Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с кружевом. План конспект занятия на тему: « украшение из шелковых лент Конспект занятия рамка из тесьмы и кружева

Задачи :

Обучения - познакомить с историей кружева, видами кружева, технологией выполнения кружева из тесьмы.
Воспитания - воспитывать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность при выполнении работы.
Развития - совершенствование навыков ручного труда, развитие мыслительной деятельности.

Наглядные пособия и дидактический материал:

  • образцы швейных изделий с различными видами отделки
  • плакат «Виды ручного кружева»
  • образцы поэтапного изготовления кружева из тесьмы
  • репродукции картин художников эпохи Возрождения
  • рисунки
  • технологические карты «Выполнение кружева из тесьмы»
  • образцы различных видов кружева
  • буклеты с историей кружева и иллюстрациями изделий с применением кружева

Материалы и инструменты: Тесьма, калька, нитки, иглы, игольницы, ножницы

Практическая значимость темы: Урок технологии «Кружево. Изготовление кружева из тесьмы» можно использовать как урок знакомства с одним из видов декоративно-прикладного творчества перед выполнением проектного изделия. В качестве изделий, которые можно выполнить как проектные, я предлагаю девочкам оформить салфетку кружевом из тесьмы или полностью выполнить кружевное изделие.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Вид урока: Комбинированный

Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

2. Ознакомление с темой урока, постановка целей и задач урока

3. Изложение нового материала

Создавая для себя одежду, предметы быта, человек всегда стремился сделать их не только удобными и практичными, но и красивыми, а для этого он использовал различные виды отделки.

Вопрос : Какие виды отделки вы знаете? Помочь вам в этом могут работы, представленные на доске.

Ответы учащихся: Аппликация, тесьма, мережка, вышивка, бахрома, кант, оборка, кружево и т. д.

Сегодня на уроке вы познакомитесь более подробно с таким видом отделки как кружево. Кружево - декоративные элементы из ткани и ниток. Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей. Кружево используется в оформлении одежды, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал. Кружево используется для украшения женского нижнего белья. Рукодельное кружево различают по технике исполнения (плетёное, шитое и др.).

Первое кружево появилось в Европе на рубеже 15–16 в.в. Оно шилось иглой. Знаменитые шитые кружева изготавливались в Венеции. Плетёное кружево выполнялось из разных ниток: льняных, шелковых, шерстяных. Было также серебряное и золотое кружево. К концу 16 века в моду вошёл гипюр - кружевное полотно. Кружевами была украшена не только одежда женщин, но и мужчин. В начале 17 века мужчины европейских стран носили камзол из шёлка, украшенный кружевным воротником, свободно лежащим на плечах. Даже широкие и элегантные отвороты мужских сапог кокетливо украшали дорогими кружевами.

Женщины носили высокие (до 60 см) прически, поддерживаемые проволокой, с которых ниспадали богатые кружева.

В 1837 году была изобретена машина для изготовления кружева. И кружева стали не предметом роскоши, а обычным украшением в одежде.

Но сегодня мы будем говорить о кружеве, которое выполняется вручную.

Виды ручного кружева

  • Фриволите
  • Макраме
  • Филейное
  • Коклюшечное
  • Вязаное крючком
  • Шитое из тесьмы

Рассказ учащихся о видах и истории кружева.

1 учащаяся: Фриволите

Этот вид плетения пришел из Франции. На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» - тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. В отличие от коклюшечного, это кружево не стало предметом народного промысла, но было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий. Особенно популярным фриволите было в восемнадцатом веке.

Фриволите - это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут сказать где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Точно известно, что в Россию оно пришло из Франции, этим объясняется его название - фриволите (от французского frivole - пустой, легкомысленный). Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых нитей, чем другие виды кружева и использовались для отделки верхней одежды, занавесей, портьер.

2 учащаяся: Макраме

Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого - шарф, салфетка с бахромой. В любом случае - это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. История узелкового плетения уходит в далекое прошлое. Еще в IX веке моряки в свободное время плели цепочки, талисманы.

В Древней Греции с помощью узлов лечили переломы. Инки в Перу плели четки. В XV веке итальянцы начинают использовать узелковое кружево для украшения одежды. На Руси вязать узлы - «наузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить»- так пишет об этом В. И. Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов.

На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию. Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям из далёких стран.

3 учащаяся: Филейное кружево

Основа филейного кружева - сетка - известна человечеству с древнейших времен как приспособление для охоты и рыбалки. Люди очень рано научились плести сети. Со временем это искусство совершенствовалось, и появилась тяга к украшательству. В Персии найдены древние филейные работы с золотой и серебряной вышивкой.

Представьте себе иголку с окончаниями - «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Для работ с толстыми нитками используются деревянные и костяные челноки, а для более тонких работ - стальные. Простейший челнок можно изготовить из проволоки.

Второе приспособление для филе - палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки. От толщины палочки зависит величина ячеек. Иногда для тонких работ используют толстую вязальную спицу, а для получения крупных ячеек - реечку или стерженек. Палочки должны быть хорошо отполированными, без заусениц. Нитки для филе используют самые различные - от шерсти до шелка, включая хлопок и лен. Их выбор зависит от назначения будущего изделия.

Перед началом плетения нитки равномерно наматывают на челнок. Количество ниток на челноке должно быть таким, чтобы челнок с намотанными на него нитками свободно проходил через ячейку филе. При большем количестве ниток ячейки филе будут растягиваться, а при меньшем получится неоправданно большое количество узелков для надставки нити.

4 учащаяся: Коклюшечное кружево

Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления - коклюшки.

На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры.

В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки - дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.

5 учащаяся: Кружева, вязаные крючком

Едва ли найдется рукодельница, не знакомая с крючком. Те, кто не вязал крючком больших изделий, наверняка использовали его для вязания каймы или бахромы - словом, для мелких отделочных работ. С помощью крючка можно вывязывать красивые кружевные узоры, создавая различные переплетения одной только нити. Для вязания крючком подходят любые нитки, а также тесьма, но для вязания кружев более уместны льняные или хлопчатобумажные, прочные, хорошо скрученные нитки.

Вся прелесть этого вида работ заключается в том, что единственный инструмент для вязания крючком - сам крючок. В старину крючок назывался «тамбуром», и само вязание крючком в книгах начала двадцатого века называют тамбурным, или вязанием в тамбуре.

Известны крючки двух видов - короткий, или обычный, крючок и длинный крючок для тунисского вязания. Кружевные узоры можно выполнять при помощи обоих видов крючков. Еще с помощью крючка вяжут ажурные узоры на вилке или на шпильке. С помощью крючка можно достаточно близко к оригиналу воспроизвести любую из кружевных техник.

6 учащаяся: Кружево, шитое из тесьмы

Самый простой способ получить узор - выложить его из готовой тесьмы. В западной литературе этот вид работ называют «ленточным» кружевом и включают в раздел игольного кружева. Таким узором можно отделать воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку, салфетку. Иногда пользуются плоской шелковой тесьмой с маленькими петельками по краям, «сороконожка». Петельки по краям «сороконожки» удобно захватывать иголкой и соединять между собой.

Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если изделие самостоятельное, от его назначения. Узор наносят на кальку. По линии узора выкладывают тесьму и приметывают ее к кальке швом «вперед иголку», то есть самым обычным наметочным швом. В местах пересечения тесьму скрепляют вручную короткими незаметными стежками швом «назад иголку». Большие просветы заполняют бридами. Наносят украшающие швы.

4. Составление последовательности выполнения кружева из тесьмы

Раздать учащимся образцы пооперационного изготовления кружева.

Задание для учащихся: Составить последовательность выполнения кружева, используя

а) правильную терминологию
б) образцы пооперационного изготовления кружева

Уточнить последовательность изготовления кружева вместе с учащимися, используя технологические карты.

Закрепить последовательность изготовления кружева.

5. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и иглой по плакату «Найди ошибки»

6. Практическая работа «Выполнение фрагмента кружева из тесьмы, используя технологические карты и образцы пооперационной обработки»

7. Заключительная часть

Анализ выполненной практической работы, оценка работы учащихся.

8. Домашнее задание

Принести к следующему уроку бумагу формата А4- 2 листа, циркуль, линейку, карандаш.

9. Уборка рабочих мест

Литература :

  1. Энциклопедия «Шитьё и рукоделие» под ред. И. А. Андреевой;
  2. «История моды» детская энциклопедия Я. Н. Нерсесов;
  3. журнал «Хозяюшка».

План - конспект занятия внеурочной деятельности по программе «Художественная обработка материалов»

(разноуровневое обучение, проблемное обучение, информационно - коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии)

Тема: Изготовление рамки из атласной ленты.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: беседа, просмотр презентации, практическая работа, самостоятельная работа по инструкционной карте.

Цель: создание условий для мотивации обучающихся к творческой деятельности по средствам получения практического результата.

Задачи:

1.Расширить кругозор учащихся по теме, учить выполнять рамку из атласной ленты.

2.Развивать мыслительные способности, познавательную творческую активность, способствовать развитию интересу к занятиям.

3.Содействовать воспитанию самостоятельности, аккуратности при выполнении работы, терпения и стремления добиваться конечного результата.

Инструменты и материалы: ножницы, канцелярский нож, линейка, картон, карандаш, атласная лента, клей.

Наглядные материалы: образцы детских работ, презентация.

Раздаточный материал: инструкционная карта последовательности выполнения работы.

Этапы занятия:

1. Организационный этап.

Цель - подготовка учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие;

Настрой учащихся на работу, организация внимания;

Проверка готовности к занятию

Сообщение темы и цели занятия.

2. Проверка ранее изученного материала.

Цель - выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Фронтальный опрос:

Перечислить виды простых ткацких переплетений.

Дать определение полотняного переплетения.

Признаки определения лицевой стороны у различных тканей.

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель - организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

Проблемные, наводящие вопросы:

Для чего и где используют рамки для фотографий?

От чего зависит выбор рамки для фотографии?

Из каких материалов изготавливают рамки для фотографий?

Обобщить ответы учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала.

4. Сообщение нового материала.

Цель - дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.

Атласная лента – яркий, пластичный и, главное, очень доступный материал. Атласной лентой можно не только вышивать, но и использовать её в качестве декоративного поделочного материала.

Работу с атласной лентой лучше начать с более простых работ, например выполнение панно или рамки для фотографии. Вместо материала, который используется для основы вышивки, можно выполнить тоже из атласной ленты. Изделия получаются яркие и красочные.

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сокольского муниципального района

«Детский сад общеразвивающего вида № 31 «Ромашка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Знакомство с кружевом»

старшая группа

Составил: воспитатель

Блинова Виктория Ивановна

Программное содержание:


  • Расширять представления детей о Вологодском кружеве, и его особенностях.

  • Развивать композиционные умения, навыки работы с гуашью, приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.

  • Воспитывать интерес к народным промыслам родного края – кружевоплетению.
Интеграция с образовательными областями:

  1. Социализация

  2. Художественное творчество

  3. Коммуникация

  4. Музыка

  5. Чтение художественной литературы

  6. Физическая культура
Предварительная работа:

  • Экскурсия в Дом Детского творчества - знакомство с промыслом кружевоплетения.

  • Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, альбомов, книг.

  • Дидактические игры: «Народные промыслы», «Русские узоры».

  • Организация выставки работ родителей «Волшебная снежинка».

  • Заучивание родителей с детьми стихов о Вологодском кружеве.

  • Рисование узора на полосе-кайме. Украшение косынки кружевными узорами.

  • Информация для родителей: « О Вологодском кружеве», «Знакомимся с кружевоплетением».
Материалы и оборудование:

  • Иллюстрационный материал по теме «Кружевоплетение».

  • Выставка работ родителей: «Волшебные снежинки».

  • Выставка изделий кружевоплетения.

  • Материалы для творческой работы: гуашь, кисти, стаканчики с водой, заготовки окон.

  • Запись музыкального сопровождения.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент
Вологодские кружева...
Над коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни слова,
Нити тонкие выплетают.

– Ребята, вы догадались, о каком промысле сегодня мы с вами будем говорить? (Внимание на выставку).

Посмотрите на эту красоту. А вы знаете, что обозначает слово кружево? Кружево- похоже на слово «кружит», значит-«окружает» своей плетеной красотой одежду и разные предметы. Кто же делает такое чудо? (Плетут кружево мастерицы-кружевницы). Почему кружева называются Вологодские? (В нашей Вологодской области). Где мы с вами видели, как плетут кружева? (В доме народного творчества на экскурсии).

А как плетут кружева мы узнаем, если загадку отгадаем: «сорок зайчиков-зайчат дружно лапками стучат». Это коклюшки. Что еще помогает мастерице сплести кружево? (кутуз, нитки, булавки, рисунок)

Предлагаю послушать звуковую загадку (слушание стук коклюшек)

Эй ребята, что за стук- вы узнали этот звук? (ответы детей).

Кружево состоит из разных рисунков, у них есть названия- какие элементы вы уже знаете?(денежки, паучки, пуговки, решетка, березка, банты, елочка, ключики, черепашки, клетка, петелька, плетешок, волнистые и прямые линии.) Возьмите иллюстрации и назовите знакомые рисунки.

Ребята, сейчас в Вологде работает целая фирма: «Снежинка» на ней трудятся кружевницы. Они изготовляют: кружевные покрывала, скатерти, салфетки, накидки, занавески,

косынки, платки, шарфы, шапочки, береты, воротнички, жилеты, платья, кофты, перчатки, галстуки.

Как много красивого кружева кругом- здесь салфетки, воротнички и накидки. Это ваши бабушки и прабабушки постарались.

Дети сидят полукругом.

Беседа. Ответы детей.

Работа с иллюстрациями. Ответы детей.


II. Основная часть

– А сейчас приглашаю всех вас, к нашей выставке проходите – на изделия поглядите. Ребята, кружева можно не только плести на коклюшках, но и вязать крючком. Как много красивого кружева кругом. Какие изделия вы узнали? (салфетки, воротнички и волшебные снежинки). Это ваши бабушки, мамы и даже прабабушки постарались. Давайте послушаем стихи, которые вы выучили дома с родителями.
Из чего снежинка кружевная? -

Из мороза и паров воды,
Сжал снежок и вот его следы -




А душа устремлена в полет.
Вологодские резные кружева -
В них вся суть народная жива.




Будто бы плела сама зима.
Присаживайтесь, ребята, сегодня у нас в гостях мама- мастерица Ольга Александровна и дочка –помощница Ксюша. Они расскажут - о своих изделиях.

Спасибо за интересный и полезный рассказ. А нам сейчас пора размяться.

Дети подходят к выставке

Чтение стихов детьми.

Дети садятся.

Выступление родителей: рассказ и показ своей работы.


Физминутка

Рано утором в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили («лепим» руками комочки)

А потом с горы катились (Волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки на месте)

Холодно гулять зимой (грозим пальцем, киваем головой)

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)


Дети делают разминку.

Ребята, послушайте загадку:

^ Какой это мастер

На стекла кружева нанес

В них звезды, снежинки,

А это …(Мороз).

Где же мы можем еще увидеть - и заснеженный лес, и морозные узоры, и пушистые снежинки, похожие на кружева? (на стекле) Дед Мороз-волшебник тоже плетет снежные кружева, узорами расписными украшает окна домов. (показ иллюстраций)

А вы хотите стать мастерами и мастерицами? Давайте украсим наши окна кружевными снежинками и красивыми узорами. Подумайте, как вы будете рисовать снежинки, какие элементы концом тонкой кисти, какие всей кистью. Приготовим материал, и начнем работу.

Показ узоров на

Работа детей- Рисование снежинок и узоров на окнах.


Заключительная часть.

выставка и анализ детских работ.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие красивые окна (отметить в каждой работе наиболее удачный элемент).

Чудесные снежинки и узоры.

С мерцанием звёздочек
Этих сравнится
Лишь белый узор,
Что плетут кружевницы.

Ребята и мамы, спасибо за творчество. Для вас есть Снежное Угощение.

Дети рассматривают работы.
Угощение клюквой в сахарной пудре.

О Вологодском Кружеве

Кружевом называется текстильное изделие со сквозным

сетчатым узором, образованным переплетением нитей.

Русское название этого изделия родственно слову

”кружит”. Может быть, так указывалось на его

назначение:

”окружать” нарядной отделку одежду и предметы быта и

Кружево - очень древний вид декоративно-прикладного

искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Первые сведения о кружевах в России относятся к XIII веку. Кружева плетутся из льняных, шелковых и хлопчатобумажных нитей. Обычно белого или жемчужно-серого цвета.

Основной инструмент - коклюшки. Каждая из них представляет собой точеную палочку, один конец которой утолщен, а на другом имеется шейка с пуговкой для наматывания ниток. Используется разное число коклюшек. Делают их из клена, яблони, жимолости, калины, ели.

Так же кружевнице нужен еще валик - продолговатая подушка, плотно набитая соломой или овсяной шелухой. Его кладут на ”разножку” (небольшие козлы). В валик втыкают булавки.

В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой. Сами мастерицы называют ее “вилюшкой”. В нее часто вплетается “скань”, утолщенная нить, придающая кружеву рельефность. Характерные признаки любого кружева - прозрачность, ажурность, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линии рисунка, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции сходные с впечатлениями от звучащей мелодии.

Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI веке Северного морского пути.

В 1820 г. Помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой была заведена первая кружевная фабрика. Во второй половине 19 века кружевоплетение было распространено в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском.

В 1876 г. вологодские кружева получили высокую оценку в Филадельфии. Их демонстрировали в Чикаго, Париже, Брюсселе. В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц. Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург.

Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма “Снежинка” (считается, что своим названием оно обязано знаменитой скатерти ”Снежинка” работы В.Н. Ельфиной) Вологодские кружева отличаются резким делением на фон и рисунок, крупными выразительными формами, извилистым контуром. Орнамент кружевных изделий чаще всего геометрический - решетки, составленные из сквозных шестигранников, кругов, квадратов. Рисунки кружев имеют своеобразные народные названия: денежки, паучок, пуговка, березка," суковатка","косорядка","банты", "денежка", "ключики "фарфорики","елочка", "роза", "железная дорога", "черепашка", "американская клетка", "устьянская терка" и многие другие. Вологодские мастера используют также растительные узоры. Часто для придания рисунку рельефности вплетается утолщенная нить - скань. В изделиях, выпускаемых объединением, используется около 400 разнообразных рисунков. Ажурные вологодские кружева - это и заснеженный лес, и морозные узоры на стекле, и пушистые снежинки... Мастерицы сами придумывают свои узоры. Ассортимент вологодских кружевных изделий включает: предметы одежды и отделочные детали к ним - платья, туники, жилеты, блузки, джемперы, воротнички, вставки, воланы для рукавов, карманы к платьям; предметы туалета - галстуки, пояса, перчатки; изготовляют: кружевныепокрывала,салфетки.

Занавески,косынки,платки. головные уборы - шарфы, косынки, шапочки, береты; декоративные изделия - дорожки, скатерти, салфетки, подстаканники, сухарницы, покрывала, накидки; сувениры - панно различных размеров с разнообразной тематикой.

Из чего снежинка кружевная? -
Это еще с детства каждый знает:
Из мороза и паров воды,
Сжал снежок и вот его следы -

Так и кружево сплетает кружевница,
А узор - и ночью не приснится.
Молвят о таких: "Душой плетет!"
А душа устремлена в полет.
Вологодские резные кружева -
В них вся суть народная жива.

Из-под пальцев чудо-мастерицы,
Как снежинки, кружево струится.
Неземная красота сведет с ума,
Будто бы плела сама зима.

Людмила Ульшина

Цель : знакомить детей с народным промыслом Липецкой области «Елецкие кружева » ;

Задачи :

1. Учить видеть разное построение узоров мерного кружева , использовать в рисунках отдельные элементы Елецких кружев .

2. Видеть красоту кружев в легкости , тонкости.

3. Совершенствовать технические навыки рисования концом кисти .

4. Развивать воображение, эстетическое восприятие.

5. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за наше культурное наследие, интерес и уважение к труду кружевниц .

Оборудование :

Наглядный материал :

Время проведения занятия : ноябрь – декабрь.

Психогимнастика.

К солнышку потянулись

Лучик взяли

К сердцу прижали

И друг другу отдали

Стук в дверь

Кто – то к нам стучит!

Входит Снежинка с корзиной в руках

Кто ты, девочка?

Снежинка :

Я красавица Снежинка

Серебристая пушинка

Бабушка моя, Зима

Покрывало соткала.

Достаёт из корзины покрывало.

Но покрывало без снежинок,

Легких беленьких пушинок

Поскорей его возьмите

И украсить помогите!

Воспитатель :

Давай, Снежинка, посмотрим, какое покрывало прислала нам зима.

Разворачиваем, падает конверт.

Конверт? От кого этот конверт может быть?

Город Усмань Липецкой области, детский сад «Солнышко» , группе детей «Пчелка» .

Дорогие ребята!

Моё зимнее время давно уже наступило. Снега ещё мало и я соткала покрывало, которое укроет землю лучше. Но придумывать узоры для его украшения совсем некогда, т. к. работы у меня еще очень много. Прошу вас, ребята, помочь придумать узоры для покрывала, а уж мы с Морозом за одну ночь справимся с работой, украсим его.

Я буду очень вам благодарна за помощь.

До свидания. Зима.

Ну, что, ребята, согласны помочь Зимушке – Зиме? Ответы.

Посмотрим на покрывало. Оно тонкое, легкое, белоснежное. Но какие же узоры можно придумать? Как их нарисовать ? Ведь хочется угодить Зимушке – Зиме, чтобы побаловала она нас снежком, снежными горками, ледяными дорожками, гладким катком. Я, кажется, придумала… а не отправиться ли нам на экскурсию в г. Елец , который славен своим кружевоплетением . Посмотрим, как плетут кружева мастерицы , какие элементы они используют и тогда нам легче будет придумать узоры для нашего покрывала. Согласны? Ответы.

Поедем мы с вами на микроавтобусе «Газель» . Занимайте места в салоне. Пристегните ремни безопасности, а Вы, уважаемый водитель, будьте внимательны на дороге, не нарушайте правила дорожного движения. Я займу место экскурсовода и во время поездки расскажу вам немного о городе Ельце. Итак, трогаемся!

- Елец – город очень древний. Он старше Москвы на целый год. Кто знает, в какой области находится город Елец ? Ответы.

- Елец находится в нашей Липецкой области. Если Липецк – главный город области, то Елец – второй после него . Он расположен на живописной реке Сосне. Как и в любом другом городе, в Ельце есть фабрики, заводы, школы и детские сады, магазины, поликлиники и т. д.

Показываю фото.

Посмотрите, какие красивые изделия. Из чего они сплетены. Ответы детей : они сплетены из ниток.

Мастериц, которые плетут кружева , называют кружевницами . На фабрике работают 250 кружевниц . Им заказывают плести всё: шапочки, одежду, салфетки, даже зонтики, перчатки, кружевные портреты . Рассматривание фото.

- Кружевницы умеют плести мерное и сцепное кружево . Мерным кружево называется потому , что его можно отмерить и отрезать. Таким кружевом можно украсить скатерти, столовые салфетки, пастельное белье. Внимательнее рассмотрите эти кружева . На что похожи узоры на кружевах ? (Ответы : на паучков)

Показываю шарф.

Этот шарф выполнен тоже из мерного кружева . Здесь даже три рисунка кружев .

Дети рассматривают.

Мерное кружево можно плести вручную и на специальной машине. Все кружева , которые вы видите на пастельном белье и на шарфе - сплетены на машине. Машинного кружева на фабрике выпускают 800 км в год! Это намного больше, чем расстояние от Усмани до Москвы.

А вот очень красивая скатерть. Показываю фото.

Она выполнена вручную. Стоит эта скатерть очень дорого, 65 т. р.! Это столько, сколько стоят 9 велосипедов как у Юры. Хотите знать почему?

1. Ни одно изделие, выполненное вручную, не повторяет другого.

2. Работали над ним целый месяц.

3. Нитки льняные и хлопковые, из натуральных материалов, поэтому и цена высокая.

Если смотришь на тонкий орнамент Елецких кружев , то кажется, что в них отражены привольная красота окружающей природы : и высокое звездное небо над лугом ночью, и полевые лесные цветы в жаркий летний день, и покрытые инеем деревья над замерзшей рекой зимой. Родная природа. Вот откуда берут Елецкие кружевницы новые темы для своих кружев !

Окружают меня кружева –

Одуванчик дрожащий едва

Тонкий гребень на гладкой волне

И узор на морозном окне.

Кружева в стрекозиных крыльях

И в летящих сквозных облаках.

В паутине воздушной лесной,

В невесомой снежинке лесной.

Кружит лист кружевной надо мной .

Заплелась кружевами трава –

Кружева , кружева , кружева .

Ребята, хотите узнать, какими инструментами работают кружевницы при кружевоплетении ? Перейдем в другой зал нашей фабрики.

Переходим к другому стенду.

Главным инструментом для плетения кружев является подушка – валик. Кружево обычно плетут с помощью маленьких деревянных палочек с намотанными на них нитками. Это коклюшки. А так же с помощью булавок, которые переставляются по рисунку.

Показываю фото.

Рисунок, по которому плетут кружево , называется сколок. Он выполнен из толстой бумаги и прикрепляют его к валику. Мастерицы перебрасывает коклюшки из одной руки в другую, при этом она обвивает нитками булавки, которые воткнуты в подушку. Постепенно переставляя булавки по точкам рисунка, мастерица создаёт сложную систему переплетения. Это и есть кружево .

Видеофильм 1 минута 45 секунд – о плетении кружев .

Сидит кружевница . Перед ней валик с коклюшками. И как бесконечный ручеек течет с валика ажурная лента кружева . Постукивают коклюшки в её руках.

Коклюшки, как гусли волшебные,

Звенят и звенят без конца.

Два века узоры отменные

Повсюду волнуют сердца.

Трудно поверить, но кружевница помнит каждую ниточку, не ошибется, не спутает. А сейчас нам пора заглянуть в художественную мастерскую. Здесь выполняются сколки или рисунки для кружев . В этой мастерской мы с вами и нарисуем узоры для нашего покрывала. Сразу для всего покрывала нарисовать узоры невозможно , так как это займет много времени. Мы выполним сначала узоры для края покрывала, т. е. нарисуем мерное кружево . Посмотрите, какие элементы используют в своих рисунках Елецкие кружевницы .

Дети рассматривают.

Элементы можно использовать в своих рисунках. А вот образцы рисунков кружев , где использованы эти же элементы. Елецкие кружева плетут из белых ниток, а иногда из черных и добавляют цветные, голубые, серые, красные. Поскольку покрывало наше белое, то мы будем рисовать белое кружево . Кружево легкое , тонкое, воздушное. Его рисовать надо концом кисти . Посмотрите, как можно нарисовать решетку , паучка, «насновку» , «вилюшку» .

Показываю.

Сядьте правильно, спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте к работе. Ваша задача – нарисовать неповторимые узоры .

Дети работают.

Пора возвращаться в Усмань.

По дороге рассказываю.

В Ельце, кроме фабрики кружевоплетения , есть сапоговаляльная фабрика. Там делают валенки.

Показываю фото.

Снежинка : - Ну а мне пора прощаться

В сказку нужно возвращаться.

Обращаюсь к снежинке.

Передай, пожалуйста, Зиме, что на следующем занятии мы нарисуем кружевные узоры на круге , квадрате, треугольнике и передадим всё со снеговиком – почтальоном.

Отдаем нарисованные узоры Снежинке .

До свидания!

Публикации по теме:

Никогда не определишь время прихода настоящей зимы. со снегом, морозом. Она подкрадывается незаметно. усыпляя дома, людей. Я люблю.

Фотоотчет «Знакомство с народным бытом родного края» Подготовила: воспитатель Мария Макарова Цель: Познакомить детей с предметами народного.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с русским народным мужским и женским костюмами» Погружение детей в мир народной культуры, декоративно-прикладного искусства, традиций и праздников невозможно без знакомства с русским костюмом.

Конспект НОД интегрированного характера с включением художественно-продуктивной деятельности «Осень вяжет кружева» Конспект НОД интегрированного характера с включением художественно-продуктивной деятельности «Осень вяжет кружева» Выполнили: воспитатели.

Урок ИЗО 2 класс

Тема "Украшения и фантазия. Кружевные узоры"

Тип урока - комбинированный.

Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.

Цели по содержанию :

Образовательные :

  • дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;
  • познакомить с народными художественно-декоративными промыслами - вышивкой, кружевом.

Развивающие :

  • создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;
  • совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.

Воспитательные :

  • создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.

Методы обучения : частично-поисковый, метод решения учебных задач.

Формы организации учебной деятельности :

  1. Групповая
  2. Индивидуальная
  3. Фронтальная

Оборудование урока: гуашь, кисти, салфетки, клей.

Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.

Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского "Искусство и ты".

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности рабочего места.

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу…(ученик)
Долгожданный дан звонок?..(да)
Начинаем наш …(урок)

II. Введение в тему.

Прочтите отрывок из книги "Волшебные узоры"

"Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение".

Ответьте на вопросы:

  1. Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?
  2. Из чего создавала она свои кружевные изделия?

Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.

Посмотрите, как красивы творения мастериц! (Рассматривают и вещи, принесенные на урок).

А что помогает им создавать такую красоту?

Поэтому тема нашего урока "Украшения и фантазия ".

III. Новый материал.

Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но сначала, чтобы создать красивый узор, подумайте и скажите:

А в природе есть узоры? (Приведите свои примеры)

Где мы их можем наблюдать?

Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.

Посмотри на украшения с драгоценными камнями - ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!

Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника - старинного головного женского убора.

С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?

(= Сначала художник как Мастер Изображения сделал много рисунков цветов и листьев. Потом как Мастер Украшения придумал из них узор для вышивки. А затем художник сконструировал форму кокошника и расположил на нем вышивку).

Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

Рассмотри это кружево.

Какие природные формы можно увидеть в нем?

Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.

С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул … (паук)

Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы - паука - его жилище - паутинку.

А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки - украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка", "мороз", "звездочки", "гуличики", "цветочек", "елочка" и другие.

Попробуй повторить узоры кружевниц. Нарисуй их на тетрадном листке черной гелевой ручкой или фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.

(Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры)

Давайте проверим что у вас получилось. Что вы нафантазировали?

(Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы)

Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.

Окружают меня кружева -
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева - в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава -
Кружева, кружева, кружева…

Физкультминутка

IV. Практическая самостоятельная работа.

Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.

Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.

1 вариант - на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель).
2 вариант - из салфетки вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.
! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.

Примеры работ

V. Итоги урока



Публикации по теме