Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с онр. Картотека игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников Формирование эмоциональной лексики у дошкольников консультация для

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Шибаева Людмила Валентиновна, учитель-логопед МБДОУ №7 «Пингвиненок»
г. Снежногорск Мурманской области

Тема: Предлоги «в», «на», «из».
Цель: уточнить семантику предлогов «в», «на», «из», упражнять детей
в составлении предложений с предлогами «в», «на», «из».
Оборудование: графическое изображение предлогов «в», «на», «из»; предметные
картинки с изображением животных жарких стран; сюжетные картинки
с изображением саванны, пустыни и джунглей; сюжетная картина «Животные
жарких стран»; полоски для выкладывания модели предложения.
Ход НОД
1.Организационный момент.
- Ребята, я хочу вам рассказать одну необычную историю, которая приключилась с нашими друзьями. Кто хочет её послушать, тот сядет на стул.
Дети садятся на стулья. Если кто-то из детей не сел, обратиться к нему с просьбой - вопросом в начале занятия.
- Жили – были три друга-предлога, назовите их.
Логопед на доске (фланелеграфе) выставляет схемы предлогов «в», «на», «из».
2. Уточнение значений предлогов.
- Решили они отправиться в путешествие по Африке. Куда поедут наши герои?
Какой предлог появился в этом предложении? Когда в речи мы применяем предлог «в»?
Ответы детей: Предлог «в» появляется в речи тогда, когда один предмет находится внутри другого предмета.
- Расскажите, как они могут добраться до Африки? Какой предлог появился в этом предложении? Когда в речи мы применяем предлог «на»?
Ответы детей: Предлог «на» появляется в речи тогда, когда один предмет находится наверху (на поверхности) другого предмета.
- Наши герои смогут прислать нам много разных фотографий. Откуда они пришлют нам свои снимки? Какой предлог появился в этом предложении? Когда в речи мы применяем предлог «из»?
Ответы детей: Предлог «из» появляется в речи тогда, когда предмет был внутри другого предмета и совершает движение оттуда.
3.Игры с предлогами.
Игра «Кого нет в наших лесах?»
- Ребята, вы знаете, почему герои решили отправиться именно в Африку? Очень им хотелось увидеть наяву необыкновенных животных. Ведь в наших лесах не водятся страусы и фламинго. Кого еще нет в наших лесах?
Ответы детей: В наших лесах нет черепах. В наших лесах нет кенгуру. В наших лесах не водятся обезьяны. В наших лесах нет крокодилов и носорогов.
Если дети затрудняются ответить, на доске (фланелеграфе) выставляются изображения животных жарких стран.
Игра «Вставь предлог в предложение».
- Вот она, Африка! В Африке есть пустыни, покрытые песком, а есть саванны, покрытые травой. Есть и джунгли (это влажный и жаркий лес). В джунглях растут пальмы и лианы.
Логопед по мере рассказа выставляет сюжетные картинки с изображением саванны, пустыни и джунглей.
-
· Глаза разбегаются от увиденного. Вставьте в предложение пропущенный предлог, а то наши герои совсем забыли о правильности речи.
- У жирафа голове маленькие рожки. У жирафа конце хвоста маленькая кисточка. Хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Травы выглядывает львиная голова. Верблюды откладывают жир горбах. Джунглей доносится визг обезьян.
Ответы детей: У жирафа на голове маленькие рожки. У жирафа на конце хвоста маленькая кисточка. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Из травы выглядывает львиная голова. Верблюды откладывают жир в горбах. Из джунглей доносится визг обезьян.
4.Динамическая пауза.
Игра «Превращения».
Дилы-дилы-дилы - появились из воды крокодилы.
Дети изображают крокодилов, выползающих из воды.
Моты-моты-моты – тяжело идут бегемоты.
Дети изображают бегемотов.
Афы-афы-афы - жуют листики жирафы. Дети тянутся вверх, изображая жирафов.
Ны-ны-ны – водой из хоботов брызгают слоны. Надувают щёки, как бы набирая воду, затем, брызгают.
Яны-яны-яны на ветках гримасничают (объяснить значение слова) обезьяны.
Дети изображают гримасничающих обезьян.
5.Игры с предлогами.
Игра «Подарки».
- Предлог «в» привёз с собой подарки животным. Заканчивая предложения, скажите, в чем привёз подарки предлог «в».
Бананы для шустрой обезьяны лежали в Мясо для царственного льва было Листья для длинношеего жирафа Фрукты для серого слона Трава для полосатой зебры... Вода для двугорбого верблюда
Требовать от детей полного ответа и контролировать правильное произнесение предложения с предлогом «в».
Игра «Прятки».
- В Африке живут хищные и травоядные животные вместе. Им приходится друг от друга прятаться. Откуда будут выглядывать птицы, звери? Продолжите предложения.
Из воды Из джунглей Из пещеры Из болота. Из гнезда.
Требовать от детей полного ответа и контролировать правильное произнесение предложения с предлогом «из».
Выкладывание модели предложений.
- Прослушайте предложение и выложите его модель на парте. Сколько слов в предложении? Каким по счёту стоит предлог?
Неуклюжий толстый носорог закопался в ил. Лев лежит на скале. Из засады выбежал быстрый тигр.
Дети выкладывают с помощью полосок модель предложения, называют предлог и определяют его место в предложении.
Игра «Составь предложение».
- О своём путешествии предлоги нарисовали вот такую картину.
Логопед выставляет сюжетную картину «Животные жарких стран».
- Рассмотрите её и составьте предложения, используя предлоги «в», «на», «из».
6. Итог занятия.
- Вот и закончилось путешествие наших друзей – предлогов. Какие впечатления остались у них от поездки в Африку?
15


Приложенные файлы

Организация: МБ ДОУ «Детский сад № 84»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

В данной статье систематизированы игры, игровые упражнения с использованием наглядных средств, для обогащения речи детей эмоциональной лексикой с учетом их эмоционального и нравственного развития, сформированности общения, разработан план логопедической работы по формированию эмоциональной лексики, апробированы методы диагностики особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Значимость исследования определяется возможностью использования дидактического материала, методических рекомендаций для педагогов в целях совершенствования образовательной работы с детьми.

Проблема формирования лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной в современной логопедии. С каждым годом увеличивается число детей с общим недоразвитием речи. Обозначенное нарушение является одним из распространённых и поэтому требует наибольшего внимания и необходимости в изучении и поиска путей преодоления, коррекции данной проблемы у дошкольников. В научной литературе неоднократно поднималась проблема формирования эмоциональной лексики у детей, имеющих речевую патологию (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, О.Е. Грибова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Данные авторы утверждали, что дети с речевыми нарушениями используют эмоциональную лексику фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дошкольники испытывают значительные трудности.

В методической литературе разработаны практические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с речевыми нарушениями (Ю.Ф. Гаркуша, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и др.). Однако в последнее время, наиболее актуальным стал вопрос о формировании эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (И.Ю. Кондратенко, С.В. Дель, С.Н. Коновалова, О.Н. Тверская, И.В. Янченко и др.). В исследованиях выделены особенности развития лексики детей данной категории.

Цель исследования: теоретическое изучение процесса формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и практическая апробация комплекса дидактических игр и игровых упражнений по формированию эмоциональной лексики у данной категории детей.

Обобщив результаты исследований, можно сделать вывод о том, что словарный запас у детей с ОНР III уровня весьма ограничен, в некоторых случаях нарушен адекватный выбор языкового материала, наблюдается несовершенство поиска нормативных единиц, часто слова заменяются близкими по ситуации, значению. Дети с ОНР затрудняются в использовании эмоциональной лексики, вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются с взрослыми и сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи.

Исходя из этого, следовало, что для обучения дошкольников с ОНР необходимо подобрать комплекс специальных методов, приемов, направленных на формирование эмоциональной лексики, что позволило бы повысить уровень овладения выразительной связной речью и коммуникации в целом. Логопедическая работа предусматривала три этапа (подготовительный, основной, закрепительный), в ходе которых происходило:

  1. Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
  2. Развитие паралингвистических средств общения.
  3. Формирование интонационной стороны речи.
  4. Формирование эмоциональной лексики.
  5. Развитие выразительности связных высказываний и речевой коммуникации.

Использованные в экспериментальном обучении разнообразные приемы, оказывали благотворное влияние на активизацию широкого спектра вербальных средств, включая значительный пласт эмоциональной лексики. Речь детей характеризовалась последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью.

В результате проведенной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи произошла автоматизация слов, обозначающих эмоции и осуществлено их введение в экспрессивную речь. Достигнуто расширение диапазона эмоциональной лексики, что позволило детям свободно применять ее в связной речи.

Таким образом, систематическая, специально организованная логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня показала свою эффективность на основе анализа качественных результатов, полученных в конце экспериментального обучения. Используемые игры и игровые упражнения с использованием вербальных и невербальных средств по формированию эмоциональной лексики, оказали влияние на расширение детского лексикона, позволили качественно изменить уровень их речевого общения, положительно отразились на точности выражения мыслей, правильном построении фраз.

Лазарева Екатерина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №182"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методика формирования эмоционально-оценочной лексики в дошкольном возрасте
Дата публикации: 15.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Методика формирования эмоционально-оценочной

лексики в дошкольном возрасте
Формирование эмоционально-оценочной лексики тесно связано с общим ходом психического развития ребенка и зависит от характера его общения с окружающими людьми. При проведении специальной работы по формированию эмоционального словаря целесообразнее использовать речевые игры и упражнения по следующим направлениям: 1. Овладение эмоционально-оценочной лексикой. Мы предлагаем использовать детскую художественную литературу для решения первой задачи. Детская художественная литература – действенная сила эмоционального воспитания и надо уметь целенаправленно ею пользоваться. Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти из произведений искусства, и особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, наполняющих смыслом жизнь взрослых людей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Таким образом, книга учит вглядываться ребенка в человека, видеть, понимать и называть его чувства. При использовании детской художественной литературы формы работы с детьми должны быть построены так, чтобы различные поступки описываемых персонажей способствовали адекватной ориентации детей в окружающей действительности, служили образцами в их собственном поведении, а также пополняли словарь детей эмоционально-оценочной лексикой. 2. Пополнение словарного запаса “волшебными словами”, то есть формулами вежливости, особыми словами и оборотами. Они не называют чувств, но выражают доброе, заботливое отношение. Пополняется словарный запас этого фонда через пример взрослых или через усвоение моделей поведения. Если в речи взрослых изобилие “будь добр, разреши, извини, позволь, с твоего разрешения”, то без всякого тренинга-научения дети эти слова переймут, позаимствуют. 3. Усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций. На этом этапе мы предлагаем детям в импровизируемых ситуациях наглядно убедиться в том, что различные эмоции выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Ребенок должен осознать, что между чувствами и поведением существует связь.
Все предлагаемые направления работы с детьми были апробированы в ходе экспериментальной работы. Сначала были изучены три основных аспекта: оценка эмоционального состояния по схеме, оценка эмоционального состояния при помощи словесного рассказа, подбор слов антонимов к эмоциональным состояниям человека. Первое задание было направлено на выявление у детей старшего дошкольного возраста умения распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью шаблонов или схем. Схема представляет собой карточку, на которой с помощью простых знаков (черточка, кружок) изображены различные эмоции. Всего ми использовали ше сть ш абл он ов, символизирующих радостное, печальное лицо, чувство страха, злости, удивления и презрения. О наличии такого умения судят, главным образом, по адекватности подобранных слов или сочетаний слов. Второе задание заключалось в том, что дети старшего дошкольного возраста должны были оценить эмоциональное состояние человека при помощи словесного рассказа. Детям было предложено семь словесных рассказов на такие эмоциональные состояния, как радость, грусть, зависть, удивление, страх, злость, чувство стыда. Предполагалось выявить, насколько адекватно и точно дети определяют эмоциональное состояние и могут объяснить изображаемые явления. Для проведения третьего задания мы подобрали пять слов на различные эмоциональные состояния: веселый, добрый, завистливый, насмешливый, презрительный, к которым дети должны были подобрать слова-антонимы. После изучения вышеперечисленных аспектов были реализованы основные задачи, изложенные выше. Для решения первой задачи мы использовали детскую художественную литературу. Детям предлагались определенные эпизоды, фрагменты из детской художественной литературы, описывающие различные эмоциональные состояния человека, что способствовало расширению эмоционально оценочной лексики детей. Для формирования эмоционально оценочной лексики детям предлагались речевые игры. Дети подбирали синонимы и антонимы к словам, обозначающие эмоциональные состояния человека, что способствовало уточнению понимания значений слов. Игры второго направления подразумевали работу по расширению словарного запаса “волшебными словами”. На этом этапе работы использовались стихотворения-загадки, детям предлагалось составлять маленькие сценарии пор различных персонажей, у которых не было в речи “волшебных слов”, и поэтому им плохо приходилось в жизни. По третьему направлению детей знакомили с невербальными средствами выражения эмоций. Детям было предложено разыгрывать сюжеты, сценки, где особенности ситуации необходимо было подчеркнуть мимикой. Таким образом, детей необходимо научить:
оценивать эмоциональное состояние по схеме, пиктограмме, фотографии; моделировать эмоции на пиктограммах и схемах; изображать мимикой эмоции по описанию; подбирать слова эмоционально-оценочного словаря к сюжетным картинкам; оценивать эмоциональное состояние героев по словесным рассказам; подбирать антонимы и синонимы к эмоциональным состояниям человека. Эти умения перечислены в порядке возрастания сложности и могут формироваться на одном занятии. В таком случае их можно рассматривать как структуру занятия. В процессе проведения эксперимента по данному направлению мы сделали некоторые основные выводы. Собственный опыт эмоциональных переживаний и социальный опыт общения детей не богат. Наибольшие затруднения дети испытывали при объяснении таких эмоциональных состояний, как страх, удивление, презрение. Можно сделать вывод о том, что такие чувства ребенок старшего дошкольного возраста либо никогда не испытывал, либо испытывал не очень часто. Определение таких эмоциональных состояний, как радость, печаль, злость у детей не вызывает особых затруднений, так как эти чувства можно наблюдать у детей уже с младенческого возраста. Наибольшую трудность вызвали задания на определение таких эмоций человека, как удивление и чувство стыда, страха. Никто из детей правильно не назвал такое чувство человека, как зависть. Такие эмоциональные состояния как страх, злость дети пытались оценить, используя в речи глаголы: ругать, бояться, ударить. У детей произошли качественные изменения по отношению к изучаемому материалу: повысился интерес не только к своему эмоциональному состоянию, но и к чувствам окружающих его детей, появилось стремление определять и называть свои и чужие ощущения и эмоции. Кроме этого, дети начали использовать игры, направленные на развитие эмоциональной лексики, в самостоятельной игровой деятельности. Общение детей - одно из условий формирования эмоционально- оценочной лексики, поэтому наиболее эффективной формой организации детей является групповая работа. Применение предложенной методики формирует у детей умения видеть и понимать чувства другого человека, способность не только поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, но и называть словами чужие и собственные переживания. Эмоциональное развитие и эмоциональное осознание ребенком себя обеспечивает сознательное овладение эмоционально-оценочной лексикой родного языка. Проведение работы по формированию эмоционально- оценочной лексики приводит не только к качественному пополнению словаря детей, но и к пониманию чувств и смысла поведения других детей.
Игры, упражнения для ознакомления с эмоционально-оценочной

лексикой

Тексты словесных рассказов
1. Много дней шел мелкий холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от приятного изумления. Все покрыто белым-белым снегом. В саду стало чисто, просторно и красиво. Можно идти гулять. (радость) 2. Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его т продолжают реветь. (печаль) 3. Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. (страх) 4. На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к большому дереву и быстро влез на него. Медведица стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно глядя на мальчика. (гнев) 5. Мальчик увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл ее, а когда открыл чемодан, кошки там не было. ИЗ чемодана выпрыгнула собака. (удивление) 6. Девочка Маша вместе со своей мамой пошла на улицу. Во дворе она увидела, как другие мальчики и девочки строят различные фигуры из песка с помощью формочек. Маша стояла в стороне и наблюдала за детьми. Ей очень хотелось поиграть с детьми. (зависть) 7. Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. (чувство стыда) 8. Жила одна женщина, и не было и нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и сказала: - Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты, где мне ее взять? - Почему не сказать? - ответила колдунья. - Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое. Посади ты это зернышко в цветочный горшок, а когда цветок распустится, то на нем будет сидеть девочка. (радость) 9. Посадил дед репку - выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. (печаль) 10. Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево. Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Его сестра, Катя, бегом бросилась в сад. (страх) 11. Маленький старичок с длиной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. - Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край. Старик, взглянув на красное лицо мальчика, сказал: - С тобой что-то случилось? - А вам - то что? - покосился на него Павлик. Я скоро совсем убегу из дома. - Убежишь? - Убегу! Из-за одной Ленки убегу. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А самой сколько! (злость) 12. Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог! Только Женя это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из- под пенька вылез небольшой крепкий старичок. (удивление) 13. Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого трехколесный велосипед, а у одной - большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошах. Взяла Женю досада. Даже глаза стали желтые, как у козы. (зависть) 14. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял, Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира.” Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей досталось от мамы. (чувство стыда)
Игры на формирование эмоционально-оценочной лексики
“Старый словарь” Цель: учить детей подбирать синонимичный слова к эмоциональному состоянию человека. У волшебницы был словарь. Но в доме, где она жила завелись мыши. Они стали грызть в словаре страницы. Что ни день, то какое-нибудь слово пропадет. Само слово пропадет, а его описание останется. Волшебница
пользовалась словарем очень часто, а там, что ни слово, то дырка. Вот она и просит вас восстановить слова по описаниям. *0 Когда человеку невесело, он какой? (грустный, печальный, унылый) *1 Когда человеку весело, он какой? (веселый, радостный, счастливый) *2 Когда человек испытывает радость, что он делает? (радуется, веселится, смеется) *3 Когда человек злится, он какой? (злой, сердитый) “Угадай героев сказок” Игра направлена на формирование навыка по двум признакам догадаться, о каком сказочном герое идет речь, а затем самостоятельно охарактеризовать героев своих любимых произведений в двух-трех словах. Сильный, добрый (Илья Муромец, богатыри). Сильный, злой (Кащей, великан). Слабый, бесстрашный (Мальчик с пальчик). Красивая, злая, коварная (Ведьма, царица из сказки о мертвой царевне). “Общение в паре” Цель: развивать умение говорить о своих чувствах и сопереживать. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о своих чувствах, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. “Сидящий - стоящий” Цель: развивать эмоциональную сферу. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу весело, со страхом, сердито, спокойно. “Зеркало” Цель: развивать умение понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение - другой повторяет его. Воспитатель предлагает в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, боль). “Следование за ведущим” Цель: развивать умение понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на две-три группы. В каждой группе - ведущий. Он ходит по кругу, выполняя движения, отражающие различные эмоции; дети повторяют их.
«Волшебная коробочка эмоций» Для этого упражнения необходим куб, на каждой стороне которого изображены: волк, солнце, тучка, лисичка, Пьеро, Карабас. В центре изображения (лицевая часть) прочно приклеено круглое зеркальце. Поворачивая куб разными сторонами к себе, ребенок смотрит на изображение и мимикой отражает соответствующие эмоции:  Заяц испугался волка  Солнышко улыбается  Тучка хмурится  Лисичка хитрая  Пьеро грустит  Злой Карабас Подбор изображений можно варьировать и менять. “Чтение эмоций” Цель: учить понимать эмоции, застывшие на лицах (злость, гнев, удивление, радость, страх, страдание, грусть). Подбираются фото из журналов, газет. Дети рассматривают их. Воспитатель задает вопросы: *4 Что он чувствует? *5 Что случилось с этим человеком? *6 Можно ли ему помочь? *7 Тебе хотелось бы с ним познакомиться? “На что похоже настроение” Цель: учить детей определять свое настроение. Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: “Мое настроение похоже на белое пушистое облако в спокойном голубом небе, а твое?” Упражнение проводится по кругу. Затем взрослый обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое. “Тренируем эмоции” Цель: развивать эмоциональную сферу. Попросите ребенка: нахмуриться, как: *8 рассерженный человек; *9 злая волшебница. Улыбнуться, как: *10 солнце; *11 хитрая лиса; *12 радостный ребенок. Позлись как: *13 ребенок, у которого отняли мороженное; *14 человек, которого ударили.
Испугайся, как: *15 заяц, увидевший волка; *16 котенок, на которого лает собака; *17 ребенок, потерявшийся в лесу. “Как ты себя сегодня чувствуешь” Цель: учить определять сое эмоциональное состояние Ребенку предлагают карточки с изображением различных оттенков настроений. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение воспитателя, его друга, мамы, папы. “Глаза в глаза” Цель: учить детей определить эмоциональное состояние человека. Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: “Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции: “Я грустный, помоги мне!”, “Мне весело, давай поиграем!”, “Я не хочу с тобой дружить”. Затем дети обсуждают какая эмоция передавалась и воспринималась. “Встреча эмоций” Цель: учить детей адекватно реагировать на различные эмоциональные состояния. Ребенок раскладывает карточки с изображением различных оттенков настроений на две группы: те, которые нравятся, и те, которые не нравятся. Затем ведущий берет карточку из одной кучки, а ребенок из другой. С ребенком нужно представить как встречаются разные эмоции и обсудить, как можно “помирить” эмоции. “Вкусные конфеты” Цель: учить детей выражать радость, удовольствие. У девочки в руках воображаемый кулек с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут в рот. по их лицам видно, что угощение вкусное. “Золушка” Цель: учить выражать печаль, грусть. Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку. Выразительные движения: поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка. “Момент отчаяния” Цель: учить выражать страх.
Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик в смятении, не знает, куда идти. Выразительные движения: голова наклонена вперед, плечи приподняты, рот открыт, одна рука с силой сжимает другую. “Три подружки” Цель: учить детей выражать такие эмоции как печаль, удивление, злость, радость. Жили-были три подружки: свинка Хрюшка, кошка Мурка и утка Крякушка. Однажды они пошли гулять и мамы наказали им не пачкаться. Но Мурка, гонялась за птичкой, зацепилась за пенек и разорвала плптье, а Хрюшке захотелось полежать в луже. Утка Крякушка потеряла шляпу, когда помогала Хрюшке вылезти из лужи. вот идут они после прогулки, опустив головы. Что скажут мамы? Мамы встретили малышей около дома и страшно удивились, рассердились и хотели их наказать. Но когда они узнали, как Крякушка спасала Хрюшку, перестали браниться.

Формирование эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом и состоящей из слов – оценок. Совершенствование грамматического строя речи. Расширение и активизация словаря по теме «Игра».

Оборудование : магнитная доска, набор пиктограмм, карточки персонажей с различными настроениями, корона, мяч, письмо, магнитофон, картина «Принцесса Несмеяна», разноцветные домики, карточки с заданиями, картинки с различными эмоциональными состояниями.

Ход работы.

  1. Орг. Момент.

Один, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать.

А сейчас мы повернёмся

И все вместе улыбнёмся!

  1. Основная часть.

Дети: Да!

Логопед: А хотите оказаться в сказке и путешествовать по волшебной Стране Настроений? (Дети соглашаются идти в путешествие).

Хлопну, топну, повернусь,

В сказке тотчас окажусь.

Фея:

Вот и в сказке мы, друзья!

Фея Настроенья я.

В моей стране не скучно,

Встретят вас радушно!

А вам я предлагаю выбрать себе настроение, надеть маску и произнести фразу «Пойдём играть» с настроением вашей маски.

Игра «Рассели по домикам».

Фея: Вот и оказались мы в Стране Настроений и начинается наше путешествие. Первая остановка «Домики». Все жители этой Страны живут в разноцветных домиках. А какие где догадайтесь сами, потому что все персонажи перепутались и поссорились. Ребята, давайте им поможем. Надо в соответствии с эмоциями расселить персонажей по домикам. Отвечаем вот так: «Красная шапочка живёт в красном домике, потому что у неё радостное настроение».

Фея: Вы помогли персонажам и наше путешествие по Стране Настроений продолжается.

Игра: «Подбор слов – антонимов».

Логопед: Ребята, а вы любите играть? И ваше любимое занятие – игра. А какая бывает игра? Давайте поиграем с мячом. Вы мне будете называть слово с противоположным значением и катить мячик обратно.

Игра смешная - …печальная

Игра грустная - …весёлая.

Игра шумная - … тихая.

Игра спокойная - …подвижная.

Игра старая - …новая.

Игра взрослая - …детская.

Игра напольная - …настольная.

Игра: «Доскажи словечко».(Падежные конструкции)

Фея: А теперь закончите предложение словом игра, изменяя его правильно.

Знают взрослые и дети,

Что для школьников важна

В детском возрасте …(игра)

Вялы мы, скучны, грустны

Без интереснейшей …(игры)

А развиваемся вполне

Мы благодаря …(игре)

Я всегда себе найду очень умную …(игру)

Мамы, папы, ждут ребят,

Придя с работы в детский сад.

Но мы не хотим идти домой –

Так увлечены …(игрой)

Спать ложимся в темноте,

Сны нам снятся об …(игре)

Игра «Собери колобок».

Фея: Ребята, а какие настольные игры вы знаете? Я предлагаю вам поиграть в пазлы. Это сказочный персонаж с различными настроениями, а какой вы узнаете, когда соберёте.

Игра «Семейка слов». (образование родственных слов)

Фея: А теперь попробуем найти «Семейку слов» к слову ИГРА.

Логопед: (показывает настольную игру) Что это?(Игра)

Чем мы обычно играем?(игрушками)

Как называется человек, который играет?(игрок)

Как называется хранилище игр? (игротека)

Если команда выиграла, то у неё?(выигрыш)

А если проиграла, то …(проигрыш)

Тигрёнок игрушка, какой? (игрушечный)

Комната для игр, какая? (игровая)

Котёнок какой? (игривый)

Ребёнок, который играет…(играющий)

Что мы делаем с игрушками? (играем)

Мы можем… (поиграть, доиграть, сыграть, заиграться, выиграть, проиграть и т.д.).

Пальчиковая игра «Маленькая мышка».

Фея: А сейчас давайте поиграем с пальчиками.

Маленькая мышка

По городу бежит, (Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.)

Глядит ко всем в окошки,

Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.

И пальчиком грозит: (Грозим пальчиком)

"А кто не лёг в кроватку?

Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать?

Переворачиваем руки на другой "бок".

Такого непослушного

Я буду щекотать!"

Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

Фея:: Играли пальчики, ушки, глаза,

Теперь будет думать и голова.

Игра «Скажи по-другому».(Подбор синонимов к слову «играть»).

Логопед: Посмотрите на картинки, скажите, что на них нарисовано. Как можно сказать по-другому?

Девочка занимается любимым делом. -(Девочка играет с игрушками)

Артист играет на сцене – (Артист выступает на сцене)

Музыкант музицирует, аккомпанирует. – (Музыкант играет на скрипке).

Мальчики занимаются спортом. – (Мальчики играют в хоккей).

Солнце играет лучами. – (Солнце сияет, сверкает, лучится)

Игра «Расскажи и покажи». (Работа над эмоциями).

(Детям предлагается две картинки. На первой изображена проигравшая команда, на второй – выигравшая. На лицах игроков ярко выражены эмоции)

Фея: Посмотрите внимательно на лица игроков проигравшей команды.

Какие игроки проигравшей команды?(Грустные, печальные, огорчённые)

Что игроки делают? (Грустят, печалятся, огорчаются)

Изобразите проигравшую команду.

Если мы вдруг проиграли,

Мы грустим, печалимся.

Опускаем ниже плечи,

Еле передвигаемся.

Фея: Посмотрите внимательно на игроков выигравшей команды и выберите нужную эмоцию. Какие лица у игроков – победителей? (Весёлые, радостные, счастливые, довольные, улыбающиеся)

Что делают победители? (Веселятся, радуются, улыбаются)

Изобразите выигравшую команду.

Если выиграли, тогда

Кричим громкое: «Ура!»

Игра: “Мы делаем вот так”

Фея: В благодарность за то, что вы собрали колобков они оставили вам ещё игру.

Когда нам грустно – мы делаем так.

Когда мы удивлены – делаем вот так.

Когда мы испуганы – мы такие.

Когда мы злимся – мы уже другие.

Когда мы радуемся – мы делаем так.

Фея: Наше путешествие продолжается. И мы идём к замку Короля Сердце. Но его почему – то нет, а здесь только письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы уже знакомы с моими слугами Радостью и Грустью. У меня есть дочь. Она раньше дружила с Радостью, была улыбчивая, весёлая, радостная и звали ее Смеяна. Но потом она подружилась с Грустью и та забрала у неё все другие эмоции и её стали называть Несмеяна. Ребята, пожалуйста, помогите развеселить царевну. Царь Сердце.»

Фея: Как звали царевну? Почему у нее было такое имя? С кем она дружила? Что она любила делать? С кем она подружилась потом? Какой она стала? Подберите как можно больше слов, похожих по значению, к слову «грустная». Почему теперь ее зовут Несмеяна?

Фея: Ребята,а как же мы можем помочь Царю, как можно развеселить Несмеяну? Дети предлагают свои варианты (пощекотать, рассказать смешную историю, подарить подарок и т.д.) поиграть.

Игра «Покажи настроение»

Фея: Ребята, я кажется знаю, что надо делать! Надо обратиться к Азбуке Настроения. Надо назвать и показать правильно все эмоции и тогда Несмеяна вновь будет Смеяной.(У каждого ребёнка набор с пиктограммами)

  • Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно

В поле зернышка не видно!» (Грусть)

  • Вдруг по небу грозное страшилище летит

И кулаком громадным сердито мне грозит.(Злость)

  • А маленькое облачко над озером плывёт,

И удивлённо облачко приоткрывает рот(Удивление)

А теперь послушайте рассказ, который называется «В лесу»

  • Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – никого нет. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов. Вроде бы слышит он какой – то шорох, потрескивание веток. –А вдруг это волк или медведь? Но тут ветки раздвинулись и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Что чувствовал мальчик, потерявшийся в лесу? (Страх)
  • А теперь мы с вами вместе,

Потанцуем танец мой!

Повторяйте все за мной. (Танец маленьких утят.)

Танец маленьких утят.

Фея: Ребята, что вы почувствовали, когда танцевали танец? (Радость)

Фея: Ребята, вы правильно назвали все эмоции и они вернулись к Смеяне. Давайте посмотрим какая она стала.

Фея: Ребята, нам пора возвращаться домой из сказки. Помните заклинание?

Хлопну, топну, повернусь,

В группе тотчас окажусь.

  1. Подведение итогов

Упражнение «Мои впечатления»

Логопед: Ребята, вам понравилось в сказке? Что вам запомнилось? Хотите ли еще путешествовать по волшебную Страну Настроений и познакомиться с другими слугами царя Сердце? А теперь представьте, что вы тоже стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными.

Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле...(сказать ласковые слова, обнять, поцеловать, пусть избавятся от болезней; пусть долго живут; пусть у всех будет дом; пусть все дружно живут; пусть все будут счастливы...

И тогда все люди станут радостными! Молодцы, возвращайтесь в группу!

Всем спасибо!

Предварительный просмотр:

Коррекционно – образовательные цели. Формирование эмоционально - оценочной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом и состоящей из слов – оценок. Совершенствование грамматического строя речи. Расширение и активизация словаря по теме «Дом и его части».

Коррекционно – развивающие цели . Развитие связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Продолжать развивать умение распознавать изображенные эмоции и объяснять их возможные причины. Формирование умения осознанно применять средства образной выразительности (интонацию, мимику, жесты).

Коррекционно – воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Оборудование : магнитная доска, набор пиктограмм, карточки персонажей с различными настроениями, корона, мяч, письмо, экран, компьютерная презентация, магнитофон, разноцветные домики, карточки с заданиями, картинки с различными эмоциональными состояниями.

Предварительная работа : игры и упражнения для передачи эмоционального настроения, чтение книги «Словарик – смешарик», просмотр мультфильма «Смешарики»,игры «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи».

Ход работы.

  1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

На поляне дом стоит

Он с трубой и крышей.

На дверях замок висит

Хозяин видно вышел.

Мы замочек открываем,

И гостей в дом приглашаем!

  1. Основная часть.

Логопед: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Логопед: А хотите оказаться в какой - нибудь сказке и путешествовать по волшебной Стране? (Дети соглашаются идти в путешествие).

Логопед: Тогда повторяйте за мной волшебные слова:

Хлопну, топну, повернусь,

В сказке тотчас окажусь.

Дети повторяют слова, а логопед надевает корону.

Фея:

Вот и в сказке мы, друзья!

Фея Настроенья я.

В моей стране не скучно,

Встретят вас радушно!

А вам я предлагаю стать моими помощниками, маленькими волшебниками, выбрать себе настроение, надеть маску и произнести фразу «Пойдём играть» с настроением вашей маски. (Музыка из мульфильма «Смешарики», презентация, слайд 1)

Фея: Я люблю путешествовать по разным Странам. А сегодня мы, в какой Стране оказались? (правильно, в Стране Смешариков) и начинается наше путешествие.

Игра «Рассели по домикам» (Развивать умение распознавать изображенные эмоции и соотносить их с цветом).

Все жители Страны Смешариков живут в разноцветных домиках. Но посмотрите какая случилась беда. Кто-то их поссорил между собой и у них у всех теперь разное настроение. Мои маленькие волшебники, давайте им поможем. Надо в соответствии с эмоциями расселить персонажей по домикам. Отвечаем вот так: «Нюша живёт в красном домике, потому что у неё радостное настроение».

Игра «Строим дом» (Расширение словаря по теме «Дом и его части».

Но посмотрите, ёжику не хватило домика. Что же делать? Как ему помочь? А давайте построим для ёжика новый домик. С чего начнём строительство? (Дети по одному берут детали и проговаривают предложения) Начну я.

Я построю прочный фундамент.

Я построю тёплый пол.

Я построю крепкие кирпичные стены.

Я построю высокий светлый потолок.

Я построю тёплую красивую крышу.

Я построю круглое стеклянное окно.

Я построю узкую кирпичную трубу.

Я построю удобную лестницу с перилами.

Я построю деревянную дверь.

Фея: Ребята, давайте вспомним какое настроение было у ёжика, когда ему не хватило домика? (грустное, унылое, печальное).А какое настроение сейчас у ёжика?(Радостное, весёлое, улыбчивое, довольное, счастливое и т.д.)

Игра «Новые слова» (образование слов со значением увеличенности, уменьшительности)

Фея: Ребята, ёжик очень обрадовался, что у него так быстро появился новый домик, что подарил вам игру «Новые слова». Поиграем? Садитесь(Каждому ребёнку даётся карточка и картинка)

Дом-домик-домище

Стена-стенка-стенища

Окно-окошечко-окнище

Дверь-дверка-дверища

Глаз – глазик – глазище

Слон – слоник - слонище

Молодцы, вы умеете образовывать такие сложные слова.

Игра «Я начну, а ты продолжи»( Учить подбирать синонимы к выделенному слову в предложении). Презентация,слайд 2.

Фея: Ребята, а кто самый романтичный среди Смешариков? Конечно Бараш. Он поэт и мечтатель. Он красоту видит повсюду: в Нюше, в закатных облаках, в кривой коряге. Решил он однажды написать книгу о своих друзьях. Как все поэты и писатели Бараш очень рассеянный. Вышел он на улицу во время дождя, расстроился, что не взял зонтик и забыл половину слов. Ребята, давайте мы ему поможем их вспоинить.

Я начну предложение, а вы к выделенному мной слову, подбирайте похожие слова.

Весь день Нюша радовалась и …(веселилась).

Крош и ёжик смотрели интересный …фильм(занимательный, увлекательный)

Злой волшебник хотел заколдовать Страну Смешариков. Злой, недобрый, вредный, злобный, грозный, злющий…

Умный Лосяш спас всех из беды. Мудрый…

Радостный Крош бежал по дорожке. Радостный, весёлый, счастливый …

Грустный Бараш гулял на полянке. Грустный, печальный, огорчённый, …

Удивлённая лягушка выпрыгнула из кувшина. Удивлённая, …

Испуганный Копатыч мчался домой. Испуганный, напуганный, перепуганный, устрашившийся, трусливый…

Игра «Море волнуется раз,…»( Формирование умения осознанно применять средства образной выразительности (интонацию, мимику, жесты).

Фея: Ребята, все Смешарики очень любят играть. Давайте мы вместе с Крошем поиграем в другую игру «Море волнуется»

Ребята, а что же Смешарики играют только так. Давайте мы научим их играть ещё в какие-нибудь игры. Например: «Расскажи с разными чувствами». (Цель: тренировка узнавания эмоций). Вспомните какое-нибудь стихотворение. И прочитайте с разными чувствами (страха, хвастовства, радости).

Игра «Найди настроение» (учить соотносить эмоциональное состояние с явлениями природы). Работа на листочках.

Фея: Ребята, посмотрите, Лосяш очень озабочен. У Бараша пропало настроение. Ничего ему не хочется, стихи не сочиняются и всё вокруг какое – то серое. Давайте поможем Барашу найти своё настроение. Соедините линиями природу с настроением Бараша, которое на неё похоже. И раскрасьте в яркие цвета, чтобы у него было прекрасное настроение.

Игра «Скажи наоборот» (Подбор слов – антонимов).

Фея: Ребята Нюше тоже хочется с вами поиграть. Она будет показывать вам карточку, а вам нужно назвать слово наоборот (Презентация, слайд 3)

Фея: (Презентация,слайд 4). Ребята, Нюша нам показывает, что наше время в Стране Смешариков заканчивается и нам пора возвращаться домой из сказки. Помните заклинание?

Хлопну, топну, повернусь,

В группе тотчас окажусь.

  1. Подведение итогов: упражнение «Мои впечатления»

Логопед: Ребята, вам понравилось путешествовать? Что вам запомнилось?

Почему ёжик был сначала грустный? А почему потом развеселился?

В какую игру играли с Крошем? А чему мы научили Смешариков?

Хотите ли ещё путешествовать по волшебным Странам и познакомиться с другими героями? Ребята, Смешарикам очень понравилось играть с вами и они решили подарить вам свои маски, чтобы вы их не забывали и играли в группе.

А теперь представьте, что вы опять стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое отчего они смогут стать радостными.

Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле...(сказать ласковые слова, обнять, поцеловать, пусть избавятся от болезней; пусть долго живут; пусть у всех будет дом; пусть все дружно живут; пусть все будут счастливы...И тогда все люди станут радостными! Молодцы, возвращайтесь в группу!

Всем спасибо!

Предварительный просмотр:

Конспект и самоанализ учебного логопедического занятия для детей старшей группы «Сюрпризы от Смешариков».

Область: коммуникация

Тема: «Сюрпризы от Смешариков ». (Формирование эмоциональной лексики).

: расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты».Формирование эмоционально - оценочной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом и состоящей из слов – оценок. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами, образование относительных прилагательных с суффиксом -ов-).

Коррекционно – развивающие цели: р азвитие связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, общей, ручной и артикуляционной моторики, координации речи с движением. Закрепление знаний о причинно – следственных связях в эмоциональной жизни людей.

Коррекционно – воспитательные цели: ф ормирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Интеграция областей: социализация, здоровье, театрализация.

Виды детской деятельности:

Игровая

Двигательная

Коммуникативная

Оборудование:

Предварительная работа: игры и упражнения для передачи эмоционального настроения, чтение книги «Словарик – смешарик», просмотр мультфильма «Смешарики»,игры «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи».

Ход работы.

  1. Орг. момент. Самомассаж (развитие мелкой моторики)

1,2,3,4,5, - становитесь в круг играть.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом тихонько трогаем за щёчки.

  1. Основная часть.

Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, я обратила внимание на красивый сундучок? Наверное, он волшебный и в нём какой – то сюрприз, потому что никак не открывается. А вот сбоку написано: «Чтобы открыть сундучок, нужно собрать 5 волшебных ключей. Каждый ключ правильно выполненное задание. Весёлые Смешарики).

Логопед: А вы хотите увидеть сюрприз? Готовы выполнить задания Смешариков? Тогда начинаем.

Игра «Четвёртый лишний»

Логопед: Первое задание от Копатыча. Осень любимое время Копатыча, потому что созревают овощи и фрукты. Он их разложил по корзинкам, но в каждой есть что-то лишнее. Помогите ему разобраться, что лишнее в корзинке?

На компьютере: яблоко, банан, редиска, виноград.

Персик, яблоко, апельсин, дыня.

Айва, Гранат, абрикос, ананас.

Лимон, слива, яблоко, банан.

Логопед: Молодцы, Копатычу мы помогли найти, что лишнее, получайте

1 ключ.

Игра «Назови ласково». (Образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами).

Логопед: Следующее задание от Нюши. Она любит играть с мячом. Давайте построим круг, игра называется «Назови ласково».

Красное яблоко – красненькое яблочко, оранжевый мандарин - …

Жёлтый лимон - … спелый бабан - …

Зелёная груша - …

Синяя слива - …

Сочный апельсин - …

Логопед: Молодцы, получайте 2 ключ.

Игра «Да – похлопай, нет - потопай», (закрепление знаний о причинно – следственных связях в эмоциональной жизни людей), сидя на стульчиках.

Логопед: Прежде, чем искать следующий ключ давайте поиграем в игру «Да – похлопай, нет – потопай». Вам нужно угадать, какое из высказываний верное, то похлопать, а какое неверное, тогда потопать.

Нюша увидела Бараша, обрадовалась ему и поссорилась с ним.

Копатычу не нравилось работать с Крошем, поэтому он его побил.

Лосяшу рассказали страшную историю и он начал хохотать и смеяться.

Крош навестил Совунью и так обрадовался, что начал говорить ей некрасивые слова.

Молодцы, справились. Пройдите на стульчики.

Игра «Угадай-ка». Составление загадок – описаний о фруктах. (Развитие связной речи).

Логопед: А от кого же третье задание? Сейчас мы узнаем. Правильно, от Кроша, называется «Угадай-ка». Он придумал загадку об одном из фруктов, спрятанных за ширмой. Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, несладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это? (апельсин)

Логопед: Правильно, а теперь вы по-очереди загадывайте загадки. Нужно подойти ко мне, показать какой фрукт вы выбрали, какой он по цвету, по форме, на ощупь, по запаху, по вкусу. Что из него можно приготовить, не называя его. Используйте подсказку – таблицу (на компьютере).

Ребята, определите, чья загадка была составлена лучше?

Молодцы, составили полные, красивые загадки – описания про фрукты. Получите третий ключ!

Игра «Помогите ёжику». (Совершенствование грамматического строя речи, образование относительных прилагательных с суффиксом - ов-).

Логопед:

Ёжик трудился всё лето в саду,

Фруктов три тонны собрал на беду.

Соки из фруктов делает ёжик,

Но их названия вспомнить не может.

Логопед: Давайте поможем ёжику вспомнить, как называются соки из разных фруктов. (На полу стоит корзина с фруктами – муляжами. Дети по-очереди подходят, берут фрукт и говорят какой сок из него получается? Например: айва – айвовый сок, персик – персиковый сок, абрикос – абрикосовый сок.

Логопед: Молодцы, вы старались, это было трудное задание. Получайте 4 ключ.

Игра «Настроение Бараша». (

Логопед: Ребята, 5 ключ, самый последний вы получите, если справитесь с заданием Бараша. Он у нас самый романтичный, мечтательный. Он любит воображать, а какое бы у меня было настроение?

Логопед: Внимательно рассмотрите пиктограммы и поднимите ту, которая соответствует данной картинке. Какое бы у него было настроение:

Если на улице шёл дождь? (грустное) А как ещё можно сказать?

Стояла прекрасная солнечная погода (весёлое)

Сверкала молния? (злое, сердитое)

  1. Подведение итогов. Упражнение « Ключ ». Ребята, вам понравились задания от Смешариков? А какое задание дала Нюша, Крош, Копатыч. Какое задание было самое трудное для вас. Ребята, посмотрите, чтобы открыть волшебный сундучок, нужно назвать настроение, которое открывается этим ключом. Молодцы, вы правильно назвали настроения и сундучок открылся. Давайте посмотрим, какой сюрприз нас ждёт? (Раскраски)

Самоанализ логопедического занятия

учителя – логопеда Зининой М.В.

Данное логопедическое занятие проводилось с подгруппой детей в количестве восьми человек, старшей группы.

Тема: « Сюрпризы от Смешариков».

Лексическая тема: «Сад. Фрукты»

Коррекционно – образовательные цели : расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты».Формирование эмоционально - оценочной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом и состоящей из слов – оценок. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами, образование относительных прилагательных с суффиксом -ов-).

Коррекционно – развивающие цели : развитие связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, общей, ручной и артикуляционной моторики, координации речи с движением. Закрепление знаний о причинно – следственных связях в эмоциональной жизни людей.

Коррекционно – воспитательные цели : формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Оборудование: магнитная доска, набор пиктограмм, карточки персонажей с различными настроениями, муляжи фруктов, мяч, экран, компьютерная презентация, магнитофон, волшебный сундучок, 5 разноцветных ключей, картинки с различными эмоциональными состояниями.

Предварительная работа : игры и упражнения для передачи эмоционального настроения, чтение книги «Словарик – смешарик», просмотр мультфильма «Смешарики»,игры «Скажи по-другому», «Назови ласково».

Для достижения целей учитывала дидактический принцип – от простого к сложному; использовала методы обучения: словесный, наглядный, практический; методы стимулирования и мотивации обучающей деятельности – занимательные упражнения, поощрения, создания ситуации успеха. В качестве активизации познавательных интересов использовала метод наглядного моделирования с применением компьютерных технологий.

Для исключения перегрузки и снятия эмоционального напряжения включила в занятие физкультминутки, музыку.

При планировании занятия учитывала возрастные и психофизические особенности развития детей с нарушениями речи.

Я считаю, что выбранная мною структура занятия была рациональна для решения поставленных целей. На всех этапах занятия старалась осуществлять контроль знаний воспитанников. В течение занятия стремилась создавать и поддерживать доброжелательную атмосферу и уверенность каждого ребенка в собственных силах.

Итог занятия подведен, поставленные цели достигнуты и соответствуют содержанию занятия.


Конспект занятия по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему «Международный женский день»

Учитель-логопед МБДОУ ДСКВ №65 «ОЗОРНИЦА»
г.Нижневартовск, Тюменская обл.


Тема: Международный женский день

Цель:
Продолжать учить детей составлять портреты-описания, используя сравнения.
Упражнять в составлении сложных предложений с союзом потому ч то; связно, логично высказывать свою мысль.
Применять полученные знания в практике речевого общения.
Активизировать словарь синонимов.
Развивать мелодико-интонационные характеристики речи, память, внимание, творческое воображение, моторику.

Оборудование: Рисунки детей «Моя мама», сюжетные картинки «Помощники», сюжетные картинки «Отгадай настроение», цветок, палочки, магнитофон, шкатулка, бусы.

1.Организационный момент:
Отгадайте загадку:
Тает снежок,

Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
-Как называется первый весенний месяц?
-Как называется первый весенний праздник?

-Что вы готовите в саду к этому дню?
-Как дети поздравляют своих мам?
-Какие подарки можно приготовить для своих мам?

2.Объявление темы:
-А теперь присаживайтесь и послушайте какое странное звуковое письмо я получила сегодня утром:
«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишут вам ваши друзья из Цветочного города: Знайка, Пончик, Пилюлькин и Незнайка. Мы тоже хотели бы поздравить наших малышек с праздником 8го марта. Расскажите о подготовке к празднику и своих мамах. Помогите нам подготовить веселый праздник»

-Давайте попробуем рассказать, как мы будем готовиться к этому празднику в детском саду.

-Давайте отправим малышам «говорящие картинки».

3.Работа над предложением:
Игра «Говорящие картинки».
Дети отбирают картинки по теме и придумывают к ним предложения подготовить веселый праздник.»

Саша вырастил для мамы цветы.
-Ваня вымыл окна.
-Нина помыла посуду.
-Папа рисует открытку.
-Наташа накрывает стол праздничной скатертью.
-В детском саду дети разучивают новую песню к утреннику.

4.Развитие мелкой моторики пальцев рук:
-Ребята, а давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Помощники»:
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника разбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.

5.Работа над составлением сложноподчиненных предложений с передачей эмоционального состояния людей:
-Как вы думаете, такая помощь понравилась бы маме?
-А посмотрите на эти картинки, что можно сказать о настроении этих персонажей?

Игра «Почему?»
-Ответьте на вопрос и изобразите настроение этих героев.
Женщина внимательная, потому что…

Бабушка грустная, потому что…

Мама счастливая, потому что…

Воспитательница сердитая, потому что…

Сестра веселая, потому что…


6.Работа со словами-синонимами:
Игра « Скажи иначе»
-Я предлагаю вам пройти на коврик стать в круг и поиграть в игру «Скажи иначе».
-У моей мамы золотые руки.

-Светлая голова – умная голова
-Хрупкая фигура – изящная фигура.
-Летящая походка – легкая походка.
-Железный характер – твердый характер
-Золотое сердце – доброе сердце

7.Развитие паралингвистических средств общения:
Игра малой подвижности «Торт».
-Я предлагаю еще испечь необычный торт. Что нам для этого понадобиться?

-Саша, возьми сито и просей муку.
-Маша, взбей яйца с сахаром. Возьми миксер.
-Леня, смешай взбитые яйца с мукой. Добавь соду.
-Ангелина, включи духовку подготовь протвень.
-Выпекаем корж.
-Ринат, подготовь крем.
-А теперь каждый украсьте торт. Я думаю, что он очень понравится вашим мамам.

8.Составление портретов-описаний с использованием сравнений:
-Жители цветочного города просят рассказать о своих мамах.
Составьте словесный портрет мамы для которой мы так старались. Какие у нее волосы, глаза, нос, губы.
С чем их можно сравнить.
-У моей мамы волосы желтые, как солнышко. Глаза голубые, как в озере вода. Носик маленький. Губы красные, как вишня

9.Разгадывание ребуса:
Дидактическая игра «Отгадай».
- А я предлагаю расшифровать, какой подарок я приготовила для своей мамы по первым звукам в названиях картинок и построить отгадку из палочек.

Дети расшифровывают слово бусы и выкладывают из палочек.

10.Итог:
-Дети, как вы думаете, мы подробно рассказали жителям Цветочного города о подготовке к празднику?
-Какие задания вам понравились?
-Ответы каких детей были подробными и помогут малышам из Цветочного города?
-А какие пословицы вы знаете о маме?



Публикации по теме