Комплексы подростков – виды и способы борьбы. "Подростковый комплекс" и его особенности

Подростковый возраст – это один из важных жизненных периодов каждого ребенка. В это время происходит становление личности, окончательно формируется характер человека, но также приобретается и ряд комплексов.

Возраст формирования большинства комплексов

Общее описание проблемы

При половом созревании и большой активности гормонов подросток очень уязвим к критике своей внешности, вследствие чего образуются временные подростковые комплексы, которые могут остаться навсегда уже со взрослым человеком, поэтому очень важно вовремя заметить проблему и приступить к ее устранению, также можно попросить помощи у родных или обратиться к психологу.

Последствия влияния проблемы на психологически несформированную личность могут оказаться трагическими. Нередко дети начинают употреблять алкоголь и наркотики, вступают в случайные половые связи, находя множество неприемлемых способов самоутвердиться среди друзей и почувствовать себя взрослым.

Очень остро реагируют на критику внешности

Подростки замыкаются в себе и начинают вести асоциальный способ жизни или становятся очень открытыми и дерзят, устраивая истерики и скандалы взрослым людям. Некоторые уходят в мир компьютерных игр. Все это делается либо для самоутверждения среди сверстников, либо для признания среди взрослых членов семьи. Очень часто в подростковом возрасте родственники не воспринимают ребенка серьезно, а он хочет доказать свое право на мнение. Многие дети часто страдают от того, что взрослые не берут их во внимание и даже не слушают.

Признаки

Каждый человек не любит какую-то часть своего тела, даже многие взрослые недовольны своей внешностью. В старшем возрасте такое недовольство особо не влияет на самооценку личности или превращается в интересную особенность своей внешности. Но в подростковом возрасте ощущение какой-то ущербности или выделение среди сверстников в отрицательную сторону может легко вылиться в комплекс. Для того чтобы определить ребенка, который склонен к развитию комплекса или уже имеет его, нужно обратить внимание на эти признаки:

  • если ребенок носит мешковатую одежду;
  • прикрывает рот, когда смеется;
  • закрывает волосами лицо;
  • отводит глаза во время разговора;
  • имеет идеал внешности, который ему кажется невозможно достичь;
  • постоянно фотографируется или избегает объектива камеры;
  • не верит в свои силы;
  • ему кажется, что он не заслуживает любви;
  • имеет трудности самовыражения в незнакомом окружении.

Виды комплексов

Кроме переживаний подростка по поводу внешности, когда его не устраивают одна или несколько частей своего тела, в подростковом возрасте очень популярны комплекс неполноценности и комплекс превосходства, которые часто являются попыткой скрыть свое реальное состояние. Еще специалисты утверждают, что нередко дети страдают из-за материального положения своей семьи. В школьные годы часто дети испытывают комплекс отличника/отличницы. Иногда встречается так называемый комплекс неразделенной любви.

Синдром связанный с оценками в школе

Физические комплексы, которые связаны со внешностью, очень популярны у детей и тинейджеров. Когда ребенок смотрит в зеркало, то находит у себя множество недостатков и изъянов. Он не понимает в этом возрасте, что никто не может быть идеальным. А все недостатки внешнего вида отрицательно сказываются на его самооценке. Особенно это происходит в период полового созревания, когда тело еще физически изменяется:

  • резко увеличится рост;
  • появляются прыщи, акне, черные точки и угри, которые особенно производят ужасающий эффект на девушек;
  • у парней ломается голос, что тоже не прибавляет уверенности в себе.

Недостатком во внешности легко могут стать очки, любой дефект речи, длинный нос или торчащие уши, брекеты и многое другое. Помогают развиваться такому комплексу отсутствие поддержки со стороны взрослых людей и насмешки знакомых.

Комплексы у детей по поводу неприятия своей внешности называются дисморфофобией и имеют определенные признаки.

  1. Симптом зеркала – ребенок все время рассматривает себя перед зеркалом и находит все новые недостатки.
  2. Зацикленность – подросток зацикливается на своей проблеме и постоянно о ней говорит.
  3. Симптом фотографии – неприязнь личности ребенка к своим фотографиям и нежелание фотографироваться.
  4. Носит мешкообразную одежду темных тонов, которая скрывает фигуру.
  5. Апатия, нарушение режима сна и пищи.
  6. Неспособность сосредоточиться на каком-либо занятии, потому что мозг зациклен на проблеме.

Симптоматическая картина

Комплекс неполноценности оказывает огромное влияние на развитие личности молодого индивидуума. Одним из главных признаков этой проблемы является заниженная самооценка и постоянное ощущение себя ущербным и хуже других, сопровождающееся неуверенностью в себе.

Этот комплекс зарождается в детстве вследствие воспитания и социальных контактов с другими людьми. Этим недостатком страдают дети, выросшие в неполноценной семье или нежеланные дети, которые с самого детства не чувствуют поддержку и любовь взрослых. Симптомы :

  • большая критичность к своим поступкам;
  • сильная реакция на критику;
  • зависимость от чужого мнения;
  • преувеличенная самоуверенность внешне;
  • агрессия, как защита от всего мира;
  • малообщительны и в большинстве случаев являются интровертами.

Комплекс превосходства у тинейджеров в 80% является скрытым комплексом неполноценности, сама личность это или тщательно скрывает, или даже не догадывается. Такой ребенок считает себя незаменимым, постоянно поучает и дает непрошенные советы в той или иной области, даже если плохо в ней разбирается. Индивидуум пытается доказать окружающему миру и себе, что он крутой. За унижением других людей он прячет свою неуверенность и злобу, пытаясь повысить самооценку.

Пытаясь помочь родители неосознанно развивают в детях комплексы

Финансовый комплекс напрямую зависит от уровня достатка родителей. Дети часто хвастаются зарплатой пап и мам, крутыми вещами дома, дорогими подарками и шикарным отдыхом за границей. Если семья не может позволить что-то из этого, то ребенок может комплексовать по поводу материального положения своей семьи. Такое происходит не всегда: все зависит от отношения маленькой личности к проблеме и реакции родителей на возможные насмешки по этому поводу. К примеру, часто происходят колкие фразы в адрес ребенка без телефона от его сверстников, которые имеют мобильные телефоны.

Комплекс отличницы или отличника начинает развиваться в школе, когда дух соревнования, жажда победы и желание быть первым овладевают детьми. Виновниками такого комплекса являются родители и преподаватели, вследствие чего человек ставит всегда для себя высокую планку при исполнении чего-либо. Кроме того, такие дети отличаются завышенными требованиями по отношению к самому себе и окружающим. Подросток с недостатком становится очень агрессивным, когда не может выполнить задачу идеально или соответствовать установленному себе стандарту. Эти люди часто неуправляемые и рано вступают во взрослую жизнь с наркотиками, алкоголем и сексом.

Комплекс неразделенной любви становится временным и редко перерастает в постоянный. В подростковом возрасте дети ищут не только себя, но и людей, которые их понимают. Одним из таких людей является вторая половинка. Став взрослыми, мы осознаем, что первая любовь не всегда бывает взаимной и не обязана быть одной и на всю жизнь. Но подростки этого не всегда понимают, им присущ юношеский максимализм.

И когда ребенок впервые испытывает неразделенную любовь, то он думает, что с ним что-то не так. Такое поведение переходит в детские комплексы по поводу внешности или обнаруживается нехватка финансов. Многие ребята начинают заниматься самокопанием, вследствие чего обнаруживают в себе множество других недостатков и проблем.

Методы избавления

Первые, кто может помочь чаду с борьбой комплексов – это его родители. В нелегкий период взросления дети должны ощущать поддержку своих родных, их готовность выслушать и помочь советом. И также родителям рекомендуется прислушиваться к мнению сына или дочери и не показывать, что дети не доросли, чтобы помогать им с решением семейных проблем.

У подростков девочек комплексы по поводу внешности происходят чаще, чем у парней. Поэтому, если вы видите, что дочке не нравится свой внешний вид, обязательно помогите ей подобрать новый стиль в одежде, изменить прическу или макияж. Лучше сходить с ребенком в салон красоты. Бывает, что проблемы внешности ребенок надумывает, тогда лучше всего пройти сеанс психолога по повышению самооценки.

Чтобы справиться с комплексом, необходимо тщательно обсудить с ребенком эту проблему. Узнать, что его беспокоит, какие эмоции он испытывает.

Скорее всего, к зарождению какого-либо комплекса привела определенная ситуация, ставшая психологической травмой.

Если комплекс связан с внешними недостатками, помогите подростку скрыть его или умело подчеркнуть, чтобы это стало его изюминкой. Если же причиной стал кто-то из знакомых, необходимо, чтобы ребенок простил его за оскорбление и перестал придавать сильное значение словам этого человека.

Заключение

Аннотация
В данном обзорном реферате рассматривается проблема подростковых комплексов. Описываются особенности подросткового возраста, подросткового кризиса и причины возникновения комплексов у детей в этот жизненный период, а также пути разрешения этих проблем. Обзорный реферат состоит из введения, двух глав с выводами и заключения.
Данный обзорный реферат рекомендован студентам- психологам, психологам – педагогам, а также самим подросткам и их родителям.

Содержание
Введение…………………………………….......… …………4
Глава 1. Характеристика подросткового возраста, его особенности………………………………………………… .6
Выводы к главе 1……...…………………………………...10
Глава 2. Комплексы подросткового возраста…………….11
Выводы к главе 2 ……….………………………………….14
Заключение...………………………………………………15
Список используемой литературы..……………………...17

Введение
Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходящие в этом возрасте изменения тела подростка сопровождаются субъективными и объективными трудностями. Изменения, происходящие в образе тела, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает. Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, застенчивости.
Подростковый возраст – тот самый период, когда ребенок становится взрослым. Он учится анализировать происходящее вокруг, оценивает свою внешность и поступки, ищет свое положение в обществе. На этом этапе любое несоответствие представляемому идеалу может привести к появлению комплексов. Появляются эти комплексы легко, а избавиться от них очень сложно. Иногда на это уходит целая жизнь. Зная основные причины развития комплексов у подростков, взрослые (родители, педагоги) вполне могут помочь их избежать.
Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя, понять свое место в жизни. Нередко в этот жизненный период возникают различные комплексы: комплекс внешности, комплекс «отличника», комплекс неразделенной любви, комплекс финансов и др. Эти проблемы мучают подростка. Переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный, так как все проблемы подросткового возраста могут остаться с человеком на всю жизнь, если их не решать. Чтобы помочь подростку успешно развиваться, во многом нужна поддержка взрослых, необходим поиск новых решений подростковых проблем.

Цель данной работы – изучение особенностей подросткового возраста и наиболее распространенных комплексов в этот период жизни.

Задачи данной работы:

    охарактеризовать основные особенности подросткового возраста
    определить понятие «подростковый кризис»;
    изучить наиболее распространенные комплексы подростков, их особенности;
    выяснить пути решения подростковых проблем и избавления от подростковых комплексов.
Объект исследования: подростковый возраст.

Предмет исследования: комплексы подросткового возраста.

Глава 1.Характеристика подросткового возраста, его особенности
Подростковый период – это переходный этап от детского развития к взрослой стадии онтогенеза. Все стороны развития в этот период подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Терминология в области взросления несколько запутана, например, в толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как «дитя на подросте» – 14-15 лет, Л.С. Выготский определял границы подросткового возраста с 14 до 18 лет, Б.Г.Ананьев – с 11 до 15 лет. В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 15-16 лет. Однако, для каждого организма существуют индивидуальные ритмы и характер их протекания.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. И.В.Дубровина связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.
Подростковый возраст называют пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения.
У подростков изменение образа тела, связанное с пубертатными процессами, является важным фактором развития. Ощущение собственной ценности подростком во многом зависит от того, насколько соответствующим норме представляется ему изменение его тела.
Обычно изменениям подросткового периода предшествует увеличение жировых отложений в организме; некоторые дети этого возраста заметно поправляются. Вслед за этим в начале отрочества сильно увеличивается скорость роста. Происходит увеличение размеров костей и мышц. Во время этого скачка роста мальчики обычно теряют большую часть лишнего жира, который они накопили к его началу. Однако у девочек новые жировые отложения, как правило, сохраняются, хотя и перераспределяются по различным участкам тела. В период отрочества разные части тела развиваются с различной скоростью. Обычно к этому времени голова уже перестает увеличиваться в размерах; в основном ее рост завершается в течение первых десяти лет жизни. Вслед за ней достигают взрослых размеров кисти рук и стопы; затем увеличивается длина ног и рук. В результате многие подростки становятся неуклюжими, от чего они испытывают смущение. За ростом конечностей следует рост тела в ширину; в последнюю очередь происходит полное развитие плеч.
Еще одним изменением является увеличение размеров и активности сальных желез кожи, в результате чего лицо подростка часто покрывается угрями. В коже развивается также новый вид потовых желез, что ведет к усилению запаха тела.
Неприятие своего тела может проявляться в мышечной зажатости, неловкости, скованности, неадекватности в поведении.
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое "Я", стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.
Сухомлинский В.А. обобщает главные личностные черты, по его мнению, этими главными личностными чертами подростка являются следующие:
1. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.
3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.
4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений.
5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.
Подростковый возраст называют кризисным периодом в жизни человека. Этот кризис значительно отличается от кризисов младших возрастов, он является более острым и длительным. Связано это с воздействием на подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов.

Выводы к главе 1
Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.
Границы подросткового возраста с 10 – 11 до 15 – 16 лет.
Подростковый возраст – это период стремительного физического, полового, психологического и социального развития.
Подростковый возраст называют пубертатным, так как он связан с половым созреванием, изменяется образ тела. С этими изменениями связано психологическое состояние подростка. Многие проблемы связаны с неприятием своего тела подростком.
Важнейшее психологическое новообразование возраста – чувство взрослости представляет собой новый уровень притязаний, предсказывает будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность.
Подростки переживают один из самых сложных периодов жизни - пору становления взрослого человека. В это время они учатся анализировать все окружающее - поступки, внешность, общество.
Сухомлинский В.А. выделяет основные личностные черты подростка. Это непримиримость к злу, которая сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни, стремление к идеалу, желание самоутвердиться, противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил, сочетание романтической восторженности и грубых выходок.
Подростковый возраст называют кризисным периодом в жизни человека.

Глава 2. Комплексы подросткового возраста
Подростковый возраст является критическим в отношении становления характера как базиса личности.
Подростковый кризис – переломный момент в психологическом развитии многих детей, который внешне проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д. В подростковом периоде личность особенно подвержена заострению негативных черт характера, что нередко становятся причиной социально-психологической дезадаптации. Едва наметившиеся контуры целостной личности подвергаются воздействию изнутри (в период полового созревания) и снаружи (в связи с изменением социального статуса с детского на взрослый). С одной стороны – мощный всплеск выбрасываемых в кровоток гормонов, бурное развитие признаков половой принадлежности, пробудившийся сексуальный интерес при отсутствии привитой культуры любовных отношений, что приводит к уродливым формам поведения в контактах с противоположным полом. С другой стороны – повышенные требования окружающих, ожидание от подростка более взрослых форм поведения.
Внутренняя перестройка самопонимания отстает от тех ожиданий, которые предъявляются окружением. Все это вызывает своеобразные реакции со стороны подростка. Личности тормозимого типа замыкаются в себе, отгораживаются, ведут себя угловато, неуклюже, проявляют негативизм в присутствии особ другого пола, испытывают комплекс неполноценности. Гипертимные, возбудимые личности ведут себя в этой ситуации то нарочито нагло и демонстративно, то агрессивно и запальчиво.
Психологические особенности подросткового возраста в случаях, когда они особенно выражены, получили название «подросткового комплекса» Суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции: реакция эмансипации, реакция группирования со свертниками, реакция увлечения (хобби – реакция).
Подростковый возраст – это период, когда ребенок учится анализировать происходящее вокруг, оценивает свою внешность и поступки, ищет свое положение в обществе. На этом этапе любое несоответствие представляемому идеалу может привести к появлению комплексов. Комплекс – стабильное соединение, сочетание аффекта(чувства) и представления Наиболее распространенные подростковые комплексы:
1) Комплекс внешности. Глядя на себя в зеркало, подросток видит, как правило, множество недостатков. Большой нос, оттопыренные уши, прыщи. Он непременно будет слишком высокий или низкий, худой или толстый. А если к этому добавляются очки, брекеты, крупное родимое пятно или, например, дефект речи, то жизнь может показаться не сложившейся и ненужной. Развитию этого комплекса успешно помогают насмешки сверстников, «подозрительные взгляды» окружающих и разрекламированные топ-фигуры на страницах журналов и экранах телевизоров. Отвлечься от комплекса внешности, а при регулярных занятиях и избавиться от лишнего или недостаточного веса помогут силовые упражнения для подростков, подобранные с учетом особенностей организма в этом возрасте.
2) Комплекс финансов. Среди подростков модно меряться уровнем достатка родителей. У кого круче телефон, кто где отдыхает, какой марки одежда и какая мебель и техника в доме. Подросток, родители которого не в состоянии угнаться за «прогрессом», начинает чувствовать себя ущемленным, обиженным, несостоявшимся. Заниженная самооценка проявляется жалостью к себе и агрессией к родителям. Может этот комплекс проявиться и агрессией к более обеспеченным сверстникам.
3) Комплекс неразделенной любви. Подростковый возраст – время поиска не только себя, но и своей «половинки». Это мы, взрослые, понимаем, что найти свою любовь далеко не всегда удается сразу. А подростку хочется именно так! И когда избранник отказывает, начинаются самокопания: что во мне не так, чем я хуже? Как правило, обнаруживаются либо недостатки во внешности, либо нехватка финансов. Что приводит к формированию вышеназванных комплексов в сочетании с мыслями о неизбежности одиночества.
4) Комплекс «отличника». Как правило, комплек
и т.д.................

Переходный возраст – самая тяжелая трансформация, как телесная, так и психологическая в жизни человека. Она не идет ни в одно сравнение с возрастными кризисами, с которым человек сталкивается в течение жизни. Те скачки гормонов, которые переносит подросток, идет в малое сравнение с тем, что взрослый человек испытывает во время сильнейшего стресса, сбоя женского цикла или утомляемостью.

Родители не всегда могут принять, что находящийся рядом колючий ёжик все тот же ребенок, который нуждается в любви, заботе и поддержке.

Именно подростковый возраст так «щедр» на образование комплексов. Нестабильность психики, физиологические особенности пубертатного периода, гормоны, общество могут быть в этом не самыми лучшими «помощниками». Подростковые комплексы появляются довольно легко и часто беспочвенно, но вот избавиться, а вернее справиться с ними, очень сложно. И здесь самое главное не искать, кто виноват, а совместными усилиями родителей, а возможно и психологов, выстроить стратегию помощи. А вот как помочь ребенку, который столкнулся с комплексами, разберемся в этой статье.

И как не отдать лавры первенства комплексу неполноценности?!

Итак, комплекс неполноценности – это определенная сумма психологических и/или эмоциональных ощущений человека , что выражается чувством собственной ущербности и противоречивой верой в то, что окружающие люди имеют всепоглощающее превосходство. Причинами возникновения у подростков подобного комплекса могут быть: недовольство внешностью, материальное обеспечение, неразделенная любовь, завышенные требования и ограничения родителей.

Комплекс по поводу внешности базируется на несоответствии внешности общественным стандартам

Ваш мальчик или девочка видит актеров и актрис с идеальной кожей (а у ребенка все лицо в прыщах), с идеальной фигурой (у мальчика не накачаны руки, а у девочки маленькая грудь). И здесь у ребенка появляется противоречие между тем, что он видит в зеркале и между тем, что хотелось бы видеть.

Очень важно, чтобы родители не просто бросали фразу: «Ты у нас самая красивая!», а были готовы помочь ребенку поверить в себя, в свою природную красоту и уникальность. И здесь, пожалуй, пригодится хороший совет психолога: поставить ребенка перед зеркалом и попросить сказать себе о себе как можно больше комплиментов, найти как можно больше достоинств. Сделать это нужно с ежедневной, регулярной практикой.

Первые несколько дней будут переломными и трудными. Но с каждым днем, имея за спиной поддержку близких и возрастающую веру в себя, с помощью данной техники, ребенок научится принимать себя.

Комплекс, касающийся финансов, он чаще всего имеет под собой все тот же грунт сравнения

Например ситуация: родители отдают детей в престижные школы, на которые копили много лет, а дети не соответствуют общепринятым финансовым нормам среди одноклассников. Это влечет за собой появление угнетения, чувства несостоятельности, ущемленности. Ребенок начинает все больше жалеть себя и все агрессивнее относиться к родителям или к обеспеченным ровесникам. Поскольку именно родителей и ровесников, в данной ситуации, подросток видит как причину всех своих бед.

Неразделенная любовь

Эта ситуация, пожалуй, и в представлении не нуждается. Так как почти все прошли через муки неразделенной любви в столь чувствительном возрасте. Поиски причин своего «несчастья» происходят зачастую, на основе тех пунктов, о которых говорили ранее.

Несоответствие тем шаблонам, требованиям и ограничениям, которые диктуют родители

Поначалу ребенок стремится соответствовать всем требованиям. Но, когда становится все труднее добиваться нужного результата, возникает внутренний страх . Страх стать неуспешными и несостоявшимся. А ведь это зачастую то самое, чем чаще всего свое чадо и пытаются напугать родители, для достижения лучшей мотивации.

В таком возрасте, крайне тяжело проанализировать все свои мысли и эмоции, поэтому в голове подростка развивается протест. Ребенок ищет пути самоутверждения, лучшие, на его взгляд, при этом может проявлять агрессию к сверстникам и близким. Как следствие – происходит потеря контроля над ситуацией. Именно по этой причине в жизни подростков появляется алкоголь, наркотики и ранняя половая жизнь.

Советы психологов в данной ситуации – запастись терпением и искренним желанием помочь. Старайтесь выслушивать ребенка и реагировать без ярких эмоций и громкой речи. Ваша бурная реакция может стать причиной возникновения – стены не понимая.

  1. Общее времяпровождения и интересы, совместный отдых или походы по магазинам объединяют. Вызывают состояние покоя и доверия. Вследствие чего ребенку легче открыться.
  2. Не забывайте делиться с ребенком реальными историями из своей жизни или жизни общих знакомых. Живой пример – лучший способ доказать правильность ваших суждений и взглядов. А также именно приводя себя, как пример борьбы с комплексами, вы откроете ребенку новый взгляд на ситуацию.
  3. Найдите ребенку какое-то особенное увлечение, ведь именно занятие чем-то необыкновенным, повышает как самооценку, так и придает уверенности в себе.
  4. И самое главное – фокусируйте внимание ребенка на его достоинства и жизнь в целом.

Если с какой-то конкретной ситуацией вы не можете совладать, а может найти правильный ответ на вопрос, не бойтесь обращаться к психологам. Ведь порой мы не полностью видим ситуацию такой, какая она есть, за нежеланием признавать свои собственные ошибки.

Многие комплексы теряют свою силу в процессе взросления. Со многими люди борются всю жизнь. Но как же важно сохранить любовь и теплоту в отношениях между детьми и родителями. Ведь именно от того, как вы будете выстраивать отношения сейчас, зависит ваши взаимоотношения с ребенком в будущем.

P.S. С уважением администрация сайта.

Психологические особенности подросткового возраста в случаях, когда они особенно выражены, получили название «подростко­вого комплекса», а связанные с ними нарушения поведения - «пубертатного криза» . В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настрое­ния с переходами от безудержного веселья к унынию и ряд попеременно выступающих полярных качеств. Особая подростко­вая сенситивность - чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней само­уверенностью, чрезмерной критичностью и пренебрежением в отношении суждений взрослых. Тонкая чувствительность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застен­чивость с развязностью, желание быть признанным и оценен­ным другими с бравированием независимостью, борьба с авто­ритетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, слепым подра­жанием моде, чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.

В 70-х годах в западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция Е. Erikson (1968) о «кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового возраста. Под «иден­тичностью» подразумевается определение себя как личности, индивидуальности, ответ самому себе на вопрос «Кто я такой?». Считается, что кризис идентичности достигает вершины в старшем подростковом возрасте. Формирование идентич­ности рассматривается с психоаналитических позиций как «результат распада детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я», как процесс обра­зования «сверх Я» - с последним связывается выработка сдерживающих морально-этических принципов и т. п. Если личность - это представление об индивидууме, которое складывается у других, то «идентичность» - это представление о самом себе. Но даже если оставить в стороне спекулятивные психоана­литические построения, нельзя не заметить, что самой «идентичности», процессу познания самого себя в концепции Е. Erikson придается самодавлеющее значе­ние. Этот процесс рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения в подростковом возрасте. Подобный подход может служить базой для психоаналитической психотерапии, но мало чем помогает в понимании патологических нарушений поведения у подростков и в разработке мер для их коррекции.

По мнению G. Nissen (1971), пубертатный криз, кроме «кризиса идентич­ности» слагается также из «кризиса авторитета» и «сексуального кризиса». Кризис авторитета выводится как следствие эдипова комплекса, как «протест против отца». Слабая роль отца в современной семье, как правило перестав­шего быть «символом власти», или его отсутствие в неполных семьях ведет к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Край­ними проявлениями этого кризиса являются побеги из дома и бродяжничество. С кризисом идентичности связывается склонность к психогенным депрессиям и суицидальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонали­зации у подростков. Кризис сексуальности объясняется по 3. Фрейду сменой эрогенных зон с анальной на генитальную.

Подростковый возраст является действительно критическим, но только в отношении становления характера как базиса лич­ности. Личность в целом как система отношений [Лазурский А. Ф., Франк С. Л., 1912; Мясищев В. Н., 1960 - цит. по А. Е. Личко, 1977] с ее интеллектом, способностями, наклонно­стями, мировоззрением и другими компонентами продолжает формироваться и после достижения физической зрелости. Ха­рактер же закладывается именно в подростковом возрасте и в дальнейшей жизни лишь под влиянием чрезвычайных воздей­ствий способен претерпеть значительные изменения. В период становления характера бывают особенно видны его типологи­ческие черты, как эндогенно обусловленные, так и привнесен­ные воспитанием - выявляются разные типы акцентуаций характера (см. гл. II). Но, наряду с заострением типологических черт, подростковому возрасту свойственны определенные общие качества - психологические особенности, поведенческие модели, которые мы называем специфически подростковыми поведен­ческими реакциями на воздействия среды, прежде всего бли­жайшего социального окружения.

С нашей точки зрения, суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту подростковые пове­денческие реакции. К ним относятся описанные нами (Патоло­гические нарушения…, 1973] реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби- реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуаль­ным влечением.

Реакция эмансипации . Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, руководства, контроля, покровительства родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшим поколением порядки, правила, законы, на все, что уважается и ценится, т. е. на принятые в жизни стандарты и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. У мальчиков эта реакция бывает выражена сильнее, чем у девочек. Она развертывается обычно в младшем или особенно в среднем подростковом возрасте под действием социопсихологических факторов. Важнейшим из них является чрезмерная опека подростка старшими, мелочный контроль за его поведением, лишение его минимальной самостоятельности, третирование подростка, как ребенка, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям. Проявления этой реакции весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать «по-своему», «самостоятельно».

При патохарактерологическом обследовании у подростков реакция эмансипации, по данным Н. Я. Иванова [Патологи­ческие нарушения…, 1973], может быть оценена по отношению подростка к родным, к опеке над собой и наставлениям, к кри­тике и возражениям в свой адрес, к правилам и законам. Эта реакция, судя по такой оценке, чаще оказывается особенно выраженной при шизоидной и истероидной психопатиях и акцен­туациях характера. У гипертимных подростков реакция эман­сипации бывает хорошо видна в каждодневном поведении - непереносимости возражений, критики и опеки, легкости неза­метного для них нарушения правил, «бунта» против родитель­ской власти. Однако при патохарактерологическом обследова­нии у гипертимов эта реакция оказывается менее выраженной, чем это, например, бывает у шизоидов, у которых эмансипацион­ные устремления складываются, видимо, в систему стойких глубоких убеждений, лишь иногда, притом неожиданно, прорываю­щихся в поведении.

У делинквентных подростков реакция эмансипации сказы­вается в символических татуировках - разорванные кандалы, парящая птица и т. п. (данные наших сотрудников А. А. Вдовиченко и В. В. Егорова). Примеры этих татуировок показаны на рисунках (см. стр. 133 и 135).

При психопатиях и патохарактерологических реакциях одним из крайних проявлений реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество с целью «пожить свободной жизнью». При шизофрении у подростков реакция эмансипации может получать отражение в психотической симптоматике, приобретая иногда вычурные формы: опека родителей рассматривается как их намерение «лишить воли», запрет странных ночных блужда­ний вызывает агрессивную реакцию. Возможно в избирательной жестокости к родным или в «бреде чужих родителей» [Сухаре­ва Г. Е., 1937} кроется измененная болезнью реакция эмансипа­ции.



Публикации по теме