Конспект НОД. «Дымковская барышня» (декоративное рисование)

Занятие в детском саду для детей 4-5 лет на тему «Дымковская игрушка»

Бердинская Эльвира Галиевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №29», г.Стерлитамак, р. Башкортостан
Описание материала: предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Дымковская игрушка». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект занятия по художественно-эстетическому развитию, направленный на развитие интереса у детей к народному декоративно-прикладному искусству, приобщение к национально–культурным традициям, расширение и углубление знаний о народных игрушках.
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства..
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;
- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки),
вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.
- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности, внимания;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать чувство цвета, эстетические чувства;
- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;
- воспитывать самостоятельность, активность;
- формировать эстетическое восприятие и воображение, приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь);
Предварительная работа:
просмотр презентации «Дымковская игрушка», заучивание стихов, разгадывание загадок о матрешке, рассматривание дымковской игрушки, игры с матрёшками.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Словарная работа:
Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.
Закрепление: дымковская игрушка: индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная.
Материалы и оборудование:
дымковские игрушки;
иллюстрации с изображением дымковских игрушек;
трафареты лошадок, гуашь, кисточки, ватные палочки, краски и кисточки, салфеточки (по количеству детей);
Королева-кисточка
мольберт;
элементы росписи дымковской игрушки;
образцы, украшенных росписью силуэтов лошадок;
изображение солнышка;
Предварительная работа:
просмотр презентации «Дымковская игрушка»;
рассматривание дымковской игрушки;
узоров, используемых для украшения дымковской игрушки;
Методы и приемы:
психологический настрой (установление эмоционального контакта);
приветствие в стихах «Здравствуй»;
демонстрация игрушек и иллюстраций дымковских игрушек;
рассказ о том, как появились дымковские игрушки;
словесная игра;
динамическая пауза - игра «Что вышло?»;
сюрпризный момент;
игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»;
загадка Королевы-кисточки;
имитационное упражнение;
пальчиковая гимнастика;
самостоятельная работа детей (рисование);
гимнастика для глаз «Лучик солнца»;
выставка детских работ, обсуждение;
рефлексия.I. Организационный момент.
Психологический настрой
(установление эмоционального контакта)
Дети становятся в круг
Воспитатель:
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самые лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем
Здравствуйте дети!

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Приветствие в стихах «Здравствуй»

Дети: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

II. Основная часть
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. (Продемонстрировать игрушки и иллюстрации дымковских игрушек)
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте
Рассказ о том, как появились дымковские игрушки
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Вставь словечко»
Словесная игра
«...Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое … („Дымково") назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-… (сказки),
И лепили там из … (глины)
Все игрушки не простые,
А волшебно-… (расписные),
Белоснежны, как березки
… (Кружочки, клеточки, полоски -) воспитатель показывает
Простой, казалось бы узор, соответствующие узоры,
Но отвести не в силах взор». а так же изображения
Из глины … (козлик) в яблоках, животных и людей
Собою хорош, очень пригож. на иллюстрациях
А вот … (олень) на стройных ногах,
Вся краса у оленя в … (рогах).
А вот дымковские … (барыни):
У них руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Динамическая пауза - игра «Что вышло?»
Подними ладошки выше и сложи над головой.
Что же вышло?
Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.
Подними ладошки выше, а потом согни дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси – вот один, а вот другой.
Подними ладошки выше и сложи перед собой.
Что же вышло?
Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Сюрпризный момент
Звучит мелодия Королевы-кисточки. Ребята, а теперь Королева-кисточка приглашает вас подойти к столам.

Игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»
Королева-кисточка напоминает нам, что дымковские игрушки всегда бывают только белыми. А мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой). Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей) Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Ребята, Королева-кисточка спрашивает, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
А что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья), а затем найти и показать эти элементы на изображениях игрушек.
У дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Загадка Королевы-кисточки
Королева- кисточка предлагает вам попробовать самим стать народными умельцами. А сначала угадайте загадку:
Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку… (конь)

Давайте изобразим, как ходят лошадки
Имитационное упражнение
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)
Кони удалые,
Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)
Королева-кисточка приготовила для вас лошадок, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать лошадок. (Дети подходят к столам, заранее подготовленным к рисованию, занимают места). Давайте вспомним, как будем расписывать ее. Какие части мы закрашиваем полностью? (грива, уши, хвост, копыта). А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног).
А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую лошадку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза разомнем пальчики и приступим к рисованию.

Пальчиковая гимнастика:
Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.
За работу всем пора.

Самостоятельная работа детей.
Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.
(моргают глазами)
Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.
(делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.
(отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.
(отводят взгляд вправо)

Выставка детских работ. Обсуждение.
Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая дымковская ярмарка». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы. Воспитатель обращает внимание на яркость лошадок, их красоту, предлагает детям ответить на вопросы: «Чья работа больше нравится? Почему? Какая лошадка самая аккуратная?»

Тема недели: Народные игрушки.

Цель недели: Расширять представления о народной игрушке.

Тема: Дымковская игрушка.

Цель: Расширять представления детей о дымковской игрушке.

Задачи: Расширять представления детей о народной игрушке села Дымково, о её назначении и о том, что к ней следует относиться бережно;

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке;

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

Формировать представления о последовательности трудовых операций при изготовлении дымковской игрушки.

Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Совершенствовать умение рисовать элементы дымковской росписи.

Активизировать словарь за счёт слов:промыслы, дымковские игрушки, глиняные, барыня, свистульки, обжигали.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Материал: несколько иллюстраций дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора, карусель с игрушками; гуашь, баночки с водой, пуговицы, ватные палочки, салфетки, готовые фигурки дымковской игрушки.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о народных игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок. Чтение русских потешек, песенок, загадок.

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовет!

Кто на ярмарку пойдет,

Много полезного найдет,

А кто не пойдет,

Тот со скуки помрет!

Воспитатель: Ребята, мы много говорили о народных традициях.

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарки. Обычно во время ярмарок возводились огромное количество каруселей и качелей. На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Воспитатель: - Народ веселили скоморохи с дрессированным, “учёным”медведем, остроумный русский весельчак Петрушка.

Воспитатель: Ребята, хотели ли вы посетить ярмарку?

Тогда отправляемся.

Звучит музыка «Ярмарка», появляется игрушка Петрушка.

Здравствуйте, ребята,

Вы меня узнали?(Да)

Я Петрушка – веселушка,

Я игрушки для вас взял и встречать вас прибежал!

Воспитатель

– А у ребят есть игрушки в детском саду!

Петрушка:

Мои игрушки не простые,
Они чудесно расписные.

(Детям дает из сумочки)

И Колесо свое, друзья,

Взял сюда не просто я,

Раз, другой перевернется -

В карусельку обернется!

Воспитатель предлагает детям самостоятельно (называет имена)расставить игрушки на карусели.

Сколько игрушек на карусели?(5)

Петрушка: Вот на карусели все игрушки сели,
По кругу помчались, все цвета смешались.

Воспит: Посмотрите, какие красивые.

Назовите, кого вы видите (конь,баран, петух)

Расскажите, какие цвета использованы игрушках (яркие, разноцветные, удивительные, красочные, Красной, жёлтой, синей, чёрной, зелёной, белой, розовой.)

Назовите, какие элементы узора (точки, кружки, клетка, колечки, прямые, волнистые линии).

К как вы думаете, к какому виду промыслов их можно отнести? И прежде чем мы ответим с вами на этот вопрос, давайте вспомним, с какими промыслами вы знакомы?

(филимоновская,матрешка, дымковская).

(Здесь дети самостоятельно определяют дымковскую игрушку (по изучен.матер) по характерным для них узорам- Кружочки, точечки, полоски)

Давайте вместе скажем:

Дети: дымковские игрушки.

Воспитатель: Ребята, а кто сделал эти игрушки?

Дети: Мастера.

Дети рассматривают иллюстрацию «Слобода Дымково».

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди-мастера. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, – кукол, музыкальных инструментов, разных забав.

Много их наделают за долгую зиму. А когда приходила весна, мастера выносили свои игрушки на ярмарку. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Воспитатель : Какое настроение создают эти игрушки?
Воспитатель: Для чего еще нужны дымковские игрушки? (высказывание детей)

Воспитатель: Есть игрушки, которыми жилища украшают, а есть те,

Которыми играют.

Воспитатель: Для детей делали специально маленькие игрушки: лошадки, свинки, барашки. Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. «Баран» и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит баран(показывают рожки). Воспитатель произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Воспитатель произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.

Молодцы!

А так же мастерицы делали маленьких птичек – дети в них не только играли, но и свистели. Поэтому их называли свистуньи. А иногда устраивали такие праздники, на которых свистели в свистуньи не только дети, но и взрослые. А вы хотите посвистеть?

Дети берут игрушки – свистуньи и свистят.

Воспитатель: Весело у вас на каруселях кататься.

А можно ли на ярмарке ремеслу обучаться?

Петр. На нашей ярмарке есть площадь мастеров.

Там ремеслу обучат - будь здоров!

Воспитатель: Охота бы и нам с ребятами там побывать,

Чему-нибудь поучиться да свое уменье показать.

Ребята, интересно вам посмотреть, как создавалась дымковская игрушка мастерицами? Проходите на площадь мастеров. Здесь мастерицы приготовили подсказки(картинки),как они работают над игрушкой.

Беседа по 1-й иллюстрации.

Воспитатель: Что вы видите на картинке? (лепить из глины).

Воспитатель предлагает детям засучить рукава - приготовить руки для работы и поставить локти на стол.

Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Юбку - раскатаем.
Юбка словно колокол,

Их соединяем.

Прищипнём вверху кокошник,

Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки,
Пальчиком загладим.

Воспитатель: Вот и готова наша глиняная барышня. Глина еще сырая, игрушку нужно немного подсушить. Давайте подуем на нее (дети дуют на воображаемую поделку, свои ладошки).

  • А что дальше делают с вылепленными игрушками?(2-я иллюстрация)
  • Правильно, ставят в специальную печь - обжигают. Для чего? (чтобы глина стала крепче, игрушки не рассыпались).

Воспитатель: А как вы думаете, они могут разбиться?

Дети: Если их уронить, то они разобьются.

Воспитатель: Как с ними надо обращаться?

Дети: С ними надо обращаться аккуратно, бережно.

  • А что дальше делают с в игрушками?(3-я иллюстрация)

Затем покрывали белой краской

Воспитатель: А затем? мастерицы... правильно, расписывали. (4-я иллюстрация)

Узоры были особенные и неповторимые.

Вот и задание от мастериц «Собери узор» (узор,который будет на юбке барыни)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы дымковской игрушки? Круг обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.

5-я иллюстрация – готовая работа мастеров -барышня расписная.

Воспитатель : Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барыня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Рядом, на столе лежат несколько барынь- незаконченная работа мастеров.

Воспитатель Посмотрите Мастера не успели расписать своих барышень! Обратили ли вы внимание, что у барынь на юбке нет украшений?

(Дети рассматривают варианты)

Воспитатель: Как же барышни без красивой юбки?

Воспитатель ненавязчиво побуждает детей помочь мастерам - украсить наряд барышень.

Дети предлагают помощь.

Петрушка: У меня есть в сумочке украшения.

Дети высыпают пуговицы (украшения).

Обращаю внимание на таблицу «Дымковская роспись».

Воспитатель: Прежде чем начать рисовать, давайте вспомним- какие узоры мы будем рисовать.

Украшать будем по-особенному, печатать пуговицами круги, а точки и линии нарисуем ватной палочкой.

Дети украшают юбки, звучит народная музыка. После выполнения работы дети надевают барынь на правую руку и становятся на импровизированную улицу (в круг).

Воспитатель: Дети, вам понравилось быть мастерами? Какие наряды у нас получились?! Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Какая юбочка вам понравилась больше всех? Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли мастерам.

Воспитатель: Ребята, есть народный танец «Барыня». Давайте вместе с нашими барышнями его исполним.

Звучит народная музыка. Дети танцуют.

Петрушка: Всем спасибо за веселье,

Что ж прощаться нам пора

До свиданья, детвора!

Воспитатель: Открывала ярмарка двери нам,

А теперь, друзья, до свиданьица,

С нами ярмарка наша прощается.

Ребята, скажем все до свиданья!


Программное содержание:

1. Уточнить знания детей об элементах дымковской росписи.

2. Учить составлять узор из отдельных элементов дымковской росписи на прямоугольнике.

3. Продолжать учить правильно набирать краску на кисточку, вести кисть по ворсу. Познакомить с приёмом «тычок».

4. Воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к рисованию.

5. Расширять знания об окружающей действительности.

Словарная работа: дымковская, тычок, барышня, расписной,

изящный, волнистый, горошки, полоски, разноцветный.

Материал и оборудование: бумага белая, мольберт для показа рисования, краски гуашь, палитра, кисти мягкие, подставки для кисточек, мягкие тряпочки, баночки с водой, образцы дымковской росписи и иллюстрации.

Дети сели все правильно, спинки выпрямили. Сегодня на занятии… (слышится русская народная мелодия).

Ой, ребята, что это такое? Посидите тихонько, а я сейчас схожу, посмотрю.

Воспитатель вносит дымковскую игрушку.

Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях? Это дымковская игрушка. Давайте скажем все вместе «Дымковская игрушка». Такие игрушки делают в селе Дымково. Они бывают разные: веселые румяные барышни, расписные кони, изящные олени. Основными элементами дымковской игрушки являются: широкие и тонкие полоски, горошки, колечки, волнисты линии. Все дымковские игрушки делают из глины. Сегодня на занятии мы с вами будем рисовать элементы дымковской игрушки.

Посмотрите, чем эта игрушка расписана? – Полоски.

Ребята, какого цвета полоски? – Правильно полоски желтого цвета.

Посмотрите внимательно, как я их буду рисовать. Беру кисточку в правую руку, указательный пальчик пляшет на кисточке сверху. Левой рукой придерживаю бумагу. Набираю желтую краску, веду кисточку сверху вниз по ворсу. Посмотрите ещё раз, кисточкой веду сверху вниз.

Полоски можно рисовать и слева направо.

Полоски могут быть красного, желтого, зеленого цвета.

Что я нарисовала, Женя?

А теперь я буду рисовать горошки. Посмотрите внимательно. Беру круглую палочку в правую руку, левой рукой придерживаю лист, набираю краску. Конец палочки смотрит в потолок. Я рисую красные горошки. Этот прием рисования называется «тычок». Давайте все вместе скажем – тычок. Молодцы!

Возьмите в правую руку кисточки, давайте в воздухе нарисуем полоски, ведем кисточки сверху вниз. Ещё раз. И слева направо.

А теперь наберите краску и приступайте к рисованию (воспитатель даёт индивидуальные указания).

Физкультурная минутка:

Всем ребятам надо встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево,

И садитесь вновь за дело.

Заканчиваем рисовать полоски, начинаем рисовать горошки. Дети заканчивают рисовать.

Посмотрите друг у друга, ребята. Видите, какие красивые, интересные работы у вас получились.

А теперь давайте все тихонечко встанем, возьмем все свои работы и разложим на столе. Скажите мне, какие работы вам больше всего понравились?

Света, какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются усло­вия приобщения детей к народному творчеству с использовани­ем, например, народной дымковской игрушки.

А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любо­ваться красотой.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую ху­дожественную и педагогическую страницу в народном творче­стве. Более «детскую» игрушку трудно придумать, но, разумеет­ся, она только в отдельных образах может заинтересовать детей: конюхи, петухи, наездники, барыни и т. д.

Истоки творческих сил человека восходят к детству - той поре, когда творческие появления во многом непроизвольны и жизненно необходимы.

Первостепенное значение имеет сама потребность в художе­ственном творчестве. Она возникает при особом эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутрен­нее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желание выразить свои личные переживания в создаваемых им самим образах.

Задачей воспитателя является создание условий, направлен­ных на развитие художественных способностей детей, вообра­жение и образное мышление, которые способствуют приобще­нию детей к народной дымковской игрушке, помогают закре­пить технические навыки, полученные ранее, учат анализиро­вать и сравнивать и, используя народный промысел «Дымков­ская игрушка», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисо­ванию:

1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.

2. Создать условия для приобщения детей и родителей к на­родному творчеству при помощи дымковской игрушки.

3. Сформировать навыки технического исполнения дымков­ской росписи.

4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейше­му свойству в развитии эстетического вкуса.

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Дидактические игры.

4. Специально организованное обучение в форме занятий.

5. Работа с родителями.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Изучая близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и твор­чество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Многие дошкольные образовательные учреждения работают над темой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным творчеством». Из всего многообразия русских народ­ных промыслов именно «дымка», на наш взгляд, разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Работу необходимо начать с создания условий для приобще­ния детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно по­степенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле «дымка», об особенностях дымковских узоров, об ис­тории этого промысла, уточнить методы и приемы, используе­мые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

Обучение детей необходимо начать с рассматривания дым­ковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.

Дымковская игрушка поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные соче­тания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать.

Работу по обучению детей рисованию дымковским узором необходимо проводить в следующей последовательности:

1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.

2. Сформировать у детей навыки рисования дымковских узоров.

Реализации поставленных задач способствует составлению пер­спективного плана, который отражает последовательность работы.

Работа проводится в первой половине дня (на занятии), при необходимости и во второй половине дня индивидуально.

Первое занятие направлено на углубленное знакомство детей с дымковской игрушкой. Детям показываются изделия, красоч­ные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравне­ния, эпитеты, стихи (см. ниже: Художественный материал).

При рассматривании с детьми дымковских игрушек или ил­люстраций, обращается внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи (насколько она проста), во-вторых, на уме­ние выражать полученные впечатления от восприятия этих из­делий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообра­зие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

Целью рассматривания изделий дымковских мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творче­ству и выделение элементов дымковской росписи.

На этом же занятии проходит знакомство детей с элемента­ми данной росписи, дети учатся рисовать: прямую линию (дер­жа кисточку вертикально от листа бумаги) и точку-горошину (тычком).

Возможно, что после проведения этого занятия не каждый ребенок справиться с поставленной задачей. Поэтому необхо­димо проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую ис­пользуют в дымковской росписи. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ре­бенка.

На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цве­товая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисо­вания. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.

По ходу занятия следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку помо­жет быстрее справиться с трудностями.

Знакомство с дымковской игрушкой.

Волшебные лошадки.

Распишем наряды козлятам.

Домашние животные.

Сказочные птицы.

Блюдца с узорами.

Целью данных занятий является обучение технике рисова­ния дымковской росписи тычком и кистью, знакомство с эле­ментами росписи, роспись плоскостных силуэтов.

При знакомстве детей с тем или иным элементом необходи­мо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисо­вать отдельные элементы все более и более уверенно.

Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу про­явить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться народной игрушкой, ее узорами и кра­сотой.

Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неиз­гладимый след в их жизни, сознании.

На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству.

Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.

Дети учатся не только наблюдать за объектами живой при­роды, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге. Природа способствует умст­венному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Ес­ли приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой яр­ко-желтых, красных осенних листьев и т. д.), у ребенка развива­ется художественный вкус, он глубже может познать окружа­ющий мир, будет стремиться к созданию красоты своими рука­ми. Это поможет формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.

Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок. «Чувство... цвета является популярней­шей формой эстетического чувства вообще» (К. Маркс.)

Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ре­бенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечен­но. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художест­венного восприятия цвета у дошкольников.

Так постепенно можно переходить к творчеству. После того как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у детей творческое воображение, используя в свобод­ное от занятий время дидактические игры, развивающие вооб­ражение, память, творчество, умение анализировать.

Парные картинки.

Задачи: продолжить знакомить детей с дымковской игруш­кой; выделять и называть элементы; развивать внимание, мыш­ление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Декоративное домино.

Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы дымковской росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.

Собери целое.

Задачи: закреплять знания детей о «дымке»; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.

Найди пару.

Задачи: продолжить знакомить детей с русскими народны­ми росписями; выделять из них «дымку»; развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.

Эти игры помогут детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.

В течение обучения детей родителям необходимо демонст­рировать выставки детских работ с целью показать родителям успехи их детей в освоении дымковской росписи.

На родительском собрании можно провести беседу с родите­лями на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», в которой показать значение воспитания эстетического вкуса в развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи - развить у ребенка эстетическое восприятие всего окру­жающего мира.

На следующем родительском собрании рассказать об исто­рии дымковской игрушки, ее мастерах, чтобы родители смогли понять и оценить всю красоту этих глиняных изделий, распи­санных яркими красками. Такая предварительная работа с роди­телями поможет сильнее заинтересовать детей, так как родите­ли, поняв важность этой работы, в свою очередь, дома могут рассматривать вместе с детьми иллюстрации, книги, рекомендо­ванные им педагогом. Все это способствует развитию интереса и желания у детей самим научиться расписывать «дымковских» лошадок, птичек, барышень и наездников.

Эффективной формой работы с родителями станут домашние задания, в которых родители окажут неоценимую помощь, рисуя дома с детьми дымковские узоры и играя в дидактические игры.

С детьми проводятся различные по характеру типы занятий: занятия по сообщению детям новых знаний, целью которых яв­ляется постановка перед детьми познавательных задач, расши­рение и уточнение знаний.

Эти занятия, занимая основное место в процессе обучения (так как дети на них знакомятся с историей развития и особен­ностями дымковской росписи, учатся рисовать элементы), про­водятся в форме беседы или просто знакомства с новым элемен­том, обязательно с рассматриванием данного элемента на дым­ковских игрушках, иллюстрациях с изображением дымковских игрушек. В конце учебного года проводится вечер развлечения для родителей и детей, на котором подводится итог проделан­ной работы.

И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки «дымки», а главное - дети прикоснутся к искусству, искусству подлинно народному.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать тер­пеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде все­го она необходима детям.

В ходе реализации задач необходимо отслеживать результа­ты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки созданных детьми изображений, которая показывает рост интереса детей к народ­ному творчеству, повышение художественной, творческой ак­тивности у детей.

Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка».

Программное содержание: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи: точек, прямых горизонтальных линий, примакиваний, колец, кругов. Учить правильно, держать кисть, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций. Развивать любознательность, зстетическое восприятие, интерес к изобразительной деятельности, способность внимательно рассматривать дымковскую игрушку и любоваться ей.Расширение словаря: весна, теплые края, дымковская игрушка.

Материал: Дымковская игрушка – птичка; силуэты птичек, вырезанные из бумаги. Кисти, подставки для кистей, салфетки, краска-гуашь 3-х цветов, образцы.

Предшествующая работа: Рассматривание элементов узора на дымковских игрушках. Лепка птичек.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Д ети входят в зал под русскую народную мелодию и становятся полукругом.

В.: Ребята посмотрите,сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся.

Разминка-приветствие «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

В.: Сегодня у нас необычное занятие. Садитесь на коврик и послушайте загадку:

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови-ка меня! (дымковская игрушка)

В.: Молодцы, угадали!Сегодня мы с вами поговорим о дымковских игрушках. Ребята скажите, пожалуйста, какого цвета краски используют дымковские мастера в своей росписи? (синюю, красную, зелёную, жёлтую, оранжевую).

А какие элементы узора, используются в росписи? (точки, прямые линии, мазки, круги, кольца) .

В.: Мне очень нравятся дымковские игрушки. Вот одна из них (показ дымковской птички) Посмотрите, ребята,какая она красивая. Какие элементы росписи есть на этой птичке? А какие цвета здесь использованы? Какого цвета здесь больше?

Послушайте про нее потешку и повторяйте за мной движения:

Летели птички
Птички-невелички,
Как они летели
Все люди глядели,
Как они садились
Все люди дивились!

Дети изображают птичек: летают, машут крылышками. Затем садятся за столы,у каждого на столе лежит птичка,вырезанная из бумаги.

В.: Посмотрите, а на ваших птичках дождь смыл все узоры и от этого им очень грустно.Давайте мы с вами им поможем. Разрисуем наших птичек и тогда они станут веселыми и красивыми.

А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою птичку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. А теперь откройте глазки,но прежде, чем начнем рисовать, давайте разомнем пальчики, подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнасттика: «Птичка крылышки сложила»

Птичка крылышки сложила, руки положить на стол
Птичка крылышки помыла, погладить одной ладошкой другую
Птичка клювом повела, соединить пальцы в замок, а указательные "клюв" -выпрямить
Птичка зернышки нашла, Повести руками в замке влево – вправо,
Птичка зернышки поела, постучать «клювом» по столу.
Птичка песенку запела. Дети говорят «чик – чирик»,
Птичка крылышки раскрыла руки развести в стороны,
Полетела, полетела. Плавные махи руками.



Публикации по теме