Конспект занятия в детском саду «Моя семья. Рисование в ДОУ: "Моя семья"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:

Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Лексическая работа: упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Предварительная работа:

Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.
Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи.
Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Беседа родителей с ребенком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»/

Материал:

Семейные фотографии детей и родителей, карточки с изображением «генеало-гического древа», медальоны для награждения.

Ход занятия:

Воспитатель:

«Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье».
- Ребята, как вы думаете, что такое семья? /это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка/.
- Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
- Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?
- Как можно назвать их всех одним словом? /семья/.
- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? /только родственники/.
- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? /вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно/.
- А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запомина-лись надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.
А дерево это стали называть «генеалогическим древом».

Дидактическая игра «Расскажи о своем генеалогическом древе»

/начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся/.

Дидактическая игра «Сравни - кто старше? Кто младше?»

Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Дедушка старый - внук …/молодой/;
Папа высокий - сын …/низкий/;
Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;
Белье чистое - …/грязное/;
Хлеб свежий - …/черствый/;
Мама спускается - дочь …/поднимается/;
Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.

Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре,
/хлопки в ладоши/

Кто живет в моей квартире?
/пожимают плечами/

Раз, два, три, четыре, пять,
/хлопки в ладоши/

Папа, мама, брат, сестренка,
/загибают по одному пальцу на обеих руках/

Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.
/сжимают и разжимают кулачки/

Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»

шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин …
Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина …
Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …
Платье /чьё?/ - мамино …
Ботинки /чьи?/ - папины …
Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …
Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин …

Дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?»

/Найти на выставленных фотографиях маму и папу названного ребенка, опираясь на внешнее сходство/

Игра «Какая у вас семья?»

большая - маленькая
дружная - заботливая
трудолюбивая - веселая
добрая - хорошая
строгая - здоровая
крепкая - счастливая

Воспитатель:

Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать …/
- Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска « Детский сад № 17 общеразвивающего вида

« Улыбка» с приоритетным осуществлением физического развития детей»

Конспект занятия

По ознакомлению с окружающим миром

«Семья»

Воспитатель

Дёрова Ирина Владимировна

I Iквалификационной категории

г. Новосибирск

2011

Цель: Продолжать работу по теме «Семья».

Задачи:

Развивающие : расширять представления детей о своих родственниках.

Обучающие : продолжать развивать диалогическую речь.

Воспитывающие : прививать любовь и уважение к семье.

Методические приемы: беседа, демонстрация дидактического материала.

Предшествующая работа: беседа, чтение стихотворений о семье, рассматривание семейных фотографий.

Словарная работа: телеведущая.

Демонстрационный материал: мультимедиа с фотографиями, бумага, клей карандаш, фотографии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Дети, вы любите смотреть телевизор? (ответы детей).

Какие телепередачи вы знаете? (ответы детей).

А хотите сами принять участие в детской передаче «Я и моя семья»? (ответы детей).

Давайте мы с вами представим, что всех нас пригласили на эту телепередачу.

Вы согласны быть участниками? (ответы детей). Проходим садимся за столы.

А кем же буду я? А я буду телеведущей. Участники передачи приготовились?

– Добрый день! Сегодня в нашей студии ребята из детского сада «Улыбка»№17. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Но сначала давайте познакомимся - меня зовут Ирина Владимировна. Дети называют свои имена и фамилии.

. – Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье. Скажите, что такое семья? (Ответы детей).

Семьи бывают маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и весёлые, трудолюбивые. Если у человека много родственников – значит у него большая семья.

Дети у каждого из вас есть своя семья в которой вы живете. Вы любите свою семью? (ответы детей)

Послушайте стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале мы отражаемся в нем.

Пускай не всегда мы красивы.

За то эти фото правдивы.

Я бы хотела пригласить Полину рассказать о своей семье.

Расскажите, какая у вас семья, сколько человек, что вы любите делать вместе? (Ответы детей). –

Дети рассказывают о своих семьях и просматриваем фото на мультимедиа.

Спасибо вам ребята за ваши рассказы о семье. Вы наверное устали давайте проведем физминутку. Проводится ф.м.»назови ласково»Встаем в круг я бросаю мяч ребенку говорю слово папа, а ребенок должен обратно мне вернуть мяч и сказать ласково папочка и т.д.

Ребята а сейчас я бы хотела обратить внимание на экран, кто это? (показываю фото заведующей д.сада)

Правильно. А что она для нас делает?(ответы детей)

Затем показываю фото старшего воспитателя. А что она для нас делает?

А это кто? показываю фото медсестры.(ответы детей),так же показываю фото повара и прачки.

Ребята а теперь подумайте когда вы находитесь дома о вас заботятся мамы,папы, бабушки,дедушки,братья и сестренки.И это ваша семья. А когда вы находитесь в детском саду о вас кто заботится? Значит мы можем сказать что детский сад это тоже наша семья. И сейчас я приглашаю вас сделать семейную фотографию в детском саду. На мольберте висит силуэт из бумаги детского сада, дети берут фотографии и наклеивают на нарисованные окна.

И посмотрите какая у нас получилась семейная фотография в детском саду.

И теперь мы знаем что не только дома у нас семья, но и детский сад это тоже наша семья.

На этом наша телепередача заканчивается. Я желаю вам добра, радости, счастья и чтоб в каждой семье царил любовь, уважение и доброта. До свидания, до новых встреч!


Занятие познавательного цикла по гражданскому воспитанию "Моя семья"
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Вос-ль : -Кто-то здесь был! Что это здесь нарисовано, я даже не пойму. /выслушивает ответы детей/.

Вос-ль : -Это прямо загадка у нас получилась: «Рубашка на улице, а рукава дома». Дети отгадывают, что это солнце и солнечные лучики.

Вос-ль : -А как можно показать в группе солнышко нам всем вместе?

Дети: -Встать вкруг, руки вытянуть в центр.

Д/игра «Подбери к слову лучики слова, отвечающие на вопрос: какие?»

Вос-ль : -Закройте глазки, представьте себе, что с вами стоят ваши родные. Коснитесь их своими руками и пожелайте им всего хорошего, тёплого.

Вос-ль : -Кто с Кристиной стоит?

Кристина : Мама.

Вос-ль : - Что Кристина пожелает своей маме?

/Воспитатель легким движением дотрагивается до головы каждого ребёнка и те отвечают/.

Вос-ль : -А давайте, как будь-то все ваши родные с нами побудут на занятии. Пальчиковая гимнастика «Семья»:

  • о этот пальчик- дедушка
  • о этот пальчик- бабушка
  • о этот пальчик- папочка
  • о этот пальчик- мамочка
  • о ну, а этот пальчик- я -вместе дружная семья!

Вос -ль : -А где же живёт семья? Дети: - В доме

Вос-ль: - А в нашем буквенном доме живут буквы. Я буду загадывать загадки, а вы у отгадки определите первый звук. Если слово женского рода, то положить букву нужно справа от домика, а если слово мужского рода, то положить букву слева от домика /см. Приложение №2 /

Загадки:

  • Кто встаёт раным-рано, в доме с ней добро, тепло.
    Дочку, сына одевает, да и в садик провожает? /мама /
  • Он машину ловко водит, в стенку гвоздик заколотит.
    Маме дома помогает и детишками играет? /папа /
  • Кто, ребята, отвечайте, вкусно стряпает всегда?
    Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера?
    Кот- мурлыка под столом поиграл её клубком./бабушка /
  • Носит медали он на груди, всем он на помощь стремиться придти.
    Бабушка кличет его молодцом, стар он годами, да молод умом. /дедушка/

Вос-ль : - Что же мы тут зашифровали? Я забыла. /Дети показывают на буквы и говорят слова:

М_____________МАМА
П_____________ПАПА
Б_____________БАБУШКА
Д_____________ДЕДУШКА

/Раздается стук и из шкафа вываливается Домовёнок Яша./

Яша: - Я слышал у вас тут сегодня праздник- презентация проекта. Не пора ли заглянуть в ваши проектные альбомы?

/Дети располагаются там где им удобно, слышится аудиозапись М. Боярского «Старый альбом», а Яша ходит и смотрит альбомы, интересуется изображениями на генеалогических древах. Дети показывают альбомы Яше и друг другу. В это время воспитатель проводит работу с родителями: д/игра: «Сказка по кругу»/.

Д/игра «Сказка по кругу»

Воспитатель с родителями становится в круг и начинает сказку: «Моя семья живёт в городе Минусинске. И вот однажды.../передаёт палочку родителям, а те придумывают продолжение истории и передают палочку по кругу/.

Яша: - А я знаю, что вы готовили выставку «Семейный вернисаж», расскажите мне пожалуйста! А кто-то из вас брал интервью у своих родителей, расскажите, нам будет интересно послушать, как познакомились ваши родители, чем вы любите заниматься дома. А ещё я с великим удовольствием послушаю ваши стихи, посвященные семье! /Выслушивает ответы детей и родителей, хвалит/.

Яша: - Вот это да! А что это- то у вас за домик с буквами?

/Дети вспоминают шифр и говорят его Яше/.

Яша: А я к вам не с пустыми руками пришёл, пожалуйста ответьте на мои вопросы: /Воспитатель предлагает разделиться на две команды: родители и дети./

Яшины вопросы командам:

  • Кем приходится мама папе?
  • Кем приходится папа маме?
  • Кто такая золовка?
  • Кем является мама бабушке?
  • Почему родители называют дедушку папой?
  • Кем являетесь вы маме и папе?
  • А кто бабушка и дедушка между собой?
  • Кто старше мама или бабушка?
  • Кто родился раньше дедушка или папа?
  • Кем вы приходитесь свекрови?

Яша: Молодцы, всё знают! А я вам за это что-то мудрое- поучительное принёс, только я его нечаянно порвал, помогите мне его собрать!/Дети собирают предложение и читают его: «В хорошей семье дети хорошие растут!»

Вос-ль : Как вы понимаете эту мудрость? /Дети и родители высказывают своё мнение/.

/Родители и дети вместе с воспитателем и Яшей становятся в общий круг/.

Вос-ль : - В конце нашего занятия я хочу поблагодарить всех участников проекта за активное участие, пожелать вам благополучия в ваших семьях, а кому-то и прибавления в них и чтобы в ваших семьях росли самые хорошие и послушные дети. Всего хорошего!

Конспекты занятий в детском саду:
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и аппликции для детей 4-5 лет "Как помочь зайчику спрятаться от лисы?" . Детский сад 82
Город древний, новый, вечный. Детский сад 82
Праздник "День знаний" по сказке О.Пройслера "Маленькая Баба Яга" (с элементами здоровьесберегающих технологий) . Детский сад 82
Открытое занятие по пластилинографии в средне-младшей группе "Созрели яблочки в саду" . Детский сад 82
Система сопровождения развития ребенка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Детский сад 82

Комплексные конспекты

Конспект открытого комплексного занятия «Дружная семейка»
в группе II года обучения ЗПР

Плотникова Л. В., воспитатель МДОУ
Д/С № 36 «Звездочка» компенсирующего вида
г. Новотроицка Оренбургской области

Программное содержание:

  1. Закрепить знание детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все тебя любят, заботятся и помогают друг другу;
  2. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание семейных фотографий;
  2. Рассказы детей о своих близких.

Материал: Силуэты ладошки из плотного картона, шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка , с илуэты перчаток на каждого ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята давайте с вами поиграем. Изобразим: птичку, зайчика.

Воспитатель: - Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся,

Если вскапывают грядку-

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?

(дети отгадывают загадку)

Воспитатель: - А как вы догадались, что это пальчики?

(ответы детей)

Воспитатель: - Куда прячутся пальчики зимой?

(ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, а вы любите играть с пальчиками?

Хотите научиться еще одной игре?

(разгибаем из кулака пальцы, и сопровождает движения текстом)

« Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья»

(дети повторяют за воспитателем)

Воспитатель: - О чем же эта игра?

Дети: - О семье.

Воспитатель: - У меня есть вот такая ладошка (демонстрирую силуэт)

Давайте найдем на ней самый маленький пальчик – мизинец.

(дети подсказывают)

Воспитатель: - А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый?

Как вас ласково называют в семье?

(дети высказываются)

Воспитатель предлагает детям отыскать на подносе шапочку, обозначающую ребенка, и надеть ее на мизинчик ладошки – силуэта.

Воспитатель: - А сейчас послушайте стихотворение:

«Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком шел снежок.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо!»

О ком я вам прочитала стих? (о маме)

Почему девочке было хорошо с мамой?

Расскажите, какая у вас мама?

(Дети высказываются)

Воспитатель: - А как вы помогаете маме? (ответы детей)

Давайте найдем шапочку, на которой изображена мама, и наденем ее на следующий – безымянный пальчик.

(надеваем шапочку)

Воспитатель: - Хотите узнать, о ком следующее стихотворение?

«Не терпит мой папа безделья и скуки.

У папы умелые, сильные руки.

И если кому – нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь»

Что можно сказать про такого папу?

Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?

(Дети произносят ласковые слова, находим шапочку, обозначающую папу, надеваем на средний палец)

Воспитатель: - Поиграем с нашими ладошками (Читаю стихотворение и сопровождаю его с жестами и движениями. Дети подражают) .

«Ладошки, ладошки, где были? У бабушки!

(Хлопаем в ладоши)

А у бабушки ладони добрые – предобрые.

(Поглаживают ладони друг о друга)

Все работали ладони долгими годами

(Постукивают кулачком о ладони)

Пахнут добрые ладони щами с пирогами.

(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

По кудрям тебя погладят добрые ладони.

(Имитируют поглаживание)

И с любой печалью сладят теплые ладони.

(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!

(Хлопают в ладони)

Воспитатель: - Что же умеет делать бабушка?

Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая!. .»

(Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку на указательный палец ладошки – силуэта) .

Воспитатель: - Ребята, у нас остался один пальчик - большой. Кто же это? Правильно, дедушка. Читаю стихотворение

«У меня есть дедушка, как зима, седой,

У меня есть дедушка с белой бородой

Мне на все мой дедушка может дать ответ

И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!»

Кто хочет рассказать о своем дедушке?

(ответы детей)

Воспитатель: - Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно. А как вы думаете, какой же домик у нашей семьи на ладошке?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Да, правильно, пальчики живут в перчатке. У меня есть перчатки для «семейки» на вашей ладошке. Хотите украсить их, чтобы «домик» был красивым, нарядным, уютным? Давайте постараемся, чтобы «домик» украшали все «члены семьи», пусть каждый пальчик выберет свою краску и оставит след на перчатке.

(дети выполняют работу)

Предлагаю детям подойти и рассмотреть домики – перчатки других детей, интересуемся, какие пальчики принимали участие в составлении узора.

Воспитатель: - Я очень рада, что ваши «семейки» дружно трудились, пальчики помогали друг другу и «домики» получились нарядные!

На чтение 3 мин. Просмотров 3.8k.

Цель:

сформировать и закрепить понятие семьи и представления о родственных связях.

Задачи:

  • выяснить и подытожить представления детей о том, что такое семья,
  • уточнить и закрепить определение родственников,
  • составить паспорт семьи и рассказать о ней,
  • развивать речевые навыки и умения в ходе создания рассказа о родных.

Материалы для занятия: мяч, рисунок с гусеницей, фотографии семьи, ножницы, клей.

Ход занятия

Организационный момент:

Дети занимают места за столами.

Воспитатель предлагает отгадать загадки.

1) Не боюсь грозы ни грамма,

Потому что рядом…

(мама)

2) Шкаф тяжелый передвинет

И розетки все починит,

Он в машине за рулем,

И в кино мы с ним идем.

(папа)

3) Вкусное всегда варенье,

Пирожки для угощенья,

Пышные оладушки

У нашей доброй …

(бабушки)

4) Как заходит где-нибудь

Про семью беседа,

Непременно расскажу

Про своего я …

(деда)

Беседа на тему «Семья»

1. Детям предлагается рассмотреть фотографии и ответить на вопросы:

Кто запечатлен на фото?

Как называются эти люди одним словом?

Кто проживает вместе с тобой? Перечисли.

Кто у вас самый старший, а кто моложе других?

Дидактические игры

1) «Назови качество»

Мама (она какая?) — например, красивая…

Дедушка (какой?) — …

2) «Кто для кого?»

Мама и папа для мальчика или девочки – это кто?

Кем приходится ребенок дедушке?

Кем является папа по отношению к бабушке?

3) «Младше – старше»

Папа старше, сынок младше.

Провести сравнение между мамой, дочкой, бабушкой, тетей, дедушкой, внуком и т.д.

«Моя семья»

Раз и два, и три — четыре!

Ну-ка, кто со мной в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять (хлопают под счет)

Мама, папа и братишка,

И щенок веселый Тишка,

Кеша-попугай и я (гладят по порядку пальчики)

Наша славная семья!

Игра «Ласковый ребенок»

Дети становятся по кругу. Воспитатель задает вопросы и отдает ребенку мячик. Ответив, ребенок передает мяч следующему.

Как обычно ты обращаешься к маме? (мамочка, мамулечка)

Как ты ласково обращаешься к папе? (папочка)

Как зовешь дедушку обычно?

Составление паспорта семьи

Педагог обращает внимание детей на гусеницу и предлагает вырезать фото членов семьи и приклеить их к ее тельцу.

Подведение итогов

Закрепление понятий семьи и родственных отношений. Воспитанникам предлагается перечислить членов их семьи, назвав их фамилии, имена, отчества, рассказать, кто по профессии родители.



Публикации по теме