Малыш 9 й месяц питание и развитие. Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни

Как известно, 9-й календарный месяц беременности является заключительным этапом всего гестационного периода. Данный временной отрезок наиболее волнительный для самой будущей мамы, т.к. до главного события всей беременности остается совсем немного времени. Давайте подробнее рассмотрим 9 месяц беременности, расскажем об ощущениях, определим: с какой недели он начинается, и какие изменения происходят в это время.

Как чувствует себя будущая мама в 9 месяцев?

Прежде чем рассказать о самочувствии беременной на таком сроке, необходимо сказать, что в акушерских неделях данный срок равен 36, а начинается 9 месяц с 33 недели гестации. Таким образом, женщине до появления малыша на свет по расчетам медиков остается еще 4 недели. Однако на практике роды могут отмечаться уже и на 38-39 неделе, особенно если речь идет о повторнородящих. Напомним, что доношенным считается тот ребенок, который появился на свет в срок 37-40 недель.

Живот на 9 месяце беременности по объему и форме внешне напоминает большой арбуз. Дно матки устанавливается на уровне 35-40 см над лоном. Именно с этим фактом, в первую очередь, связаны ощущения беременной.

Из-за того что матка занимает все свободное пространство в брюшной полости, ее дно сильно давит на диафрагму. В результате, довольно часто в конце беременности женщины сталкиваются с одышкой и затруднением дыхания (появляется чувство нехватки воздуха). Как правило, такое чувство присутствует весь девятый месяц. Только лишь за 2-3 недели до начала родов, когда происходит женщина отмечает улучшение самочувствия.

В виду того, что свободное пространство в животе ограничено, находящиеся в нем органы, в частности, относящиеся к пищеварительной системе, изменяют свое положение. Именно потому нередко на таком сроке беременные сталкиваются с изжогой. Чтобы этого не происходило, питанию на 9 месяце беременности необходимо уделять большое внимание. В рационе должны отсутствовать жареные блюда, копчения, соления. Полезным для будущей мамы будут молочные продукты, отварное мясо, свежие овощи.

Что касается изменений в организме беременной, то к концу 9 месяца беременности плацента начинает снижать синтез гормонов, в первую очередь прогестерона. В ответ на это организм синтезирует в большем объеме гормон который способствует повышению тонуса маточного миометрия, и тем самым провоцирует скорое начало родового процесса.

Кровеносная система женщины на таком сроке начинает активно продуцировать в большем количестве эритроциты. Таким образом организм подготавливается к возможной кровопотере в процессе родов.

Какие изменения претерпевает плод на 9 месяце беременности?

Организм малыша активно готовится к появлению на свет. Так, отмечаются изменения в дыхательной системе: начинает синтезироваться такое вещество, как сурфактанкт, наибольшая концентрация которого отмечается к 36 неделе. Именно оно необходимо для расправления легких при первом вдохе после рождения. Вместе с тем происходит совершенствование в работе внутренних органов и систем.

Что касается набора веса, то в этот период плод может прибавлять в день по 15-30 г. При этом длина его тела к концу месяца достигает 45-47 см.

С какими трудностями может столкнуться беременная на 9 месяце?

В виду того, что живот на таком сроке имеет большой размер, будущие мамы задумываются над тем, как правильно спать на 9 месяце беременности. Единственной приемлемой позой для сна и отдыха является положение на левом боку.

Также нередко на 9 месяце беременности будущая мама жалуется на то, что у нее болит живот. В таких случаях очень важно понять причину боли. Если боли имеют слабовыраженный, ноющий характер, локализуются в нижней части живота и возникают лишь периодически, то, скорее всего, это связано с расхождением сочленения малого таза. Так организм готовится к предстоящим родам.

Если же боль имеет выраженный характер, возникает приступами, со временем усиливается, то в таких случаях необходимо обратиться к врачу. Возможно, это вызвано повышенным тонусом матки, что требует врачебного наблюдения. Как правило, таких женщин помещают в стационар.

В возрасте 9-ти месяцев ребенок уже начинает очень активно исследовать весь дом. Передвигаться ему с каждым днем становится все легче и комфортнее, а значит и родителям за крохой нужен глаз да глаз ежесекундно! Поэтому мамам и папам рекомендуется тщательно подготовиться к такому поведению детей и внимательнейшим образом проверить все окружающие предметы на потенциальную опасность. А также следует спрятать все бьющиеся и легкодоступные дорогие вещи, чтобы ребенок их случайно не испортил и не повредился сам.

Еще можно позаботиться о том, чтобы в каждой комнате для крохи были какие-то забавы под рукой. Если вы оказались в кухне или в зале, не следует бежать в детскую за игрушками. Подготовьте заранее какие-нибудь корзинки с интересными предметами, чтобы кроху можно было занять чем-то в любой момент, а не бегать в поисках игрушек по квартире.

Позволяйте крохе самому начинать новую игру. Для этого можете в некоторых местах (на полу или на нижних полках) по дому расставить корзинки с предметами. К примеру, это могут быть бигуди, деревянные ложки и тарелки, старые кассеты, брелок от ключей и т.д. Такие новые игрушки вызовут интерес у малыша и займут его на некоторое время.

Играем и развиваемся!

Все, что звенит, стучит и шумит. Детки в любом возрасте любят различные шумные игрушки, будь то колокольчики, барабанчики, пищалки и т.д. У родителей, конечно, не всегда есть силы выдержать такие звуковые атаки, но если есть желание порадовать кроху - можете совместно поиграть с ним в такой вот оркестр!

Развиваем тактильные ощущения. Сложите в коробочку ткани и предметы разной текстуры, как например, кусочек меха, шелка, картона, клеенки, линолеума, пластика и т.д. Пускай ребенок во время игры учится различать разные предметы на ощупь.

Как правильно? Возьмите несколько игрушек, которые легко переворачиваются и поставьте их перед крохой вверх ногами. Смотрите, сможет ли малыш самостоятельно поставить игрушки в правильное положение. Если он пока еще не очень понимает что к чему, можете ему помочь. И в скором времени он сам будет определять, где у вещей верх, а где - низ.

Липучки и наклейки. Поиграйте с малышом липучками и наклейками. Есть такие цветные кусочки для ценников, их не больно отрывать, если они приклеятся к телу. Цепляйте такие цветные штучки на малыша, а он пусть цепляет на вас. Затем все снимайте в обратном порядке! Кроха также может их расклеить по дому или на свои игрушки!

Головные уборы. Посадите ребенка перед зеркалом и дайте какой-нибудь головной убор. Лучше всего, если это будет какая-нибудь шляпа или панама причудливой формы. Покажите крохе как ее одевать и снимать. Затем проследите сами, как он ведет себя в этом процессе перед зеркалом.

Развиваем координацию!

Игры с мячиком. Сядьте на пол и катайте друг другу небольшой мячик. Если у крохи плохо получается, покажите, как правильно его толкать. Можете также попросить малыша, чтобы он его вам принес. Для этой цели лучше использовать маленький и мягкий мячик, который удобно брать в ручки.

Собираем пирамидку. Покажите ребенку, как надевать специальные кольца на стержень и делать пирамидку. Детям очень нравится собирать предметы, потом их рассыпать и снова собирать.

Перевернутые предметы. Переверните кастрюлю или миску средних размеров вверх дном и поставьте перед крохой. Пускай попытается поставить ее в нужное положение. Можно также дать несколько других предметов, чтобы малыш их сложил в емкость.

Изучаем предметы. Положите перед ребенком три разных предмета и произнесите их названия, указывая на соответствующий предмет, например: мячик, собачка, ложка. Далее назовите один предмет и попросите кроху дать его вам, например: «Дай мне ложку». Если кроха успешно справится с заданием, изобразите бурный восторг и похвалите его!

Развиваемся во время повседневных дел.

Поймай меня, если сможешь. В этом возрасте родителям приходится играть с крохой в новую игру - «Поймай меня, если сможешь!». Если вам нужно переодеть малыша, а он постоянно от вас норовит убежать, старайтесь превратить весь процесс в веселую забаву и ни в коем случае не злитесь, и не ругайте ребенка! Несколько раз поймайте его за ножки и потяните к себе со словами: «Вот я тебя и поймала». После такой игры ребенок вскоре устанет и вам уже будет легче его переодеть.

Мягкие щеточки. Чтобы немного отвлечь внимание крохи, вы можете дать ему поиграть своей щеточкой, пуховкой или спонжиком для косметики (важно чтобы они были чистыми). Покажите крохе, как можно таким предметом касаться к животику, ручкам и ножкам. Как правило, такие вещи очень приятны на ощупь, и крохе будут в радость их прикосновения.

Коза рогатая или паучок. Поводите крохе по животику, ручкам и ножкам ребенка своими пальчиками, изображая веселого паучка или козу рогатую. Можно проговаривать: «Идет коза рогатая, за малыми ребятами, забодаю, забодаю, забодаю!». Малыш во время таких забав будет заливаться веселым смехом!

Имитируем взрослых. Когда ребенок с вами находится на кухне, можете дать ему небольшую кастрюльку, ложечку, немного водички и какой-нибудь крупы. Пусть он повторяет ваши действия и тоже «готовит кушать». Если ему надоест «готовить кушать», он может использовать предметы в качестве барабана. Не ругайте за это кроху, а также за рассыпанные и разбросанные кухонные принадлежности.

Самостоятельно моемся! Дайте ребеночку небольшую веселую мочалочку, и пусть он сам попытается себя помыть. Также пусть попробует самостоятельно вытираться полотенечком. У него еще очень неумело получается, но с маминой помощью со временем будет получаться все лучше и лучше!

Попрыгунчик! На прогулке детки очень любят прыгать через ямки, когда взрослые с обеих сторон держат их за ручки. Договоритесь с крохой, что он будет прыгать после условного знака, например, после «Оп!». Это поможет избежать непредсказуемых прыжков малыша, а также способствует запоминанию и пониманию определенных условностей. К тому же крохе нравится, когда он понимает значение слов и выражений!

Читаем. Старайтесь уделять время на чтение книг. Это очень важный элемент в развитии малыша. После активных игр прилягте вместе на диванчик и откройте яркую веселую книжечку. Читайте текст, а также рассказывайте о картинках, говорите названия предметов, животных, растений. Спокойно проведенное вместе время благотворно скажется как на крохе, так и на маме.

Потанцуйте перед сном. Поставьте спокойную музыку перед сном и немного потанцуйте с малышом. Можете медленно покружить его. Нежные и теплые объятия и прикосновения будут успокаивающим благоприятным фактором перед сном для вашего малыша.

Теперь головка плода находится в тазе матери, живот опускаетсяТак ребенок готовится к появлению на светВ большинстве случаев плод в эти недели поворачивается и занимает наилучшее исходное положение для рождения (его голова «соскальзывает» в таз матери). Тем самым давление на сердце и желудок беременной несколько ослабевает, дышать снова становится легче. Последние недели перед родами являются для ребенка как бы генеральной репетицией, поскольку все, что ему надо уметь при рождении, он уже «репетирует» в утробе матери: Ребенок делает дыхательные движения. Околоплодная жидкость, которая попадает при этом в его легкие, при прохождении ребенка через родовые пути «выжимается» из них. Ребенок тренирует желудок, почки и мочевой пузырь, ежедневно выпивая и снова выделяя до трех литров околоплодной жидкости. Ребенок сосет большой палец, развивая тем самым сосательный рефлекс. Двигая ножками, ребенок массирует свою кожу о стенки матки, которые к этому времени прилегают к нему довольно тесно. Так ребенок готовится к нагрузкам, которым он подвергнется при родах. Ребенок закрывает и открывает веки, тренируя соответствующие мускулы. Таким образом, новорожденный сможет сразу реагировать на свет. Даже резкая смена температуры уже не застанет ребенка врасплох: у него еще раз произошло образование солидных жировых подушек, что позволит в первые дни легче приспособиться к разности температур.К концу беременности спина подвергается особым нагрузкам, под воздействием веса ребенка меняется осанка. Облегчение приносят следующие два упражнения: 1) лежа на полу, попеременно одну ногу поднимать вверх, а другую притягивать поближе к телу (срото слева) - это тренирует также мускулатуру живота; 2) упругий мяч прижать спиной к стене, катать его круговыми движениями влево-вправо, вверх-вниз (фото справа).

Ночные проблемы

К концу беременности многие женщины никак не могут спать, не просыпаясь, всю ночь. Им трудно найти удобное положение хотя бы на полчаса. Живот все время как бы мешает. Беременной не следует слишком долго лежать на спине, потому что это может затруднить кровоток и стать дополнительной нагрузкой на кровообращение. Лучше занять положение на боку и подложить под ногу, лежащую сверху, подушку в области колена.Совет на случай бессонных ночей: не предавайтесь долгим размышлениям, лучше займите себя чем-нибудь (кроссворд, книга, журнал, ручная работа). Может быть, перейти от мыслей о предстоящих родах ко сну помогут упражнения на расслабление мышц или дыхательные упражнения. Если же будущая мать никак не может спать ночью, то следует отдыхать и расслабляться днем, чтобы копить силы для родов.

Снабжение ребёнка через плаценту

Теперь профилактический осмотр должен проводиться как минимум каждые две недели. Врач проверяет, по-прежнему ли достаточно снабжение ребенка через плаценту, нет ли отклонений в его развитии. Это позволяет установить так называемая сонография Допплера. С помощью узльтразвука измеряется кровоток в плаценте и пуповине. Врач наблюдает, нет ли пороков в развитии плода. Не исключено, что при функциональных расстройствах сердца или почек ребенка можно лечить еще в утробе матери. Или можно подготовиться к послеродовой операции. Врач контролирует также место прикрепления плаценты, проверяет, например, не перекрывает ли она полностью или хотя бы частично родовые пути. В этом случае может возникнуть необходимость в кесаревом сечении.

Важно для работающих

Во время дородового отпуска будущая мать может оставаться на работе только по ее личному настоятельному желанию, причем она может в любое время передумать и остаться дома. В послеродовом отпуске женщина не должна работать.Что надо сделать на девятом месяце: два профилактических осмотра; выбрать родильный дом и записаться.Для работающих: взять для работодателя врачебное свидетельство о сроке родов.

Этот возрастной этап - важный рубеж в жизни ребенка: заканчивается третий триместр первого года жизни. Деление года на триместры или четверти не случайно. Каждые три месяца - от рождения до трех, от трех до шести, от шести до девяти и от девяти до двенадцати - организм как бы одолевает очередную ступень развития. К концу третьей четверти года главная особенность этой ступени - так называемая вертикализация, т.е. умение стоять у опоры (барьер манежа, перильца кроватки), многие малыши пробуют и передвигаться - переступать вдоль опоры.
Если ваш ребенок еще не встает на ножки, но активно передвигается на четвереньках - ничего страшного, он может встать и на следующем месяце. Если же малыш предпочитает сидеть, ползать не любит, посоветуйтесь с врачом. Возможно, врач, не найдя у ребенка никаких признаков заболевании, объяснит вам, что ваш малыш - из разряда флегматиков, которых надо активизировать, учить вставать и активно тянуться за игрушкой, выполнять соответствующие гимнастические упражнения.
На девятом месяце интенсивно развивается активная речь. Появляется первый осмысленный лепет. "Ма-ма", "ба-ба", - лепечет малыш, увидав маму или бабушку. Но, конечно, такие успехи делают дети, с которыми занимаются. Ласково, терпеливо называйте малышу хорошо знакомые предметы, людей, учите по вашей просьбе подать игрушку, платочек, протянуть ручку, дети этого возраста охотно откликаются на предложение поиграть в "ладушки", "прятки" (поищи куклу), знают свое имя и поворачивают голову, если к ним обращаются по имени.
Очень важный момент - совершенствование тонких движений кистей рук (если с малышом занимаются!). У ребенка должны быть пирамидки из 4-6 колечек, мисочки или коробочки, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные пластмассовые кубики, органчик-вертушка, из которого можно извлекать звуки. Все эти игрушки побуждают ребенка к действию.
К концу месяца во время кормления ребенку можно дать в руки чайную ложку. Вложите ее в правую ручку, а в левую можно дать кусочек подсушенного хлеба или печенья. Суп ребенок пока еще не сможет есть сам - начинайте с каши или пюре. Малыш первым делом попробует стучать ложкой по столу, по тарелке. Спокойно остановите его, покажите, что ложка предназначена для более интересного дела - ею можно брать из тарелки еду и отправлять в рот. Вначале малыш будет пачкаться, ронять кашу на стол - это не страшно. Замечено, что дети, рано приученные пользоваться ложкой, раньше начинают говорить и лучше произносят "трудные" звуки ("р", "ш") - умение пользоваться ложкой, так же как и действия пальчиков, стимулирует развитие речевых зон коры головного мозга. Надо вырабатывать у малыша и первые навыки поведения за столом, формировать привычку к порядку. Не советуем кормить его за общим столом, когда едят взрослые. Это возбуждает и отвлекает ребенка.
Рацион питания ребенка остается в основном прежним. Если у малыша нет диатеза, можно раз-два в неделю заменять мясо нежирной рыбой, например треской. Овощи уже не протирайте, а разминайте вилкой. Если ваш ребенок до этого возраста питался преимущественно консервированными овощными и фруктовыми пюре, готовыми (инстантными) кашами быстрого приготовления, начинайте постепенно вводить блюда, которые вы готовите сами, - позднее будет сложно отучить его от слишком нежной пищи.
Обычно к третьей четверти года у мамы уменьшается количество грудного молока. В теплое время года, когда высока вероятность кишечных инфекций, желательно сохранить хотя бы два кормления грудью - утреннее и вечернее. Если же это не удается, замените адаптированной смесью или кефиром сначала утреннее кормление, а через 7-10 дней - и вечернее. Если же молока у мамы достаточно, желательно давать ребенку грудь 2-3 раза в сутки до достижения им 1 года - 1 года 2-3 месяцев, разумеется, сочетая грудное молоко с необходимыми ребенку по возрасту продуктами.
До конца девятого месяца режим дня ребенка остается прежним, т.е. рекомендуется, чтобы днем он спал три раза. Но все дети - разные; ослабленным, утомляемым детям три дневных сна необходимы иногда и за пределами девятого месяца, а вот уравновешенных, спокойных детей к концу этого месяца уже можно перевести и на 2 дневных сна, т.е. увеличивается бодрствование, последовательность основных событий жизни ребенка становится такой: сон - бодрствование - кормление - бодрствование. Который из снов отменить, вам подскажет сам ребенок, но это должно быть в первой половине дня, а не во второй. На девятом месяце несколько более затруднительной становится прогулка - ведь ребенок еще не ходит, но уже не хочет (и не должен) долго сидеть, допустимо пользоваться прогулочной коляской, но долго оставаться в ней ребенку вредно - это нарушает формирование осанки, затрудняет кровообращение и дыхание. В такой коляске удобно довезти малыша до сквера или парка, а там уже можно то брать его на руки, то дать постоять, держась за коляску, то повозить его в ней.
В этом возрасте все более заметными становятся индивидуальные различия детей (например, у малышей из двоен или троен). Вес тела у вполне здоровых детей может колебаться от 8 до 10 кг, рост - от 70 до 75 см. Большой родничок уже может быть почти закрыт, а может еще иметь размеры до 1,5х1,5 см. И то и другое - норма.

Екатерина Комар

Врач-неонатолог,

НИИ акушерства и педиатрии,

г. Ростов-на-Дону

Неделя тридцать третья

К началу тридцать третьей недели плод уже до-статочно подрос (его масса составила 1800 г), ему становится все теснее в полости матки. По этой причине его движения становятся более ску-пыми из-за резко ограниченного пространства, но более интенсивными и резкими в силу возрос-ших возможностей плода. Его мышечная система укрепляется (он постоянно тренировался на про-тяжении всех предшествующих недель), растет и его масса, что в совокупности делает его толчки более сильными. В начале девятого месяца свое-го развития в большинстве случаев плод уже рас-положен головкой вниз (это положение является наиболее физиологичным - обеспечивающим оптимальное протекание родов). Однако иногда положение, когда плод располагается в полости матки головкой вверх, сохраняется на протяже-нии еще ряда недель. Но это не значит, что у него не будет возможности перевернуться. Иногда в результате активных движе-ний, с помощью специальных гимнас-тических упражнений, выполняемых ма-терью, плоду удается принять опти-мальное для родов положение. Если же нет - то и это не страшно: опытные акушеры в процессе родов оказывают специальные акушерские пособия (руч-ные приемы, применяемые акушерами для обеспечения как можно более щадя-щего для плода и матери течения родов), позволяющие избежать возможных ос-ложнений.

Постепенно увеличивается толщина подкожного жирового слоя, благодаря чему кожа плода становится все более гладкой. Цвет ее меняется на все бо-лее светлый, приближается к розовому. Уменьшается количество пушковых во-лосков (лануго), покрывавших до этого практически все тело плода. Волосы на его голове становятся все более густыми и темными. Но часто бывает так, что ре-бенок рождается практически без волос на голове. В этом случае они у него отрас-тают несколько позже. Количество первородной защитной смазки, покрывающей тело плода, ста-новится больше - так проявляется под-готовка к процессу родов, в ходе кото-рых она и понадобится.

Продолжается совершенствование, со-зревание внутренних органов плода. Сердце увеличива-ет свою массу, благодаря чему усилива-ются его «насосная» функция. У кровенос-ных сосудов увеличивается толщина стенок, благодаря чему повы-шается их тонус. У легких за-канчивается формирование альвеол (морфологических и функциональных единиц легочной ткани - крохотных воздушных пузырьков, в которых и про-исходит газообмен между кровью и вды-хаемым воздухом). Совершенствуется функция почек, благодаря чему они способны уже лучше филь-тровать кровь, отделяя от нее продукты, являющиеся отходами обмена веществ. Разумеется, грандиозное развитие пре-терпевает головной мозг плода. Он уже полностью сформирован. Теперь основ-ная задача его развития - формиро-вание нервных центров, отвечающих за управление теми или иными важ-нейшими процессами в организме. Так, например, формируется дыхательный центр, центр терморегуляции, центр регуляции кровообращения (сердечно-сосудистый центр). Кроме того, растет количество нервных связей, обеспечи-вающих взаимодействие между нервны-ми клетками. К концу тридцать третьей недели масса плода возрастает до 1900 г, а дли-на его тела от макушки до ягодиц -43- 44 см.

Неделя тридцать четвертая

На этой неделе в плаценте матери начи-нают интенсивно синтезироваться гор-моны, стимулирующие выработку мо-лока в молочных железах. Этот фактор является серьезным шагом в подготовке груди к лактации. Плод часто и с удовольствием сосет свой палец, благодаря чему хорошо разви-ваются мышцы, принимающие участие в акте сосания. Особенно это относится к мышцам, расположенным в толще щек. Именно поэтому щечки новорожденного ребенка имеют приятную симпатичную округлость. Тренируя свой желудочно-кишечный тракт, плод постоянно заглатывает око-лоплодные воды. Также благодаря этому ин-тенсивно работают почки плода, возвра-щая в околоплодные воды около 500 мл кристально-прозрачной мочи.

Волосы на голове плода становятся значительно гуще и темнеют, приобре-тая красящий пигмент, но это не озна-чает, что такими они и останутся на всю жизнь. Нередко случается, так, что родив-шись брюнетом, к году ребенок оказыва-ется светло-русым или наоборот. Продолжается функциональное раз-витие печени и поджелудочной железы. Печень вырабатывает желчь, которая, ско-пившись в желчном пузыре, постепенно поступает в просвет тонкого кишечни-ка - в последующем она будет прини-мать активное участие в процессе пи-щеварения. Поджелудочная железа ин-тенсивно синтезирует инсулин {гормон, регулирующий уровень сахара в крови) и начинает синтезировать пищевари-тельные ферменты (липазу, расщепляю-щую жиры), трипсин, химотрипсин, карбоксипептидазу расщепляющие белки), амилазу, лактазу, мальтазу (расщепля-ющие углеводы).

Движения плода становятся все более упорядоченными: он не просто хаотично двигается, но сильно толкается ручками и ножками, выпрямляет туловище. Плод хорошо слышит разнообразные звуки, у него теперь есть предпочтения: некоторые звуки ему явно нравятся, он реа-гирует на них кратковременным замиранием, при этом его сердцебиение становится спокой-нее. Если же звук, который слышит плод, ему неприятен, он реагирует усилением двигатель-ной активности и учащением сердцебиений.

Плод активно растет, укрепляется его костная система. Кости плода становятся плотнее, в связи с чем он потребляет кальций из крови матери, Если в этом сроке мать не получает достаточного количества кальция с пищей или в виде препара-тов кальция, то ее организм может страдать от де-фицита этого элемента. К концу тридцать четвертой недели своего раз-вития плод весит около 2100 г, длина его тела от макушки до ягодиц составляет около 44 см.

Неделя тридцать пятая

Все внутренние органы плода продолжают совер-шенствоваться, их функциональные возможности становятся более зрелыми - продолжается подго-товка всего организма плода к внеутробному су-ществованию. Продолжает откладываться подкожный жир, наиболее заметно это в области плеч и верхней части спины. Лицо плода становится все более округлым и упитанным. Глаза его большую часть времени остаются закрытыми, периодически он их открывает, моргает, зажмуривается. Края ногтей уже достигают кончиков пальцев рук и ног - к моменту рождения ноготки будут уже достаточно длинными. Все меньше и меньше становится пушковых волос на теле.

В кишечнике плода уже скопилось некоторое количество мекония (первородного кала, состоя-щего из клеток эпителия кожи плода и желчи, выделяющейся в просвет кишечника). В норме меконий должен оставаться в кишечнике до мо-мента рождения ребенка и отходить только через 6-8 часов после рождения. Однако если на последних неделях беременности плод ис-пытывает выраженное кислородное голодание, то меконий может отходить внутриутробно, что является неблагоприятным фактором, так как свидетельствует о неблагополучии со сторо-ны плода и риске возникновения определенных осложнений со стороны дыхательной системы плода, если околоплодные воды, содержащие ме-коний, попадут в его легкие. Это может произой-ти в процессе родов. Обнаружить меконий в око-лоплодных водах акушер-гинеколог может в тот момент, когда воды отходят. В норме околоплод-ные воды прозрачные и имеют очень светлый желтоватый оттенок. В том случае, когда в око-лоплодные воды попадает меконий, они непро-зрачны и окрашены в зеленовато-коричневый цвет. Зачастую при этом в них определяются более или менее крупные включения перво-родного кала. На протяжении последних недель беременности заподозрить присутствие в околоплодных водах мекония можно на основании ультразвукового исследования.

Интенсивно развиваются на этой неделе над-почечники плода (железа внутренней секре-ции - парный орган, расположенный на верхуш-ках обеих почек и

вырабатывающий несколь-ко важнейших гормонов, как регулирующих водно-солевой и минеральный обмен в организ-ме, так и отвечающих за реакцию организма на стресс, формирование вторичных половых при-знаков). К исходу тридцать пятой недели развития пло-да его масса достигает 2200 г (этот показатель и в норме может сильно варьировать, находясь в зависимости от многих факторов, в том числе и от наследственности). Длина тела плода увели-чилась до 46 см.

Неделя тридцать шестая

Тридцать шестая неделя развития плода завершает девятый лунный месяц беременности. По окончанию этой недели плод вступает в важнейший период непосредственной подготовки к процессу родов и адаптации (привыканию) к внеутробному существованию. Плод уже накопил определенное количество подкожного жира, что делает его очертания более округлыми. Лицо плода также округлилось, стали более выпуклыми, пухлыми щеч-ки. Постепенно исчезли складки и морщинки, придававшие прежде лицу плода старческий вид. Совершенствуются центры нервной регуляции дыхания, кровообращения, терморегуляции. К концу тридцать шестой недели дыхательный и сердечно-сосудистый центры уже до-статочно зрелы для того, чтобы в случае наступления пре-ждевременных родов обеспечить работу соответствующих органов.

Легкие плода к этому возрасту уже обзавелись необходи-мым количеством сурфактанта - вещества, обеспечивающего неспадение альвеол. Этот фактор обусловливает упругость аль-веол, ткань легких остается воздушной даже во время выдоха, что делает возможным постоянный газообмен между веноз-ной кровью, омывающей альвеолы, и воздухом, содержащим-ся в них. Если роды наступают на этом сроке, то легкие плода в боль-шинстве случаев вполне способны обеспечивать организм кис-лородом. На этом сроке плод занимает свое окончательное положе-ние в полости матки. Он настолько подрос, что изменить по-зицию ему, скорее всего, не удастся, хотя крайне редко быва-ют такие случаи.

Как правило, плод располагается в полости матки головкой вниз. Его позиция - с прижатыми к телу ручками и ножками и согнутой головой с прижатым к груди подбородком - обеспе-чивает наиболее компактное размещение в очень ограничен-ном пространстве.

Кости черепа у плода достаточно мягкие, между ними име-ются узкие щели и роднички, заполненные упругой и эластич-ной соединительной тканью. Эта особенность строения чере-па плода обеспечивает возможность менять конфигурацию в процессе родов: проходя по узким родовым путям матери. головка плода может изменить форму с округлой на вытяну-тую, что предохраняет и головной мозг плода, и родовые пути матери от травмирования.

Все органы продолжают совершенствоваться. Каждый из них уже достаточно зрел для того, чтобы в случае наступления родов обеспечить жизнеспособность плода, однако оставшие-ся недели необходимы для того, чтобы подготовить малыша к стрессу, который неминуемо ожидает его как в процессе родов, так и на протяжении первых недель жизни. К концу тридцать шестой недели развития плод имеет массу от 2400 до 2600 г. Длина его тела увеличивается не такими быстрыми темпами, как масса, и составляет 45- 46 см.

Таким образом, на протяжении девятого месяца своего развития плод набирает до 800 г веса. Очень важным является то, что к этому сроку все органы плода уже практически завер-шили свое развитие. Теперь будут совершенствоваться важней-шие нервные центры, оттачиваться согласованные действия эндокринной системы. Плод вступает в фазу своего развития, которая завершается с наступлением родов.



Публикации по теме