Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с кружевом. Тема: «Кружево
ПЛАН КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: « УКРАШЕНИЕ ИЗ ШЕЛКОВЫХ ЛЕНТ»
Цели:
Образовательная: сформировать знания учащихся по технике выполнения цветов и создавать композиции из шелковых лент. Развивающая: с помощью упражнений развивать моторику рук и пространственное мышление. Воспитательная: способствовать формированию эстетического вкуса учащихся, воспитание трудолюбия.
Тип урока : комбинированный.
Вид урока : практический.
Межпредметная связь : история, геометрия, физика, химия, биология, изобразительное искусство.
Оборудование и наглядность : плакаты по ТБ, схемы, рисунки, фотоматериалы, виды лент, инструменты.
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы работы |
|
1.Организацион- ный момент | А) Приветствие. Б)Рапорт дежурных В)Настрой учащихся на урок. | Психологический настрой учащихся на урок |
2.Проверка домашнего | А) Устный опрос учащихся: Б) Вопросы и ответы по карточкам. Свойства ткани: ширина, длина. Каким путем вырабатывается ткань? Разновидность, качество. Используемые нитки при закреплении? Цветовая гамма-выбор цветов. Виды лент. Используемые инструменты. Эффект украшения. Где применяется это искусство? Как называется это искусство? | Фронтальная работа с учащимися Индивидуальная работа с учащимися |
3. Вводный инструктаж | Рассказать цели урока. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе. 1. Сидеть ровно, следить за осанкой. 2.Расстояние от глаз до рук 30-40см. 3.Инструменты должны лежать в специальной шкатулке. 4.Свет при работе должен быть ярким. 5.Работать с острыми иглами осторожно. 6. Не мешать при работе рядом сидящим. | Объяснение учителя |
4. Текущий Инструктаж 5.Практическая работа | Показ учителем технологии выполнении цветка. Чтобы получить розочку, нужно получить основание, используя нить мулине или х\б нить №40 того же цвета, что и ленточка.Создайте звездочку с пятью концами, выбранной вами длины. Выполнив разметку,вернитесь к изнанке и тщательно закрепите нить между нитями изнаночных стежков: лишнюю часть обрежьте. Сохранение розы зависит от основания. Вставьте ленточку в нить и сделав основной узел, пропустите её на лицевую сторону работы. Пройдите иголкой с ленточкой под первым швом из мулине, перепрыгните следующий, затем пройдите снова под швом, который следует далее. Продолжайте, проходя иглой попеременно и над лучиками звезды, не натягивая слишком нить, чтобы работа получилась воздушной. Двигайтесь все время по кругу, пока не покроете полностью лучики лентой. Снова вернитесь на изнаночную сторону и закрепите ленту маленькими потайными стежками, чтобы | Рассказ учителя с объяснением.используя наглядность Целевые обходы рабочих мест: |
изнанка оказалась без узлов. Украсьте воздушные розочки листочками зеленого цвета, или выполните ленточный шов. |
||
1обход: Проверка правильности разметки. 2обход:Закрепление нитки с изнанки. 3обход:Вытягивать ленты с изнанки и пройти иголкой под первым швом, перепрыгнуть следующий, затем пройти снова под швом, и так пока лучик не наполнится. 4обход: Проходя вкруговую, заполняя лучики, не натягивать ленту, чтобы получилось воздушной. |
||
6.Заключительный инструктаж | Рассказать об ошибках и методах их устранения. Оценка работ учащихся. Домашнее задание | Анализ работ учащихся. |
7.Итог урока | Выяснить у детей достигли ли цели урока, чем занимались, чему научились на уроке? Уборка рабочих мест, помещения. | Рефлексия. |
Вопросы и ответы на тему «Объемная вышивка»
Разновидность лент, ширина(шелковые, капроновые, органза, х\б, льняные)
Ширина лент(маленькая роза-, ширина большая –большой цветок)
Цветовая гамма (расцветка лент, соответствие друг-другу, гармонировали холодные, теплые цвета.
Используемые инструменты (пяльцы, ленты, иглы, нитки, ножницы)
Эффект украшения (бисер, бусинки, пайетки- хороши для придания блеска)
Где применяется это искусство?(для оформления домов, дамских аксессуаров, одежды, постельного белья, кухонных принадлежностей)
Как называется это искусство? (объемная вышивка или украшение из шелковых лент)
Где применялось(история- 17-19вв верхушка знати использовали как элементы убранства интерьера(Королева Виктория украшала свои наряды)
План - конспект занятия внеурочной деятельности по программе «Художественная обработка материалов»
(разноуровневое обучение, проблемное обучение, информационно - коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии)
Тема: Изготовление рамки из атласной ленты.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: беседа, просмотр презентации, практическая работа, самостоятельная работа по инструкционной карте.
Цель: создание условий для мотивации обучающихся к творческой деятельности по средствам получения практического результата.
Задачи:
1.Расширить кругозор учащихся по теме, учить выполнять рамку из атласной ленты.
2.Развивать мыслительные способности, познавательную творческую активность, способствовать развитию интересу к занятиям.
3.Содействовать воспитанию самостоятельности, аккуратности при выполнении работы, терпения и стремления добиваться конечного результата.
Инструменты и материалы: ножницы, канцелярский нож, линейка, картон, карандаш, атласная лента, клей.
Наглядные материалы: образцы детских работ, презентация.
Раздаточный материал: инструкционная карта последовательности выполнения работы.
Этапы занятия:
1. Организационный этап.
Цель - подготовка учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие;
Настрой учащихся на работу, организация внимания;
Проверка готовности к занятию
Сообщение темы и цели занятия.
2. Проверка ранее изученного материала.
Цель - выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Фронтальный опрос:
Перечислить виды простых ткацких переплетений.
Дать определение полотняного переплетения.
Признаки определения лицевой стороны у различных тканей.
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Цель - организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Проблемные, наводящие вопросы:
Для чего и где используют рамки для фотографий?
От чего зависит выбор рамки для фотографии?
Из каких материалов изготавливают рамки для фотографий?
Обобщить ответы учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала.
4. Сообщение нового материала.
Цель - дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.
Атласная лента – яркий, пластичный и, главное, очень доступный материал. Атласной лентой можно не только вышивать, но и использовать её в качестве декоративного поделочного материала.
Работу с атласной лентой лучше начать с более простых работ, например выполнение панно или рамки для фотографии. Вместо материала, который используется для основы вышивки, можно выполнить тоже из атласной ленты. Изделия получаются яркие и красочные.
Урок ИЗО 2 класс
Тема "Украшения и фантазия. Кружевные узоры"
Тип урока - комбинированный.
Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.
Цели по содержанию :
Образовательные :
- дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;
- познакомить с народными художественно-декоративными промыслами - вышивкой, кружевом.
Развивающие :
- создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;
- совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.
Воспитательные :
- создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.
Методы обучения : частично-поисковый, метод решения учебных задач.
Формы организации учебной деятельности :
- Групповая
- Индивидуальная
- Фронтальная
Оборудование урока: гуашь, кисти, салфетки, клей.
Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.
Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского "Искусство и ты".
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности рабочего места.
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу…(ученик)
Долгожданный дан звонок?..(да)
Начинаем наш …(урок)
II. Введение в тему.
Прочтите отрывок из книги "Волшебные узоры"
"Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение".
Ответьте на вопросы:
- Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?
- Из чего создавала она свои кружевные изделия?
Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.
Посмотрите, как красивы творения мастериц! (Рассматривают и вещи, принесенные на урок).
А что помогает им создавать такую красоту?
Поэтому тема нашего урока "Украшения и фантазия ".
III. Новый материал.
Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но сначала, чтобы создать красивый узор, подумайте и скажите:
А в природе есть узоры? (Приведите свои примеры)
Где мы их можем наблюдать?
Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.
Посмотри на украшения с драгоценными камнями - ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!
Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника - старинного головного женского убора.
С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?
(= Сначала художник как Мастер Изображения сделал много рисунков цветов и листьев. Потом как Мастер Украшения придумал из них узор для вышивки. А затем художник сконструировал форму кокошника и расположил на нем вышивку).
Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.
Рассмотри это кружево.
Какие природные формы можно увидеть в нем?
Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.
С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул … (паук)
Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы - паука - его жилище - паутинку.
А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки - украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.
Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка", "мороз", "звездочки", "гуличики", "цветочек", "елочка" и другие.
Попробуй повторить узоры кружевниц. Нарисуй их на тетрадном листке черной гелевой ручкой или фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.
(Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры)
Давайте проверим что у вас получилось. Что вы нафантазировали?
(Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы)
Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.
Окружают меня кружева -
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева - в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава -
Кружева, кружева, кружева…
Физкультминутка
IV. Практическая самостоятельная работа.
Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.
Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.
1 вариант
- на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель).
2 вариант
- из салфетки вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.
! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.
Примеры работ
V. Итоги урока
Людмила Ульшина
Цель : знакомить детей с народным промыслом Липецкой области «Елецкие кружева » ;
Задачи :
1. Учить видеть разное построение узоров мерного кружева , использовать в рисунках отдельные элементы Елецких кружев .
2. Видеть красоту кружев в легкости , тонкости.
3. Совершенствовать технические навыки рисования концом кисти .
4. Развивать воображение, эстетическое восприятие.
5. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за наше культурное наследие, интерес и уважение к труду кружевниц .
Оборудование :
Наглядный материал :
Время проведения занятия : ноябрь – декабрь.
Психогимнастика.
К солнышку потянулись
Лучик взяли
К сердцу прижали
И друг другу отдали
Стук в дверь
Кто – то к нам стучит!
Входит Снежинка с корзиной в руках
Кто ты, девочка?
Снежинка :
Я красавица Снежинка
Серебристая пушинка
Бабушка моя, Зима
Покрывало соткала.
Достаёт из корзины покрывало.
Но покрывало без снежинок,
Легких беленьких пушинок
Поскорей его возьмите
И украсить помогите!
Воспитатель :
Давай, Снежинка, посмотрим, какое покрывало прислала нам зима.
Разворачиваем, падает конверт.
Конверт? От кого этот конверт может быть?
Город Усмань Липецкой области, детский сад «Солнышко» , группе детей «Пчелка» .
Дорогие ребята!
Моё зимнее время давно уже наступило. Снега ещё мало и я соткала покрывало, которое укроет землю лучше. Но придумывать узоры для его украшения совсем некогда, т. к. работы у меня еще очень много. Прошу вас, ребята, помочь придумать узоры для покрывала, а уж мы с Морозом за одну ночь справимся с работой, украсим его.
Я буду очень вам благодарна за помощь.
До свидания. Зима.
Ну, что, ребята, согласны помочь Зимушке – Зиме? Ответы.
Посмотрим на покрывало. Оно тонкое, легкое, белоснежное. Но какие же узоры можно придумать? Как их нарисовать ? Ведь хочется угодить Зимушке – Зиме, чтобы побаловала она нас снежком, снежными горками, ледяными дорожками, гладким катком. Я, кажется, придумала… а не отправиться ли нам на экскурсию в г. Елец , который славен своим кружевоплетением . Посмотрим, как плетут кружева мастерицы , какие элементы они используют и тогда нам легче будет придумать узоры для нашего покрывала. Согласны? Ответы.
Поедем мы с вами на микроавтобусе «Газель» . Занимайте места в салоне. Пристегните ремни безопасности, а Вы, уважаемый водитель, будьте внимательны на дороге, не нарушайте правила дорожного движения. Я займу место экскурсовода и во время поездки расскажу вам немного о городе Ельце. Итак, трогаемся!
- Елец – город очень древний. Он старше Москвы на целый год. Кто знает, в какой области находится город Елец ? Ответы.
- Елец находится в нашей Липецкой области. Если Липецк – главный город области, то Елец – второй после него . Он расположен на живописной реке Сосне. Как и в любом другом городе, в Ельце есть фабрики, заводы, школы и детские сады, магазины, поликлиники и т. д.
Показываю фото.
Посмотрите, какие красивые изделия. Из чего они сплетены. Ответы детей : они сплетены из ниток.
Мастериц, которые плетут кружева , называют кружевницами . На фабрике работают 250 кружевниц . Им заказывают плести всё: шапочки, одежду, салфетки, даже зонтики, перчатки, кружевные портреты . Рассматривание фото.
- Кружевницы умеют плести мерное и сцепное кружево . Мерным кружево называется потому , что его можно отмерить и отрезать. Таким кружевом можно украсить скатерти, столовые салфетки, пастельное белье. Внимательнее рассмотрите эти кружева . На что похожи узоры на кружевах ? (Ответы : на паучков)
Показываю шарф.
Этот шарф выполнен тоже из мерного кружева . Здесь даже три рисунка кружев .
Дети рассматривают.
Мерное кружево можно плести вручную и на специальной машине. Все кружева , которые вы видите на пастельном белье и на шарфе - сплетены на машине. Машинного кружева на фабрике выпускают 800 км в год! Это намного больше, чем расстояние от Усмани до Москвы.
А вот очень красивая скатерть. Показываю фото.
Она выполнена вручную. Стоит эта скатерть очень дорого, 65 т. р.! Это столько, сколько стоят 9 велосипедов как у Юры. Хотите знать почему?
1. Ни одно изделие, выполненное вручную, не повторяет другого.
2. Работали над ним целый месяц.
3. Нитки льняные и хлопковые, из натуральных материалов, поэтому и цена высокая.
Если смотришь на тонкий орнамент Елецких кружев , то кажется, что в них отражены привольная красота окружающей природы : и высокое звездное небо над лугом ночью, и полевые лесные цветы в жаркий летний день, и покрытые инеем деревья над замерзшей рекой зимой. Родная природа. Вот откуда берут Елецкие кружевницы новые темы для своих кружев !
Окружают меня кружева –
Одуванчик дрожащий едва
Тонкий гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева в стрекозиных крыльях
И в летящих сквозных облаках.
В паутине воздушной лесной,
В невесомой снежинке лесной.
Кружит лист кружевной надо мной .
Заплелась кружевами трава –
Кружева , кружева , кружева .
Ребята, хотите узнать, какими инструментами работают кружевницы при кружевоплетении ? Перейдем в другой зал нашей фабрики.
Переходим к другому стенду.
Главным инструментом для плетения кружев является подушка – валик. Кружево обычно плетут с помощью маленьких деревянных палочек с намотанными на них нитками. Это коклюшки. А так же с помощью булавок, которые переставляются по рисунку.
Показываю фото.
Рисунок, по которому плетут кружево , называется сколок. Он выполнен из толстой бумаги и прикрепляют его к валику. Мастерицы перебрасывает коклюшки из одной руки в другую, при этом она обвивает нитками булавки, которые воткнуты в подушку. Постепенно переставляя булавки по точкам рисунка, мастерица создаёт сложную систему переплетения. Это и есть кружево .
Видеофильм 1 минута 45 секунд – о плетении кружев .
Сидит кружевница . Перед ней валик с коклюшками. И как бесконечный ручеек течет с валика ажурная лента кружева . Постукивают коклюшки в её руках.
Коклюшки, как гусли волшебные,
Звенят и звенят без конца.
Два века узоры отменные
Повсюду волнуют сердца.
Трудно поверить, но кружевница помнит каждую ниточку, не ошибется, не спутает. А сейчас нам пора заглянуть в художественную мастерскую. Здесь выполняются сколки или рисунки для кружев . В этой мастерской мы с вами и нарисуем узоры для нашего покрывала. Сразу для всего покрывала нарисовать узоры невозможно , так как это займет много времени. Мы выполним сначала узоры для края покрывала, т. е. нарисуем мерное кружево . Посмотрите, какие элементы используют в своих рисунках Елецкие кружевницы .
Дети рассматривают.
Элементы можно использовать в своих рисунках. А вот образцы рисунков кружев , где использованы эти же элементы. Елецкие кружева плетут из белых ниток, а иногда из черных и добавляют цветные, голубые, серые, красные. Поскольку покрывало наше белое, то мы будем рисовать белое кружево . Кружево легкое , тонкое, воздушное. Его рисовать надо концом кисти . Посмотрите, как можно нарисовать решетку , паучка, «насновку» , «вилюшку» .
Показываю.
Сядьте правильно, спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте к работе. Ваша задача – нарисовать неповторимые узоры .
Дети работают.
Пора возвращаться в Усмань.
По дороге рассказываю.
В Ельце, кроме фабрики кружевоплетения , есть сапоговаляльная фабрика. Там делают валенки.
Показываю фото.
Снежинка : - Ну а мне пора прощаться
В сказку нужно возвращаться.
Обращаюсь к снежинке.
Передай, пожалуйста, Зиме, что на следующем занятии мы нарисуем кружевные узоры на круге , квадрате, треугольнике и передадим всё со снеговиком – почтальоном.
Отдаем нарисованные узоры Снежинке .
До свидания!
Публикации по теме:
Никогда не определишь время прихода настоящей зимы. со снегом, морозом. Она подкрадывается незаметно. усыпляя дома, людей. Я люблю.
Фотоотчет «Знакомство с народным бытом родного края» Подготовила: воспитатель Мария Макарова Цель: Познакомить детей с предметами народного.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с русским народным мужским и женским костюмами» Погружение детей в мир народной культуры, декоративно-прикладного искусства, традиций и праздников невозможно без знакомства с русским костюмом.
Конспект НОД интегрированного характера с включением художественно-продуктивной деятельности «Осень вяжет кружева» Конспект НОД интегрированного характера с включением художественно-продуктивной деятельности «Осень вяжет кружева» Выполнили: воспитатели.