Корзинки из бересты своими руками. Урок плетение из бересты

Данный мастер-класс открывает цикл обучающих статей по плетению из бересты , благодаря которым вы изучите фундаментальные основы этого ремесла и сможете накопить опыт, достаточный для создания собственных уникальных изделий. Начать стоит понимания принципа берестоплетения, в основе которого всегда лежит «ячейка» - клетка.

Планирование и подготовка

Ранее уже рассматривалось, как подготовить материал и рабочее место . Но прежде чем приступить к плетению, необходимо представить себе изделие: форму, размер и назначение.

На этом мастер-классе я выполню изготовление примитивной салфетки, которая будет служить подставкой под кружку с горячим напитком, а вы, повторяя за мной, постарайтесь усвоить главный принцип берестоплетения и основные приёмы переплетения лент.

Итак, будущая салфетка будет представлять собой плоский квадратный многослойный коврик со стороной в восемь клеток и шириной не более 10 см. Береста является неплохим теплоизолятором, поэтому утилитарное назначение такого изделия имеет место быть.

Чтобы было проще ориентироваться, в статье размещены фотографии и схемы, изображающие технологию выполнения некоторых элементов.

Подготовка лент

Пресловутая ячейка в берестоплетении образуется краями двух перпендикулярно пересекающихся лент. В большинстве случаев используются ленты одинаковой ширины, что на пересечении даёт простую геометрическую фигуру - квадрат.

Иногда применяется и разная ширина лент, и, благодаря такому приёму, изделию придаётся интересный декоративный вид, но сильно сужается разнообразие форм и плотность плетения.

Для изготовления салфетки со стороной восемь ячеек необходимо приготовить минимум 16 лент. Лучше учесть вероятные ЧП и запастить ещё двумя-четырьмя дополнительными лентами. О длине лент рассказывается в отдельной статье.

В идеале, ленты должны быть из эластичной бересты с неповреждённым лицевым слоем. Ширина и толщина тоже должна быть одинаковой. Для обучения же подойдёт и низкосортная береста или даже бумага, но тогда ожидайте неприятностей.

Далее необходимо согнуть все ленты пополам, чтобы определить центр. Не обращайте внимание на то, что ленты могут быть разной длины и уж тем более не стремитесь нарочно подогнать их по длине - это совершенно лишнее действие, которое приведёт только к бОльшему расходу бересты. Главное, чтобы ленты были длиннее, чем ширина задуманного коврика. В крайнем случае полосы можно нарастить.

Набор коврика

Практически каждое плетёное изделие из бересты начитается с набора коврика. Коврик здесь не обязательно станет донцем, он представляет собой некую ячеистую плоскость, которую при помощи различных манипуляций можно превратить даже в ёмкость интересной формы. Так, например, два противоположных края коврика можно сомкнуть, образовав цельный цилиндр.

Набор любого коврика начинается с четырёх переплетённых лент, которые образуют четыре ячейки. Вот и весь принцип плетения из бересты - поочерёдное переплетение лент, расположенных перпендикулярно друг к другу.

Обратите внимание на фотографии: при каноническом плетении из бересты все ячейки финального изделия квадратные и одинаковые. В процессе плетения могут возникать ситуации, когда ячейке необходимо быть прямоугольной, перекрывать две-три соседних полоски, но это временно и на этапе набора коврика таких ситуаций быть не должно.

С самого начала следует позиционировать набираемые полоски бересты таким образом, чтобы их середина, предусмотрительно отмеченная линией сгиба, всегда совпадала с линией сгиба соседней параллельной ленты. Делается это для симметрии, чтобы концы каждой ленты были равноудалены от центра. В этом случае не возникнет ситуации, когда вдруг кончится одна из лент, ещё не выполнив свой манёвр переплетения.

Существует две техники плетения: прямое и косое. Определиться с выбором следует уже на этапе задумки изделия, но набор коврика одинаков для обеих техник. На этом мастер-классе я познакомлю вас с прямым плетением.

Важный момент: при наборе коврика для салфетки прямого плетении лучше самые длинные ленты расположить по краям салфетки. Они будут использованы при образовании кромки и их длина для нас будет очень критична.

Береста имеет неприятное свойство: скручиваться. Когда ленты сильно скручены, необходимо выпрямить их. Это можно сделать, протащив ленту в руках через край ножниц или другого предмета таким образом, чтобы принудительно заставить бересту скрутиться в другую сторону, скомпенсировав естественный изгиб. Будьте осторожны, чтобы не испортить нежную лицевую поверхность бересты. Некоторые сорта бересты очень ранимы, и можно наблюдать трещины на поверхности и рваный край по бокам лент и чечевичек.

Набирать коврик можно несколькими способами:

  • беспорядочно,
  • поочерёдно с каждой стороны,
  • поочерёдно попарно с каждой стороны.

Я рекомендую последний способ, так проще отслеживать линию сгиба полос по центру коврика. Посмотрите на фотографии: коврик состоит из чётного количества лент, размер каждой стороны увеличивается на две полосы за проход симметрично от центра (2 - 4 - 6 - 8 полос, всего четыре итерации для данного изделия).



Следите за плотностью плетения. Чем меньше размер просветов в углах клеток, тем качественнее и ценнее изделие, и тем сложнее его изготавливать. Для плетения могут применяться скрепки, которые предотвратят расползание лент при росте коврика и прочих манипуляциях. Скрепки также очень пригодятся, если вы решили отложить плетение на какой-то срок.




В итоге коврик симметрично набран и имеет форму квадрата. От центра коврика всегда должно отходить равное количество лент с каждой противоположной стороны. Для некоторых изделий может быть сделан прямоугольный коврик, но это все решается на стадии задумки изделия.

Плетение кромки

Следующий этап в нашем первом уроке плетения из бересты - создание края. Выполнение кромки и перенаправление лент на образование следующих слоёв - это тот момент, когда коврик оформляется в финальное изделие. На этом важном этапе может быть совершено множество ошибок, некоторые из них мы рассмотрим в процессе обучения и научимся их исправлять или вовсе не допускать.

Переверните коврик лицевой (жёлтой) стороной вниз. При прямом плетении салфетки оба торца каждой полоски во время образования кромки загибаются в противоположное направление и встречаются друг с другом.

Для удобства описания пронумеруем одни ленты Цифрами (вертикальные), а другие Литерами (горизонтальные). Ячейки будем обозначать как в прямоугольной таблице: на пересечении лент (A1...D8).

Чтобы правильно и при этом с наименьшими проблемами заплести кромку при прямом плетении, необходимо работать сразу по всему периметру изделия. Этот процесс сложно описать в рамках статьи, поэтому буду рассматривать формирование кромки на одной стороне салфетки с упором на то, что читатель самостоятельно будет проводить аналогичные действия сразу с четырьмя сторонами.

Главной кромка-образующей лентой здесь послужит лента A. Определите с какого края коврика эта лента перекрывается перпендикулярной полоской. В моем случае в ячейке A8.

Теперь загните конец ленты A (в ячейке A8) в обратную сторону белым слоем вовнутрь. При этом она перекроет крайнюю перпендикулярную ей ленту 8. Такие же манипуляции сделайте с тремя оставшимися углами.

Очень важный момент: буквенно-цифирное обозначение, которое я ввёл, не привязано к конкретной ленте и работает для каждой стороны. Повернёте коврик на 90 градусов по часовой стрелке, и лента 1 предыдущего положения станет лентой A в текущем положении. Исходя из этой поправки следует, что при загибании ленты A третьим слоем, эта самая лента A в конце своего пути должна лечь под такую же ленту А на другом углу. Надеюсь вы поняли.

У вас должно получиться, что в угловых ячейках по четыре слоя бересты, и при этом конец каждой полоски A в каждой угловой клетке находится на третьем слое(!).

На примитивных схемах показан срез ленты A, параллельный краю салфетки на разных этапах формирования кромки. Пишите в комментариях, насколько полезно такое схематическое изображение.

Далее необходимо закрепить новый слой концами лент 3,5,7. Для этого нужно загнуть их в противоположное направление, перекрыв верхний слой ленты А, и проплести под ближайшей перпендикулярной лентой (под лентой C в ячейках C3-C5-C7 соответственно). В ячейках A3, A5, A7, как и по углам, будет четыре слоя бересты. Сгибы лент на схеме показаны полупрозрачными прямоугольниками.

Когда лента не лезет под ячейку, необходимо увеличить щель между слоями с помощью кочедыка. Говоря начистоту, тут может помочь любой предмет, имеющий подходящие размеры. Мне иногда попадались под руку канцелярские скрепки, обеденные приборы или шило и т.д. Тут самое главное не порвать верхнюю поперечную ленту.

Когда конец рабочей ленты "распушился" или погнулся, можно его снова обстричь в виде трапеции и вернуть упругость.

В ячейке A1 необходимо обрезать отработавший конец ленты A вровень с краем салфетки. Убедитесь, что все четыре стороны у вас выглядят одинаково по расположению и очерёдности слоёв лент.

Пришло время воспользоваться вторым торцом ленты A. На всех четырёх сторонах следует провести такие же действия, как и с первым концом ленты A, но только в обратную сторону.

Итак, нужно загнуть конец поверх предыдущих слоёв и закрепить уже лентами 2-4-6, проплетя их под полоской B в ячейках B2-B4-B6 соответственно.

На финальной стадии кромки мы имеем шесть слоёв бересты по углам салфетки (A1 и A8) и пять слоёв на промежуточных клетках (A2-A7).

Стоит заменить, что при выполнении такой же салфетки по технологии косого плетения, количество слоёв в крайних ячейках может быть не более четырёх, в то время как уменьшение слоёв бересты прямого плетения приведёт к расслоению края.

Если говорить о выполнении кромки при прямом плетении для некой ёмкости, то главное условие отсутствия расслоения - наличие среднего слоя, который будет зажат между слоями соседних ячеек.

Завершение плетения

Когда кромка заплетена, следует приступить к наращиванию новых слоёв в каждой ячейке. В процессе завершения плетения вы неминуемо столкнётесь с двумя задачами:

  1. Стыковка и иссечение лент
  2. Выбор рабочего слоя

Дополнительно может возникнуть ситуация с наращиванием лент. Однако, обзор всех нюансов никак не укладывается в рамки данного мастер-класса, поэтому вынесу их в отдельные статьи.

На данном же этапе требуется заплести все торчащие концы равномерно в ячейки нашей салфетки. Следует стремиться к минимальному расхождению в количестве слоёв на всех клетках, а также к формированию равномерной фактуры поверхности.

Для завершения первого изделия достаточно закрыть все "белые" клетки лицевым "жёлтым" цветом.

Итак, вплетаем ленты оставшиеся концы между слоями, закрывая белые ячейки, пока не встретятся оба торца полоски бересты. Тогда один из концов обрезается, а второй конец вплетается поверх первого новым слоем. На выходе оставшийся конец иссекается в месте выхода по самому краю ячейки, чтобы не оставалось видимой части.

Рекомендуется отсекать один из встречающихся концов с остаточной длинной в ширину ячейки. Тогда этот обрезок будет упираться в место выхода второго конца, который свободно проплетётся между обрезком и верхним слоем ячейки.

Если длины ленты недостаточно - требуется вплести (нарастить) новую ленту аналогичной ширины на место предыдущей. Разумеется, длины новой ленты должно быть достаточно для закрытия всех "белых" участков.

При плетении моей салфетки получилось так, что все ленты оказались слишком коротки, но я без проблем нарастил их без ущерба эстетике и прочности.

Завершение изделия всегда является ответственным моментом, потому как формируется внешний вид изделия, и необходимо оставлять как можно меньше дефектов. По устранению таких дефектов тоже постараюсь сделать отдельную статью.

Заключение

Изготовление первого изделия - очень важный шаг в освоении технологии плетения из бересты. При создании примитивного изделия - салфетки под горячую кружку - были задействованы почти все основы берестоплетения.

Несмотря на примитивность салфетки, её простую квадратную форму, исполнение этого изделия по технологии прямого плетения является сложным процессом. Если вы сможете разобраться с формированием кромки, наращиванием лент и при этом не нарушить принцип плетения, соблюдая необходимую плотность, то в дальнейшем уже не встретите проблем с освоением этого ремесла.

Напоминаю, что при возникновении вопросов я всегда готов ответить на них в комментариях, личной переписке или даже развёрнутым ответом в виде статьи. Дополнительно прошу активнее оставлять корректные и положительные комментарии, ведь именно такая форма поддержки автора будет лучшим двигателем развития ресурса: вам не сложно, а мне приятно. :)

Изготовлением изделий из бересты занимались во многих губерниях России. Лапти, плетенки, короба, корзины, шкатулки, чемоданы, детские игрушки, рамки для картин - все это плели из бересты. И все-таки для Вятской губернии плетение из этого природного материала сравнительно новый промысел, он возник лишь в конце XIX века. До этого времени вятские кустари делали из бересты только простые бураки да трости.

Береста... Верхний слой березовой коры, прочный и красивый материал для плетения. На здоровых и взрослых деревьях береста обычно гладкая, чистая, блестящая. Она хорошо вытягивается, с трудом разрывается, смолится, не промокает, оставаясь в воде и в земле, долго не загнивает. Эти свойства бересты и обуславливают ее широкое применение. Для работы из бересты требуется несложное оборудование - ножи, иглы, болванки. Существует три способа плетения: косое, прямое и узорное. Косое плетение применяется при выделке вещей с углами (чемоданы, шкатулки, коробочки), прямое - при изготовлении цилиндрических изделий, а узорное - при создании орнаментов.

Собирают бересту ранним летом, когда в дереве прекращается движение сока. Раньше пластины бересты смазывали постным маслом и укладывали горизонтально ровными пластинами. Потом чистили, разделяли на слои, резали на полоски, из которых и появлялись в умелых руках босяки - летняя обувь на босу ногу, - плетенки и короба для хранения муки и крупы, солонки, набирушки, пестерни. Для горожан в начале ХХ века выплетали сумочки, чемоданчики, корзиночки для ягод, портфели для бумаг, ящики для перчаток, различные рамки, карманные портпапиросы (портсигары).

Бытовал на Вятке и старинный берестяной промысел - выделка тонких и толстых тростей для горожан. Трость собиралась из берестяных кружочков, плотно надетых на стальной стержень. На верхнем конце закреплялась резная деревянная ручка в виде коня или львиной морды. Эти трости делали еще в 1940-х годах в артели «Идеал». Пробовали возродить этот промысел и в объединении «Умелец». Предприятие сыграло немалую роль в сохранении и развитии плетения из бересты. Здесь были созданы новые образцы изделий, проходили обучение мастера-надомники.

С приходом в сельскую местность потока промышленных бытовых товаров берестяное производство оказалось заброшенным, казалось даже, что промысел и вовсе утрачен.

Только в конце ХХ века на волне интереса к истории русского народа и его быту плетение из бересты как промысел стал возрождаться.

Сейчас изделия из бересты плетут несколько предприятий - это ООО «Идеал Плюс» (Киров), ООО «Вятские промыслы» (Киров), ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» (Киров), ООО «Азимут» (Кирово-Чепецк).

Появился и целый ряд подлинно выдающихся мастеров, заслуживших на выставках-конкурсах различного ранга подлинное признание профессионального сообщества. В их числе Светлана Александровна Казакова, Лариса Вениаминовна Сметанина, Ирина Викторовна Домнина, Наталья Ивановна Гладышева, Елена Алексеевна Шихова. Всем этим мастерам в разные годы решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

В умелых руках этих мастериц рождаются изящные берестяные сумочки, карандашницы, подносы, разнообразные по своему размеру и применению футляры, домашняя посуда.

Березовый лес подарил народным умельцам чудесный материал — бересту, — легкий, прочный, доступный. Береста состоит из множества тонких, но плотных слоев. Каждый год на ней нарастает новый слой и она становится толще. Наружные слои обычно окрашены в белый цвет, а внутренний может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым... Эта сторона у мастеров называется лицевой. Поэтому все изделия плетут с таким расчетом, чтобы видимой была лицевая сторона, а белый слой находился внутри плетева.

Плетение — один из самых древних способов обработки бересты. Из ее узких полосок, так же как из лыка, на русском Севере изготовляли обувь, пестери — заплечные кошели для сбора грибов, лукошки для ягод, игрушки, посуду, утварь. Многие вещи, которые плели крестьяне в прошлом, не утратили своего практического значения и теперь. Снимают бересту с погибших берез: упавших или сухостойных.

Среди упавших нужно выбирать такие, у которых древесина еще крепкая, а слой камбия, находящийся между стволом и берестой, уже разрушился, а значит, и кора легко отделится от ствола. Сделайте на упавшем или сухостойном дереве надрез. Под берестой вы обнаружите темно-коричневый рыхлый слой камбия.

Подденьте бересту ножом, и она легко отделится от ствола. У бересты, снятой с погибших берез, есть свои особые декоративные достоинства. Внутренний слой ее окрашен в красно-коричневый цвет с различными оттенками. Если бересту пропарить в горячей воде и потереть жесткой щеткой, то она приобретает розоватый или зеленовато-желтый цвет.

Чтобы снять со ствола длинную ленту, прочертите шилом вокруг него по спирали линию. Расстояние между витками должно быть равным ширине заготавливаемой ленты (рис. 1, поз. 1). Обычно применяют ленту шириной от 1 до 3 см.

Небольшие сувенирные изделия изготовляют из более узкой ленты — шириной от 0,5 до 0,7 см. На глазок трудно сохранить постоянное расстояние между витками, а значит, и параллельность линий. Поэтому желательно сделать специальную чертилку.

Она представляет собой согнутую пополам стальную проволоку, концы которой заточены на конус, закруглены и отшлифованы так, чтобы легко скользили по бересте, оставляя на ней неглубокие, но хорошо заметные вмятины. Прорежьте бересту вдоль проведенных линий резаком и смотайте готовую ленту в клубок. Еще удобней резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограни-- чителем.

Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола. Основной инструмент, применяемый при плетении из бересты, — плоское шило с крючкообразным изгибом (рис. 1, поз. 2).

В различных областях России его называли по-разному: кото-чиком, костыгом, свайкой, кодочигом, кочедыком или же просто лапотным шилом. Но все же более известно плоское шило как кочедык. Кроме кочедыка, под руками плетельщика всегда был острый нож, которым он разрезал ленты и заострял их концы. Кроме этих двух инструментов, нам потребуются также сапожное шило с квадратным сечением, прямое с закругленным и отполированным кончиком, нож-косяк или сапожный нож. Пригодятся в работе и ножницы.

Сапожным шилом мы будем прокалывать отверстия для сшивания бересты, прямое используем вместо карандаша. Скользя по бересте, полированный кончик должен оставлять хорошо заметный след. Резаком раскраивают бересту на отдельные ленты.Для временного закрепления плетева в процессе плетения применяют простейшие самодельные зажимы. Их изготавливают из березового прутка толщиной с карандаш и длиной 7—. 10 см каждый.

В середине заготовки сверлят отверстие, а затем с одного торца ее раскалывают вдоль сердцевины до этого отверстия. Вместо самодельных зажимов можно использовать бельевые прищепки, а при работе над мелкими вещами — канцелярские скрепки.

Ленточное плетево представляет собой ритмичное чередование квадратов. Их стороны, образованные переплетением берестяных лент, могут быть расположены параллельно основанию или же под углом 45°. В первом случае плетение называется прямым, а во вто ром — косым. По технике исполнения прямое плетение проще косого. Поэтому осваивать приемы ленточного плетения надо именно с него. Прежде чем приступать к работе, потренируйтесь на бумажных лентах.

Дорожная солонка.

Любое изделие плетется с помощью шаблона (рис. 2, поз. 1). Чтобы сплести солонку, которую удобно брать в поход, нужно подобрать шаблон. Это может быть коробка, брусок с квадратным основанием.

Берестяные ленты берут равными по ширине одной трети стороны основания. Положите три ленты на стол лицевой стороной вверх и переплетите их с тремя другими. Подрежьте концы лент в форме клина, чтобы удобно было работать. Затем согните ленты вдоль ребер основания, прижмите к гранямшаблона и обвяжите тонкой -бечевкой.

Начиная от основания (донышка), последовательно оплетите вертикальные ленты плетева тремя рядами горизонтальных лент. Уберите шаблон. Он больше не понадобится. Переплетите вертикальные ленты между собой так, чтобы образовалась верхняя грань солонки. Все концы заделайте в плетево, оставив только две ленты у края квадратного отверстия. Ими вы будете крепить горлышко к корпусу.

Концы этих двух лент просуньте под ленты на верхней грани куба. Получатся две петли. Пропустите в них специально заготовленную ленту несколько раз, чтобы образовалось многослойное кольцо. Потяните за кончики лент, и петли зажмут кольцо, плотно прижав его к верхней грани солонки. Оставшиеся концы заделайте в плетево.

Для прочности наденьте на горлышко берестяное кольцо со специальным замком. Как вырезается замок, видно из рисунка (рис. 2, поз. 2). Кольцо, соединенное замком, опустите на несколько минут в горячую воду. Распаренное, оно легко наденется на горловину солонки, а высохнув, плотно обожмет ее.

Как бы вы ни старались плотно подогнать друг к другу ленты, между ними все равно останутся хотя бы небольшие просветы. А значит, и соль из такой солонки будет высыпаться. Чтобы этого не произошло, плетево обязательно уплотняют, вплетая в него второй слой лент. Их подсовывают под первые кочедыком. Помните, перед началом плетения вы расположили ленты лицевой стороной вверх.

Теперь же лицевая сторона оказалась внутри солонки, а изнаночная — снаружи. Это сделано было для того, чтобы внутренняя поверхность солонки была чистая. Такая же поверхность должна быть и на внешней стороне. Поэтому ленты уплотняющего слоя вплетают лицевой стороной наружу.

Завершают работу над солонкой изготовлением деревянной пробки. Пробку вырезают с таким расчетом, чтобы она плотно входила в горлышко, а ее выступающая часть имела красивую и удобную форму. Потом солонку протирают тряпочкой, смоченной растительным маслом, чтобы снять с бересты сизый налет, и растирают сухой тряпкой до появления едва заметного глянца.

Суперобложка для книги.

Прямое плетение можно использовать при изготовлении суперобложки для книги (рис. 3, поз. 2). Шаблон для плетения вырезают из толстого картона в виде прямоугольника по формату книги. Тонкие берестяные ленты укладывают лицевой стороной вверх, переплетают между собой, кладут на них шаблон и оплетают его с двух сторон.

Затем оплетают с помощью кочедыка вторым слоем так, чтобы ленты были вплетены лицевой стороной наружу. Отдельно из двух согнутых пополам узких лент плетут закладку и прикрепляют ее к верхнему краю суперобломки.

Берестяные ленты можно использовать для сплетения стеклянной и металлической посуды: бутылей, банок, фляг (рис. 3, поз. 1). Берестяное сплетение не только украшает невзрачную стеклянную посуду, но и надежно предохраняет ее при удара

х. Кроме того, во фляге, оплетенной берестой, вода в летнее время долго остается прохладной. В старину тонкими берестяными лентами обвивали треснувшую глиняную посуду. Береста надежно скрепляла отдельные черепки. Благодаря ей глиняные горшки служили многие годы.

Лукошко.

Лукошко для хранения продуктов или сбора ягод может быть квадратным или прямоугольным. От его размера зависят количество и ширина применяемых лент. Если вы решили сделать дно квадратным, то берите четное число лент.

На рисунке показана последовательность плетения небольшого лукошка с квадратным дном из восьми лент. Чтобы плетево не распадалось, в местах переплетения крайних лент временно скрепите его четырьмя зажимами. Посередине установите шаблон так, чтобы его грани находились под углом 45° к сплетенным лентам. Приподняв часть плетева, снимите зажим и прижмите плетево к одной из граней шаблона. Другую часть плетева прижмите к соседней грани.

Переплетая в шахматном порядке прижатые к граням ленты, вы получите один из углов лукошка. Скрепите сплетенный угол зажимом и в той же последовательности сплетите остальные.суглы. Затем продолжайте выплетать борт лукошка. Для жесткости вплетайте в него обруч из березового или ивового прута. Периметр обруча сделайте равным периметру донышка. Концы прута срежьте на ус и свяжите прочными нитками. Готовый обруч наденьте на корпус, а концы лент перегните через обруч, последовательно подсовывая их под ленты первого слоя плетения с внешней стороны.

Как только ленты кончатся, подсуньте новые и продолжайте работу до тех пор, пока не оплетете все лукошко. Второй спой не только укрепляет и уплотняет плетево, но и украшает изделие. Народные мастера выработали даже специальные приемы декоративного плетения.

На рисунке 4 (поз. 7) показана последовательность выполнения декоративных элементов, так называемых «конвертиков». Известны и другие приемы узорчатого сплетения: «в шахматку», «ступеньками», «пояском».К оплетенному лукошку остается подвязать ручку. На противоположных сторонах борта прорежьте два узких отверстия, разных по ширине ленте, приготовленной для ручки. Пропустите ленту через прорези несколько раз.

Сложенные вместе пять-шесть слоев ленты обмотайте оставшимся концом, плотно прижимая виток к витку. Чтобы витки держались на ручке прочно и не смещались после очередного витка, конец ленты нужно подсовывать под верхнюю ленту ручки.

Футляр для бруска.

Способом косого плетения можно изготовить футляры для инструментов " или для точильного бруска (рис. 5, поз. 1). Такой брусок обычно берут на покос. Выплетают футляр на шаблоне, вырезанном из доски. Для плетения заготавливают шесть берестяных лент. Вначале переплетают две ленты, согнув их пополам, а затем последовательно вплетают остальные. Плетево надевают на шаблон и оплетают его, плотно подгоняя одну ленту к другой. Заделав борта, футляр оплетают вторым уплотняющим слоем. На задней стенке прикрепляют лямку, за которую футляр подвешивают к ремню или на стену.

Подстаканники.

Для плетения подстаканника нужно брать узкие ленты. Чем уже они будут, тем плотнее лягут на цилиндрической форме. Для шаблона берется деревянный цилиндр, вытесанный вручную или выточенный на токарном станке. Перед началом работы ленты можно немного подержать в теплой воде. Распаренная береста становится более эластичной и легко огибает форму. Однако не следует сильно натягивать берестяные ленты, иначе подстаканник будет трудно снять с шаблона, когда ленты подсохнут. Борт подстаканника можно сделать не прямым, а зубчиками (рис. 5, поз. 2).

Туески.

Плетеными «рубашками» народные мастера часто украшают туески. На рисунке 6 (поз. 1) показано устройство туеска, предназначенного для хранения сухих продуктов.

Пестерь

Так называют заплечный кошель для сбора грибов наподобие ранца. Он хорошо прилегает к спине и не оттягивает руки, как корзина.

Плетется пестерь тоже по шаблону — подходящему по форме и размерам ящику, подобно тому, как и лукошко.

Борт передней стенки делается ниже задней, а боковые стенки имеют скос под углом 45° (рис. 6, поз. 2). Заделав переднюю и боковые стенки, продолжают плести заднюю. Ее выступающая часть служит крышкой пестеря.

Заделав края крышки, оплетите пестерь вторично и прикрепите лямки. Их изготавливают тем же способом, что и ручку лукошка.

Для прочности между лентами положите брезентовую полоску.

На низкой стенке пестеря прикрепите две застежки в виде плоских дощечек с вырезами, равными ширине берестяных лент.

Дощечки подсуньте на углах под ленты плетева. Петли сделайте из бечевки или сыромятной кожи и привяжите их на углах крышки.

Снимают бересту с погибших берез: упавших или сухостойных. Среди упавших нужно выбирать такие, у которых древесина еще крепкая, а слой камбия, находящийся между стволом и берестой, уже разрушился, а значит, и кора легко отделится от ствола. Сделайте на упавшем или сухостойном-дереве надрез. Под берестой вы обнаружите темно-коричневый рыхлый слой камбия. Подденьте бересту ножом, и она легко отделится от ствола. У бересты, снятой с погибших берез, есть свои особые декоративные достоинства.

Внутренний слой ее окрашен в красно-коричневый цвет с различными оттенками. Если бересту пропарить в горячей воде и потереть жесткой щеткой, то она приобретает розоватый или зеленовато-желтый цвет.
Чтобы снять со ствола длинную ленту, прочертите шилом вокруг него по спирали линию. Расстояние между витками должно быть равным ширине заготавливаемой ленты (рис. 1, поз. 1).

Обычно применяют ленту шириной от 1 до 3 см. Небольшие сувенирные изделия изготовляют из более узкой ленты - шириной от 0,5 до 0,7 см. На глазок трудно сохранить постоянное расстояние межно витками, а значит, и параллельность линий. Поэтому желательно сделать специальную чертилку.

Она представляет собой согнутую пополам стальную проволоку, концы которой заточены на конус, закруглены и отшлифованы так, чтобы легко скользили по бересте, оставляя на ней неглубокие, но хорошо заметные вмятины. Прорежьте бересту вдоль проведенных линий резаком и смотайте готовую ленту в клубок. Еще удобней резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограничителем. Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола.

Основной инструмент, применяемый при плетении из бересты, - плоское шило с крючкообразным изгибом (рис. 1, поз. 2). В различных областях России его называли по-разному: коточиком, костыгом, свайкой, кодочигом, кочедыком или же просто лапотным шилом. Но все же более известно плоское шило как кочедык.

Кроме кочедыка, под руками плетельщика всегда был острый нож, которым он разрезал ленты и заострял их концы. Кроме этих двух инструментов, нам потребуются также сапожное шило с квадратным сечением, прямое с закругленным и отполированным кончиком, нож-косяк или сапожный нож. Пригодятся в работе и ножницы. Сапожным шилом мы будем прокалывать отверстия для сшивания бересты, прямое используем вместо карандаша. Скользя по бересте, полированный кончик должен оставлять хорошо заметный след. Резаком раскраивают бересту на отдельные ленты.

Для временного закрепления плетева в процессе плетения применяют простейшие самодельные зажимы. Их изготавливают из березового прутка толщиной с карандаш и длиной 7- 10 см каждый. В середине заготовки сверлят отверстие, а затем с одного торца ее раскалывают вдоль сердцевины до этого отверстия. Вместо самодельных зажимов можно использовать бельевые прищепки, а при работе над мелкими вещами - канцелярские скрепки.

Ленточное плетево представляет собой ритмичное чередование квадратов. Их стороны, образованные переплетением берестяных лент, могут быть расположены параллельно основанию или же под углом 45°. В первом случае плетение называется прямым, а во втором - косым. По технике исполнения прямое плетение проще косого. Поэтому осваивать приемы ленточного плетения надо именно с него. Прежде чем приступать к работе, потренируйтесь на бумажных лентах.

ДОРОЖНАЯ СОЛОНКА
Любое изделие плетется с помощью шаблона (рис. 2, поз. 1). Чтобы сплести солонку, которую удобно брать в поход, нужно подобрать шаблон. Это может быть коробка, брусок с квадратным основанием. Берестяные ленты берут равными по ширине одной трети стороны основания.

Положите три ленты на стол лицевой стороной вверх и переплетите их с тремя другими. Подрежьте концы лент в форме клина, чтобы удобно было работать. Затем согните ленты вдоль ребер основания, прижмите к граням шаблона и обвяжите тонкой бечевкой.




Прил. Журнала Юный техник №4-84г.

Береста - это берёзовая кора, которая является одним из самых востребованных материалов среди любителей рукоделия. С её помощью можно изготовить огромное количество полезных в быту вещей, а также элементов декора. Самые лучшие берестяные поделки получаются только при правильном изготовлении и вкладывании души в работу. Изделия из бересты довольно трудно сделать, однако если есть определённые навыки в рукоделии, можно без труда этому научиться.

Подготовка к работе

Перед тем как изготовить поделку из бересты, необходимо правильно заготовить исходный материал. Именно от его качества и будет зависеть привлекательность готового изделия.

Бересту можно заготовить несколькими способами. Среди них стоит отметить цилиндры, пласты и ленты. Последний вариант пользуется наибольшей популярностью, так как с лентами намного проще работать. Именно его и следует выбирать для начинающих. Поделки из бересты своими руками можно сделать, предварительно заготовив основной материал. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

Изготовление поделок

Основы плетения из бересты для начинающих предусматривают использование идеально подготовленного материала. Для этого можно обратиться за помощью к профессионалам в этом деле или постараться самостоятельно выполнить всю работу. Из бересты можно сделать много полезных вещей, таких как корзинки, коробы, спортивные принадлежности, предметы мебели.

Корзина для ягод

Изготовление этой поделки является наиболее простым и быстрым. Для выполнения работы вам не понадобятся особые умения и навыки, а также дорогостоящие материалы. Всё это даёт возможность новичкам пробовать свои силы в рукоделии и не бояться больших потерь времени и денежных средств.

В процессе изготовления корзинки понадобятся следующие материалы и инструменты: подготовленная берёзовая кора, клей, ножницы, простой карандаш, линейка, дырокол, шаблон.

Процесс изготовления корзины прост и состоит из следующих этапов:

Если вы не знаете, что подарить своим близким на праздник, то решить эту проблему поможет сделанная своими руками поделка из бересты. Для детей и взрослых это будет замечательным подарком, и они по достоинству оценят его.

Плетение короба

Если вы хотите оригинально украсить своё жильё или создать полезную в хозяйстве вещь, то стоит попробовать сплести берестяной короб. Делается он из тонких слоёв бересты, которые предварительно обрабатываются и нарезаются на нужной ширины полоски. Для изготовления короба необходимо подготовить: острый нож, шило с прямыми загнутым стержнем, плоскогубцы, 12 берестяных лент длиной 45 сантиметров и шириной 20 миллиметров, канцелярские скрепки.

Делается короб с соблюдением такой последовательности действий:

Таким же способом можно сделать хлебницу из натурального материала.

Сувенирные магниты

Этот вариант поделки из бересты можно использовать не только в качестве украшения своей комнаты, но и для подарка дорогому вам человеку. Готовое изделие получается красивым и аккуратным. Для воплощения своих идей понадобятся следующие материалы: плотный картон, береста, клей, который при высыхании не оставляет следов, дырокол, ножницы, губка, акриловая краска, точилка, ветка берёзы, маленький магнит.

Пошаговый мастер-класс:

Берестяное панно

Правильно и аккуратно изготовленное панно способно украсить любое помещение. Его можно использовать для оригинального оформления картин или фотографий. Чтобы поделка получилась идеальной, для неё нужно взять следующее: картонная рамка, береста, древесная кора любого тёмного цвета, лист белой бумаги, клей ПВА, простой карандаш, ножницы, салфетки, кисточка.

Создать панно можно следующим образом:

Красивый кораблик

С помощью этого мастер-класса можно изготовить прекрасный кораблик, который будет хорошо держаться на воде и не намокать. Готовое изделие станет любимой игрушкой вашего ребёнка, и он не будет расставаться с ней даже во сне. Для кораблика нужно подготовить такие предметы: пласты берёзовой коры, линейка, ножницы, шаблон, дырокол, простой карандаш, клей, деревянные палочки, небольшой кусочек фанеры, морские ракушки.



Публикации по теме