Конспекты по окружающему миру в подготовительной группе. Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с презентацией

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Тема: «Что за чудесница-водица-волшебница»

Программное содержание: 1. Создать целостное представление о воде, как о природном

явлении. Уточнить представления детей о значимости воды

в жизни человека, в природе.

2. Познакомить детей с основными свойствами воды (текуча, без

запаха, без цвета, без вкуса, прозрачна, растворитель) и с процес-

сом очистки воды через бумажный фильтр.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к

природе, к воде.

Интеграция: Коммуникация, Социализация, Познание, Труд, Безопасность, Физическая

культура, Чтение художественной литературы.

Оборудование: Картинки с изображением воды в природе, картинки-схемы свойств воды,

прозрачные стаканы, вода, молоко, чеснок, сахар, бумажные салфетки, глобус…

Ход занятия:

В.: Ребята, вы слышите, кто-то стучится?

(иду, открываю дверь, вношу Капельку)

В.: Ребята, смотрите, что за гость к нам пришёл! Капелька. Давайте с ней поздороваемся и посадим её на самое почётное место.

В.: А сейчас внимательно послушайте и определите, что это за звуки.

(звучит запись «Звуки воды»)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…

В.: Так ли это? Как вы думаете? А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька, Называем их.

Д.: Ручей, река, море, озеро, океан.

В.: Значит, Капелька-это маленькая частичка чего?

В.: А кому же нужна вода? (дети отвечают, ответы сопровождаются показом картин). Растениям, животным, птицам, рыбам, человеку

В.: А может ли человек прожить без воды? А для чего нам нужна вода?

Д.: Чтобы пить, мыться, убираться, стирать, готовить еду, поливать растения.

В.: Конечно же, ни одно дело не сделаешь без воды, она необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей планете Земля.

В.: А сейчас ребята, пройдём и присядем за столы (девочки, затем мальчики).

Капелька хотела бы рассказать и даже показать волшебные свойства воды, для этого нам необходимо провести некоторые исследования. Вы готовы. Тогда начинаем. Во время проведения опытов, нужно соблюдать некоторые правила безопасности: не шуметь, не вертеться, не разговаривать, быть очень аккуратными при работе с предметами. Договорились?

Опыт 1. Текуча (демонстрирует воспитатель)

У меня на столе 2 стакана: 1- с водой, 2- пустой. Смотрите внимательно, что я делаю? (переливаю воду). Что делает вода? (течёт) . (На доску вывешивается символ ).

(Во время выяснения какого-либо свойства, на доске появляются значки, помогающие детям запомнить свойство, при повторении назвать его).

Когда человек использует это свойство? (Когда наливает воду в чайник, чашку, наполняет ванну…)

Опыт 2. Прозрачна (коллективная работа)

У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане - вода, в другом - молоко. Возьмите 1 ложку и опустите её в стакан с молоком, а другую ложку в стакан с водой.

В стакане с молоком ложка видна? Нет

А в стакане с водой? Да видна

А почему её видно? Потому что вода прозрачна. (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Рассматривание камешек на дне, рыбок в аквариуме)

Опыт 3. Без запаха (коллективная работа)

Ребята, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать?

Я сейчас проверю, у вас на столах стоят стаканы, накрытые салфеткой, попробуйте узнать по запаху, что там лежит? (чеснок)

Вы все правы, угадали, а теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет?

Значит, что можно сказать о воде? У воды нет запаха. (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Когда отличает одну жидкость от другой)

Опыт 4. Без вкуса (коллективная работа)

Ребята, а конфеты вы любите? А почему вы их любите? (сладкие, вкусные).

А лимон, какой на вкус? (Кислый)

Попробуйте воду, она сладкая? кислая? солёная, может горькая? (нет, нет, нет)

Значит, у воды нет вкуса (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Когда готовит пищу)

Опыт 5. Без цвета (демонстрирует воспитатель)

Ребята, я возьму полоски цветного картона и приложу (каждую по очереди) к стакану с водой, а вы сравните цвет полосок и воды в стакане. Какого цвета вода?

Вывод: Вода бесцветная (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Готовим пищу, пьём воду)

Опыт 6. Вода-растворитель (коллективная работа)

Ребята, у вас на столах, в тарелочках, лежит кусочек сахара, положите его в стакан с водой.

Видите вы сахар? (Да)

А теперь размешайте хорошенько воду в стаканах, что произошло с сахаром?

Сахар растворился?

А что его растворило? Это вода.

Вывод: Вода-растворитель (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Готовим, стираем, моемся, убираем квартиру, моем посуду и т.д.)

Чтобы лучше запомнить основные свойства воды, давайте поиграем в игру « День-ночь». Закрыть глаза и, открыв их по команде, назвать свойство воды, на условное обозначение которого показывает воспитатель.

Ребята, а теперь хором (или кто-то индивидуально назовёт все свойства воды).

Физкультминутка «Беленькое облако»

Беленькое облако (округлённые руки перед собой)

Поднялось над крышей (поднять руки над головой)

Устремилось облако (руки тянем вверх, плавные покачивания руками над

Выше, выше, выше головой из стороны в сторону)

Ветер это облако (описать через стороны круг и опустить их, присесть)

Зацепил за кручу

Превратилось облако

В грозовую тучу.

Ребята, откуда берётся вода в кране. Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается? (по трубам течёт с речки)

Правильно, вода в кране - это вода реки. Человек направил воду по трубам, и она проделала большой путь, пока попала к нам домой. Ребята, а можно пить воду непосредственно из реки? (Ответы детей)

Прежде, чем вода попадёт к нам в кран, она проходит очистку на специальных очистных сооружениях. В быту (у каждого дома) есть кувшины - фильтры и даже целая очистительная станция, только маленькая.

А как нам очистить вот эту воду? Для этого я возьму обыкновенную бумажную салфетку. Для удобства, чтобы не разлить воду, я положу салфетку в воронку и буду тихо лить воду. Смотрите, что с ней происходит. Где остаётся вся грязь? (на салфетке)

Пить нужно только чистую воду.

Обобщение:

Посмотрите, что у меня в руках?

Это глобус (модель Земли)

Какие цвета есть на глобусе?

Какого цвета больше?

Вода, как мы только выяснили, не имеет цвета, а голубым её обозначают потому, что в воде отражается голубое небо, поэтому она и кажется голубой. Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, в реках и озёрах. Вода содержится и в земле. Возьмите любой камень с дороги - и в нём, в его мельчайших трещинах, есть вода.

Много воды и в живых организмах - в каждом растении, в каждом животном, в человеке. Человек на 2 /3 состоит из воды (по пояс). Вода помогает нам переваривать пищу, даёт клеткам питание, очищает организм, унося вредные вещества. В воздухе также находится вода.

Вода используется человеком в повседневной жизни для полива. Много воды требуется для промышленных производств. Ребята, как вы думаете, где живут капли воды в нашей группе?

Давайте совершим путешествие по группе, и каплями будем отмечать места, где расходуется вода.

  1. Дверь (туалет, умывальник)
  2. Раковина, где моют посуду
  3. Уголок природы
  4. Шкаф с кисточками и красками
  5. Шкаф с игрушками
  6. Чайник

(Показ с яблоком: отрезанный кусочек яблока - это пресная вода, остальная часть яблока - солёная). Поэтому водные богатства надо беречь. А как?

Не лить воду зря

Не пускать воду сильной струёй

Плотно закрывать кран с водой

Не засорять ручейки, реки и озёра

Ребята, наша гостья Капелька решила остаться у нас, чтобы вы, видя её каждый день, помнили о том, что вода - это наше богатство и его нужно беречь.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без ВОДЫ!!!

Итог занятия: О чём мы говорили? Что нового вы узнали о воде? А что нужно делать для того, чтобы беречь воду?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Без воды нет жизни на земле»

Назначение : предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования.
Программные задачи:
- уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря…);
- дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения;
- познакомить с приемом очистки загрязненной воды через фильтрование;
- воспитать бережное отношение к воде;

Материал : картинки с изображением реки, моря, океана; глобус, фильтр, грязная вода, тазик, плакаты, призывающие экономить воду, 1 шарик наполненный водой; вата, марля, активированный уголь; ноутбук, флешка.

Ход занятия

Все мы в группе, как семья
Рады все и ты, и я.
Очень любим вместе быть.
С добрым утром говорить.

Ребята, послушайте загадку, которую я вам приготовила и постарайтесь её отгадать.
Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь - может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?

Правильно, это вода.
Воспитатель обращает внимание детей на картинки, где изображены моря, реки, озера. Просит объяснить, что изображено. Чем они отличаются и что в них общего? Каким цветом на глобусе изображена вода? (синим) Читает стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить
-Ребята, что вы знаете о воде? Какая она? (прозрачная, мокрая). Кому она нужна? Зачем? Какая польза от воды людям?
-С момента рождения человека вода становится его спутником на всю жизнь. Мы ежедневно используем воду в быту: пьем, умываемся, принимаем душ, готовим пищу, моем посуду, стираем белье…

Воду используют в промышленности при производстве стали, бумаги.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ткань для одежды, ни резину, ни лекарства, ни конфеты. Гидроэлектростанции вырабатывают электрическую энергию, которая поступает в наши квартиры.

Не обойтись без воды в сельском хозяйстве. Некоторые культурные растения, например, капуста или рис, для хорошего роста требуют много воды. На полях для полива устанавливают оросительные системы.

Многие животные устраивают свои жилища на воде и под водой, здесь безопасно и много пищи. С древних времен люди строили жилища по берегам рек, озер и морей.
По морям и рекам проложены водные пути. Речной и морской транспорт ежедневно перевозит людей и грузы в разные города и страны. Вода большая труженица и помощница человека.
-Скажите пожалуйста, откуда мы с вами берем воду? (из крана) Как она попала к нам в дом? (по трубам) Что можно сказать об этой воде, какая она? (чистая, прозрачная) Как вы думаете, откуда к нам в краны поступает вода? (из рек, озер). А вода в реке, озере, пруду какая? (мутная, грязная)
- Как вы понимаете выражение «пресная вода»? (вода без солей). А в морях, в океанах – вода соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели.
-Воду из рек и озер пить нельзя, она грязная, и человек может заболеть. Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, ее специально очищают, фильтруют на очистительной станции, только потом она поступает к нам в дом. Понятно? Ну, а сейчас мы немножко отдохнём.
Физминутка «Капельки прыг-прыг».
С неба капельки летели.
В ручейки попасть хотели.
И захватывая дух,
Капельки упали- бух
Капельки прыг-прыг,
Капельки хлоп-хлоп,

С неба капельки упали,
Ручейками побежали.
Побежали ручейки
И прозрачны, и легки.
Капельки прыг-прыг,
Капельки хлоп-хлоп,
Капельки топ-топ-топ-топ-топ.

Мы отдохнули, и я приглашаю вас подойти к столу. (на столе стоят баночки с водой) Ребята, что можно сказать про воду в баночках. Какая она? (мутная, грязная, непрозрачная). Как её можно сделать чистой? (грязную воду нужно очистить с помощью фильтров).

Воспитатель сообщает детям о том, что можно очищать воду разными способами: с помощью марли, салфеток, ваты, активированного угля. Педагог предлагает детям попробовать самостоятельно очистить воду. По окончании самостоятельной деятельности детей, воспитатель обобщает их высказывания по поводу проведенных опытов.
ВЫВОД: качество очистки воды зависит от материала, из которого изготовлен фильтр.

Людям требуется не любая вода, а только чистая. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. Кто или что загрязняет воду? (заводы, водный транспорт, человек)

Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. Воду надо беречь. Заботясь о чистоте рек, озер, морей, мы заботимся о своем здоровье, о красоте окружающей природы.
-Ребята, как вы думаете, что произойдет, если не станет воды? (все живое умрет) Какие меры нужно принимать, чтобы вода в реках, морях была чистой? (не бросать мусор, не сливать отходы)

Необходимо так же экономно расходовать воду.
Педагог вместе с детьми рассматривает рисунки, плакаты, призывающие экономить воду, охранять ее чистоту.


Вода - это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Светлана Oлегова
Все отлично потрудились,
Поиграть пришла пора.
У меня для вас, ребята,
Есть отличная игра.

Проводится игра «Капитошка»
Дети встают в круг и под музыку передают друг другу шарик, наполненный водой. Тот, у кого шарик останется после остановки музыки, выбывает из игры.

Ребята, что вы узнали нового, интересного на занятии, что бы хотели узнать в следующий раз о воде?

НОД в подготовительной группе на тему: «Поможем пингвиненку».

Цель:
развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.
образовательные задачи:
дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;
формировать представления о фауне Антарктиды,
развивающие задачи:
развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;
развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, материк, океан);
воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.

Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
- чтение книг об Антарктиде;
- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
- аппликация на тему «Пингвины»;
- рисование на тему «Антарктида»;
- лепка на тему «Пингвины».

Оборудование и материалы:
- картонное яйцо
- географическая карта, глобус;
- видео-и аудио сопровождение, слайд-шоу;
- лед, миска с водой, жир.

Ход занятия:

Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, хотите посмотреть что в ней?

Домик круглый, домик белый,
И на вид вполне он целый.
Когда же треснул, наконец,
На волю выскочил птенец!
(Слайд № 1,2)

Воспитатель:

Я недавно из яйца,
И похож я на птенца.
Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать?
Я не гусь и не павлин.
Догадайтесь! Я…

Дети: Пингвин.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте поможем пингвину отыскать его родителей.
Воспитатель: Но, чтобы помочь ему мы должны понять кто он птица или животное?Как вы ребята думаете, выскажите своё мнение. Скажите пингвин птица, или животное? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, что же есть у всех птиц и у пингвинов: (Слайд № 3), (Слайд №4)
голова, глаза, острый клюв, туловище, покрытое перьями, на туловище расположены крылья, две ноги, один хвост, все птицы откладывают яйца.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Пингвин – это птица.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца.

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.
Все птицы имеют крылья. Верно?
Дети: Верно.

Воспитатель: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?
Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое,
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица и она не несет яйца.
Воспитатель: Правильно! Не все у кого есть крылья, являются птицами.
Воспитатель: Что же мы позабыли о нашем пингвинёнке, ведь мы обещали ему помочь. Ребята у нашего малыша наверняка есть мама и папа, и наверное у него много братиков и сестричек, а где же нам искать родителей пингвиненка? Как вы думаете?
Воспитатель: А может нам помогут осколки яйца из которого вылупился пингвинёнок?

Яйцо заскрипело, яйцо затрещало,
И вмиг все скорлупки свои растеряло.
Если скорлупки в яйцо соберем,
Место узнаем и слово прочтем.

Ребята каждый на своём месте собирают колумбово яйцо, а воспитатель вызывает одного ребёнка к мольберту.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, какой материк нам нужно искать? Почему?
Дети: Материк, который называется Антарктида.
Воспитатель: Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном,
Ледяным лежишь пятном.(Слайд № 5)
Воспитатель: Ребята, давайте на глобусе найдем Антарктиду. На каком полюсе находиться этот материк?
Дети: Антарктида находится на Южном полюсе.
Воспитатель: А каким цветом она обозначена?
Дети: Антарктида обозначена белым цветом.
Воспитатель: А что обозначает белый цвет?
Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.
Воспитатель: Ребята, давайте отвезем пингвиненка в Антарктиду, ведь как мы с вами выяснили, именно там обитают его родственники. А заодно мы с вами исследуем этот материк.
Воспитатель: Готовы? Тогда в путь. Ой, ребята, а на чем же мы доберемся до Антарктиды? Ведь она так далеко и там много льда.
Дети: На корабле.
Воспитатель: Ребята, а мы сможем добраться по льду до Антарктиды на обычном корабле? Почему?
Или нам нужно плыть на каком – то особенном?
Дети: На ледоколе.
Воспитатель: Совершенно верно, ледокол это специальный корабль, чтобы (Слайд № 6) плавать во льдах, ледокол это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу. Ну что ж пройдите на корабль. (Звучит запись гудков корабля дорожка №1)
Воспитатель: День и ночь стучат машины,
От винта бежит вода.
…Вот уже поплыли льдины,
И настали холода.(Слайд № 7, 8)
Айсбергов громады
Проплывают рядом (Слайд № 9, 10).

Воспитатель: Что мы видели за бортом нашего ледокола?
Конечно, вы видели айсберги их формы самые удивительные и причудливые.
В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.
- Откуда же появились эти ледяные громады?
Дети: Они откололись от ледника.
Воспитатель : Верно, иногда, у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану.
А хотите посмотреть, как плавают айсберги?
Дети: Да.
Воспитатель: тогда подходите все сюда, поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда.
- Утонул он?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Лед легче воды.
Воспитатель: Где большая часть льда – под водой или над водой?
Дети: Под водой.
Воспитатель : У айсберга тоже над морем видна лишь меньшая часть льдины. Подводная часть айсберга очень велика!(Слайд № 11) Океанское течение и ветер рано или поздно выносят ледового путешественника в теплые воды, где он начинает медленно таять. Но все равно айсберги очень опасны для морских кораблей!

Воспитатель : Ой, смотрите!
Вот видна уж с корабля
Сквозь трубу подзорную
«Ледовитая» земля –
Берега просторные. (Слайд № 12)
Малый ход! Машина стоп!
Вместе: Здравствуй, Антарктида!
(Дети выходят с корабля. (Звучит фрагмент ветра дорожка № 2)
Воспитатель:Как же холодно в Антарктиде!
Мы с вами идем вперед,
Очень удивляемся:
Слева – лед, и справа – лед,
Даже перед нами лед.
Где же он кончается? (Слайд № 13)
Чтобы мы не замерзли, давайте на время превратимся в пингвинов.(Физминутка).
Пингвин наклоны делать рад,
Вправо, влево, вперед, назад.
Много-много раз подряд,
Влево, вправо, вперед, назад.
Пингвин все время закаляется,
В ледяной воде купается.
Воспитатель: А хотите поиграть в игру «Да, Нет»?
Дети: Да.
Воспитатель : Тогда отвечайте на мои вопросы нет или да.
В Антарктиде много снега и льда?
Здесь птицы не поют никогда?
Есть ли там реки, леса?
Бродит ли по берегу лиса?
Растут ли деревья вокруг?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а где же нам искать родственников, нашего пингвиненка, никто их не видит? Ой ребята посмотрите, какие то удивительные животные показались из – за ледника. (Слайд № 14, 15)
Они идут цепочкой, друг за другом. Идущий впереди время от времени останавливается и оглядывается, нет ли отставших.
- Кто же это?
Дети: Пингвины.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а пингвины умеют плавать?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно ребята, пингвины это водоплавающие птицы, так как они охотятся в океане, добывая себе еду. Какие же секреты есть у водоплавающих птиц? Во-первых, строение лап. Они очень похожи на ласты.
Как вы думаете Для чего пингвину такие ноги?
Дети: Для того что бы быстро плавать.
Воспитатель: Второй секрет пингвина его оперение, которое не намокает, иначе бы вылезший из моря мокрый пингвин на таком морозе сразу бы превратился в сосульку и погиб.
Почему перья пингвинов не намокают?
Дети: Потому что они покрыты жиром, поэтому в воде они не намокают.
Воспитатель: А хотите это проверить? Давайте проведем эксперимент, подходите все к столу. На столе стоит миска с водой, опустите в воду руку, теперь вытащите её. Рука намокла?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь вытрите руки и смажте их жиром. Снова опустите руку в воду. Теперь выньте руку, что произошло?
Дети: Капельки воды собрались вместе и скатываются с руки.
Воспитатель: Отряхните воду с руки, что вы увидели?
Дети: Рука осталась сухой.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира.
Воспитатель: Ребята, хотите побольше узнать об этих удивительных птицах?
Тогда дома с родителями прочтите энциклопедию, и вы еще больше интересного узнаете о этих птицах.
Воспитатель: Ребята наше путешествие по Антарктиде заканчивается, а мы так и не смогли среди множества пингвинов отыскать родственников нашего малыша. как же нам отыскать родителей нашего малыша, ведь пингвинов так много? (На экране размещены пингвины разного размера, с разными клювами, с хохолками и без хохолков.)
Я назову вам приметы родителей нашего пингвиненка, а вы внимательно посмотрите и покажите их. Не маленькие, и не большие, с красным клювом и с хохолком.
(Ответы детей)
Заключительная часть:
Воспитатель : Какие вы все молодцы! Помогли пингвиненку найти родителей и вернуться в семью. Теперь пора и нам возвращаться в детский сад. Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на Севере.

Задачи: продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;

подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;

расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь;

воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию.

Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация, глобус.

Раздаточный материал: лист на каждого ребенка со следами животных (белого медведя, северного оленя, белого волка); кусочек теста, карандаш, зубочистка; разрезные картинки с изображением животных севера (белый медведь, северный олень, полярный волк, морж).

Предварительная работа:

Рассматривание картинок из альбома «Животные Севера»;

Чтение: В. Катаев «Цветик - Семицветик», Г.Снегирев «Как Алёшка жил на севере»;

Просмотр мультфильмов «Умка»;

Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»;

Посещение виртуального зоопарка.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла вам в группу. Что изображает глобус? Какого цвета на глобусе больше всего? - Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан.

Какие ещё цвета есть на глобусе? Зелёный - это равнины.

Что обозначают коричневым цветом? (обозначаются горы). Чем темнее цвет, тем горы выше.

Что обозначено жёлтым цветом?

Вспомните сказку "Цветик-семицветик". Куда отправилась девочка Женя, оторвав первый лепесток?

Покажите, где расположен Север на глобусе. А почему вы так решили?

Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)

Хотите побывать на Севере, как Женя?

Раз, два, три, четыре - Север нам откройся шире. Раз, два, три, четыре, пять - вот и северная гладь.

Слайд №1

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держится почти весь год. Зимой температура опускается до -60 градусов. Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? (Ответы детей) А еще там дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Летом в Арктике наступает полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки. Оно здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. Зимой на Севере темно: нет ни утра, ни дня, ни вечера - круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода. Часто в период полярной ночи, на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние - это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо часами переливается разноцветными огнями.

Слайд №2

Если зимой - полярная ночь, то летом - полярный день: сплошной день, белые ночи. Несмотря на суровый климат, на Севере бывает лето, но оно очень короткое, нежаркое. Как вы думаете, живут ли люди на крайнем на Севере?

Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север - это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки. Кто знает, как называется такой дом? Называется такое жилище - чум. Как вы думаете, из чего их делают?

Слайд №3

Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.

Физкультминутка

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди) .

Для всего живого условия здесь очень суровые. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных. Какие животные обитают в Арктике?

Как вы думаете, почему у большинства животных белая окраска?

Слайд №4

Правильно молодцы. Белый медведь - самый большой медведь, он является самым крупным млекопитающим отряда хищных в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода. Какие у белого медведя лапы. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут. Основная пища белого медведя - тюлени.

Слайд №5

Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Для чего оленю такие копыта?

Чтобы выяснить это, проведем опыт.

У вас на столе кусочек теста, сделайте из него лепешку, толщиной 1-1,5 см. А теперь возьмите зубочистку и проткните лепешку. Коснулась она подноса?

А сейчас возьмите карандаш и нажмите на кусок теста не поточенной стороной. Рассмотрите следы, оставленные от зубочистки и карандаша. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного проваливаются в снег.

Края копыт оленя ещё крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие. Олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.

Слайд №6

Моржи очень крупные животные, в длину достигают от3 до 5 м. Тело его очень гибкое. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь. Моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга. Питаются рыбой.

Слайд №7

Полярный волк - Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. В поисках пищи волчья стая может обходить большие районы. Едят других животных, птиц. Полярные волки живут стаями по 7—10 волков. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Во время кормления и воспитания детёнышей все взрослые животные оказывают друг другу помощь. Часто один или два молодых волка присматривают за детёнышами, когда их мать уходит на охоту. Живут в логове.

Итак, что же помогает выжить животным в Арктике?

Толстый слой жира.

Густая тёплая шерсть.

Широкие лапы.

Окраска меха.

А сейчас давайте поиграем в игру "Узнай чей след". У вас на столе карточки со следами животных и животные: белый медведь, олень и полярный волк. Вам нужно подумать и расположить каждого животного напротив своего следа.

У меня еще есть для вас интересное задание. Сейчас вы разделитесь на 4 команды, подойдете к столикам и из разрезных картинок соберете животное севера, а потом мы посмотрим все вместе у кого какое животное получилось.

Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались? Что вам понравилось?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

«Большое воздушное путешествие».

Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Формировать у детей научные представления об окружающем мире. Развивать мышление, любознательность, умение самостоятельно делать выводы. Активизировать словарь детей словами: планер, парашют, ветряная электростанция. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.

Оборудование:

Картинки с изображением самолета, вертолета , планера, ракеты, воздушного шара , парашюта, мельницы, вентилятора , ветряка, парусника, урагана, космонавта, сохнущего белья, раскрытого окна, сломанного ветром дерева.

Тетради, резиновые груши, стаканы с водой, вертушка, зажигалка, перо птицы. Схема «Органы дыхания человека», «парашюты» с загадками, секундомер.

Предварительная работа:

Дидактическая игра «Летает – не летает». Рассматривание папки «Воздушный транспорт». Занятие по валеологии «Чем мы дышим».

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в большое воздушное путешествие. Нам предстоит лететь, но на чем? Какие вы знаете виды воздушного транспорта ? (Ответы детей – самолет, планер, воздушный шар, дирижабль.)

Дети, предложившие ответы на вопрос, выбирают картинку с соответствующим видом воздушного транспорта и ставят ее на мольберт.

А вот на каком из видов воздушного транспорта мы начнем наше путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Он в воздушном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром.

Правильно, мы начнем наше путешествие на самолете.

Усилился ветер и нагнал тучи. Взгляните, на одной туче что-то написано. (Предлагаем одному ребенку прочесть надпись.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Что это? Воздух. А есть ли воздух в нашей групповой комнате? Что мы можем о нем сказать? Имеет ли воздух цвет, запах?

Вдохните в себя воздух и выдохните. Видите ли вы воздух?

А теперь попробуйте задержать дыхание. Долго ли вы сможете не дышать? Давайте сделаем вывод: может ли человек обойтись без воздуха? Без воздуха ни человек, ни животное, ни растение не могут прожить и нескольких минут. Вы хорошо знаете, как воздух «через нос проходит в грудь и обратный держит путь»? Давайте посмотрим. (Сопровождается показом на схеме органы дыхания человека.)

А как вы думаете, можно ли воздух почувствовать, услышать и увидеть? Давайте это проверим с помощью простых опытов.

Почувствуете ли вы воздух? Помашите тетрадями возле своего лица. Что вы почувствовали?

Услышите ли вы воздух? Резко сожмите руками резиновую грушу. Что вы услышали?

Увидите ли вы воздух?

Опустите конец резиновой груши в стакан с водой и сожмите ее. Что вы увидели?

Как убедиться, что вокруг нас есть воздух? Кому необходим воздух? Как дышат растения? Животные?

Наш самолет благополучно совершил посадку. Наше воздушное путешествие мы продолжим на… Угадайте на чем.

Точь-в-точь, как самолет,

В кабине есть пилот.

Но в голубых просторах

Летает без мотора.

Итак, продолжаем наше путешествие на планере. Но как же он полетит без мотора? Его понесет ветер. А откуда берется ветер?

Солнце нагревает воздух в одном месте и нагретый теплый воздух поднимается вверх. И тут на его место врывается холодный воздух. Вот это перемещение, движение воздуха и есть ветер.

Каким бывает ветер? (Сильным, легким, теплым, холодным, ураганным.) Одинаков ли ветер в разные времена года?

Как определить силу ветра? Если ни один листочек на дереве не шелохнется, это значит, что ветра нет. Если колыхаются лишь маленькие веточки, то ветер слабый. Если пригибаются большие ветви – это сильный ветер. А как называют очень сильный ветер? Ураган. А если ветер шумит над морем и вздымает огромные волны? Это шквал или шторм.

Но вот ветер совсем затих и нам приходится возвращаться на землю.

Мы пересаживаемся на…

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно на картинке.

Это воздушный шар. На нем люди совершали свои самые первые воздушные путешествия.

Но что же заставляет шар подниматься вверх? Теплый воздух. Я уже говорила вам, что теплый воздух поднимается вверх. Это происходит потому, что теплый воздух легче холодного. Сейчас я вам это докажу.

Вот перышко. Если я его просто подброшу, то оно просто упадет вниз. Вот так. Но если его подбросить в теплый воздух, например, над огнем, (зажигаю зажигалку), то вы увидите, что теплый воздух поднимается вверх и не дает перышку упасть.

Воздушный шар наполняют теплым воздухом, поэтому он и поднимается вверх.

А теперь вопрос для самых смышленых. В нашей групповой комнате тепло, потому что ее нагрели горячие батареи. А где теплее, возле пола (внизу) или возле потолка (вверху)?

Конечно, возле потолка, потому что теплый воздух поднимается вверх. Теперь вам станет понятно, почему взрослые не любят, когда вы играете на полу. Возле пола (внизу) всегда холоднее.

Физкультминутка.

Круг мы сделаем большой,

Встанем в круг мы всей гурьбой.

Мы покружимся немножко

И похлопаем в ладошки,

Мы потопаем немножко

И похлопаем в ладошки

Повернемся друг за другом

И попрыгаем по кругу.

А теперь – наклон вперед:

Получился самолет.

Крыльями легко помашем

«Отдохнули!» - дружно скажем.

Нас опять ждет пересадка.

Заворчу, зажурчу,

Лопастями заверчу,

В небеса улечу.

Мы продолжим наше путешествие на вертолете.

Давайте выясним, как человек использует воздух? Мы с вами используем воздух, когда надуваем воздушные шары, накачиваем воздухом наши мячи, колеса велосипедов или машин. А какими надувными вещами мы пользуемся летом на пляже? (Ответы детей.)

А как вы думаете, умеет ли ветер работать? Объясните.

Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные электростанции). Всегда ли работа ветра полезна? Взгляните на эти картинки. Сильный ветер может наделать много бед: разрушить дома, сломать деревья, перевернуть корабли.

Вертолет продолжает свой путь, но на посадку не заходит. Как же нам попасть на землю.

Зонтик есть, весь белый-белый,

Он большой и очень смелый.

Он по воздуху летает,

С облаков людей спускает.

Вот мы и спустились на парашютах на берег моря. Люди не раз замечали, как легко дышится возле моря. Морской воздух очень целебный, лечебный. Вот почему так часто на берегу моря строят санатории, дома отдыха. Именно целебный воздух и море привлекают людей в приморские города. К сожалению, не все это понимают. Заводы и фабрики загрязняют воздух, загрязняют его и машины выхлопными газами. Дымным воздухом дышать тяжело и вредно для здоровья. Поэтому людям нужно заботиться о чистоте воздуха.

А сейчас взгляните на маленькие парашюты у вас на партах. На них написаны загадки и пословицы. Прочтите их.

Не машет крылом, а летает.

Не птица, а всех обгоняет. (Самолет)

Что за птица: песен не поет,

Гнезда не вьет, людей и груз везет? (Самолет)

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд. (Ракета)

- «Что это, что это!» - все кричат,

В небе зонтики летят. (Парашюты)

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Солнце перед закатом красное – на ветер.

Нужен, как воздух.

Объясните последнюю поговорку. Это значит что-то, без чего человек совершенно не может обходиться.

Наше путешествие подходит к концу. Но впереди еще полет на…

Чудо птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд.

Ни хвоста, ни крыльев нет,

А летает до планет.

В путь! К звездам! На ракете!

Воздух накрывает Землю как одеяло. Со всех сторон. Чем выше от Земли, тем воздуха меньше. В космосе воздуха нет совсем. Вот почему космонавты всегда в скафандрах, куда по трубкам подается воздух. Иначе космонавтам было бы нечем дышать.

Воздух, окружающий Землю, давит на все предметы, находящиеся на ней. И конечно, на нас в вами. Сейчас я докажу вам это с помощью опыта.

Воспитатель наливает в стакан воду до самого края. Прикрывает стакан листом плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переворачивает стакан вверх дном. Вода из стакана не выливается.

Сверху на бумагу давит вода, а снизу воздух. Воздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.

Вот наша ракета пошла на посадку, а это значит, что наше путешествие закончилось. Но мы не зря потратили время, мы узнали много нового и интересного о воздухе. А когда вы будете учиться в школе, то на уроках природоведения , физики и химии вы узнаете о воздухе еще больше. Спасибо вам за внимание, занятие окончено.



Публикации по теме