Круглый стол для опекунов, классных руководителей "семья, проблемы, поиски, решения". Презентация на тему "Понятие опеки и попечительства." Презентации на тему подросток и опекун бабушка

Слайд 2

Институты опеки и попечительства связаны с категорией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство - над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными гражданами (ст. 33 ГК РФ). Попечительство может устанавливаться в отношении лиц, которые не способны самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Чаще всего попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательство большинства государств содержит сходные постановления по этому вопросу. Основное отличие опеки от попечительства заключается в том, что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, а только дает согласие на их совершение. Опекун сам совершает сделки от имени подопечного. Попечитель не имеет права управлять имуществом подопечного. Назначение попечителя аналогично назначению опекуна. Деятельность и опекунов, и попечителей находится под контролем соответствующих компетентных органов.

Слайд 3

Институт опеки и попечительства известен и гражданскому, и семейному праву. В большинстве стран опека и попечительство регулируются в рамках гражданского законодательства. В определенной степени это связано с тем, что семейное право в качестве самостоятельной отрасли присутствует далеко не во всех юрисдикциях, а является отраслью гражданского права.

Слайд 4

Опекун и попечитель

Опекуном или попечителем может стать физическое лицо, отвечающее целому ряду требований. Обязательными для всех случаев назначения опеки и попечительства требованиями к кандидатуре опекуна или попечителя являются: 1)совершеннолетие лица, т.е. достижение им 18 лет; 2) полная гражданская дееспособность лица; 3) отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (вне зависимости от времени его вынесения); 4) отсутствие у кандидата на момент установления опеки или попечительства судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Слайд 5

Подавляющее большинство национальных кодификаций МЧП содержит регламентацию опеки и попечительства. Эти вопросы относятся к "праву лиц". В отношении опеки и попечительства возникают вопросы: возможно ли учреждение опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей; может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем); закон какого государства регулирует как весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдельные его аспекты. Законодательство некоторых стран подчиняет все аспекты опеки (попечительства) единой коллизионной привязке: - закону постоянного места проживания подопечного: "Опека и другие институты по защите недееспособных определяются правом места жительства недееспособного" (ст. 26 Закона о МЧП Венесуэлы); - закону гражданства подопечного: "Опека, равно как и любой другой вид попечения, определяется по праву государства, гражданином которого является затрагиваемое ими лицо" (ст. 24 ГК Греции); - закону страны суда: "При регулировании вопросов опеки, попечительства, попечения и других вопросов, связанных с институтами, устанавливаемыми для защиты прав несовершеннолетних, умалишенных и отсутствующих, применяется йеменский закон" (ст. 27 ГК Йемена).

Слайд 6

В Великобритании господствующей коллизионной привязкой является английское право (закон суда). Английский суд, применяя собственное право, может назначить опеку над несовершеннолетним британским подданным, даже проживающим за границей, и над иностранцем, проживающим или только временно пребывающим на территории Великобритании. Пределы правомочий назначенного за границей опекуна в соответствии с английским правом определяются по закону места учреждения опеки (в отношении движимого имущества). В ФРГ опека над иностранцем может быть назначена только в том случае, если он имеет место жительства или место пребывания на территории Германии и если государство гражданства иностранца не берет на себя попечение о нем, хотя в соответствии с законами этого государства над таким лицом должна быть учреждена опека. Законодатель Швейцарии отказался от самостоятельного регулирования вопросов опеки (попечительства) и закрепил отсылку к Гаагской конвенции о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних (1961), нормы которой по аналогии применяются к опеке (попечительству) в отношении совершеннолетних (ст. 85 Закона о МЧП Швейцарии).

Слайд 7

С точки зрения коллизионного регулирования отношения опеки (попечительства) можно разделить на несколько самостоятельных статутов: 1) условия назначения, изменения и прекращения опеки (попечительства) определяются личным законом опекаемого (Румыния, Австрия); 2) последствия опеки (попечительства) определяются личным законом опекаемого (Австрия) или законом суда (Таиланд); 3) установление временных и срочных защитных мер в отношении подопечного подчиняются закону его места жительства (Испания) или закону суда (Италия, Перу, Тунис); 4) обязанность опекуна (попечителя) принять опекунство (попечительство) регулируется личным законом опекуна (Румыния); 5) отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются законом государства, органы которого назначили опеку, - "законом компетентного учреждения" (Украина). Если право места жительства лица, находящегося под опекой (попечительством), является для него более благоприятным, применяется закон места жительства подопечного; 6) право представительства опекуна (попечителя) регулируется законом компетентного учреждения и распространяется за пределы государства, органы которого назначили опеку (Украина).

Слайд 8

Коллизионное регулирование опеки и попечительства предусмотрено в ст. 1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечительства производятся в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного (п. 1). Это положение закрепляет общую двустороннюю коллизионную норму. Применение личного закона для решения вопросов личного статуса индивида основано на критерии наиболее тесной связи между лицом и соответствующей правовой системой. Пункт 2 ст. 1199 ГК РФ предусматривает, что личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (попечительство). Это специальная коллизионная норма, которая отражает необходимость принимать во внимание ту правовую систему, с которой лицо, обязанное принять опеку (попечительство), наиболее тесно связано. Отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным) определяются по закону компетентного учреждения - в соответствии с правом страны, учреждение которой установило опеку (п. 3). Этот правопорядок регламентирует, каким именно образом должна осуществляться опека (попечительство). Закон компетентного учреждения - основная коллизионная привязка данной нормы.

Слайд 9

Наряду с общим коллизионным правилом для регулирования отношений между опекуном и подопечным установлена специальная альтернативная привязка к российскому закону. Применение российского права имеет ограниченный характер: подопечный имеет в России место жительства и российское право имеет для него более благоприятный характер. Статья 1199 ГК РФ содержит "цепочку" коллизионных норм: отдельные аспекты одного и того же правоотношения регулируются посредством различных коллизионных привязок. Положения ст. 1199 ГК РФ являются одними из наиболее удачных в МЧП России.

Посмотреть все слайды

Опека и попечительство могут рассматриваться в нескольких значениях. Прежде всего, для целей гражданско-правового регулирования опека представляет собой законное представительство, способ восполнения дееспособности лиц, которые не обладают ею в полном объеме. Попечитель, в свою очередь, не замещает собой подопечного, но, как известно, дополняет своей волей волю подопечного. Однако для семейного права опека и попечительство (которые в семейном праве возможны только над несовершеннолетними) - это одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над малолетними (т.е. детьми до 14 лет), попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.


Определяя место норм об опеке и попечительстве в системе отечественного законодательства, следует признать, что опека и попечительство - это институт законодательства. Специфика института опеки и попечительства как института законодательства состоит в разноотраслевой и разноуровневой принадлежности его норм. С одной стороны, эти нормы носят как частноправовой (например, положения об ответственности опекунов и попечителей - ст. 26 Закона), так и публично- правовой характер (например, нормы, посвященные органам опеки и попечительства, их задачам и полномочиям, - ст. ст. 7 и 8 Закона).


Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются СК,ГК, ФЗ «48 «Об опеке и попечительстве» от (далее Закон), постановлением Правительства РФ 432 от, утв. Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ и постановлением Правительства РФ 423 от «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»


Одной из новелл ФЗ «Об опеке и попечительстве» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» является определение приемной и патронатной семей как разновидностей опеки и попечительства. До г. Семейный кодекс РФ рассматривал приемную семью как самостоятельную форму, а некоторыми субъектами Российской Федерации введены патронатные семьи как особые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С момента введения в действие комментируемого Закона и приемная семья, и патронатная семья с точки зрения федерального законодательства являются разновидностями возмездной опеки или попечительства (см. ст. ст. 14 и 16 Закона).


Опекуном или попечителем может стать физическое лицо, отвечающее целому ряду требований. Обязательными для всех случаев назначения опеки и попечительства требованиями к кандидатуре опекуна или попечителя являются: 1) совершеннолетие лица, т.е. достижение им 18 лет; 2) полная гражданская дееспособность лица; 3) отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (вне зависимости от времени его вынесения); 4) отсутствие у кандидата на момент установления опеки или попечительства судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.


Факультативными (необязательными, рекомендательными) условиями для назначения лица опекуном (попечителем) ст. 35 ГК РФ называет: 1) его нравственные и иные личные качества. Закон не уточняет, какие именно качества имеются в виду, и орган опеки и попечительства должен руководствоваться общепринятыми нормами морали. Назначение опекуном или попечителем нежелательно в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами; в отношении лиц, не работающих и не имеющих постоянного источника доходов, и т.п.; 2) способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, под которой следует понимать состояние здоровья и возраст лица, позволяющие полноценно совершать как фактические, так и юридические действия в пользу подопечного. Вместе с тем гражданское законодательство не определяет, в каких конкретно случаях состояние здоровья или возраст могут помешать кандидату в опекуны (попечители) исполнять опекунские обязанности, поэтому в каждом случае орган опеки и попечительства должен решать этот вопрос, исходя из конкретных обстоятельств;


3) отношения, существующие между кандидатом и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Это могут быть отношения родства (тетя, дядя - племянник, бабушка - внук, брат - сестра и пр.), свойства (сноха - свекровь), бывшего свойства (бывшая мачеха - бывший пасынок) и др. 4) ГК РФ указывает на такое факультативное обстоятельство, как желание самого подопечного. Учет желания производится органом опеки и попечительства, если подопечный в состоянии такое желание выразить. В соответствии с п. 4 ст. 145 СК РФ (в новой редакции) устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с его согласия.


Статья 146 СК РФ добавляет несколько запретов на назначение опекуна (попечителя). Такими лицами не могут быть: - лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией.; - лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). Отстранение, как и назначение, производится вынесением органом опеки и попечительства соответствующего акта (как правило, постановления); - лица, ограниченные в родительских правах. Ограничение в родительских правах считается состоявшимся при вступлении в законную силу решения суда; - бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине. В данном случае доказательством может служить лишь вступившее в силу решение суда, в мотивировочной части которого указаны причины отмены усыновления; - лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. В настоящее время действует утвержденный Постановлением Правительства РФ 542 от Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью.


Последнее условие, выдвигаемое п.2 ст.146 СК при назначении опекуна (попечителя) несовершеннолетнему. Оно носит рекомендательный характер и состоит в учете (по возможности) отношения к ребенку членов семьи опекуна (попечителя). Для того чтобы это требование исполнить, необходимо выявить наличие у кандидата членов семьи и выяснить их мнение о возможности проживания ребенка с ними. Как правило, это требование соблюдается при предоставлении членами семьи письменного подтверждения об отсутствии у них возражений против назначения опеки или попечительства.


Перечень документов необходимых для представления в органы опеки и попечительства указаны в п.4 правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями несовершеннолетних либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ 423 от


Статья 10 Закона об опеке очерчивает круг ситуаций, в которых обязательство по осуществлению опеки или попечительства может быть со множественностью лиц. Такое возможно прежде всего при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемную или патронатную семью. Закон об опеке предполагает, что в таком случае опекунами или попечителями ребенка станут оба супруга (приемные или патронатные родители), в отношении которых будет вынесен акт о назначении их опекунами одного и того же ребенка (детей). Во-вторых, не исключаются ситуации, когда один и тот же опекун (попечитель) будет назначен разным подопечным. Прежде всего законодатель упоминает о несовершеннолетних братьях и сестрах, передача которых под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, когда такая передача отвечает интересам этих детей.


Юридическим фактом, непосредственно порождающим отношения опеки или попечительства, выступает акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Новеллой является прямое указание Закона (п.6 ст.11) на то, что в акте о назначении опекуна или попечителя может быть назван срок действия полномочий опекуна или попечителя. Так, в случаях, когда опека над ребенком устанавливается по заявлению родителя ребенка на период, когда в связи с длительной командировкой он не сможет исполнять свои родительские обязанности (ст. 13 Закона об опеке), в акте о назначении может быть указано, что опека устанавливается, например, сроком на два месяца или на период до возвращения родителя в место жительства. В соответствии со ст. 29 Закона истечение срока действия акта о назначении опекуна или попечителя послужит автоматическим основанием прекращения опеки или попечительства. Акт о назначении опекуна или попечителя может содержать в себе и иные условия. В соответствии со ст. 10 Закона в нем могут быть распределены обязанности опекунов (попечителей) при назначении одному подопечному нескольких опекунов (попечителей). В случаях, предусмотренных ст. 14 Закона, в акте о назначении может быть указано, что опекун (попечитель) исполняет свои обязанности возмездно.


Интересным является указание в ч. 4 ст. 15 Закона на то, что в акте о назначении могут быть перечислены отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе или, напротив, обязан. В качестве примеров таких требований законодатель приводит: - запрет опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного (например, в случаях, когда место жительства приближено к месту получения медицинской помощи, и т.п.); - установление в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного обязательных требований к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя (так называемые индивидуальные требования). Такие требования могут, в частности, определять конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного (например, распорядок дня, периодичность психологического обследования, график занятий спортом или посещения медицинского учреждения и т.п.). Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.


Новеллой Закона является ст.13, предусмотревшая устройство ребенка на период отсутствия или болезни его родителей или усыновителей (так называемая краткосрочная опека). С целью установления опеки или попечительства на период отсутствия родителей последним необходимо подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности. В п.2 ст.13 законодатель ввел правило, в соответствии с которым единственный родитель несовершеннолетнего ребенка в ситуациях, когда отцовство в отношении ребенка не было установлено либо когда второй родитель умер, объявлен умершим или лишен родительских прав вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение родитель может сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.


Новым для современного законодательства положением является правило п.3 ст.13 Закона о том, что попечителя может избрать себе сам несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет. Такой несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, вправе обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о назначении ему попечителя с указанием кандидатуры такового, правда это не гарантирует его назначение.


Ст.14 Закона предусмотрела возможность установления опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (по договору). Сторонами договора являются орган опеки и попечительства и опекун (попечитель). Михеева Л.Ю. высказывает точку зрения о том, что это договор возмездного оказания услуг. Отношения возмездной опеки и попечительства регулируются специальными нормами института опеки и попечительства, а при их недостаточности к ним применяются в субсидиарном порядке правила гл. 39 ГК РФ, а также общие положения гражданского законодательства об обязательствах, в том числе положения об ответственности за неисполнение обязательств (разд. III ГК РФ). Тем не менее, п.3 ст.14 Закона предусматривает при необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора возможность его понуждения, в соответствии с п.4 ст.445 ГК РФ


Объем прав и обязанностей опекуна (попечителя) зависит от возраста и объема дееспособности подопечного и определяется прежде всего ст. 36 ГК РФ, ст.15 Закона, ст СК. Впервые в Законе об опеке четко определено содержание обязанностей опекунов и попечителей в отношении имущества подопечных. В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.


Впервые в законодательстве урегулированы вопросы предоставления опекунам и попечителям вознаграждения за исполнение их обязанностей. В качестве общего закреплено правило о том, что опекуны и попечители исполняют свои обязанности безвозмездно. Исключения из него установлены ст. 16 Закона об опеке, а также ч. 6 ст. 145 и гл. 21 СК РФ. Право на получение вознаграждения опекун (попечитель) приобретает с момента заключения с ним договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Источники предоставления опекунам (попечителям) вознаграждения определены в Законе об опеке следующим образом: 1) вознаграждение может предоставляться опекуну или попечителю за счет дохода от имущества подопечного. Это возможно, разумеется, при наличии у подопечного имущества, способного принести доход: ценных бумаг, долей в капитале юридических лиц, вкладов и счетов в кредитных организациях и т.д. В качестве источника дохода могут быть использованы движимые и недвижимые вещи подопечного, которые можно передать в пользование третьим лицам на возмездных условиях (по договору аренды или найма жилого помещения) либо передать в собственность по договору ренты.


П.4 правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утв. Пост.Правительства 423 от установлен предельный размер вознаграждения –не более 5% дохода от имущества. Особенностью предоставления в пользование опекуну или попечителю жилого помещения, принадлежащего подопечному, является то, что такое предоставление возможно лишь в исключительных случаях, в частности если опекун или попечитель проживает далеко от места жительства подопечного, что будет существенно затруднять выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей; 2) более распространенным источником предоставления вознаграждения опекуну или попечителю выступают и будут продолжать выступать средства бюджетов субъектов Российской Федерации. 3) средства третьих лиц. Как считает Михеева Л.Ю «основанием для производства таких выплат может служить договор пожертвования, по которому гражданин или организация предоставляет безвозмездно денежные средства субъекту Российской Федерации в лице соответствующего органа опеки и попечительства с условием передачи этих денежных средств опекунам или попечителям по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях».


Правовое регулирование режима имущества подопечных установлен гл.4 Закона. Она регулирует имущественные права подопечных, охрану и распоряжение имуществом, особенность распоряжения недвижимым имуществом. Ст.148 СК перечисляет права ребенка под опекой (попечительством): а)воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание. б) имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие и уважение их человеческого достоинства. в) имеют право на алименты, пособия и другие социальные выплаты. Областной закон Ростовской области от N 426-ЗС(ред. от) «О ежемесячном денежном содержании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи опекунов или попечителей». Ст.2 -размер ежемесячного денежного содержания составляет 4930 рублей в месяц на каждого подопечного. г) сохраняют право собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. д)защиту со стороны опекуна (попечителя). е)обладают всеми правами, предусмотренными ст.55и57 СК


Ст. 29 Закона закрепляет три группы оснований прекращения опеки и попечительства. 1.- случаи автоматического прекращения: а)смерть подопечного, а также опекуна или попечителя; б)достижение несовершеннолетними подопечными соответствующего возраста; в)приобретение несовершеннолетним подопечным гражданской дееспособности в полном объеме при вступлении его в брак (ст. 21 ГК РФ); г)эмансипация; д)достижение несовершеннолетним родителем 18 лет, а равно его эмансипация или вступление в брак до 18 лет прекращают полномочия опекуна над ребенком; е)восстановление дееспособности совершеннолетнего подопечного; ж)истечение срока действия акта о назначении опекуна или попечителя. Вынесения акта о прекращении опеки или попечительства в указанных случаях не требуется.


2. объединяется законодателем общим термином - освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей: а)просьба опекуна или попечителя (заявление, поданное в письменной форме); б)возникновение противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя. Освобождение опекуна или попечителя от возложенных на него обязанностей оформляется актом органа опеки и попечительства, который может быть оспорен в судебном порядке опекуном или попечителем.


3. случаи отстранения опекунов и попечителей от исполнения возложенных на них обязанностей: а)при ненадлежащем исполнении возложенных на опекуна или попечителя обязанностей, например при нерегулярном обеспечении подопечного питанием или при неосуществлении мер по судебной защите прав подопечного; б)при нарушении прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; в)при выявлении органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом. Отстранение опекуна или попечителя от возложенных на него обязанностей оформляется актом органа опеки и попечительства, который может быть оспорен в судебном порядке опекуном или попечителем.













1 из 12

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

№ слайда 3

Описание слайда:

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей: - дети-сироты; - дети, родители которых неизвестны; - дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; - дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание; - дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: - лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

№ слайда 4

Описание слайда:

Лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; - отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; - бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине; - лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

№ слайда 5

Описание слайда:

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению прилагаются следующие документы: - Справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы, либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке; - Характеристика с места работы; - Автобиография; - Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

№ слайда 8

Описание слайда:

Цель приемной семьи - создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются.

№ слайда 9

Описание слайда:

Переданные в приёмную семью дети имеют право:1. общаться с родителями и другими родственниками. Встречи и любые другие контакты допускаются с согласия приёмных родителей; в спорных случаях этот вопрос решает орган опеки, контролирующий деятельность приёмной семьи;2. защитить свои права и законные интересы;3. выражать своё мнение;4. получать причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты;5. сохранить за собой право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; если жилплощади у ребёнка нет, он имеет право на получение таковой в соответствии с жилищным законодательством.

№ слайда 10

Описание слайда:

Приёмная семья пользуется преимущественным правом на получение путёвок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха семейного типа, куда вместе с ними могут поехать приёмные родители. Приёмная семья получает единовременную помощь при создании в сумме 30000 рублей.

№ слайда 11

Описание слайда:

Правительство Ростовской области и региональное министерство общего и профессионального образования уделяют большое внимание развитию семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. "Ежегодно количество детей, переданных на воспитание в донские семьи, увеличивается. Так, в 2011 году их было 1 тысяча 595 человек, из них усыновлен 281 ребенок, под опеку (попечительство) устроены 1 тысяча 163 ребенка, в приемные семьи – 151 ребенок", – отметил заместитель губернатора Игорь Гуськов.

№ слайда 12

Описание слайда:

"В 2012 году в бюджете области предусмотрено почти 270 млн. рублей, что позволит обеспечить жильем 269 граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", – добавил Игорь Гуськов.

Служба сопровождения семьи и ребенка. Специалист органа опеки и попечительства; юрист; педагог – психолог; социальный педагог. Скачать бесплатно и без регистрации. Служба сопровождения семьи и ребенка. Специалист органа опеки и попечительства; юрист; педагог – психолог; социальный педагог. Орган опеки и попечительства.

Тел Шарангский район, д. Новая, д. 2 ГКУ «СРЦН Шарангского района» Служба сопровождения семьи и ребенка. Тел Пн – птн с 9 до 1. Верите, что человек способен изменить жизнь хотя бы одного ребенка, взяв его в семью, стать ему верным другом и подарить детство. Проводили детей во взрослую жизнь, и ваш дом опустел без детского смеха. Любите детей, но пока их у вас нет.

Вы не знаете с чего начать процесс усыновления, как оформить опеку или приемную семью. Вы опасаетесь, что родные и близкие могут не понять Вас. Вам психологически трудно решиться на этот шаг, так как не уверены, что справитесь и не знакомы с реальным опытом приемных семей. Помогаем всем, кто готов принять ребенка в семью. Предоставляем всю необходимую информацию по законодательству и процедуре оформления документов. Помогаем оценить свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к принятию ребенка.

Помогаем приобрести новые знания по вопросам воспитания и общения с ребенком. Сопровождаем родителей до и после принятия ребенка в семью. В договоре оговариваются условия воспитания, содержания и образования ребенка, права и обязанности сторон, а также основания и последствия прекращения этого договора. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.

Презентация для управленцев на тему ‘Поурочное планирование’. Вы можете ознакомиться и скачать Презентация ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми. Получить код Наши баннеры. Презентация на тему: Права ребенка. Органы опеки и попечительства В органах местного самоуправления, в местных администрациях, работают специальные отделы, призванные заботиться о защите детей, о соблюдении их прав — это. Презентация на тему ‘ Права ребенка’. Скачать презентацию (2.77 Мб). Органы опеки и попечительства 12. Опека и попечительство 14. Список литературы 17.

Скачать бесплатно презентацию на тему ‘Опека и попечительство над детьми (глава 20 СК РФ)’ в формате.ppt (PowerPoint). Вопросы охраны прав детей. Органы опеки и попечительства Орган опеки и попечительства (орган опеки) в России орган.

Слайды из презентации «Опека и попечительство» к уроку обществознания на тему «Родители». Дело об отмене усыновления ребенка рассматривается с участием прокурора и органа опеки и попечительства. Часто опекунами с разрешения органов опеки и попечительства назначаются родственники ребёнка, например, бабушка и дедушка. По теме: методические разработки, презентации и конспекты. АНО ‘КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА’ г. Цикловая комиссия правовых дисциплин. По дисциплине: ‘Гражданское право’. Тема ‘Роль органов опеки и попечительства в устройстве и выявлении детей. Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны.

licensetwo154.weebly.com

Презентация на тему «Понятие опеки и попечительства.»

Презентация для школьников на тему «Понятие опеки и попечительства.» по обществознанию. pptCloud.ru - удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Понятие опеки и попечительства.

Выполнил ст. гр. Ю-211 Лунькин А.В.

Институты опеки и попечительства связаны с категорией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство — над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными гражданами (ст. 33 ГК РФ). Попечительство может устанавливаться в отношении лиц, которые не способны самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Чаще всего попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательство большинства государств содержит сходные постановления по этому вопросу. Основное отличие опеки от попечительства заключается в том, что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, а только дает согласие на их совершение. Опекун сам совершает сделки от имени подопечного. Попечитель не имеет права управлять имуществом подопечного. Назначение попечителя аналогично назначению опекуна. Деятельность и опекунов, и попечителей находится под контролем соответствующих компетентных органов.

Институт опеки и попечительства известен и гражданскому, и семейному праву. В большинстве стран опека и попечительство регулируются в рамках гражданского законодательства. В определенной степени это связано с тем, что семейное право в качестве самостоятельной отрасли присутствует далеко не во всех юрисдикциях, а является отраслью гражданского права.

Опекуном или попечителем может стать физическое лицо, отвечающее целому ряду требований. Обязательными для всех случаев назначения опеки и попечительства требованиями к кандидатуре опекуна или попечителя являются: 1)совершеннолетие лица, т.е. достижение им 18 лет; 2) полная гражданская дееспособность лица; 3) отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (вне зависимости от времени его вынесения); 4) отсутствие у кандидата на момент установления опеки или попечительства судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Подавляющее большинство национальных кодификаций МЧП содержит регламентацию опеки и попечительства. Эти вопросы относятся к «праву лиц». В отношении опеки и попечительства возникают вопросы: возможно ли учреждение опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей; может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем); закон какого государства регулирует как весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдельные его аспекты. Законодательство некоторых стран подчиняет все аспекты опеки (попечительства) единой коллизионной привязке: — закону постоянного места проживания подопечного: «Опека и другие институты по защите недееспособных определяются правом места жительства недееспособного» (ст. 26 Закона о МЧП Венесуэлы); — закону гражданства подопечного: «Опека, равно как и любой другой вид попечения, определяется по праву государства, гражданином которого является затрагиваемое ими лицо» (ст. 24 ГК Греции); — закону страны суда: «При регулировании вопросов опеки, попечительства, попечения и других вопросов, связанных с институтами, устанавливаемыми для защиты прав несовершеннолетних, умалишенных и отсутствующих, применяется йеменский закон» (ст. 27 ГК Йемена).

В Великобритании господствующей коллизионной привязкой является английское право (закон суда). Английский суд, применяя собственное право, может назначить опеку над несовершеннолетним британским подданным, даже проживающим за границей, и над иностранцем, проживающим или только временно пребывающим на территории Великобритании. Пределы правомочий назначенного за границей опекуна в соответствии с английским правом определяются по закону места учреждения опеки (в отношении движимого имущества). В ФРГ опека над иностранцем может быть назначена только в том случае, если он имеет место жительства или место пребывания на территории Германии и если государство гражданства иностранца не берет на себя попечение о нем, хотя в соответствии с законами этого государства над таким лицом должна быть учреждена опека. Законодатель Швейцарии отказался от самостоятельного регулирования вопросов опеки (попечительства) и закрепил отсылку к Гаагской конвенции о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних (1961), нормы которой по аналогии применяются к опеке (попечительству) в отношении совершеннолетних (ст. 85 Закона о МЧП Швейцарии).

С точки зрения коллизионного регулирования отношения опеки (попечительства) можно разделить на несколько самостоятельных статутов: 1) условия назначения, изменения и прекращения опеки (попечительства) определяются личным законом опекаемого (Румыния, Австрия); 2) последствия опеки (попечительства) определяются личным законом опекаемого (Австрия) или законом суда (Таиланд); 3) установление временных и срочных защитных мер в отношении подопечного подчиняются закону его места жительства (Испания) или закону суда (Италия, Перу, Тунис); 4) обязанность опекуна (попечителя) принять опекунство (попечительство) регулируется личным законом опекуна (Румыния); 5) отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются законом государства, органы которого назначили опеку, — «законом компетентного учреждения» (Украина). Если право места жительства лица, находящегося под опекой (попечительством), является для него более благоприятным, применяется закон места жительства подопечного; 6) право представительства опекуна (попечителя) регулируется законом компетентного учреждения и распространяется за пределы государства, органы которого назначили опеку (Украина).

Коллизионное регулирование опеки и попечительства предусмотрено в ст. 1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечительства производятся в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного (п. 1). Это положение закрепляет общую двустороннюю коллизионную норму. Применение личного закона для решения вопросов личного статуса индивида основано на критерии наиболее тесной связи между лицом и соответствующей правовой системой. Пункт 2 ст. 1199 ГК РФ предусматривает, что личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (попечительство). Это специальная коллизионная норма, которая отражает необходимость принимать во внимание ту правовую систему, с которой лицо, обязанное принять опеку (попечительство), наиболее тесно связано. Отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным) определяются по закону компетентного учреждения — в соответствии с правом страны, учреждение которой установило опеку (п. 3). Этот правопорядок регламентирует, каким именно образом должна осуществляться опека (попечительство). Закон компетентного учреждения — основная коллизионная привязка данной нормы.

Наряду с общим коллизионным правилом для регулирования отношений между опекуном и подопечным установлена специальная альтернативная привязка к российскому закону. Применение российского права имеет ограниченный характер: подопечный имеет в России место жительства и российское право имеет для него более благоприятный характер. Статья 1199 ГК РФ содержит «цепочку» коллизионных норм: отдельные аспекты одного и того же правоотношения регулируются посредством различных коллизионных привязок. Положения ст. 1199 ГК РФ являются одними из наиболее удачных в МЧП России.

Итоги работы отдела опеки и попечительства 2010 г. — презентация

Презентация на тему: » Итоги работы отдела опеки и попечительства 2010 г.» - Транскрипт:

1 Итоги работы отдела опеки и попечительства 2010 г

2 Структура отдела опеки и попечительства Начальник Выявление и устройство детей Работа с кандидатами в опекуны и усыновители Главный специалист Все вопросы опеки и попечительства несовершеннолетних Ведущий специалист (на 0.73 ст.) Защита имущественных и жилищных прав Лица из числа ДС и ДОБПР Выпускники д\д Ведущий специалист Работа с ДНГЗ Защита личных прав Споры Все вопросы по опеки над недееспособными

3 Выявление и устройство детей 2010 Количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей 34 Не устроены 0 Усыновлены (удочерены) 1 Направлены в детские дома 8 Переданы на возмездную опеку 12 Отданы под опеку безвозмездную 12 Устроены в НПО 1 Возвращены родителям — Опека добровольная (по заявлению родителей) 11 Состояло на учете опекаемых 81 Количество приемных семей 47 Количество детей в приемных семьях 62 Состояло на учете усыновленных детей посторонними гражданами 67

4 Основные причины сиротства в 2010 г Смерть обоих или единственного родителя -6 Оба родителя или единственный лишены родительских прав — 16 Оба родителя или единственный ограничены в родительских правах -3 Находятся в местах лишения свободы — 3 Ребенок подкинут или оставлен — 3 Родители дали согласие -1 Находятся в розыске -1

6 Материальное содержание детей Единовременная выплата денежных средств при устройстве ребенка в семью – руб. (в 2010 г выплат). Ежемесячная выплата денежных средств на нужды ребенка 6883 руб. (131 ребенок) Ежемесячная выплата вознаграждения приемному родителю – 6316 (49родителей) Пенсия по случаю потери кормилицы – от 4323 и до 9361 (34 ребенка) Алименты

Презентация на тему опека и попечительство

Опекуны являются законными. Попечительство устанавливается над. Необходимо отметить, что. Назначение опекуна и.

Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в. При этом. гражданин, осуществлявший обязанности опекуна. Над несовершеннолетним при достижении им. Если совершеннолетний дееспособный. С согласия такого лица попечитель. Рудаков
Если у Вас возникли какие- то.

Скачать бесплатно презентацию на тему ‘Опека и попечительство над детьми (глава 20 СК РФ)’ в формате.ppt (PowerPoint). Вопросы охраны прав детей. Органы опеки и попечительства Орган опеки и попечительства (орган опеки) в России орган.

Получить код Наши баннеры. Презентация на тему: Права ребенка. Органы опеки и попечительства В органах местного самоуправления, в местных администрациях, работают специальные отделы, призванные заботиться о защите детей, о соблюдении их прав — это. Презентация для управленцев на тему ‘Поурочное планирование’. Презентация на тему ‘ Права ребенка’. Скачать презентацию (2.77 Мб). Органы опеки и попечительства 12. Опека и попечительство 14. Список литературы 17. Слайды из презентации «Опека и попечительство» к уроку обществознания на тему «Родители». Дело об отмене усыновления ребенка рассматривается с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

Вы можете ознакомиться и скачать Презентация ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми. АНО ‘КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА’ г. Цикловая комиссия правовых дисциплин. По дисциплине: ‘Гражданское право’. Тема ‘Роль органов опеки и попечительства в устройстве и выявлении детей. Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны.

Часто опекунами с разрешения органов опеки и попечительства назначаются родственники ребёнка, например, бабушка и дедушка. По теме: методические разработки, презентации и конспекты. Предлагаем вам посмотреть презентацию по теме: Опека и попечительство. Данная функция органами опеки и попечительства может осуществляться лишь при их отсутствии (п.

dedalfeedback.weebly.com

Презентация на тему: «Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Усыновление (удочерение) детей Опека и попечительство Приемная семья

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей является способом реализации гарантированного несовершеннолетним права жить и воспитываться в семье. Статья 123 СК РФ предусматривает следующие формы устройства детей: — передача в семью на воспитание (усыновление (удочерение), — передача под опеку или попечительство, — передача в приемную семью — передача, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, — передача в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Данный перечень форм устройства является исчерпывающим. Приоритет отдается, естественно, семейным формам устройства и, в первую очередь, усыновлению (удочерению). При этом передача детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется лишь при отсутствии возможности устройства ребенка в семейную форму воспитания.

Усыновление (удочерение) детей а) Законодательство об усыновлении (удочерении) Усыновление (удочерение) регламентировано Семейным кодексом РФ. В соответствии с п. 1 ст. 124 СК РФ усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) определяются постановление Правительства РФ.

б) Дети, подлежащие усыновлению В уже упоминавшемся Постановлении Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 определено, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых: — умерли; — неизвестны, — судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими; — признаны судом недееспособными; — лишены судом родительских прав; — дали в установленном порядке согласие на усыновление; — по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел или органами опеки и попечительства. Усыновление ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или ином лечебно-профилактическом учреждении, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, составленного администрацией учреждения, в котором был оставлен ребенок.

в) Требования, предъявляемые законодательством к кандидатам в усыновители Данные требования регламентированы ст. 127 СК и Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: 1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; 2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; 4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом; 5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; 6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права; 7) лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель) ; 8) лиц, не имеющих постоянного места жительства; 9) лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан; 10) лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов: 1) краткая автобиография; 2) справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах; 3) копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение; 4) справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан; 5) медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающе-го усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 6) копия свидетельства о браке (если состоят в браке). Следует учитывать, что лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. 7) паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — иной документ, удостоверяющий личность. Документы, перечисленные в подпунктах 2 — 4 настоящего пункта, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья — в течение 3 месяцев.

Орган опеки и попечительства дает разъяснения гражданам Российской Федерации по вопросам, связанным с усыновлением. Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка. На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения. После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства представляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Кандидаты в усыновители имеют право: — получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников; — обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Кандидаты в усыновители обязаны лично: — познакомиться с ребенком и установить с ним контакт; — ознакомиться с документами усыновляемого ребенка; — подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка. Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, они могут обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по устройству детей на воспитание в семьи (далее именуется — соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) любого субъекта Российской Федерации, или в Министерство образования и науки Российской Федерации. Основанием для решения вопроса о возможности усыновления конкретного ребенка является заявление кандидатов в усыновители с просьбой об установлении усыновления, которое подается ими в суд по месту жительства (нахождения) ребенка в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Орган опеки и попечительства, на территории которого было произведено усыновление ребенка, обязан в 7-дневный срок после вступления в силу решения суда направить в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя (ей) с усыновленным ребенком соответствующую информацию для организации контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. При передаче указанных сведений должна быть сохранена тайна усыновления. Лица, виновные за ее разглашение, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится специалистом по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно, в течение первых 3 лет после установления усыновления. Необходимость проведения контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя(ей). Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится с сохранением тайны усыновления.

По результатам контрольного обследования специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка. В отчете должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье.

Тайна усыновления ребенка охраняется законом, так как ее раскрытие противоречит интересам как усыновителей, так и усыновленного ребенка. Разглашение сведений об усыновлении может причинить моральные (нравственные) страдания ребенку, воспрепятствовать созданию нормальной семейной обстановки и затруднить процесс воспитания ребенка. Тайна усыновления ребенка должна соблюдаться лишь по желанию усыновителей, что, главным образом, касается случаев усыновления малолетних детей, новорожденных детей и иных случаев, когда целесообразность обеспечения тайны усыновления не вызывает сомнений.

Иногда усыновители по каким-либо причинам (педагогического, морального или иного свойства) не считают нужным сохранять тайну усыновления и не скрывают от ребенка факта его усыновления. Этот непростой вопрос решается усыновителями ребенка индивидуально в каждом конкретном случае. Таким образом, тайна усыновления охраняется законом, но не всегда является обязательным элементом любого усыновления. Главным здесь является волеизъявление усыновителей. В законодательстве закреплены специальные меры, обеспечивающие тайну усыновления. Так, для обеспечения тайны усыновления допускается по просьбе усыновителей изменение места рождения, а также даты рождения ребенка (в возрасте до 1 года), но не более чем на 3 месяца. По причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновляемого ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше. В этих же целях изменяется не только дата рождения в записи акта о рождении, но и дата регистрации акта о рождении.

За разглашение тайны усыновления законодательством предусмотрена уголовная ответственность.Статья 155 УК РФ предусматривает наказание за разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновите ля, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо лицом из корыстных или иных низменных побуждений.

Опека и попечительство Принятие в семью ребенка на правах воспитанника. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка. Опека может быть назначена на определенный срок или без срока. Органы опеки и попечительства 2 раза в год осуществляют регулярный контроль за условиями содержания ребенка.

Приемная семья. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание), на срок, указанный в этом договоре. Органы опеки и попечительства 2 раза в год осуществляют регулярный контроль за условиями содержания ребенка. Ребенок сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и др. социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Права ребенка

Права ребенка Права ребенка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Международные документы о правах ребенка Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми.

Декларация прав ребенка В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

По Декларации прав ребенка: Ребенок имеет право: на семью; на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей; посещать школу и учиться; на равенство в правах; свободно выражать свои мысли; на собственное мнение; на имя и гражданство; на получение информации; на защиту от насилия и жестокого обращения; на медицинское обслуживание; на отдых и досуг; на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями)

Конвенция о правах ребенка В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. Конвенция о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. В России ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

Российские документы о правах ребенка Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. Он состоит из 5 глав и 25 статей: Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5); Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6‑15); Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22); Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23); Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25)

Российские документы о правах ребенка Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ. Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп: К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п. Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие. К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности. Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

Дети и родители Главными защитниками ребенка являются, прежде всего, родители. Именно на родителей действующее законодательство возлагает обязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

Органы опеки и попечительства В органах местного самоуправления, в местных администрациях, работают специальные отделы, призванные заботиться о защите детей, о соблюдении их прав - это органы опеки и попечительства. Любой ребёнок может обратиться сюда за помощью по защите своих прав. Кроме того такие отделы занимаются проблемами усыновления, заботятся о детях, оставшихся без родителей. Дети, оставшиеся без попечительства родителей, могут быть усыновлены или взяты под опеку. Органы опеки и попечительства ищут людей, готовых взять на себя ответственность заботы о чужом ребёнке.

Усыновление Усыновители полностью заменяют ребёнку кровных родителей. Они обязаны содержать его, заботиться о нём. Ребёнок приравнивается в своих правах к родному ребёнку – например, усыновлённый имеет равные права на наследство по закону. Однако, чаще над детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливается опека или попечительство.

Опека и попечительство Над ребёнком в возрасте до 14 лет устанавливается опека, после 14 лет – попечительство. Часто опекунами с разрешения органов опеки и попечительства назначаются родственники ребёнка, например, бабушка и дедушка. В этом случае ребёнок проживает совместно с опекуном, который обязан заботиться о ребёнке, его здоровье, образовании, развитии, о сохранности его имущества. Опекуны не обязаны содержать такого ребёнка – деньги на его содержание выделяются социальными органами. Когда ребёнку исполняется 14 лет, опекуны автоматически становятся попечителями. Представители отделов опеки и попечительства постоянно контролируют условия жизни таких детей. При наличии уважительных причин опека может быть отменена.

Приемная семья Многие дети по разным причинам становятся сиротами. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания таких детей в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья - это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают заработную плату.

Приемная семья Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. В соответствии с Положением о приемной семье в нее могут передаваться дети (ребенок) оставшиеся без попечения родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях

Список литературы «Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка» М., Педагогическое общество России, 2005. «Семейный Кодекс РФ» М., Юридическая литература, 1993. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ, М., 2007. Каширцева Е., Шабельник Е. «Права на каждый день» М., Вита-пресс, 1995. Никитин А.Ф. «Право», М., Дрофа, 2009.




Публикации по теме