Консультация для родителей "роль семьи в воспитании дошкольника". Консультация для родителей роль семьи в воспитании детей Консультация роль семьи в воспитании дошкольников

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании дошкольника»

«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей»

В.А. Сухомлинский

Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников. Прежде всего, это глубокая кровная любовь родителей к детям и детей к родителям.

Но если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. И наоборот, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» - красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент - «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения.

Грубость, неуважение, раздражительность так же перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

Ещё важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему. Например, сын разбил тарелку. По этому поводу можно раскричаться, вспомнить еще несколько промахов ребенка, создать на весь день тяжелую атмосферу взаимного недовольства. Соответствует ли напряженность чувств существу происходящего? Разумеется, нет. Лучше объяснить ребенку причину происшедшего (торопливость, невнимательность, случайность и др.), пожалеть о разбитой тарелке и поставить на этом точку.

Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь.

Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Бабушки и дедушки должны рассказать внукам об их предках и других родственниках. Можно нарисовать вместе с ребенком древо семьи (генеалогическое дерево): это позволит ему наглядно представить последовательность поколений семьи, родственные отношения между ее членами. На дереве будет и его веточка, он сможет ощутить свою связь с ушедшими и ныне живущими людьми, которых объединяет понятие «семья». Обретут имена и биографии те, кто запечатлен на старых фотографиях в семейном альбоме.

Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь.

Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Народная мудрость:

Где любовь и совет, там и горя нет

Добрая семья прибавит разума-ума

Дерево держится корнями, а человек семьей

Дом согревает не печь, а любовь и согласие

Если в семье живёт старец, значит, в семье есть драгоценность

Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка

Родители трудолюбивы - и дети не ленивы

Счастье родителей - честность и трудолюбие детей

У милого дитяти много ласковых имен

- Дитятко – словно тесто: что замесил, то и выросло.

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание - это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне. У хороших родителей вырастают хорошие дети.
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единогласие воспитания, уступая место подлинному диалогу. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.
Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.
Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из - за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет спокойную модель воспитания, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему. - Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе. - Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать. - Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя. - Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания. - Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка. - Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный. - Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами. - Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил. - Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей. - Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются). - Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

Любовь Смирнова
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников»

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников » .

Семья для ребенка - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Разговаривая с детьми, наблюдая за ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Ребенок необычайно восприимчив ко всего рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. Родители постоянно воспитывают своих детей :в выходные и праздничные дни, при сборах в детский сад, по вечерам. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых. Мать и отец пользуются знаниями и умениям, используют разные средства информации. Советуются с воспитателями . Но каждый из родителей несомненно осознает , что этого недостаточно, что каждой семье требуются дополнительные знания о психологии и этике семейных отношений. Особое значение имеет и состояние здоровья ребенка. В каждой семье , есть те общие особенности, те условия, которые исключительны важны для дошкольника . Во- первых это особо эмоциональный характер семейного воспитания . Ребенок повседневно ощущает, что забота, ласка, тепло, радости исходят от родных. Чем больше мать и отец познают ребенка, организуют его занятия, игры, труд, тем спокойнее атмосфера в семье . Очень важно взаимоуважение, согласие в семье . Важный фактор –это любовь родителей . Практика доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют его занятия, игры, труд, тем спокойнее атмосфера в семье . Взаимоуважение, согласие в семье , надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери. Прежде всего,это следует делать ради ребенка. Другой немаловажный фактор семейного воспитания , который определяет его силу и стойкость- это постоянство и длительность воздействий на ребенка со стороны родителей . Эти воздействия проходят в разнообразных жизненных ситуациях. Для дошкольника семья является главным обществом, помимо детского сада. в котором он живет. Наконец, третий фактор – возможность естественного включения ребенка в совместную деятельность : наведение порядка, уход за комнатными растениями и животными. Интересным и полезным может стать семейный досуг, прогулка в парк, организация спортивных, народных игр, пение, игра на музыкальных инструментах. Семья – первичный коллектив, в котором дети живут по законам коллектива. Цель всех членов семьи – забота о друг друге. Во многих семьях дети активно привлекаются к участию в семейной жизни : помогают по дому, весте готовятся к семейным праздникам. Дети знают, где и как работают их папа, мама. Внимательно проанализируйте, как организована жизнь, ваших детей. Полезны детские игры, совместные игры со взрослыми,посильный труд ребенка, осуществляемый вместе с ребенком. Немалое место отводится чтению детям книг. Это очень хорошо, проанализируйте, как обстоят дела с хозяйственно –бытовым трудом. Если семья умело привлекает ребенка к посильному труду, то создаются естественные возможности для трудового воспитания . Главная ценность совместного труда в том,что взрослые являются для ребенка образцом для подражания. Совместная со взрослым работа подготавливает дошкольника и к самостоятельному индивидуальному труду. Хорошая дружная семья - это первичный коллектив, члены которого живут по принципу товарищества, сочувствие, взаимопонимания. Так,незаметно у детей начинает складывается не только любовь к семье . ,уважение к родителям , но и вообще к людям труда, к родине .

Публикации по теме:

Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке? Какова роль матери в полоролевом воспитании.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» В настоящее время в большинстве случаев ребенком занимается мама, она кормит, играет, учит, гуляет и. т. д. Папа зачастую исполняет роль добытчика.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании у дошкольников навыков поведения в коллективе» Консультация для родителей «Роль семьи в формировании у дошкольников навыков поведения в коллективе» В раннем возрасте дети легко заражаются.

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольника» Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения ребенка к труду. Она может быть успешно решена только на основе.

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников» «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие».

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников. Патриотическое воспитание, интерес к духовному.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Описание: Материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста, воспитателям детей дошкольного возраста. Рекомендации помогут людям, воспитывающим детей дошкольного возраста, правильно воспользоваться методами и приёмами воздействия на своего ребёнка в той или иной ситуации для достижения отличных результатов в воспитании.

Цель: Акцентирование внимания родителей на методах положительного воздействия на развитие личности ребёнка в период дошкольного детства.

Задачи: Направлять интерес родителей к поиску новых методов влияния на развитие личности своего ребёнка. Расширять знания родителей о воспитании нравственных норм у ребёнка. Побуждать родителей, учитывая индивидуальные особенности своего ребёнка, разбираться в его поступках и применять корректные методы влияния на него.

«Даже натура благородная и хорошая по существу, но лишённая родительского надзора, наряду с добрыми плодами приносит и немало дурных – словно тучная почва, не возделанная плугом земледельца»

Плутарх

Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников. Прежде всего, это глубокая кровная любовь родителей к детям и детей к родителям.

Но если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. И наоборот, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» - красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент - «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения.

Грубость, неуважение, раздражительность так же перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

Ещё важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему. Например, сын разбил тарелку. По этому поводу можно раскричаться, вспомнить еще несколько промахов ребенка, создать на весь день тяжелую атмосферу взаимного недовольства. Соответствует ли напряженность чувств существу происходящего? Разумеется, нет. Лучше объяснить ребенку причину происшедшего (торопливость, невнимательность, случайность и др.), пожалеть о разбитой тарелке и поставить на этом точку.

Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь.

Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Бабушки и дедушки должны рассказать внукам об их предках и других родственниках. Можно нарисовать вместе с ребенком древо семьи (генеалогическое дерево): это позволит ему наглядно представить последовательность поколений семьи, родственные отношения между ее членами. На дереве будет и его веточка, он сможет ощутить свою связь с ушедшими и ныне живущими людьми, которых объединяет понятие «семья». Обретут имена и биографии те, кто запечатлен на старых фотографиях в семейном альбоме.

Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь.

Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Народная мудрость:

Где любовь и совет, там и горя нет

Добрая семья прибавит разума-ума

Дерево держится корнями, а человек семьей

Дом согревает не печь, а любовь и согласие

Если в семье живёт старец, значит, в семье есть драгоценность

Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка

Родители трудолюбивы - и дети не ленивы

Счастье родителей - честность и трудолюбие детей

У милого дитяти много ласковых имен

Дитятко – словно тесто: что замесил, то и выросло


Воспитатель:Штах Ю.В.

«Роль семьи в физическом воспитании ребенка» Консультация для родителей

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет.

Ошибочность такой точки зрения несомненна. «Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», - гласит пословица. Однако, ее часто забывают. Естественно, что у родителей, которые не понимают значения своевременно начатого и систематически проводимого физического воспитания, даже при отличных условиях быта, оно не будет налажено. В просторных квартирах из-за большого количества мебели тесно, кроме того, они редко проветриваются. В них не найдется места для детской мебели. О физическом воспитании в таких семьях родители просто не думают. Малыш редко бывает на свежем воздухе (простудится!) , у него нет определенного режима - днем он спит, а вечерами долго засиживается у телевизора. В таких случаях родители, не обращая внимания на то, что ребенок бледен, малоподвижен, неловок, часто утешают себя тем, что он «смышленый, все знает». Никогда не следует забывать, что прежде всего от родителей зависит, какими вырастут их дети. Необходимо с первых месяцев сознательной жизни ребенка установить ему строгий режим и стараться твердо выполнять его. Приучите его спать, есть, гулять и играть в определенное время. Было бы ошибкой считать, что роль семьи в физическом воспитании детей ограничивается только организацией правильного режима. Не менее важно привить ребенку правила личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги при входе в помещение и т. д. Если вы хотите, чтобы сын или дочь слушали ваши советы и выполняли их, необходимо прибегать не только к ласковому слову или строгому обращению, но и быть личным примером для него. Если кто - либо из родителей садится за стол, не помыв рук, то бесполезно требовать от малыша, чтобы он их мыл.

Систематическое мытье пола, дверей, окон, ежедневная уборка пыли влажным способом, чистка одежды, обуви вне жилых помещений должны являться строгим правилом.

Рост и развитие детей во многом зависит от того, насколько правильно составлено меню. Рациональное питание является одной из необходимых основ физического воспитания ребенка.

Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды - нелегкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения.

Однако, прежде приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струей прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.

Особенно велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания», - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.

Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и нравственно здоровыми. Ребенок невольно старается походить на своих родителей.

С чего же начинается физическое воспитание?

Прежде всего выпишите на отдельный лист режим и рекомендуемый комплекс физических упражнений согласно возрасту вашего ребенка. Если у вашего сына или дочери имеются какие - либо отклонения от нормы в состоянии здоровья (рахит, диатез и др.) , то перед началом физических упражнений необходимо посоветоваться с врачом детской консультации.

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Толь правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком.



Публикации по теме