Конспект занятия (математика, логика, мелкая моторика) в подготовительной группе «Спасаем братца. Занятие по логике в подготовительной группе

Валентина Лунегова
Конспект занятия по логике в подготовительной группе «Б». Воспитатель: Лунегова В. С.

Программное содержание :

Выявить и уточнить знания умения и навыки детей в установлении родо- видовых отношений между понятиями, умение детей графически отображать классификационные отношения.

Развивать аналитические способности детей, умения находить верное решение используя метод исключения. Развивать слуховое и зрительное восприятие , логическое мышление , ориентировку на листе, речь, внимание.

Воспитывать сосредоточенность , умение слышать других детей

Ход занятия.

1часть_ Дети, сегодня утром, когда я шла на работу, мне на плечо сел почтовый голубь и у него в клюве было письмо.

Это письмо пришло от нашей знакомой девочке Алёны Соколовой, которая сейчас живёт в городе Воронеже, куда они переехали всей своей семьёй. Там она ходит в детский сад «Теремок» , а группа называется «Ромашка» .

Алёнка, очень скучает за вами и передаёт вам всем привет. Она, очень много рассказывает своим новым друзьям о вас, какие вы умные, добрые хорошие и ребята хотят с вами подружится, обмениваться фотографиями, делиться своими успехами, а также знаниями и умениями. И вот что они сообщают. Недавно дети из их группы «Ромашка» участвовали в Олимпиаде «Самый умный» и заняли первое место . В письме они прислали задания, которые выполняли на Олимпиаде. И я подумала, а почему бы нам с вами не попробовать их выполнить и провести свою маленькую Олимпиаду.? Вы согласны поучаствовать?

Ваши ответы и решения будет записывать Ирина Дмитриевна, мы их отошлём ребятам.

Я ребята желаю Вам всем успеха.

Чтобы правильно выполнить задания, давайте сделаем разминку и поиграем

в игру «Назови, слова противоположенные по смыслу»

Тёмный- Чёрный- Сладкий-

Последний- Твёрдый- Вперёд-

Сзади- Север- Слева-

2. Следующая игра : «Продолжи ряд и назови общим словом»

Шапка, свитер, …. зимняя одежда

Шорты, сарафан, футболка…летняя одежда

Шофёр, врач…профессии

Огурец, лук…овощи

Брат, бабушка….родственники

Букварь, прописи…. шк принадл.

Слон, тигр….дикие животные

Теремок, колобок….рнс

Собака,корва…дом. Жив.

Посудка, куклы …. игрушки.

3. А сейчас мы поиграем в игру «Какое слово лишнее?» и почему?

Будьте внимательны.

Слон, обезьяна, джунгли, змея?

Роза, ромашка, смородина, нарцисс?

Отец, дочь, девочка, сын, мать?

Повар, воспитатель , аптека, балерина, лётчик?

Одеяло, подушка,сон, простыня, кровать?

Компьютер, радио, телевизор, мультфильм?

Баба Яга, Дюймовочка, крошка Енот, Петя Иванов, Незнайка?

Весна лето, апрель, осень, зима?

Кастрюля, чай, чашка, ложка?

Дом, бабочка, кузнечик, муравей?

3. А сейчас ребята я буду называть вам пару слов,

а вы должны сказать, чем похожи и чем отличаются.

Бабочка - самолёт Корова – лошадь

Берёза - яблоня мама - папа

Воробей – ворона ёж – ёлка

Лётчик - танкист зима - лето

Автобус – поезд

Воспитатель – врач Молодцы !

4. А сейчас мы отдохнём и отгадаем логические загадки – шутки .

С какой посуды ничего нельзя съесть?

Чего в комнате не видно?

Кругом вода, а с водой беда?

Тебе дано, а люди любуются?

Какого камня нет в реке?

Сколько горошин войдёт в пустой стакан?

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Что с земли не поднять?

5. Чтобы выполнить следующие задание,нам нужно сесть за столы.

Вот вам билетики они помогут вам найти свои места.

Почему сел за этот стол?

6. Ребята, в письме были вот эти картинки. Рассмотрите, подумайте можно ли всё что нарисовано,

Назвать, одним словом и разделить на разные группы ?

Вы готовы? Возьмите листочки и при помощи кругов нарисуйте свой ответ.

Вопрос к детям : На какие группы ты разделил ?

Скажите, какое понятие больше одежда или зимняя одежда….

7. Ребята в письме было ещё вот такое задание, вам нужно внимательно посмотреть на рисунок и дорисовать недостающую фигуру.

Молодцы, вы все были очень внимательны.

8. Посмотрите ребята, что у меня в руках? – геометрические фигуры?.

Вам нужно помочь своим фигурам найти свои домики, потому что когда они вернулись с прогулки, то увидели запрещающий знак перед домиком. Поможете? Молодцы!

9. Вот пришло время нам решить сложные логические задачи .

1.5 яблок висело на дубе, одно яблоко упало, сколько яблок осталось?

2. Ниф- ниф выше Нуф- нуфа, Наф – Наф выше Ниф – Нифа. Кто самый высокий?

3. Ниф – Нифу 5 лет, Наф – Наф на год старше его, А Нуф _ Нуф на 1 год младше.

Сколько лет Наф Нафу? (6) Нуф – нуфу(4)

4. Рыбки плавали в разных аквариумах :

Красная плавала не в круглом и не в овальном.

жёлтая не в квадратном и не в круглом.

в каком плавала голубая?

10 Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. А сейчас ребята предлагаю нарисовать для наших друзей небольшую картину.

Вы ребята молодцы

Признаюсь я от души

Лучше кто из вас не знаю

На следующую Олимпиаду всех вас я приглашаю.

Тема: Последовательность

Цели: сформировать умение выделять признаки предметов, определять последовательность, анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение.

Материал : планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Мышонок снова отправился в путешествие. В этот раз - на Северный полюс. Что вы знаете о Северном полюсе, о Севере? Расскажите. (Ответы детей.)

2. Игра «Исправь ошибку»

Воспитатель показывает планшеты, на которых нарушена последовательность фигур. Например: круг, квадрат, круг, треугольник (а должен быть снова квадрат).

Как построились фигуры? Правильно? Нет. Где ошибка? Исправьте ее: уберите ненужную фигуру, найдите нужную и поставьте ее. (Дети отвечают и выполняют задание.)

3. Работа в тетради

Задание 1. На Севере очень много снега. Посмотрите, все ли снежинки одинаковые. Найдите ту, которая отличается от других (нет пары). Подчеркните ее.

4. Физкультминутка

Мишка вышел на дорогу.

Ищет он свою берлогу.

Он подпрыгнул,

Он нагнулся,

Вправо, влево повернулся.

И нагнулся, и присел,

И две бочки меда съел.

5. Работа в тетради

Задание 2. На Севере живут животные, которые приспособились к холоду. У них густой мех. Вот белый медведь (еще его называют полярным медведем). А вот белая сова (или полярная сова). А это песец (или полярная лисица). Объясните, почему они все белого цвета.

Задание 3. Была вьюга, и животные зарылись в снег. Угадайте, под каким сугробом сидит сова, под каким - медведь, а под каким - песец.

Задание 4. Медвежата играли с кусочками льда. Мышонок увидел, что льдинки - правильной формы, как геометрические фигуры. Соедините линиями одинаковые фигуры. Скажите, каких фигур больше.

Задание 5. Умная полярная сова задала Мышонку хитрый вопрос. Подумайте и ответьте.

Можно ли воду в решете нести? (Можно, если ее заморозить.)

Воспитатель:

Шубина Кристина Вячеславовна

Цель: развивать способность раскрывать закономерные отношения в размещении абстрактно-геометрических фигур на материале таблицы, нижняя часть которой состоит из 12 квадратов.

Задачи:

Методическое обеспечение:

Разминка

Физкультминутка

Буратино потянулся.

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Игра «Разное - одинаковое»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по логике в подготовительной группе по программе «Веселая логика»

Воспитатель:

1 квалификационной категории

Шубина Кристина Вячеславовна

Цель: развивать способность раскрывать закономерные отношения в размещении абстрактно-геометрических фигур на материале таблицы, нижняя часть которой состоит из 12 квадратов.

Задачи:

Тренировать в поиске одинаковых и разных элементов среди семи похожих изображений;

Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические умозаключения.

Методическое обеспечение:

Демонстрационная таблица 29 (рабочая тетрадь № 2);

Задания 78, 79 в индивидуальной тетради (рабочая тетрадь № 2).

Разминка

1. Какой напиток можно получить готовым от травоядного домашнего животного? (Молоко.)

2. Что можно сделать полезного для человека из кирпича, извести, глины, дерева и соломы? (Здание.)

3. Как называется травоядное домашнее животное с бородой? (Козел.)

4. Повару нужно травоядное животное, которое не бегает, а скачет. (Заяц.)

5. Летит по воздуху, без перьев, но с крыльями. (Муха, комар, пчела.)

6. Какие плодовые деревья называются тем же именем, что и их плоды? (Груша, слива, вишня и др.)

7. - Назови четвероногое травоядное дикое животное, у которого длинная шея. (Жираф.)

Выполнение логических заданий на материале абстрактно-геометрических рисунков

Демонстрационная таблица 29 (рабочая тетрадь № 2).

Физкультминутка

Буратино потянулся.

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Игра «Разное - одинаковое»

Индивидуальные задания 78, 79 (рабочая тетрадь № 2).

Задание 78, правильные ответы: одинаковые под №1,6, 7, отличающиеся № 2,3,5.

Задание 79, правильные ответы: одинаковые под № 1, 2, 7, отличающиеся № 3,4, 5,6, 8.


Конспект занятия по логике в подготовительной группе «Чудо дерево»
Воспитатель:
1 квалификационной категории
Шубина Кристина Вячеславовна
Цель: определить степень развития способности раскрывать закономерные отношения в размещении абстрактно-геометрических фигур, сгруппированных по две.
Задачи:
-упражнять в умении находить один отличающийся рисунок;
-развивать внимание, усидчивость, память, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические умозаключения.Предварительная работа:
-дидактические игры с детьми, позволяющие лучше усвоить понятия «закономерность», «закономерные отношения» («Четвертый лишний», «Найди закономерность», «Найди недостающий предмет», «Признаки предметов», «Блоки Дьеныша», «Как гусеница и муравей в гости ходили», «Шаги курицы», «Шаги гуся», «Шаги утки», «Найди сходство и различие», «Сравни картинки», «Что сначала, что потом», «Расставь по порядку», «Сравни по длине, ширине», «Назови одним словом», «Какая фигура лишняя», «Что общего», «Найди что пропущено», «Логические задачи», «Найди пару».Методическое обеспечение:
-демонстрационная таблица 1 (рабочая тетрадь № 2);
-индивидуальные задания 1, 2, 3 (рабочая тетрадь № 2);
-листочки-фишки, карточки с цифрами-ответами.
Ход занятия
Постановка проблемной ситуации в занимательной форме
Воспитатель: - Ребята! Посмотрите! У нас выросло Чудо-дерево.
(Воспитатель обращает внимание детей на дерево, где висят разноцветные конверты с изображением геометрических фигур.)
Воспитатель: - Со временем вокруг нашего Чудо-дерева вырастет целый сад ваших знаний о геометрических фигурах. Ваши ростки малы, на них нет еще ни одного листочка, но с каждым правильным ответом на ростках будут появляться все новые и новые листочки, а значит, будет расти ваш сад знаний.
Чудо-чудо, расчудесное!
Не листочки на нем!
Не цветочки на нем!
Фигуры здесь растут,
Детям знания дают!
Нас много, ребята,
Пусть каждый из вас
Росток своих знаний
Посадит сейчас.
На вашем ростке знаний распустится первый листок, если вы правильно выполните задание, которое находится в конверте с веселым квадратом.
Совместная работа с детьми по проверке задания.
Разминка
-Какое сегодня число?
-День недели?
-Месяц?
-Год? Високосный ли он?
-В каком городе вы живете?
-Как называется столица России?
-Быстро назовите 7 имен мальчиков.
-Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной?
-Стоят 2 барана Один смотрит на юг, другой на север. Видят ли они друг друга?
Воспитатель: - Я согласна с твоим ответом. Ты рассуждаешь правильно. Кто думает иначе? Объясни, почему ты так думаешь. (Дается дифференцированная оценка ответов детей. Педагог за верные ответы раздает детям листочки-фишки. Воспитатель обращает внимание детей на Чудо-дерево.)
Воспитатель: - Посмотрите на наше Чудо-дерево. Здесь висит интересная таблица. Она с секретом. На ней изображены закономерности. Закономерность - это расположение геометрических фигур в определенной последовательности. Давайте вспомним, где мы с вами встречались с эти понятием.
Дети: - Мы рисовали логические цепочки, играли в игры «Найди недостающий предмет», «Четвертый лишний», «Найди закономерность».
Воспитатель: - Я согласна с вами. Это интересные игры.
Деловое сотрудничество детей и взрослых.
Выполнение логических заданий на материале абстрактно-геометрических рисунков
Вывешивается демонстрационная таблица 1.
Воспитатель: - Эта таблица состоит из двух частей. В первой, верхней, части фигуры расположены по порядку, а в нижней части таблицы они расположены по-разному. Хотите поиграть в игру?
Игра «Выяви закономерность». Педагог просит одного из детей выявить закономерность расположения геометрических фигур верхней части таблицы по горизонтали.
Дети: - Если мы рассмотрим верхний ряд слева направо, то выявим следующую закономерность: в каждом прямоугольнике сначала повторяется круг, а все другие фигуры (треугольник, ромб, прямоугольник) по одной.
Воспитатель: - Верный ответ. Я с тобой согласна.
Второй, третий ряды анализируются по аналогии.
Воспитатель: - Кто хочет выявить закономерность расположения геометрических фигур в верхней части таблицы по вертикали?
Дети: - Если мы рассмотрим первый столбик сверху вниз, то увидим следующую закономерность: в каждом прямоугольнике сначала повторяются все фигуры по одной (круг, «парашют», квадрат) и треугольник.
Воспитатель: - Ты рассуждаешь верно, я с тобой согласна.
Второй, третий столбик анализируются по аналогии.
Воспитатель активизирует детей с помощью вопросов:
-Вы согласны с рассуждениями?
-Прав ли..., устанавливая данную закономерность?
Воспитатель за верные ответы раздает детям листочки-фишки.
Игра «Недостающий квадрат». Дети закрывают глаза, а воспитатель закрывает верхний правый квадрат в первой части таблицы и просит де¬тей свой ответ показать цифрой-карточкой (ответ 1). Воспитатель анали¬зирует ответы детей, просит их мотивировать свой ответ, доказать. За верный ответ - листок-фишка.
Аналогично закрывается нижний левый квадрат. Ответы детей анализируются.
Воспитатель: - Посмотрите, на нашем дереве есть маленький конверт с изображением Тюши-Плюши. Этот забавный, веселый герой приглашает вас отдохнуть.
Физкультминутка
Тюша-Плюша толстячок Прибивал к стене крючок:
Стук да стук, стук да стук, -
Старый гвоздь согнулся вдруг.
Гвоздь согнулся, как червяк,
А толстяк со стула бряк!
Носом весело шмыгнул,
Шаровары подтянул,
Сосчитал свои веснушки И пригладил завитушки.
Тюша-Плюша не ревет,
I
Даже если не везет!
Дети под музыку имитируют движения согласно тексту.
Воспитатель: - Давайте будем такими же жизнерадостными, веселыми, никогда не унывающими, как Тюша-Плюша!
Игра «Разное - одинаковое»
Воспитатель: - На нашем дереве остался последний конверт. Задание приготовил забавный треугольник. Он предлагает поиграть в игру «Разное - одинаковое».
Рассмотрите внимательно рисунок 1. Здесь вы видите три рисунка - гри квадрата, в клетках которых имеются кружки. В одном из этих трех квадратов кружки расположены не так, как в двух других квадратах. Нам нужно отгадать, какой рисунок здесь отличается от двух других. Отгадывать надо так: сначала сравнить у всех трех рисунков верхние три клетки, потом средние три клетки, а затем нижние три клетки. Кто догадался, какой рисунок не подходит к двум другим?Верно,среднийрисунокне
подходит. Почему? Верно, потому, что в егонижнихклеткахкруги стоят
через одну клетку, а не рядом, как в двух других рисунках. Отметим эту отгадку так: зачеркнем один из трех нижних маленьких квадратиков. Вот гак отгадываются загадки, в которых нужно найти рисунок, который отличается от остальных.
Задание 1 - правильный ответ под № 2.
Задание 2 - правильный ответ под № 3.
Задание 3 - правильный ответ под № 2.
Дети в индивидуальных тетрадях самостоятельно выполняют задания 2, 3.
Воспитатель за верные ответы раздает листочки-фишки детям.
Обобщающее слово воспитателя
-Ваши ростки, благодаря вам, вашим знаниям, подросли, оделись листвою. Посчитайте, сколько листков есть у вас? (Ответы детей.) Оде¬нем наше Чудо-дерево вашими листочками.
Каждый листочек - это ваш труд, это знания, которые вы получили, раскрывая секреты окружающих вас вещей. Пусть наши ростки еще ма¬лы, но я верю, что если ум ваш не будет лениться, то со временем вырас¬тет целый сад ваших знаний.
Чтение стихотворения Р. Сефа «Совершенно непонятно»:
Совершенно непонятно,
Почему вода течет Сверху вниз,
А не обратно,
Так,
А не наоборот.
Совершенно непонятно,
Почему трава растет Снизу вверх,
А не обратно,
Так,
А не наоборот.
Совершенно непонятно,
Что такое свет и тень,
В общем, есть о чем подумать,
Если думать вам не лень.

Тема: Свойства: размер

Цели: сформировать умение выявлять свойства предметов (величину, цвет, форму), анализировать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение. Материал: планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Мышонок пошел в гости к Лягушонку. Ведь они друзья и часто вместе играют. Как вы думаете, во что могут играть Мышонок и Лягушонок? Представьте. (Ответы детей.)

2. Игра «Конструктор»

Воспитатель показывает детям планшеты с фигурами. На одном планшете фигуры маленькие, а на другом - большие. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны по парам все фигуры.

Сначала друзья решили поиграть в конструктор. Посмотрите внимательно. Чем отличаются детали одного конструктора от деталей другого? (В одном фигуры маленькие, а в другом большие.) Там, где фигуры большие, живут папы-фигуры, а там, где маленькие, - их дети. Помогите детям найти своих пап.

Ребята выходят по очереди и берут с каждого планшета по одной фигуре (например, большой и маленький квадраты; и т. д.).

Покажи большой квадрат (треугольник, круг, прямоугольник и т. д.). Покажи маленький квадрат (треугольник, круг, прямоугольник и т. д.)

3. Работа в тетради

Задание 1. Лягушонок показал Мышонку свои фотографии. Рассмотрите их. Соедините стрелками фотографии, чтобы было ясно, как рос Лягушонок. Сначала была икринка. А что потом? Расскажите.

Задание 2. Рассмотрите и правильно раскрасьте этих красивых рыбок. Все они родственники, поэтому сделайте их одинаковыми.

4. Физкультминутка

Солнце в небе высоко,

Тучи в небе далеко.

Тучи движутся, пыхтят,

Солнце скрыть от нас хотят.

Волны по реке бегут,

Волны парусник несут.

Ветер дует, завывает -

Ветер лодку подгоняет.

Мы поплаваем в реке.

Посидим мы на песке.

5. Работа в тетради

Задание 3. Посмотрите, как Лягушонок и Мышонок разложили ракушки. Расположите растения и животных на всех остальных картинках так же. Нарисуйте недостающие картинки.

6. Игра «Добавь слово»

Ребята, Мышонок и Лягушонок играют в игру «Добавь слово». Поиграйте и вы с ними. Нужно добавлять подходящие слова. Например: «снежок» - «снежинка». Почему подходит это слово? (Потому что слепленный снежок - это много-много снежинок.) Еще пример: «капля» - «лужа». Почему подходит это слово? {Лужа - это много-много капель воды.) Игра понятна? Тогда добавляйте слова.

Слова для игры: кирпич, колесо, дерево, яблоня и др.



Публикации по теме