Кто главный в семье - муж или жена. Кто главный в семье: муж или жена

То, что общество может обходиться и успешно развиваться в пределах своего вида и ареала без самцов, доказано еще муравьями и, конечно, древними греками с их легендами об амазонках. Входящая в горящую избу женщина средних лет в большинстве стран мира - локомотив экономики и хранитель семейных традиций, обеспечивающих выживание рода. Правя миром в тени бряцающих оружием и звонкой монетой мужчин, в некоторых социумах дамы делают это в открытую. Матриархальность наших дней особенно красочна в тех сообществах, что в современную цивилизацию, предлагающую последним из «дикарей» пророков и божеств мужского рода. Это и наследование имущества по женской линии, и всемогущество бабушек, и еще много интересных явлений и традиций, некоторые из которых недурно было бы опробовать западным народам.

Мосуо

Этническая группа мосуо проживает в китайских провинциях Юннань и Сычуань, в предгорьях Тибета, и является, пожалуй, самым известным из матриархальных сообществ, сохранившихся до наших дней.

Мосуо (или «мосу») живут большими семьями в больших и крепких усадьбах. Во главе каждой из семей - матриарх, чье слово - закон. Родство ведется по женской линии, и собственность передается от матери дочке. Дамы из народа мосуо обычно руководят бизнесом и принимают ключевые решения, оставив остальную политику мужикам. Дети растут в домах матерей.

Среди мосуо распространены гостевые браки. Это когда женщины сами выбирают себе партнеров, а потом ходят к ним в гости. При этом муж и жена живут в разных семьях и никогда не ночуют под одной крышей. Часто получается так, что не знают, кто их отцы, а мамаши часто меняют осеменителей, при этом основная забота о малых чадах при возможности ложится на плечи их старших братьев, которым даже наследства не достанется в итоге.

Минангкабау

Люди народа минангкабау обитают на западе острова Суматра, принадлежащего Индонезии. Численность сего этноса составляет 4 миллиона мужчин и женщин, причем обществом и экономикой оного рулят именно представители «слабого пола».

Согласно племенному закону, всё клановое имущество у минангкабау передается от матери к дочери, а представители обоих полов твердо уверены в том, что самое главное на свете - это мать.

В семьях этих суматранцев всем руководят женщины, в межродовых отношениях мужчинам отданы такие сферы, как политика и дела духовные. За счет этого соблюдается подобие равенства полов. Муж может спать с женой в ее доме, но рано утром он одевается и стремится успеть к семейному завтраку в материнском доме. А поселения нередко делятся на мужские и женские кварталы. С 10 лет мальчики живут среди мужчин, где учатся вопросам религии и приобретают ремесленные навыки - например, осваивают литье и кузнечество, витье веревок и кулинарию.

Акан

Представители народа акан являются национальным большинством в Гане, где большинство их обитает и хозяйничает. Социальная организация акан многовеково держится на фундаменте матриархата. Во всех вопросах решающее слово принадлежит женщинам, правда, политика и общественная деятельность - это бизнес для мужчин. От них ожидают финансовой и «грубой мужской» поддержки не только своих семей, а и множества родственниц - например, сестер и их дочерей.

Брибри

Это экзотическое племя численностью 13 тысяч человек обитает буквально в заповеднике на территории Коста-Рики, на границе с Панамой. Еще их называют «таламанка». Как и многие матрилинейные сообщества, индейцы брибри организованы в сплоченные кланы родственников. Общины брибри редко видят деньги, но очень многим сполна обеспечивают себя сами и активно практикуют бартер. В самодостаточных домах проживает до 25-30 человек.

Каждый клан у брибри - это разросшаяся семья, где главенствуют женщины, и только им позволено владеть землей и обретать её по наследству. Кроме того, только женщины имеют право правильно готовить какао, которое используется в религиозных ритуалах брибри, носящих в сердцах смесь католицизма с древними языческими верованиями.

Гаро

Тибето-бирманский народ гаро живет в индийском штате Мегхалайя (часть - в Бангладеш) и придерживается старинных матрилинейных традиций. Имущество и земля у гаро, коих на Земле около миллиона душ, обычно передается от матери младшей дочери.

Но на этом, увы, матриархальность заканчивается, т.к. руководящие посты обычно принадлежат мужчинам. После сложной свадебной церемонии муж приходит жить в дом супруги, это называется «матрилокальность». По инициативе женушки брак может быть расторгнут, и никакой дурной репутации на женщину народа гаро это не накладывает - несмотря на то, что большинство гаро считают себя христианами.

В старину гаро были печально знамениты своей кровожадностью, на поросших джунглями склонах холмов чужаки их боялись, словно тигров или волков.

Похожая ситуация с распределением ролей полов наблюдается и у соседнего народа кхаси. То есть, во главу семейного клана возводят младшую дочь.

Люди народности наговиси живут в южной части острова Бугенвиль, который входит в состав Папуа-Новой Гвинеи. Западные антропологи, изучившие наговиси, сообщают, что их социум делится на матрилинейные кланы.

Женщины этноса наговиси принимают участие в руководстве общинами и религиозных церемониях, однако главной гордостью туземки является ее земля и хозяйство, а также возможность работать на своем частном наделе в свое удовольствие. Брака в нашем понимании у наговиси не существует. Считается, что если женщина кормит мужчину, то они - семья. В саду таким мужем традиционно понукает жена. Если же мужчина начинает кормиться в другом месте, то это может означать «развод».

До конца XVII века русские женщины из высшего класса вели жизнь мало отличающуюся от таковой женщин на мусульманском востоке. Они были заперты в теремах, не смели показываться на глаза посторонним мужчинам. Естественно, в таких условиях влиять на управление царством они никак не могли. Однако в конце семнадцатого столетия нашлась смелая женщина, которая решительно порвала с господствующими традициями. Ею была царевна Софья, дочь царя Алексея Михайловича.

После смерти отца в 1676 году, на престол взошел ее младший брат Федор, слабый и болезненный. Софья решила помогать родному брату, поскольку во дворце складывалась тяжелая обстановка, вызванная тем, что второй женой Алексея была Наталья Нарышкина , ненавидевшая ее мачеха. У той был сын Петр, которого она хотела сделать царем.

К 1682 году, когда Федор умер, Софья уже заняла важное положение при дворе, свидетельством чего было то, что она пришла на похороны, дерзко нарушив многовековой обычай, по которому женщины из царской семьи не могли их посещать, дабы их не лицезрели любопытствующие.

После смерти Федора на Руси наступил хаос - помимо единокровного брата Петра, у Софьи были другой родной Иван, за которым стояли его (и ее) родственники Милославские, и выдвигали его в цари. Неразбериха закончилась провозглашением обоих кандидатов соправителями, но реальная власть оказалась в руках регентши - Софьи, ибо Иван был болен и неспособен, а Петр еще слишком юн. Впервые Русью управляла женщина!

За семь лет ее правления Софья внесла много нового в русскую жизнь. Была учреждена Славяно-греко-латинская академия - первое образовательное учреждение, заключены важные договоры с Китаем и Польшей, совершены два похода в Крым. На Руси царила тишина и порядок - в самом начале Софья железной рукой подавила как выступления раскольников, так и не подчинявшихся стрельцов. В культурной жизни страны происходили изменения - проникали европейские веяния. Так что реформы Петра вовсе не явились чем-то неожиданным, страна уже была подготовлена к ним.

Но к чему Россия еще не была готова, так это к правлению женщины, поэтому когда в 1689 году Петру исполнилось семнадцать лет, и он стал совершеннолетним, и заявил о своих правах на самостоятельное правление, элита страны поддержала его претензии против Софьи. Судьба ее была печальна. Царевну сослали в монастырь, а в 1698 году, после стрелецкого бунта, ее постригли в монахини, и фактически заточили в одиночном заключении в келье. Не дожив до пятидесяти лет, она умерла в 1704 году.

Зато наступившее восемнадцатое столетие с полным основанием может быть названо «Женским веком». С 1725 по 1799 годы на престоле восседали в основном представительницы «слабого пола», ставшего вдруг очень сильным. Одним из важнейших следствий петровских реформ было резкое изменение статуса женщины в обществе. Они вышли из домашнего заточения, активно интересовались науками и искусствами, а еще охотнее - участвовали в дворцовых интригах.

После смерти Петра I Россию ожидало нечто небывалое. На престол взошла его вдова - Екатерина I. Но сенсация заключалась даже не только и не столько в самом этом факте, сколько в личности императрицы. Она происходила из бедной латышской семьи, трудилась с ранних лет горничной, воспитана была в лютеранской вере. Счастливый случай сделал ее сперва наложницей воеводы Шереметева, а после - любовницей Петра, отбившего ее у своего полководца.

И женщина столь низкого происхождения, плохо знавшая русский язык, крещенная в православие уже во взрослом возрасте, стала правительницей величайшей империи! Это было психологическое и моральное потрясение для всей страны, после которого другие императрицы воспринимались уже беспроблемно.

Екатерина умерла рано, и больше интересовалась развлечениями. Зато пришедшая в 1730 году племянница Петра - Анна, взяла власть в свои руки крепко, и разогнала пригласивших ее «верховников» (высокопоставленных аристократов), вынудивших подписать ее «кондиции», ограничивавшие власть монарха, которые она собственноручно и порвала.

Анна Иоанновна вернула столицу в Санкт-Петербург, уделяла много внимания развитию флота, вела сравнительно успешные войны, в т.ч. с Францией. По всем параметрам она не уступала своим коллегам мужчинам. Ей не повезло с историками, которые рисовали ее образ исключительно мрачными красками в связи с фаворитом-немцем - Бироном.

Дочери Петра I - Елизавете, правившей с 1741 по 1761, повезло больше, хотя она не превосходила интеллектуальными качествами Анну. Но в ней видели истинно русскую царицу, веселую, любящую танцы и забавы (хотя Анна ничуть не уступала ей по части развлечений). К тому же она сама захватила власть, произведя переворот. Не занимаясь особенно серьезно государственными делами, царица, тем не менее, подбирая сильных помощников вполне контролировала внешнюю и внутреннюю политику России. При ней была выиграна война со Швецией, а русские войска заняли Берлин, совершал открытия Беринг, творил Ломоносов и был основан Московский университет .

Последней самостоятельно правившей русской императрицей оказалась Екатерина II, самая прославленная из коронованных женщин, получившая прозвище «Великой». Правление «Фелицы», как называл ее Державин в своей оде, длилось тридцать четыре года. Екатерина была важнейшим из преемников Петра I по своему кругозору и влиянию на европейские дела. При ней Россия стала окончательно державой мирового масштаба, а ее границы значительно расширились на запад и на юг. Екатерина вела переписку с Вольтером, принимала у себя австрийского императора Иосифа II, и на равных интриговала с королем Пруссии Фридрихом Великим , и против английского премьер-министра Питта-младшего, подкупая газетчиков и парламентариев в Лондоне.

Появление на троне императриц было во многом проявлением политической неустойчивости молодой империи. К XIX веку государственный строй в России укрепился, и наступил консервативный откат - женщин более к престолу не допускали. Пришедшие в 17 году к власти большевики, несмотря на всю свою риторику о правах женщин, также представляли собой сугубо мужской клуб. Александра Коллонтай , Розалия Землячка или Екатерина Фурцева являлись, скорее, персонажами скверных анекдотов, чем самостоятельными политиками. Женщин было много во власти на нижайших этажах управления, но выше им подниматься мешал гендерный потолок.

Перестройка ничего не изменила - политика по-прежнему делается мужскими руками, а женщины выполняют роль рабочих лошадок, трудясь на непрестижных должностях в администрациях, отвечая за социалку и тому подобные направления. Даже когда в их руки попадают финансовые потоки, все равно последнее слово остается за министрами-губернаторами мужчинами. Ни одну из парламентских партий не возглавляет женщина. Но долго ли будет продолжаться такое положение?

Семья - это ячейка общества, в которой все члены осуществляют определенные цели путем разделения обязанностей. В семье обязательно кто-то должен быть главным, чтобы решать любые бытовые трудности. Женщины по своей натуре являются достаточно слабыми существами. Они не могут самостоятельно справляться с некоторыми проблемами. Если представительница прекрасного пола решила стать главой семьи, тем самым она принижает не только роль мужчины, но и его самооценку. Когда-то давно была принято, что женщина должна во всем подчиняться своему мужчине, поэтому парни на подсознательном уровне выбирают в жены ту девушку, которая способна быть послушной и покладистой.

Мужчина, бесспорно, должен занимать в семье главенствующие и лидирующие позиции. Дело в том, что представители сильного пола обладают наименьшей эмоциональностью, поэтому они способны более трезво оценивать сложившуюся обстановку и грамотно принимать решения по устранению возникших трудностей, препятствий и проблем. Они могут обеспечивать своих домочадцев финансово, а также оказывать им моральную поддержку.

Женщина не может быть главой семьи не только в силу своей слабости, но и из-за того, что она подвержена негативному влиянию внешних факторов. Она не может обеспечивать безопасность и вовремя принимать правильные решения в различных экстренных ситуациях. За девушкой закрепляется совершенно иная задача: она создает комфорт и уют в доме, занимается воспитанием детей, налаживает микроклимат в отношениях и оказывает моральную поддержку своей второй половинке. Если женщина старается стать семейным лидером, живя в браке с подкаблучником, подобные отношения изначально обречены. Хотя любое правило, конечно, имеет и свои исключения, поэтому однозначно говорить об этом невозможно.

Существует ли равноправие в семье?

Некоторые люди уверены, что в их отношениях царит идиллия из-за того, что муж и жена равноправны. На самом деле, равноправие является только иллюзией. Да, супруги совместно обговаривают какие-то проблемы и вместе принимают важные решения, однако ответственность все-равно лежит на ком-то одном. Чаще всего происходит так, что во время семейного совета, женщина высказывает мужу свою точку зрения, муж либо соглашается с ней, либо опровергает ее, а в конечном итоге он, скорее всего, доказывает супруге свою правоту.

Отгремел свадебный марш, конфетно-букетный период позади, лодка любви болтается в море обыденности и вот-вот разобьется о быт. Кто-то должен взять управление семейным кораблем в свои руки, сделать плавание успешным и стабильным. Пришло время решить, кто главный в семье.

Еще сто лет назад вопрос, кто главней – мужчина или женщина, не выносился на обсуждение. Мужчина – глава семьи, добытчик и кормилец. Женщина – хранительница очага, любящая жена и мать, во всем подчиняющаяся супругу. Время идет, меняются общественные устои и психология семейных отношений. Теперь утверждение «муж – глава семьи» уже не аксиома.

Обязанности главы семьи

Традиционные обязанности мужа по зарабатыванию денег и обеспечению безопасности все чаще с успехом берут на себя женщины. Но функции главы гораздо шире:

  1. установление четких правил и контроль их соблюдения;
  2. способность принять единоличное решение и нести за него ответственность;
  3. тактическое и стратегическое планирование расходов;
  4. способность к силовому разрешению проблемы;
  5. представительские функции.

Большинство мужских обязанностей претит женщине в силу врожденного мировосприятия, ей ближе поддержание комфорта. Жена, создавая благоприятную атмосферу, поддерживает статус мужа, как главы рода. Мудрость женщины, не выходя на передний план, направлять мужчину в полезных начинаниях, исподволь влияя на решения, и тут уже трудно понять, кто главнее в семье.

При формальном лидере появляется «серый кардинал». Многих мужчин устраивает такое положение вещей. Сохраняя статус руководителя, он освобожден от решения большинства проблем. Жена же получает дополнительную возможность самореализации. Умная женщина не станет самостоятельно менять колесо у машины, забивать гвозди и нести мешок картофеля, даже если это у нее прекрасно получается.

Сильному полу психологически проще рядом со слабой женщиной, нуждающейся в его защите. Примерно так же выглядит ситуация с «главой семьи». Жене лучше подсказать решение проблемы или подтолкнуть в нужный момент, сохранив тем самым «статус-кво» мужчины, не ставя вопрос, кто главнее в семье ребром.

Жена главнее

Семья, в которой лидирующую роль явно выполняет супруга, в большинстве случаев обречена на провал. Это не связано с жизненным опытом женщины, ее способностью принимать решения в сложных ситуациях. Провал связан со сложившимися стереотипами в обществе и врожденными потребностями мужчины быть лидером, защитником, добытчиком. Не получив возможность самореализации у себя дома, мужчина сознательно или нет будет стремиться выполнить свое предназначение в другой ячейке общества.

Два лидера в семье

Если оба супруга по своей натуре лидеры, кто в семье главный муж или жена? Такая ячейка общества может распасться еще на этапе становления. Процесс психологического «притирания» проходит очень тяжело. Принятие любого решения может стать причиной серьезного конфликта. Выход один – каждый раз идти на компромисс. Со временем истинный лидер все-таки проявится.

Иногда приходится слышать о парах, где нет главы семьи, все решается совместно. Лидер все равно есть, или он проявится в ближайшее время. Семейным кораблем не могут управлять два капитана. Всегда должен быть кто-то, способный принять решение и взять на себя ответственность.

В семье, как и в любом коллективе, распределен круг обязанностей. Лучше, если каждый определил себе обязанности по душе. У мужчины – дом, машина, дача, работа. У женщины – дети, кухня, шоппинг.

Жена или муж: кто в семье главный

Жена или муж: кто главнее в семье? Этот риторический вопрос стоит перед большинством молодых людей, и от его решения зависит, насколько долгим и успешным будет плавание семейного корабля. Выбирая капитана, лучше согласиться с общественными стереотипами и отдать предпочтение мужчине. Главой семьи должен быть муж, а уж формальным или нет – каждая семья решает по-своему.






Публикации по теме