Конспект познавательного занятия в детском саду «День матери» для подготовительной группы с презентацией. План занятия «Праздники в нашей жизни Конспект занятия праздники в нашей жизни

Цель урока:

  • создать положительную мотивацию для выполнения раздела “Рукоделие”, умение поддерживать духовно-нравственные традиции предков в изготовлении продуктов деятельности декоративно-прикладного искусства
  • развивать знания о традициях, культуре русского народа, своей семьи, возможность реализации их на практике
  • воспитывать уважительное отношение к своей национальной истории, народным обычаям и традициям, уважительное отношение к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и его результатам.

Дидактическая цель: развитие познавательной активности, отдельных навыков проектирования: ассоциативного мышления, исследования.

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, практический, самостоятельная работа

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, индивидуально

Тип урока: Урок объяснения нового материала, практическая работа

Методическое оснащение урока:

  • Выставка изделий
  • Слайдовая презентация
  • Бланки с ассоциациями
  • Ткань для изготовления оберегов 2-х цветов
  • Нитки
  • Ножницы
  • Образец оберега
  • Выпечка

1.Организационный этап.

Психологическая подготовка учащихся. Я рада вас видеть, мы снова сегодня будем работать вместе. Надеюсь, у вас будет хорошее настроение.

2.Мотивация - этап актуализации субъектного опыта учащихся

Когда вас посещает хорошее настроение?

Мы с рождения окружены хороводом праздников. Праздники общенародные и церковные, праздники личные и семейные; годовщины приятных событий, юбилеи, встречи. И наши новые праздники, и наши старые, подзабытые религиозные стоят того, чтобы мы вспомнили традиции, сопровождающие их: обычаи дарения подарков, обычаи праздничных столов.

Романова Е.В. 221-598-879

Я думаю, что вы уже догадались, что речь на уроке пойдёт о праздниках и традициях, связанных с ними.

Слайд 1.Объявление темы урока, запись в тетрадь.

Сегодня урок необычный, у него есть имя. Имя урока “Радостный день”.

Слайд 2. Цели урока

3. Этап изучения нового материала

1. Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого

Наши ученицы провели исследование: как следуют традициям наших предков в их семьях?

Слайд 3.Диаграмма с результатами анкетирования

Вопросы анкеты:

  1. Что такое праздник?
  2. Какие праздники больше всего любят в вашей семье?
  3. Празднуют в вашей семье православные праздники?
  4. Есть ли вашей семье традиционные блюда?
  5. Что вы знаете о традициях празднования Троицы?
  6. Какие традиционные блюда готовят на Благовещение?
  7. Что такое “писанки”?
  8. Назовите пословицы и поговорки, связанные с праздниками

Слайд 4. Определение праздника. Запись в тетрадь.

Слайд 5. Представление праздника

2. Организация внимания . Упражнение “ Мудрые совы”. Самостоятельная работа с текстом. Работа в группах. Каждая группа получает своё задание.

Обучаемые получают задание с вопросами.

Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной и неизвестной.

  1. Какие традиции праздника вы хотели бы продолжить?
  2. Какие вы встретили пословицы и поговорки?

Слайды с изображениями и фотографиями праздников

Обсуждение. Вывод учителя. На празднике принято дарить подарки. А самые ценные подарки сделаны своими руками. Сегодня мы научимся делать особые подарки – обереги. Физкультминутка

4 этап. Практическая работа “ Изготовление оберега”

Слайд 6. Определение оберега. Запись в тетрадь.

А сейчас у нас появится машина времени, и мы окажемся в древней старине, в 987году. Я буду хозяйкой дома, а вы девушками, которые будут творить обереги для своих суженных.

Романова Е.В. 221-598-879

  1. Инструктаж по технике безопасности.
  2. Изготовление работы вместе с учителем
  3. Вывод

5. Этап первичной проверки знаний

Упражнение на ассоциации. Обучаемым предлагаются задания с ассоциациями. Это карточки с приметами традиций праздников.

Дети должны узнать знакомый им праздник.

6. Подведение итогов

Возвращение к целям урока

7. Рефлексия. Понравился ли вам урок?

8. Домашнее задание: трансформация знаний.

Найти и зарисовать обереги орнаменты для вышивания традиционные для Тамбовской области.

9. Подведение итогов. Вспомните приподнятое настроение, которое посещает нас и до праздника и после. Получается праздник длиною в жизнь, с прелестными народными обычаями и обрядами, которые я, надеюсь, вы возьмёте в свои семьи.

Цель:

Ход занятия

Слово учителя:

-

Что же такое праздник? (Праздник - день торжества, радости в честь или в память о человеке или событии в жизни людей). Праздни­ков очень много, и они разные.

Какие праздники вы знаете? Давайте выделим и запишем их в группы:

1.Семейные (день рождения, новоселье, свадьба...).

2.Профессиональные (дни учителя, врача...).

3.Религиозные (Пасха, Рождество...).

Правила:

- Идя на праздник, надень самую нарядную одежду.
Она должна быть чистой и аккуратной.

- Если ты пришел на праздник - веселись.

- Старайся принимать участие в играх и развлечениях

Учитель:

Я думаю, вы со мной согласитесь, что ни один праздник не об­ходится без танцев. Вот и мы с вами сейчас немного потанцуем.

Коммуникативное упражнение

«Инициатор движения»

Все участники становятся по кругу. Один ученик выходит за дверь. Класс выбирает человека, который будет инициатором движе­ний. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени ме­няя их, а все остальные будут повторять за ним. Участник, находящий­ся за дверью, возвращается, встает в центр круга и внимательно на­блюдает за учениками, стараясь понять, кто же является инициатором движений. Когда один из учеников выйдет за дверь, класс решает, кто будет инициатором движения.

Учитель:

У каждого народа свои традиции поздравлений, но правила подношения и получения подарков едины для всех воспитанных лю­дей. Получить подарок всегда приятно, важно при этом не огорчить дарящего. Вспомним, как себя вести.

Когда принимаешь подарок правильно...

приветливо улыбаться, поблагодарить; распаковать, посмотреть подарок; при повторном подарке не показывать виду; сладости пред­ложить окружающим; цветы поставить в воду.

Когда даришь подарок правильно...

учитывай вкус и желания адресата; дари то, чему обрадовался бы сам; покупай подарок, соответствующий по цене твоим возможностям; убери ценник; вложи открытку с поздравлением и своим именем.

Учитель:

Послушайте стихотворение Игоря Шевчука «Подарок».

На день рожденья Кактусу

Подарок подарили

И поздравленья Кактусу

Любезно говорили:

Примите, милый Кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный - распрекрасный

Большой воздушный...

Как принято вручать подарок?

Творческое задание

Нарисовать «подарок моей мечты».

Учитель:

Давайте посмотрим на ваши рисунки и подумаем, на какие груп­пы можно разделить все подарки.

Подарки бывают:

1.Литературные (стихи, газеты, открытки, плакаты).

2.Музыкальные (песни, танец).

3.Сладкие (торты, шоколадки, конфеты).

4.Вещественные (игрушка, книга, блокнот).

5.Символические (в честь какого-то события).

6.Сувенирные (вещь, которой любуются, но не употребляют её).

8.Живые (собака, кошка).

Членам семьи и всем друзьям дарят подарки, сделанные свои­ми руками, купить маме подарок с папой или дедушкой можно. Друзь­ям, близким дарят сувенир, рисунок и т. д.

Игра «Посылки»

Заранее заготавливаются бумажки с названиями предметов. Они кладутся в коробку. Водящий обращается к участникам игры: «Тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?». После ответа ребенка водящий достает одну из бумажек и зачитывает, что было в посылке.

Учитель:

Всем людям приятно получать подарки от друзей и близких, но важно при этом помнить, как правильно следует принимать подарки, чтобы не обидеть дарящего. А еще лучше самим почаще дарить подар­ки любимым и получать от этого радость и удовольствие.

Классный час: « ПРАЗДНИКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Цель: дать понятие слова «праздник»; показать роль праздника в жизни человека; обсудить правила поведения на празднике.

Оборудование: наглядность по праздникам (15 шт.), стрелки, тема и виды праздников., календарь, колпачки, шары, коробка для подарков., поздравительные открытки, музыка, рисунки детей.

    Вступительное слово:

Сегодня мы с вами поговорим о праздниках.

Что же такое праздник?

Праздник - день торжества, радости, единения людей, отмечая важные события в их жизни. Праздников очень много, и они разные.

Какие праздники вы знаете? Давайте выделим их в группы:

Семейные (день рождения, новоселье, свадьба, юбилеи, день покупки)

Профессиональные (дни учителя, врача……)

Религиозные (Пасха, Рождество, Курбан байрам…..)

Школьные(праздник букваря, осени, …)

Международные(праздники всех народов или стран)

Национальные( праздники конкретной страны)

Государственные

Какие праздники отмечает ваша семья?

Какой ваш любимый праздник? Почему?

У каждого праздника есть свои особенности в проведении, но есть для праздников и общие правила.

ПРАВИЛА:

Идя на праздник, надень самую нарядную одежду. Она должна быть чистой и аккуратной.

Если ты пришел на праздник - веселись.

Старайся принимать участие в играх и развлечениях.

2. Танец: « Если весело тебе, то делай так!» (3 раза, 4 раз всё вмес.)

Я думаю, вы со мной согласитесь, что ни один праздник не обходится без танцев.

Вот и мы с вами сейчас немного потанцуем.

    Правила подношения и получения подарков.

У каждого народа свои традиции поздравлений, но правила подношения и получения подарков едины для всех воспитанных людей. Получить подарок всегда приятно, важно при этом не огорчить дарящего. Вспомним, как себя вести.

Когда принимаешь подарок правильно . …

Приветливо улыбаться, поблагодарить; распаковать, посмотреть подарок; при повторном подарке не показывать виду; сладости предложить окружающим; цветы поставить в воду.

Когда даришь подарок правильно….

Учитывай вкус и желания адресата; дари то, чему обрадовался бы сам; покупай подарок соответствующий по цене твоим возможностям; убери ценник; вложи открытку с поздравлением и своим именем.

    Послушайте стихотворение Игоря Шевчука «Подарок»

На день рожденья Кактусу

Подарок подарили

И поздравленья Кактусу

Любезно говорили:

Примите, милый Кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный - распрекрасный

Большой воздушный…..

Удачный ли подарок подарили Кактусу? Почему?

Можно ли подарить то, что тебе самому не нужно?

Как принято вручать подарок?

Если вы пришли в гости, нельзя вручать подарок в прихожей. Необходимо снять верхнюю одежду, привести себя в порядок и в праздничной комнате, где накрыт стол и собираются гости, вручить подарок, обязательно в оригинальной упаковке, с улыбкой и самыми теплыми словами.

    Игра «Посылки»

Заранее заготавливаются бумажки с названиями предметов. Они кладутся в коробку. Водящий обращается к участникам игры: «Тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?»

После ответа водящий достает одну из бумажек и зачитывает, что было в посылке.

    Творческое задание.

Нарисовать « подарок моей мечты»

Давайте посмотрим на ваши рисунки и подумаем, на какие группы можно разделить все подарки.

ПОДАРКИ БЫВАЮТ:

Литературные (стихи, газеты, открытки, плакаты)

Музыкальные (песни, танцы)

Сладкие (торты, шоколадки, конфеты)

Вещественные (игрушка, книга, блокнот)

Символические (в честь какого-то события)

Сувенирные (вещь, которой любуются, но не употребляют её)

Цветы

Живые (собака, кошка)

Членам семьи и всем друзьям дарят подарки, сделанные своими руками. Друзьям, близким дарят сувенир, рисунок ….

7. Вывод : Всем людям приятно получать подарки от друзей и близких, но важно при этом помнить, как правильно следует принимать подарки, чтобы не обидеть дарящего. А ещё лучше самим, почаще дарить подарки любимым и получать от этого радость и удовольствие.

Что такое праздники?

Музыкальный подарок песня « Неприятность эту мы переживём»

Конспект познавательного занятия «Праздники в нашей жизни. День матери» для подготовительной группы.

Соколикова Мария Александровна
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 г. Ржев Тверской области
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Праздники в нашей жизни. День матери». Данный конспект был разработан для проведения занятия в подготовительной группе. В ходе занятия дети актуализируют и закрепляют свои знания, развивают связную речь,активизируют словарный запас, развивают познавательный интерес.
Цель: расширение знание детей о празднике «День матери».
Задачи:
1. Познакомить детей с обычаями празднования Дня матери в других странах.
2. Закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложение.
4. Уточнить знания детей о профессиях взрослых, узнавать её по иллюстрации.
5. Развивать аналитическое мышление, умение обобщать и классифицировать, эстетическое восприятие, учить видеть красоту цветов, передавать её в ручном труде.
6. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, к семье, стремление помогать.
Материалы: презентация, ножницы, салфетки голубого цвета, скрепленные по середине и проколотые дыроколом.
Предварительная работа: анкетирование, рисование портретов мамы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и пословиц о маме, предварительная беседа о профессиях мам, чтение легенды о незабудке.Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло. А сейчас посмотрите в окошко. Что мы там видим? На улице еще темно, давайте поможем солнышку проснуться.
В глазки друг другу посмотрите -
И улыбку вашу покажите.
Воспитатель: Россия большая страна с богатой историей. Во все времена люди чтили традиции и обычаи. Во что перешли традиции? Что такое праздник? Какие праздники бывают? Ребята, у меня есть одна игра. Хотите в нее поиграть? Присаживайтесь. Скажите, какие праздники существуют. Какими праздниками называют международными.
Ответы детей.(государственными, семейными, православными)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран. На экране будут появляться картинки, а вам нужно узнать какой же это праздник. Только давайте договоримся, что будем друг друга уважать. Готовы?
2 слайд.
Воспитатель: А какой это праздник?
Ответы детей(Новый год).
Воспитатель: А еще какой этот праздник?. Какие государственные праздники вы еще знаете?
Ответы детей.
3 слайд.
Воспитатель: Какой это праздник?
Ответы детей (День учителя).
Воспитатель: Какие еще профессиональные праздники вы знаете?
4 слайд.
Воспитатель: Какой это праздник?
Ответы детей (День рожденья).
Воспитатель: Какие еще вы знаете семейные праздники?
Ответы детей.
5 слад.
Воспитатель: Какой это праздник? Какие еще вы знаете православные праздники?
Ответы детей (Троица).
Воспитатель: Какие еще вы знаете православные праздники?
Ответы детей.
Воспитатель: Вам понравилась игра? А сейчас попробуйте отгадать одну загадку.
Приголубит кто тебя,
Поцелует кто, любя?
Сварит, постирает, свяжет,
Сказку добрую расскажет,
Пожалеет, пожурит,
Ласково поговорит.
Воспитатель: Кто же это? Да вы правы это мама. (6 слайд) Мама это главное слово в каждой судьбе. Почему мама главное для каждого человека?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, на этой неделе мы все будем говорить самые теплые слова и поздравлять наших мам с праздником. Вы знаете с каким праздником мы будем поздравлять наших мам?
Ответы детей.
Физминутка.
Воспитатель: Вот мы говорим, что скажем нашим мамам самые теплые и нежные слова. Давайте их назовем. В руках у меня волшебный шар,передавая его друг другу, мы назовем все, все слова для наших мам.
Дети встают и играют в игру «Скажи ласково».
Воспитатель: О каком празднике мы с вами говорим? (День матери) А вы знаете как появился этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель: А хотите узнать? Ну что ж тогда смотрите. (7 слайд. Греция) Мы отправляемся с вами в древние времена. Этот праздник имеет очень долгую историю возникновения. Все началось в Древней Греции и Древнем Риме. Люди тех времен верили, что как и каждый из живущих на земле, так и небожители, тоже имеют мать. Жители этой сказочной страны поклонялись в один из весенних дней Гее - матери всех богов, она олицетворяла собой всю землю. Не зря говорят земля мать родная, она и напоит, и накормит. А у римлян существовал трехдневный мартовский праздник, в который они воспевали родительницу своих покровителей – Кибела. Она - владычица гор, лесов и зверей и всего живого на земле.
(8 слайд) В Англии еще в далеком 17 веке было принято отмечать Мамино воскресение, провозглашенное королем Генрихом III. В каждое второе воскресенье Великого поста упорхнувшие из семейного гнезда дети должны были навещать родителей с подарками и гостинцами, купленными на заработанные самостоятельно деньги. В честь материнского праздника работодатели предоставляли всем желающим законный выходной день.
Инициатива создания праздника в Российской Федерации исходила от специального Комитета. Приказ об учреждении в России Дня матери был подписан 30 января 1998 года президентом. Это было всего 17 лет назад.
Воспитатель: Как вы думаете, все страны празднуют в один и тот же день этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель: К сожалению, в мире пока не учредили Международный День матери, поэтому в разных странах чествование самых любимых женщин выпадает на различные календарные даты.
(9 слад. Флаги) В Финляндии и во многих других странах во второе воскресенье мая женщины получают подарки от своих детей, им преподносят цветы и открытки, сделанные своими руками, говорят слова благодарности. Заслуженным матерям, прежде всего матерям-героиням, президент вручает орден Белой розы. Как вы думаете, что значит мать-героиня?
Ответы детей.
Воспитатель: А у нас есть матери-героини? Даже наши друзья соседи отмечают в разное время. В Белоруссии праздник отмечен в календаре 14 октября. История праздника День матери уходит корнями в православный праздник - Покров Пресвятой Богородицы, во всех православных церквях в этот день проводится праздничное богослужение.
В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду. Какого числа в этом году будет праздник День матери?
Ребенок: В этом году он будет 29 ноября(число празднования в зависимости от года - это был 2015 год) .
Воспитатель: Как вы думаете, все страны празднуют одинаково этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель: (10 слайд) Во многих странах сохранились народные традиции и обычаи празднования Дня матери. Например, американцы прикалывают к одежде гвоздики. Вот посмотрите. Эстонцы приветствуют материей вывешенными на улицах городов флагами (слайд). В нашей стране есть тоже традиция. В России уже несколько лет проходит Всероссийская акция ко Дню матери, «Мама, я тебя люблю!» Символом является незабудка.
Воспитатель: Может кто-нибудь знает, что это за цветок? Какого он цвета? Есть необычная легенда об этом цветке. Кто может рассказать ее? (по желанию дети рассказывают)
Ребенок: Когда матери и сестры провожали своих мужчин на войну, проливали слезы. И эти слезы, падая на землю, превращались в цветы незабудки. А потом эти незабудки стали дарить их своим близким на память, чтобы те не забывали о доме.
Воспитатель: (слайд). Вот такой это праздник. А как вы думаете, какой это праздник? (государственный, международный)
Воспитатель: Ребята, наше путешествие в историю праздника подходит к концу. Давайте поддержим в нашей стране этот праздник «Мама, я тебя люблю!» и сделаем незабудку для мамы.
Ответы детей.
Воспитатель: Подойдите к столам. Перед вами есть необходимые предметы. Нужно сложить салфетку, а затем вырезать лепесток. Затем развернуть его и собрать цветок,прижимая аккуратно салфетки к серединке. Вот так. Давайте сделаем этот цветок в подарок маме. Не забудьте правильно держать ножницы.
Дети вырезают силуэт и собирают цветок. Воспитатель помогает детям.
Воспитатель: Посмотрите какие волшебные цветы у вас получились. Ребята вам понравилось путешествие? О чем мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали? Вы сегодня молодцы. Давайте покажем нашим гостям ваши замечательные цветы.

Презентация на тему: Праздники в нашей жизни. День матери

Воспит: Почему вы решили, что люди несли вербочки? Как вы думаете, о каком празднике нам говорил Женя? Дети: О празднике «Вербное воскресенье», потому, что в этот день люди несут вербочки из храма домой.

Воспит: Правильно – это православный праздник « Вход Господень в Иерусалим» или «Вербное воскресенье» - это большой православный праздник.

В этот день много лет тому назад Божий сын Иисус Христос въезжал на ослике в город Иерусалим. Люди слышали о его добрых делах, поверили, что Он Спаситель всем людям и поэтому с большой радостью встречали Его. Народ встречал Спасителя, как царя. Одни снимали с себя одежду и постилали Ему под ноги. Другие срывали с деревьев пальмовые ветки и украшали ими дорогу. Весь народ в радости восклицал: «Осанна!» - что значит «спасение, радость, слава». Мы православные христиане также как и те люди с радостью идем в храм праздновать встречу со Спасителем. Но в России не растут пальмы, и поэтому в этот день люди стоят со свечками и зеленеющими веточками вербы, она первая ожила от долгой зимы из деревьев и кустарников.

О каком празднике мы сейчас с вами говорим?

Дети: «Вербное Воскресенье»

Воспит: Кто ехал в город Иерусалим?

Дети: Иисус Христос – Божий сын.

Воспит: Почему Ему бросали пальмовые ветки под ноги?

Дети: Его встречали как царя, с радостью.

Воспит: А почему мы идем в храм с вербами, а не с пальмовыми ветками?

Дети: Потому что у нас не растут пальмы, а верба первая оживает от долгой зимы из деревьев и кустарников.

Воспит: И у православных людей есть такой обычай, на большие праздники обязательно посещать всех больных людей, которые не могут придти в храм, поздравить их с праздником и подарить подарки. Подарить подарок – значит подарить радость, сделать доброе дело. А какое доброе дело мы можем сделать для Жени?

Дети: подарить вербочку. Муз. руков: Давайте и мы подарим добро, радость и свои пожелания Жене. (физкультминутка)

У меня есть волшебный лепесток, который нам в этом поможет

«Лети, лети лепесток (дети кружатся) Через запад на восток (руки влево вправо над головой) Через север, через Юг (руки вверх вниз) Возвращайся сделав круг (кружатся на месте) Лишь коснешься ты земли (присесть и коснуться лепестком пола)

Быть по - моему вели (встать)

Каждый ребенок говорит пожелание Жене (быть здоровым, счастливым, веселым и т.д.) Воспит: Что мы еще хотели сделать для Жени?

Дети: Веточку вербы.

Воспит: Почему мы делаем вербочку?

Дети: Потому что праздник «Вербное Воскресенье»

Воспит: Ребята, давайте подойдем к столу и сделаем вербочки для Жени?

(звучит музыка, дети делают поделки)

Воспит: У вас получились замечательные вербочки, а вы знаете, когда вербу приносили домой ее ставили в святой угол, но могли и поиграть с малыми детками, в шутку друг друга похлопывали веточками и приговаривали: Верба, Верба, Верба хлест, Верба хлест - бьет до слез, Верба синя бьет насильно, Верба красна бьет напрасно, Верба бела бьет за дело, Давайте распред елимся парами и возьмем по одной веточке.

Муз. руков: Какая красивая у вас получилась вербочка, а давайте про неё споём песенку

Воспит: А теперь из веточек сделаем букет для Жени. Что бы он получился праздничным, украсим его ленточкой.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Алексеевка «Образовательный центр»
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности интеллектуального направления в 1 классе
(авторский курс «По дорогам сказок»)
Игра – путешествие «Калейдоскоп сказок»
Автор: Головачёва Галина Викторовна,
учитель начальных классов высшей категории
2012 – 2013 учебный год
Занятие проводится в виде путешествия с использованием игр, загадок и театрализации. Занятие знакомит детей с одним из жанров фольклора - народной сказкой. Ученикам дается возможность проявить свои знания и творческие способности. Материал можно использовать на уроках и на внеклассных занятиях.
На занятии используется интерактивная доска.
Тема: Русские народные сказки.
Цель: формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.
Задачи урока
Развивающие задачи:
1. Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас.
2. Развивать актерские способности и внимательность детей.
3. Развивать умения грамотно, выразительно излагать свою мысль, логическое мышление, тренировать память.
Обучающие задачи:
1.Вспомнить известные русские народные сказки «Теремок, «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба».
2 .Обеспечить целостное восприятие и понимание текста.
3. Учить краткому пересказу и творческому пересказу.
4. Сформировать у детей знания об одном из жанров фольклора – народной сказке.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать коммуникативные умения работать в группах.
2.Воспитание на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.
3.Воспитывать любовь к литературному наследию русского народа.
4. Через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества.
5. Через элементы театрализации дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции, фантазии.
Оборудование:
1. Слайдовая презентация.
2. Музыкальное сопровождение (фонограмма).
3. Картинки – раскраски к сказкам для индивидуальной работы детей.
4. Наборы цветных карандашей.
5. Интерактивная доска.

ХОД ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«КАЛЕЙДОСКОП СКАЗОК»
(Звучит фонограмма, под которую педагог начинает занятие по внеурочной деятельности)
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
По какой она пойдет?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
(открываю «штору» на интерактивной доске) Первый слайд – название «Игра – путешествие по сказкам».
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в иргу – путешествие по сказкам. На нашем пути будет несколько станций – остановок. Все они непростые, на всех нас ожидают замысловатые задания. Да и передвигаться мы будем не совсем обычно, а на сказочном транспорте. Первым нас выручит КОВЕР – САМОЛЕТ (дети встают около своих столов, раздвигают руки в стороны, и совершают плавные движения, эмитируя самолет). Ну что ж, в добрый путь!
Станция РАЗМИНОЧНАЯ
- Ребята, сейчас я буду читать отрывки из сказок. Все дело в том, что они, эти отрывки, будут не совсем обычные, они будут стихотворные. Вы отгадайте, что это за сказки:
1) Бабка с Дедкой дружно жили,
Вместе репку посадили.
Выросла она большая,
Вооот такая!
Высотой – до крыши дома!
Шириной – с пологорода!
Репка скоро созревает,
А как вытащить не знают!
Очень круглые бока,
Не хватается рука.
Осенила мысль тут Дедку,
Я за хвостик дерну репку!
Ухватился Дед за репку.
Тянет-потянет -
Вытянуть не может!
Нет, не вышло ничего!
Нужно бы позвать еще
На подмогу хоть кого.
Очень вкусной была репка,
Раз в земле сидела крепко.
Бабка! Брось свои блины,
И скорее выходи,
Дернуть репку помоги!
Бабка за Дедку,
Дедка за репку.
Тянут-потянут -
Вытянуть не могут! (РЕПКА)
2) Ква-ква!..
Тишина...
В теремочке я одна.
Хоть кругом не очень сыро,
А хорошая квартира!
Ква-ква!
Тут и печка и дрова,
И котел и сковородка.
Вот находка, так находка!
Перед ужином пока
Заморю я червячка.
Только свет зажгла лягушка,
Постучалась мышь-норушка.
Это что за теремок,
Теремок?
Он не низок, не высок,
Не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Я, лягушка-квакушка.
А ты кто?
А я - мышка-норушка.
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоем.
Спелых зерен раздобудем,
Печь блины с тобою будем.
Так и быть, пожалуй в дом.
Веселее жить вдвоем! (ТЕРЕМОК)
3) Жили-были баба с дедом.
Щи пустые за обедом
Ели с хлебною краюшкой,
А пирог иль там ватрушка,
Это было больно сладко,
Даже чай и то вприглядку.
Но однажды во субботу
Дед услышал, сквозь дремоту
Голос бабы, с изумленьем.
- На святое воскресенье
Испеку я колобок.
Поищу муки чуток,
По сусекам помету -
Что-нибудь изобрету. (КОЛОБОК)
4) Жили – были дед да баба,
Вместе с курочкою Рябой,
Курочка всего одна,
И снесла яйцо она.
А яйцо то непростое,
Словно солнце – золотое!
Его дед сначала бил,
Так и сяк и не разбил,
Баба тоже его била,
Так и эдак, не разбила.
Мышка по столу бежала,
К своей норке поспешала,
Хвостиком яйцо задела,
Оно на пол полетело,
А упав, яйцо разбилось,
И на части развалилось.
Дед и баба сидят, плачут,
Ряба курочка кудахчет,
Не плач баба,
Не плач дед,
Я вам завтра же в обед,
Снесу яичко другое,
Не златое, а простое. (КУРОЧКА РЯБА)
5) Рано утром уходила в лес
За травкой, чтобы силы
Поднабраться, Мать-коза,
Строго-настрого сказав:
- «Волку дверь не открывать
И спокойно маму ждать».
Дети ж – семеро козлят
Сидеть тихо не хотят.
Веселятся, непоседы,
Скачут шумно, сладу нету.
В пору ту лесной тропой
Шёл голодный зверь лесной.
Волк смекнул - козы нет дома,
Ситуация знакома!
Съем козлят и буду сыт,
Я же волк - лесной бандит!
Постучал когтями в дверь –
(ШЁПОТОМ)
«Так и снял б её с петель!»
Сам же ласково хрипит
Деткам сказку говорит:
«Мама – козочка пришла,
Молока вам принесла». (ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ)
- Ребята, как вы думаете, почему сказка называется «Волк и семеро козлят»? (Потому, что главные герои сказки – семеро маленьких козляток)
- Перед вами иллюстрация, сколько на ней должно быть козлят?
- Давайте проверим, не ошибся ли художник, когда рисовал? (Вместе с детьми, хором считаем козлят, учитель на интерактивной доске «нумерует» козлят, их оказывается семь).
- Все ли верно сделал художник?
- Молодцы, ребята! Отлично знаете сказки, ведь даже с таким сложным заданием вы справились очень быстро!
- Продолжаем наше путешествие. Теперь нас понесут САПОГИ – СКОРОХОДЫ (дети присаживаются и негромко топают полусогнутыми ногами, руками размахивая, как при ходьбе).На нашем пути следующая станция: станция ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
- Сейчас мы узнаем, сможете ли вы узнать героев сказок? Я буду показывать иллюстрации, а вы мне говорите из какой же это сказки. (Демонстрирую раскраски – рисунки с героями сказок, дети отвечают, из какой он сказки, раздаю их детям).
(СМОТРИ ПРиЛОЖЕНИЕ – РИСУНКИ – РАСКРАСКИ)
- Посмотрите, здесь(на нтерактивной доске)художник тоже оставил рисунок. Ребята, из какой он сказки? (КОЛОБОК).
- Почему вы так решили? (На иллюстрации главный герой этой сказки – КОЛОБОК).
- Ребята, просмотренные иллюстрации не красочные. Художник видимо не успел их раскрасить. Поможем ему? (Детям раздаются иллюстрации – раскраски, которые нужно раскрасить. На выполнение работы отводится 5 минут.)(НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ РОАСКРАШИВАЕМ КОЛОБКА, ТРАВКУ, ОБЛАКА, ДОРОЖКУ. Параллельно работа идет на местах, дети раскрашивают предложенные им иллюстрации).(По окончании работы: демонстрация друг другу полученных рисунков. Дети сидя на своих местах, на вытянутых вверх руках показывают свои работы)
- Молодцы, ребята! Постарались на славу! Пора продолжить наш путь. Теперь мы полетим на СТУПЕ БАБЫ ЯГИ (Дети присаживаются и руками совершают движения, похожие на работу дворника метлой.)
- Ну, вот мы и на месте! Перед нами станция СКОРОГОВОРНАЯ. Что же она нам приготовила? Мы с вами вот все путешествуем, да рисуем. Наши ручки, наши ножки, наши спинки не устали. А вот язычок в ротике уже заскучал. Сейчас и он получит задание. Ребята, а кто знает, что такое скороговорки?(Это фразы, которые нужно произносить быстро и правильно).
(Обращаю внимание детей на интерактивную доску, на очередном слайде дана подборка скороговорок, указываю на одну из них, отмечаю ее «галочкой», говорю о том, что мне очень нравится именно она.)
_ Но, для вас, ребята, я приготовила несколько других скороговорок. Давайте попробуем их проговорить быстро - быстро! Вот сейчас мы посмотрим, у кого из вас язычок отлично справится с работой.
- Проворонила ворона воронёнка.
- Курица волнуется, Не пугайте курицу.
- У ёлки иголки колки.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Какие вы молодцы, ребята! Ну что ж, проследуем на следующую станцию. Наш КОВЕР – САМОЛЕТ заскучал без дела, полетим ка мы на нем (дети встают около своих столов, раздвигают руки в стороны, и совершают плавные движения, эмитируя самолет).
- И вот следующая станция СТИХОТВОРНАЯ. Сейчас мы с вами постараемся вспомнить песенки и стихи из известных русских народных сказок. (Обращаю внимание детей на очередной слайд)
1. Какую песню пел КОЛОБОК?
Я по коробам метен,
По сусекам скребен,
В сыром масле пряжен,
На окошке стужен;
Я от деда ушел,
Я от бабы ушел,
И от тебя убегу.
- Найдите этого героя на слайде. Отметьте «галочкой». (Дети выходят к доске и выполняют задание учителя, отмечая упомянутого героя).
2. Какими словами ЕМЕЛЯ из сказки «По щучьему велению» просил у щуки исполнения своего желания?
По щучьему веленью, по моему хотенью….
-Где он на картинке? Отметьте!((Дети выходят к доске и выполняют задание учителя, отмечая упомянутого героя).
3. Какую песенку пела КОЗА своим козляткам из сказки «Волк и семеро козлят»?
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
- Где эта сказка? Отметьте! (Дети выходят к доске и выполняют задание учителя, отмечая упомянутого героя).
4. Что говорила МАША МЕДВЕДЮ из сказки «Маша и медведь», когда медведю хотелось присесть на пенек?
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке.
- Найдите героя. Отметьте! (Дети выходят к доске и выполняют задание учителя, отмечая упомянутого героя).
5. Как ИВАНУШКА – ДУРАЧОК из сказки «Сивка – Бурка» вызывал СИВКУ – БУРКУ?
Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
- Найдите героя! Отметьте! ((Дети выходят к доске и выполняют задание учителя, отмечая упомянутого героя).- Молодцы! Хорошо вы знаете сказки, их героев и даже фразы, которые они говорят. А теперь снова – в путь! Вновь надеваем САПОГИ – СКОРОХОДЫ (дети присаживаются и негромко топают полусогнутыми ногами, руками размахивая, как при ходьбе). На нашем пути следующая станция: станция РЕБУСНАЯ.
- Чем же мы здесь займемся?
- Сейчас мы поиграем. Но это будет не совсем обычная игра. Сейчас нам с вами нужно будет выполнять наверное самое трудное задание. Нас ждет две игры. Первая игра называется: СОЕДИНИ ПОЛОВИНКИ». Слушайте внимательно правила игры: в сказках очень много фраз, которые известны всем. Я буду говорить первую часть фразы, а вы вспоминайте и договаривайте ее, проговаривая ее окончание. Итак, начали!
- Сказка – ложь, да в ней – намек. (Дети: Добрым молодцам урок).- Я там был. Мед-пиво пил. (Дети: По усам текло, а в рот не попало).- Тут и сказке – конец, (Дети: а кто слушал – молодец).
- Растет не по дням, (Дети: а по часам).
- Кто в тереме живет? (Дети: Кто в не высоком живет?)- Скоро сказка сказывается, (Дети: Да нескоро дело делается).- Молодцы! А теперь пришло время для второй игры. Я буду загадывать сложные загадки, а вы думайте и отгадывайте их.
1. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок. Сказка “Теремок”)2. Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Кто герои этой сказки? (Три медведя. Сказка “Три медведя”)3. Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка.)
4. Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (Колобок.)
5. Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня.)
6. В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке. (Баба Яга.)
7. Братишка ей не подчинился
И вот в козлёнка превратился,
Когда водицы из копытца
Он в знойный день решил напиться. (Алёнушка.)
8. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит -
Это доктор... (Айболит.)
- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились! Ну что же, пора двигаться к последней станции. Снова возьмем СТУПУ У БАБЫ ЯГИ (Дети присаживаются и руками совершают движения, похожие на работу дворника метлой.) Полетели к следующей станции. А называется она ИГРОВАЯ.
- Ребята, сейчас мы с вами будем артистами. Мы покажем сказку «Репка». Для этого вспомним, сколько героев в этой сказке, и кто. (Дети инсценируют сказку «Репка». В том случае, если остается время, сказка инсценируется несколько раз.)Подведение итогов:
- Ребята, вот и подошло к окончанию наше путешествие. Сегодня мы с вами еще раз побывали в гостях у самых известных русских народных сказок. Ребята, а что самого замечательного в сказках? (В сказках добро всегда побеждает зло).
- А в обыденной, повседневной жизни нужно ли относится к людям по – доброму? В жизни тоже добро всегда побеждает зло.
- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Мне было приятно и интересно с вами. А те рисунки, которые вы сегодня сделали, возьмите не память о нашей сегодняшней встрече. Спасибо всем.
В сказке можно покататься на луне,
И по радуге промчаться на коне.
Со слоненком подружиться,
И поймать перо жар – птицы……

Конспект познавательного занятия «Праздники в нашей жизни. День матери» для подготовительной группы.

Соколикова Мария Александровна
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 г. Ржев Тверской области
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Праздники в нашей жизни. День матери». Данный конспект был разработан для проведения занятия в подготовительной группе. В ходе занятия дети актуализируют и закрепляют свои знания, развивают связную речь,активизируют словарный запас, развивают познавательный интерес.
Цель: расширение знание детей о празднике «День матери».
Задачи:
1. Познакомить детей с обычаями празднования Дня матери в других странах.
2. Закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложение.
4. Уточнить знания детей о профессиях взрослых, узнавать её по иллюстрации.
5. Развивать аналитическое мышление, умение обобщать и классифицировать, эстетическое восприятие, учить видеть красоту цветов, передавать её в ручном труде.
6. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, к семье, стремление помогать.
Материалы: презентация, ножницы, салфетки голубого цвета, скрепленные по середине и проколотые дыроколом.
Предварительная работа: анкетирование, рисование портретов мамы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и пословиц о маме, предварительная беседа о профессиях мам, чтение легенды о незабудке.Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло. А сейчас посмотрите в окошко. Что мы там видим? На улице еще темно, давайте поможем солнышку проснуться.
В глазки друг другу посмотрите -
И улыбку вашу покажите.
Воспитатель: Россия большая страна с богатой историей. Во все времена люди чтили традиции и обычаи. Во что перешли традиции? Что такое праздник? Какие праздники бывают? Ребята, у меня есть одна игра. Хотите в нее поиграть? Присаживайтесь. Скажите, какие праздники существуют. Какими праздниками называют международными.
Ответы детей.(государственными, семейными, православными)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран. На экране будут появляться картинки, а вам нужно узнать какой же это праздник. Только давайте договоримся, что будем друг друга уважать. Готовы?
2 слайд.
Воспитатель: А какой это праздник?
Ответы детей(Новый год).
Воспитатель: А еще какой этот праздник?. Какие государственные праздники вы еще знаете?
Ответы детей.
3 слайд.
Воспитатель: Какой это праздник?
Ответы детей (День учителя).
Воспитатель: Какие еще профессиональные праздники вы знаете?
4 слайд.
Воспитатель: Какой это праздник?
Ответы детей (День рожденья).
Воспитатель: Какие еще вы знаете семейные праздники?
Ответы детей.
5 слад.
Воспитатель: Какой это праздник? Какие еще вы знаете православные праздники?
Ответы детей (Троица).
Воспитатель: Какие еще вы знаете православные праздники?
Ответы детей.
Воспитатель: Вам понравилась игра? А сейчас попробуйте отгадать одну загадку.
Приголубит кто тебя,
Поцелует кто, любя?
Сварит, постирает, свяжет,
Сказку добрую расскажет,
Пожалеет, пожурит,
Ласково поговорит.
Воспитатель: Кто же это? Да вы правы это мама. (6 слайд) Мама это главное слово в каждой судьбе. Почему мама главное для каждого человека?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, на этой неделе мы все будем говорить самые теплые слова и поздравлять наших мам с праздником. Вы знаете с каким праздником мы будем поздравлять наших мам?
Ответы детей.
Физминутка.
Воспитатель: Вот мы говорим, что скажем нашим мамам самые теплые и нежные слова. Давайте их назовем. В руках у меня волшебный шар,передавая его друг другу, мы назовем все, все слова для наших мам.
Дети встают и играют в игру «Скажи ласково».
Воспитатель: О каком празднике мы с вами говорим? (День матери) А вы знаете как появился этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель: А хотите узнать? Ну что ж тогда смотрите. (7 слайд. Греция) Мы отправляемся с вами в древние времена. Этот праздник имеет очень долгую историю возникновения. Все началось в Древней Греции и Древнем Риме. Люди тех времен верили, что как и каждый из живущих на земле, так и небожители, тоже имеют мать. Жители этой сказочной страны поклонялись в один из весенних дней Гее - матери всех богов, она олицетворяла собой всю землю. Не зря говорят земля мать родная, она и напоит, и накормит. А у римлян существовал трехдневный мартовский праздник, в который они воспевали родительницу своих покровителей – Кибела. Она - владычица гор, лесов и зверей и всего живого на земле.
(8 слайд) В Англии еще в далеком 17 веке было принято отмечать Мамино воскресение, провозглашенное королем Генрихом III. В каждое второе воскресенье Великого поста упорхнувшие из семейного гнезда дети должны были навещать родителей с подарками и гостинцами, купленными на заработанные самостоятельно деньги. В честь материнского праздника работодатели предоставляли всем желающим законный выходной день.
Инициатива создания праздника в Российской Федерации исходила от специального Комитета. Приказ об учреждении в России Дня матери был подписан 30 января 1998 года президентом. Это было всего 17 лет назад.
Воспитатель: Как вы думаете, все страны празднуют в один и тот же день этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель: К сожалению, в мире пока не учредили Международный День матери, поэтому в разных странах чествование самых любимых женщин выпадает на различные календарные даты.
(9 слад. Флаги) В Финляндии и во многих других странах во второе воскресенье мая женщины получают подарки от своих детей, им преподносят цветы и открытки, сделанные своими руками, говорят слова благодарности. Заслуженным матерям, прежде всего матерям-героиням, президент вручает орден Белой розы. Как вы думаете, что значит мать-героиня?
Ответы детей.
Воспитатель: А у нас есть матери-героини? Даже наши друзья соседи отмечают в разное время. В Белоруссии праздник отмечен в календаре 14 октября. История праздника День матери уходит корнями в православный праздник - Покров Пресвятой Богородицы, во всех православных церквях в этот день проводится праздничное богослужение.
В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду. Какого числа в этом году будет праздник День матери?
Ребенок: В этом году он будет 29 ноября(число празднования в зависимости от года - это был 2015 год) .
Воспитатель: Как вы думаете, все страны празднуют одинаково этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель: (10 слайд) Во многих странах сохранились народные традиции и обычаи празднования Дня матери. Например, американцы прикалывают к одежде гвоздики. Вот посмотрите. Эстонцы приветствуют материей вывешенными на улицах городов флагами (слайд). В нашей стране есть тоже традиция. В России уже несколько лет проходит Всероссийская акция ко Дню матери, «Мама, я тебя люблю!» Символом является незабудка.
Воспитатель: Может кто-нибудь знает, что это за цветок? Какого он цвета? Есть необычная легенда об этом цветке. Кто может рассказать ее? (по желанию дети рассказывают)
Ребенок: Когда матери и сестры провожали своих мужчин на войну, проливали слезы. И эти слезы, падая на землю, превращались в цветы незабудки. А потом эти незабудки стали дарить их своим близким на память, чтобы те не забывали о доме.
Воспитатель: (слайд). Вот такой это праздник. А как вы думаете, какой это праздник? (государственный, международный)
Воспитатель: Ребята, наше путешествие в историю праздника подходит к концу. Давайте поддержим в нашей стране этот праздник «Мама, я тебя люблю!» и сделаем незабудку для мамы.
Ответы детей.
Воспитатель: Подойдите к столам. Перед вами есть необходимые предметы. Нужно сложить салфетку, а затем вырезать лепесток. Затем развернуть его и собрать цветок,прижимая аккуратно салфетки к серединке. Вот так. Давайте сделаем этот цветок в подарок маме. Не забудьте правильно держать ножницы.
Дети вырезают силуэт и собирают цветок. Воспитатель помогает детям.
Воспитатель: Посмотрите какие волшебные цветы у вас получились. Ребята вам понравилось путешествие? О чем мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали? Вы сегодня молодцы. Давайте покажем нашим гостям ваши замечательные цветы.

Презентация на тему: Праздники в нашей жизни. День матери

Цель: дать понятие слова «праздник»; показать роль праздника в жизни человека; обсудить правила поведения на празднике.

Ход занятия

Слово учителя:

- Сегодня мы с вами поговорим о праздниках.

Что же такое праздник? (Праздник - день торжества, радости в честь или в память о человеке или событии в жизни людей). Праздни­ков очень много, и они разные.

Какие праздники вы знаете? Давайте выделим и запишем их в группы:

1.Семейные (день рождения, новоселье, свадьба...).

2.Профессиональные (дни учителя, врача...).

3.Религиозные (Пасха, Рождество...).

Какие праздники отмечает ваша семья?

Какой ваш любимый праздник? Почему?

У каждого праздника есть свои особенности в проведении, но есть для праздников и общие правила.

Правила:

- Идя на праздник, надень самую нарядную одежду.
Она должна быть чистой и аккуратной.

- Если ты пришел на праздник - веселись.

- Старайся принимать участие в играх и развлечениях

Учитель:

Я думаю, вы со мной согласитесь, что ни один праздник не об­ходится без танцев. Вот и мы с вами сейчас немного потанцуем.

Коммуникативное упражнение

«Инициатор движения»

Все участники становятся по кругу. Один ученик выходит за дверь. Класс выбирает человека, который будет инициатором движе­ний. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени ме­няя их, а все остальные будут повторять за ним. Участник, находящий­ся за дверью, возвращается, встает в центр круга и внимательно на­блюдает за учениками, стараясь понять, кто же является инициатором движений. Когда один из учеников выйдет за дверь, класс решает, кто будет инициатором движения.

Учитель:

У каждого народа свои традиции поздравлений, но правила подношения и получения подарков едины для всех воспитанных лю­дей. Получить подарок всегда приятно, важно при этом не огорчить дарящего. Вспомним, как себя вести.

Когда принимаешь подарок правильно...

приветливо улыбаться, поблагодарить; распаковать, посмотреть подарок; при повторном подарке не показывать виду; сладости пред­ложить окружающим; цветы поставить в воду.

Когда даришь подарок правильно...

учитывай вкус и желания адресата ; дари то, чему обрадовался бы сам; покупай подарок, соответствующий по цене твоим возможностям; убери ценник; вложи открытку с поздравлением и своим именем.

Учитель:

Послушайте стихотворение Игоря Шевчука «Подарок».

На день рожденья Кактусу

Подарок подарили

И поздравленья Кактусу

Любезно говорили:

Примите, милый Кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный - распрекрасный

Большой воздушный...

Удачный ли подарок подарили Кактусу? Почему?

Можно ли подарить то, что тебе самому не нужно?

Как принято вручать подарок?

Если вы пришли в гости, нельзя вручать подарок в прихожей. Необходимо снять верхнюю одежду, привести себя в порядок и в праздничной комнате, где накрыт стол и собираются гости, вручить подарок, обязательно в оригинальной упаковке, с улыбкой и самыми теплыми словами.

Творческое задание

Нарисовать «подарок моей мечты».

Учитель:

Давайте посмотрим на ваши рисунки и подумаем, на какие груп­пы можно разделить все подарки.

Подарки бывают:

1.Литературные (стихи, газеты, открытки, плакаты).

2.Музыкальные (песни, танец).

3.Сладкие (торты, шоколадки, конфеты).

4.Вещественные (игрушка, книга, блокнот).

5.Символические (в честь какого-то события).

6.Сувенирные (вещь, которой любуются, но не употребляют её).

8.Живые (собака, кошка).

Членам семьи и всем друзьям дарят подарки, сделанные свои­ми руками, купить маме подарок с папой или дедушкой можно. Друзь­ям, близким дарят сувенир, рисунок и т. д.

Игра «Посылки»

Заранее заготавливаются бумажки с названиями предметов. Они кладутся в коробку. Водящий обращается к участникам игры: «Тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?». После ответа ребенка водящий достает одну из бумажек и зачитывает, что было в посылке.

Учитель:

Всем людям приятно получать подарки от друзей и близких, но важно при этом помнить, как правильно следует принимать подарки, чтобы не обидеть дарящего. А еще лучше самим почаще дарить подар­ки любимым и получать от этого радость и удовольствие.

Воспит: Почему вы решили, что люди несли вербочки? Как вы думаете, о каком празднике нам говорил Женя? Дети: О празднике «Вербное воскресенье», потому, что в этот день люди несут вербочки из храма домой.

Воспит: Правильно – это православный праздник « Вход Господень в Иерусалим» или «Вербное воскресенье» - это большой православный праздник.

В этот день много лет тому назад Божий сын Иисус Христос въезжал на ослике в город Иерусалим. Люди слышали о его добрых делах, поверили, что Он Спаситель всем людям и поэтому с большой радостью встречали Его. Народ встречал Спасителя, как царя. Одни снимали с себя одежду и постилали Ему под ноги. Другие срывали с деревьев пальмовые ветки и украшали ими дорогу. Весь народ в радости восклицал: «Осанна!» - что значит «спасение, радость, слава». Мы православные христиане также как и те люди с радостью идем в храм праздновать встречу со Спасителем. Но в России не растут пальмы, и поэтому в этот день люди стоят со свечками и зеленеющими веточками вербы, она первая ожила от долгой зимы из деревьев и кустарников.

О каком празднике мы сейчас с вами говорим?

Дети: «Вербное Воскресенье»

Воспит: Кто ехал в город Иерусалим?

Дети: Иисус Христос – Божий сын.

Воспит: Почему Ему бросали пальмовые ветки под ноги?

Дети: Его встречали как царя, с радостью.

Воспит: А почему мы идем в храм с вербами, а не с пальмовыми ветками?

Дети: Потому что у нас не растут пальмы, а верба первая оживает от долгой зимы из деревьев и кустарников.

Воспит: И у православных людей есть такой обычай, на большие праздники обязательно посещать всех больных людей, которые не могут придти в храм, поздравить их с праздником и подарить подарки. Подарить подарок – значит подарить радость, сделать доброе дело. А какое доброе дело мы можем сделать для Жени?

Дети: подарить вербочку. Муз. руков: Давайте и мы подарим добро, радость и свои пожелания Жене. (физкультминутка)

У меня есть волшебный лепесток, который нам в этом поможет

«Лети, лети лепесток (дети кружатся) Через запад на восток (руки влево вправо над головой) Через север, через Юг (руки вверх вниз) Возвращайся сделав круг (кружатся на месте) Лишь коснешься ты земли (присесть и коснуться лепестком пола)

Быть по - моему вели (встать)

Каждый ребенок говорит пожелание Жене (быть здоровым, счастливым, веселым и т.д.) Воспит: Что мы еще хотели сделать для Жени?

Дети: Веточку вербы.

Воспит: Почему мы делаем вербочку?

Дети: Потому что праздник «Вербное Воскресенье»

Воспит: Ребята, давайте подойдем к столу и сделаем вербочки для Жени?

(звучит музыка, дети делают поделки)

Воспит: У вас получились замечательные вербочки, а вы знаете, когда вербу приносили домой ее ставили в святой угол, но могли и поиграть с малыми детками, в шутку друг друга похлопывали веточками и приговаривали: Верба, Верба, Верба хлест, Верба хлест - бьет до слез, Верба синя бьет насильно, Верба красна бьет напрасно, Верба бела бьет за дело, Давайте распред елимся парами и возьмем по одной веточке.

Муз. руков: Какая красивая у вас получилась вербочка, а давайте про неё споём песенку

Воспит: А теперь из веточек сделаем букет для Жени. Что бы он получился праздничным, украсим его ленточкой.



Публикации по теме