Логопедическая гостиная для родителей. Родительское собрание

1. Первая младшая группа:

    Развитие речи и ориентировка в окружающем мире.

2. Вторая младшая группа:

    Особенности психофизического развития детей 4-го года жизни и основные задачи воспитания.

    Развитие речи – важное условие умственного развития ребенка.

3. Средняя группа:

    Особенности развития детей 5-го года жизни и основные задачи воспитания.

    Роль игры во всестороннем развитии и воспитании.

4. Старшая группа:

    Психофизические особенности развития детей 6-го года жизни и основные задачи воспитания.

    Развитие правильной речи – важное условие умственного воспитания и подготовки к школе.

    Роль книги в эстетическом воспитании детей.

    Роль художественной литературы в нравственном воспитании.

5. Подготовительная группа:

    Развитие речи.

    Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе.

    Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в опросе по теме: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с вашей точкой зрения.

Вопрос № 1. Интересует ли Вас тема опроса?

    считаю важной

    считаю второстепенной

    не интересует совсем

Вопрос № 2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?

    правильное речевое дыхание

    выразительное и правильное интонирование речи

    правильное произношение звуков родного языка

    владение культурой речи

    звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка

Вопрос № 3. Есть ли у вашего ребенка нарушение в речевом развитии?

    не обращал(а) внимания

Вопрос № 4. Если у ребенка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?

    обратиться за советом к воспитателю

    заниматься с ребенком самостоятельно

    проконсультироваться у логопеда

    регулярно заниматься с логопедом

    не обращать внимания

    другое____________________________________________________________

Вопрос № 5. Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?

    затруднит со сверстниками в детском саду

    помешает полноценному общению с людьми в будущем

    послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе

Вопрос № 6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?

    достаточно занятий с воспитателем и логопедом

    родители иногда должны заниматься с детьми

    родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов

Вопрос № 7. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребенком Вы хотели бы получить от специалистов детского сада?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

После анкетирования необходимо сделать анализ анкет. Для этого целесообразно использовать следующую таблицу:

Возрастные группы

Младшая группа

Старшая группа

Подготовительная к группа

Кол-во (%)

Кол-во (%)

Кол-во (%)

Кол-во (%)

Всего приняло участие в опросе

Вопрос № 7

Наиболее распространенные

просьбы родителей

Собранные таким образом сведения помогут подготовиться к родительским собраниям, правильно отобрать материал к консультации для родителей, оформить наглядную информацию для них в каждой возрастной группе.

Кроме того, ответы родителей на вопрос №7 позволяют сделать выводы об эффективности работы воспитателей в направлении развития звуковой культуры речи.

Выступление учителя-логопеда на первом общешкольном родительском собрании.

Цель: первоначальное ознакомление родителей первоклассников с организацией логопедической работы в школе.

Задачи:

  • дать толкование основных терминов в рамках обозначенной темы (логопедия, учитель-логопед, коррекционная работа, артикуляционная гимнастика и др.);
  • кратко описать этапы и последовательность коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в течение учебного года;
  • формировать у родителей будущих первоклассников положительную мотивацию к коррекционно-педагогическим занятиям с учителем-логопедом;
  • воспитывать у родителей будущих первоклассников чувство ответственности для ежедневного выполнения домашней работы как важной составляющей коррекционно-педагогического процесса.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я логопед школы Первякова Марина Александровна. Сегодня я хотела рассказать вам о работе учителя - логопеда в школе.

В последнее время в общеобразовательной школе отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности. Раньше, проблема подготовки и адаптации детей к школе не стояла так актуально, как теперь. Переход из детского сада в школу для ребенка был светлым, радостным жизненным периодом.

К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма. Функциональная система письма и письменной речи надстраивается на сформированной базе устной речи, и если эта база будет упрочена по нарушенному типу, то и на письме будут возможны проявления различных нарушений.

Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладением письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения.

В начале учебного года, в течение первых двух недель сентября учитель-логопед обследует всех обучающихся начальных классов и формирует группы детей, имеющих нарушения речи. Группы формируются по принципу схожего нарушения.

Если у обучающихся выявляются нарушения звукопроизношения, таким обучающимся рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом в школе. Индивидуальные и групповые занятия формируют рабочее расписание учителя-логопеда.

Если у ребёнка нарушения звукопроизношения, ему будут показаны индивидуальные занятия с учителем-логопедом. На уроках учитель-логопед научит обучающегося необходимым приёмам (правильному физиологическому дыханию, речевому дыханию, артикуляционной гимнастике и т.д.), а дома (ежедневно) вместе с родителями ребёнок должен будет отрабатывать закрепляемые навыки. Работа над коррекцией звукопроизношения отличается стабильностью и постоянством; только при ежедневной тренировке будет получен желаемый результат. Особенно важным будет следить за речью ребёнка: правильно ли он произносит изученный звук, постоянно исправлять его.

Учитель-логопед может выпускать детей с занятий на логопункте в течение всего года, если обучающиеся этот момент закрепили знания и навыки. В конце учебного года учитель-логопед так же пересматривает списочный состав обучающихся и в зависимости от динамики речевого развития либо выпускает обучающихся, либо оставляет их для продолжения занятий. Остаться заниматься на логопункте - это не равносильно понятию «остаться на второй год». На занятиях логопеда нет стандартной одинаковой для всех программы, которую ребёнок должен освоить. Учитель-логопед работает по принципам индивидуального и личностно-ориентированного подходов, а это означает, что логопед строит свою программу занятий для каждого конкретного ребёнка. И занятия учителя-логопеда на первом и последующем годах обучения значительно различаются, поэтому есть смысл заниматься с логопедом как можно дольше (если это позволяет наполненность логопедического пункта).

Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь. Как это сделать?

  • Ежедневно читайте вслух классические сказки и другие детские произведения.
  • Общайтесь с ребёнком везде: на прогулке, за столом, во время различных игр и т.д.
  • Отвечайте на все вопросы ребенка, просите его вам что-то рассказать, обсуждайте все события и явления.

Итак, лучшим способом развития речи выступает живое общение.

Дорогие родители! Обучение грамоте, чтению и вообще начало школьного жизни - самый ответственный период в жизни вашего малыша.

И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки.

Я призываю вас проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с вашим ребёнком.

Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он каждый день чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя.

Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество: старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью! Вы тоже были маленькими, и тоже ничего не умели. Помогите ему развиться и реализоваться. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

Дружите, уважайте и любите своих детей!

Если возникнут проблемы, не стесняйтесь, подходите, спрашивайте. Часы работы на двери кабинета, ну и для вас приготовлены специальные буклеты, памятки, которые вы можете забрать домой для совместных игр с ребенком.

Если у Вас возникнет необходимость проконсультироваться, я работаю с 9.00 до 15.00 с понедельника по пятницу.

Какие у Вас возникли вопросы? (Отвечает на вопросы).

Спасибо за внимание. До свидания.

Комарова Валентина Викторовна
Выступление учителя-логопеда на общешкольном родительском собрании «Логопедическое сопровождение учащихся»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители ! Я логопед школы Комарова Валентина Викторовна. Сегодня мы хотели бы рассказать вам о работе учителя – логопеда в школе .

В последнее время в школе отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности. Раньше, проблема подготовки и адаптации детей к школе не стояла так актуально, как теперь.

Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся в развитии речи и овладением письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения .

В начале учебного года, в течение первых двух недель сентября мы обследуем всех обучающихся и формируем группы детей, имеющих нарушения речи. Группы формируются по принципу схожего нарушения.

Если у обучающихся выявляются нарушения звукопроизношения, таким обучающимся рекомендуются индивидуальные занятия.

На наших занятиях мы учим обучающихся необходимым приёмам (правильному физиологическому дыханию, речевому дыханию, артикуляционной гимнастике и т. д., а дома (ежедневно) вместе с родителями ребёнок должен будет отрабатывать закрепляемые навыки. Работа над коррекцией звукопроизношения отличается стабильностью и постоянством; только при ежедневной тренировке будет получен желаемый результат. Особенно важным будет следить за речью ребёнка : правильно ли он произносит изученный звук, постоянно исправлять его.

Мы можем выпускать детей с занятий на логопункте в течение всего года, если обучающиеся закрепили знания и навыки. В конце учебного года так же пересматриваем списочный состав обучающихся и в зависимости от динамики речевого развития либо выпускаем обучающихся, либо оставляем их для продолжения занятий. На занятиях нет стандартной одинаковой для всех программы, которую ребёнок должен освоить. Мы работаем по принципам индивидуального подхода, а это означает, что строим свою программу занятий для каждого конкретного ребёнка.

В этом году мы работаем с новейшим оборудованием, которое предоставляет возможность автоматизированного проведения процедуры логопедического обследования детей по авторской методике В. М. Акименко «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями»

Методика обследования направлена на выявление уровня речевого недоразвития с целью определения ребенка в логопедическую группу и для фиксации результатов коррекционной работы.

Программное обеспечение ориентировано на определение уровня речевого развития и включает обследования :

Звукопроизношения

- общей моторики

Мелкой моторики

Артикуляционной моторики

Мимической мускулатуры

Строения артикуляционного аппарата

Фонематического восприятия

Просодических компонентов речи

- слоговой структуры слова

Понимания речи

Лексики

Грамматического строя речи

Таким образом, после логопедического обследования мы приступаем к следующей методике, на «Развитие и коррекцию речи детей» В. М Акименко.

Каждый раздел методики содержит обширную библиотеку игр, и заданий, интерфейс выполнен в игровой динамической форме, все направлено на поддержание высокого уровня мотивации и интереса детей к выполнению заданий и самим логопедическим занятиям .

Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что совместная работа логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Выступление на общем родительском собрании «Синдром первоклассника» Здравствуйте, уважаемые родители. Тема, о которой я сегодня с вами хочу поговорить, касается не только ребенка, отправившегося в школу.

Выступление на родительском собрании «Безопасность на дороге» Родительское собрание в гр. № 3 «Подсолнушки» Тема: Безопасность на дороге. Предварительная работа: Анкета для родителей «Ребенок и.

Выступление на родительском собрании «Будущий первоклассник» Многие считают, интеллектуальную готовность, главным аспект готовности к школе. Часто, оказывается, что ребенок, умеющий великолепно писать,.

Выступление на родительском собрании «Детские страхи» ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ БОИТСЯ (Детские страхи и причины их возникновения) Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей с 2–3 лет» Консультация для родителей «Психологические особенности детей 2 – 3 лет» В дошкольном возрасте идёт быстрое формирование личности ребёнка.

Выступление на родительском собрании «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Слайд 1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Слайд 2. Мелкая моторика– это совокупность скоординированных действий мышечной, костной.

Выступление на родительском собрании «Здоровье детей в руках родителей» Подготовила: учитель-логопед Подрезова И. А. МБОУ ЦО № 17 им. Героя Советского Союза И. П. Потехина г. Тула 2017 год На сегодняшний день,.

на общешкольном родительском собрании

на тему: «Логопедическое сопровождение в школе. Основные этапы работы по исправлению дисграфии у младших школьников»

учителя-логопеда

п. Усть-Нера, 2008 г.

В нашей школе кроме социального и психологического сопровождения проводится и логопедическое сопровождение. Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.

Сегодня я хочу остановиться на таком нарушении речи, как дисграфия.

Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся начальных классов . Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.

Некоторые родители считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами детей: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

Одна из главных задач моей работы – правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависит и продолжительность коррекционной работы . А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.


Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов письменной речи, я создаю базу для понимания и правильного применения грамматических правил, и закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом, который даст учитель. Например, я ввожу понятие «звонкие и глухие согласные» и осуществляю работу по дифференциации звонких и глухих согласных. Параллельно я включаю задания на оглушение звонких согласных в конце и середине слова. Работая над слоговой структурой слова, даю понятие о слогообразующей роли гласных. Развивая у детей умение слышать ударный гласный, мы вспоминаем темы «Ударение», «Состав слова», «Родственные слова».

Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по русскому языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, в умении применять на письме грамматические правила, я начинаю работу по предупреждению дисграфии уже с первого класса.

Для учащихся первых классов с выраженным недоразвитием речи характерна несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, неумении правильно строить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно передавать содержание рассказа, выполнять анализ и синтез слов.

Учитывая, что первоклассники в течение года еще не овладевают в достаточной степени техникой чтения и письма, коррекционную работу начинаю с формирования фразы и связной речи. Эта работа начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического, грамматического и синтаксического значения. Ученики усваивают понятия «предмет» и «слово», которым назван «предмет», «действие» и «слово», которым оно «названо», «признак» и «слово», которым назван «признак», после чего у детей формируются понятия «слов, обозначающих предмет», «слов, обозначающих действие предмета», «слов, обозначающих признак предмета».

Затем подвожу детей к понятию о предложении и провожу работу над его структурой, грамматическим и интонационным оформлением. Сначала усвоенные ранее слова, которые обозначают предметы и действия предметов, соединяем в простое нераспространенное предложение, поскольку эти слова являются грамматической основой предложения, т. е. подлежащим и сказуемым. Таким образом закладывается основа для того, чтобы учащиеся успешно овладели в дальнейшем синтаксическим разбором предложения.

Отработав структуру простого двусоставного нераспространенного предложения, переходим к работе над распространением предложения путем введения второстепенных членов (дополнение, определение, обстоятельство) и его грамматическим оформлением(согласование и управление различных частей речи).

Следующий этап работы – формирование связной речи. Сначала я учу детей разным видам пересказа(подробный, выборочный, краткий, творческий). Затем учащиеся осваивают умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану.

Дальнейшая работа направлена на развитие фонема тического восприятия. На данном этапе уточняется представление ребенка о том, что слово состоит из звуков, а звуки сливаются в слоги. Важно, чтобы дети на начальном этапе работы усвоили, что такое звук речи, как он образуется, научились различать гласные и согласные звуки. После этого уже переходим к слоговому составу слова. Здесь знакомлю учеников со словами разной слоговой структуры, сначала с опорой на ритмический рисунок слова, потом на слогообразующую роль гласного. На данном этапе основное значение придаю выделению гласных звуков (букв) из слова. С этой целью провожу структурные диктанты. Например, называю слово, а ученики изображают это слово графически и над соответствующим слогом пишут гласные. Кроме того, использую послоговое письмо с соотнесением количества гласных и количество слогов в слове. Такие методические приемы способствуют устранению некоторых дисграфических ошибок: пропуска гласных, пропуска или добавления слогов в слове.


Опираясь на гласные буквы второго ряда, подвожу учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов обозначения мягкости согласных на письме.

Первый год коррекционной работы завершается развитием навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Учитывая, что у некоторых детей остаются несформированными неречевые процессы, такие, как память, мышление, слуховое и зрительное внимание, на протяжении всего первого года коррекционной работы в содержание занятий включаю задания, направленные на их развитие.

Во вторых, третьих и четвертых классах первые несколько занятий отводятся на закрепление тем «Состав слова», «Родственные слова», «Образование слов», затем работаем над различением приставок и предлогов. В процессе последующей работы над дифференциацией звуков включаю в занятия задания на закрепление морфологического состава слова.

Как отмечалось ранее, у учащихся-дисграфиков много ошибок на безударные гласные. Поэтому в своей работе я использую материал, направленный на выработку у учеников умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова. На данном этапе работа в основном направлена на развитие фонематического слуха. С этой целью предлагаю учащимся систему упражнений на различение гласных и согласных звуков(букв), смешиваемых в устной речи и на письме (гласных ы – и, а – я, о – ё; звонких и глухих согласных з –с, б –п, д – т, г –к, ж –ш, в –ф; свистящих и шипящих аффрикат ш –с, з –ж, с-ц, ч – щ, ч – ц ).

Дифференциация гласных и согласных дается по единой схеме, что позволяет ученикам пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков (букв). Параллельно рассматриваем грамматические темы: например, «Оглушение звонких согласных в конце слова». Дифференциация каждой пары заканчивается диктантами с заданиями, изложениями и другими видами заданий, связанных с развитием связной речи.

На протяжении всего периода коррекционной работы параллельно даю детям упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук, воспроизведение образов предметов с помощью пальцев, упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

(Практические упражнения)

«Лодочка»

Ладони прижаты друг к другу со стороны мизинцев. Кончики пальцев соприкасаются. Сверху ладони раскрыты. Большие пальцы расположены горизонтально.

«Стол»

Левая рука согнута в кулак, а правая лежит на ней горизонтально.

«Очки»

Образовать два кружка большим и указательным пальцами обеих рук, а затем соединить их. Можно усложнить.

«Цветок»

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.

Средний палец и безымянный смыкаются с большим. Указательный палец и мизинец подняты вверх.

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им. То же упражнение проводится левой рукой, затем вместе.

«Лесенка» (индийская игра)

К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки прикладывается к кончику большого пальца правой руки. Далее движения повторяются. Упражнения начинаем делать на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше.

Артикуляционные упражнения

«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р)

Язычок наш, как лопатка:

Закругленный, плоский, гладкий.

«Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. (Р, Ш, Ж, Ч, Щ)

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

«Грибок»

Широкий язык присосать к небу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка (уздечка языка) натянулась. (Р, Ш, Ж, Ч, Щ)

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

«Дудочка»

Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся дудочку.(С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ)

Дудочка, гуди сильней,

Созовем мы всех друзей!

Уважаемые родители в конце своего выступления я хочу обратить внимание

на то, что без взаимодействия семьи и школы, логопедическая работа не может

проходить полноценно. Для занятий по коррекции устной и письменной речи мне необходимы тетради, индивидуальные зеркала, карандаши, ручки, чего, к сожалению, нет у некоторых ребят. Очень хочется надеяться на сотрудничество, на понимание с вашей стороны, уважаемые родители, а мы в свою очередь приложим все усилия, чтобы помочь вам в преодолении того или иного нарушения речи вашего ребенка.

Выступление логопеда на родительском собрании в 1 классе.

«О необходимости родительской помощи

в вопросе развития речи детей».

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть письменной речью как средством общения, способным заменить устную речь. Практика показывает, что при изложениях и сочинениях в сложном положении оказываются дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют связно рассказать о событиях своей жизни, о просмотренных фильмах. Детям трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. Поэтому необходимо учить детей прослеживать последовательность событий, улавливать причинно-следственные связи, давать на вопрос полный ответ, составление рассказов по серии сюжетных картин. Эти умения и навыки важны для ответов на школьных уроках, где требуется полный и логичный пересказ учебного материала.

Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность не формируется, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первое условие – потребность детей высказываться; второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.

После прочтения спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Чему научила книга? Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Попросите ребенка рассказать содержание прочитанного или увиденного. Следите за логичностью рассказа, за правильностью грамматического оформления речи. Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами.

Чтобы четко, ясно, интересно выразить свою мысль, необходим хороший словарный запас. Проверьте словарь ребенка сами. Попросите ребенка назвать 7-10 предметов по таким лексическим темам как «Транспорт», «Инструменты», «Головные уборы». Попросите сказать что можно делать пилой, топором, ножницами, молотком; для чего нужна сковорода, кастрюля, печка? Сыграйте в игру «Скажи наоборот» (н-р: узкий – широкий, длинный - …, узкий - … и т.д.). Вывод делайте сами.

Пополнять словарный запас вам помогут игры (Приложение 1).

Также благоприятное впечатление на речь производит и правильное произношение и хорошая дикция ребенка.

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?

Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь ребенок слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов…

Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).

Поэтому первыми заданиями логопеда по исправлению произношения будут упражнения, способствующие развитию артикуляционного аппарата, т.е. языка, губ.

Очень важным фактором в развитии артикуляционных движений является систематичность занятий, а именно ежедневность. Ведь известен факт о том, что чтобы закрепить и автоматизировать правильное движение и положение языка необходимо повторять это движение до 1000 раз. Это же можно сказать и о закреплении правильно поставленного звука. Ведь всем известна сила привычки. А произнесение звука определенным образом это и есть всего лишь привычка.

Но привычку очень просто преодолеть в игре. Например, звук можно автоматизировать в словах, перекидывая мяч друг другу и называя слова, в которых есть нужный звук. Играя с песком во дворе, на пляже или в специально изготовленной из коробки песочнице, включите фантазию. Ведь в игре с вашей помощью могут появиться и герои сказок и мультфильмов на нужный звук, которые в песке закопали клад из предметов на тот же звук, и разыграться целая фантастическая история с инопланетянами, которые посетили нашу планету и не знают как называются те или иные предметы, и многое-многое другое. Подобные игры могут проводиться и в воде.

Помните о том, что ребенку нужна ваша помощь в формировании правильного произношения. Ведь у него все еще недостаточно развито такое качество как самоконтроль, очень нужное в процессе автоматизации правильного произношения. Логопед формирует навык, привычку формирует окружение.

Игры и упражнения по обогащению речи детей

в кругу семьи.

    Узнавание предмета по эпитетам. Что это (кудрявая, белоствольная, стройная) ?

    Какой снег (белый, пушистый, мягкий, искристый и т.д.) ?

    Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер – что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет.)

    Игра в увеличительные очки. “Я надела увеличительные очки, и теперь вижу не дом, а домище…”

    Игра “Я – ласка”. Все предметы называть только ласково: кошка – кошечка, ложка – ложечка и т.п.

    Составление парных созвучных слов. Мишка – шишка и т.д.

    Антонимы. Предложите ребенку сказать следующие слова "наоборот". Если ребенок не понимает, что и как именно нужно говорить, приведите ему пример, выполнив несколько заданий сами. Север – юг, зима – лето, жара – холод, польза –вред; трудный – легкий, гладкий – шершавый, гасить – зажигать, помогать – мешать и т.д. Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным? Например, свежий – (хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья).

    Синонимы. Предложите ребенку (5-7 лет) сказать следующие слова "по-другому". Если ребенок не понимает, что и как именно нужно говорить, приведите ему пример, выполнив несколько заданий сами. Читающим детям можно предложить разложить парами (группами) этим слова, распечатанные или написанные на карточках. Дорога – путь, прохлада – свежесть, холодок; метель – вьюга, буран, пурга, ураган; страшный – ужасный, чудовищный; быстрый – проворный, резкий. Делать – мастерить, сооружать, творить, создавать; сердиться – злиться.

    Ч то из чего делают? Что делают из муки? – хлеб макароны.

... из шерсти овец? (нитки)
... из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)
... из песка? (стекло)
... из глины? (посуду, кирпич)
... из металла (инструменты, посуду)
... из нефти? (бензин)
... из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)

    Что с чем делают? Песок сыплют, а воду... ;

Котлеты жарят, а суп...;

Стол накрывают, а постель...

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену...

Стол может сломаться, а стакан...

Воду можно разлить, а горох...

Сено косят, а волосы...

Нитки прядут, а холст...

Платье шьют, а шарф...

    Что лишнее? Прочитайте ребенку одну строчку слов. Предложите на слух указать, какое слово лишнее и объяснить свой выбор.
    Пример: молоко, булка, сливки, сметана.
    Если ребенок затрудняется ответить, задавайте ему наводящие вопросы, но не подсказывайте. Если ребенок вообще не может ответить на вопрос, объясните, в чем суть задания.
    Нож, блюдце, миска, тарелка.

Молоток, удочка, пила, клещи.

Грузовик, баржа, лодка.



Публикации по теме