Консультация для родителей азбука общения с ребенком. Консультация

Организация: МБДОУ комбинированного вида, детский сад «Ёлочка»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Черногорск

Игру традиционно связывают с детством и списывают её, как деятельность в условной, воображаемой ситуации.

Первая функция игры - развивающая. Одни игры развивают силу, выносливость; другие - ум; третьи - ряд взаимосвязанных качеств. При этом в каждой игре своя иерархия. Так, интеллект необходимо проявлять в любой игре, но в одних он будет второстепенным фактором, в других - главным инструментом успеха.

Вторая функция игры - компенсаторная - основана на том, что игра предстаёт, как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни. Ребёнка она привлекает возможностью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире.

Игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребёнок «открывает» страхи, переживает запретные для реального взаимодействия эмоции, порой ведёт себя агрессивно, хотя виной обстановке не осмелится на такое поведение. Игрушки как бы замещают самого ребёнка и его окружение, играющий приписывает им свои побуждения. В игре не он, а куклы - злые волшебники, ведьмы - ведут себя плохо.

Игра, как деятельность в условной ситуации возникает тогда, когда ребёнок начинает пользоваться предметами- заместителями, т.е. в полтора - два года. До этого времени его действия носят скорее ориентировочный характер, чем игровой, и направлены на исследование физических свойств предмета. К пониманию функций предмета ребёнок приходит в возрасте одного года - полутора лет. Теперь он использует игрушку уже не как носителя определённых физических свойств, а как средство для достижения определённого результата. Понимание функций предмета даёт ему возможность использовать его, как используют взрослые. Это понимание на третьем году жизни переходит в страстное стремление действовать предметами самостоятельно, как мама или папа. Ведь родители - это первые люди, с которыми малыш идентифицирует и сравнивает себя.

Особенность раннего возраста - сильнейшая идентификация себя с одним из родителей, стремление действовать та, как он. А это уже первый шаг к ролевой игре.

Взрослым ребёнок начинает чувствовать себя уже в два-три года. Первая ролевая игра - это копирование действий мамы и папы, игра, в ходе которой ребёнок выступает по отношению к игрушкам как умелый и опытный взрослый, как мама или папа кормит своих кукол, варит им кашу или суп, укладывает спать, учит умываться, застилать постель. Итог: «Я такой же, как мама (или папа), но самостоятелен». Это первая идентификация открывает путь к самым различным идентификациям в более старшем возрасте, к разнообразным сложностно-ролевым играм.

К трём годам ребёнок уже достаточно хорошо говорит, ходит и бегает. Это даёт ему возможность открывать окружающий мир за пределами семьи. Чувствуя себя такими же «большим» существом, как и окружающие его люди, он примеряет самые разнообразные «взрослые» роли. Своеобразный «девиз» этого возраста: «Я могу быть таким же, как кто угодно другой», «Я могу быть тем, кем я могу себя вообразить.

Игру можно использовать, как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Непосредственная образовательная деятельность выстраивается в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и её участникам, причём не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным и весёлым событиям.

Что может помочь сформировать у детей игры?

* Коммуникативные способности и качества.

* Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

* Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

* Умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

* Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

* Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Чего желательно ожидать от ребёнка во время занятий?

* Желание принимать в нём активное участие.

* Доброжелательного настроя на занятии.

Что требуется от взрослого во время занятий?

* Терпение (оно вообще, как ни какое другое качество необходимо педагогу).

* Желание играть и верить в игру так, как верит в неё ребёнок.

* Умение принимать всех детей такими, какие они есть.

* Умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребёнка.

* Способность к импровизации.

И ещё. Может быть, это прописные истины, но как подчас не легко

следовать им в повседневной жизни, а без них контакт с ребёнком

невозможен...

* Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте это в общении с ним и всячески подчёркивайте.

* Научитесь не сравнивать одного ребёнка с другим, не ставить ни кого, ни кому в пример.

Консультация для родителей «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»,

развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец».

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнете прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее:

· Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверно, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»

· Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

· Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

· Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

· Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удаленных от него.

· Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.

· По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

· У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.

· Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.

· Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.


Ленивая Жанна Ивановна

Азбука общения.

Очень не многие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

Дети требуют не внимания – опеки, а внимания – интереса, который им можете дать только Вы – их родители. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается личностный стиль и появляется представление о самом себе.

Родители должны обеспечить своему ребёнку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а также для того, чтобы не упустить возможности ориентировать ребёнка на максимальное раскрытие его внутреннего потенциала, а для этого надо помнить следующее:

  1. для ребёнка Вы являетесь образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению подражая, слушая, наблюдая за Вами. Ваш ребёнок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «да, он разговаривает точь-в-точь, как его отец или мать!»
  2. ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо чаще, чем может сказать.
  3. речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  4. Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении Вашего малыша умению думать и говорить.
  5. нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удалённых от него.
  6. следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое развитие ребёнка является решающим.
  7. по возможности нужно присоединиться к ребёнку, когда он смотрит телевизор и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  8. у каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребёнка реальные цели.
  9. старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если Вы не в состоянии выполнить все его желания и просьбы: родителям тоже нужно «жить».
  10. нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы у ребёнка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.

В принципе, большинство родителей настроены на то, чтобы общаться с детьми, однако им порой не хватает умения. Пусть Ваш ребёнок знает, что Вы его понимаете и сочувствуете ему. Дети не любят, как и мы с Вами, когда их бранят, читают морали или критикуют, поэтому они часто «выключаются» в разговоре с родителями, а позже пропускают мимо ушей и то, что говорят педагоги.

Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь с матерью. Её материнская любовь вызывает у малыша ответное тёплое чувство. А что может быть лучше?!

Мы все нуждаемся в доброте, любви, понимании, заботе, уважении и улыбке – символ человечности и согласия. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Так, улыбайтесь своему малышу чаще!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей "Общение с ребенком"

Анкета помогает воспитателю раскрыть особенности общения родителей со своими детьми, если нужно дать конкретные рекомендации по коррекции поведения ребенка....

Рекомендации для родителей по преодолению собственных агрессивных проявлений в общении с ребенком

Агрессия - это действие, агрессивность - готовность к совершению таких действий. Существует непосредственная связь между стилями воспитания в семье и проявлениями агрессии у детей....

Ирина Лукина
«Азбука общения». Родительское собрание

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады встрече с вами. Вы первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то. что он будет считать важным в жизни. Дети всему учатся в общении со взрослыми . "Годы чудес" - так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Об этом пойдёт сегодня разговор. Надеемся, ваш опыт и родительская зоркость помогут нам найти ответы на многие вопросы.

Как Вы думаете, когда следует начинать прививать ребёнку навыки культурного поведения? В каком возрасте?

Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок? Пожалуйста приведите примеры.

Умеет ли Ваш ребёнок говорить вежливые слова? Как Вы этого добиваетесь?

Именно игра и сказка должны стать вашими верными помощниками. Можно использовать маски, игрушки. Если мы, взрослые, захотим, то сможем превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведения.

А сейчас мы с вами немного поиграем и вспомним основные правила культурного поведения.

Игра "Научим Карлсона хорошим манерам" (под музыку родители передают игрушку , когда музыка остановится, тот, у кого игрушка, говорит правило культурного поведения.)

Нужно ли упражнять ребёнка в навыках культурного поведения?

Имеют ли успех в воспитании такие методы, как беседа, наказание, нравоучение? Мы, взрослые, знаем : вежливое слово становится и волшебным. Но как же научить ребёнка говорить волшебные слова?

Вот Вам небольшая история, знакомая многим :

1. - Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша,а ты почему не здороваешься? Сейчас же скажи : "Здравствуйте. " Ну, чего ты молчишь, поздоровайся с Анной Ивановной. Сейчас же скажи : "Здравствуйте". Я жду. В кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание. Ну, скажите, как мне ещё его учить?

Какие советы Вы дали бы маме? Как бы Вы поступили?

2. Следующая ситуация : "Вы едете в переполненном автобусе. К счастью, Вы и ребёнок сидите. В автобус заходит пожилая женщина с тяжёлыми сумками". Ваши действия.

3. Встретившись на улице с коллегой по работе, вы разговариваете. Ваш ребёнок то и дело прерывает вас : "Мам, пойдём!" Ваша реакция?

Известная поэтесса Агния Барто писала : "Когда не ладятся дела, мне помогает похвала". Хвалите ребёнка каждый день. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получит утром до прихода в детский сад; вечером по дороге домой обязательно найдите повод похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей - хвалите. И Вы увидите, как быстро ребёнок усваивает правила поведения.

А сейчас мы предлагаем Вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносе. Если ребёнок всегда выполняет данное правило, Вы кладёте на стол фишку синего цвета, если не всегда или неправильно - жёлтого,если не выполняет - красного.

1. Ребёнок самостоятельно моет руки перед едой, после посещения туалета, вытирается развёрнутым полотенцем.

2. Аккуратно вешает одежду.

3. Умеет самостоятельно пользоваться носовым платком.

4. Вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную услугу.

5. При встрече приветливо здоровается; прощаясь, всегда говорит "до свидания"

6. Не бросает на улице, в помещении бумажки.

7. Умеет при необходимости извиниться.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут Вам решить, над чем следует поработать с ребёнком.

Вы немного устали. Сейчас мы с Вами поиграем в детскую игру, которая тоже помогает развитию у детей навыков культурного поведения. Называется она "Пожалуйста". Вы и дома можете играть в эту игру с детьми.

Если я скажу "пожалуйста" - выполняйте задание, не скажу - не выполняйте.

"Пожалуйста", хлопните в ладоши;

"Пожалуйста", поднимите руки;

Опустите руки;

"Пожалуйста, опустите руки;

Поднимите правую руку;

"Пожалуйста, поднимите левую руку.

В помощь в развитии у ребёнка культуры поведения мы Вам ещё хотим предложить памятки "Секреты воспитания вежливого ребёнка". Надеемся, что Вам они помогут (родителям раздаются памятки ) .

Азбука семейного общения

Где мой папочка? Или как растить сына или дочь одной

Все дети хотят иметь отца. Совсем маленькие пытаются называть папами отцов своих друзей, и часто доводят до слез своих матерей, которые не представляют, как объяснить такому крохе, почему он лишен этого в жизни. Иметь папу или хотя бы знать о нем в равной степени важно как для мальчиков, и для девочек. Тем более, что со всех сторон активно «сыплют соль на рану» и, то и дело, спрашивают: кто твой папа и где он сейчас. Матери не избежать откровенного разговора с ребенком об отце, хотя для женщины, душа которой ранена, это тяжелый разговор.

Когда ребенок впервые задает этот вопрос, его интересует, есть ли у него папа, но постепенно возникают сопутствующие вопросы, уточняющие образ отца и на все приходится отвечать маме.

Как же вырастить сына?

Женщины, поднимающие сыновей в одиночку, часто беспокоятся о том, как правильно их воспитывать, чтобы не вырастить «маменькиных сынков». Еще страшнее получить «маменькиного жениха».

Мать и дочь

Если девочка воспитывается одной матерью, которая ее хотела, в психологическом плане у дочери есть образец для подражания, и она изо дня в день видит, как ведет себя женщина, как одевается, как общается с другими людьми.

Если женщина хотела мальчика, она, возможно, принципиально будет воспитывать свою дочь «пацанкой», у нее вырастет активная деловая женщина, личная жизнь которой, скорее всего, будет неудачной.

Опасность для женщины, воспитывающей ребенка одной заключается еще и в том, чтобы не избаловать его сверх меры. Ребенок привыкает к тому, что он единственный у мамы, центр и смысл ее жизни. Поэтому часто случается, что дети одиноких матерей вырастают не лучшими друзьями, а мучителями.

Желаем успехов в воспитании!



Публикации по теме