Конспект занятия Предметы — помощники. Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе "предметы- помощники"
Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».
Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.
Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?
Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.
Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.
Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.
Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)
Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.
Конспект НОД по предметной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Предметы, облегчающие труд людей на производстве».
Составила воспитатель МОУ
ЦРР д\с №1214 «Ивушка»
Карасени С.В.
«Предметы, облегчающие труд людей на производстве».
Программное содержание:
Познакомить детей с предметами, облегчающими труд людей на производстве (калькулятор, робот, компьютер, станки).
Расширять представление о том, что эти предметы могут повысить качество и скорость выполнения действий, могут даже сами выполнять сложные операции за человека.
Активизировать в речи детей название разнообразных предметов.
Развивать интерес и желание работать с такими предметами.
Предварительная работа:
Беседы с детьми «Человек создаёт технику», «Техника помогает нам».
Рассматривание иллюстраций с изображением станков, компьютера, роботов, «умных машин».
Материал к занятию :
Иллюстрации с изображением компьютера, станков, роботов, калькулятора.
Ход занятия .
Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку:
На земле он всех умней
Потому он всех сильней
(Человек)
Это человек.
А разве человек сильнее всех? Сильнее слона, медведя? (Ответы детей).
Ведь человек не может летать как птицы, не может быстро бегать, не может
Жить под водой, как рыбы; видеть в темноте. А почему же он сильней?
В загадке есть подсказка – На земле он всех умней!
Посмотрите вокруг – очень много предметов, которые помогают нам жить. Их сделали люди. Есть такие люди, которые умеют придумывать, создавать что-то совсем новое, такое, чего никогда не было, но что людям необходимо. Их называют изобретателями, учёными. Если бы не было на Земле таких людей, у нас бы не было всего того, что есть сегодня. Например, не было бы стола, телефона, машин, самолёта... Помогите мне, подскажите, какие ещё устройства, механизмы, машины, приборы создал человек, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь. (Выслушать ответы детей).
Их уже несчётное множество. Все эти предметы нужны, чтобы питаться, спать, ухаживать за своим телом; чтобы отдыхать; чтобы учиться; чтобы работать.
У людей разных профессий есть предметы – помощники. Давайте о некоторых мы сегодня поговорим подробнее.
Человек не всегда может выполнить работу сам и ему нужна помощь. Например, «умная машина». Посмотрите, что у меня есть (показать калькулятор). Вы знаете, что это за предмет? А для чего он нужен, и как он помогает человеку? (Он необходим для того, чтобы считать). Да, правильно!
Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Но это было неудобно, потому что нельзя было посчитать до 20-30. И тогда человек изобрёл счёты. (Показать). Вот такие. Это рама с перекладинами, на которых нанизаны косточки. Они знакомы, наверное, каждому из вас. Сейчас уже редко, но всё-таки они используются. Они не очень удобны. Почему? (Большие по размеру, на них трудно посчитать большие цифры, долго считать). И поэтому человек изобрёл калькулятор.
Калькулятор – это электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами: сложение, вычитание, умножение, деление (об этом вы узнаете в школе). Калькулятор может работать при помощи солнечной энергии; имеет небольшие размеры (он помещается в кармане), лёгкий по весу. Нажимая на кнопки с цифрами, человек может производить любые операции с большими числами (что трудно сделать в уме). Калькулятор помогает человеку для решения сложных вычислений. Он быстро действует, надёжен, результат выводится на экран.
Дети, а как вы думаете, людям каких профессий необходим калькулятор? (Продавец, кассир, бухгалтер…)
Но и на этом человек не остановился, а продолжал ещё изобретать предметы, облегчающие его труд. Посмотрите, что теперь ещё используют люди. (Показать на иллюстрации компьютер и его главные части). Догадались, что это? Правильно, компьютер!
Расскажите, что вы знаете о компьютере? Где вы их видели? (Выслушать ответы детей). А что умеет делать компьютер?
Компьютер – это чудо-агрегат.
Может делать всё подряд –
Самым лучшим другом стать.
Компьютер нужен для труда,
Обогащения ума,
С ним просто весело всегда!
Давайте рассмотрим, из каких главных частей состоит компьютер, без которых он не будет работать:
Процессор – это мозг и голова компьютера. Через него проходит вся важнейшая информация в компьютере. Процессор её перерабатывает и направляет другим частям компьютера.
Монитор (экран).
Клавиатура (на которой набирают команды для компьютера).
Мышь (передаёт наши движения в компьютер).
Компьютер приносит пользу, он помогает нам в труде: передаёт информацию, хранит информацию, решает трудные задачи за короткое время (большая скорость выполнения вычислений). И сегодня уже невозможно представить, как раньше люди обходились без компьютера. Он необходим людям самых разных профессий (врачам, учителям, бухгалтерам, менеджерам, директорам, программистам, писателям).
Дети, а откуда берутся окружающие нас предметы, кто и как их создаёт?
Их создаёт человек. А ему помогают в этом «умные машины». И не только помогают, но и даже могут заменять его в работе. Изобретатели давно мечтали освободить человека, его умелые руки от тяжёлого труда. И тогда появились станки. Вот посмотрите (показать иллюстрации различных станков). Станок – это сложная машина, с помощью которой на заводах и фабриках изготавливают велосипеды и автомобили, радиоприёмники и телевизоры, часы и электроприборы, одежду и обувь, иголки и железнодорожные вагоны, фарфоровую и стеклянную посуду, резиновые шины и галоши, карандаши и тетради; печатают книги и газеты и т.д.
Станки сами, без помощи человека, выполняют и производят различные операции: передвигают тяжести, собирают автомобили, обрабатывают древесину, ткут ткани, печатают книги. Действуют они по программе, составленной и заложенной в них людьми. Станки помогают экономить время – быстро выполняют любую работу и при этом, не ошибаясь и не уставая. А человеку остаётся лишь управлять машинами с помощью кнопок, выключателей, пультов; обслуживать (убирать) и чинить их.
Но и на этом чудеса, созданные человеком не закончились! Самым большим достижением человеческой мысли являются роботы . Робот – это «умная машина», которая может заменить человека и сама выполнить за него тяжёлую и вредную для здоровья работу. И даже может выполнить то, что человек сам никогда не сможет сделать. Например, не смог бы провести космические исследования: ведь с помощью робота человек получил фотографии с планеты Марс; роботы доставили грунт с других планет; без робота человек не смог бы заглянуть в кратер действующего вулкана, производить подводные операции.
Роботы могут быть разных размеров и форм, а также могут по виду и действиям напоминать человека. Например, ходить, производить движения руками, принимать простые решения.
Роботы – помощники в самых разных сферах. Есть роботы-полицейские. Они следят за порядком, видят, слышат, передвигаются, а человек на экране наблюдает за происходящим.
Существуют «медицинские роботы», они могут проводить операции.
В Японии есть робот-поводырь. Он сопровождает слепого человека. Умеет читать дорожные знаки, двигаться по нужному маршруту, чувствует приближение транспорта.
В Германии сконструировали робота-заправщика, который знает, сколько бензина надо залить, какой марки. Он обслуживает машину за четыре минуты.
Есть робот, который способен находить утечку газа, измерять уровень радиации, при этом преодолевая различные препятствия, и для этого меняя свою форму.
Я привела вам некоторые примеры роботов. На самом деле их применение велико. Вот так «умные машины» стали нашими помощниками и друзьями.
В будущем «умных машин» в нашей жизни станет ещё больше, ведь человек и сегодня продолжает думать и работать над созданием новых предметов, которые помогут ему в работе.
Подведение итога:
Дети, с какими «умными машинами» мы сегодня с вами познакомились? Зачем их создал человек?
А давайте вы сейчас побудете учёными, изобретателями и нарисуете своего помощника для выполнения какой-либо тяжёлой работы.
На тему: «Предметы-помощники»
Составила: Царева В.М.
воспитатель
Саратов 2016
1. Тема занятия: «Предметы- помощники».
2. Познание.
3. Возрастная группа: старшая.
4. Дата проведения:
5. Цель занятия: показать ЗУН детей за 1 полугодие.
6. Организация детей на занятии: подгруппа.
7. Задачи: закреплять знания детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; закреплять представления о том, что разные предметы имеют разное назначение; развивать память, речь; воспитывать бережное отношение к предметам помощникам; закреплять знания и умения о безопасном использовании бытовых приборов.
8. Методы и методические приёмы, используемые на занятии: беседа, наглядные, сюрпризный момент, физкультминутка, дидактическая игра.
9. Материалы и оборудование: игрушки- бытовые приборы, иллюстрации с изображением бытовых приборов, игрушка Домовёнок.
10. Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением бытовых приборов; отгадывание загадок о предметах- помощниках, д/и «Для чего этот предмет?»
11. План:
1) Организационный момент
2) Рассматривание пылесоса
3) Беседа
4) Д/и «Доскажи словечко»
5) Физкультминутка
6) Сюрпризный момент
7) Д/и «Опиши предмет»
8) Итог
12. Продолжительность занятия: 30 минут.
Ход занятия:
Орг. момент. Вос-ль: Ребята, давайте понаблюдаем, как и чем наша Елена Валерьевна чистит ковер в группе.
-Подойдём поближе и рассмотрим эту чудо-машину, которая помогает ей. Я неспроста сказала, что это чудо-машина. Посмотрите, какое волшебство происходит после того, как машина проедет по ковру.
-Что происходит? (ответы детей)
- Ну конечно, эта чудо-машина «глотает»весь мусор и пыль. А как же она называется? (ответы детей)
- Как вы думаете, легко работать пылесосом и почему вы так думаете? (ответы детей)
-Давайте мы с вами рассмотрим пылесос. Это электрический прибор? Почему?
Дети рассматривают и рассказывают из чего он состоит.
- Ребята, а всегда ли был пылесос? Чем люди раньше убирали в своих домах, чем чистили от пыли ковры? (ответы детей)
-Расскажите, каким был первый в мире пылесос.
Дети рассказывают, что первый пылесос был размером с автомобиль, работал на бензине и жутко грохотал.
- Правильно, а сейчас есть пылесосы, которые не только чистят от пыли, но и моют. Вы видели такие пылесосы? У кого есть такой пылесос дома? (ответы детей)
- Ребята, а какие предметы, облегчающие труд человека, вы ещё знаете? (ответы детей).
Д/и «Доскажи словечко».
Облегчит нам общение.
Ускорит сообщение,
Весь день трезвонит он,
Домашний (телефон).
Этот чудо-аппарат
Любит пыли аромат.
И не сказка, это быль.
Мне ответьте на вопрос:
Что же это? (пылесос)
Если, перед тем как спать,
Книжку хочешь почитать,
Лампу на стене включай
И лежи себе читай.
Да читай хоть до утра!
Свет подарит тебе ….(бра).
В полотняной стране,
По реке простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (утюг).
В кухне сейф. В нём детвора,
Прячу холод с севера.
Положу в него продукты:
Мясо, рыбу, соки, фрукты,
И включу рубильник,
Сейф мой- ….(холодильник).
Днём и ночью две подружки
Двигаются друг за дружкой.
Длинная одна такая
И короткая другая.
И короткой не до шуток:
Счёт ведёт она минутой!
Спросите у них сейчас-
Скажут вам, который час. (стрелки часов)
- Ребята, какие все молодцы. А давайте тоже потикаем, как часики.
Физкультминутка.
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так!
Налево тик, направо так,
Мы тоже можем так-
Тик-так, тик-так!
-Ребята, а посмотрите, что за домик. Давайте посмотрим, кто здесь живёт.
Дети с воспитателем заглядывают в домик.
- Ой, кто же это?
Дети отвечают, что это домовёнок Кузя, который пришел к нам из мультфильма.
- Правильно, ребята, только вот смотрите, кажется он всё перепутал в своём жилище. С помощью пылесоса он пытался приготовить обед, с помощью плиты постирать, с помощью электрочайника прибрать в доме. Давайте поможем ему и расскажем, для чего какой предмет используется.
Дети рассказывают и наводят порядок в домике. Проводится д/и «Опиши предмет».
Итог:
- Вот какие молодцы, ребята! Вот и Кузе помогли. Давайте попрощаемся с ним и вернемся в группу.
-О чем мы с вами сегодня говорили, вспоминали? (ответы детей)
-Как ещё можно назвать предметы, облегчающие труд человека?
Дети отвечают, что предметы- помощники.
Непосредственная образовательная деятельность
Подготовительной к школе группы
На тему: «Пернатые друзья»
Составила: Собылина В.В.
воспитатель
Непосредственная образовательная деятельность
Детей старшей группы «Звездочки»На тему: «Такие разные растения»
Составила: Собылина В.В.
воспитатель
Приложенные файлы
Задачи:
- учить детей определять назначение и функцию предметов, облегчающих труд в быту и делающих жизнь человека более удобной; устанавливать связь между предметом и пользой его использования, развивать ретроспективный взгляд на предметы.
- познакомить с составом теста, его ингредиентами, что тесто изготавливают из муки
- продолжать знакомить с разными видами тканей (бархат, плащевка), выяснить отдельное свойство (впитываемость), помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления через опытническую деятельность.
Ход НОД:
В гости к нам пришла Золушка. Мачеха велела к ее возвращению навести порядок в доме. У Золушки есть много предметов-помощников: веник для уборки помещения, корыто для стирки белья, игла для штопанья белья, печь для приготовления пищи и др.
Но золушка тоже хочет поехать на бал. Как ей быстро справиться с домашней работой? Как ей успеть на бал? Что можно предложить в помощь Золушке? (ответы детей) Ребята, вы знаете, что люди изменили вещи, сделали их более удобными и полезными.
В наше время человек придумал предметы, облегчающие труд человека в быту и сокращающий время на домашние дела, чтобы оставалось время для любимых занятий и развлечений. Вы знаете такие предметы? (ответы детей)
Узнать предметы -помощники вам помогут загадки:
То назад, то вперед Он охотно пыль глотает,
ходит- бродит пароход. Не болеет, не чихает.
Остановишь- горе, (пылесос)
продырявит море (Утюг)
Только я, только я, Он мгновенно без проблем
Я на кухне главная нам собьет на кухне крем
Без меня, как не трудитесь (миксер)
Без обеда насидитесь…. (плита) .
Дело главное мое Застрочит как пулемет,
Чисто выстирать белье. Платье новое сошьет
Я не только умею стирать, (швейная машина)
Я могу полоскать, отжимать
(стиральная машина)
Правильно вы отгадали
Но во времена Золушки этих предметов-помощников не было. Давайте расскажем Золушке, как преобразовались предметы в наши дни. Игра "Подбери предметы с одним назначением": каждый ребенок берет набор парных картинок и выкладывает пары на большую карту с расположенными в два ряда ячейками для выкладывания парных картинок.
Итак, мы объяснили Золушке, что постирать белье можно с помощью стиральной машины, погладить его утюгом, навести чистоту, воспользовавшись пылесосом, испечь пирог на плите.
Что объединяет все эти предметы - помощники? Они работают от электричества. Это электрические приборы. Давайте на примере миксера поможем Золушке взбить тесто для пирога.
Какой основной ингредиент для приготовления теста? Назовите все продукты для приготовления пирога: мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло. Воспитатель с помощью миксера замешивает тесто. Дети проговаривают названия ингредиентов, из которых замешивается тесто. Делают вывод, что тесто замешивают из муки.
Пока пирог будет печься, мы поиграем с Золушкой (физкультминутка под песню из к/ф "Золушка") :
Дразнят Золушкой меня,
Оттого что у огня,
Силы не жалея
В кухне я тружусь, тружусь,
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я.
Оттого что я добра,
Надрываюсь я с утра
До глубокой ночи.
Всякий может приказать,
А спасибо мне сказать
Ни один не хочет..
Ну вот, мы помогли золушке выполнить домашние дела гораздо быстрее, используя предметы- помощники, и она может теперь поехать на бал потанцевать.
Но на улице идет дождь. Чтобы не промокло праздничное платье у Золушки, давайте поможем ей выбрать непромокаемую накидку.
Посмотрите. из каких тканей сшита эта накидка? Это ткань- вельвет, накидка - вельветовая, а эта накидка сшита из плащевки. (плащевая)
Дети проводят эксперимент: опускают кусочки ткани в емкость с водой и определяют скорость намокания тканей.
делают вывод, что от воды защищает плащевая ткань, а из вельвета лучше сшить красивое платье.
Ну что ж, Золушка вас благодарит за помощь. Чем вы занимались? Что вам было интересно? Что показалось трудным? А сейчас Золушка приглашает вас тоже на бал потанцевать. В заключении дети танцуют под пеню "Встаньте дети, встаньте в круг.."
Используемая литература:
1. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. Мозаика- синтез 2014 г.
2. Е.А. Мартынова, И. М. Сучкова Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Издательство "Учитель" 2012 год.