и не буду писать, а вот и не буду!".

Удивительно, что в этом случае (как и в других), ребенок, который еще не умеет сидеть, понимает все слова и имеет своеобразную внутреннюю речь. Надо заметить, что фразу "А вот и не буду" ребенок ни от кого в семье услышать не мог.

Одному молодому человеку никто не верил, что он помнит, как его везли из роддома. Он описывал дорогу и местность, по которой ехала машина очень подробно, но его описание совсем не соответствовало реальной дороге из того роддома, в котором он родился. Но вот случайно выяснилось, что везли ребенка совсем другим путем (чего он никак не мог знать), который полностью соответствует воспоминаниям этого юноши. Характерно, что в таких случаях люди скорее готовы поверить в какие-то мистические предчувствования, астрал, магию и т.п., только не признать, что ребенок обладает памятью и мыслями.

Безусловно, этот вопрос остается открытым. Требуется еще немало исследований и экспериментов, анализа воспоминаний, подтвержденных соответствующими фактами и т.д. Но пока они будут проводиться, наши с вами дети, возможно, будут расти в глубокой тоске и непонимании, мечтая, чтобы с ними просто поговорили. Конечно, может быть, это относится не ко всем детям (или только к первым месяцам их жизни, когда память о совместной с матерью жизни еще очень велика). Мы этого не знаем. Но, полагаю, что не будет особого вреда, если мама подойдя к только что родившемуся ребенку, ласково скажет ему: "Не бойся, малыш! Ты только что родился и еще маленький, но я помогу тебе войти в этот мир и всегда буду стараться тебя понять и помочь тебе в твоих недоумениях."

Обсуждение

У меня есть одно воспоминание. Это точно из младенчества. Я лежу на кровати на мягком пододеяльнике, на нем какие-то символы или иероглифы, они ярко выделяются на фоне белого. мне интересно на них смотреть.(Кстати, мама подтвердила, что у ее сестры действительно когда то лет 25 назад была постель со знаками гороскопа.в тот день мы были у нее в гостях и мне постелили эту постель, но я тогда только училась переворачиваться).я поворачиваю голову на шум и вижу маму и еще кого то. Почему то помещение, в котором я нахожусь кажется мне огромным.И вообще все кажется мне большим и каким то давящим. Если учесть, что младенцы меньше взрослого в среднем раз в 10, то оно и понятно. Мама шуршит упаковкой и показывает мне симпатягу, нарисованного на ней... мне нравится, мама улыбается. Это воспоминание как-то странно на мне отражается. Когда я об этом вспоминаю, я очень непонятно себя чувствую. Как будто когда-то я была инопланетянином, а потом превратилась в человека.

Спросила своего ребенка как он рождался, как пишет Валентина про книгу, он сказал:" так то такто", это его дословные слова.

В молодости мои родители год работали в азербайджанском селе. Там я и родился. Когда мы вернулись в Россию, я ещё до школы начал рассказывать маме о свои воспоминаниях. Она отвечала, что я не мог такое запомнить, так как по описанию это место, где я родился. Потом она привыкла к моим длинным рассказам. До сих пор в моей голове осталось огромное количество картинок первых моих месяцев жизни в азербайджанском селе. Это очень подробный вид окрестностей, включая деревья, дорогу, мост, овраг, технику. Эта комната, где я спал, стол, стулья и кавёр. И многое, много другое... Хорошо помню как прозрачные деревья стали зелёные, а потом на них появились яркие белые остроконечные шапки, - была весна. Иногда эти белые цветы я видел очень близко перед собой и мне было очень приятно. Потом цветы с деревьев куда-то пропали и мне стало грустно: никто больше не давал их мне. Прошло уже очень много лет, а я периодически нахожу объяснение тем или иным эпизодам, с которыми сталкнулся в азербайджанском селе. Например, к моим глазам близко подносили зелёные листья с определённой радильной симмметрией. И потом я долго искал эти южные деревья уже в России, но только спустя годы понял, - это были каштаны. Воспоминаний очень много, но стараюсь о них не говорить, - народ не верит. Однако хочу подчеркнуть главное, - все они были осмысленные, и ко всему, что я видел у меня возникало определённое чувство и отношение. О положительных эмоциях я привёл пример выше, упомянув о цветущих деревьях. Но были и другие, плохие впечатления. Дело в том, что я хорошо различал два своих состояния: первое, когда я спал и было темно и, второе, когда было вокруг ярко. Так вот во время сна, я постоянно слышал шум тракторов, меня это очень раздрожало. А днём я видел эти трактора на гусеницах и хорошо знал, что именно они меня беспокоят. Интересно было услышать коментарий моей мамы через несколько лет о шумных тракторах. Она отвечала, что да, буквально за стеной была моторная тракторная станция и рёв тракторов был очень сильный. Но, самое главное, моя мама говорила, что я не мог слышать их шум, что я спал очень крепко под рёв тракторов, что младенцы не слышат. А вот ей этот шум, действительно, очень мешал. Недавно у меня родился внук, а в соседней квартире делают капитальный ремонт, - грохот на весь дом. А внук как и я когда-то делает вид, что не слышит: крепко спит. Как мы мало знаем о наших детях!

Я помню, как меня взвешивали на холодных продолговатых весах для младенцев. Меня вносили в кабинет к врачу на осмотр и начинали раздевать. Я смотрела на эти весы и думала - сейчас опять положат на это холодное место! И начинала плакать заранее. Я хорошо запомнила эти весы. Мама удивляется. Помню эту детскую больницу и комнату ожидания перед кабинетом. Не знаю до скольки лет мы туда ходили, но на весах лежачих взвешивают только младенцев.

27.10.2011 06:14:12, NataErdem

Мои воспоминания повергали маму в шок. это касается и ощущения на лице уголка конверта, в котором выносили из роддома, и того, кто нёс меня домой,и ленточки на кровати - голубой, которую покупали на запас - вдруг будет мальчик, и сняли практически сразу после моего появления дома...Много таких моментов,которые,по общепринятому мнению не могут помнить младенцы...Но я-то знаю...Поэтому со своими дочурками и я и муж ведём себя соответственно...Чтобы любой запомнившийся миг дарил ощущение счастья и осознания того, что они любимы...

19.09.2008 13:03:34, Рада

У меня тоже есть воспоминание, но я не знаю какого возраста (меньше года), когда я лежу в своей красной коляске, не могу еще говорить, начинается дождь, мама меня закрывает, а я думаю: "Мама!! Только не надо закрывать, не оставляй меня под клеенкой и..." видимо, начинаю орать) Мне мало кто верит, что я могла такое запомнить...

Сейчас с сынулькой (1,5 месяца) постоянно разговариваем.

24.08.2008 03:17:56, Валентина

Я читала книгу"Разум новорожденного" какого то психолога, он там собрал исследования по этой теме. Так вот, если спросить ребенка до 3 лет как он рождался, большенство детей вспомнит и момент родов и время пребывание в матке на последних месяцах. У меня было кесарево,и весь девятый месяц я Настюшке рассказывала, что ей дядя откроет окошечко и поможет родится, что она должна стараться, не пугаться и через сутки мама её заберет, что бы она не плакала. И она почти не плакала когда родилась, через сутки я пришла с реанимации забрала её как обещала она ни плакала ни в роддоме ни дома. Я согласна с автором не надо сюсюкаться, надо с ребенком разговаривать.

а у меня есть одно воспоминание (хотя я до сих пор не уверена, что это так, т.к. я раньше думала, что это выдумка, сон) как меня привезли из роддома домой. Всего одни момент, но до сих пор не знаю, что это

25.07.2008 00:50:29, Lily

Моему мужу было около 6 месяцев - он каким-то образом вылез из кроватки и повис на низком шкафу - и он помнит это! Он говорит - вишу и думаю - ну все, если сейчас ко мне никто не подойдет - я отцеплюсь и упаду - он помнит все ощущения, которые он испытывал в этот момент.

Раз уж мы заговорили (тема, как выяснилось, актуальна для многих), то стоит упомянуть еще одну – неумение терпеливо и вдумчиво решать поставленную задачу. Вы когда-нибудь замечали, что ребенок отказывается думать дольше двух минут над тем или иным вопросом? Вы что-то спрашиваете. Вопрос непростой, с ходу слету не ответишь. Вместо того, чтобы потратить время, приложить усилия, разобраться, ребенок заявляет: «Я не знаю!».

— А ты подумай!

— Мам, ну, я не знаааааю, — канючит и всем видом вопрошает «зачем ты ко мне привязалась!».

Что-то не получается в домашнем задании? – Лезет в ответы или спрашивает совет. Не думая самостоятельно. Даже не пытаясь.

Проблему можно описать пятью пунктами:

  • Отсутствие инициативы
  • Отсутствие настойчивости
  • Недостаток направленного внимания
  • Неприязнь к текстовым задачам
  • Страсть к готовым формулам.

Многие современные дети (да и взрослые тоже) нетерпимы к ситуациям, не имеющим быстрого решения. Может, это следствие избытка информации, может, деформации извилин, но факт остается фактом: дети ждут легких задач, полупроблем, которые решаются с помощью известного им алгоритма. Вот формула, вот значения. Подставил – получил ответ. Нет формулы – не ответа.

Самое смешное, нет, страшное, что школа это дело поощряет и, я бы даже сказала, воспитывает. Мы даем детям готовые, нами сформулированные искусственные задачи. Мы рассказываем им о нескольких алгоритмах и схемах. Все, что должен сделать ребенок – распознать паттерн. Это задача относится к первому алгоритму, а та – ко второму.

Можно окончить школу без троек, совершенно не зная физики, химии и математики. Правильно применяя алгоритмы и формулы, но не имея ни малейшего представления об их смысле. Говорю, как специалист, около 10 лет готовивший абитуриентов.

Леность мышления у некоторых детей можно заметить уже в дошкольном возрасте. Казалось бы, 6-7 лет, весь мир должен быть одним захватывающим приключением, с кучей тайн и загадок. Естественное желание – сунуть любопытный нос везде, где можно, покопаться, разобраться, научиться. Ан нет. – Мам, ну, я не знааааааю.

Бывает, что подобное поведение возникает как реакция на неумение взрослых задавать правильные вопросы, на натаскивание, на стремление погордиться своим ребенком. Вот, представьте себе мальчика Петю, который в 3 года научился считать, а в 4 уже «решает примеры». Чем вызывает неуемные восторги родителей. – Петечка, а сколько будет 2 + 3? 5? Ой молодец, ой, умница! А 6+7? Опять правильно! Что за ребенок!

Вот так вот пару месяцев повосхищайтесь ребенком, а потом попробуйте задать ему осмысленный вопрос, в котором, для того чтобы найти ответ, требуется не посчитать, а подумать. – Мам, ну, я не знааааю.

Ладно, с критической частью разобрались. Теперь конструктив. Что делать.

1. Перестаньте ждать от ребенка немедленных (и правильных) ответов. Не надо думать, что если ребенок чего-то не понимает, ему стоит тут же, на пальцах, все разъяснить.

Есть, к примеру, классическое наблюдение от Пиаже: до определенного возраста ребенок не осознает закон сохранения количества. Если перед ним разложить два ряда с одинаковым количеством фишек, красных и синих (красная фишка под синей), малыш скажет, что красных и синих фишек одинаково. А если раздвинуть синий ряд, то синих фишек станет больше. С точки зрения ребенка.

Вопрос, что делать? Объяснять, что он не прав? «Разве ты не видишь, что я ничего не отнял и не прибавил, фишек СТОЛЬКО ЖЕ!». Не стоит. Лучше проиграть тот же вопрос по-другому. Расставить не фишки, а цветные пуговицы. Раздвинуть ряд, а потом убрать несколько пуговиц – так, чтобы крайние пуговицы и в том, и в другом ряду оказались друг по другом? — А теперь, каких пуговиц больше? Повторить процедуру еще раз. И слушать, что говорит ребенок. Слушать внимательно.

Как говорил мой любимый , вопросы иногда бывают куда важнее ответов . Пусть ребенок задумается, удивится, порассуждает. А правильное решение – когда-нибудь появится. Если выработается привычка думать, появится обязательно. Может, через день или неделю, а может, через год – это не страшно.

2. Не спешите на помощь. Это логическое продолжение предыдущего совета. Если у ребенка что-то не получается, не торопитесь предложить ему готовое решение. Лучше задать вопрос. И еще один. Чтобы понять ход мыслей ребенка. Чтобы организовать диалог, в ходе которого может возникнуть новая идея или правильное видение задачи.

3. Позвольте ребенку самому сформулировать задачу. Умение «увидеть» задачу, правильно ее сформулировать – едва ли не самый важный когнитивный навык. Как говорил Энштейн, решение – это зачастую умение выполнить правильные вычисления или поставить эксперимент. А вот формулировка – дело первостепенной важности, именно она определяет, что считать и как экспериментировать. Так что подарите ребенку возможность самому понять, что дано, что надо найти, какой информации не хватает, а какая информация избыточна.

Мне очень нравится пример от учителя математики Дэна Мейера . Можно сказать ребенку, что есть бочка цилиндрической формы, высота такая, диаметр основания такой. Есть кран, который наполняет бочку с определенной скоростью. Вопрос: за какое время кран наполнит бочку? А можно просто показать ребенку бочку и кран. И задать тот же вопрос. Пусть ребенок подумает, что требуется знать, чтобы на этот вопрос ответить. Какая информация существенна, а какая нет. Чувствуете разницу?

4. Задавайте ребенку «простые» вопросы, из жизни. Те, которые интуитивно ему понятны. А, значит, их не страшно обсудить, даже не зная ответ. Вот, к примеру, хороший вопрос: стакан (цилиндрической формы) заполнен водой. Примерно наполовину. Как понять, действительно ли воды полстакана? А, может, больше? Или меньше?

Ребенок предлагает использовать линейку? Отличная идея! А теперь, представим, что пользоваться измерительными приборами нельзя. Что делать?

Я как-то писала . Вот у кого действительно стоит поучиться умению задавать вопросы.

Почему, как ты думаешь, эта птица копается в своих перьях? – спрашивал он сына во время прогулки.

Ну, может быть, во время полета ее перья испачкались и теперь она их чистит.

Хорошее предположение. Если так, то все птицы больше копошились бы в перьях сразу после полета. Согласен?

Давай понаблюдаем, так ли это.

И наблюдали. И выдвигали новые предположения, пока не находили истину. Или то, что на нее было похоже.

5. Задавайте вопросы, которые не имеют единственно правильного ответа. Ничто так не мотивирует ребенка думать и рассуждать, как понимание того, что решений может быть несколько. Разных и интересных. В этом случае не страшно высказать свое мнение. В этом случае легко вызвать творческий импульс и даже набрести на инсайт. Который сам по себе является достаточной наградой для того, чтобы в следующий раз вместо «Мам, ну, я не знаааааю», ребенок увлеченно о чем-то задумался.

Самые неприятные - может быть, даже страшные - слова, которые могут прозвучать от ребенка: «Мама, я тебя не люблю!» или «Я тебя ненавижу!». Мы можем выдерживать капризы, упреки, истерики, но услышать от собственного чада такие слова не готовы.

Мы боимся их.

Мир сразу рушится, все кажется бессмысленным - все наши попытки дать ребенку любовь, подарки, жизнь… Ведь он нас не любит!...

Прежде чем впадать в панику, давайте разберемся, почему ребенок может сказать такие слова маме? Откуда могут появиться эти слова в его лексиконе? Что именно хотел бы сказать ребенок, какие эмоции выразить, произнеся эти слова? Откуда все берется? Давайте вспомним, когда «выскакивают» из уст ребенка такие фразы? Можно ли обобщить эти ситуации и предположить наверняка, что послужило поводом для этих жестоких - для нас, родителей - слов?

Согласитесь, что на пустом месте «Я тебя не люблю!» не появится.

-Это могут быть ситуации недовольства, когда ребенок не может выразить адекватными словами свои негативные эмоции.

Скажем: «Вы с папой не захотели купить мне велосипед. Я не доволен вашим поведением и глубоко оскорблен!» Вы бы, наверняка, удивились, если бы услышали такие слова, скажем, от 5-6 летнего малыша. И, тем не менее, мы ждем, что ребенок сможет выразить свое недовольство словами распространенного предложения, наполненного причастными и деепричастными оборотами.

Вспомните, всегда ли вы можете рассказать другому человеку - даже самому близкому - о том, что вас волнует? Не просто «Я устала…», «Я больше так не могу…», а «Я расстроена твоими словами. Я хотела купить это, но у меня не хватило денег. Сейчас я очень переживаю из-за этого, поэтому так эмоционально и может быть, грубо разговариваю с тобой». Вы всегда используете в разговоре с домашними такие словесные конструкции?

А с ребенком? Вы показываете ему, как стоит выражать свои чувства и с помощью каких слов это можно сделать? Всегда ли вы задаете вопросы своему чаду: «Что тебя сейчас волнует?», «Чего ты сейчас боишься?» или используете поддерживающие реплики: «Я понимаю, что сейчас с тобой происходит», «Я готова выслушать то, что ты мне скажешь. Я вся - внимание!» Ведь именно так мы показываем своему ребенку, как нужно говорить о том, что волнует, что «болит» в душе.

По наблюдениям специалистов, слова: "Я тебя ненавижу!" говорит большинство детей дошкольного возраста. Многие родители понимают, что такими словами ребенок выражает свое недовольство. Но реагируют на них неправильно. Как правило, так: "Как нехорошо ты сказал, чтобы я больше от тебя такого не слышала". Вполне возможно, что после нескольких повторений ребенок, действительно, перестанет так говорить. Но негативным эмоциям нужен выход. И ребенок найдет более деструктивные способы. К примеру, начнет драться, кусаться или строить из себя дурачка, притворяться, что не слышит, о чем говорят ему родители, или игнорировать их другими способами.

Позволяя ребенку выражать свои эмоции, мы помогаем ему учиться справляться с ними - таковы законы приобретения коммуникативных навыков.

- Это могут быть ситуации протеста, в которых ребенок не просто не доволен сложившейся ситуацией, но и активно против нее.

Например, вас не устраивает погода на улице или то, как ваш сын решил одеться, может быть, то, куда он решил пойти и с кем. Вы отказываете ему в его просьбе, положительное решение которой для него КРАЙНЕ ВАЖНО! И получаете в ответ: «Я тебя не люблю!» Но ведь вы сами напросились…

Смогли бы вы, например, разобраться с его ценностями? Услышать то, что он хотел сказать, а не ответить отказом только потому, что вам было не до того, чтобы понять, насколько это для него важно?

- Это могут быть ситуации сопротивления насилию.

Родители обладают определенной властью над ребенком. И пользоваться этой власть можно по-разному. В том числе, и применяя насилие: заставляя, угрожая, не говоря уже про физическое воздействие… Неудивительно, что ребенок, сопротивляясь, произнесет слова, о которых он и сам потом будет жалеть. Ведь он любит своих родителей безусловной любовью.

Ко всем перечисленным ситуациям относятся и кажущиеся нам бесконечными капризы. Ребенок просыпается и засыпает с унылым выражением лица, в течение дня он часто капризничает, он не радуется подаркам или его радость мимолетна, а за ней следуют продолжительные периоды «несчастного выражения лица». И задача родителей заключается в том, чтобы понять, где они «перегибают палку», что требуют от ребенка такого, что он не способен дать либо в силу возраста, либо в силу нехватки жизненного опыта и свойственных ему темпов развития, либо в силу исключительно своих понятий об этом мире.

- Это могут быть ситуации, в которых ребенок испытывает чувство вины.

Наверное, это самые болезненные для маленького человека ситуации. Он знает, что его родители - самые лучшие в мире. Он хочет быть любимым и любить, но у него не получается поступать так, как от него ждут. Это относится, в первую очередь, к детям с повышенной требовательностью к себе. Они все время оценивают свои поступки с точки зрения другого человека: что подумают, что скажут другие? Вдруг я поступил не так? Вдруг им не понравится?!

От таких детей вы вряд ли дождетесь крика о нелюбви или ненависти. Скорее, эти слова они будут адресовать себе, что не менее болезненно для ребенка. Потому что приводит к снижению самооценки.

- Это могут быть ситуации, в которых родитель испытывает чувство вины.

Чувство вины ходит рука об руку с сомнения. Иногда создается впечатление, что мы - родители - постоянно не уверены в себе. Все время сомневаемся. Правильно ли мы ведем себя со своими детьми? Не слишком ли жесткие границы в отношениях устанавливаем? Не слишком ли лояльно относимся к их требованиям, капризам, бесконечным «хочу» и «дай»? Такие родители как раз вырастают из детей с пониженной самооценкой. И в качестве «наказания» за свои сомнения в отношениях с детьми они «притягивают» жесткие словесные конструкции: «Я тебя не люблю!» .

Ребенок, как и взрослый человек, прекрасно знает, когда перегибает палку, даже если родители закрывают на это глаза. В глубине души он ощущает свою вину. Он бы сам хотел, чтобы его остановили. Но если этого не произойдет, дело будет только ухудшаться. Он словно спрашивает: «Насколько плохим должно стать мое поведение, чтобы меня одернули?» Ведь ребенок ждет от родителей не столько исполнения любых желаний, сколько уверенности, стабильности, твердости. С их помощью он создает картину собственного мира. И какой она будет - слишком мягкой и неуверенной или слишком твердой и закостенелой или некой средней моделью, в которой он будет чувствовать себя комфортно - зависит от родителей.

Вина способна захлёстывать родителей по любому поводу. Вам может казаться, что из-за вас малыш не спит по ночам, что у него поднялась температура, что ваш любимый ученик схватил очередную двойку, что у дочки не складываются отношения с подружками, что сын связался не с той компанией, что... тысячи "что". Может быть, это и так. Но если вы погружаетесь в свою виноватость, становится очень трудно - фактически невозможно - найти правильное решение, понять ребёнка и помочь ему. Вина отбирает силы, из-за неё вы погружаетесь с головой куда угодно: в гнев, в депрессию, в сожаление, в раскаяние, самоедство. А возвращаетесь совершенно опустошёнными и обессиленными.

Есть ли простые и доступные способы, с помощью которых родители могли бы научиться избавляться от этого непродуктивного чувства, как только обнаружили его присутствие? По мнению психологов, есть. Вот конкретные шаги, которые необходимо делать.

Как избавиться от чувства вины

    Подойдите и извинитесь, если считаете, что были не правы. Если нет ребенка рядом - позвоните, напишите письмо. Возможно, письмо вы и не отправите, но для себя объясните, почему так поступили. И поймете: в тот момент вы не могли поступить иначе - не получалось. Например, вы накричали на ребенка ни за что ни про что. Покайтесь в том, в чем виноваты. Сразу почувствуете облегчение. Вы не оправдываетесь, а извиняетесь, то есть признаете свою ошибку и хотите исправить ее.

    Решите, что можете сделать прямо сейчас.

    А потом проанализируйте ситуацию. Найдите в "минусах" свои "плюсы". Например, "зато, когда я извинился, мои подросток впервые за месяц мне улыбнулся".

    Решите, как вы будете действовать в подобных случаях в будущем. Если, например, вам трудно сдерживаться, когда вас захлестывают отрицательные эмоции. Придумайте способы, как от них избавиться, не обижая своих близких. Например, кидайтесь мыть пол, стирать одеяло, можно выскочить с собакой на прогулку, поднять крышку унитаза и хорошенько высказаться. Заставляйте себя соблюдать это правило всегда! Поначалу срывы будут, так как вам надо избавляться от застарелой привычки. Продержитесь три недели - это минимальный срок для того, чтобы выработалась привычка. За это время новая полезная привычка (которой вы заменили дурную) начнет пускать корни.

    Хвалите себя за последовательность, за то, что у вас хватает мужества поступать так, как вы решили. Еще лучше фиксировать свои победы. Например, отмечать их в календаре-ежедневнике большим восклицательным знаком. Чем больше их будет, тем легче вам.

    Относитесь лояльно к "рецидивам". Вы снова можете взяться за старое - такова наша природа овладения новыми навыками. Шаг назад бывает почти всегда. Но не думайте, что у вас ничего не получилось. Вина - как болезнь: если она застарелая, нужно время, чтоб излечиться. Зато с каждым шагом у вас будет получаться все лучше и лучше.

    И, конечно же, простите себя. Вы - человек. А людям свойственно ошибаться.

- Это могут быть ситуации, в которых границы поведения ребенка размыты.

Грубая - в нашем случае оскорбительная, жестокая - реакция со стороны ребенка может быть следствием размытых поведенческих границ. Как и в предыдущем случае, речь идет о сомневающихся родителях, об их неуверенном поведении. Если мама обещает, но не выполняет обещаний. Если грозит наказанием, но очень скоро сама же его и отменяет. Если говорит «Нет!» и тут же «Да!». Если «нельзя» соседствует с «можно».

При таком отношении у ребенка происходит настоящая путаница в голове. Слова «Я тебя не люблю!» запросто слетают с его губ, как и многие другие. И он вряд ли пожалеет о них. Такого ребенка начинают наказывать, с каждым разом все сильнее увеличивая меры воздействия, но ему, как говорится, «как с гуся вода». Его уже не пугает наказание. Потому что самое страшное для него - это размытые границы во взаимоотношениях с родителями. Их бесконечные сомнения и неуверенность.

- Это могут быть ситуации, в которых родитель не умеет говорить «Нет» своему ребенку.

Умению спокойно и уверенно отвечать отказом стоит учиться. Этот навык обязательно пригодится во взрослом возрасте. Посмотрите на себя, дорогие родители, вы умеете правильно говорить «Нет!»? Если не умеете, то научитесь. Хотя бы для того, чтобы передать свои опыт и знания ребенку.

Почему неумение такой, казалось бы, простой вещи может привести к словам о ненависти и нелюбви со стороны детей? Потому что ребенок растет уверенным, что ему ни в чем нельзя отказать, что все - включая и всех остальных окружающих его людей - ему должны. Но ведь это неправда! К тому же требования детей к родителям, которые не умеют отказывать, растут. Однажды родители будут вынуждены отказать, но уже не будут поняты детьми, привыкшими к другим поведенческим сценариям. Избалованный ребенок несчастлив даже у себя дома. Когда же он оказывается лицом к лицу с внешним миром — неважно, произойдет это в 2, в 4, в 6 лет, — то это оказывается для него сильным ударом. Выясняется, что никто не собирается с ним «носиться». Более того, на всех отталкивающе действует его эгоизм. Либо он всю жизнь будет страдать, либо приложит усилия, чтобы научиться быть приятным для других.

Можно ли настоять на своем, не теряя дружелюбия? Можно. Например, если ребенок требует продолжения игры, несмотря на ваше утомление, не надо бояться сказать ему: «Все, я устала. Я почитаю книжку. Ты тоже можешь почитать свою». Это вовсе не должно звучать сердито, достаточно произнести эти слова твердо, давая понять, что возражения не принимаются.

Пять правил, как говорить "нет" и не чувствовать себя виноватым

    Не торопитесь с ответом. Это не значит, что надо тянуть или уклоняться. Это значит, прежде чем сказать "да" или "нет", согласиться или отказать, подумайте, поймите суть просьбы или предложения, с которыми к вам обращается ребенок.

    Внимательно выслушайте и вникните в суть дела. Если что-то непонятно, расспросите, уточните детали. Этим вы убьете сразу двух зайцев. Во-первых, мы часто говорим "да" или "нет" машинально, под настроение. Во-вторых, ребенок, которого вы слушаете внимательно, почувствует, что он вам не безразличен. Вы прояснили для себя позицию собеседника.

    Покажите ребёнку, что вы признаёте его право иметь собственное мнение. ("Да, ты действительно считаешь, что мы должны купить этот велосипед", "Да, я понимаю: ребята будут тебя ждать".) Вы не соглашаетесь и не критикуете, вы просто констатируете такой факт: с его точки зрения это правильно.

    Объясните коротко и внятно, что вы не можете (не хотите) делать то, о чем вас просят. Коротко назовите (объясните) причину отказа. Чем младше ребенок, тем короче и проще надо говорить.

    Если ребенок не внял вашему "нет" и продолжает вас уговаривать, реагируйте как "автоответчик" - повторяйте одно и то же. А именно: на каждый новый довод (выпад, скулеж) реагируете так: а) соглашаетесь с доводами (я понимаю, тебе хочется иметь велосипед; я понимаю, в этой компании ты давно не был... и т. д.), б) повторяете отказ одними и теми же словами ("но это слишком дорогой велосипед"; "без взрослых в поход я не могу отпустить тебя"). Никто долго не выдержит. Аргументы у ребенка иссякнут, и ваш отказ примут как факт.

- Это могут быть ситуации, в которых мы - родители - неправильно реагируем на детскую критику.

Многие из нас считают, что ребенок не имеет права критиковать наше поведение. Тогда давайте зададимся вопросом: а почему мы так решили? Может быть, мы считаем свое поведение безошибочным и абсолютно правильным? Может быть, мы всегда уверены, что истина исключительно на нашей стороне? Те из нас, кто склонен считать себе всегда правым, составят полную противоположность родителю сомневающемуся. И будут также далеки от истины. Потому что она, как известно, находится посередине.

Так как же стоит реагировать на критику детей? Можно ли ее допускать в отношениях? Как отвечать на: «Папа, ты не прав» или «Мама, я с тобой не согласен»? Может быть так: «Молчи, мал еще старших учить!».

Как правильно критиковать

    Во-первых, любую критику стоит принимать спокойно. Как сказал кто-то из великих: «Когда я спокоен - я всесилен!»

    Во-вторых, учите детей - разумеется, на собственном примере - конструктивной критике. То есть использованию аргументов, объяснению причин и поводов. А также критике с последующими предложениями. Ставя во главу угла принцип: «Критикуешь - предлагай!»

    В-третьих, учите ребенка тому, что критика, несмотря на то, что появляется на волне недовольства другим человеком, способна приводить к очень позитивным результатам. Показывайте те результаты, которые появились в результате высказанных критических замечаний. Но высказанных грамотно, спокойно, с уважением к собеседнику.

Например, покупка того же самого велосипеда, действительно, могла состояться, если бы ребенок спокойно высказал свое недовольство, привел ряд аргументов, почему родители приняли неверное решение, обосновал бы, что получит он, а также родители от этого приобретения. Скажите, что такое невозможно? Отнюдь.

Демонстрируйте на собственном примере те модели поведения, которые вам хотелось бы привить ребенку, и он впитает их в себя, как губка.

- И, наконец, это могут быть ситуации, в которых ребенок повторяет за нами - родителям - те глупые и жестокие слова, которые мы себе позволяем…

Не секрет, что многие из нас, даже при высоком уровне интеллекта и образованности, даже в наше просвещенное время, могут позволить себе брякнуть (по-другому и не скажешь!) своему ребенку: «Не сделаешь - любить не буду!», «Ты безобразно себя ведешь - я тебя не люблю!», «Ненавижу тебя, когда ты так делаешь!». Мы адресуем эти фразы ребенку или мужу. Неважно кому. Важно, что ребенок записывает эти слова в память автоматически. И в моменты недовольства, агрессии, упрямства обрушивает их на нас. Но ведь именно наше неумение следить за тем, что говорим и делать выводы из собственных поступков, приводит к этим «карающим» словам.

Вы все еще боитесь этих слов? Продолжаете думаете, что быть родителем сложно? Или сейчас вы все-таки смогли увидеть те ошибки, которые способен допустить каждый из нас в отношениях с ребенком?

Следите за тем, что вы говорите. Только тогда у вас появится шанс исправить положение, даже если оно казалось вам до этого непоправимым.

О причинах задержки развития речи у малышей рассказывают логопеды.

Когда моему сыну исполнилось 11 месяцев, я начала ждать от него первых слов. Разумеется, сверяясь с таблицами норм развития, где было сказано, что к году малыш уже будет лепетать «мама» и «папа», просить «дай би-би» и прочие младенческие сладости.

В год сын не заговорил. В полтора тоже. Впрочем, молчал он и в два. Ну как сказать, молчал. Закрыть ему рот было абсолютно невозможно. Но и вычленить из потока звуков хотя бы одно внятное слово тоже не представлялось возможным.

Бабушки в один голос читали мантру «ну он же мальчик, они поздние». Решила: со специалистами подожду до трех лет. А пока делала две вещи, как мне показалось, оптимальные на тот момент. Я безостановочно с ним разговаривала и постоянно ему читала.

Сын заговорил в 2 года и 3 месяца. Буквально за пару недель пройдя все этапы: от слогов до развернутых предложений с деепричастными оборотами. Я сейчас не утрирую. Более того, оказалось, что он запомнил практически все, что ему читали, и выдавал стихи и сказки цитатами наизусть.

Ребенок или Маугли?

Можно было выдохнуть. Но, как в том анекдоте, ложечки нашлись, а осадок-то остался. Причем не только у меня, а у большинства современных мам. Вопрос: почему детская речь в начале XXI века развивается позже, медленнее, хуже, мы решили адресовать эксперту – ведущему логопеду дистанционного речевого центра «Оппи-онлайн» Татьяне Комаровой.

В наше время детская речь формируется не так, как в былые времена. Во-первых, даже наши мамы были здоровее и выносливее нас, да и экология еще недавно была лучше. Все это не может не влиять на роды – они не так уж часто протекают абсолютно гладко: быстрые, долгие, с использованием стимуляций. В итоге ребенок рождается уже с неврологическими симптомами. И это, несомненно, тормозит в том числе и развитие его речи.

Сейчас многие говорят, что на детей вредно влияют гаджеты…

Даже не столько сами гаджеты, сколько то, что ребенок с телефоном или планшетом, по сути, предоставлен сам себе. И это самый невидимый, но и один из самых частых факторов – минимальное и непродуктивное общение с ребенком. А ведь речь не развивается без человеческого общения и взаимодействия. Думаю, многие слышали про детей-маугли. Если нет контакта с человеком, то речь, по сути, и не нужна. Все можно сделать руками, показать жестами и мимикой. Так и поступают животные.

Какие самые частые проблемы сейчас видят логопеды?

На самом деле мы сейчас чаще удивляемся, если ребенок развивается нормально, без отставаний и отклонений. Печально, но таких детей немного. А из проблем можно выделить темповые задержки речи – когда ребенок начинает говорить не в полтора года, а ближе к трем, слабую мелкую моторику у детей постарше – очень неловко они работают пальчиками. Ну а связной красивой эмоционально окрашенной речью среди старших дошкольников вообще могут похвастать единицы.

В общении с детьми мы часто совершаем два типа ошибок: даем ложные обещания на будущее в надежде, что дети скоро все забудут, или обходимся общими фразами, не желая тратить время на долгие разъяснения и серьезные разговоры. Недальновидно как недооценивать детей, так и считать, что фраза, сказанная сегодня, не аукнется через несколько лет.

Давая детям советы и объясняя им устройство мира сегодня, думайте о будущем и о том, что вы закладываете принципы восприятия ими жизни на долгие годы вперед. По возможности, старайтесь не говорить детям следующие слова.

1. Делай, как я сказал

Начнем с того, что детей надо воспитывать своим примером, а не приказами и командами. Многие исследования доказывают, что дети копируют поведение родителей. Поэтому если хотите, чтобы ребенок был вежливым, сами не забывайте здороваться и благодарить окружающих. Это лучше, чем смущать малыша фразой: «А теперь что нужно сказать?»

Хотите, чтобы в детской был порядок? Вспомните, когда сами в послений раз заправляли кровать. Вместо того, чтобы командовать, признайте свои недостатки и попытайтесь их исправить, если не хотите, чтобы ребенок их унаследовал. Трудно заставить других изменить свое поведение, если вы сами не можете или не хотите этого делать.

2. Все будет хорошо

Откуда вы знаете? Вы же не ясновидящий и не гадалка. Использовать эту фразу нужно крайне осторожно. Например, если кто-то из родственников умирает от неизлечимой болезни, не стоит давать ребенку ложных надежд. Иначе, когда худшее случится, ребенок будет считать вас обманщиком, разочаруется и в вас, и в жизни.

Постарайтесь мягко и деликатно подготовить ребенка к тому, что может случиться

Не пытайтесь отделаться общей фразой, объясните ситуацию так, чтобы ребенок понял. Постарайтесь мягко и деликатно подготовить его к тому, что может случиться. Если возможно, помогите сохранить надежду.

Понятно, что вы хотите защитить ребенка от переживаний и негативных эмоций, но рано или поздно ему все равно придется их пережить.

3. Мальчики не плачут

Я не знаю, кто придумал эту фразу, но из-за нее тысячи мальчиков выросли в бесчувственных мужчин. Говоря так, родители учат сыновей сдерживать эмоции, а подавление эмоций превращает детей в эмоционально нездоровых взрослых.

Научите сына адекватно проявлять эмоции, в том числе, плакать. И вычеркните раз и навсегда из своего лексикона фразу «Мальчики (девочки) так себя не ведут»: она гарантирует вашему ребенку комплексы.

4. Делай через «не могу»

Эта фраза может нанести детям реальный физический вред. В юности я занималась легкой атлетикой, и мой тренер часто говорил: «Без боли нет побед». Будучи подростком, я воспринимала эти слова всерьез. В итоге у меня случилась травма, но я продолжала тренироваться через «не могу», что усугубило ситуацию. В итоге со спортом пришлось завязать навсегда.

Научите ребенка слышать сигналы своего тела, различать дискомфорт и боль. Дети не должны ничего делать через силу.

5. Ты сможешь стать, кем захочешь

Многие родители обещают детям, что в будущем те смогут стать кем угодно. Моя пятилетняя дочь хочет однажды стать единорогом. Это мило, и через пару лет она сама поймет, что это невозможно. Рост моего 16-летнего сына всего 160 см, а он мечтает играть в баскетбол за «Чикаго Буллз». Я поддерживаю его увлечение спортом, но объясняю, что у него должен быть запасной план на случай, если баскетбольная карьера не сложится. Лучше уж он поступит в колледж и получит профессию, чем в 20 лет поймет, что в «Чикаго Буллз» его не ждут.

Задача родителей – не только вдохновлять детей на свершения, но и растить их реалистами

Я не хочу из благих побуждений вырастить неудачника, который живет с родителями и доставляет пиццу, потому что не смог взойти на спортивный Олимп. Задача родителей – не только вдохновлять детей на свершения, но и растить их реалистами. К сожалению, нельзя прожить жизнь без разочарований, и научить ребенка ставить достижимые цели – значит не разбить мечту, а спасти его от более горького разочарования.

6. Просто будь собой, и все будет хорошо

Еще один крайне вредный совет. К сожалению, не все привычки и черты характера наших детей будут помогать им в жизни. Например, одна моя юная пациентка никак не могла завести друзей, потому что говорила одноклассницам в лицо все, что о них думает. То, что родители считали милой непосредственностью, сделало девочку изгоем в классе.

У каждого из нас есть мысли и чувства, которые мы считаем важными, но предпочитаем держать при себе. Окружающим не хочется знать все, что у вас в голове, поэтому крайне важно научить ребенка самоконтролю и поведению сообразно ситуации. Такой подход больше способствует успеху.

7. Подумай о будущем

Другие варианты этой фразы: «Не будешь хорошо учиться, станешь дворником» и «Пора тебе повзрослеть». А что плохого в том, чтобы позволить ребенку насладиться детством? Первоклассникам не стоит думать о том, как попасть в лучший университет страны. Исследования доказали, что слишком усердная работа «на будущее» в средней школе приводит к раннему профессиональному и эмоциональному выгоранию.

Зачастую родители реализуют за счет ребенка свои амбиции, навязывая ему выбор профессии и вуза. Впоследствии это нередко подталкивает его к употреблению алкоголя и курению как к способам снять стресс. Позвольте ребенку просто быть маленьким и радоваться жизни.

Психологи утверждают, что счастливые расслабленные люди более успешны. К тому же они лучше умеют справляться со стрессом без всяких стимуляторов. Счастливые дети и взрослые живут настоящим, а не будущим.

Об эксперте

Магдалена Баттлс (Magdalena Battles Ph.D) - клинический психолог и мать троих детей. Специалист по детскому поведению и проблемам насилия в семье. Ведет блог Living Joy Daily .



Публикации по теме