Мастер-класс: лепка из пластилина в технике «Миллифиори. Мастер-класс

Нашла много полезного, приведу выдержку из одной из статей по нашей сегодняшней теме: " Пластика - гораздо больше, чем просто искусственная глина. С ее помощью можно имитировать практически любой художественный эффект и поверхность: стекло, дерево, ткань, натуральную глину, фарфор, слоновую кость, любые поделочные камни. Возможности безграничны, и все зависит только от мастерства и таланта исполнителя. На работу с полимерной глиной легко переносятся принципы работы кузнецов (техника Мокуме-Гане), ткачей (техника Баргелло), резчиков по дереву, художников, даже кондитеров.

Миллефиори (от итальянского «milli» - тысяча и «fiori» - цветы) - старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы), затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок. Стеклянные изделия и украшения миллефиори притягивают к себе взгляды уже несколько сотен лет.

В 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. Она провела мастер-класс по изготовлению декоративных миниатюрных конфет из пластики с использованием принципов стеклодувной техники. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» - трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. И действительно, форма, принцип расположения узора и способ нарезки брусочков с рисунком очень напоминают это мясное изделие.


С начала 80-х годов «колбасная» техника (или миллефиори) бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой. С ее помощью из полимерной глины мастера творят настоящие шедевры. Колбасы делают не только цветочные, но и с самыми разными рисунками. Но принцип везде один и тот же, - тот, что придумали итальянские мастера-стеклодувы с острова Мурано еще в далеком 14-м веке.

Размер рисунка зависит от замысла, но удобнее складывать рисунок 2-4 см высотой. Диаметр колбасы тоже лучше делать не слишком большой и не слишком маленький, где-то 3-5 см. Затем можно ужимать и уменьшать колбаску до нужного вам размера. Форма брусочка с рисунком может быть любой - круглой, квадратной, треугольной и вообще любой сложности. Но уменьшать удобнее простые формы. Начинать лучше с простых круглых колбасок:

" - конец цитаты;)

Хочу показать еще для примера, какие красивые штуки можно сделать в этой технике -

но это уже другой уровень, может, когда-нибудь и дорастем;), а мы с вами пока - начинающие, поэтому начнем с простого, попробуем сегодня с вами сделать цитрусовую колбасу!

Поскольку апельсиновые дольки с лимонными я уже делала, я сегодня буду делать дольки лайма и грейпфрута. Но лимончики-апельсинки делаются так же, только цвета соответственно берете лимонно-желтый или оранжевый.

Итак, лайм. Понадобится пластика зеленого, желтого, темно-зеленого и белого цвета.

1-2. Берем пластику зеленого цвета, я смешала примерно в равных частях с желтым премо скалпей, получила светло-зеленый оттенок, раскатываем его в колбаску, кончики с двух сторон ровно отрезаем, смешиваем с темно-зеленым цветом (я его для чего-то смешивала раньше - зеленый плюс коричневый), получаем оттенок чуть темнее - это для кожуры.

3. раскатываем пласт белой;

4. заворачиваем в белый пласт зеленую колбаску;

5. Раскатываем полученную колбасу в тоненькую длинную;

6. нарезаем ее на 8 равных частей;

7. с помощью линейки, придавливая по все длине колбасы, придаем каждому отрезку колбасы форму капли в сечении;

8-9-10. складываем кусочки друг к другу плоскими сторонами, это я просто показала, какой у меня размер получился, но на самом деле в серединку надо еще вложить тонкую белую колбаску - сердцевинку! Плюс раскатать длинную тонкую колбаску для заполнения канавок между дольками - 8 отрезков;

11. Дольки аккуратно прижимаем друг к другу, заделываем "канавки" с внешней стороны, слегка прикатаем колбасу; можно (и наверное, лучше) обернуть еще в один тоненький слой белой пластики, но я чего-то не стала;

12. заворачиваем получившуюся колбасу в тонкий пласт чуть более темной зеленой пластики - делаем "кожуру";

13. Получилась вот такая колбаса. Чтобы нарезать из нее пуговки-бусинки, убираем минут на 20 в холодильник;

14. Вот такой срез у нас получается! Можно нарезать пластиками, и проделать насквозь отверстие, а можно ими обернуть круглые бусины из основы из ненужной пластики;

15. Если ужать колбасу - получится более мелкий рисунок, дольки меньшего размера.

Ужимать колбасу - целое искусство, делать это надо не торопясь, очень осторожно, начиная от середины колбасы к краям, иначе симметричность рисунка может пострадать. Словами описать этот процесс сложно, посмотрите по ссылке видеоурок, мне кажется, это более понятно будет!

Для грейпфрута практически все то же самое, только для "мякоти" я смешала красный цернит и оранжевый фимо, пыталась получить прожилки, скручивая многократно две колбасы разного цвета, как выяснилось впоследствии - наверное, можно было делать это и менее тщательно - прожилок после ужимания колбасы практически не видно

белый фимо у меня закончился, взяла скалпей премо, он оказался менее эластичным, и колбаса получилась менее аккуратной.

Как показала практика, наиболее благодарной и интересной для моих читательниц темой остается тема пуговок, сегодня я покажу, как использовать остатки "тыквенной" колбасы и сделать из нее осенние листики.

Итак, пуговка "Осенний листик"

1-2. Для каждого листика понадобится 2 ломтика "тыквенной" колбасы. Один срез оставляем как есть, другому придаем форму капельки.

3. Ломтики нужно будет разрезать, вот так;

4. Делаем серединку листа из "капельки", разрезанной повдоль;

5. складываем коричневыми сторонами друг к другу, формируем ромбик - корабликом,

6. кружочек режем на 4 равные части - пополам, потом еще раз пополам;

7. складываем по два коричневыми сторонами, формируем правильные ромбики - это будут боковые ответвления листика;

8. Складываем все три части вместе, аккуратно с боков прижимаем их;

9. Для черенка листика нужен кусочек коричневой пластики, я просто срезала его с кончика колбасы;

10. формируем черенок, легонько прикатываем скалкой всю поверхность листика, выравнивая неровности;

11. лезвием сделаем насечки

12. Закругляем линии разрезов, иголочкой процарапываем прожилки, делаем дырочки -

Листик готов к запеканию!

Еще, продолжая тему листиков, я сделала вот такие -

Чижевская Елена Владимировна

Педагог дополнительного образования, МБДОУ ЦРР - д/с "Золотой ключик", Ростовская область, город Зерноград

Чижевская Е.В. Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной лепке в технике "Миллефиори" в рамках конкурса "Педагог года-2018" // Совушка. 2018. N1(11)..08.2019).

Заказ № 73564

Тема : Лепка в технике миллефиори «Цветочная композиция» .

Цель : Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности детей.

Задачи :

Познакомить педагогов с приемами нетрадиционной лепки на примере выполнения работы в технике «миллефиори» ;

Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия , творчества детей;

Рассмотреть «миллефиори» как один из видов изобразительной деятельности и его значение для развития ребенка;

Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса ;

Форма проведения мастер-класса:

С педагогами и для них без участия детей;

Лекция с элементами презентации + практическая работа.

Материалы для работы:

Заготовка панно;

Пластилин;

Доска для лепки;

Емкости с водой;

Резачок, чеснокодавилка;

Скалка для раскатывания;

Стека, деревянная палочка;

Влажные салфетки;

Бабочка для декора;

Оформление :

Презентация по теме мастер-класса ;

Работы детей и педагога в технике «миллефиори» ;

Методические материалы, книги по нетрадиционным техникам лепки.

Оборудование : 3 стола, расставленных полукругом. На каждом столе -материалы и приспособления для лепки.

Структура мастер - класса:

  1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса . Содержание мастер -класса в целом и его отдельных составных частей.

2 . Теоретически - демонстрационная часть.

Значение нетрадиционной лепки для развития ребенка.

Миллефиори - как вид нетрадиционной лепки в изобразительной деятельности.

Пояснение основных этапов выполнения элементов композиции в технике «миллефиори» .

  1. Практическая часть.

Освоение приемов выполнения элементов цветка в нетрадиционной технике лепки «миллефиори» . Выполнение панно «Цветы» в технике миллефиори.

  1. Рефлексия участников мастер-класса . Подведение итогов.

Ход мастер-класса:

1. Вступительная часть.

Педагог: Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече! Начать я хотела бы с японской пословицы:

«Расскажи мне - и я услышу,

покажи мне - и я запомню,

дай мне сделать самому - и я научусь!»

Предлагаю Вам познакомиться с нетрадиционной техникой лепки миллефиори. Миллефиори с итальянского языка переводится как тысяча цветов. Эта техника итальянских стеклодувов применялась для создания мозаичных узоров из стекла. Сегодня технология успешно применяется в работе с полимерной глиной. Здесь она получила название от английского кейн - трость. Я применяю эту технику в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста

Сейчас я попрошу выйти желающих 5 человек для участия в мастер - классе . Предлагаю выразить друг другу радость от нашей встречи.

Игра «Давайте поздороваемся»

Педагоги под музыку начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: (будьте внимательны)

1хлопок — здороваемся за руку;

2хлопок — здороваемся плечами;

3хлопок — здороваемся спинами.

Для полноты тактильных ощущений вводится запрет на разговоры во время игры.

Педагог : Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. А теперь предлагаю занять места за столами.

Сидим красиво, спины держим ровно. На столе у вас имеются все необходимые инструменты и приспособления при работе с которыми соблюдаем технику безопасности. Об этом я всегда напоминаю своим детям.

Начнем с трости лепестка.

Алгоритм действий:

Возьмем заготовку - белую трость, стекой делаем надрез по всей длине трости, разрезаем не до конца, примерно чуть больше середины. Вставляем в разрез узкую пластину яркого цвета. Выступающие части обрезаем стекой, немного раскатываем трость по рабочей поверхности. Заворачиваем в заготовку - пластину яркого цвета (сиреневый, красный) нашу трость не внахлест. Если края немного не соединились их можно соединить руками, все лишнее обрезаем. Формируем из трости лепесток, для этого сторону, где сделали вставку, по всей длине делаем немного уже. Берем приспособление - резачок, которое я сама изготовила, трость держим вертикально и нарезаем ее. Делать это нужно аккуратно, проволоку фиксировать пальцем на толщине 1,5 мм и протягивать ее плавно параллельно трости. Нарезанные детали откладываем на тарелку.

Теперь берем кусочки пластилина зеленого и желтого цветов, смешиваем их. Во время манипуляции с пластилином у нас происходит естественный массаж - Су-Джок терапия . Дети любят и регулярно делают этот массаж на занятиях, он воздействует на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и профилактики речевых нарушений. Раскатали колбаску. Какого цвета остались пластины? - (зеленого).

Их мы используем для приготовления трости листа. Складываем пластины друг на друга, темную пластину вниз, в центр кладем нашу заготовку и соединяем края, лишнее обрезаем стекой. Формируем лист, он уже чем лепесток, для этого трость с обеих сторон заостряем. Нарезаем таким же способом. Скатываем маленький шар для сердцевины цветка.

Нам осталось составить с вами цветочную композицию на заготовке по собственному замыслу, подключив свое творческое воображение и фантазию. Если композиция готова, приступаем к декорированию. Деревянной палочкой делаем в сердцевине точки. Стекой по краю лепестка делаем насечки, это придаст ему объем и, прорисовываем прожилки на листе.

Замечательные получились цветы, на них непременно должна сесть бабочка - делаем последний штрих!

Наводим порядок на рабочем месте, вытираем руки влажной салфеткой

Теперь рассмотрим ваши работы, замечательные получились панно, вы можете их забрать с собой, они украсят любой интерьер

4. Рефлексия участников мастер-класса . Подведение итогов.

Вопросы для рефлексии участников мастер-класса .

Скажите, вам понравилось работать в технике миллефиори?

Возник ли у вас интерес к использованию этой техники лепки в рамках учебно - воспитательного процесса?

В заключение мастер-класса хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам . Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашимидетьми.

Подвести итог нашей встречи хочу словами Жан-Жака Руссо:

«Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума»

Спасибо всем, я получила огромное удовольствие от общения с вами!

Желаю Вам творческих успехов!

Елена Швецова

Цветок в технике миллефиори . Мастер-класс . Часть 2 .

Предлагаю Вашему вниманию следующий мастер-класс «Цветок в технике миллефиори » , посвященный лепке из пластилина в технике миллефиори .

Каждый из представленных Вашему вниманию мастер -классов входит в работу над реализацией проекта по теме «Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях студии художественного творчества» , поскольку лепка имеет огромные возможности в развитии ручной моторики дошкольника.

В процессе лепки с детьми полезно поиграть в дидактическую игру «Я, ты, он, она» , когда в процессе движения пальцев и ладоней ребенок синхронно озвучивает действия, повторяя глагольные формы. Например, «я раскатываю, Даша прищипывает, он скатывает, Егор сплющивает» и так далее.

Для работы нам снова нужен пластилин, стеки, доска для лепки и салфетки.

Выбираем цвет пластилина , для середины цветка (желтый, например, белый и розовый – для лепестков.

Скатываем кусочки пластилина в шарики


Раскатывает шарики в колбасы


Розовый шарик сплющиваем в пластину


Оборачиваем колбасу белого цвета розовой пластиной


Ужимаем двухцветную колбасу пальцами , слегка вытягивая ее по длине

У нас получилось два промежуточных продукта


Разрезаем колбасу на пять частей (количество лепестков)


Складываем все колбасы вместе вокруг желтой колбасы – середины цветка



Ужимаем всю конструкцию нежно пальцами, при необходимости подправляя края стекой


А теперь самый приятный процесс! Режем колбасы – дети стекой, а взрослые – макетным ножом (срез получается более аккуратный)


Если Вас захватит творческий процесс и разгуляется фантазия, можно добавить тонкие темно-розовые жгутики (или иного цвета по Вашему выбору ) между лепестками цветка и продолжить нарезку колбас



Вот и чудо миллефиори – нежный цвет , может быть, абрикосового дерева?


«Начинка» колбас для будущих цветов может быть любого цвета , совершенно любого!



На коллективной работе дошкольников старшего возраста Вы без труда увидите, что каждый ребенок выбирал цвет пластилина по желанию.



Несколько вариантов детских работ


Дети младшего возраста декорировали картину «Цветы миллефиори маме » в упрощенном варианте – скатывали шарики из нескольких цветов пластилина , прищипывали их между подушечками пальцев и составляли каждый свой цветок . А дошкольники старшего возраста в технике миллефиори лепили цветы и листья по всем правилам.



Буду рада, если мастер -класс поможет Вам в Вашем творчестве!С Новым всех годом!

Спасибо всем, кто заглянул ко мне на страничку!

Публикации по теме:

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс цветочка в горшочке. Такие цветы дети средней группы делали в подарок своим любимым мамочкам на праздник.

Сегодня самый главный праздник нашей страны. Поздравляю всех маамовцев с Днем Победы и предлагаю Мастер-класс георгиевской броши, которую.

Мастер-класс «Цветок кусудама» МАСТЕР-КЛАСС ПО ОРИГАМИ «Ц В Е Т О К К У С У Д А М А» ТЕМА: «ЦВЕТОК КУСУДАМА» ЦЕЛЬ: Передача опыта путём прямого и комментированного.

Чтобы у нас получился вот такой цветок из ватных дисков нам понадобится: цветной картон голубого цвета, клей, ватные диски круглые и овальные,краска.

Здравствуйте уважаемые коллеги! В преддверии праздника "День матери" мы решили с детьми сделать праздничные открытки,чтобы порадовать своих.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В очередной раз хочу предложить вашему вниманию полезную поделку. На этот раз- из бумаги. Дети тоже могут.

Елена Швецова

Здравствуйте, уважаемые мои коллеги!

Очень рада, что Вам был интересен, судя по Вашим отзывам, материал предыдущих моих мастер-классов по лепке из пластилина в технике миллефиори.

Спасибо Оксане Теликовой за очень ценный для меня совет – как сделать самодельный резачок, потому что детям нельзя дать макетный нож в руки, а стека режет пластилиновую колбасу грубо, толстым слоем.

Сегодня я покажу Вам, так сказать, сложные колбасы только для дошкольников, но не для Вас!

Если сложить несколько пластин из пластилина, например, зеленого цвета разных оттенков

Или переслоить зеленые пластины белыми пластинами


То после нарезки Вы увидите листики (самый верхний) или хвою


В воображении сразу же складываются новогодние елочки

А уж без листиков не обходится ни одна веточка, ни один букет и так далее



Однажды на занятии детское воображение включилось быстрее моего, и ребенок взял пластилин сначала зеленого цвета, а потом вдруг красного, желтого и со скоростью звука нарезал колбасы. В итоге получились красивые тюльпаны!


А ваза получилась из остатков пластилина! К слову сказать, лепка в технике миллефиори не оставляет ни грамма пластилина, все идет в дело, совершенно безотходное творчество!



Вспомним, как мы скатывали простую колбасу, складывали ее части в цветок и делали «нарезку».


А теперь представьте, что Вы обернули розовую колбаску черной пластиной, ужали ее пальцами, порезали и сложили много-много колбас вместе.


А это ее лицевая сторона!


После «нарезки» получается вот такая сказочная роза!


А может быть не роза! «Это похоже на панцирь черепахи!» - сказала на занятии моя воспитанница Соня и сложила задуманное. Обратите внимание, что травку под черепахой она выполнила так же, как мы лепили листики.


А вот эта моя самая любимая сложная колбаса. Внутри нее внушительный шарик из голубого, белого и фиолетового пластилина, над ним

много

тоненьких колбас (белая колбаска в черной пластине).

Все аккуратно оборачиваем в черную пластину внушительного размера, ужимаем и придаем желаемую форму. Здесь это форма капли.

Это изнаночная сторона сложной колбасы


Это ее лицевая сторона


После нарезки получаются удивительные «капельки» или лепестки


Воображение сразу рисует

цветы

бабочку

Сегодня у нас было занятие по лепке.

Вот некоторые детские работы





И, в заключении, работа Таисии Голубь (старшая группа)«Цветок для мамочки».

Думаю, что теперь Вам не составит труда самим сложить и нарезать эту сложную колбасу.

Желаю Вам удовольствия от своих творческих успехов!

Спасибо всем, кто заглянул ко мне на страничку!

Публикации по теме:

Цветок в технике миллефиори. Мастер-класс. Часть 2. Предлагаю Вашему вниманию следующий мастер-класс «Цветок в технике миллефиори», посвященный.

Дидактическая игра «Собери бусы» (от простого к сложному). Приоритетная образовательная область по ФГОС: познавательное развитие. Описание:.

Дополнительное образование «От простого к сложному» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Сардана» МО АР Программа дополнительного.

Кленовый лист в технике миллефиори. Мастер-класс. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию серию мастер-классов.

Лист ясеня в технике миллефиори. Мастер-класс. Часть 3. Здравствуйте, уважаемые коллеги! С Новым годом Вас всех!Предлагаю Вашему вниманию.

Мастер-класс для детей дошкольного возраста. «Дымковская игрушка птичка-свистулька» .Часть 1. Лепка. Автор: воспитатель Суханова Анна Андреевна.

Юлия Иванова
Мастер-класс по пластилинографии в технике миллефиори «Педагог может все, что угодно…»

Цель : знакомство педагогов с новой нетрадиционной техникой лепки , показать разные способы рисования.

Задачи :

Дать представление о многообразии художественных материалов;

Развивать художественный вкус, фантазию, желание экспериментировать в своей работе, мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Материал и оборудование : пластилин , стека, скалочка, дощечка для лепки.

Сообщение :

Миллефиори (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы, затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок.

В 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» - трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. И действительно, форма, принцип расположения узора и способ нарезки брусочков с рисунком очень напоминают это мясное изделие.

С начала 80-х годов «колбасная» техника (или миллефиори ) бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой . Но не только с пластикой , можно творить такие чудеса! Колбаски миллефиори можно делать и из пластилина .

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, по мере необходимости изменяет. Основной инструмент в лепке - руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Пластилин - универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Пластилинография имеет два смысловых корня : «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин » подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Мои ребятишки очень любят делать интересные,красочные поделки. Но так как эта техника немного сложна для дошколят, ее можно упростить. Заготовки для своих цветов мы делали двумя способами.

Первый способ : из пластилина разного цвета катаем колбаски одинаковой длины. Затем соединяем их друг с другом,скатываем и нарезаем стекой на тонкие полоски.

Второй способ : одну колбаску заворачиваем поочередно в пластины (лепешки) из пластилина разного цвета , скатываем и нарезаем стекой на тонкие полоски.

Третий способ : изготавливаем пластины , накладываем их друг на друга, заворачиваем в трубочку и разрезаем.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам попробовать с детьми данную технику .

Ведь недаром Нина Павловна Сакулина говорила : «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Литература :

1. Интернет- ресурс : http://www..html

2. Интернет-ресурс : http://www.liveinternet.ru/users/4325490/post392883054

3. Г. Н. Давыдова "Пластилинография " Издательство "Скрипторий

Публикации по теме:

Цветок в технике миллефиори. Мастер-класс. Часть 2. Предлагаю Вашему вниманию следующий мастер-класс «Цветок в технике миллефиори», посвященный.

Детский мастер-класс по работе с пластилином «Утенок-непоседа» в технике пластилинографии Здравствуйте! Сегодня мы ребятами 2-ой младшей.

Досуг для первой младшей группы «Папа может все, что угодно!» Досуг для 1 младшей группы «Папа может все, что угодно!» Цель: формирование у детей первых представлений об Армии, о защитниках Отечества.

Физкультурный досуг «Папа может всё что угодно!» Спортивный досуг в подготовительной группе «Папа может всё что угодно!» Цель: - привлечь родителей к совместной активной деятельности.

Кленовый лист в технике миллефиори. Мастер-класс. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию серию мастер-классов.

Лист ясеня в технике миллефиори. Мастер-класс. Часть 3. Здравствуйте, уважаемые коллеги! С Новым годом Вас всех!Предлагаю Вашему вниманию.



Публикации по теме