Конспект занятия по музыке. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду Пальчиковая игра «Домик»

Тема. Кто в теремочке живет?

Цель. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег): маршировать вместе со всеми, бегать легко на носочках.

Учить детей чередовать движения со сменой характера музыки, формировать умение исполнять танцевальные движения с предметами (листочками); дать представление о том, как музыка выражает чувства, настроение; повторить знакомую песню, сопровождая пение имитационными движениями по ее тексту, активно приобщать к подпеванию несложных песен, сопровождая пение жестами, петь, подстраиваясь к голосу педагога и инструменту.

В играх побуждать воспринимать легкий характер музыки и передавать его в движении.

Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, желтый).

Содействовать развитию у детей умению общаться.

Развивать чувство ритма.

Воспитывать у детей интерес к музыке.

Оборудование : разноцветные листочки по количеству детей, рисунок – деревья, столик, игрушки: зайчик, лягушка, большой зонт.

Музыкально-ритмические движения «Марш и бег» Тиличеевой (СД 1, трек 51,мл)

Раз, два, раз.

Раз, два, раз.

Весело, весело мы идем.

Раз, два, раз.

Раз, два, раз.

Песенку, песенку мы поем.

А теперь бегом, бегом

И по комнатке кругом

Вот как быстро мы бежали

И нисколько не устали

Вот как быстро мы бежали

И устали а, да, да!

Самомассаж ног «Ножки устали»

Дети выполняют самомассаж по показу воспитателя, соответственно тексту.

Мы ходили, мы бежали,

Наши ноженьки устали.

Сядем на дорожку,

Погладим наши ножки,

Пошлепаем ладошками,

Пощиплем их немножко,

Пальчиками постучим,

Кулачками постучим,

Снова встанем, побежим!

«Бег» муз .Ломовой (СД 2, трек 28, млад) Дети бегут на носочках за воспитателем под легкую музыку.

Мы бежали, бежали и в осенний сад прибежали. Посмотрите, дети, как красиво в нашем саду! На деревьях разноцветные листочки – желтые и красные, на яблоньке яблочки золотом блестят!

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят… (Бросать несколько листочков)

М. Ивенсен

Давайте встанем в круг и потанцуем с нашими осенними листочками.

Пляска с листочками муз. А.Филиппенко(СД 1 трек30, ладуш)

А д авайте бросим листочки устроим настоящий листопад. (Дети бросают листочки)

Мы листочки все возьмем и в корзинки соберем. В одну корзинку соберем- красные листочки, в другую – желтые листочки.

Стук.

Детки, кто-то к нам спешит, быстро лапками стучит (по является из-за елки зайчик).

Зайчик . Я Зайка, я совсем замерз!

Мерзнут ушки, мерзнет нос.

Дождик льет целый день.

Грустно Заиньке совсем!

А давайте развеселим нашего зайчика и станцуем для него.

Комплекс танцевальных движений «Украинская нар уз (СД 1.трек 34.мл) (Ритмичные хлопки, притопы одной ногой, «пружинка», кружение вокруг себя, «фонарики»)

Заинька, чтоб тепло было зимой,

Теремок ты свой построй!

Детки будут помогать –

Кулачками все стучать.

Пальчиковая игра «Домик»

Пока дети играют в пальчиковую игру «Домик», «зайчик» строит из кубиков теремок.

Тук, тук молотком! Стучат кулачком о кулачок.

Зайка строит новый дом!

Крыша большая – Поднимают ручки высоко вверх.

Вот такая!

Окошки большие – Раздвигают руки широко.

Вот такие!

Зайка строит целый день! Стучат кулачком о кулачок.

Зайке строить дом не лень.

Позовет он в дом гостей, «Зовут» рукой к себе.

Будет в доме веселей! Хлопают в ладошки.

Зайка.Вот и вышел теремок,

Он не низок, не высок.

Зайка, ты посиди в теремке, а мы немножко отдохнем. Давайте, присядем на стульчики.

По столику прыгает лягушка.

Ой, кто это?

- Ребята, к нам в гости Лягушка прискакала.

Давайте споем песенку для лягушки.

Песня «Лягушка»

Дети подпевают повторяющиеся слоги « ква ».

Зеленая подружка, Качают руками с растопырен -

ными пальчиками.

Ква-ква-ква!

Сидит в траве лягушка,

Ква-ква-ква!

Она поет для мошек: Хлопают в ладошки.

«Ква-ква-ква!»

И хлопает в ладошки.

Ква-ква-ква!

Лягушка. Ква-ква! Теремок! Он не низок, не высок!

Пусти меня, Зайка, к себе жить!

Зайка . А что ты умеешь делать?

Лягушка. Я Лягушка-попрыгушка,

Мошек я в траве ловлю.

Ну а осенью холодной

Под дождем гулять люблю.

Лягушка, вот тебе зонтик, поиграй с нашими детками!

Игра «Солнышко и дождик» (СД 2,трек 52,ладуш)

Смотрит солнышко в окошко,

светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

очень рады солнышку!

Дождик, лей, лей, лей!

Убегайте поскорей! (2 раза)

Никого дождик не намочил, все успели спрятаться

Ребята, вам понравилась сказка? Кто к Зайке в гости пришел? Мы пойдем сейчас в группу и тоже построим красивый теремок из кубиков.

Музыкально-ритмические движения «Марш» Тиличеевой. (СД 2, трек 27, млад)

Тема. Кто в теремочке живет?

Цель. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег): маршировать вместе со всеми, бегать легко на носочках.

Учить детей чередовать движения со сменой характера музыки, формировать умение исполнять танцевальные движения с предметами (листочками); дать представление о том, как музыка выражает чувства, настроение; повторить знакомую песню, сопровождая пение имитационными движениями по ее тексту, активно приобщать к подпеванию несложных песен, сопровождая пение жестами, петь, подстраиваясь к голосу педагога и инструменту.

В играх побуждать воспринимать легкий характер музыки и передавать его в движении.

Продолжать учить детей различать и называть цвета.

Содействовать развитию у детей умению общаться.

Развивать чувство ритма.

Воспитывать у детей интерес к музыке.

Музыкально-ритмические движения «Марш и бег» Тиличеевой (СД 1, трек 51,мл)

Раз, два, раз.

Раз, два, раз.

Весело, весело мы идем.

Раз, два, раз.

Раз, два, раз.

Песенку, песенку мы поем.

А теперь бегом, бегом

И по комнатке кругом

Вот как быстро мы бежали

И нисколько не устали

Вот как быстро мы бежали

И устали -да, да, да!

Самомассаж ног «Ножки устали»

Дети выполняют самомассаж по показу воспитателя, соответственно тексту.

Мы ходили, мы бежали,

Наши ноженьки устали.

Сядем на дорожку,

Погладим наши ножки,

Пошлепаем ладошками,

Пощиплем их немножко,

Пальчиками постучим,

Кулачками постучим,

Снова встанем, побежим!

    «Бег» муз.Т.Ломовой . Дети бегут на носочках за воспитателем под легкую музыку.

Мы бежали, бежали и в зимний сад прибежали. Посмотрите, дети, как красиво в нашем саду

Давайте встанем в круг и потанцуем с нашим зимними снежинками.

Пляска с снежинками муз. А.Филиппенко(СД 1 трек30, ладуш)

А давайте бросим снежинки устроим настоящий снегопад. (Дети бросают снежки)

Мы снежки все возьмем и в корзинки соберем. В одну корзинку соберем- большие снежки, в другую –по меньше.

    Стук.

Детки, кто-то к нам спешит, быстро лапками стучит (появляется из-за елки зайчик).

Зайчик. Я Зайка, я совсем замерз!

Мерзнут ушки, мерзнет нос.

Дождик льет целый день.

Грустно Заиньке совсем!

А давайте развеселим нашего зайчика и станцуем для него.

    Комплекс танцевальных движений «Украинская нар.муз.» (СД 1.трек 34.мл) (Ритмичные хлопки, притопы одной ногой, «пружинка», кружение вокруг себя, «фонарики»)

Заинька, чтоб тепло было зимой,

Теремок ты свой построй!

Детки будут помогать –

Кулачками все стучать.

Пальчиковая игра «Домик»

Пока дети играют в пальчиковую игру «Домик», «зайчик» строит из кубиков теремок.

Тук, тук молотком! Стучат кулачком о кулачок.

Зайка строит новый дом!

Крыша большая – Поднимают ручки высоко вверх.

Вот такая!

Окошки большие – Раздвигают руки широко.

Вот такие!

Зайка строит целый день! Стучат кулачком о кулачок.

Зайке строить дом не лень.

Позовет он в дом гостей, «Зовут» рукой к себе.

Будет в доме веселей! Хлопают в ладошки.

Зайка. Вот и вышел теремок,

Он не низок, не высок.

Зайка, ты посиди в теремке, а мы немножко отдохнем. Давайте, присядем на стульчики.

По столику прыгает лягушка.

Ой, кто это?

Ребята, к нам в гости Лягушка прискакала.

Давайте споем песенку для лягушки.

Песня «Лягушка»

Дети подпевают повторяющиеся слоги «ква».

Зеленая подружка, Качают руками с растопырен-

ными пальчиками.

Ква-ква-ква!

Сидит в траве лягушка,

Ква-ква-ква!

Она поет для мошек: Хлопают в ладошки.

«Ква-ква-ква!»

И хлопает в ладошки.

Ква-ква-ква!

Лягушка. Ква-ква! Теремок! Он не низок, не высок!

Пусти меня, Зайка, к себе жить!

Зайка. А что ты умеешь делать?

Лягушка. Я Лягушка-попрыгушка,

Мошек я в траве ловлю.

Ну а осенью холодной

Под дождем гулять люблю.

Лягушка, вот тебе зонтик, поиграй с нашими детками!

Игра «Солнышко и дождик» (СД 2,трек 52,ладуш)

Смотрит солнышко в окошко,

светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

очень рады солнышку!

Ребята, вам понравилась сказка? Кто к Зайке в гости пришел? Мы пойдем сейчас в группу и тоже построим красивый теремок из кубиков.

Музыкально-ритмические движения «Марш» Тиличеевой. (СД 2, трек 27, млад)

Светлана Кулиш
Календарный план по музыке (по Васильевой). 2 младшая группа

Сентябрь

Занятие№1

Музыкально -ритмические движения Начинать и заканчивать движение с музыкой . «Ножками затопали» Раухвергера.

музыку спокойного характера. «Колыбельная» Назаровой.

«Ладушки» Фрида

«Петушок» р. н. м.

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Осваивать ритм ходьбы и бега. «Ножками затопали» Раухвергера

«Кто хочет побегать?» Вишкарёва.

Слушание Воспитывать отзывчивость на музыку спокойного характера. «Колыбельная» Назаровой.

Пение Формировать умение петь напевно «Ладушки» Фрида

Игра Побуждать к активному действию в игре «Петушок» р. н. м.

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Начинать и заканчивать движение вместе с музыкой , осваивать ритм ходьбы и бега. «Ножками затопали» Раухвергера

«Кто хочет побегать?» Вишкарёва.

Слушание Воспитывать отзывчивость на музыку ласкового характера . «Колыбельная» Назаровой

«Ладушки» Фрида.

Игра Побуждать к активному действию в игре. «Петушок» р. н. м.

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально «Фонарики» р. н. м.

Слушание Воспитывать отзывчивость на музыку весёлого характера . «Полянка» р. н. м.

Игра Побуждать к активному действию в игре. «Петушок» р. н. м.

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить в пляске отмечать движением двухчастную форму «Фонарики» р. н. м.

Слушание Воспитывать отзывчивость на музыку весёлого характера ., желание слушать. «Полянка» р. н. м.

Пение Формировать умение петь напевно, ласково. «Осень» Кишко

Игра Побуждать к активному действию в игре. «Петушок» р. н. м.

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Формировать умение двигаться по кругу самостоятельно «Зайчики» Черни

Слушание Учить детей воспринимать контрастное настроение пьесы. «Полянка» р. н. м.

Пение Формировать умение петь напевно, подстраиваться к голосу взрослого. «Осень» Кишко

Игра Учить детей использовать в игре знакомые танцевальные движения «Гуляем и пляшем» Раухвергера.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. «Зайчики» Черни

Слушание Учить детей понимать о чём поётся в песне. «Петушок» Красева

Пение Учить при пении сидеть правильно. Формировать умение подстраиваться к голосу взрослого «Осень» Кишко

Игра Учить использовать в игре знакомые танцевальные движения, чувствовать окончание пьесы. «Гуляем и пляшем» Раухвергера.

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить бегать врассыпную, собираться в круг. «Зайчики» Черни

Слушание Учить различать высокое и низкое звучание в пределах октавы. «Петушок» Красева

«Полянка» р. н. м.

Пение Формировать умение петь напевно, ласково, подстраиваясь к голосу взрослого. «Ладушки» Фрида

«Осень» Кишко.

Развлечение Побуждать к активному действию в игре

Развивать эмоциональную отзывчивость на знакомую сказку. «Петушок» р. н. м.

«Бобовое зёрнышко»

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей ритмично ходить, легко бегать по кругу на носочках. «Ходим-бегаем» Тиличеевой.

Слушание Развивать умение различать тихое и громкое звучание музыки «Барабанщик» Красева.

Пение Формировать певческие навыки в процессе разучивания песни «Собачка» Раухвергер

«Воробушки и кошка» Ануфривой

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить ритмично бегать и ходить по кругу. Ходим-бегаем» Тиличеевой.

Слушание Учить различать тихое и громкое звучание музыкального произведения «Барабанщик» Красева.

«Собачка» Раухвергер.

Игра Учить передавать характерные движения в соответствии с текстом «Воробушки и кошка» Ануфриевой.

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить легко прыгать на двух ногах с продвижением в перёд «Идём-прыгаем» Рустамова.

музыкального произведения «Колыбельная» Разорёновой.

Пение Учить петь естественным звуком. «Собачка» Раухвергер.

«Прятки» р. н. м.

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Легко прыгать на двух ногах с продвижением вперёд. «Идём-прыгаем» Рустамова.

Слушание Учить словесному описанию услышанной музыкальной пьесы . «Колыбельная» Разорёнова.

Пение Формировать певческие навыки в процессе разучивания песни. «Огородная-хороводная» Можжевелова.

Игра Приучать детей к ведущим ролям в игре. «Прятки» р. н. м.

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Приучать к правильной постановки рук во время танца «Гуляем и пляшем» Раухвергер.

Слушание Различать динамические произведения «Барабанщик» Красева.

«Колыбельная» разорёновой.

Пение Формировать певческие навыки в процессе разучивания мелодии. «Огородная -хороводная» Можжевелова.

Игра Учить передавать характерные движения в соответствии с текстом игры. «Воробушки и кошка» Ануфриевой.

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить хлопкам, выставлении ноги на пятку. «Гуляем и пляшем» Раухвергер.

«Подружились» Вилькорейского

Слушание Учить словесному описанию музыкального произведения «На прогулке» Волкова

Пение Учить петь естественным звуком, широко открывать рот, четко произнося слова. «Птичка» Тиличеевой

Игра Учить передавать движения в соответствии с игрой «Воробушки и кошка» Ануфриевой.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить приседаниям с поворотом в сторону. Учить танцам с предметами. «Подружились» Вилькорейского

«Пляска с листочками» Филиппенко

Слушание Учить словесному описанию услышанного музыкального произведения . «На прогулке» Волкова.

Пение Учить петь естественным звуком, стараться четко произносить слова. «Птичка» » Тиличеевой.

Игра Приучать детей к ведущим ролям в игре. «Прятки» р. н. м.

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Закреплять ранее выученные элементы пляски. Учить танцам с предметами. «Подружились» Вилькорейского

«Пляска с листочками» Филиппенко

Слушание Различать динамические произведения. «Колыбельная» Разорёновой

«На прогулке» Волкова.

Пение Учить петь естественным звуком, чётко произнося слова. «Дует ветер» Кишко

Игра Передавать характерные движения в соответствии с текстом игры. «Воробушки и кошка» Ануфриевой.

Занятие№9

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Приучать к правильной постановке рук. Закреплять ранее выученные плясовые элементы. «Пляска с листочками» Филиппенко

«Гуляем и пляшем» Раухвергер.

Слушание Учить словесному описанию услышанного музыкального произведения . «Барабанщик» Красева.

Пение Учить петь естественным звуком, широко открывая рот, четко произнося слова. «Дует ветер» Кишко

Развлечение Приучать к ведущим ролям в игре.

Развивать эмоциональную отзывчивость и праздничное настроение. «Прятки» р. н. м.

Театрализованное представление «Семеро козлят»

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить малышей начинать и заканчивать движение с началом и концом музыки . «Ходим бегаем» Тиличеевой.

музыку . «Вальс» Кабалевского.

«Петушок» р. н. п.

Игра Учить использовать знакомые танцевальные движения Импровизация с осенними листьями Мореа.

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить малышей начинать и заканчивать движения с началом и концом музыки «Ходим-бегаем» Тиличеевой.

Слушание Приучать детей слушать инструментальную музыку изобразительного характера. «Осенью» Майкопар.

Пение Продолжать учить петь детей петь естественным голосом в одном темпе. «Петушок» р. н. п.

Игра Окончание пьесы, ориентироваться в пространстве. «Зайки и волк» Бодраченко

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Упражнять в прыжках на двух ногах. «Ой, летали птички» р. н. м.

Слушание Понимать содержание музыкального произведения . «Осенью» Майкопар

Пение Учить одновременному вступлению «Петушок» р. н. п.

«Осенняя песенка» Александрова

Игра (пальчиковая) Развивать мелкую моторику. «Сосна» Бутенко.

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Упражнять в прыжках на двух ногах, добиваться по возможности лёгкого подпрыгивания. «Ой, летали птички» р. н. м.

Слушание Формировать восприятие и различие ритма «Вальс» Кабалевский.

Пение Продолжать детей учить петь естественным голосом. «Осенняя песенка» Александрова.

«Зайки и волк» Бодраченко

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Упражнять в лёгком беге на носочках под музыку «Ходим-бегаем» Тиличеевой

«Резвые ножки» Макшанцевой.

Слушание Приучать детей слушать классическую музыку . «Осенью» Майкопар.

Пение Учить детей одновременно вступать. «Осеняя песенка» Александрова.

Игра на музыкальных инструментах . Познакомить с колокольчиком и бубном, их звучанием. «Дождик» р. н. м.

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцевальным движениям в паре. «Приседай» (парная пляска) э. н. м.

Слушание Приучать детей слушать пьесы инструментального характера. «Сказочка» Майкопар

Пение Продолжать учить детей петь естественным голосом в одном темпе. «Осенью» Метлова.

Игра на музыкальных инструментах . Познакомить с звучанием колокольчика и бубна. «Дождик» р. н. п.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить хлопки, притопы. «Приседай» э. н. м.

Слушание Понимать содержание прослушанной пьесы. «Сказочка» Майкопар

Пение Продолжать учить детей петь естественным голосом, в одном темпе. «Осенью» Метлова.

Игра (пальчиковая) Развивать мелкую моторику. «Сосна» Бутенко

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить кружение в «лодочках» , поглаживанию друг друга. «Приседай» э. н. м.

Слушание Приучать слушать детей музыку инструментального типа. Пояснять её характер. «Осенью» Майкопар.

Пение Учить вступать одновременно после вступления. «Осенью» Метлова.

Игра Учить ориентироваться в пространстве, убегать по сигналу. «Зайки и волк» Бодраченко.

Занятие№9

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцевальным движениям в паре., лёгкому бегу на носочках. «Резвые ножки» Макшанцевой

«Приседай» э. н. м.

Слушание Формировать восприятие и различие ритма, динамики звука. «Вальс» Кабалевского.

«Осенью» Метлова.

Развлечение. Чувствовать окончание пьесы, убегать по сигналу.

Создать непринуждённую атмосферу праздника, побуждать детей активно участвовать в развлечении. «Зайки и волк» Бодраченко

«Путешествие в осенний лес»

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить выставлять ногу на пятку, кружиться на носочках. «Разминка» Макшанцевой

Произведения контрастного характера (весёлого) «Ёлочка» Красева

Пение Учить детей петь в одном темпе «Снег идёт» Еремеевой

«Мы мороза не боимся» р. н. м.

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцевальные элементы : выставлять ногу на пятку, кружиться на носочках. «Разминка» Макшанцевой

Слушание Развивать умение слушать произведения весёлого характера. «Ёлочка» Красева

«Снег идёт» Еремеевой

Игра Передавать игровые образы в соответствии с текстом игры. «Мы мороза не боимся» р. н. м.

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить выполнять «фонарики» , «пружинки» в стороны. «Повторяй за мной» Сауко

Слушание Слушать музыкальное произведение быстрого и весёлого характера. «Лошадка» Симанского

Пение Учить петь детей в одном темпе. «Здравствуй, ёлочка» Михайленко

Игра Побуждать к импровизации с новогодними украшениями (мишурой, дождиком) (любая классическая музыка )

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить скользящим хлопкам «Повторяй за мной» Сауко

Слушание Слушать музыку весёлого и быстрого характера «Лошадка» Симанского

Пение Учить петь без напряжения. «Здравствуй, ёлочка» Михайленко

Игра Развивать быстроту и ловкость движений «Санки» Сауко

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально «Пляска с погремушками» бел. н. м.

Слушание Слушать музыку спокойного характера «Колыбельная» Разорёнова.

Пение Учить петь без напряжения, не растягивая слова. «Здравствуй, Дед Мороз» Семёнова.

Игра Передавать игровые образы в соответствии с текстом игры. «Зайчики и лисичка» Финоровской

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцам с предметами. «Пляска с погремушками» б. н. м.

Слушание Развивать умение слушать и различать муз. произведения контрастного характера (спокойного) «Колыбельная» Разорёнова.

Пение Петь без напряжения, не растягивая слова, придерживаться ритма. «Здравствуй, Дед Мороз» Семёнова.

Игра Развивать быстроту и ловкость движений. «Мы мороза не боимся» р. н. м.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально «Весёлая пляска» Ануфриевой.

Слушание Развивать умение слушать музыкальное произведение торжественного характера. «Марш» Чичкова

Пение Учить петь без напряжения, не растягивая слова, придерживаться ритма. «Ёлка» Попатенко

Развлечение Побуждать к импровизации с новогодними украшениями.

Создать радостную атмосферу новогоднего праздника. Любая классическая музыка .

«В гости к дедушке Морозу» .

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцам в паре, двигаться по кругу парами. «Весёлая пляска» Ануфриевой

Слушание Развивать умение слушать музыку контрастного характера (торжественного) «Марш» Чичкова

Пение Учить петь детей в одном темпе, весело, подвижно. «Ёлка» Попатенко.

Игра Передавать игровые образы в соответствии м текстом игры. «Зайчики и Лисичка» Финоровской.

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально «Марш» Перлова

«Бег» Ломовой

музыку до конца . «Песенка о петрушке» Брамса

Пение Продолжать учить петь детей выразительно, напевно. «Зима» Красева

Игра Воспитывать выдержку «Скачут лошадки» Попатенко

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально музыки . «Кошечка» Ломовой

Слушание Формировать умение слушать музыку до конца . «Песенка о Петрушке» Брамса

Пение Учить петь выразительно, напевно, начинать и заканчивать одновременно. «Зима» Красева

«Весёлый бубен» Красева

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить ритмично ходить и бегать по кругу не нарушая его. «Марш» Перлова

«Бег» Ломовой

Слушание Узнавать знакомое музыкальное произведение «Песенка о Петрушке» Брамса.

Пение Продолжать учить петь выразительно, напевно, начинать и заканчивать одновременно. «Зима» Красева

музыкальных инструментов . «Андрей-воробей» р. н. п.

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Выполнять эмоционально хороводы (выученные ранее)

Учить строиться парами по кругу. «Ёлка» Попатенко

«Скачут лошадки» Попатенко

Слушание Формировать умение слушать музыку до конца Дед Мороз » Шумана

Пение Вырабатывать четкую дикцию посредством артикуляционной гимнастики. «Машенька-Маша» Невельштейн.

Игра Учить начинать и заканчивать игру в соответствии с правилами. «Весёлый бубен» Красева

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить строиться парами по кругу и танцевать в паре. «Скачут лошадки» Попатенко

«Пляска «Пальчики и ручки» Раухвергера

Слушание Узнавать знакомое произведение Дед Мороз» Шумана

Пение Вырабатывать четкую дикцию «Машенька-Маша» Невельштейн

Игра Начинать и заканчивать игру в соответствии с правилами «Весёлый бубен» Красева

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Воспитывать выдержку.

Учить строиться парами по кругу и танцевать в паре. «Скачут лошадки» Попатенко

Пляска «Пальчики и ручки» Раухвергера

Слушание Формировать умение слушать музыку до конца «Ёлочка» Бахутовой

Пение Учить петь выразительно, напевно. «Кукла» Старокадомского

Игра на муз. инструментах Учить различать тембр музыкальных инструментов «Андрей-воробей» р. н. п.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Выполнять образные движения подсказанные характером музыки «Кошечка» Ломовой

Слушание Узнавать знакомое произведение «Ёлочка» Бахутовой

Пение Продолжать учить выразительному пению «Кукла» Старокадомского.

Игра, Развлечение Начинать и заканчивать игру в соответствии с правилами

Развивать эмоциональную отзывчивость детей со сказочными персонажами. «Весёлый бубен» Красева

«Петрушка в гостях у ребят»

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Различать высокие и низкие звуки, отмечать их соответствующим звукоподражанием «Чей домик?» Тиличеевой

Слушание Слушать бодрую и подвижную песню «Молодой солдат» Карасевой

«Мы солдаты» Слонова

Игра Уметь применять знакомые плясовые движения «Заинька, выходи» Тиличеева

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Различать высокие и низкие звуки, отмечать их соответствующим звукоподражаниями, применяя игровые действия. «Чей домик?» Тиличеевой

Слушание Понимать о чём поётся в песне. «Молодой солдат» Карасевой

Пение Учить детей петь не отставая и не опережая друг друга. «Мы солдаты» Слонова

Игра (на муз. инстр.) Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на дет. удар. муз. инструментах. «Андрей-воробей» р. н. м.

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально музыки и её окончание , бегать в темпе музыки . «Устали наши ножки» Ломовой

Песню. Понимать о чём в ней поётся. «Молодой солдат» Карасевой

Пение Учить детей петь не отставая и не опережая друг друга, правильно передавая мелодию. «Мы солдаты» Слонова

«Песня солнышку» Ладонщикова

Игра Применять знакомые плясовые движения «Заинька, выходи» Тиличеева

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально «Сапожки» обр. Ломовой

Слушание Слушать бодрую, подвижную музыку . «Марш» Дешевого

Пение Отчетливо передавать слова «Мы солдаты» Слонова

«Песня солнышку» Ладонщикова

«Игра с матрёшками» обр. Рустамова

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей реагировать на начало звучания музыки и её окончание , бегать в темпе музыки . «Устали наши ножки» Ломовой

Слушание Уметь определять характер муз. произведения. «Марш» Дешевого.

Пение Правильно передавать мелодию и слова. «Мы солдаты» Слонова

«Песня солнышку» Ладонщикова

Игра (пальчиковая)

Развлечение Развивать моторику.

Приобщать детей к русской культуре, воспитывать сильных и мужественных защитников «Бабушкины очки»

«Богатырские состязания»

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Менять движения в связи с весёлым и спокойным характером. Двигаться в парах, отмечая смену динамики. «Сапожки» обр. Ломовой

Слушание Слушать бодрую, подвижную музыку «Весёлые лошадки» Макшанцевой

Пение Учить детей петь не отставая и не опережая друг друга «Маме песенку пою» Попатенко

Игра Формировать навыки ориентировки в пространстве. «Игра с матрёшками» обр. Рустамова.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Различать высокие и низкие звуки, отмечая их соответствующим звукоподражанием, применяя игровые действия. «Чей домик?» Тиличеевой

Слушание Уметь определять характер музыкального произведения «Весёлые лошадки» Макшанцевой

Пение Учить детей петь не отставая и не опережая друг друга. «Маме песенку пою» Попатенко

Игра (пальчиковая) Развивать мелкую маторику. «Бабушкины очки» Каплунова

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить реагировать детей на начало звучание музыки и её окончание . «Чей домик?» Тиличеевой

Слушание Слушать бодрую музыку , определить её характер «Весёлые лошадки» Макшанцевой.

Пение Учить детей петь правильно. Передавать отчетливо слова и мелодию. «Маме в день 8 марта» Тиличеевой

«Маме песенку пою» Попатенко.

Театрализованное представление

Учить детей сопереживать героям

«Сказка о маленьком мышонке»

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально музыкой , ритмично подпрыгивать на двух ногах на месте. «Мячи» (подпрыгивание и бег) Ломовой

музыкальные произведения до конца. «Маленький марш» Арсеева.

Пение Учить петь бодро, правильно. «Пирожки» Филиппенко

Игры Передавать образно-игровые действия в в соответствии с музыкой . «Игра с колокольчиком» Ломовой.

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально музыки . «Стукалка» обр. Ломовой

Восприятие Учить понимать характер музыки . «Будем кувыркаться» Саца.

Пение Петь подвижно, лёгким звуком. «Мамочка моя» Арсеева.

Игры, развлечения. Передавать образно-игровые движения.

Создавать радостное настроение «Игра с колокольчиком» Ломовой.

«Кто нас крепко любит»

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Добиваться, чтобы ребёнок, танцуя в паре, согласовывал свои движения с действием партнёра. «Поезд» Метлова.

Восприятие Учить отмечать изменения динамики в музыки . «Маленький марш» Арсеева.

Пение Учить начинать пение с педагогом. «Пирожки» Филиппенко

Игры Вызывать радость у реб. «Игра с колокольчиком»

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить легко бегать врассыпную и ритмично подпрыгивать на двух ногах на месте. «Мячи» Ломовой.

Восприятие Учить понимать характер произведения. «Будем кувыркаться» Саца.

Игры Передавать образно-игровые движения «Весёлые медвежата» Н. Пикулевой.

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Различать контрастные части музыки . «» Танец червячков» С. Железнова.

Восприятие Учить детей слушать музыкальные произведения до конца. «Весна» М. Картушина

Пение Учить смягчать концы музыкальных фраз . Рус. нар. закличка «Солнышко»

Игры Передавать образно-игровые движения в соответствии содержанием песни. «Весёлые медвежата» Н. Пикулевой.

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить согласовывать движения с музыкой . «Танец червячков» С. Железнова.

Восприятие Учить слышать изменения в динамике. «Веснянка» М. Картушина.

Пение Учить петь подвижно, лёгким звуком. Руск. нар. закличка «Солнышко»

Игры Передовать образно-игровые движения. «Весёлые медвежата» Н. Пикулевой.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить согласовывать движения в паре. «Поезд» Метлова.

Восприятие Учить слушать музыкальное произведение до конца. «Солнышко» Т. Попатенко

Пение Учить детей вступать одновременно с педагогом. «Солнышко» р. н. закличка.

Игра Различать высокое и низкое звучание и соответственно двигаться «Игра с колокольчиками» Ломовой.

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить согласовывать движения с музыкой . «Стукалка» обр. Ломовой.

Восприятие Учить слышать изменение в динамике. «Весна» Картушина.

Пение Учить смягчать концы музыкальных фраз . «В гости к ёжику» Матвеева

Игра Побуждать к активности. «Игра с колокольчиками» Ломовой.

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей двигаться прямым галопом «Лошадка» Тиличеевой.

«Дождь идёт» Арсеева.

Пение Учить детей петь протяжно «Есть у солнышка друзья» Тиличеевой.

«Золотые ворота» р. н. м.

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить согласовывать действие с музыкой и текстом песни . «Потанцуем вместе» Ломовой.

Восприятие Учить детей воспринимать пьесы разного настроения. «Барабан» Жубинской

Пение Учить детей петь протяжно, весело. «Есть у солнышка друзья» Тиличеевой.

Пальчиковая игра Развивать мелкую моторику. «Бабушкины очки»

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей двигаться легко парами. «Потанцуем вместе» Ломовой.

Восприятие Развивать умение отвечать на вопросы о характере муз. произведения. «Барабан» Жубинской

Пение Учить детей петь слажено, выдерживая единый темп. «Самолёт» Тиличеева

Дидактическая игра Учить различать динамику «Тихо-громко»

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей различать и передавать в движении ярко контрастные части музыки . Птички и машины» Ломовой.

«Дождь идёт» Арсеева

Пение Продолжать учить детей петь протяжно, весело, слаженно по темпу. «Есть у солнышка друзья» Тиличеева

«Найди игрушку» Рустамова.

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей правильно выполнять простые танцевальные движения «Танец с ложками» у. н. м.

Восприятие Развивать воображение у детей, умение придумывать и действия, характерны для персонажей произведения. «Курочка» Любарского.

Пение Учить детей передавать характер муз. произведения. Знакомить с русск. фольклором «Веснянка» у. н. м.

Игра (дидактическая) Развивать чувство ритма,закреплять понятие у детей о длинных и коротких звуках. «Музыкальные пуговицы »

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Продолжать учить детей двигаться с характером муз. произведения. Закреплять хороводный шаг. «Танец с ложками» у. н. м.

Восприятие Поддерживать творчество детей, не исправлять придуманное ими. «Курочка» Любарского

Пение Учить детей передавать характер песни. «Веснянка» у. н. п.

Игра Учить детей ориентироваться в пространстве. «Солнышко и дождик» Раухвергера.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить согласовывать движение с музыкой и текстом . «Танец с ложками» у. н. м.

Восприятие Развивать у детей воображение. «Капризуля» Волкова

Пение Учить петь в подвижном темпе. «Веснянка» у. н. м.

Игра Передавать образы, данные в игре. «Золотые ворота» р. н. м.

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей выставлять ноги на пятку. Приучать к сенхронности. «Танец с ложками» у. н. м.

Восприятие Показать детям, как в музыке слышны вздохи «капризули» «Капризуля» Волкова.

«Веснянка» у. н. м., «Есть у солнышка друзья» Тиличеевой

Игра, развлечение. Развивать муз. способн. «Веснянка»

Занятие№9

Вид музыкальной деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Продолжать учить согласовывать действие с музыкой и текстом песни . «Лошадка» Тиличеевой

«Упражнение с флажками» лат. н. м.

Восприятие Развивать у детей воображение «Капризуля» Волкова

Пение Формировать умение узнавать знакомые песни. «Самолёт» Тиличеева

Игра Различать и передавать в движении ярко контрастные части музыки . «Солнышко и дождик» Раухвергера.

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Приучать передавать в движении образ «Автомобиль едет» «Автомобиль» (топающий шаг) Раухвергера

музыкальное произведение до конца «Берёзка» Тиличеевой

«Козлик» Гаврилов

«Ходит Ваня» р. н. м.

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Формировать навыки ориентировки в пространстве «Автомобиль» Раухвергера

Слушание Продолжать учить слушать произведение до конца «Берёзка» Тиличеевой

Пение Способствовать развитию певческих навыков «Козлик» Гаврилов

Игра Учить передавать игровой образ «Ходит Ваня» р. н. м.

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцам с предметами (цветок) «Греет солнышко теплее» Вилькорейской

Слушание Продолжать учить слушать произведение до конца, и уметь пересказать о чём поётся «Зайчик» Лядовой

Пение Учить петь без напряжения «Майская песенка» Юдахиной

«Коза рогатая» р. н. м.

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движение Учить танцам в паре. Учить танцу с предметами «Покружись и поклонись» Герчик

«Греет солнышко теплее» Вилькорейской

Слушание Уметь рассказать о чём поётся в песне. «Зайчик» Лядовой

Пение Учить петь без напряжения, в одном темпе со всеми. «Майская песенка» Юдахиной

Игра Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных «Коза рогатая» р. н. м.

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцам в паре. Точно под музыку заканчивать пляску . Закреплять движения разученные в течении года. «Покружись и поклонись» Герчик

«Солнышко» Раухвергера

Слушание Слушать и отличать колыбельную музыку от плясовой «Зайчик» Лядовой

«Спи моя радость «Моцарт

Пение Учить петь в одном темпе и чётко произносить слова. «Майская песенка» Юдахиной

Игра Побуждать детей учавствовать в игре «Жмурки с мишкой» Флотова.

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Упражнять в движении шага на всей стопе. Точно под музыку заканчивать пляску «Марш» Ломовой

«Покружись и поклонись» Герчик

Слушание Продолжать учить слушать музыкальное произведение до конца. «Медведь» Тиличеевой

Пение Способствовать развитию певческих навыков, уметь передавать шуточный характер. «Мы умеем чисто мыться» Иорданского.

Игра Учить передавать игровой образ. Побуждать участвовать в игре «Жмурки с мишкой» Флотова

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Закреплять движения разученных в течении года Закрепить танец с цветами «Солнышко» Раухвергера

«Греет солнышко теплее» Вилькорейской

Слушание Учить слушать произведение до конца и уметь рассказать о чём поётся «Медведь» Тиличеевой

Пение Способствовать развитию певческих навыков, уметь передавать шуточный характер произведения «Мы умеем чисто мыться» Иорданского.

Развлечение

Игра Создавать радостное настроение. Побуждать участвовать в игре. «Жмурки с мишкой» Флотова.

Третий год жизни

На третьем году жизни в связи с общим физическим развитием детей их движения под музыку становятся более уверенными, однако недостаточно согласованными. В передаче общего характера движения (бег, ходьба) еще нет умения одновременно с музыкой начинать и заканчивать движения, отмечать метрическую пульсацию ходьбы и бега.
Программа включает следующий объем музыкально-двигательных навыков. Обучая ребят согласованным движениям под музыку, развивая чувство ритма, педагог учит двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыкального произведения. Привлекает внимание детей к тому, что под одну музыку можно плясать, под другую - ходить, давая им возможность самостоятельно различать (например, исполняет марш и пляску, а дети должны сами изменить характер движений). Ребят учат отмечать изменением
Движений двухчастную форму пьесы, силу звучания (громко, тихо); продолжают развивать ритмичность в ходьбе и беге под музыку.
Игры и пляски, с которыми знакомят детей, включают умения двигаться по кругу, взявшись за руки, парами. Игры под музыку помогают освоить некоторые образно-имитационные движения, передавая музыкально-игровой образ («зайчики», «котята», «паровоз» и т.д.).
Танцевальные движения также усложняются: надо уметь одновременно хлопать в ладоши и топать ногами, покачиваться с ноги на ногу, полуприседать.

Четвертый год жизни

Во второй младшей группе объем музыкально-ритмических и двигательных навыков расширяется. Дети способны выполнять более точные задания В музыке подвижного характера они различают марш и пляску и соответственно двигаются (ходят, бегают, прыгают), отмечая движениями изменение силы звучания (громко, тихо) и темпа (умеренный, быстрый).
Внимание ребенка привлекается к началу и окончанию музыкального произведения. Используя гимнастические, танцевальные, образные движения, педагог говорит, что двигаться можно только тогда, когда звучит музыка.
Добиваясь выразительности исполнения, педагог постоянно следит за тем, чтобы ходьба была ритмичной, осанка, координация движений рук и ног — правильной, бег — не «шаркающим», прыжки на двух ногах — легкими.
Постепенно дети обогащаются разнообразными плясовыми и образными движениями, которые позволяют им полнее передавать характер музыки, учатся притопывать попеременно каждой ногой, поворачивать кисти рук, кружиться по одному, парами, могут инсценировать несложные песни, попевки, выполняя под музыку действия, подсказанные текстом.
Развитию движений помогают упражнения под музыку с использованием флажков (взмахи), платочков (плавные движения), погремушек (поднимать, опускать, прятать).

Музыкально-ритмический репертуар

Репертуар музыкально-ритмических движений составлен из разнообразных игр, плясок и упражнений, которые способствуют усвоению программных навыков и умений, дают возможность детям осваивать их постепенно и последовательно.
Игры с пением и под инструментальную музыку содержат простые игровые действия: догонялки, прятки или движения, продиктованные текстом и музыкой.
Задачи и навыки в процессе обучения детей (3 и 4 лет) постепенно усложняются. Возьмем для примера игру «Паровоз» на музыку А. Филиппенко.
Вариант для трехлетних детей. Воспитатель поет песню. Малыши сидят на стульях и делают круговые движения руками — «поезд едет».
Паровоз
Слова Т. Волгиной Музыка А. Филиппенко
[Оживленно]

Вариант для четырехлетних детей. Воспитатель поет песню. Ребята, стоя друг за другом, двигаются по комнате (топающим шагом) и согнутыми в локтях руками делают круговые движения — «поезд едет».
Игры под пение на четвертом году жизни ребенка включают более сложные действия, построения, как это можно отметить в игре «Флажок» на музыку М. Красева.

Флажок
Слова М. Ивенсен Обработка М. Красева
[Бодро]



1. Шире шаг, выше флаг,
Не стучать ногами!
Кто шагать умеет так —
Встаньте вместе с нами!
Припев: Раз, два! Раз, два!
Встаньте вместе с нами!
2. Наш флажок, как цветок,
Ветерок колышет.
Ну-ка, Оленька, флажок
Подними повыше.
Припев: Раз, два! Раз, два! Подними повыше!
Первый куплет. Воспитатель поет, ребята идут (по кругу) за ним.
Второй куплет. Взрослый называет (поет) имя ребенка, предлагая индивидуальное задание — пройти с флажком внутри круга.

Игры под инструментальную музыку позволяют доступными средствами выразительно передавать игровой образ («котята» тихо бегают, «зайцы» весело прыгают, «воробушки» легко летают, машут крыльями и т. п.). Обычно игры сопровождаются двухчастным музыкальным произведением, форму которого ребята отмечают движениями, например, ходят под песню по кругу, убегают в «домик» («Солнышко и дождик», музыка М. Раухвергера, Б. Антюфеева); укачивают куклу и танцуют с ней («Игра с куклой», музыка В. Карасевой).
Часто в играх применяются музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты: колокольчики, барабанчики, кастаньеты, металлофоны. Звучание детских музыкальных инструментов п лично по тембру, что придает особый колорит звучанию музыкального произведения. Так, веселый перезвон колокольчиков может сопровождать «катание на лошадках»; подыгрывая себе на барабанчиках, мальчики четко маршируют, изображая солдат; девочки часто используют бубны, кастаньеты, когда танцуют, например, польку.
Пляски также становятся сложнее, сопровождаются музыкой двухчастной формы и требуют соответствующих движений. Использование текста помогает педагогу в обучении. Рассмотрим для примера пляску «Приседай».

Дети стоят парами, свободно располагаясь в комнате, и выполняют движения о которых поет воспитатель.

1. Поплясать становись
И дружку поклонись.
Ля-ля-ля... (такты 9—16)

Ребята кланяются друг другу

Кружатся, взявшись за руки (эти движения повторяются в каждом куплете)

2. Будут все приседать.
Дружно сесть! Дружно встать! Ля-ля-ля... (такты 9—16)

Приседают, положив руки на пояс.

3. Машут ручки ребят — Это птички летят. Ля-ля-ля...

Машут руками

4. Ножкой топ, ножкой топ, Еще раз топ да топ. Ля-ля-ля…

Топают ногой

5. Ручки хлоп, ручки хлоп, Еще раз хлоп да хлоп. Ля-ля-ля...

Хлопают в ладоши

6. Вот и кончился пляс, Поклонись еще раз. Ля-ля-ля...

Кланяются

В плясках и играх трех-, четырехлетних детей часто применяются игрушки: куклы, мишки, кошка, лиса, что вызывает большой интерес у малышей, и они выполняют движения живо, эмоционально.
Упражнения включают одно-два движения (более активные и спокойные), которые в зависимости от возраста ребят постепенно усложняются. Например, под музыку Э. Парлова «Марш» трехлетние дети учатся ритмично ходить; четырехлетние — маршировать с флажками и с окончанием музыки делать из них «воротики» (воспитатель и кто-либо из ребят). Затем исполняется музыка Т. Ломовой «Бег», и все малыши пробегают друг за другом в эти «воротики».

Марш
Музыка Э. Парлова
[Бодро]


Бег
Музыка Т. Ломовой
[Легко]




Методы и приемы

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям основана на показе педагога и его коротких указаниях. В работе над точностью выполнения задания всеми детьми очень важно правильно и четко показать движение. Выполнить его малышам поможет эмоциональный тон педагога, вызывающий у детей желание двигаться под музыку, а также использование различных игрушек и атрибутов.
Разучивая игру, следует сразу раскрыть содержание и предложить ребятам действовать. Если музыка в сюжетной игре контрастного характера, надо проиграть ее детям, сказать, для кого она предназначается, а затем предложить ребятам поиграть. Если выполнение какого-либо движения, построения вызовет у малышей затруднение, необходимо поупражняться в этом отдельно. Включая в занятие, например, игру «Солнышко и дождик», можно вначале проверить, насколько непринужденно дети могут ходить по кругу, а затем присоединить к этому движению вторую часть игры — пляску.
Усвоению содержания игр и необходимых навыков способствуют многократные, последовательные их повторения.
Обучая трехлетних детей подражательным пляскам и пляскам с зафиксированными движениями, воспитатель использует различные приемы.
Всегда предлагается правильный показ, чтобы научить ребят точно следовать образцу и дать им возможность в дальнейшем самостоятельно пользоваться выученными движениями.

Воспитатель исполняет пляску и предлагает поплясать вместе с ним, отмечая ребят, которые двигаются лучше, и танцует с ними повторно (остальные дети смотрят). На следующих занятиях усвоившим пляску воспитатель предоставляет возможность действовать самостоятельно, а сам танцует с детьми, которым еще требуется помощь.
В упражнениях вычленяются отдельные музыкально-ритмические навыки, при обучении которым педагог также использует выразительный показ, в дальнейшем предоставляя малышам некоторую самостоятельность в выполнении задания, одобряет хорошо выполняющих движение, поощряет тех, кто" затрудняется двигается вместе с ними.
Обучая четырехлетних детей музыкально-ритмическим движениям, воспитатель использует как свой показ, так и показ детей, правильно выполняющих задания.
Разучивание новой пляски, игры требует целенаправленного восприятия музыки, определения особенностей ее звучания (хлопками в ладоши, взмахами рук и т. п.). Например, различая контрастное звучание двухчастной пьесы «Игра с куклами» В. Карасевой, ребята подкладывают ладошки под щеку — кукла «спит»; подняв руки, вращают кистями — кукла «пляшет».
При ознакомлении с музыкой к сюжетной игре необходимы образные пояснения, использование соответствующей игрушки, чтобы малыши почувствовали характер каждого персонажа.
Чтобы научить детей начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, музыкальный руководитель делает замечания ребятам, которые отвлекаются, напоминает, чтобы они сосредоточивали свое внимание на музыкальном звучании, повторяет пьесу, добиваясь точного выполнения задания.
В процессе обучения можно пользоваться такими приемами: показав детям пляску, упражнение целиком, в дальнейшем педагог разучивает ее по частям. Упражняя ребят в точном, ритмичном выполнении каждого движения, повторяя его несколько раз, педагог показывает движения сам, одобряет правильные действия отдельных детей. За этим можно проследить в игре «Воробушки и автомобиль» на музыку Г. Фрида и М. Раухвергера. Всем малышам предлагают сначала показать, как летают воробушки, добиваясь легкого бега, а затем «поехать, как автомобиль», ритмично притопывая. Когда эти навыки усвоены, руководитель назначает хорошо двигающегося малыша «шофером» автомобиля, остальным детям предлагает быть «воробушками».
Прежде чем самому демонстрировать характерные для них движения, педагог может предложить детям показать под соответствующую музыку как летят птички, прыгает зайчик, скачет лошадка и т. д. Удачные действия ребенка одобряются взрослым, который использует показ малыша, как своего помощника.
Целью упражнений является усвоение какого-либо двигательного элемента на небольшом по объему задании. Например,

упражнении «Гулять-отдыхать» на музыку М. Красева дети учатся ритмично ходить под музыку, изменяя движение в соответствии с характером частей пьесы, в свободной пляске тренируются в выполнении отдельных плясовых движений.
Упражнения выполняются по показу взрослого, особенно в начале разучивания. В дальнейшем педагог пользуется указаниями напоминаниями, которые должны быть предельно образными, чтобы помочь малышам понять задание, почувствовать характер движения. Например, подчеркивая плавные движения рук, педагог говорит: «У детей вот какие мягкие ручки»; проверяя правильное расстояние между детьми, проходит между ними и отмечает: «Я иду к вам в гости, здесь могу пройти, а здесь не пройду, к вам не попаду».
В конце года педагог проверяет уровень музыкально-ритмических навыков, оценивая, чувствуют ли дети контрастный характер музыки. Он предлагает им, например, произведения для ходьбы, бега, отмечает, передают ли они характер марша или легкой, подвижной музыки, а также определяет, насколько согласованы с ней движения детей. Чтобы определить, чувствуют ли дети форму музыкального произведения, можно предложить им исполнить знакомую пляску и увидеть, как точно они меняют движение в связи со сменой музыкальных частей.
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педагога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных пояснениях и указаниях.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.

I часть. Вводная.

1.

Ритмичная ходьба друг за другом.

Мы шагаем друг за другом.
Мы идём, идём, идём.
Мы шагаем, как солдаты.
Дружно песенку поём.

2.

Ходьба с высоким подъёмом ног.

Ты дружней, дружней шагай,
Ножки выше поднимай.
Все преграды на дороге,
Не боясь, переступай.

3.

Ходьба боком, приставным шагом.

Впереди большая лужа
По мосту пройти нам нужно.
Боком, боком, не спеша,
Мы шагаем чуть дыша.

4.

Ходьба с закрытыми глазами.

Мы закрыли крепко глазки
И шагаем в темноте,
И с закрытыми глазами
Не споткнемся мы нигде.

5.

Ходьба на носочках. («Светит месяц», рус. нар. мелодия)

Не шумим и не поём,
Словно мышки мы идём.
На носочках мы идём,
Не шумим и не поём.

6.

Бег врассыпную («Бег», муз. Т. Ломовой).

А у видели кота,
Разбежались кто куда.
(очень быстро проговариваем)
Разбежались кто куда -
Не собрать нас никогда!

II часть.

Общеразвивающие упражнения «Часики» (русская народная мелодия «Погремушки», сл. Г. Погореловой).

А теперь скорее в круг,
Сейчас игра другая.
Поскорее, поскорей
Часики включаем.

1.

Стрелки часиков шагают,

Дети ручками качают,
Тик-тик, тик-тик, так, так, так.

И. п.: стоя, руки опущены. Качают прямыми руками вперед-назад.

2.

Наклоняйтесь вправо-влево,
Наклоняйтесь, малыши.
Наклоняйтесь вправо-влево,
Вы сегодня, как часы.

И. п.: стоя, руки на поясе. Выполняют наклоны туловища вправо-влево.

3.

Бом да бом - звенят часы,
Тили, тили, бом, бом.
Говорят, который час.
Слышен звон со всех сторон.

И. п.: стоя, руки сжаты в кулаки.
Ударяют кулачками по плечам, при наклоне вперед - по коленям.

4.

Бом, бом, бом да тилибом,
Стрелки закрутились.
Бом, бом, бом да тилибом,
И остановились.

И. п.: стоя, руки в сторона Выполняют круговые движения рук вперёд-назад.

5.

И теперь часы опять
Тихо так шагают.
Ну, а ручки у ребят
Наших отдыхают.

И. п.: стоя, руки на поясе. Ходьба на месте.

6.

Прыг, прыг, прыг, прыг, веселей.
Пусть попляшут ножки.
Прыг, прыг, прыг, веселей,
Ну, еще немножко.

И. п.: стоя, руки на поясе. Прыгают на двух ногах на месте.

III часть.

Игра «Лови мяч» (русская народная мелодия «На горе-то калина», сл. Г. Погореловой).

1.

Становись скорей в кружок.
Поиграем в мяч, дружок.

Вот так, я бросаю - ты поймай.
Вот так. А теперь ты мне бросай.

2.

С моим мячиком вдвоем
Мы ничуть не устаем.

3.

Ты, дружок, не отставай,
Веселей с мячом играй.

Дети стоят по кругу. Воспитатель в центре круга. Бросает мяч ребенку, тот - воспитателю, затем то же с другим ребенком и т. д.



Публикации по теме