Конспект нод в подготовительной группе «царство камней. Конспект занятия в подготовительной группе «Чудесная сила камня Занятие камни в детском саду

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА
Конспект занятия в подготовительной группе «Чудесная сила камня»

Цель : продолжать формировать основы естественно-научных и экологических понятий на примере изучения камня .

Образовательные задачи :

Дать детям в процессе экспериментирования реальное представление о различных свойствах камня (прочный, твердый, шероховатый и т. д.) ;

Учить давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Учить выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от гипотезы, если она не подтвердилась.

Развивающие задачи :

Обогащать память детей;

Активизировать мыслительные процессы (операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения) ;

Развивать речь, мелкую моторику рук;

Развивать сенсорное восприятие;

Развивать любопытство;

Развивать ориентировку в пространстве;

Развитие эмоциональной сферы детей (способности удивляться, сомневаться, радоваться полученным результатам)

Воспитательные задачи :

Воспитывать аккуратность, ловкость;

Воспитывать интерес к деятельности;

Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, чувство коллективизма.

Предшествующая работа :

Создание коллекции камней ;

Чтение «Сказки о полезных ископаемых» , «Сказок минерального царства» (по Ф. Кривину, «Данило-мастер» (по мотивам сказок П. Бажова) ;

Ресурсное обеспечение мультимедийный проектор, экран, ноутбук, карта- план групповой комнаты с условным обозначениям места, где спрятано «месторождение» камня (на каждого ребёнка, «чудесные мешочки » (на каждого ребёнка, рюкзаки, оборудование для опытов с камнями : таблицы для занесения результатов исследования свойств камня (на каждого ребёнка, фломастеры, подносы, бумажные салфетки, миски, подносы, ёмкость с горячей водой, лёд, ножи с закруглёнными концами, молотки, пёрышки, ведро, коллекция камней и изделий из камня , предметные картинки с изображением изделий из камня , дерева, металла и стекла.

Оформление группы : Вдоль одной из боковых стен групповой комнаты установлен экран, мультимедийный проектор и компьютер, напротив - стулья для детей. В углу, на полках шкафа, размещена коллекция камней и декоративных изделий из камня . На столах размещены необходимые инструменты и материалы для проведения опытов с камнями . На стенах по периметру комнаты развешаны картинки с изображением изделий из камня , дерева, металла и стекла.

Ход деятельности:

1. Педагог приглашает детей в группу и предлагает послушать одну историю. Рассказ сопровождается демонстрацией

соответствующих слайдов на экране.

Возле леса на опушке,

Где могучий дуб растёт,

Жили три весёлых братца Без печали и забот.

Лето, осень пролетели.

Оглянуться не успели Как зима катит в глаза.

Братцы дружно тут решили :

«Нам без дома жить нельзя!»

Младший братец был ленив - Из соломы дом воздвиг.

Средний - труд не уважал

И из прутьев дом создал.

Старший братец ж всех умней Дом построил из камней .

Почему ж старший брат Хвалит дом свой всем подряд?

Чтоб ответ нам точный знать Всё о камне нужно знать .

2. Игра «Юные геологи» .

Воспитатель : А вы хотите знать всё о камне ?

Дети : Хотим!

Воспитатель : Тогда сейчас я превращу вас в геологов. Кто такие геологи? Дети : Это люди, которые профессионально занимаются поиском новых месторождений полезных ископаемых и их дальнейшим исследованием. Превращение детей в геологов, воспитатель вручает каждому рюкзак. Воспитатель : Явам раздаю карты - планы помещения нашей группы , на которой красными крестиками обозначены места, где спрятаны «месторождения камней » . Каждый из вас получает свою карту и находит свой собственный камешек.

3. «Научная лаборатория» .

Воспитатель :Сейчас мы, геологи, возьмем по камешку, который вы отыскали, и пойдем за столы, в нашу «научную лабораторию» , будем, как настоящие геологи, их исследовать.

Дети рассаживаются за столами, на которых заранее приготовлено всё необходимое для опытов.

Воспитатель : Сели удобно, спинки прямые. Сейчас вы будете исследовать каждый свой камень. Результаты исследований нужно заносить в таблицу (образец таблицы в приложении 1) .

Опыт 1. Воспитатель : Если мы аккуратно постучим молоточками по камню , что произойдёт? (ответы детей) . Давайте проверим. Что произошло? Значит, камень какой? Хрупкий и легко раскалывается на части ила прочный, то есть, чтобы его разбить, нужно приложить много усилий? Отметьте в таблице галочкой.

Дети отмечают свойство камня в таблице цветными карандашами.

Опыт 2. Воспитатель : Опустите в чашку с водой сначала пёрышко. Что происходит? Оно тонет или нет? Почему? Оно плавает, значит, оно лёгкое. Достаём перышко, кладём на салфетку. Теперь опустите в воду камень. Что с ним происходит? Он тонет в воде, значит, он тяжёлый. Достаньте камень и промокните его салфеткой. Воду из чашек выливаем в ведёрко. .Отметьте в нужной графе галочкой. Опыт 3. Воспитатель : А теперь наливаем в чашку горячую воду и опускаем в неё наш камешек. Немного ждём, затем аккуратно его достаём, промокаем салфеткой. Какой он стал - холодный или горячий? (Обращает внимание детей на таблицу) .Отметьте в таблице в нужной графе галочкой. Опыт 4. Воспитатель : Для следующего нашего опыта я заранее вынесла камни на улицу . (Заносит камни , раздаёт каждому по одному) . Какой камень на ощупь - холодный или горячий? Отметьте результат в таблице.

Опыт 6. Воспитатель. Ребята, что будет, если мы попытаемся разрезать камень ножом? У нас получится это сделать? Почему? Отметьте результат в таблице.

Воспитатель : Ребята, я тоже исследовала свой камень. Сейчас я расскажу о нем, используя таблицу. Мой камень прочный, так как его очень трудно разбить молотком, его температура зависит от температуры окружающей среды (нагревается в горячей воде (или под солнцем, остывает, если температура на улице низкая, тяжёлый (потому что тонет в воде) . Составление рассказов детьми.

Воспитатель : А теперь, Володя, расскажи о своем камне . (Рассказ) .Оля, расскажи. (Рассказ) .

4. Чудесный мешочек :

(определяем камень по поверхности) .

Воспитатель : Посмотрите, что у меня есть (показывает «чудесные мешочки » ). Это не простые мешочки, а волшебные, в них спрятано ещё одно интересное свойство камня (шероховатость) . Определить его можно на ощупь. Дети выполняют задание.

5. «Каменных дел мастера» .

Воспитатель берёт в руки красивый камень и читает стихотворение : «Камешек волшебный,

Помоги в пути,

Всех своих друзей

Помоги найти!»

Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки и найдите среди них те, на которых изображены изделия из камня .

Дети отыскивают и приносят нужные картинки.

6. «Завершающий момент» (анализ занятия ) .

Воспитатель : Вот мы и завершили наше исследование. Кем вам удалось сегодня побывать? Что показалось вам сегодня необычным? Самым интересным? Самым трудным? Самым простым? Благодарю за работу!

Публикации по теме:

Методические задачи: развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине; продолжать знакомить детей с былинами и сказаниями о подвигах.

Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе «Поиски философского камня» Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе. Тема: «Поиски философского камня» Цель: Поддержание интереса к ФЭМП на основе.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Поиски философского камня» Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе. Тема: Поиски философского камня. Цель: Поддержание интереса к ФЭМП на основе сказочного.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудесная ягода» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудесная ягода». Разработала: Хрусталева.

Цель: развитие исследовательской деятельности. Задачи: Закрепить знания об основных свойствах воды. Воспитывать бережное отношение к природе.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнитная сила» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнитная сила» Цель: Развитие познавательной активности.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Чудесная варежка. Народный чувашский узор» Конспект занятия для детей подготовительной группы «Чудесная варежка» (народный чувашский узор) Программное содержание. Формировать умение.

Конспект занятия по музыкальному творчеству для детей подготовительной группы «Волшебная сила пятицветика» ЗАДАЧИ 1. Обучающие Слушать и чувствовать начало и конец музыкального произведения; Слышать и различать приемы.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила воды» Цели: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель. Сформировать у детей знания.

Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Свойства воды, камня и песка» Цель занятия: Закрепить знания у детей о.

Библиотека изображений:

Детей о профессии геолога.

· Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.

· Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

· Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

· Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.

· Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.

· Воспитывать бережное отношение к природе.

· Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

· Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

· Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Материалы и оборудование: рюкзак, коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка,

Предварительная работа:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка №31 детский сад «Журавлик»

КОНСПЕКТ

НОД в старшей группе №8

«Эти удивительные камни»

Воспитатель: Баранова Н.А.

Старый Оскол

2015

Программное содержание:

  • Расширять знания детей о профессии геолога.
  • Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
  • Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
  • Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.
  • Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Материалы и оборудование: рюкзак, коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка , лупы на каждого ребенка, камни на каждого ребенка, макет «гора», карта-схема, фонограмма, материал для творчества.

Предварительная работа: беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказы П.Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети играют. Воспитатель подходит к столу и начинает собирать рюкзак. Дети начинают подходить к воспитателю, задавая вопросы: Н.А., что вы делаете?

Воспитатель : Ребята, у каждого человека есть любимое дело, которым он занимается в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение, называется коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Ответы детей). (Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов).

Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Кто, ребята, отгадал мою загадку? (Ответы детей).

Воспитатель достает и показывает камни в мешочке.

Воспитатель: Да, это действительно камень. А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей). Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям. Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей). А почему «ископаемые»? (Ответы детей) Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны. Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней. Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные (Воспитатель показывает коллекцию камней, и дети рассматривают камни). Камней в природе существует очень много, и с ними вы подробно познакомитесь позже. А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи.

(На доске иллюстрации с изображением геологов).

Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!

Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Хорошо. Но раз мы хотим отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему) а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, (почему) нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему)). Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Д/И. «Собери рюкзак»

Материал: рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям надеть компасы на руку.

Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей - ДА) . А куда же нам идти? О чем мы забыли? Что нам подскажет направление нашего маршрута? (Ответы детей - КАРТА). (Достаю из рюкзака карту). У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее посмотрим.

Дети читают план-схему, определяющую направление маршрута.

Воспитатель: Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.

(Движение по плану-схеме по фонограмму «Звуки леса)

1. Перешагнуть через упавшее дерево.

2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.

3. Проползти через пещеру (арка).

4. Перейти горную реку по камням.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.

Дети добывают камни в горе.

Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей ). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.

Дети садятся на ковер.

Исследовательская деятельность.

ОПЫТ №1. Цвет.

Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).

Вывод: камни разного цвета.

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) Дыхательная гимнастика.

(Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Затем снова прикладывают камни к щеке) Что изменилось? (Камни стали теплыми)

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. Определение характера поверхности.

Воспитатель : Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие) . А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? (У воспитателя – другой камень ) Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №3. Определение твердости-мягкости.

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой камень я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень. Что-нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной. (От пальца остаются вмятины-ямки.)

Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя.

Вывод: камни бывают твердые и мягкие.

ОПЫТ №4. Плавучесть.

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким). Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (Ответы детей).

ОПЫТ № 5. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).

Молодцы, вы очень внимательные дети.

Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.

Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка.

Стоит гора – старушка-

До небес макушка, Поднимаются на носки

Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук

Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.

Камешки теряет. Качают головой

И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.

Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о них еще раз скажет? (Ребенок обобщает свойства камней: камни бывают разные по форме и цвету, их очень много, все камни твердые, тяжелые и холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни). Скажите, а вам понравилась наша экспедиция? А что понравилось больше всего (Ответы нескольких детей). Ребята, мы говорили, что камни не живые. Да? (Дети: да). А вы знаете о том, что в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения . Давайте и мы оживим свои камешки.

Дети выполняют художественную деятельность на камнях под музыку.

Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.


Тема: Свойства камней.

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Художественно-эстетическая
  • Речевая
  • Социально-коммуникативная
  • Здоровье

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства
  2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
  3. Продолжать учить вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения. Формировать умение формулировать выводы.
  4. Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
  5. Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах.
  6. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Материалы и оборудование:

Мультимедийная презентация; Посылочный ящик; коллекция камней; лупа, стакан с водой, ложечка, салфетка, цветные карандаши (на каждого ребенка) .

Организационный момент

Дети сидят полукругом перед столом и экраном.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях. Основная часть

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.

Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №1) Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. (слайд №2) Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?

(Предположения детей)

Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море имеют более острые края. (слайд №3) В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения. (слайд №4) . Для чего ещё служит камень человеку?

(Предположения детей)

Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро. (слайды №5-8) . Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9) . Как вы думаете, почему?

Дети: камень очень прочный.

Помощник воспитателя извиняется и передает воспитателю посылку.

Воспитатель: Ребята, интересно, кто это посылку нам прислал. А может и не нам вовсе. Как мне проверить?

Воспитатель: А вы знаете адрес нашего детского сада, номер нашей группы?

Дети: называют адрес детского сада.

Воспитатель: читает адрес получателя. Всё правильно, посылка доставлена по адресу. От кого же она, хотите узнать? Читает адрес отправителя «Институт геологии» . Ребята, что это значит?

Дети: высказывают предположения.

Воспитатель: геология – это наука, которая изучает строение Земли и полезные ископаемые. В том числе и различные камни. Давайте посмотрим, что же внутри посылки. (открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо имеется. (читает) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней и отметить их в исследовательских таблицах Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи» . Ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас я приглашаю вас в нашу лабораторию. (Дети проходят к столам с оборудованием. Воспитатель раздает камни и листы исследования) . Мы будем как настоящие ученые исследовать свойства камней. Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Но прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики, ведь они должны работать точно и аккуратно.(Пальчиковая гимнастика)

На каждом столе лежат все необходимое. Результаты исследований запишем в таблицу. (Приложение) .

Для начала рассмотрим камень через лупу. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры) . Начнем записывать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу карандашом такого же цвета как ваш камень.

Блестит камень или нет?

Какой ваш камень на ощупь? Гладкий он или шероховатый? Ровный или с острыми уголками? Погладьте свои камни пальчиками.

А сейчас мы посмотрим, прозрачный наш камень или нет. Посмотрите на свет сквозь свой камень. Что вы видите? Пропускает камень свет или нет?

Посмотрите на наш лист исследования. Как вы думаете, какой эксперимент мы проведем теперь? Правильно, мы будем определять, тонет камень в воде или нет.

Наши камни в воде. Растворяются они или нет? Попробуйте аккуратно помешать камень ложечкой в воде. Отметьте нужную клеточку.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.

Воспитатель и несколько детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования.

Мы с вами выполнили просьбу ученых. Пора закрывать нашу лабораторию и отправить результаты нашей работы в институт геологии.

Дети убирают рабочие места.

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Ожидаемые результаты:

1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях

2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за камнями в процессе опытов.

Материалы: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней лимонный сок, пипетка, деревянный брусок, магниты, магнитная доска, карта России; халаты, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, подарки и сюрпризы.

Словарная работа: лаборатория,лупа.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!

Сегодня утром я получила необычное письмо. Адрес отправителя тоже загадочный - Горная Страна. Гномы. Но ещё больше я растерялась, когда открыла конверт - в нём нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы.

А вы, ребята, ничего необычного у себя в саду не замечали. Ведь, я думаю, не зря на моём послании этот знак. Давайте внимательно осмотрим всё вокруг.

(Дети находят шкатулку)

Кто из вас, ребята, знает, кто такие Гномы?

Чем они занимаются?

Как вы думаете, что может в шкатулке находиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержимое этой шкатулки.

Дети: В шкатулке находятся камни.

Воспитатель: Верно, это - камни. А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал и Сибирь (показ на карте).Здесь высокие горы. В них много богатств и сокровищ, здесь-то и работают Гномы

Но с какой целью Гномы нам послали эти камни и схемы?

(Предположения детей)

Не просто так шкатулка здесь,

И в том есть один секрет:

В шкатулке этой камни есть,

Что излучают свет!

Один, как мамины глаза,

Прозрачно- голубой;

Как виноградная лоза,

Зелёненький - другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я предлагаю, детки, их

Вам рассмотреть сейчас.

Ребята, а что вы знаете о камнях?

Не очень много вы о них знаете.

А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

(Дети надевают халаты и шапочки).

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Пальчики?

Дети: Чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: Уши?

Дети: Чтобы слушать.

Воспитатель: Гномы разрешили рассмотреть нам их коллекцию камней, какими они бывают?

Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

Покажите мне самый большой ваш камень.

Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

Все ли камни одинакового размера?

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

(На магнитную доску вывешивается первая схема).

Вот теперь, ребята, всё становится понятным, на схемах гномы изобразили то, что мы должны узнать о камнях.

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

Опыт № 3. Определение твёрдости.

В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.

Что произошло с пластилином? Почему?

А с камнем? Почему?

Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает - не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.

Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Камень твёрдый, прочный.

Опыт № 4. Определение температуры.

Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?

Наша кожа может быстро определять температуру.

Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Вывод: камни имеют разную температуру.

Как можно согреть холодный камень?

Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика : Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)

Опыт № 5. Плавучесть.

Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

Как это можно проверить?

Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Достают камень из воды, вытирают его салфеткой

- Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.

Опыт № 6. Камни издают звуки.

Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки.

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

Как называется этот прибор? (Лупа.)

Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

Посмотрите на свои ладошки.

А теперь посмотрите на них через лупу?

Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.

Что интересного вы увидели?

Молодцы, вы очень внимательные! Чтобы ещё раз проверить ваше внимание я предлагаю вам поиграть в игру » С другом мы пойдём гулять«

С другом мы гулять пойдем,
Речку - каменку найдем.
(встают парами, шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камушкам бежит.
Через речку мы вдвоем
По мосточку перейдем.
(шагают на месте)
Мостик каменный стоит,
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Из камней построен дом,
(движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем.
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Домик прочный из камней,
(руки над головой в форме «крыши»)
Для друзей всегда открыт!
(руки в стороны ладонями вперед).

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и прочесть послание Гномов о свойствах камней? (Один ребёнок делает вывод обо всех проделанных опытах)

Сейчас, ребята, возьмите свои подносы и выложим на песке узоры из камней. Может быть ночью, когда детский сад будет пуст, гномы вновь вернутся сюда и будут очень рады такому подарку.

А на память о нашей встрече я дарю вам эти блокноты и карандаши, предлагаю нарисовать в них то, что видели и о чем узнали. А ваши рисунки вместе с письмом поместим в этот конверт и отправим гномам в Горную страну

А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.

Автономная организация дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Березка»

КОНСПЕКТ

познавательно – исследовательской деятельности

на тему: «В удивительном мире камня»

(подготовительная группа)

Воспитатель АОДОМО "Центр развития ребенка- детский сад "Березка"

№9 «Фантазеры»

Жумагаженова Ф.Т.

г. Заводоуковск

2015г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательная»,«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Речевая».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Образовательные задачи:

1.Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.

2.Формировать элементарные представления о живой и неживой природе.

3. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).

4. Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.

5.Дать представление об областях использования камней; о том, что музыкальные инструменты можно создать путем природных материалов.

Развивающие задачи:

1.Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.

2.Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).

3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи:

1.Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

2.Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.

3.Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачные, светлый, тёмный, прочные.

Планируемые результаты:

Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Материалы: набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней, кусочки дерева, гвозди, молоток, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, алгоритмы исследований.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами; цикл бесед "Занимательная минералогия"; чтение сказок П.П.Бажова “Каменный цветок”, "Серебряное копытце";Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами»; заучивание стихотворения Л.В.Логинова "Гора", рассматривание детской энциклопедии Хочу все знать"; сбор коллекции камней.

1. Организационный момент: «Приветствие»

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вперед)

1,2,3,4,5(загибаем пальцы рук)

Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)

2 . Сюрпризный момент "Письмо".

Воспитатель: Ребята, посмотрите что я нашла под камнем, письмо, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может, тогда узнаем, от кого оно.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

В пыли на дороге ненужным лежать,

Кто нашу загадку сейчас отгадал,

Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

Воспитатель: Загадка про камень. Интересно, от кого же это письмо? Как вы думаете? (от гномов). Прочесть письмо? (да)

Воспитатель достает письмо и читает:«Здравствуйте дорогие дети! За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живем мы, гномы. День и ночь добываем разные камни. День и ночь стучат наши молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Узнали мы, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Чтобы избавиться от злых чар Горного короля мы должны узнать все о камнях. Помогите нам. Гномы».

3. Воспитатель: Ребята, поможем Гномам? Чтобы узнать все о камнях нам нужно в лабораторию, где проведем с ними опыты. И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.

Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать, щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.

Воспитатель : А рот, как нам будет помогать? (в рот ничего брать нельзя). Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?

Дети : вести себя тихо, никому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни. А вот и наша лаборатория.

4.Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Воспитатель: самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни: серый, коричневый, белый, зеленый, желтый и т.д.А какой формы камни? Значит, какой можно сделать вывод?

Дети делают вывод : камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель прикрепляет схему – рисунок на доску.)

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать? (сжать, ударить молотком). Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Почему? (камень тверже пластилина).

Так какой можно сделать вывод из этого опыты? Камень твердый, прочный.

А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Хорошо-плохо».

Игра "Хорошо-плохо" (дети называют положительные и отрицательные характеристики камней).

Ребята, камень это хорошо. Почему? Из него можно строить дома, дороги. Можно с камешками играть, делать мозаику, картины; есть лечебные камни; камни-обереги, талисманы; из камней делают украшения.

Камень-это плохо. Почему? Камнем можно разбить стекло, нос, проколоть колесо, наколоть ногу в воде.

5. Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель: Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: "Все камни одинакового размера?” (нет). Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод : камни бывают разных размеров.

Игра "Создаем музыкальные инструменты".

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. Хотите поиграть с камешками. Насыпьте в пластмассовую коробочку немного мелких камушков, закройте и погремите. На что это похоже?
(на маракасы). У нас получился настоящий оркестр из маракасов.

6. Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики

Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут.

7. Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами(дети рассматривают все свои камни).

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).Молодцы, очень внимательные дети.

8. Опыт № 5. Определение веса.

Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, как вы думаете, про какого человека говорят «У него каменное сердце»?

Дети: про злого, жестокого, безжалостного; человека, лишенного чувства сострадания.

Воспитатель: Ребята, а для следующего опыта нам понадобится много камней, давайте их соберем.

9. Физ. минутка:

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли - белых камешков нашли,
С собой все их принесли.

10. Опыт № 6: Определение температуры.

Воспитатель : Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Нашли? А как согреть холодный камень?

Дети предлагают способы действий: положить в горячую воду, приложить к щеке, зажать в кулачке, погреть горячим дыханием, положить на солнышко. Возьмите холодный камень и согрейте любым способом.

Воспитатель : Стал камушек теплее?

Дыхательная гимнастика . А сейчас я предлагаю всем вместе согреть холодный камушек своим теплым дыханием.

Дети берут холодный камень, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

11. Опыт № 7. Плавучесть.

Воспитатель обращает внимание детей на сосуды с водой. Специальным карандашом дети (два ребенка) отмечают уровень воды в обоих сосудах. Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим все камни в воду? (ответы детей). Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет (оставьте один камешек сухим).

Каждый малыш опускает свой камешек в один сосуд. Уровень воды в сосуде повышается. Дети высказывают свои мнения.

Вывод : камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воду выталкивают.

Педагог конкретизирует ответы детей фразой: «Камни не впитывают воду. Они ее выталкивают».

А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (мокрым). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (цветом, мокрый камень темнее.)Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (мокрые ярче).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и сделать важный вывод о свойствах камней?(один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах).

Вот мы и помогли, Гномам избавится от злых чар Горного короля, рассказав о свойствах камешек. Гномы нас благодарят.

12. Музыкальная игра « Гора».

Стоит гора-старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка,(тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает,(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И камешки теряет,(дети медленно отходят назад)

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся (по сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны).

Камешки прочь.

Раскатились камешки, и с той самой поры,(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

Ничего не осталось от нашей горы (Двумя руками показывают на опустевшее место).

13. Воспитатель: Ребята, мы сказали,что камни нужны для строительства домов, дорог, мостов и т.д., что еще можно с ними сделать?(ответы детей)

14. А еще на камнях можно рисовать. Давайте попробуем обыкновенный камень превратить в удивительный с помощью краски и кисти(дети рисуют разными художественными материалами).

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Картинки из лужи».

Мамонт хоботом из лужи

Голубой воды набрал

И на камушках ненужных

Васильки нарисовал.

На скале – лоскутик неба,

На тропинке – мотылька.

Жаль, что мелковата лужа,

Жаль, что лужа не река.

Когда камешки высохнут, мы создадим мини-выставку.

15. Рефлексия: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось?

Сегодня мы с вами узнали о камнях много удивительного. А также помогли гномам избавиться от чар Горного короля. Спасибо вам.




Публикации по теме