Мелкая моторика. Образовательный портал Мелкая моторика для детей 4 5 лет

Развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет.

Актуальность.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

Задачи:

Обучающие:

1.Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие:

1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

Воспитывающие:

1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

Пальчиковый тренинг.

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Ручная умелость.

Рисование пластилином.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

Развитие графических навыков.

Рисование по трафаретам.

Вырезывание ножницами.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки.

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

В разделе «Пальчиковый тренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

В разделе «Графические навыки дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

Перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики на 2016-2017 учебный год в средней группе.

Тема занятий.

Цель занятий

Диагностика

Выявление ведущей руки

«Детский сад и игрушки». Октябрь.

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки.

1.Пальчиковая гимнастика

«Дружат пальчики».

2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)

3.Раскрашивание игрушек.

Детский сад и игрушки»

Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики»,

2. Игра «Что это?». Определить

плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

3.Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».

«Осень»

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев.

1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2.»Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3.Пластилинография. «Осеннее дерево».

«Огород. Овощи».

Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

«Сад. Фрукты».

Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу.

1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

3Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты».

«Ягоды»

Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

1Пальчиковая игра «По ягоды».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды)

3.Пластилинография. «Клубника».

«Дом. Семья»

Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на

плоскости. Продолжать формировать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

2.»Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

«Мебель, квартира».

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память.

1.»Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

2 Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3.»Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.

«Зима».

Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление.

1.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

2.Игра «Что лишнее и почему?»

3.«Сказочный домик» (оригами)

«Зимние забавы»

Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой

моторики. Научить скатывать шарики из салфеток.

1.Хороводная игра «Снежная баба»

2.Игра с пробками «Лыжи»

3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

«Новый год».

Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

1.Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку» Выкладывание

геометрических фигур в определенной последовательности.

3.«Елочная игрушка» (оригами)

«Новый год»

Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную

координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

1.Пальчиковая игра «Елочка» «В лесу родилась елочка»-

2.Рисование по точкам «Елочка»

3.Нарядная елочка (оригами)

«Зимующие птицы».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными

способами.

1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль,

горох.

2.Пальчиковая игра «Снегири»

3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях.

«Домашние

животные»

Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

1.»Маленький конструктор»-

выкладывание из геометрических фигур животных.

2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».

3.Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

«Домашние

птицы»

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

1. «Накормим птичек»- скомкать бумагу в маленькие комочки.

2.»Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой.

3. «Цыпленок» (штриховка)

«Транспорт»

Развивать зрительно двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Закрепить назначение транспорта.

Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

1.Рисуем машину пальчиками на крупе.

2.Игра «Назови вид транспорта и его назначение»

3.«Машина» (оригами) .

«Этикет»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек.

3.Изготовление Валентинки из бумаги.

«Наша Армия».

Продолжать развивать зрительно моторные функции.

1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

2.Пальчиковая игра «Солдаты».

3.Штриховка «Танк».

«Весна»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с крупой.

1.»Потекли ручейки» - рисование пальцами на крупе.

2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.)

3.Аппликация из пшена «Солнышко»

«Мамин праздник»

Развивать мелкую моторику.

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать учить складывать цветы из бумаги.

1.Завязываем бантик на подарке

2.Смотать клубок для бабушки.

3.Открытка для мамы. (оригами)

«Комнатные

растения»

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить штриховать в разных направлениях.

1.П \и «На окошке в горшочке»

2. Обрывание цветка по контуру.

3.Штриховка цветка в горшке.

«Дикие животные»

Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций.

Познакомить с новым видом штриховки: клубок.

1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это есть.

3.Штриховка диких животных.

«Перелетные птицы»

Упражнять в выкладывании фигур из палочек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

1.Пальчиковая игра «Встреча птиц.

2. «Домик для скворца»- выкладывание из палочек по принципу «колодца»

3.Обвести птицу по трафарету и вырезать птицу.

«Весенние цветы»

Учить работать с трафаретами и

шаблонами. Продолжать учить

работать с бумагой.

1.Упражнение «Мотылек».

2.Работа с трафаретами (в парах), изготовление зашумленных картинок.

3.Коллективная аппликация «Весенний луг».

«Мой город»

Упражнять в работе с трафаретами.

Учить ориентироваться на микроплоскости.

1.Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка.

2.Пальчиковая гимнастика «Дом».

3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

«Правила дорожного

движения»

Учить работать с ножницами.

Продолжать учить прикладывать

пластилиновые колбаски по контуру.

1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать.

3.Пластилинография «Светофор»

«Рыбы».

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развивать зрительное внимание, память.

1.Пальчиковая игра «Рыбка»

2. Упражнение «Чего не хватает»

3.Пластилинография. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

«Насекомые»

Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций.

Совершенствовать графические навыки.

Продолжать учить работать с пластилином.

1.Пальчиковая игра «Сороконожка»

2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую.

3. Пластилинография «Гусеница».

«Лето»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики

Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.

1. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

2.Пальчиковая игра «Пчелы»

3.Коллективная аппликация «Лето».

Диагностика

Обследование мелкой моторики.

Диагностический инструментарий.

Обследование мелкой моторики рук.

Литература.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

Ярославль: Академия развития, 2009.

Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»

Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития

детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.


Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

  • Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

  • Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

  • Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

  • Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

  • Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.







Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.



Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Специалисты в области дошкольного образования не раз подчеркивали важность вопроса развития мелкой моторики рук у детей. Этот вопрос остается актуальным и в настоящее время.

Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется физиологическими и психическими особенностями детей данного периода развития. Это обусловлено тем, что в именно в дошкольном возрасте активно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, а это расширяет его возможности познания окружающего мира. В основе всестороннего познания окружающего мира лежит тактильно-двигательное восприятие. Именно чувственное восприятие дает первые впечатления и знания о форме, величине и расположении предметов в пространстве. Развитая мелкая моторика также является одним из главных помощников овладения речью для ребенка.

Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Зачастую именно в этой области дети дошкольного возраста испытывают трудности. Поэтому я считаю, что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать с раннего возраста.

Мой педагогический опыт состоит в подборе и применении дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.

В группе мною созданы условия для соответствующей детской деятельности, была подобрана и создана система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет.

Построенная систематическая работа с детьми совершенствовала и закрепляла мелкую моторику детей 3-4 года жизни.

Моя работа проходила в несколько этапов .

На подготовительном этапе проанализирована психолого-педагогическая литература, определено, что такое мелкая моторика, значение игр и упражнений для ее развития, а также подобран комплекс дидактических игр и упражнений, ориентированных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни.

Основной этап предполагает применение дидактических игр и упражнений в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.

На заключительном этапе проанализированы результаты проведенной работы.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мною определено, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Так же применяется термин ловкость в применении к моторным навыкам руки и пальцев.

Мною выделено следующее значение развития мелкой моторики:

  1. Мелкие и точные движения кистями и пальцами рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие высших психических функций – мышления, памяти, внимания;
  2. Точная и слаженная моторика является основой формирования навыков самообслуживания у детей;
  3. Уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

В связи с этим определены следующие наиболее эффективные методы работы:

Словесный метод;

Наглядно-действенный метод;

Практический метод;

Игровой метод.

Словесный метод предполагает словесные объяснения воспитателя при рассматривании наглядных объектов, разъяснении правил игры или правил и последовательности выполнения упражнения.

Наглядно-действенный метод реализую путем показа предмета, а ребенок имеет возможность предмет рассмотреть, потрогать, действовать с ним.

Практический метод предполагает применение усвоенных знаний в практической деятельности. Поэтому после общего показа и объяснения детям предлагается под руководством взрослого выполнить часть дидактической игры отдельно каждому ребенку. Возможны единичные указания.

Игровой метод занимает ведущее место, так как дидактические игры повышают у детей интерес к обучению. Игровые приемы позволяют быстрее заинтересовать детей и усвоить предлагаемый материал. Часто я использую такие приемы как:

Обыгрывание той или иной ситуации,

Прием появления игрушки, сказочного персонажа;

Помощь игрушкам или сказочным героям в решении трудностей;

Использование сюрпризных моментов.

Мною определены следующие виды работ , направленные на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни:

  1. Игры с мелкими предметами;
  2. Пальчиковые игры;
  3. Дидактические игры.

Игры с мелкими предметами:

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Идеи игр в создании изображений из частей. Но при этом ребенок постоянно манипулирует деталями, что способствует интенсивному развитию мелкой моторики пальцев рук.

  • мозаика;
  • пазлы;
  • конструктор;
  • пирамидки;
  • игры-вкладыши;
  • игры-шнуровки;
  • игры-лабиринты;
  • игры с прищепками
  • игры с палочками и т.д.

Например, это игры:

Мозаика (разного диаметра),

Пазлы (на картонной, мягкой и деревянной основе, в том числе на деревянных палочках)

Конструктор «Лего», «Фермер», «Звёздочки»,

Пирамидки

Кубики Блоки Дьенеша, «Сложи узор»,

Игры-вкладыши «Воздушный шар», «Божья коровка», «Грузовой автомобиль», «Геометрические фигуры»

Игры-шнуровки «Собери бусы», «Пришей пуговицу», «Зашнуруй ботинок», «Собери гусеницу», «Мыши и сыр»

Игры-лабиринты

Игра с прищепками «Солнышко», «Карусель», «Трава», «Овощи», «Фрукты», «Ёжик» и т.д.

Пальчиковые игры:

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

  • скороговорки;
  • чистоговорки;
  • стихи;

В первое время будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но потом, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, дети должны делать их уже самостоятельно.

Картотеки чистоговорок, скороговорок и пальчиковых игр подобраны по возрасту и отражаются в планировании тематических недель.

Дидактические игры:

  • «Цветные дорожки» - прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно;
  • «Веселые дорожки» - прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно или безотрывно провести пальцем по дорожке;
  • «Скалочка» - координация движения рук и пальцев руки при прокатывании скалочкой по поверхности вперед-назад;
  • «Удержи игрушку» - координация движений рук при сжимании и разжимании резиновой игрушки;
  • «Рыбки в аквариуме», «Мед для мишки» - координация движений рук при переносе объемного предмета (шарика) из одной емкости в другую при помощи ложки, совочка;
  • «Перелей воду» - перенос воды из одной емкости в другую при помощи ложки, намачивания и отжимания губки;
  • «Забавные резиночки» - задача ребенка надеть на пальцы резинки в такой же последовательности, как на картинке.

Мастер - класс «Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста»

Рассказенкова Ольга Николаевна
Воспитатель Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27»

Важным фактором в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
(«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А. Сухомлинский)
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Согласно ФГОС ДО среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования отмечается, что ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, у ребёнка развита мелкая моторика; он может контролировать свои движения и управлять ими.

Следствием слабого развития мелкой моторики руки является общая неготовность большинства детей к письму или проблема с речевым развитием. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой.

ФГОС ДО говорит нам о том, что развитие ребенка должно происходить в «формах, специфических для развития данной возрастной группы, прежде всего в форме игры», именно поэтому в своей работе я использую дидактические игры, позволяющие активно развивать мелкую моторику детей моей группы. Таких игр много, я хочу представить те, которые мы изготовили совместно с родителями.
Организационный момент: пусть мы с Вами мало знакомы, но надеюсь, друг друга поймем, а помогут нам в этом игры, их с собою мы возьмем. Посмотрите, какая красивая у меня гроздь винограда, я сейчас оторву от нее одну ягодку и назову свое имя – меня зовут Ольга Николаевна. Передавайте гроздь дальше, каждая «ягодка» называет свое имя.

Ну вот мы и познакомились. Гроздь винограда состоит из разных ягодок, так и мы все разные. Ягодки на веточке вместе, крепко за нее держатся, так и мы будем вместе играть в игры, и обмениваться опытом работы. Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших коллег, которые будут вам добрыми помощниками. С помощью организационного момента я создаю благоприятную атмосферу на предстоящую деятельность, которая с первых минут обещает быть увлекательной, необычной и интересной.
Я предлагаю отправиться на экскурсию по осеннему парку. А чтобы было нам тепло, нужно надеть пальто (раздать шаблоны пальто и предложить застегнуть кнопки). Во время работы читать стихотворение: кнопки вредные на пальто у Верочки, мучаются бедные пальчики у девочки. Кнопочки над Верой будто издеваются, прыгают как белочки, с ниток обрываются. Злые слезы катятся, лоб сурово хмурится, не идти же в платье осенью на улицу?


С детьми можно сделать игру с пуговицами увлекательной, в ходе которой можно ставить различные дидактические задачи: развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, закрепление знаний цветов, размера, обучение счету.
Один, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть, чтобы руки не замерзли, надо руки утеплять (игра «Руки с резинками»). Возьмите по две модели и выполните по образцу задание.Во время работы читать стихотворение: Маша варежку надела, ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал. Маша варежку сняла – здравствуй, пальчик, как дела?(поиграть с пальцами). Дети очень любят такие игры, они развивают мышление,внимание, речь, т. к. дети могут повторять стихотворение вместе с воспитателем.


Есть у дочери ботинки, хороши как на картинке, но одна из всех проблем, дочь не любит их совсем. Ей шнурки не нравятся, с ними трудно справиться (раздать игру «Шнуровка ботиночек»). Ужас, сколько муки, шнуровать 2 штуки! Скользкие, упрямые, озорные самые. Тут шнурки одумались, в дырочки засунулись.


Такой игрой можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания, способствует точности глазомера.
Мы одеты и обуты, можем выйти погулять – предлагаю я для мамы букет листиков собрать (игра «Осенний букет»). Листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберем – маме осенний букет отнесем. «Осенний букет» - это еще одна из любимых игр детей, с ее помощью мы развиваем мелкую моторику, воображение, внимание, координацию движений, речь, закрепляем форму. Ее можно трансформировать в игры «С какого дерева листок», «К дереву беги».


Мы по парку гуляли и за всеми наблюдали, вдруг, откуда не возьмись мыши набежали (раздать шаблоны, предложить сделать мышам глаза, нос, ухо и заплести хвост).


В это время провести физ. минутку с членами жюри. Для начала разогреем наши пальчики (потирание карандаш о ладошки), упражнение «Подъемный кран» - карандашик поднимаем, крепко пальцем прижимаем, «Утюжок» - карандаш я покачу, в лево в право как хочу.
Такие игры с карандашом можно проводить с детьми во время работы в тетрадях, рекомендовать их родителям для индивидуальной работы дома.
Сделайте своей мышке лапки: мышка в гости торопилась и в дорогу снарядилась (побежали ваши мышки), утащили мышки сыр, закатили в норке пир(поиграйте с сыром). Все вверх дном, шурум-бурум, грыз-грыз-грыз и хрум, хрум, хрум. Вариантов этой игры много, она совершенствует согласованность в работе глаза и руки, координацию движений. Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия. Эту игру можете забрать с собой и играть с детьми.
Вот и закончилось наше путешествие в лес.
Посмотрите на солнце, протяните руки к нему. Его лучи, как нежные руки мамы, согревают нас своим теплом, хочется смеяться, радуясь, новому дню.
Если все Вам понравилось, и вы будете игры в работе применять, я прошу лучик солнышку отдать.


Эту игру я применяю как рефлексию в конце деятельности. Можно не только прикреплять лучики, но и украшать лучики лентами, что способствует развитию ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности.
Хочу закончить наш мастер – класс словами философа Эммануила Канта - «Рука – это своего рода внешний мозг!». Это значит, что на кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Буду рада, если данные игры вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.
Желаю всем творческих успехов.

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки , надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 - 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет.

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).

Рыбка

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

  • дорисуй клетку тигренку;
  • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
  • дорисуй бабочку и т.д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
  • попади мячом в корзину;
  • помоги восстановить волейбольную сетку;
  • порази цель в тире.

  • Рисуй с нажимом
  • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
  • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

Игры с предметами

Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы.

Игры с песком и сыпучими веществами

Детям можно предлагать такие задания:

  • пересыпать песок из одной емкости в другую;
  • отсыпать песок мерной ложкой;
  • просевать песок через сито;
  • рисование пальцами по песку;
  • лепка из мокрого песка;
  • поиск в песке зарытых мелких предметов.

Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделки из цветной соли.

Игры с крупами и семенами

Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.

В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.

Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

Игры с пуговицами

Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.

взять на векторе

Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.

Игры с веревочками

Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.

Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.

Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно встретить на страничках развивающих книг из фетра.

Игры с бумагой

Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:

  • сминание и разглаживание листа бумаги;
  • складывание оригами.

Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух. После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития мелкой моторики. Эти кусочки можно использовать для рваной аппликации. В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).

Игры с прищепками

В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:

  • приделать ежу иголки;
  • добавить лучики солнышку;
  • сделать прическу мальчику.

Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:

  • посчитать примеры;
  • прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
  • указать нужную букву.

Игры со спичками

Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:

  • перекладывание со стопки в стопку;
  • выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке;
  • складывание в коробочку.

Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.



Публикации по теме