Конспект саду ли в огороде. Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе «Светлячки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

познавательное развитие

«Во саду ли в огороде»

в старшей группе «Светлячки»

Шахунья.

Цель : расширять и уточнять знания о фруктах и овощах.

Задачи :

Образовательные:

продолжать упражнять детей в определении овощей по их внешнему виду, в умении называть их;

продолжать формировать представления о труде овощеводов и садоводов;

закреплять и уточнять знания о заготовке и хранении овощей, фруктов.

Развивающие:

развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас.

приобщать детей к словесному искусству;

развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.

Воспитательные:

воспитывать у детей желание включаться совместно со взрослым в предложенную работу;

приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;

воспитывать желание работать с друг другом.

Словарная работа : плантация, садоводы, овощеводы.

Предварительная работа :

проведение дидактических игр по темам: “овощи”, “фрукты”, “ягоды”;

чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари;

работа на огороде, сбор урожая овощей;

придумывание и отгадывание загадок;

рисование, лепка фруктов, ягод, овощей;

сюжетно-ролевая игра “магазин”;

беседа на тему «что мы выращиваем на огороде,а что в саду».

Материал:

набор картинок о труде овощеводов и садоводов; муляжи овощей (огурец, помидор); картинки овощей, фруктов.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1.Организационный момент.

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу улыбки.

2. Классификация овощей и фруктов.

Воспитатель загадывает загадки:

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (морковь)

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостиком крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (огурцы)

Молодцы! Догадались.

Что это - морковь, огурцы? Как можно назвать их одним словом? (овощи)

Назовите, какие еще вы знаете овощи? (тыква, помидора, перец, репа, свекла, лук, картофель и т. д.)

3. Дидактическая игра «Что мы знаем об овощах?»

Где выращивают овощи? (на огородах, на дачах)

А ещё, ребята, выращивают овощи в совхозах. Знаете ли вы, как называются участки где выращивают большой урожай овощей? Они называются - плантациями. Как вы думаете, как называют людей, которые выращивают овощи? (овощеводами)

Для чего выращивают овощи? (овощи очень полезны, они употребляются в пищу людям и скоту)

Есть овощи, которые можно употреблять сырыми, знаете ли вы такие? Назовите их.

(помидор, лук, редис и другие)

Очень вкусны салаты из свежих овощей. В сырых овощах содержится больше витаминов, чем в вареных. А знаете почему? При варке витамины из овощей вывариваются, а в сырых остаются полностью.

Какие же овощи полезнее: сырые или вареные? (сырые)

4.Дидактическая игра: «Определи овощ на вкус»

А сейчас мы с вами поиграем. Нужно определить с закрытыми глазами какие овощи вы едите.

Расскажите об узнанном овоще: как его сажают, как за ним ухаживают, когда собирают (сажают семенами, получается рассада, рассаду высаживают).

Для чего так много сажают овощей на плантациях? (потому что овощи нужны в детских садах, больницах, для городских жителей)

Как же овощеводы управляются с выращиванием больших урожаев? (овощеводам в их работе помогают машины)

5.Рассматривание картинок и беседа по их содержанию.

Дети рассматривают, как трактор пашет землю, как сеют сеялками семена, рыхлят землю, пропалывают ее культиваторами, поливают специальными агрегатами, выращенный урожай грузят на машины, везут в магазины, больницы детские сады.

Кто из вас, ребята, видел, как убирают овощи? (дети рассказывают о том, как и когда убирают овощи их родители, бабушки; куда убирают для хранения)

Расскажите, в каком виде попадают овощи к нам на стол. (Овощи каждый день подают на стол: свежие (в салатах), вареные (в супах, борщах) и заготовленные впрок в банках(соленые, маринованные, консервированные).

Почему овощи полезны? (В овощах много витаминов, которые нужны людям, чтобы они были здоровы. Овощи употребляют в пищу круглый год.)

5.Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки; овощи – приседаете, руками упираетесь об пол.

6.Игра «Где выращивают фрукты?»

А вот очень интересная загадка. Послушайте, про что она?

Круглое, румяное,

Я росту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (яблоко)

На сучках висят шары,

Посинели от жары.(слива)

Все эти загадки о чем? (о фруктах)

Назовите, какие вы фрукты знаете? (вишня, груши, апельсины, гранат и другие)

Как называют людей которые выращивают фрукты и ягоды? (садоводы)

Рассматривание картинок о труде садоводов: какие ягоды и фрукты они выращивают, как выращивают, какие машины помогают им в их труде.

Садоводы собирают урожай, раскладывают в специальные ящики и отправляют на различные предприятия. Как вы думаете куда? (заводы, фабрики)

Правильно, есть такие предприятия, где из свежих ягод и фруктов готовят компоты, соки, варенье.

7. Игра «Повар»

Ребята, давайте поиграем в игру «Повар».

Дети становятся в круг, выбирается ведущий, он находится в середине круга. Остальные дети договариваются, каким овощем или фруктом будет каждый из них. Ведущий-повар объявляет, что он будет готовить: салат или компот, затем поочередно называет те фрукты или овощи, которые ему нужны. Дети слушают название и подходят к «повару» в том случае, если назван их фрукт или овощ. Игра заканчивается тогда, когда «блюдо» будет «приготовлено».

Рефлексия

Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?

Что нового вы узнали?

Что понравилось больше всего?


«Во саду ли в огороде»

Цель : расширять и уточнять знания о фруктах и овощах.

Задачи :

Образовательные:

продолжать упражнять детей в определении овощей по их внешнему виду, в умении называть их;

продолжать формировать представления о труде овощеводов и садоводов;

закреплять и уточнять знания о заготовке и хранении овощей, фруктов.

Развивающие:

развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас.

приобщать детей к словесному искусству;

развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.

Воспитательные:

воспитывать у детей желание включаться совместно со взрослым в предложенную работу;

приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;

воспитывать желание работать с друг другом.

Предварительная работа. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”; чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; работа на огороде, сбор урожая овощей; придумывание и отгадывание загадок.

Материал к занятию. Муляжи овощей, фруктов. Картинки по теме.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения улыбнемся друг другу.

  1. Классификация овощей и фруктов .

Воспитатель загадывает загадки:

Всех круглее и краснее.

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят... (помидор).

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадались? Молодцы!

Ну, конечно... (огурцы)

Оранжевый спрятан корешок

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко –

И в руках...(морковка)

Лето целое старалась -

Одевалась, одевалась...

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок.

(Капуста)

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная...

(картошка) ?

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь.

(Лук)

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

(Горох)

Молодцы! Догадались.

Что это - морковь, лук,картофель? Как можно назвать их одним словом? (овощи)

Назовите, какие еще вы знаете овощи? (дети называют овощи)

  1. Беседа: «Что мы знаем об овощах?»

Где выращивают овощи? (на огородах, на дачах)

А ещё, ребята, выращивают овощи в совхозах. Знаете ли вы, как называются участки где выращивают большой урожай овощей? Они называются - плантациями.

Для чего выращивают овощи? (овощи очень полезны, они употребляются в пищу людям и скоту)

Есть овощи, которые можно употреблять сырыми, знаете ли вы такие? Назовите их.

(помидор, лук, редис и другие)

Очень вкусны салаты из свежих овощей. В сырых овощах содержится больше витаминов, чем в вареных. А знаете почему? При варке витамины из овощей вывариваются, а в сырых остаются полностью.

Какие же овощи полезнее: сырые или вареные? (сырые)

4. Беседа: «Что мы знаем о фруктах?»

На ветвях они висели,

Как созрели - посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их... (сливы)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Круглое, румяное,

Я росту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (яблоко)

Назовите, какие вы фрукты знаете? (вишня, груши, апельсины, гранат и другие)

Где выращивают фрукты? (в садах)

Как вы думаете, полезны ли фрукты?

Во фруктах как и в овощах содержатся витамины необходимые для нашего организма.

А что готовят из фруктов?

Из свежих ягод и фруктов готовят компоты, соки, варенье.

5.Игра на внимание (физкультминутка)

Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки; овощи – приседаете, руками упираетесь об пол.

6.Игра “Четвёртый лишний”

– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:

Яблоко, груша, помидор, апельсин;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, лимон, помидор;

яблоко, банан, груша, капуста.

Игра «Опиши овощ, фрукт.

Дети берут овощ или фрукт, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.. Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)

Игра “Скажи наоборот”

– Яблоко горькое? (сладкое)

– Лимон сладкий (кислый)

– Лук сладкий (горький )

– Груша соленая (сладка)

– веноград кислый (слаткий)

Игра «Повар»

Ребята, давайте поиграем в игру «Повар».

Дети становятся в круг, выбирается ведущий, он находится в середине круга. Остальные дети договариваются, каким овощем или фруктом будет каждый из них. Ведущий-повар объявляет, что он будет готовить: салат или компот, затем поочередно называет те фрукты или овощи, которые ему нужны. Дети слушают название и подходят к «повару» в том случае, если назван их фрукт или овощ. Игра заканчивается тогда, когда «блюдо» будет «приготовлено».

Рефлексия

Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?

Что нового вы узнали?

Что понравилось больше всего?


«Во саду ли, в огороде»

Для детей подготовительной к школе группы

Участники: дети 6-7 лет.

Длительность НОД : 30 минут.

Форма организации : групповая.

Направление: художественно-эстетическое развитие.

Образовательная область Художественное творчество.

Тип: классическая НОД.

Цель:

Развитие художественного творчества воспитанников в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

· закрепить умение детей в технике «пластилинография»;

· развивать композиционные умения и способность к восприятию и воплощению образа со своей точки зрения;

· продолжать учить детей наносить пластилин на картон ровным слоем, сглаживать поверхность формы;

· закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей;

· поощрять желание самостоятельно украшать свою работу, создавать коллективную композицию;

· развивать общую и мелкую моторику рук;

· совершенствовать умение лепки. Учить самостоятельно, находить приемы для передачи образа предмета;

· продолжать вызывать устойчивый интерес к труду садовода-огородника, воспитывать трудолюбие, любовь к природе;

· вызывать положительные эмоции;

· активизировать словарный запас детей;

· формировать представления детей о окружающем мире, осени как времени года, эмоциональное положительное отношение к окружающему миру;

· формировать умение делать выводы, умозаключения;

· учить владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

· приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

· учить применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.

Развивающие:

· принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе;

· создавать доброжелательную атмосферу среди детей;

· развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки;

· развивать способность наблюдать;

· развивать умение детей действовать самостоятельно;

· способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения;

· совершенствовать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

· воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно объединяться для самостоятельной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности;

· формировать у детей представление о труде садоводов и огородников;

· воспитывать умение проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

· воспитывать умение соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Словарная работа: Осень, урожай, фрукты, овощи, огород, сад, сезон, консервирование, заготовление

пластилин, картонные заготовки овощей и фруктов, муляжи овощей и фруктов, ростовые куклы дед и бабка, домик, магнитная доска.

· игровая;

· коммуникативная;

· познавательная;

· двигательная;

· продуктивная.

Ожидаемые результаты:

Развитие у воспитанников интереса в процессе деятельности;

Умение детей действовать самостоятельно;

Воспитание нравственных качеств;

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности;

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Активизация словарного запаса.

1. Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в познавательной деятельности.

3. Проявляет самостоятельность.

4. Сопереживает.

5. Эмоционально реагирует.

6. Соподчиняет мотивы.

7. Проявляет волевое усилие.

8. Аргументирует самооценку.

Ход НОД

«Во саду ли, в огороде»

Воспитатель: Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Листья опадают, дожди поливают.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Предполагаемые ответы детей: Осенью.

Воспитатель: Правильно ребята. Скажите мне, пожалуйста, что делают люди в садах и огородах в это время года?

Предполагаемые ответы детей: Осенью садоводы и огородники собирают урожай.

Воспитатель: Мне сегодня утром пришло письмо от бабушки Ани и дедушки Вани, послушайте, что они пишут: (читает письмо) «Здравствуйте дорогие ребята, вот и настала осень и пришла пора собирать урожай, много фруктов в саду, овощей на грядках. Но вот беда, совсем мы с дедушкой старые стали, трудно нам урожай собирать. Приезжайте к нам в гости, помогите собрать урожай».

Ребята, поможем бабушке с дедушкой?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Воспитатель: Тогда поехали!

Уезжаем мы на дачу

Чтоб собрать наш урожай

Забирай с собой корзины и в вагончики вставай.

Электричка быстро мчится, станцию не прозевай.

«Тук-тук-тук» -стучат колеса. Друг за другом поспевай!

Замедляем темп движенья, остановка впереди.

К то на дачу собирался? Побыстрее выходи!

Поле целое картошки. Будем мы ее копать.

Снизу поддевать лопатой и в ведерко собирать.

Помидоры – овощ нежный. Чтоб сорвать его присядь.

Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать.

Высоко висят на плетях молодые огурцы.

Сверху собери сначала. Ну, а плети подвяжи.

Вот капуста раздобрела, до чего же, хороша!

Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша.

Где растет морковь и свёкла? Покажите мне, друзья.

Справа грядка, слева грядка. Вижу их теперь и я.

Так устали мы на даче, что свалились на траву.

Кажется, мне, что работать я уж больше не смогу.

Но вернулись быстро силы, чистым стал наш огород.

Овощи в подвал мы сложим, чтоб хранились целый год.

Воспитатель: Вот помогли мы Бабушке Ане и дедушке Ване, теперь пора возвращаться.

Ребята, мы уехали, а бабушка с дедушкой остались одни, и наверное будут скучать. Давайте для них сделаем сюрприз. Мы с вами сделаем им сказочные фрукты-овощи. Для этого каждый из вас выберет заготовку фрукта или овоща, который больше нравится и превратит его в сказочный, с помощью пластилинографии. Вы сделаете из своих заготовок «живые» фрукты-овощи, у которых будут личики. Что вы должны добавить своим поделкам что бы они ожили?

Предполагаемые ответы детей: глазки, носик, ротик, ручки, ножки.

Воспитатель: Правильно, а еще вы можете украсить их и превратить в мальчика или девочку.

Воспитатель: Давайте немного разомнем наши ручки перед работой

«Компот»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот:(правой «мешаем»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варим» и «мешаем)

Угостим честной народ.

Воспитатель: Теперь ручки готовы, можете приступать к работе.

Воспитатель: Какие красивые и веселые поделки у вас получились, посмотрите, Данин баклажан серьезный, у Яны веселое яблочко, а у Дашиной груши красивый бант. Я думаю, что бабушка и дедушка очень обрадуются, когда получат посылку. А пока давайте их отнесем на выставку и покажем родителям, пусть они тоже порадуются вместе с нами.

Овощи и фрукты

Вкусные продукты.

Урожай у нас хорош!

Лучше в мире не найдешь!

Литература.

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.

4. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

3. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! –С-П., 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Во саду ли, в огороде»

Для детей подготовительной к школе группы

Участники: дети 6-7 лет.

Длительность НОД : 30 минут.

Форма организации : групповая.

Направление: художественно-эстетическое развитие.

Образовательная область Художественное творчество.

Тип: классическая НОД.

Цель:

Развитие художественного творчества воспитанников в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • закрепить умение детей в технике «пластилинография»;
  • развивать композиционные умения и способность к восприятию и воплощению образа со своей точки зрения;
  • продолжать учить детей наносить пластилин на картон ровным слоем, сглаживать поверхность формы;
  • закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей;
  • поощрять желание самостоятельно украшать свою работу, создавать коллективную композицию;
  • развивать общую и мелкую моторику рук;
  • совершенствовать умение лепки. Учить самостоятельно, находить приемы для передачи образа предмета;
  • продолжать вызывать устойчивый интерес к труду садовода-огородника, воспитывать трудолюбие, любовь к природе;
  • вызывать положительные эмоции;
  • активизировать словарный запас детей;
  • формировать представления детей о окружающем мире, осени как времени года, эмоциональное положительное отношение к окружающему миру;
  • формировать умение делать выводы, умозаключения;
  • учить владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);
  • приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
  • учить применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.

Развивающие:

  • принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • создавать доброжелательную атмосферу среди детей;
  • развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки;
  • развивать способность наблюдать;
  • развивать умение детей действовать самостоятельно;
  • способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения;
  • совершенствовать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно объединяться для самостоятельной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности;
  • формировать у детей представление о труде садоводов и огородников;
  • воспитывать умение проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать умение соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Словарная работа: Осень, урожай, фрукты, овощи, огород, сад, сезон, консервирование, заготовление

Создание среды для организации и проведения НОД (или оборудование и материалы): пластилин, картонные заготовки овощей и фруктов, муляжи овощей и фруктов, ростовые куклы дед и бабка, домик, магнитная доска.

Виды детской деятельности в НОД:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательная;
  • двигательная;
  • продуктивная.

Ожидаемые результаты:

Развитие у воспитанников интереса в процессе деятельности;

Умение детей действовать самостоятельно;

Воспитание нравственных качеств;

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности;

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на НОД:

1. Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в познавательной деятельности.

3. Проявляет самостоятельность.

4. Сопереживает.

5. Эмоционально реагирует.

6. Соподчиняет мотивы.

7. Проявляет волевое усилие.

8. Аргументирует самооценку.

Ход НОД

«Во саду ли, в огороде»

Воспитатель: Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Листья опадают, дожди поливают.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Предполагаемые ответы детей: Осенью.

Воспитатель: Правильно ребята. Скажите мне, пожалуйста, что делают люди в садах и огородах в это время года?

Предполагаемые ответы детей: Осенью садоводы и огородники собирают урожай.

Воспитатель: Мне сегодня утром пришло письмо от бабушки Ани и дедушки Вани, послушайте, что они пишут: (читает письмо) «Здравствуйте дорогие ребята, вот и настала осень и пришла пора собирать урожай, много фруктов в саду, овощей на грядках. Но вот беда, совсем мы с дедушкой старые стали, трудно нам урожай собирать. Приезжайте к нам в гости, помогите собрать урожай».

Ребята, поможем бабушке с дедушкой?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Воспитатель: Тогда поехали! (Дети строятся друг за другом в «паровозик»; выполняют движения по тексту.)

Уезжаем мы на дачу

Чтоб собрать наш урожай

Забирай с собой корзины и в вагончики вставай.

Электричка быстро мчится, станцию не прозевай.

«Тук-тук-тук» -стучат колеса. Друг за другом поспевай!

Замедляем темп движенья, остановка впереди.

К то на дачу собирался? Побыстрее выходи!

Поле целое картошки. Будем мы ее копать.

Снизу поддевать лопатой и в ведерко собирать.

Помидоры – овощ нежный. Чтоб сорвать его присядь.

Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать.

Высоко висят на плетях молодые огурцы.

Сверху собери сначала. Ну, а плети подвяжи.

Вот капуста раздобрела, до чего же, хороша!

Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша.

Где растет морковь и свёкла? Покажите мне, друзья.

Справа грядка, слева грядка. Вижу их теперь и я.

Так устали мы на даче, что свалились на траву.

Кажется, мне, что работать я уж больше не смогу.

Но вернулись быстро силы, чистым стал наш огород.

Овощи в подвал мы сложим, чтоб хранились целый год.

Дети собирают «урожай». Относят бабушке и дедушке (домик, возле на скамейке сидят ростовые куклы). Бабушка и дедушка их благодарят, дают корзину с овощами и фруктами.

Воспитатель: Вот помогли мы Бабушке Ане и дедушке Ване, теперь пора возвращаться.

Дети «паровозиком» возвращаются на свои места.

Ребята, мы уехали, а бабушка с дедушкой остались одни, и наверное будут скучать. Давайте для них сделаем сюрприз. Мы с вами сделаем им сказочные фрукты-овощи. Для этого каждый из вас выберет заготовку фрукта или овоща, который больше нравится и превратит его в сказочный, с помощью пластилинографии. Вы сделаете из своих заготовок «живые» фрукты-овощи, у которых будут личики. Что вы должны добавить своим поделкам что бы они ожили?

Предполагаемые ответы детей: глазки, носик, ротик, ручки, ножки.

Воспитатель: Правильно, а еще вы можете украсить их и превратить в мальчика или девочку.

Дети выбирают заготовки, воспитатель уточняет цвет выбранного овоща или фрукта (баклажан-фиолетовый, помидор-красный, груша-желтая, т.д)

Воспитатель: Давайте немного разомнем наши ручки перед работой (выполняют пальчиковую гимнастику (автор Н. Нищева).

«Компот»

Будем мы варить компот (Левую ладошку держим «ковшиком»),

Фруктов нужно много. Вот: (правой «мешаем»)

Будем яблоки крошить, (Загибаем пальчики на правой руке, начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варим» и «мешаем)

Угостим честной народ.

Воспитатель: Теперь ручки готовы, можете приступать к работе.

Дети приступают к работе, воспитатель помогает, подсказывает по мере необходимости индивидуально, каждому ребенку.

Воспитатель: Какие красивые и веселые поделки у вас получились, посмотрите, Данин баклажан серьезный, у Яны веселое яблочко, а у Дашиной груши красивый бант. (Дети совместно с воспитателем положительно отзываются о каждой поделке.) Я думаю, что бабушка и дедушка очень обрадуются, когда получат посылку. А пока давайте их отнесем на выставку и покажем родителям, пусть они тоже порадуются вместе с нами.

Овощи и фрукты

Вкусные продукты.

Урожай у нас хорош!

Лучше в мире не найдешь!

Литература.

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.

4. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

3. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! –С-П., 2009.


Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание. Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.

Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.

Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.

Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Предварительная работа. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”; чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; работа на огороде, сбор урожая овощей; придумывание и отгадывание загадок; знакомство с маленькими человечками (твёрдыми, жидкими, газообразными), где они живут; рисование, лепка фруктов, ягод, овощей; сюжетно-ролевая игра “Магазин”.

Материал к занятию. Муляжи овощей, фруктов и ягод в красивых мешочках; грамзапись спокойной музыки; модели геометрических фигур, разной формы, величины и цвета; фломастеры; модель трёхэтажного дома; мяч для игры; шапочки-схемы твёрдых, жидких и газообразных человечков; фруктово-ягодный компот в чашках, накрытый салфеткой.

Ход занятия

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу комплименты (дети называют разные достоинства рядом стоящему ребёнку не только напрямую, но и через сравнения).

– А я вам для хорошего настроения подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.. Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)

– Что вы разложили на столе?

– Где они растут?

– Сколько всего предметов здесь лежит?

– Сколько овощей?

– Сколько фруктов?

– Сколько ягод?

– Что лежит посередине?

– Что лежит первым?

– Что лежит между капустой и грушей?

Игра “Да – нет”

– Ребята, я сейчас загадаю лежащий здесь объект, а вы попробуйте отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами: “да”, “нет”. Например: “Это круглое?” “Оно сладкое?” “Это лежит в центре?”

– Теперь кто-то из вас пусть загадает объект, а я вместе с остальными детьми буду отгадывать.

Игра “Четвёртый лишний”

– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее: яблоко, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, помидор;

клубника, малина, арбуз, капуста.

Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову

фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

овощи – приседаете, руками упираетесь об пол;

ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.

Проблема.

– Ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?

Варианты детских ответов:

1. дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять;

2. бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи;

  1. отодвинуть будку вместе с собакой;
  2. сбить яблоко длинной палкой;
  3. подружиться с собакой.
  4. подружиться с хозяином;
  5. отвлечь собаку косточкой.

– Какое решение вам понравилось больше? Почему?

– Молодцы, решили проблему!

Игра “Что потом?”

– Я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем:

яблоко – испекут пирог с яблоками;

клубника – сварят варенье;

огурец – сделают салат;

помидор – закатают в банку;

капуста – засолят;

виноград – высушат для изюма;

апельсин – отожмут сок;

арбуз – съедят;

смородина – сделают желе и т.д.

Психогимнастика “Превращения”

– Дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)

– Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.

(Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.)

– Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде!

Игра “Скажи наоборот”

– Всходы у нас дружные. А вы, ребята, недружные? (Дружные.)

– Вы грустные, ребята? (Весёлые.)

– Вы ленивые? (Трудолюбивые .)

– Вы трусливые? (Смелые.)

– Вы злые? (Добрые.)

– Мне приятно общаться с такими хорошими детьми. Я сконструировала для наших даров природы “Дом Дружбы” Помогите мне, пожалуйста, его заселить.

Продуктивная деятельность детей.

– Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью фломастеров, превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков.

– Давайте поселим их в нашем “Доме Дружбы”. На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.

– Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём!

(моделирование маленькими человечками)

“Сварим вкусный компот”

– Дом построили, теперь, ребята, давайте сварим вкусный компот, а маленькие человечки нам помогут. (Воспитатель делит детей на 3 группы: “твёрдые человечки”, “жидкие” и “газообразные”, а на головы детей одевает шапочки-различия)

– Сначала надо взять кастрюлю. Какая она? Выходите, твёрдые человечки, сделайте кастрюлю. (Дети встают в круг, крепко взявшись за руки.)

– Теперь положим в кастрюлю свежие фрукты и ягоды. Какие они? (Выходят дети, в шапочках фруктов и ягод)

– Сейчас зальём фрукты кипящей водой и добавим сахарный песок. Вода какая? А сахар?

– Как ведут себя человечки кипящей воды? Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. (Выходят дети, изображающие “жидких человечков” воды, берут за руки “твердых человечков” сахарного песка и слегка покачиваются.)

– Компот всегда очень вкусно пахнет. Почему?

– Да, дети, это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать. Выходите, “газообразные человечки”!

– А почему мы заливаем воду прозрачную, а компот получается цветным?

– Правильно, ребята, фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры. Значит, фрукты состоят не только из твердых человечков, но и из жидких. Тогда вы, дети-фрукты, ведите себя как твердые и жидкие человечки. (Дети вертятся вокруг себя.)

– Вот и компот готов. Какой он получился? (Вкусный, сладкий, ароматный, яркий)

– Угощайтесь на здоровье! (Предлагает детям чашки с фруктово-ягодным компотом .)

Используемая литература

1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. – М.: Детство-пресс, 2000. – 126 с.

2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112 с.

3. Жихар О.П., Корзун А.В. ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: вопросы планирования: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.– 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД “Белый Ветер”, 2008. – 100 с.: ил.

4. Измайлова Е.И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М.: АРКТИ, 2010. – 72 с.: ил.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464 с.

Организованная образовательная деятельность
Для детей старшего дошкольного возраста

Тема : «Во саду ли в огороде»

Лексическая тема «Овощи и фрукты»

Цель: создание условий для развития художественно-творческой активности детей и

Задачи:

  1. Создавать условия для познавательно-речевой активности детей.
  2. Способствовать развитию техники рисования и лепки.
  3. Обеспечивать условия для самостоятельного выбора партнера и материала.
  4. Создавать условия для развития чувства композиции и цвета.

Организация детских видов деятельности:
1. общение ребенка со взрослым;
2. общение ребенка со сверстниками;
3. познавательная деятельность.

Материал: корзина с натуральными овощами и фруктами (натуральные овощи и фрукты можно заменить муляжами); 2кострюли, 2 половника, колпаки повара; пластилин, подставки, салфетки, стеки; альбомные листы, цветные карандаши.

Ход образовательной деятельности
1.Организационный и мотивационный момент.
В группу входит младший воспитатель с корзиной в руках, в ней овощи и фрукты. Ставит на стол и уходит по своим делам.
У детей появился интерес к корзине и что в ней.
(Обследование корзины и её содержимое).

2. Основная часть
Воспитатель - Что вы обнаружили в корзине, расскажите?
Ответы детей: (Названия овощей, фруктов. Форма, цвет.)
Воспитатель - Как вы думаете, для чего они нужны?
Ответы детей (из овощей готовят суп, из фруктов компот и т.д.)

Детская игра «Поваренок»
Цель: создание условия для развития познавательной деятельности.
Описание игры: дети делятся на две команды. 1 команда собирает фрукты для компота. 2команда овощи для супа. (Материал: 2кострюли, 2половнка, колпаки повара) Презентация командами по очереди своего блюда. (Из овощей готовят супы, салаты, а из фруктов компоты, варенье)

Проблемная ситуация:
Воспитатель: Ой, дети, что мы с вами натворили!? Ведь это корзина не наша, значит и овощи, и фрукты не наши. (Обратить внимание, что мы совершили не красивый поступок.) Как нам быть?
Ответы детей: Мы должны вернуть овощи и фрукты.
Воспитатель: Где нам взять овощи и фрукты?
Ответы детей: (в огороде, саду, на даче, дома, в магазине)
Воспитатель: Что же нам делать? (нацеливание детей на художественное творчество)
Ответы детей: (их можно нарисовать, слепить)

Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель: Как мы будем это делать и чем?
дети самостоятельно выбирают материал для художественного творчества. Это пластилин, карандаши цветные.

4. Заключительная часть.
Выставка и анализ детских работ.
Как здорово, что у нас есть чем наполнить корзину, теперь мы сможем её вернуть хозяину.

Переход на самостоятельный вид деятельности:
А кто же хозяин? (ответы детей)
Беседа на тему «Красиво не красиво».

Название: Конспект занятия по лепке и рисованию для старших дошкольников «Во саду ли в огороде»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ ЦРР-д/с № 27 «Сказка»
Месторасположение: МО г.Саяногорск, Республики Хакасия



Публикации по теме