Лабораторная работа: Определение состава тканей по их свойствам. Тема: Изучение свойств ткани Ткани из синтетических волокон

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И

ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ.
Наглядные пособия и оборудование:


  1. тест входного контроля №2

  2. наглядное пособие “первичная обработка хлопка”

  3. наглядное пособие “первичная обработка льна”

  4. образец оформления лабораторной работы

  5. лабораторный бокс

  6. тест выходного контроля №3

  7. информационный блок «волокна растительного происхождения», «свойства тканей».

На доске девиз урока: “Каково волокно, таково и полотно”
УЭ-0

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

Контроль посещаемости

Проверка наличия спецодежды

Подготовка дежурными рабочих мест
УЭ-1

В результате работы на уроке учащиеся должны

Знать: происхождение волокон хлопка и льна; этапы первичной обработки хлопка и

льна; свойства, признаки определения волокон растительного происхождения.

Уметь: сравнивать и анализировать свойства волокон хлопка и льна, писать конспект,

оформлять лабораторную работу.


УЭ-2

Цель: актуализировать знания учащихся по материаловедению


    1. тест входного контроля 2

  1. учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность выполнения заданий.

  2. учащиеся выполняют задания теста (можно пользоваться конспектом), обмениваются
выполненными работами, выполняют взаимоконтроль и оценку работ (каждый верный

ответ – один балл).
УЭ-3

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о волокнах растительного происхождения.

1) Слово учителя. Хлопок – одно из древнейших прядильных растений. Первые упоминания о хлопчатнике можно найти в рукописях, относящихся к XVв. до н.э. В Европе узнали о хлопке значительно позднее, и о его происхождении долгое время ходили самые фантастические рассказы. Считалось даже, что существуют «хлопковые овечки», которые и дают хлопковую шерсть. Этому верили ещё и в конце XVII в., когда была выпущена книга с описанием хлопчатника – растительного барашка. Родиной хлопководства является Индия.

Лён был известен в Ассирии и Вавилонии, откуда проник в Египет. Природные условия долины Нила способствовали разведению льна в Египте. Мастерство ткачей в этой стране достигло невероятного совершенства. Древнегреческий историк Геродот упоминает о том, как египетский царь Амазис принёс в дар Афине Родосской льняную ткань, каждая нить которой состояла из 360 тончайших нитей. Эта ткань ценилась в прямом смысле на вес золота. В египетских погребениях фараонов обнаружилось много льняных тканей отличной выделки. Там же был найден и каменный барельеф, изображающий примитивный горизонтальный ткацкий станок без челнока. В погребении Бени-Хассан схематично показаны процессы обработки льна и изготовления полотна. Египетские жрецы носили одежды только из льна. Он считался символом чистоты, света, верности. На Руси лён издавна был предметом национального промысла и торговли. Наряду с мехами, салом, мёдом, воском изделия из него продавали на торгу, сбывали за границу. У народа существует поверье: если человек устал в пути или во время тяжёлой работы, нужно надеть льняное бельё, - и силы его восстановятся, а настроение улучшится.

Лён удивительное растение, у него нет отходов: всё идёт в дело. Из льняных семян производят масло; из грубого льноволокна – пакли – делают верёвку, шпагат, дорожки; из остатков покровных тканей получают воск. Мякина и жмыхи, оставшиеся после отжима семян, - ценный, питательный корм для скота…

Лён – мировой рекордсмен: у него самое длинное лубяное волокно. Но волокна льна извлекать значительно сложнее, чем волокна хлопка, так как они скрыты в самом стебле. Волокна льна и оболочка склеены между собой пектиновым веществом, поэтому довольно трудно, отделить волокно от льняной соломы. Именно из-за этого первичная обработка льна значительно затруднена, и стоит примерно в два раза дороже, чем обработка хлопка.

2) работа с информационным блоком «волокна растительного происхождения»


  1. Задание учителя. Найдите в тексте информационного блока ответы на вопросы:
- из какой части растения получают хлопковое волокно?

Из какой части растения получают льняное волокно?

В чём заключается первичная обработка хлопка?

Какой сорт льна идёт на производство льняных тканей?

Взаимоконтроль.

Запишите основные понятия в рабочую тетрадь.


Сводная таблица оценок

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Волокна растительного происхождения.

Волокна

Натуральные волокна

Животного происхождения

Растительного происхождения

Стебель растения

Пушистые волоски, покрывающие семена растений

1. Хлопок – это тончайшие волокна, покрывающие семена хлопчатника. Хлопчатник – многолетнее теплолюбивое растение, представляет собой кустарник высотой до 1м. и более. Каждый год после цветения на кустах образуются плоды – коробочки, в которых находятся семена, покрытые волокнами. На каждом семени развивается 7-15 тыс. волокон. Длина волокна хлопчатника от 5 до 50мм. После созревания коробочки раскрываются, и их собирают. Хлопок на хлопкоочистительных заводах очищают – отделяют волокна от коробочек, семян, сорных примесей – первичная обработка . Очищенный хлопок – сырец прессуют в кипы и отправляют на прядильные комбинаты. Цвет волокон белый, слегка кремоватый.

Чем длиннее волокна, тем лучше качество волокна. Длинные волокна (20-50мм) используют для производства пряжи, пух – для изготовления ваты. Волокна длинной менее 12мм подвергаются химической переработке в целлюлозу для получения искусственных волокон.

Прочность волокна зависит от степени зрелости. Гигроскопичность хлопка достаточно высокая (при нормальных условиях 8-9%). Хлопок быстро впитывает влагу и быстро её отдаёт, т.е. быстро высыхает. При погружении в воду волокна набухают, их прочность на разрыв увеличивается. Под действием светопогоды хлопок теряет прочность. По химическому составу хлопок содержит 90% целлюлозы.

В различных странах существует большое количество растений, из которых получают лубяные волокна – лён, конопля, джут, крапива, канатник, кендырь, рами, кенаф и т.д. Волокна этих растений – жёсткие, грубые. Они идут на изготовление верёвок, канатов, мешковины, дешёвых обивочных тканей, холста, парусины. Например, волокно конопли (пенька) похоже на льняное волокно, как по цвету, так и по другим признакам. Однако оно не такое мягкое, поэтому идёт на изготовление парусины, шпагата, мешковины.

2. Наиболее тонкими, мягкими и гибкими среди них являются волокна льна . Различают три основных разновидности этого растения: лён-долгунец, лён-межеумок, лён-кудряш. Самые длинные волокна получают из льна-долгунца (80-100см.) – это высококачественное, прочное волокно. Лён-кудряш возделывают преимущественно для получения ценного льняного масла, используемого в лакокрасочной промышленности.

Созревшие стебли льна выдёргивают из земли вместе с корнями, чтобы сохранить длину волокна. Этот процесс называется тереблением . Стебли льна освобождают от семян на льномолотилках, получается солома. Солому вымачивают в водоёмах или специальных бассейнах, получается треста . Часть стебля льна составляет луб, находящийся под корой (кострой). В нём в виде тонких связок расположены лубяные волокна. Вымоченные стебли сушат и подвергают механической обработке. Их мнут, треплют, чтобы отделить волокно от древесины стебля и других примесей.

Цвет волокон – от светло-серого до тёмного. Лён обладает характерным блеском, т.к. волокна имеют гладкую поверхность. В составе льна 80% целлюлозы и 20% примесей. Это жировые, воскообразные, минеральные вещества, лигнин – продукт одревеснения клетки. Лигнин придаёт волокнам жёсткость. Длина волокон применяемых в прядении 35-90см. Прочность на разрыв волокон льна превосходит прочность хлопка. Гигроскопичность льна при нормальных условиях 12%. Лён быстро впитывает и отдаёт влагу.

ИЗУЧЕНИЕ ВОЛОКОН ХЛОПКА И ЛЬНА
Материально-техническое обеспечение: образцы волокон хлопка и льна, лоскутки хлопчатобумажной и льняной ткани, ножницы, клей ПВА, образец оформления лабораторной работы.
Порядок выполнения работы:


  1. Внимательно рассмотрите волокна образцов хлопка и льна, по внешнему виду, сравнивая блеск и цвет волокон.

  2. Проанализируйте данные информационного блока, сравните длину волокон хлопка и льна.

  3. Внимательно рассмотрите отдельные волокна, установите путём сравнения извитость и тонину волокон.

  4. На ощупь определите жёсткость (мягкость) волокон.

  5. Проанализировав длину и свойства волокон , сделайте вывод об их прочности.

  6. Результаты наблюдений и исследований запишите в таблицу.

  7. самостоятельно заполните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей
с учётом девиза урока: «Каково волокно, таково и полотно»

  1. самостоятельно проверьте данные таблицы

БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СВОЙСТВА ТКАНЕЙ»
Все свойства тканей можно разделить на физико-механические, гигиенические и технологические:

* физико-механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма (прочность, сминаемость, жёсткость, драпируемость),

* гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства),

* технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость, усадка, скольжение).

Прочность тканей можно определить, если вынуть по одной долевой нити из каждого образца, разорвать и сравнить их прочность. Знание этого свойства используют при подборе ткани для изделия, его назначения. Прочность зависит главным образом от прочности волокон и крутки пряжи.

Во время носки на некоторых изделиях образуются морщины, мелкие складочки, т.е. ткань мнётся. Степень сминаемости ткани можно определить, смяв каждый образец в руке и подержать так 30сек., а затем расправить. Сминаемость тканей зависит от свойств волокон, а также от структуры пряжи и ткани. Это свойство влияет на выбор фасона изделия – из сильно сминаемой ткани лучше шить изделия простого фасона, без сложной отделки.

Жёсткость ткани – это способность ткани сопротивляться изменению формы. Жёсткие ткани плохо драпируются, легко раскраиваются, не перекашиваются при стачивании.

Мягкость ткани – её способность легко менять свою форму, образовывать мягкие складки. Ткань мягче, если волокно тонкое и пряжа мало крученая, если ткань не плотная.

Гигроскопичность – свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды. Гигроскопичностью и намокаемостью должны обладать бельевые ткани.

Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух, обеспечивать вентилируемость изделий.

Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло выделяемое телом человека.

Осыпаемость заключается в том, что нити не удерживаются в ткани по обрезным краям и выскальзывают, образуя бахрому. Осыпаемость зависит от вида волокон, плотности ткани и отделки. Больше осыпаются ткани из пряжи гладкой, сильнокрученой, чем пушистой и слабокрученной. Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделий.

Усадка – это способность ткани после замачивания, стирки или влажно-тепловой обработки уменьшаться в размерах.

Задание: заполните предлагаемую схему

С
Свойства тканей

ХЕМА «СВОЙСТВА ТКАНЕЙ»

ТЕСТ «ВОЛОКНА РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»


  1. К натуральным волокнам растительного происхождения относятся:
а) хлопок, лен;

б) лен, шерсть;

в) вискозное, хлопок.


  1. Наибольшая нагрузка, которую выдерживает волокно в момент разрыва, называется:
а) термостойкость;

б) толщина;

в) прочность.


  1. Длина волокна зависит от:
а) толщины;

б) природы;

в) прочности.


  1. Прочность хлопка зависит от:
а) степени зрелости;

б) длины волокна;

в) цвета волокон.


  1. Прочные, термостойкие, хорошо впитывают влагу – это описание волокон...
а) Хлопка;

в) Шёлка.


  1. Волокно хлопка состоит из химического вещества:
а) целлюлоза;

б) кератин;

в) фиброин.


  1. Последовательность первичной обработки льна:
а) сушка, мочение, трепание, чесание;

б) мочение, сушка, трепание, чесание;

в) мочение, сушка, чесание, трепание.

8. К лубяным волокнам относятся:

а) лён, хлопок, джут;

б) лён, джут, кенаф;

в) джут, шерсть, хлопок.

9. Для получения льноволокна используют:

а) лён-долгунец;

б) лён-межеумок;

в) лён кудряш.

10. Волокно льна имеет длину:

1. Какие нити образуют в ткани кромку?

А. основа б. уток

2. Расстояние от кромки до кромки ткани называется…?

А. длиной ткани б. шириной ткани в. толщиной ткани

а) гибкие

б) гладкие

1) основа в) пушистые

г) ровные

2) уток д) прочные

е) мягкие

ж) тонкие

з) крученые

4. Установите соответствие между способом отделки ткани и его названием


  1. У какой ткани на изнаночной стороне плохо виден рисунок?

  2. Какая ткань имеет на лицевой стороне ворс?

  3. У каких тканей лицевую сторону определяют по чистоте отделки?

  4. Какая ткань имеет гладкую, блестящую лицевую сторону?
А. ткань с печатным рисунком б. пёстротканая

в. Гладкоокрашенная г. Ворсовая ткань.
ТЕСТ 1-2


  1. Какие волокна идут на производство хлопчатобумажных тканей?
А. химические б. натуральные

2. Что образуется по краям ткани при её изготовлении?

А. основа б. кромка в. уток

3. Установите соответствие между системами нитей и их свойствами

а) крученые

б) тонкие

1) основа в) мягкие

г) прочные

2) уток д) ровные

е) пушистые

ж) гладкие

з) гибкие

4. Установите соответствие между сторонами ткани и их признаками

1) на поверхности технические узелки и ворсинки

2) гладкая, блестящая поверхность

3) чётко виден печатный рисунок

4) ворс на поверхности ткани

5) печатный рисунок виден плохо

Варианты ответов: а) лицевая, б) изнаночная
ТЕСТ 1-3


  1. какие волокна вырабатывают в Белоруссии?
А) лён б) лавсан

в) натуральный шёлк г) хлопок

2. к каким волокнам относится лён?

1) хлопок а) лубяное

2) лён б) семенное

3) крапива

1) не блестит

2) извитое

3) прочное

а) лён 4) короткое

б) хлопок 5) ровное

6) холодное

7) длинное

8) блестящее

1. какие волокна вырабатывают в Белоруссии?

А) хлопок б) лён

в) лавсан г) натуральный шёлк

2. к каким волокнам относится хлопок?

А) натуральным 1) животного происхождения

в) химическим 2) растительного происхождения

3. установите соответствие между видом волокна и его происхождением

2) хлопок а) лубяное

3) лён б) семенное

4. Установите соответствие между волокнами и их свойствами

2) холодное

3) блестящее

а) лён 4) извитое

б) хлопок 5) длинное

7) прочное

8) короткое

ТЕСТ 2-1
1. Определите последовательность получения ткани:

А) волокно – нити – ткань, Б) нити – волокно – ткань, В) нити – пряжа – ткань.

2. Какие нити в ткани называют основными:

А) идущие поперёк ткани. Б) идущие под углом, В) идущие вдоль ткани.

3. К волокнам животного происхождения относят:

А) лён и шерсть Б) асбест и шёлк В) шерсть и шёлк

4. Расстояние от кромки до кромки ткани называется…?

А) длиной ткани Б) шириной ткани В) толщиной ткани

5. Ткань, прошедшую отделку, называют…

А) готовой Б) выпускной В) окончательной

6. Долевая нить в ткани определяется по…

А) сминаемости Б) направлению В) растяжимости

7. Очищение ткани от естественных примесей, пятен происходит при операции:

А) отбеливание Б) отваривание В) крашение

8. Какие ткацкие дефекты можно встретить на ткани

А) печатный рисунок, утолщение нити

Б) качество рисунка, сбитый рисунок переплетения

В) сбитый рисунок переплетения, утолщение нити.

9. Технологический процесс производства тканей определяется следующими этапами:

А) прядение – проборка – ткачество

Б) прядение – ткачество – отделка

В) ткачество – прядение – отбеливание

10. При окрашивании ткани в один цвет получают:

А) набивную ткань Б) окрашенную ткань В) гладкокрашенную ткань

ТЕСТ 2-2
1. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называют…

А) швейными, Б) текстильными, В) прядильными

2. Какие нити в ткани называют уточными:

А) идущие поперёк ткани.

Б) идущие под углом,

В) идущие вдоль ткани.

3. К волокнам растительного происхождения относят:

А) шерсть и шёлк Б) хлопок и лён В) асбест и шёлк

4. Кромка ткани образуется в результате…

А) частого расположения нитей основы по краям

Б) частого расположения нитей утка по краям

В) обработки краёв ткани специальным клеевым раствором

5. Ткань, снятую с ткацкого станка , называют…

А) матовой Б) суровой В) отбеленной

6. Если в ткани нити основы окрашены в один цвет, а нити утка в другой, то ткань

называется…

А) с печатным рисунком Б) суровой В) пёстротканой

7. Для улучшения прочности, блеска ткани выполняют операцию:

А) опаливание Б) мерсеризация В) расшлихтовка

8. Перекос печатного рисунка может произойти из-за:

А) неправильного натяжения ткани при нанесении рисунка

Б) слабой пропитки ткани красителем

В) неравномерного нанесения красителя

9. Дефекты ткани учитывают, прежде всего, при:

А) при раскрое Б) влажно – тепловой обработке В) изготовлении швейного изделия.

10. Для получения ткани на ткацком станке используют нити…

А) шерсти и шёлка Б) основы и утка В) хлопка и льна

М-4 АССОРТИМЕНТ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: РАСПОЗНАВАНИЕ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ
Оборудование и наглядные пособия:


  1. Информационный блок «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».

  2. Информационный блок «Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей».

  3. образцы хлопчатобумажных тканей

  4. образцы льняных тканей

  5. инструкционная карта: лабораторная работа «Определение свойств
хлопчатобумажных и льняных тканей»

  1. коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей

  2. этикетки с символикой по уходу за текстильными изделиями.

На доске девиз урока: “Где ученье, там и уменье”
УЭ-0

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке

Проверка готовности учащихся

Подготовка дежурными рабочих мест учебно-методическим комплексом.
УЭ-1

Цель: обозначить тему и цели урока

В ходе урока учащиеся должны

Знать: основные свойства тканей, положительные и отрицательные свойства

хлопчатобумажных и льняных тканей, правила ухода за хлопчатобумажными и

льняными тканями;

Уметь: анализировать, характеризовать, систематизировать свойства и признаки

тканей, самостоятельно делать выводы.

Учащиеся записывают тему и девиз урока в тетрадь.
УЭ-2

Цель: актуализировать знания учащихся о волокнах растительного происхождения.


  1. повторение пройденного материала, устный опрос.

  2. учитель задаёт вопросы, контролирует ответы.
- Назовите производственные этапы изготовления ткани.

Какое строение имеет ткань?

Что называется ткацким переплетением?

Назовите способы отделки ткани.

От чего зависят свойства тканей?

Какие свойства тканей учитывают при изготовлении швейных изделий?

Какие свойства тканей нужно учитывать при эксплуатации и уходе за швейными изделиями?


  1. учащиеся отвечают на вопросы, контролируют ответы одноклассников, уточняют, дополняют ответы.

Цель: изучить основные свойства хлопчатобумажных и льняных тканей


  1. работа с информационным блоком «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

  2. Слово учителя. На прошлом уроке мы познакомились с волокнами растительного происхождения и тканями из них, их отличительными признаками. Мы узнали, какими свойствами обладают ткани, как эти свойства влияют на изготовление и эксплуатацию швейных изделий из этих тканей. Сегодня мы познакомимся подробнее со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, вам будет полезно знать их отличительные признаки, правила ухода за ними, так как они получили широкое распространение при изготовлении столового и постельного белья.
Учитель организует работу в парах по изучению темы, объясняет задание, обращает

внимание на взаимообучение и взаимоконтроль при выполнении работы.


  1. изучают материал информационного блока, выделяют главные моменты , составляют опорный конспект.

Цель: научиться выполнять опытные исследования, делать аналитические заключения.


  1. лабораторно-практическая работа “определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей”

  2. учитель проводит вводный инструктаж последовательности и приёмов выполнения исследования образцов тканей, объясняет условия оформления полученных результатов, организует работу в парах.

  3. учащиеся изучают инструкционную карту для выполнения лабораторно-практической работы, выполняют опытные исследования, оформляют результаты исследований в тетради, делают выводы.

Цель: получить представление об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей, правилах ухода за хлопчатобумажными и льняными тканями.


  1. работа с информационным блоком «Ассортимент тканей», коллекцией тканей из хлопка и льна;

  2. Слово учителя: по назначению хлопчатобумажные и льняные ткани разделяются на бытовые и технические. К бытовым тканям относятся влаговпитывающие (полотенца и носовые платки), а также декоративные, использующиеся для обивки мебели и изготовления портьер. Учитель указывает на разнообразие тканей по составу и назначению, знакомит с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей, помогает сформулировать вывод по уходу за изделиями из этих тканей:
Для чистки и стирки хлопчатобумажных и льняных тканей применяются одинаковые средства, что объясняется растительным происхождением сырья, однако влажно-тепловая обработка льняных тканей выполняется более горячим утюгом, так как лубяные волокна более грубые и стойкие.

  1. учащиеся записывают основные ткани и их признаки в опорный конспект, составляют коллекцию тканей растительного происхождения, вырабатывают рекомендации по уходу за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о тканях растительного происхождения, их свойствах и ассортименте.


  1. Тест выходного контроля «Ассортимент тканей растительного происхождения»
3. учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность работы.

4. учащиеся выполняют задания теста, выполняют взаимоконтроль и оценку тестового задания.
УЭ-7

Цель: подведение итогов урока и его оценка


  1. рефлексия, ответы на вопросы:
- какое практическое значение имеют знания, полученные на уроке?

Что было самым интересным при выполнении работы?

Что вызвало затруднения?

3. разбор типичных ошибок,

4. заполнение шкалы оценок, выставление отметок,

5. ориентирование на домашнее задание.

Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.

М-4 СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

АССОРТИМЕНТ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ


РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

УЭ-О

ИДЦ:

знать: свойства хлопчатобумажных и льняных тканей, ткацкие переплетения, используемые для производства хлопчатобумажных и льняных тканей, характерные признаки горения тканей растительного происхождения.

уметь: распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, составлять правила ухода за этими тканями, оформлять лабораторную работу, сравнивать показатели, анализировать результаты, делать выводы.

Цель : повторить знания необходимые для изучения новой темы.


      1. выберите вариант тестового задания.

      2. выполните теста промежуточного контроля

      3. проверьте правильность ответов, обменяйтесь тестами, выполните взаимопроверку.
Цель : самостоятельная проверка данных и закрепление изученного материала.

  1. выслушайте рекомендации учителя по выполнению лабораторной работы.
2. прочитайте текст информационного блока «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

3. ответьте на вопросы:

Какими гигиеническими свойствами обладают хлопчатобумажные и льняные ткани?

На какие технологические свойства хлопчатобумажных и льняных тканей следует обратить внимание?

Какие ткани обладают большей прочностью?

Сминаемость тканей это положительное свойство?

4. Работа с информационным блоком.

Цель : изучить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. выслушайте инструктаж учителя по выполнению лабораторной работы.


  1. внимательно рассмотрите предложенные образцы тканей.

  2. выполните действия, описанные в лабораторной работе «Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей».

  3. обменяйтесь мнениями о принадлежности исследуемых образцов к виду ткани.

  4. сделайте вывод по результатам выполнения лабораторной работы.
Цель : познакомиться с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей.

  1. внимательно рассмотрите коллекцию тканей, обсуди с товарищем особенности тканей по плотности, переплетению нитей, расцветке и т.д.

  2. из предложенных лоскутков тканей выберите образцы хлопчатобумажных и льняных тканей.

  3. составьте и оформите коллекцию тканей.
Цель : познакомиться с правилами ухода за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. прочитайте текст информационного блока «Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей»

2. составьте алгоритм ухода за изделием из предложенного образца ткани.

3. познакомьтесь с символами ухода за текстильными изделиями.

4. оформите этикетку по уходу за изделием.

Цель : проверить степень усвоения знаний по разделу материаловедение.


  1. выполните задание теста выходного контроля.

  2. проверьте правильность ответов

  3. проверьте правильность выполнения теста соседа по парте.

  4. сверьте правильность ответов с контрольным экземпляром.
Цель : подведение итогов урока, его оценка.

  1. сравните полученные знания с заданной целью

  2. выслушайте анализ допущенных ошибок

  3. заполните таблицу оценок, если вы набрали
до 45 баллов оценка – 9, до 40 баллов оценка – 8,

до 35 балла оценка 7, до 30 баллов оценка 6,

до 25 баллов требуется дополнительное занятие,


  1. выставьте оценку за урок

  2. уборка рабочих мест

Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь

Внимательно прочитайте цели урока.

Выполните задание письменно в рабочей тетради. За каждый верный ответ один балл.

Ответьте на поставленные вопросы устно.

Работа в парах. Оформите лабораторную работу в рабочей тетради.

Обратите внимание на образцы оформления коллекций тканей.

Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Запишите символы по уходу за изделиями в рабочую тетрадь.

Самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка (верный ответ – один балл).
Будьте объективны при самооценке.

Домашнее задание индивидуальное.


Сводная таблица оценок

ВАРИАНТ 1

  1. К волокнам растительного происхождения относятся:
А) капрон, лавсан, лён, хлопок Б) лён, хлопок, пенька, джут

В) хлопок, шёлк, джут, шерсть

2. Волокна хлопка – это:

А) ворсинки длиной от 40 до 80мм

Б) ворсинки средней длины и большой толщины

В) коротенькие ворсинки длиной от 5 до 40мм

3. Волокна льна вырабатывают из … части стебля однолетнего травянистого растения льна:

А) злаковой Б) лубяной В) корневой

4. Ровница отличается от пряжи тем, что в ней волокна:

А) не скручены Б) скручены В) скручены и намотаны на катушку

5. Первичная обработка хлопка-сырца состоит из следующих операций:

А) очистка от пыли, прессование, наматывание

Б) отделение от семян, очистка от мелких примесей, прессование

В) очистка от листьев, прессование, крашение

6. Способность ткани впитывать влагу из окружающей среды называют:

А) теплозащитность Б) воздухопроницаемость В) гигроскопичность

7. Лучшие сорта олифы (масляничных лаков) вырабатывают из семян:

А) пенька; Б) хлопок; В) лен.

8. Для предупреждения усадки ткань:

А) драпируют Б) декатируют В) растягивают

9. К физико-механическим свойствам тканей относятся:

А) удлинение, сминаемость, драпируемость;

Б) гигроскопичность, пылеемкость, электризуемость;

В) скольжение, осыпаемость, усадка.

10. Хлопчатобумажная суровая ткань по внешнему виду:

А) матовая, шероховатая, с жёлтоватым оттенком

Б) матовая, гладкая, сероватая

В) блестящая, гладкая, сероватая.

ВАРИАНТ 2

1. К текстильным волокнам относятся:

А) шерсть, лён, джут Б) лён, хлопок, шерсть В) кенаф, хлопок, лён

2. Волокна льна имеют длину:

А) от 50 до 70мм Б) от 40 до 50мм В) от 15 до 40мм

3. При созревании плодов (коробочек) хлопчатника получают:

А) хлопок-сырец Б) хлопок-волокно В) хлопок

4. Технологический процесс производства тканей определяется следующими этапами:

А) прядение, проборка, ткачество Б) прядение, ткачество, отделка

В) ткачество, прядение, отбеливание

5. Стебли льна после почесывания коробочек с семенами:

А) мнут, прочёсывают, скручивают Б) мочат, растягивают, просушивают

В) мочат, просушивают, мнут

6. Способность ткани образовывать мягкие складки называют:

А) гибкость Б) сминаемость В) драпируемость

7. В малоплотных тканях в процессе носки происходит:

А) усадка Б) сдвиг нитей В) сохранение тепла

8. Прочность хлопка во влажном состоянии:

А) уменьшается; Б) увеличивается; В) без изменения.

9. Каким свойством должна обладать ткань, применяемая для летней одежды:

А) пылеемкостью; Б) воздухопроницаемостью; В) водоупорностью.

10. По виду нитей хлопчатобумажные суровые ткани:

А) мягкие, холодные Б) равномерные, мягкие

В) равномерные, жёсткие.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ
Материально-техническое оснащение урока: лоскутки тканей хлопчатобумажных и льняных, клей ПВА, ножницы.

Ход работы:


  1. рассмотрите образцы предложенных тканей и по внешнему виду определите вид ткани.

  2. возьмите лоскутки тканей за угол, сравните угол спадания и форму складок. Определите, какой образец драпируется лучше.

  3. сожмите каждый образец в отдельности в руке и определите на ощупь степень теплоты (холода), мягкость (жесткость)

  4. сожмите каждый образец в отдельности в руке, разложите его на столе , расправьте, разгладьте рукой. Оцените степень сминаемости.

  5. отделите от каждого образца несколько нитей в разных направлениях, сравните степень скольжения, сравнивая степень скольжения и осыпаемости нитей. Исследуйте вытянутые нити на разрыв и определите их прочность.

  6. исследуйте образцы тканей в двух направлениях (основа, уток) на растяжение. Определите, какие ткани растягиваются меньше.

  7. результаты исследований, запишите в таблицу

Образец ткани

драпируемость

мягкость

теплота

сминаемость

осыпаемость

прочность

растяжимость

  1. сделайте вывод:
- Какой лоскуток из предложенных образцов хлопчатобумажная ткань,

какой лоскуток льняная ткань?

Например: образец №1- лён, образец №2-хлопок.

Аргументируйте свой выбор.

Как практически можно использовать эти свойства тканей?
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Уход за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей
Долговечность изделия зависит не только от износостойко­сти ткани, но и от конструкции изделия, качества его изготовления, характера носки и от правильного ухода за ним. Вовремя почистить изделие, постирать, отутюжить - это поможет изделиям сохранить дольше хороший внешний вид. Каждая вещь имеет этикетку, на которой дается информация по уходу за данным изделием.

Пользуйтесь таблицей символы по уходу за текстильными изделиями.

Изделия из хлопчатобумажных и льняных тканей стирают отдельно от других тканей. Вместе цветное и белое белье стирать нельзя, так как цветное может полинять.

Хлопчатобумажные и льняные ткани стирают мылом или в растворах различных моющих средств, предназначенных для этого, при температуре раствора не выше 60 °С. Перед замачиванием проверить карманы, они должны быть пустыми, очистить от сора, уголки - от скопившихся ниток, пуха и т. д. Стирают сначала мало­загрязненные белые вещи, затем сильно загрязненные белые, а в конце - цветные.

Кухонные полотенца и белое постельное бельё можно стирать при 95С 0 в стиральной машине. Цветное бельё – при 60С 0 , тонкое цветное бельё – до 40С 0 . Если нужно отбелить очень застиранное бельё, его следует замочить на сутки в растворе, содержащем 2-3 столовые ложки средства для стирки хлопчатобумажных тканей и столько же скипидара на 10литров воды или замочить вещи в воде с Т 30-40С 0 с добавлением уксуса (1 чайная ложка на 1л воды). Для белого полотна подходит любой универсальный порошок, а для цветного нужно использовать мягкое моющее средство без отбеливателя.

Изделия сушат , вывернув на изнаночную сторону, чтобы не выгорали на солнце. Лён можно сушить в сушилке для белья, но полотно при этом иногда даёт усадку.

Белье утюжат чуть влажным. Изделия из хлопка и льна мож­но утюжить при верхнем температурном режиме (160-210 °С).

Изделия из хлопчатобумажных тканей с облагораживающей отделкой надо развешивать для просушки мокрыми, а затем, когда они высохнут, гладить, поставив терморегулятор на позицию «шерсть». Впрочем, можно поставить терморегулятор на «хлопок», но в этом случае изделие предварительно увлажнить или пользоваться утюгом с увлажнителем.

Если вы подпалили утюгом светлую льняную ткань, можно замочить изделие на ночь в равных количествах воды и кислого молока, и подпалины исчезнут. Гладят лён очень горячим утюгом с увлажнителем или через влажный проутюжильник.

Чистят хлопчатобумажные и льняные ткани нашатырным спиртом, ацетоном и другими чистящими средствами.

Вискозное волокно представляет собой чистую целлюлозу, полученную из еловой древесины (щепы) без каких-либо примесей. В зависимости от назначения вискоза может иметь блестящую или матовую поверхность. Изменяя блеск, толщину и извитость волокон, вискозной ткани можно придать вид шелка, хлопка или шерсти. Применяя утолщенные вискозные нити, можно добиться имитации льняного полотна.

Вискозные ткани уступают по прочности натуральному шелку, хотя вырабатываются и сверхпрочные вискозные ткани. В мокром состоянии их прочность значительно снижается - на 50-60 %. Вискоза лучше, чем хлопок, впитывает влагу, но уступает ему в износоустойчивости.

Горят волокна вискозы так же, как льняные и хлопковые: быстро, ровно, ярким пламенем, пахнут жженой бумагой, оставляют легко рассыпающуюся золу светло-серого цвета. Волокна вискозы в отличие от растительных волокон чувствительны к действию щелочей и кислот.

Для ацетатного волокна сырьем служат отходы древесины и хлопка. Шелковые ткани из ацетатного волокна внешне очень похожи на натуральный шелк, имеют блестящую поверхность.

Ткани из ацетатного волокна плохо впитывают влагу, но быстро сохнут; они обладают меньшей прочностью, чем вискоза, но большей упругостью, поэтому почти не мнутся, хорошо сохраняют форму. Ацетат не переносит сильный нагрев и плавится при температуре 210 °С.

Ткани из синтетических волокон

Синтетические ткани производят из волокон, получаемых в результате сложных химических реакций. Они отличаются друг от друга химическим составом, свойствами, характером горения.

В разных странах эти волокна называются по-разному, поэтому остановимся только на наиболее распространенных волокнах и тканях из них.

Ткани из полиэстера, лавсана, кримплена мягкие и гибкие, но очень прочные. Они практически не мнутся, хорошо закрепляют форму при нагревании, держат складки и плиссе, не выгорают на солнце, не поражаются молью и микроорганизмами. Их недостаток - низкая гигроскопичность.

Нейлон, капрон, дедерон - самые прочные из всех синтетических волокон. Ткани из этих волокон жестковаты на ощупь, имеют гладкую поверхность, прочны на разрыв, устойчивы к истиранию, не выцветают и мало мнутся, не поражаются молью и микроорганизмами. Из недостатков можно отметить плохую впитываемость и чувствительность к высоким температурам.

Акрил, нитрон имеют вид объемных извитых волокон, поэтому ткани из них очень напоминают шерсть. Они обладают теми же свойствами, что и ткани из полиэстера, очень чувствительны к высокой температуре: быстро плавятся, приобретая коричневый цвет, затем горят коптящим пламенем.

Эластан (лайкра) чаще всего используется в смеси с другими волокнами. Эластановые волокна очень эластичны при растяжении, способны увеличивать свою длину в семь раз, а затем сокращаться до первоначального размера.

Ткани с эластаном применяют при изготовлении облегающей одежды: брюк, джинсов, трикотажа, чулочно-носочных изделий. Такая одежда прилегает к фигуре и не стесняет движений. Изделия с эластаном хорошо растягиваются, мало мнугся и отличаются прочностью.

Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон представлена в таблице 5. Ткани перечислены в порядке убывания свойств.

Таблица 5. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон

Прочность

Усадка

Гигроско-
пичность

Эластич-
ность

Отстиры-
ваемость

1. Эластан

1. Эластан

2. Полиэстер

2. Полиэстер

4. Вискоза

5. Полиэстер

7. Вискоза

7. Вискоза

9. Полиэстер

9. Вискоза

10. Эластан

10. Эластан

10. Шерсть

Практическая работа № 9

Определение состава тканей и изучение их свойств

Инструменты и материалы: рабочая коробка, образцы материалов из хлопка, льна, шерсти, натурального шелка, шелка из искусственных и синтетических волокон; блюдце или кювета с водой; тигель для поджигания нитей.

  1. Изучите материал этого параграфа.
  2. Выберите шесть образцов из всех предложенных материалов.
  3. Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого образца.
  4. Определите сминаемость образцов: зажмите каждый из них в кулаке, подержите так 30 с, а затем раскройте ладонь.
  5. Выньте две нити из каждого образца и намочите одну из них в блюдце с водой. Разорвите сначала сухую, а затем мокрую нить. Определите, меняется ли при этом их прочность.
  6. Выньте нить из каждого образца и подожгите в тигле. Проанализируйте вид пламени, запах и оставшийся после горения пепел.
  7. Заполните в рабочей тетради таблицу 6, отметив наличие того или иного свойства.

Таблица 6. Определение состава тканей по их свойствам

  1. Обобщив полученные данные, определите сырьевой состав каждого образца ткани.
  2. Подумайте, какой по составу должна быть ткань для следующих изделий:
    • летнее платье;
    • шторы;
    • обивка для мебели;
    • ночная сорочка;
    • свитер для зимних видов спорта;
    • купальник;
    • зонтик;
    • плащ.

Новые понятия

Вискозное волокно, ацетатное волокно, ткани из синтетических волокон.

Контрольные вопросы

1. Для чего необходимо знать волокнистый состав тканей? 2. Где используют ткани из химических волокон? 3. Какими свойствами обладают вискозные ткани? 4. Одежда из каких тканей преобладает в вашем гардеробе?

Тема: Изучение свойств ткани.

Обучающая цель:

Научить делать правильный выбор ткани на изделие;

Способствовать развитию умения определять свойства ткани.

Воспитательная цель:

Воспитание культуры поведения на уроке;

Воспитание ответственного поведения в жизни;

Развивающая цель:

Развитие творческого подхода к заданной цели;

Развитие аналитических способностей (анализ, сравнение);

Развитие творческих способностей обучающихся.

Требуемая IT подготовка

При подготовке использованы средства Pow e r Point для создания презентаций, Microsoft Word для подготовки приложений, образцов составления устного выступления.

В процессе подготовки к уроку использовались ресурсы: компьютерные программные средства - Microsoft Word , материалы интернет-ресурсов.

Оборудование и материалы:

Презентация Pow e r Point «Свойства ткани», образцы ткани, ножницы, емкость с водой, округлая сфера (глобус).

Задачи урока:

    Учится применять их при выборе ткани.

Ход урока

    Организационный момент. Приветствие.

Отметить присутствующих и отсутствующих учеников на уроке.

2. Изучение новой темы. Введение.

Учитель на доске пишет словосочетание «ВЫБОР ТКАНИ» и задает вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас с этим словосочетанием?».

Ответы учеников: «Для чего. Для кого. Из чего. Где купить».

Учитель: Из этого мы можем сделать ВЫВОД, что прежде чем выбрать ткань, необходимо подготовиться к этому процессу. Здесь нужны определенные знания. А если мы сделаем не правильный выбор, то в итоге, изделие не будет отвечать требованиям.

Так какая же ЦЕЛЬ стоит перед вами?

Ученики: Научиться делать правильный выбор ткани на изделие.

Учитель: Для этого нам необходимо знать характер, свойства ткани.

Задачи урока:

    Познакомится со свойствами ткани.

    Научится их применять при выборе ткани.

Учитель включает презентацию:

1 слайд: Свойства ткани

2 слайд: В природе существует три основных вида свойств:

Физико-механические, гигиенические, технологические.

3 слайд: К физико-механическим относятся такие свойства, как прочность, сминаемость и драпируемость.

Давайте разберем подробней каждое свойство.

4 слайд: Устойчивость ткани к стирке, воздействию солнечных лучей, к трению, к растяжению.

Устойчивость ткани к стирке – это когда ткань после стирки не потеряла свою форму и цвет.

Устойчивость ткани к воздействию солнечных лучей – ткань считается прочной, если при долгом нахождении на солнце не потеряла свой цвет, т.е. не выгорела.

Устойчивость ткани к трению - любая одежда, которую мы носим постоянно, соприкасается с различными поверхностями, после чего могут образовываться потертости и катышки.

Устойчивость ткани к растяжению – хороший пример с детскими х/б колготками, которые очень быстро теряют свою форму и сильно растягиваются в коленках.

Вывод:

Вопрос учителя: «Скажите, девочки, в какой ситуации мы сталкиваемся с этим свойством?».

Ответ учеников: При стирке шерстяных вещей. Они обладают малой устойчивостью к стирке.

5 слайд: Сминаемость- свойство ткани сминаться.

Практический эксперимент. Раздать два образца ткани. Ученики загибают кончик образцов и держат 5 – 10 секунд. Затем разгибают и определяют сминаемость каждого образца: высокая или низкая сминаемость.

Вывод:

Вопрос учителя: Скажите, малосминаемость – это хорошо или плохо, в каких случаях мы учитываем сминаемость ткани?

(Привести пример с юбкой – карандаш, деловой стиль).

6 слайд: Драпируемость – это свойство ткани под собственным весом образовывать складки.

Практический эксперимент. Необходимо взять два глобуса и на каждый поместить образец ткани разного качества: с высокой и низкой драпируемостью.

Ученики сравнивают какая ткань способна образовать больше складок, а какая наоборот.

Вопрос учителя: В каких случаях мы можем применить это свойство?

(Привести пример со шторами, ламбрекенами, широкими юбками).

Повторение:

7 слайд: К гигиеническим свойствам относятся: гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитность.

8 слайд: Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу выделяемую телом человека и выпускать ее в окружающую среду.

Вопрос учителя: Какие ассоциации возникают у вас с этой картинкой?

Ответ учеников: на физкультуру одеваем одежду из натуральных тканей, чтоб телу было комфортно и легко дышалось.

Вопрос учителя: (Указать на картинку) А если это не натуральная ткань, а синтетическая куда пойдут стрелочки?...

Практический эксперимент: Взять два образца ткани и опустить в воду. Сравнить какой образец обладает высокой или низкой гигроскопичностью.

Вывод:

Вопрос учителя: Какой же вывод мы можем сделать, познакомившись с этим свойством?

Ответ учеников: Одежда ближе к телу должна обладать высокой гигроскопичностью, чтобы телу было комфортно.

9 слайд: Пылеемкость – это свойство ткани задерживать пыль на своей поверхности.

Вопрос учителя: Скажите, от чего же зависит пылеемкость?

Ответ учеников: От поверхности. Если поверхность ткани гладкая, то пыль с нее легко слетает, а если шероховатая, то ткань способна накопить в себе очень много пыли.

Учитель: Поднять двух девочек и на их одежде определить какая обладает высокой или малой пылеемкостью.

Как же можно бороться с этим? Да, просто, чаще стирать и чистить изделие.

10 слайд: Теплозащитность – свойство ткани удерживать тепло выделяемое телом человека.

Учитель: Это свойство не требует объяснений. Скажите, какие ткани обладают высокой теплозащитностью, а какие малой?

Вопрос учителя: В каком случае мы можем применить это свойство?

(привести пример с шерстяным жакетом или юбкой для зимнего периода).

11 слайд: К технологическим свойствам относятся: скольжение, осыпаемость нитей, усадка.

12 слайд : Осыпаемость нитей на швах – это выпадение нитей из срезов ткани.

Практический эксперимент: берем два образца ткани и пытаемся выдернуть нитки из срезов ткани. Сравнить образцы. Если нити легко удаляются, то ткань обладает высокой осыпаемостью, а если необходимо приложить усилие, то ткань обладает средней или малой осыпаемостью.

Вывод:

Вопрос учителя: Так при какой работе мы можем столкнуться с этим свойством?

Ответ ученика: При раскрое ткани.

Учитель: Правильно. Значит когда мы раскраиваем ткань, имеющую высокую осыпаемость, то мы припуски на швы даем несколько больше чем обычно.

13 слайд: Усадка – это свойство ткани уменьшаться в размерах после влажно-тепловой обработки.

Зрительный эксперимент: Я сама провела эксперимент взяла кусочек ткани из натуральных волокон произвела ВТО с горячим утюгом, что привело к изменению размеров этого кусочка ткани. Мы знаем, что изделия из натуральных волокон «садятся» после стирки.

Вопрос учителя: Если мы решили шить блузку из хлопчатобумажной ткани, о чем мы задумаемся?

Ответ ученика: Что же делать, чтоб избежать усадки?

Учитель: Есть такой термин в технологии «декатировка» ткани – это отпаривание ткани горячим паром перед раскроем.

Вывод:

Вывод напрашивается сам по себе. Зная об этом свойстве, мы правильно подготовим ткань к раскрою.

14 слайд: Скольжение – это свойство ткани сдвигаться во время раскроя.

Практический эксперимент: У вас на столе лежат два образца ткани и ножницы. Сложите ткань пополам и попробуйте разрезать.

Вопрос учителя: Какие трудности возникли при разрезании?

Ответ ученика: Шелковый образец скользит при разрезании и доставляет трудности,

а хлопчатобумажный хорошо разрезался.

Вывод: При выборе ткани с высокой степенью скольжения, нужно быть готовым к трудностям при обработке.

Например, при раскрое лучше закалывать булавками, резать острыми ножницами.

Контроль

Мы с вами изучили различные свойства ткани. Давайте проведем небольшое тестирование.

Учитель раздает карточки с вопросами. Ученик должен вычеркнуть лишние свойства. За каждый правильный ответ даем 1 балл: 7-9 баллов оценка «5»; 5-7 баллов оценка «4»; 2-4 балла оценка «3» .

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слово учителя: Девочки, в начале урока мы с вами ставили две задачи. Давайте вспомним какие:

    Изучить свойства ткани

    Учиться применять их на практике.

Вопрос учителя : По вашему мнению, мы выполнили задачи урока? Вам понравился урок? Сформулируйте свой ответ, начиная со слова «Я …».

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

2-07-2011, 03:29

Описание

Экспериментальные исследования | Испытательный стенд для исследования вязкопластических свойств биологических тканей

Учреждение Российской академии медицинских наук НИИ глазных болезней РАМН, Москва; кафедра офтальмологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова

Представлены результаты разработки оригинального испытательного стенда для исследования вязкопластических свойств биологических тканей. Специальная программа обеспечивает возможность построения графика, отражающего усилия в испытуемом материале. При исследовании изолированных хрусталиков, удаленных экстракапсулярным методом, выявлена высокая корреляция между акустической плотностью и вязкопластическими свойствами вещества хрусталика.

В последние годы в офтальмологии как в научных исследованиях, так и в клинической практике достаточно широко придерживаются подходов, предполагающих активное изучение биомеханических свойств различных анатомических структур. Энциклопедическое определение трактует биомеханику как "раздел биофизики, в котором рассматривают механические свойства тканей и органов, а также механические явления, происходящие в живых организмах в процессе их жизнедеятельности". Данное определение может быть дополнено важным тезисом: "...в том числе в результате заболеваний, а также применения различных методов диагностики и лечения".

Анализ данных литературы свидетельствует о том, что процесс изучения биомеханических свойств структур глазного яблока развивается в трех основных направлениях: экспериментальные исследования, математическое моделирование и прижизненная оценка .

Объектами экспериментальных исследований могут являться удаляемые в ходе хирургических вмешательств анатомические структуры (например, роговица, хрусталик) или их фрагменты, кадаверные изолированные глаза и глаза экспериментальных животных (чаще кролика). Отсутствие процессов репарации в удаленных тканях и кадаверных глазах, возможные постмортальные изменения последних, а также известные различия в анатомическом строении глаз человека и кролика не позволяют оперировать абсолютными значениями различных показателей, характеризующих биомеханические свойства тканей.

Тем не менее к различным вариантам экспериментального изучения биомеханических свойств структур глазного яблока до сих пор широко прибегают в научных целях. Так, при исследовании удаленных тканей возможно выявление корреляционной зависимости между экспериментальными данными и результатами клинических тестов, предпринимаемых для оценки каких-либо биомеханических показателей.

В эксперименте на кадаверных глазах и глазах кролика в сравнительном аспекте оценивают как исходные биомеханические свойства, так и их изменения в результате моделирования различных заболеваний или каких-либо вмешательств (хирургических, лазерных и т. д.). При этом очевидно, что в таких экспериментальных исследованиях могут быть использованы только относительные показатели для оценки наступающих изменений биомеханических свойств. Этот тезис подтверждается и существенной вариабельностью экспериментально полученных в различных исследованиях показателей, характеризующих биомеханические свойства роговицы: модуля Юнга (Е); коэффициента Пуассона (u); прочности (o); запаса деформативной способности (z) и т. д.

Еще одно преимущество экспериментального изучения "биомеханики" заключается в отсутствии ограничений на применяемые методы и подходы, выбор которых в основном лимитирован только современным научно-техническим развитием.

Алгоритм экспериментального исследования биомеханических свойств биологических тканей включает три основных этапа :

1) дозированное механическое воздействие на образец;
2) изменение физического состояния образца (деформация, частичное или полное разрушение);
3) обработка полученных результатов.

Различные варианты экспериментального исследования биомеханических свойств структур и тканей глаза, предполагающие использование описанного алгоритма, объединяют термином "офтальмомеханография ".

К серийно выпускаемым приборам, обеспечивающим возможность проведения механографических тестов, относится испытательное устройство "Instron" - достаточно дорогостоящий и сложный в эксплуатации прибор. Указанная установка позволяет оценивать деформацию образца в зависимости от прилагаемого к нему усилия.

Этот подход весьма удобен для изучения упругих и вязкоупругих свойств тканей, например роговицы, однако плохо позволяет описывать необратимые деформации испытуемого объекта. Последнее обстоятельство приобретает особое значение при оценке биомеханических свойств таких "пластичных" внутриглазных структур, как хрусталик и стекловидное тело.

Предлагаемый испытательный стенд (рис. 1) предназначен для экспериментальных исследований и позволяет проводить количественную оценку вязкопластических и хрупких свойств биологических тканей.

1) гидравлическая система подачи испытательного инструмента (плунжера) с программируемой постоянной скоростью подачи;

2) система оценки усилия, передаваемого на испытуемый образец.

Оба модуля смонтированы на единой станине с бинокулярным микроскопом, обеспечивающим визуальный микроконтроль за испытуемым образцом.

Принципиальная схема стенда включает следующие основные узлы (рис. 2):

1 - нагнетательная система для гидравлической подачи плунжера с постоянной программируемой скоростью (в разработанном устройстве использован серийно выпускаемый инфузомат для дозированных внутривенных вливаний);

2 - оптическая система микроконтроля положения плунжера;

3 - система грубой регулировки положения плунжера;

4 - гидравлический привод плунжера;

5 - система количественной оценки усилия, передаваемого на испытуемый образец (на цифровых весах высокой точности);

6 - испытательный инструмент (плунжер), система фиксации предусматривает возможность применения плунжера с различной конфигурацией рабочей части;

7 - форма для фиксации испытуемого образца;

8 - персональный компьютер с программой для обработки результатов испытаний.

Гидравлическая система подачи плунжера позволяет осуществлять поступательное движение испытательного инструмента со скоростью в диапазоне от 0,06 до 30 мм/мин включительно. По сравнению с прямой механической подачей применение "гидравлики" делает систему более демпфированной и практически исключает избыточное инерционное воздействие инструмента в момент разгрузки напряжения при локальном разрушении ткани.

Система оценки усилия, передаваемого на образец, позволяет 5 раз в секунду получать данные с разрешением 0,02 гс (предельное оцениваемое усилие составляет 300 гс). Обработку данных обеспечивает персональный компьютер. Специальная программа позволяет строить график разрушающего усилия в материале по мере подачи плунжера, в котором данные по оси абсцисс соответствуют величине разрушающего усилия (в грамм-силе - гс), а по оси ординат - степень погружения плунжера в испытуемый образец (в микрометрах - мкм).

Предварительная оценка работоспособности предлагаемого устройства была проведена в рамках научного исследования, касающегося изучения возможностей применения пространственного ультразвукового метода для оценки различных параметров хрусталика, в частности его акустической плотности. При анализе результатов операции ультразвуковой факоэмульсификации по поводу катаракты были получены данные о корреляции акустической плотности хрусталика с "кумулятивной" энергией ультразвука (англ. Cumulative Dissipated Energy), затраченной в ходе факоэмульсификации.

Хотя эти данные в известной степени носили косвенный характер, тем не менее они подтверждали возможность предоперационной оценки плотности вещества хрусталика пространственным ультразвуковым методом. Прямые же доказательства "работоспособности" метода можно было получить при сравнении показателей акустической плотности и биомеханических свойств хрусталика.

В связи с этим 9 хрусталиков, удаленных экстракапсулярным методом по поводу катаракты, были подвергнуты механографическим испытаниям. В ходе дооперационного ультразвукового исследования проводили сравнительный денситометрический анализ ядерных, передних и задних кортикальных слоев хрусталика с определением так называемой суммарной ультразвуковой или акустической плотности (в условных единицах - у. е.) на основе двухмерных тканевых гистограмм. До проведения испытаний образцы хранили в сбалансированном растворе при температурном режиме порядка 5-7°С. Рабочая часть плунжера представляла собой полусферу площадью 0,25 мм2.

В ходе эксперимента для каждого из образцов были получены кривые разрушающего усилия, характеризующие вязкопластические свойства вещества хрусталика. В таблице для каждого испытанного образца представлены данные об акустической плотности (АП в у. е.) и показатель, полученный на основании анализа кривых и отражающий вязкопластические свойства образца - так называемая средняя вязкость (СВ в гс/мм2). Анализ данных таблицы свидетельствует о существенной зависимости между акустической плотностью хрусталика и его вязкопластическими свойствами (коэффициент корреляции 0,74; рис. 3). Исключение составляют результаты испытаний образца № 9, возможно, обусловленные локализацией помутнений хрусталика в основном в задних слоях.

Для наглядности на рис. 4 представлены графики, отражающие вязкопластические свойства условно "мягкого" и "жесткого" хрусталиков по данным ультразвукового пространственного исследования (АП 8,85 и 27,65 у. е. соответственно).

Полученные в эксперименте результаты позволяют сделать вывод о принципиальной возможности применения разработанного испытательного стенда для исследования вязкопластических свойств биологических тканей. В ближайшей перспективе в различных вариантах планируется изучение указанных свойств роговицы.

Статья из журнала:

Цель работы: Изучить группы свойств тканей.

Материалы для работы:

Время работы - 4 часа

Задание. Изучить свойства ткани. Провести исследования по определению показателей свойств образцов ткани.

К этим свойствам относятся гигроскопичность, воздухопроницаемость, паропроницаемость, водоупорность, пылеемкость, электризуемость.

1. Определение гигроскопичности ткани.

Гигроскопичность характеризует способность ткани впитывать влагу из окружающей среды (воздуха). Гигроскопичностью назы­вают влажность ткани при 100 %-й относительной влажности воз­духа и температуре 20±2 0 С. Гигроскопичность W г %, определяют по результатам взвешивания увлажненного и сухого образцов, ис­пользуя формулу

W г = (m 100 - m с) ´ 100/m с,

где m 100 - масса образца, выдержанного в течение 4 ч при относительной влаж­ности 100 %, г;

т с - масса абсолютно сухого образца, г.

2. Определение воздухопроницаемости ткани.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать через себя воздух. Она характеризуется коэффициентом воздухопроница­емости В Р, который показывает, какое количество воздуха прохо­дит через единицу площади в единицу времени при определенной разнице давлений по обе стороны ткани. Коэффициент воздухопроницаемости В p , дм 3 /(м 2 с), подсчиты­вается по формуле:

где V- количество воздуха, прошедшего через материал, дм 3 ;

S- площадь ма­териала, м 2 ;

t - длительность прохождения воздуха, с.

Стандартный метод определения воздухопроницаемости пре­дусматривает применение приборов.

3. Определение электризуемости ткани.

Электризуемость имеет немаловажное значение для комплекс­ной физиолого-гигиенической оценки текстильных изделий, осо­бенно содержащих химические волокна и нити. Процесс генера­ции изделием зарядов статического электричества называется элек­тризацией. Свойство материала генерировать заряды статического электричества носит название электризуемости.

Стандартным в нашей стране является метод определения удель­ного поверхностного электрического сопротивления на приборе ИЭСТП.

Литература

Лабораторная работа 11 Анализ пороков текстильных материалов

Цель работы

Освоение основных методов распознавания вида текстильных волокон. Органолептический метод.

Материалы для работы: лупа, микроскоп, ножницы, образцы тканей и трикотажа, контрольные образцы, наглядный материал.

Время работы - 2 часа

Задание: Исследовать волокна ткани органолептическими методами.

Все пороки текстильных материалов подразделяют на три группы:

· пороки волокон и нитей;

· пороки ткачества;

· пороки отделки.

На рис. 11-13 и в табл. 47 приведены наиболее распространенные дефекты волокон, их характеристика и причины возникновения.

Рис. 11. Виды сорных примесей и пороков хлопкового волокна:

а – жгутики, б – комбинированные жгутики, в – пластинки незрелых волокон, г – незрелые семена, д – сорные примеси, е – кожица с волокном

Рис. 12. Виды пороков и сорных примесей чесаного льна:

а, б – шишки, в – костра, г - недоработки

Рис. 13. Пороки вискозных волокон:

а – склейка, б – грубые волокна, в – роговидные волокна (колючки), г - мушки

Таблица 47

Основные виды дефектов волокон

Наименование дефектов Причины возникновения и характеристика
Незрелые волокна Дефект хлопка. У волокон тонкие стенки, лентообразная форма, широкий канал, отсутствие извитости
Галочки Оставшиеся после очистки хлопка мелкие кусочки коробочек хлопчатника просматриваются на поверхности тканей в виде мелких темных точек
Закостренность Дефект льняных волокон, засоренных кострой
Шишки Спутанные в процессе обработки комки волокна, уплотненные у льна, рыхлые у шелка
Засореность шерсти Шерсть животных засорена репьем и другими растительными примесями (лопух, ковыль, чертополох и др.), а также перхотью
Переследы Местное утонение волокна шерсти, вызванное голоданием или болезнью животных
Мертвый волос Грубое, слабое, бесцветное и ломкое волокно, не поддающееся свойлачиваниюи крашению
Моховатость (ворсистость) В процессе излишних механических воздействий шелковые волокна раздавливаются и распадаются на более мелкие компоненты (фибриллы) и делаются ворсистыми
Склейки Прочное склеивание нескольких элементарных волокон вискозного штапельного волокна
Жгутики Слабо склеенные пучки элементарных волокон штапельного вискозного волокна

В группе пороков ткачества выделяют три подгруппы: пороки по основе, пороки по утку, общие пороки изделия; в группе пороков отделки – 4 подгруппы: предварительной отделки, пороки гладкого крашения, пороки набивки, пороки заключительной и специальной отделок.

Наиболее часто встречающиеся пороки внешнего вида тканей приведены в табл. 48.

Таблица 48

Пороки внешнего вида тканей

Порок Вид порока Описание Этап производства, на котором возникает порок
Засоренность Распро-страненный Наличие костры на по­верхности льняных тка­ней и репья на шерстяных Прядение
Шишковатость » Наличие на поверхнос­ти тканей коротких утолщений пряжи в ре­зультате скопления во­локон »
Зебристость » Наличие на поверхнос­ти ткани прочно закреп­ленных небольших ко­мочков перепутанных волокон Ткачество
Утолщенная нить Местный Наличие нитей основы или утка, имеющих бо­лее высокую линейную плотность, чем нити ос­новного фона ткани »
Близна » Отсутствие одной или нескольких нитей осно­вы »
Пролет » Отсутствие одной или нескольких нитей утка по всей ширине ткани или на ограниченном участке »
Подплетина » Наличие рядом лежа­щих неправильно переплетенных и оборванных нитей по основе и утку на небольшом участке »
Забоина » Полосы во всю ширину ткани вследствие повы­шенной плотности по утку »
Недосека » То же вследствие пони­женной плотности по утку »
Ворсовая плешина Распространенный Отсутствие ворса на ог­раниченном участке ткани »
Перекос » Неперпендикулярное расположение нитей ос­новы к нитям утка »
Разноот-теночность » Разная интенсивность окраски или печати Печатание
Щелчок Местный Наличие окрашенного участка небольшого размера и неопределен­ной формы, образовав­шегося от попадания под раклю пуха, ниток »
Засечка » Отсутствие рисунка на ткани вследствие обра­зования складки во вре­мя на-несения рисунка »
Растраф рисунка Распро-страненный Смещение отдельных де­талей рисунка на ткани »

Результаты выполнения задания оформите в виде таблицы 49:

Таблица 49

Результаты исследования образцов

Контрольные вопросы

1. Что такое ткацкое переплетение? Назовите классы ткацких пере­плетений.

2. Каким переплетением вырабатывают ситец, кашемир, сукно, бархат?

3. Как называется полушерстяная ткань с рисунком в полоску или в клетку комбинированного переплетения? Как составляют раппорт комбинированного переплетения?

4. Что такое плотность ткани? Какие характеристики плотности Вы знаете? Как изменяются свойства ткани в зависимости от плотности?

5. Что такое фазы строения ткани? Что влияет на фазу строения ткани?

6. Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани? направление основы и утка ткани?

7. Какие характеристики геометрических свойств ткани Вам известны? Как определяют длину, ширину, толщину ткани?

8. Что такое поверхностная плотность ткани? Чем отличаются показатели плотности и поверхностной плотности ткани?

9. Какие разрывные характеристики тканей Вы знаете?

10. От чего зависят жесткость и драпируемость ткани? Какими методами определяют драпируемость ткани?

11. Что такое сминаемость ткани? От чего она зависит? На что влияет сминаемость ткани?

12. Что такое раздвижка нитей ткани, осыпаемость ткани? От чего они зависят? Как они влияют на процессы изготовления одежды?

13. Дайте определение гигиенических свойств ткани. Назовите характе­ристики гигиенических свойств.

14. Дайте характеристику износостойкости ткани. Какие методы определения износостойкости Вы знаете? От чего зависит износостойкость ткани?

Литература

1. Вилкова, С.А Экспертиза потребительских товаров: Учебник. –М,: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.-284 с.

2. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 335 с.

3. Неверов, А.Н. Идентификационная и товарная экспертиза одежно-обувных и ювелирных товаров / А.Н. Неверов, Е.Л. Пехташева, Е.Ю. Райкова / Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 472с. – (Высшее образование)

4. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: учебник / под ред. проф. А.Н. Неверова. – М.: МЦФЭР, 2006. – 848 с.



Публикации по теме