Консультация для родителей «Современная семья и духовно-нравственное воспитание. Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников Консультация духовно нравственное воспитание в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель воспитания:

  • Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  • Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачи:

  • Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  • Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и

Психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной- «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

В течение года знакомлю детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации.) Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города,(села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут внуки, правнуки.

Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомлю с волшебными

сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.)

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игра «Жизнь в лесу» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Муравьи» Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)

Игра «Добрые эльфы» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их... Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Театр теней» Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

Игра «Ожившие игрушки» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал. Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольника. Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, надеюсь достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

сформированность основ ценностных сфер личности;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


Татьяна Протасова
Консультация для родителей «Современная семья и духовно-нравственное воспитание»

Большинство взрослых людей – родители . Роль родителя – особая и очень ответственная. С ее проживанием человек испытывает массу чувств, которые зачастую очень разняться : гордость за ребенка идет рука об руку со стыдом и чувством вины, радость соперничает с обидой. Эта роль накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека – ребенка.

В семье ребенок приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, знакомиться с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями . Именно в семье формируются такие важные качества, как любовь к окружающим людям, отзывчивость и сочувствие, формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, его индивидуальные свойства и качества.

В настоящее время существует очень острая проблема нравственного воспитания детей . Каким образом привить современным детям нравственно- духовные ценности . Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации : детский сад, школа, кино, интернет. Почему дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-царевиче, мертвой царевне, Морозко, почти не интересны детям? Но зато им интересны, но мало понятны для нас, Покимоны, Бакуганы, Человек-пауки, и прочая продукция. Для мальчишек, такие игры как моряки, космонавты ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека –Паука, Бетмана, «стрелялки» , «убивалки» . На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки , чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие могут оказаться, незнакомыми нашим детям.

Нравственное воспитание дошкольников очень важно, потому что в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению норм и требований. Ребенок, способный правильно оценивать и понять чувства и эмоции другого человека, для которого дружба, справедливость, доброта, сострадание, любовь не являются пустым звуком, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию. В дошкольном возрасте у ребенка формируются моральные оценки и суждения. Чувства позволяют человеку испытывать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств закладывается в детстве, и задача взрослых людей окружающих детей помочь в этом ребенку, добиваться, чтобы ребенок понимал какие, поступки недопустимы, какие желательны.

Общение ребенка с прекрасным : природой, музыкой, литературой, живописью – все это является источником духовно-нравственного воспитания . Средства нравственного воспитания это фольклор , устное народное творчество, и, конечно же, сказки. Народная сказка отвечает потребностям ребенка, герои обрисованы четко, определенно. Как правило, герои сказок отличаются ярко выраженной чертой характера - добротой, либо трусостью, смелостью. Ясная, не сложная характеристика положительных или отрицательных героев помогает разобраться в происходящем, определить свое отношение к героям, дать правильную оценку их поведению.

Своих героев сказка преподносит в интересных, выразительных образах. Некоторые помогают увидеть такие качества как взаимопонимание, дружба, умение приходить на помощь другим людям.

Сказка, конечно же, не дает прямых наставлений (типа «Слушайся родителей » , «Не уходи из дома без разрешения родителей » и т. д.) но в ее содержании всегда заложен смысл, который они постоянно воспринимают . Некоторые сказки предостерегают детей : что нельзя открывать дверь незнакомцу, быть внимательными к наставлениям взрослых. Отрицательные образы сказок внешне конечно непривлекательны, и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Но развивая перед детьми борьбу со злом, несправедливостью сказка учит добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении сказка помогает воспитанию сильных , бодрых, способных преодолеть трудности. Главное в сказке –хороший конец, это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными, смелыми и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок всегда получает по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом и заключается закон жизни : как ты относишься к миру, так и он к тебе.

Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, чувствовать друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Например, мы используем в своей работе этюды на выражение и проявление различных эмоций, которые дают возможность детям улучшить и активизировать средства общения : мимику, пластику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, дают простор творчеству.

В воспитании у детей нравственного поведения не нужно забывать и той атмосфере, в которой живет ребенок. Окружающая обстановка становится посредством понимания чувств, представлений, поведения, то есть влияет на формирование определенных нравственных качеств.

В общении дети формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают у детей способность к сопереживанию и сочувствию. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих, может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди. В процессе общения и взаимодействия дети учатся видеть и слышать собеседника, учитывая его мнение, договариваться, работать вместе дружно. Мы в своей работе используем такие задания :

«Назови ласково» ;

посмотрите друг другу в глаза и поздоровайтесь;

договоритесь между собой и поделите поровну;

поговори со своим соседом и узнай, во что он любит играть.

Детям трудно согласовать свои желания друг с другом, договориться о том, как и чем они будут заниматься. Поэтому включаем в совместную деятельность детей такие творческие задания :

нарисуйте одно солнышко;

соберите на двоих одну картинку;

постройте вместе одну машинку.

Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни. Именно умение жить в общении с другими людьми учит ребенка сопереживать, сострадать, сорадоваться.

Консультация для родителей

«Духовно-нравственное воспитание в семье»

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что реб ѐ нок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней реб ѐ нок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьѐй. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми.

Нравственное воспитание дошкольников очень важно, потому что в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению норм и требований. Ребенок, способный правильно оценивать и понять чувства и эмоции другого человека, для которого дружба, справедливость, доброта, сострадание, любовь не являются пустым звуком, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию. В дошкольном возрасте у ребенка формируются моральные оценки и суждения. Чувства позволяют человеку испытывать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств закладывается в детстве, и задача взрослых людей окружающих детей помочь в этом ребенку, добиваться, чтобы ребенок понимал какие, поступки недопустимы, какие желательны.

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью – все это является источником духовно-нравственного воспитания.

Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка- это развитие чувств и воли. Родители могут влиять на развитие ребенка, организовав усвоение моральных норм, которые регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы в виде образцов усваивается ребенком. Именно поэтому ответственность родителей очень велика, ведь от того, какие образцы заложат родители в душу ребенка, во многом зависит его дальнейшая судьба. Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему и плохому родителей.

В зависимости от типа семьи, отношений между родителями и детьми можно говорить о нравственном и духовном воспитании в семье. Существует традиционная классификация взаимоотношений, согласно которой выделяют три вида семейных взаимоотношений - авторитарный, демократический и попустительский. Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, которые стремятся подавить волю ребенка. Взрослые не обращают внимания на индивидуальные черты ребенка, который впоследствии вырастает безынициативным, у него нет самостоятельности и творческой жилки. При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи" характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых о детях. Родители пользуются авторитетом детей, основанным на доверии. Такие дети более раскрепощены и непосредственны в общении. При попустительском стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами по себе. Над детьми нет контроля и они представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными. Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций. Семья - это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира реб ѐ нка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Гармоничные отношения отца и матери, их забота друг о друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие уважение друг к другу - все это важные предпосылки того, что - выросшие дети в такой обстановке создадут прочную, счастливую семью.

Только при уверенности реб ѐ нка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность реб ѐ нка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется пут е м формирования у реб ѐ нка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.


Консультация для родителей и воспитателей «Духовно нравственное воспитание в детском саду»

МБДОУ ЦРР - д/с №2 Ст.Каневская
Старший воспитатель
Доброславская Ольга Александровна

Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознательное стремление к идеалам добра и

правды и, наконец, постепенное образование

твердой и свободной воли.

Н. И. Пирогов

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей! Особенность существующих программ Православия в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая) , что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

1. Предлогается:

Познакомить детей с культурой Православия;

Развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

Возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

Упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;

Способствовать всестороннему развитию личности.

3. Цель воспитания:

  1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти - довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  4. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  5. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

4. Задачи:

  1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе досуговой или факультативно-кружковой деятельности детского сада.
  2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  6. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

5. Предполагаемый результат:

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов:

Устойчивость навыков поведения;

Сформированность основ ценностных сфер личности;

Стабильность психического развития;

Целостность восприятия мира;

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

6. Трудности:

Потребность в инструктивных и методических материалах;

Отсутствие программ, пособий по воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста и их семьями;

Знания педагогов получены лишь путем самообразования;

Необходимы разработки нормативно-правовой базы;

Подготовка кадров;

Отсутствие игр, игрушек и предметных пособий;

Отсутствие критериев определения уровня знаний дошкольников.

Факультативный курс или кружковая работа по изучению культуры Православия в детском саду по желанию родителей (заявление) . Необдуманный всеобщий обхват детей, без выяснения отношения родителей к общению ребёнка с Православным священником, их религиозных взглядов обязательно заведёт такую организацию духовного возрождения в конфликтный тупик. Ведь в Евангелии сказано, «не приведите», «не притащите, чего бы это не стоило», а «ПУСТИТЕ детей приходить ко мне». Мы созданы быть свободными, и мы должны уважать семьи ребёнка и его самого.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида»

Консультация для воспитателей

«Духовно – нравственное воспитание детей

дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель

Карташова Н.В.

Курск - 2017 г.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
(В.А. Сухомлинский)

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,- не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость.

Сегодня мы все чаще возвращаемся к понятию «духовно-нравственное воспитание», имеющее актуальность в прошлом советском государстве и дружно «похороненному» нашим обществом в настоящее время.. Жизнь заставила вернуться. Да, изменилось время, изменились обстоятельства, меняемся мы, изменяются наши убеждения, взгляды, идеалы…

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Но освободившись от прежних иллюзий, мы как-то упустили, что существуют незыблемые нормы поведения и правила общежития людей, без соблюдения которых человечество, возможно, давно бы погибло или же пошло по тупиковому и гораздо более жестокому пути развития. Эти нормы и правила, составляющие основу нравственного воспитания, формируются в раннем детстве.

Говоря о духовном и нравственном воспитании ребенка, следует понимать, что эти два понятия не являются идентичными, хотя имеют определенную схожесть.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в воспитании культуры поведения, гуманных отношений между людьми, выполнении элементарных правил общежития, доброжелательности, отзывчивости, заботливого отношения к близким людям и т.п.

Термин «духовное воспитание» (иногда его употребляют как синоним понятия «религиозное») по смыслу несколько шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие, по меньшей мере, двух важных потребностей: идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других. Как говорил Л.Н, Толстой, духовный человек «живет своими мыслями и чужими чувствами».

Духовное воспитание в ДОУ предполагает приобщение детей к обычаям, обрядам, традициям, культуре своего народа, знакомство с религиозными праздниками и т.д.

Наши дети развиваются стремительно, и, если сравнить современных малышей 3-5 лет и их сверстников 10-15 лет назад, мы увидим огромную разницу в их развитии. Наши дети очень развиты технически, они имеют большую информацию о современной технике: компьютерах, видео, телевидении, телефонах, домашних машинах-помощниках и т.д.

Современный ребенок легко назовет десятки фильмов, где есть герои-супермены, но немногие дети назовут отечественные фильмы о добрых чувствах, делах, благородстве и достоинстве.

Таким образом, мы наблюдаем спад в духовно-нравственном развитии детей. Со стороны взрослых уделяется мало внимания таким вопросам, как достойное поведение ребенка в обществе, вежливое обращение детей к сверстникам и взрослым и т.д.

Все мы прекрасно осознаем, что благородство души, честь, доброта, нужна человеку как воздух, одежда, вода, пища.

Формирование духовно-нравственного опыта и поведения детей происходит в процессе разнообразных видов детской деятельности – на занятиях, в труде, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми.

Ставя перед собой задачи по нравственно-духовному воспитанию, следует обратить внимание на следующее положение:

    установление и развитие деловых и межличностных на уровне «воспитатель – ребенок - группа»;

    уважение самооценки личности дошкольника;

    вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

    создание психологической основы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации задач духовно-нравственного плана.

В работе педагогов по нравственно-духовному воспитанию главным методом на всех возрастных этапах считать игру с опорой на познавательный материал, усложняющийся поэтапно и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Большая роль в осуществлении многосторонних задач по нравственно-духовному воспитанию отводится художественной литературе. Широко использовать в воспитании культуры поведения произведения Осеевой, А. Барто, К. Чуковского, Е.Пермяка и др. авторов.

В своей работе используйте методы напоминания, разъяснения, объяснения (особенно в младшем возрасте). Терпеливо напоминайте, что каждый предмет имеет свое место, назначение. Объясняйте, что игрушки, книги, вещи служат дольше, выглядят как новые, если с ними обращаться аккуратно.

Используйте положительную оценку, похвалу, одобрение, которые создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно, побуждая их тем самым к дальнейшим положительным действиям.

В старшем возрасте придавайте поведению детей общественную направленность: воспитывайте в детях желание считаться с удобствами окружающих, опекать младшего, заступаться за того, кто послабее, проявлять внимание и сочувствие к товарищу, предупредительность и уважение к взрослым.

Всю работу необходимо проводить в тесной связи с семьей. Если ребенок получает вместе со знаниями, навыками, умениями еще и радость, хорошее настроение, учится и умеет любить, получает ответы на все вопросы, учится делать нравственный выбор и определять нравственную оценку и самооценку поступков, то можно считать задачу духовно-нравственного воспитания решаемой. Воспитывать детей надо с радостью, передавая им душевную доброту и понимание.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Цель: направить познавательную деятельность детей на определенный и запланированный результат.

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

Формирование самосознания, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;

Обогащение предметно-развивающей среды дошкольной организации;

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

Развитие речи и расширения словарного запаса;

Воспитание культуры поведения.

Принципы создания мини-музея:

Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы дошкольной организации и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).

Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей создает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

Принцип культуросообразности – мини-музей ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве.

Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Деятельность музея осуществляется по нескольким направлениям:

Поисково-собирательское . Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Экспозиционное (оформительское). То или иное событие, природное или социальное явление отражается в экспозиции с помощью не только музейных предметов, но и художественных средств.

Экскурсионное. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения - метод проектов. Это комплексный метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс.

Некоторые музейные занятия сохраняют преемственность с традиционными формами работы, что выражается в реализации детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Для повышения интереса к музейным занятиям используем нетрадиционные формы: занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование; занятия с использованием фантазии: сказка, сюрприз.

Мини-музеи в дошкольной организации актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Таким образом, воспитательно-образовательный процесс способствует более тесному контакту воспитателей, специалистов, социальных партнеров и родителей и обеспечивает взаимную ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях дошкольной организации дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Музей играет познавательную и воспитательную роль, а также способствует укреплению сотрудничества дошкольной организации, социальных партнеров и семьи. Музейная педагогика, как средство духовно-нравственного воспитания имеет значительное место в иерархии разнообразных методов и приемов воспитания обучающихся.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!



Публикации по теме