Методические рекомендации "алгоритм создания загадок". Русские народные загадки С помощью каких приемов создают загадки

Загадка – краткое иносказательное изображение предмета, требующее отгадки.

В энциклопедии записано такое понятие «загадка – это замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

А известный фольклорист В. И. Чичеров писал, что «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

Другой фольклорист В. П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, посланный в форме замысловатого, краткого, как правило ритмически организованного, описания какого-либо предмета или явления».

Загадки были широко известны на Руси, их знали, стар и млад. Долгими зимними вечерами загадки вместе со сказками и песнями можно было услышать на рабочих посиделках, где собирались подростки и молодежь. И сейчас многие из нас с удовольствием загадывают и отгадывают загадки.

Как же возникла загадка? Зачем понадобилось людям сочинять эти маленькие иносказания? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны обратиться к глубокой древности.

Отправляясь в лес, первобытный охотник старался скрыть свои намерения. Он называл зверей и птиц другими, подставными названиями. Потом эта привычка вошла в норму. И даже там, где звери не могли слышать, о них из осторожности говорили иносказательно.

Сначала человек скрывал свои планы только от животных. Но позднее люди стали думать, что у лесов, полей и рек есть свои невидимые хозяева –духи. Дух леса называется леший. У поля было свое невидимое божество – полудница. Невидимый дух жил и в доме, его называли домовой. В бане обитал банник. Этих невидимых хозяев тоже следовало остерегаться, не сердить и скрывать от них свои намерения.

Но раз эти духи со всех сторон окружают человека, то и скрывать приходилось многое. И люди начинают иносказательно говорить об орудиях труда, о домашней утвари, о предметах ловли рыбы и охоты.

Особенно много иносказаний сохранялось у охотников. Например, ворона они называли верховой, кошку – запеченка, корову – рыкуша, свинью – низкоглядка.

Тайная речь позволяла людям скрывать свои намерения не только от природы, но и врагов. Поэтому тайная речь использовалась среди воинов.

В древности отгадывание загадок воспринималось как очень важное умение. У многих народов существовали особые обряды посвящения во взрослость. В эти обряды включалось и испытание мудрости: отгадывание загадок, владение иносказательной речью. Если же человек не выдерживал этот экзамен, то даже если ему было 30-40 лет, то его называли детским именем, не считали взрослым и не разрешали иметь собственную семью.

Типы загадок.

Загадка – это иносказательное изображение предметов или явлений, которое предлагается отгадать. И в самом деле! Например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» представлена капуста.

Есть загадки другого типа: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной; нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные ответы. Например: «Какой месяц короче всех?» Ответ: «Май» (всего три буквы).

Эти типы загадок можно было назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок – загадки-задачи. Например: «Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел:

Два – под березой, один – у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине?»

Предлагаемые в этих загадках задачи требуют сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном – обычное. Сходство четырех типов загадок и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть – вопрос, вторая – ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях.

Тематика загадок.

Загадки имели важное назначение. Когда не было учебников, с помощью загадок люди предавали знания об окружающем мире, в том числе и о животных, особенностях поведения, повадках.

Первыми занятиями людей была охота и собирательство. Значит, загадки о диких животных исторически более ранние. Когда человек начал приручать животных, он открывал для себя их строение, особенности поведения, все это запечатлел в загадках: «Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать» (лиса) или «Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька».

В загадках о растениях люди подмечали особенности строения овощей, деревьев и цветов: «Без окон, без дверей полна горница людей» (огурец) или «Как во поле, во кургане стоит девица серьгами» (береза).

Многие явления природы, такие как радуга, гром, тучи человек не мог объяснить. Одни из этих явлений радовали его, другие внушали страх, пугали. Чаще всего человек старался выяснить, на что похоже то или иное явление: « Красное коромысло над рекою повисло».

Человек обращал внимание на взаимосвязь небесных и земных явлений: «На земле слышно, если на небе стукнет» (гром).

Многие загадки посвящены орудиям труда и предметам, которые окружали человека в доме, во дворе: «Новая посудина, а вся в дырках».

В таких загадках самые обычные предметы иногда изображались непохожими, люди учились замечать и ценить их своеобразие и красоту.

Загадки запечатлели многие предметы, уже исчезнувшие из современной жизни. Такие загадки являются для нас историческим источником. Они несут свои сведения не только о самих предметах, но Ио том, как были устроены эти предметы: «Встану – выше лошади, лягу – ниже курицы» (дуга). Или «Баба Яга вилами нога, весь мир кормит, сама голодна» (соха).

Шло время, а с ним ушли из быта многие предметы. Загадки о них стали непонятными и их перестали загадывать. Но зато появились новые: «за морем птичка поет, сюда весть подает» (радио).

Читая загадку, можно узнать, как простые люди относились к знанию, грамоте, умению читать и писать. Высоко ценили книгу и создавали о ней загадки:

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает».

Способы создания загадок.

Загадки создаются разными способами. Первый способ создания загадок – описание свойств, признаков или качеств предмета: «Черненькая, маленькая, всему свету миленькая» (черемуха). Или «Два конца, два кольца, посередине гвоздик» (ножницы).

Другой способ – сравнение. Сравнение – образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим. В сравнении присутствуют два предмета: тот, который определяют и тот, с которым сравнивают. Другими признаками являются наличие слов: как, словно, будто:

«Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Поверткой в лес» (сорока).

В загадках встречается прием отрицательного сравнения. Этот прием легко узнать, так как в нем отрицаются признаки или свойства сравниваемых предметов: «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит».

Существует еще один способ создания загадок – замещение одного образа другим. Например, в загадке слово «гриб» заменено собственным «Антошка»: «Стоит Антошка на одной ножке».

Я в мире загадок.

В своей работе я рассмотрела происхождение загадок, их типы, тематику и способы создания. У загадки много разных определений, которые близки между собой. Я считаю, что загадка – это краткое зашифрованное описание предмета в виде небольшого стихотворения или вопросительного предложения, которое необходимо отгадать.

Загадки возникли, как тайная речь, которая позволила людям скрывать свои намерения от природы, врагов.

По своему строению загадки бывают: загадки-описания, загадки-иносказания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

Разнообразны темы загадок: животные, растения, природные явления, быт людей. Загадки изменяются: старые умирают, но рождаются новые.

Изучив тему «Русские народные загадки», придумала загадки, используя способы создания загадок, и научилась определять тему и тип загадки.

Загадки-описания: «Как солнышко, но маленький,

Веселый, да удаленький.

Пушистенький ребеночек,

Зовут его » (цыпленочек).

«Серый, усатый,

В тельняшке полосатой» (тигренок).

«Его несешь ты в школу

На лямках за спиной.

Ох! Как тяжел же ящик!

Лежит там разум твой!» (портфель).

«К ней ты прикасаешься –

Глазки закрываются.

Только на нее ложишься –

Сразу сказка тебе снится» (подушка).

«Прилетает в гости к нам эта птичка к холодам.

Красной грудкой щеголяет, всех вниманье привлекает». (снегирь).

Загадки-замещения: «Растет у окошка в глиняном горшочке

Зеленый ежик. Не головы, не ножек» (кактус)

«У меня в квартире солнышко живет.

По веленью кнопки солнышко встает» (лампа).

Загадки-отрицания: «Сер, да не волк.

Длинноух, да не заяц.

С копытами, а не лошадь» (осел)

Загадки – сравнения: «Крылья словно лепестки,

Усы будто у осы,

И летает словно птица.

Нас с тобою не боится» (бабочка).

Загадки – иносказания: «Дали братьям новый дом.

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился» (рука).

«Железные избушки прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой ведет всех за собой» (поезд).

АЛГОРИТМ

СОЗДАНИЯ

ЗАГАДОК.

П 1.

Загадки в нашей жизни.

Роль загадок в занятиях с детьми.

Загадки любят все. Особенно, конечно, дети. Прежде всего, любят загадывать. Причина - интересно поставить " втупик" товарища, а нередко - и взрослого. Детям просто необычно видеть, что родитель или воспитатель что-то не знает! "Как же это? Папа не знает!". Восторг пополам с некоторым страхом и изумлением... "Не знает!". И блестят хитрые глаза - вот она, отгадка, такая простая...

Любят отгадывать. Может быть, дети где-то чувствуют, что отгадывание загадок - это суть жизни человека. Сначала игра, потом жизнь.

А об успехе загадок говорит игра "Что? Где? Когда?", обоюдные каверзы студентов в КВН"е, родившееся на наших глазах капитал-шоу "Поле-чудес", всевозможные конкурсы и викторины. Чуть не забыл детективный жанр. Там-то сплошь загадки.

Естественно, что загадки - прекрасный материал для педагога. В занимательной форме дети получают знания:

О предметах и их связях в живой и неживой природе:

морковь- "красна-девица", растет в земле - "сидит в темнице", а ботва над землей - "коса на улице";

Об аналогиях: очень большое небо - "поле немерено", большое количество звезд - "овцы не считаны", месяц - "пастух рогат";

О функциях вещей: книга - рассказывает, часы – показывают время;

О характере процессов и последовательности явлений: "На болоте родился, три раза крестился, никому не покорился, Героем оборотился" - Ленинград.

Похоже, что проблемное обучение - по сути, это обучение на загадках! Поставим в трудное положение, заставим задуматься...

А откуда берутся загадки? Как они попали в детские книжки, в конспекты педагогов? Как хотелось бы самому сочинять их. Ведь мир вещей расширяется буквально с каждым днем. Вокруг нас персональные компьютеры и ведеомагнитофоны, лазеры и космические станции, роботы. Рождаются новые общественные движения, рождается новое государство. Когда-то сочинятся про это все загадки?! Способ нужен сегодня, сейчас, вчера!

П 2.

Существующие способы создания загадок.

Старинные загадки стали частью фольклора, устного народного творчества. И тут мы сильно не погрешим против истины, если предположим, что загадки создавались испытанным веками способом - методом проб и ошибок (МПИО).

Так, загадки тесно смыкались с творчеством скоморохов, часто использовавших иносказания. Острый глаз помогал подметить явление в мире вещей и процессов, а острый язык - это выразить в нескольких емких словах-образах. А дело слушателя

Догадаться, о чем или о ком идет речь...

И отбирались загадки временем, проверялись на выживаемость. "Четыре братца под одной крышей стоят", "Два брюшка, четыре ушка", - кто скажет, из какого времени пришли к нам эти загадки?

Писатели-переводчики дарят нам загадки других народов. Хорошо известны загадки в переводах К.Чуковского, С.Маршака.

"Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей..."

/Губы и зубы во рту/.

"Шалтай-Болтай сидел на стене..."

/ Яйцо/

"Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нем..."

/Яйцо/

Это образы англо-американских загадок из сборника "Сказки Матушки Гусыни".

Загадки сегодняшнего дня приходят к нам в журналах "Мурзилка" и "Веселые картинки", в стихах детских поэтов.

"Я горячее храню, и холодное храню.

Я и печь, и холодильник вам в походе заменю"

/Термос/

"По небу ходит маляр без кистей.

Краской коричневой красит людей".

/Солнце/

"Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает".

/Свеча/

"На железной клумбе

цветы голубые,

Помогают стряпать

кушанья любые".

/Газовая плита/

"В нашей кухне круглый год

Дед Мороз в шкафу живет".

/Холодильник/

Судя по выбору тем-объектов и отсутсвию каких-либо рекомендаций, можно сделать вывод, что и в настоящее время загадки создаются все тем же методом проб и ошибок. И остается уповать на то, что кто-то вновь подметит острым глазом и выразит острым, запоминающимся словом новые вещи и явления нашего быстро меняющегося мира.

Критика существующих способов создания загадок.

1. Бесплановость в работе создания загадок.

Создание загадок - творческий процесс. А широко распространено мнение, что творчество принципиально не планируемо. Вот придет вдохновение, тогда...

2. Случайность выбора объектов загадок.

Объектами загадок становятся чаще всего предметы обихода, природные явления, школа и ее атрибуты, игрушки, техника. Но так отстают современные загадки от сегодняшнего мира вещей и явлений!

3. Узок круг объектов загадок.

Даже после выбора объекта фантазия не идет дальше нескольких предметов этого круга:

Мебель (стол, стул);

Овощи (капуста, лук, морковь);

Транспорт (автомобиль, паровоз, самолет);

Природные явления (дождь, радуга, снег, ветер);

Школа (мел, доска, звонок).

4. Отсутствие системы в выборе качеств (действий) объектов загадок.

Какие элементы объекта взять для составления загадки, какие его действия описать в завуалированной форме? Ответ существующие методы не дают, вся надежда на фантазию.

5. Невозможность научить любого человека "конструированию" загадок.

Упование на интуицию и фантазию, озарение, напрочь отвергают возможность обучения этому искусству. Есть талант - удешь создавать загадки, нет - извини...

Требования к способу создания загадок.

Основные требования к способу создания загадок вытекают з предыдущего раздела с критическими замечаниями. Естественно, что способ должен обеспечить:

Возможность плановой работы по созданию загадок. Конечно, дохновение - вещь хорошая, но метод должен обеспечить создание 5-ти загадок в час. Шутка, но все же...

Направленный выбор объектов загадок. Например, представили ебе комнату, и об всех предметах (на потолке, стенах, полу, стен) создали загадки.

Расширение круга объектов загадок. Этот пункт тесно смыкается с предыдущим. Ну, куда входит комната? В квартиру. И еперь квартира - объект загадки.

Выбор всех атрибутов (характеристик) объектов. Любой объект состоит из элементов, которые как-то между собой связаны, выполняют какие-то функции; объект как-то развивается во

времени. Именно это и берем.

    возможность научить любого человека "конструировать" загадки. Уже предыдущие пункты показывают, что их реализация похожа на метод-способ: берем объект с его окружением, пристально изучим его элементный состав, связи, функции, историю. И опишем простыми словами. Заготовка загадки готова. Ну, можно этому научиться? Думаю, да.

Что есть для разработки способа создания загадок?

1. Алгоритм создания загадок, предложенный в мае 1989 года слушателем НУНТТ-а Шамовым А.

Объект загадки

Структурный анализ объекта

Функциональный анализ объекта и его элементов

Есть ли

Нет сходный объект Да

Со сходными

Функциями

Описание через Отрицательное

функции сравнение

Композиция

Ритмическая организация

Загадка где O - объект

Пример работы по предложенному алгоритму:

а) выбираем объект - очки;

б) очки состоят из:

Стекол

Оправы (металлической или пластмассовой)

в) стекла исправляют дефект зрения (глаза), оправа

удерживает очки перед глазами;

г) сходный объект - окно, витрина;

И сразу появились два варианта загадки:

Немного стекляшек,

Пластмассы немножко.

И вот уж готово

Для стекол окошко.

Вы бывали в магазине?

Что такое глаз в витрине?

Правда, здесь при наличии сходного объекта использовано не отрицательное сравнение типа "есть стекло и рамка, но не окно", а положительное сравнение "окно для глаза". Аналогично использован сходный объект - витрина.

Полученные загадки показали возможность использования алгоритма. Но в алгоритме есть и недостатки:

Использован только структурный, а правильнее сказать, элементный анализ объекта и функциональный анализ;

Указанные операции идут последовательно;

Предлагается при отсутствии сходного объекта давать описание объекта загадки через его функции;

Предлагается при наличии сходного объекта давать описание объекта через отрицательное сравнение.

2. Для разработки уточненного алгоритма создания загадок воспользовались опытом создания АРИЗ:

Сбор и обработка информационного фонда;

Выявление закономерностей;

Формализация.

п.6

Процесс разработки уточненного алгоритма

создания загадок.

1. В качестве информационного фонда использован сборник загадок для детей (Н>Н>Понамарева), Загадки из книги "Сказки Матушки Гусыни" и др.

2. Загадки из ИФ "пропущены через алгоритм Шамова А., что помогло выявить недостатки алгоритма. Недостатки указаны в предыдущем разделе.

3. Использован опыт работы по проведению ФСА: предлагается сделать параллельный анализ:

Элементный;

Структурный;

Функциональный;

Параметрический;

Генетический.

4. Получена развернутая схема алгоритма, причем схема достаточно сложна для работы.

5. Произведено свертывание схемы. В этом варианте она приобрела вид (см рис 2).

6. Проверка схемы с помощью создания загадок.

Блок-схема алгоритма создания загадок

Объект загадки Надсистема объекта

О1 анализ

Нарушение, изъятие

О1 Положительное описание через Описание

нет Есть ли да через Отрицательное

О1 сравнение

Композиция

Ритмическая организация

Загадка рис. 2

Виды анализа объекта загадки О1:

Элементный;

Структурный;

Функциональный;

Параметрический;

Генетический;

Элементы, из которых построен объект загадки;

Связи между элементами объекта и связи с надсистемой;

Функции самого объекта и его элементов;

Параметры элементов, связей и функций;

Развитие объекта или его элементов во времени.

Рассмотреть возможность нарушения, изъятия какого-либо объекта анализа (исчезновение элемента объекта загадки, исчезновение связи между элементами, нарушение функционирования элемента, нарушение параметра, нарушение хода развития). Естественно, что это приведет к какому-то нежелательному эффекту (НЭ).

Список НЭ даст композицию, а ритмическая организация списка даст искомую загадку.

Загадка может создаваться по линии выбора объекта О", у которого могут быть сходными с О1 элементы, структура, функции, параметры, генезис. Если такого О2 нет, то описание идет через элементы (структуру и т.д.) О1. Если такой О2 есть, то через его элементы (структуру и т.д.) при положительном описании, и через отрицательное сравнение.

Пример создания загадки по алгоритму.

Я на клавиши нажал,

Только музыки не слышу.

А послушный мне металл

На бумаге буквы пишет.

п.7

Примеры создания загадок.

1. Объект загадки - загадка.

Человек Загадка Знание

Слова связаны в фразы.

Заставляет задуматься.

От развлечения до размышления

Слова образы сложного

Образы создают цельную картину.

Учит думать

Загадка часто похожа на стихи, ритмическая организация помогает придать загадке запоминающуюся форму.

Хоть похожа на стишок,

Только действует иначе:

Развлекая - учит нас,

Задает уму задачу.

2. Объект загадки - яйцо.

Яйцо

Скорлупа Скорлупа Служит едой Долго хранится в холоде

Белок

Белок Желток

Дает Не хранится

Желток Цыпленок Цыпленка тепле

Цыпленок

Скорлупа похожа на белую стенку, белок - на кисель, желток - на солнце

Если в холоде держать,

Может целый год лежать.

А положите в тепло,- неожиданно разбиться,

И на ножках убежать.

Если в холоде держать,

Может целый год лежать.

А в тепле, то будет риск,

Что услышим скоро писк.

Желтый шар похож на солнце,

Вокруг кисель, есть белая стена,

И нет ни одного оконца.

3. Объект загадки - паутина.

Паук Муха Паутина усты,

ветки

трава нити сеть из нитей ловит мух нити тонкие

сеть ажурная

Нити похожи на леску для ловли рыбы, на волосы.

Сеть похожа на кружева, на антенну радиолакатора,

на невод, на висячий мост, на сетку-авоську.

По действию есть сходство с ловлей рыбы, с

подстраховкой акробата с помощью сетки.

Между ветками, кустами

Лесной строитель вяжет мост...

И для мухи-пешехода

На том мосту - прощай, свобода!

Я не вратарь, поэтому люблю,

Когда жужжащий "мяч"

В сетку влетает мою.

Кто повесил эти сетки,

Расчертив траву на клетки?

В них pыбки попадаются,

Жужжат и тpепыхаются.

Что за стpанный pыбачок

В лесных кустах забыл сачок?

Как pыбки попадутся,

То жужжат и pвутся.

Про лесного жителя

Спросим у ребят:

С сеткой кто работает,

Словно акробат?

4. Объект загадки - иголка.

Рука Иголка Нить Ткань

Игла, протаскивая нить, оставляет след.

Игла похожа на рыбу.

Вот так рыбка, чудо-рыбка,

Хвост из нитки тянет.

То нырнет, то вновь блеснет

На волнах из ткани.

5. Объект загадки - снегирь.

Ветка Снегирь Мороз, зима Клюв Птица Летает Красная

грудка Тело Свистит Хвост Лапки

Снегирь похож на яблоко, на красный сигнал светофора, на

воздушный шарик.

Может быть, я прав,

Возможно, это шутка:

У птицы на морозе

Раскраснелась грудка.

В зимний сад нельзя войти.

Почему? Готов ответ:

Светофор живой на ветке

Не дает зеленый свет.

6. Объект загадки - утюг.

¦ Рука Шнур Утюг Ткань Пятка Гладит Горячий От нагрева ткань углями до Подошва электрического нагрева Острый Ручка

Утюг похож на пароход, на чайник (такая же ручка).

Электрический пароход,

ТО назад плывет, то вперед.

Были волны, - и нет.

Остается за мной гладкий след.

Я похож на пароход,

И на чайник тоже.

А горячий мой живот

Гладить ткань поможет.

7. Объект загадки - петух.

Куры Двор Петух Голова с Птица Поет по утрам и вечерам

Яркий хвост гребнем

Красный гребень Тело Хвост Ноги со шпорами

тух похож на будильник (по своей функции), по "одеянию"

На клоуна, хвост похож на веер.

Яркий веер за спиной.

Угадайте, кто такой?

Был сначала желтенький комочек.

А сейчас на нем узор из полос и точек.

Был белый - молчун.

Потом желтый - пискун.

Теперь разноцветный - певун.

Ваш будильник просто ходит,

Будит по утру.

Наш будильник очень важно

Ходит по двору.

Я с гребешком, хотя не парикмахер.

Со шпорами, хоть не кавалерист.

В одежде яркой, хоть я и не клоун.

Основа: . Текст и примеры: Эмануэль Т.

Предположим, Вам вдруг захотелось обыграть понятие / явление / объект. Или пришлось запомнить какой-то термин. А может, просто надо намекнуть, какой подарок Вы хотите получить.. В любом случае, выбранное Вами «нечто» можно закодировать в загадку! Всего за 3,5 шага! Автор - Алла Александровна Нестеренко

Шаг 1. Ответ

Первым делом решите, о чем будет Ваша загадка.
Как правило, это существительное, отвечающее на вопрос «Что?».

Для примера возьмем часы.

Шаг 2. Характеристики

В левый столбик запишите основные характеристики и функции выбранного объекта или явления. Для этого просто ответьте на вопросы «Какой?», «Что делает?» и т.д.

Например, наши часы: точные, карманные, ходят и показывают.

Кстати, Вы можете дополнить список своими ассоциациями, отношением и т.д. А также смело внедрить : часы ведь могут быть и академическими, и настенными, и…

Шаг 3. Аналогии

Далее для каждого выделенного Вами свойства приведите . Для этого подберите примеры того, что подходит под данное описание, выполняет те же функции. Иными словами, ответьте на вопрос: «Что еще бывает таким?». Ответы запишите в правом столбике.

Например,
точными бывают также науки,
карманными – фонарики,
ходят (в том числе) шахматные фигуры,
а показывать умеют и проекторы.

Всё! Загадка готова! Осталось реализовать половинку шага – вставить связки! Просто допишите словесные конструкции «но не» между каждой характеристикой и объектом-аналогией (2м и 3м пунктом). В результате стилизации получается загадка:

«Точные, но не науки;
карманные, но не фонарики;
ходят, но не шахматные фигуры;
показывают, но не проекторы.
Что это? Часы!».

Теперь Ваша очередь составлять загадку. Чему Вы посвятите ее?? Может быть, вам захочется составить ?

Таким образом, для каждой выделенной характеристики исходного понятия Вы подобрали соответствующие объекты-аналогии, после чего сформулировали итоговую загадку.

Загадка для термина

А теперь с помощью загадки запомним какой-нибудь термин.
Для этого в качестве исходного объекта загадки выберите понятие или явление, относящееся к профильной области. Например: «электрон».

Вспомним, что это - стабильная, отрицательно заряженная элементарная частица, одна из основных структурных единиц вещества. Выделим ключевые слова и воспользуемся разобранной схемой составления загадки.

6. Загадки, структурно не оконченные и связанные с отысканием отгадки

путём подбора рифмы.


1.Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва. Просвещение. 1985, с. 15.

Итак, загадки классифицируются:

I По происхождению.

II По форме.

III По типам и приёмам описания.

IY По темам (по содержанию).


Для рассмотрения особенностей загадки как жанра литературы, для выявления

её художественного своеобразия важна система художественных образов, спо-

собы их построения в загадке. Поэтому мы предпочли классификацию загадок по способу создания образа, использованию различных изобразительно-вырази-тельных средств языка, так как моя цель – литературное развитие и развитие речи младшего школьника.

Особенности поэтической формы у загадок связаны с их жанровой природой.

В загадке так строится образ, чтобы не называть прямо предмет загадывания.

Способов запутывания отгадывающего и наведения его на правильный путь существует много.

1.По самой жанровой природе загадке, сопоставляющей один предмет с другим, свойственны разнообразные формы сравнения:

А) Сижу на тереме,

Мала, как мышь,

Красна, как кровь,

Вкусна, как мёд.

Скорчится – с кошку,

А растянется – с дорожку.

(верёвка)

это собственно сравнение или положительное сравнение,

Б) На потолке

Висит сито

Не руками свито.

(паутина)

Не дерево, а суковато (олень с рогами) – этот способ построения образа называется отрицательным сравнением, ключик к отгадыванию таких загадок – в сообщении, что загаданный предмет похож на замещающий, но не обладает всеми его свойствами:

Чиста, да не вода,

Клейка, да не смола,

Бела, да не снег,

Сладка, да не мёд,

От рогатого берут

И живулькам дают.

Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь,

Желта, как мёд,

А вкус не тот.


Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

(лошадь) –

здесь так называемое выключение сходных предметов из загадываемого.

Свойства, признаки, качества предмета могут отрицаться:

Есть крылья – не летаю,

Ног нет, а гуляю,

По земле не хожу,

На небо не гляжу,

Звёзд не считаю,

Людей избегаю.

2.Ещё один способ построения образа – метафора, загадываемый предмет

замещается другим, например: огурец – горница, месяц – пастух.

А) При замещении предпочтение отдаётся одушевлённым предметам, но и неодушевлённые предметы в загадке говорят и двигаются:

Стоит толстуха –

Деревянное брюхо,

Железный поясок.

Б)В загадках велика роль олицетворения: топор «в лес идёт» и «кланяется»,

лапша «сидит на ложке». Немало загадок в форме олицетворения, использу-ющих собственные имена:

Стоит Антошка(Трошка, Тимошка)

На одной ножке;

Его ищут,

А он нишкнет.

это частная разновидность олицетворения.

В) Таинственная, странная, фантастическая картина создаётся в загадке, когда в описании сталкиваются признаки предметов загадывания и замещения:

Под землёй птица гнездо свила,

Яиц нанесла.

(картофель)

Белый как снег,

Надутый как мех,

Лопатами ходит,

А рогами ест.

Образ построен с помощью контраста.

Художественное совершенство, поэтичность загадки зависит от того, наско-

лько выразительно, метко, наблюдательно выбран образ. Отбор признаков не случаен, отбираются самые характерные, которые отсутствуют у других пред-метов(иначе возникает возможность нескольких отгадок). Предмет замещения подбирается по тем признакам, свойствам, функциям и связям, которые послужат ключом для отгадывания:

Г) Признак может быть один:

Щука ныряет,


Трава прилегает.

Д) а может быть несколько, соответственно возникают разные образы:

В крутом буераке

Лютые собаки –

здесь отмечается, что пчёлы жалят так, как кусают собаки, а в загадке:

Шёл я мимо Шарашина двора,

Шарашины ребята ошарашили меня –

пчёлы в образе ребят.

Изображение разных качеств предмета загадывания создаёт разные загадки об одном и том же предмете, а подбор разных предметов замещения – разные редакции, варианты загадки. Например, загадка о севе:

Загану загадку,

Закину за грядку,

Моя загадка в рост пойдёт,

Калачом взойдёт –

Встречается в вариантах:

Брошу за грядку, год подожду –

Годовик (годовинку)пожну(на другой возьму).

Сбор урожая уподоблен годовику (однолетку – годовалому, перегодовавшему животному). В других вариантах говорится иначе:

Моя загадка пойдёт -

Сто рубликов найдёт.

Стоит лепёшка

На одной ножке,

Кто мимо не пройдёт,

Всяк поклонится - здесь гриб по внешнему сходству, по форме и размеру уподоблен лепёшке.

Красный сапог в земле горит –

свёкла по цвету и форме уподоблена красному сапогу.

Е) Много загадок, основанных на описании не только свойств предмета, но и способов его изготовления и применения, своеобразной биографии:

Бъют меня палками

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят.

Ж) Распространён и приём создания загадки указанием на функцию предмета, производимое им действие, по которому и надо угадать, о чём речь:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.



На горе-горушке

Стоят две старушки,

Если охнут,

Люди глохнут.

З) Традиционность загадок выражается в том, что в них заметно присутствие устойчивой системы уподоблений. Сходные между собой предметы именуются братьями, либо сёстрами:

Два братца пошли в воду купаться.

Четыре братца на свете:

Два меньшие впереди,

Два большие позади,

Спешат, бегут,

Друг друга не догоняют.

Две сестры страдают,

В каморку зазирают,

Войти не смеют.

(притолока и порог двери)

«Сёстра» и «братья» могут носить имена:

Дарья да Марья без устали одна другой в глаза глядят.

(пол и потолок)

Два Петра в избе.


3. Нередко в загадках встречается иносказательность в форме метонимий:

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан –

В основу замещения положен признак, который говорит о внутренней связи

сопоставляемых предметов (шуба и кафтан готовились из овечьей шерсти и шкур).


4.Большое количество загадок построено по принципу воспроизведения

отдельных признаков умалчиваемых предметов:

А) Чёрненька, маленька,

Всему свету миленька.

(черника)

Сверху зелено,

Посередине толсто,

Под конец тонко.

здесь перечисление признаков.

Б) Оно часто перерастает в обширное описание:» Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, и кисло, и тяскло, и пресно, и вкусно, и красно, и кругло, и грузно, и легко, и твёрдо, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило»(ка-равай).

В)Если предмет не назван, то используются местоимения:

В неё льётся, из неё льётся,

Сама по земле плетётся.


5. Иногда признаки предмета передаются в форме придуманных на этот случай слов:«И стучиха, и бренчиха, и четыре шумитихи, и хохол, и махор, и змея с хохлом» - эта загадка о телеге, которая на ходу бренчит, стучит, о колёсах, которые шумят, о лошади, её гриве (хохол), хвосте (махор) и кнуте с хвостянкой на конце (змея с хохлом). Такие слова – замены обусловлены промысловыми и бытовыми запретами, тайной речью:«Пошёл я на тух-тух-ту, взял с собой таф-таф-ту, и нашёл на храп-тах-ту; кабы да не таф-таф-та, меня съела бы храп-тах-та» - пошёл на охоту, взял с собой собаку, нашёл медведицу.


6. Вместо рассказа о предмете в загадки иногда дан диалог: «Криво да мимо, куда побежало? – Зелено – лукаво, тебя стерегчи» (околица и поле), «Эй, куда, борода? – Берегись, наскачу, лбом хвачу!» (козёл).


7.Загадка может быть в форме монолога: «Кто меня сделал – не сказывает, кто меня не знает – принимает, а кто знает - на двор не пускает» (фальшивые деньги), «Постелю рогожку, посею горошку, положу калач, никому не взять» (небо, звёзды, месяц).


8. Загадка есть вопрос, её вопросительная сущность обнаруживается в форме прямого вопроса: «Кто бежит без повода?» (река), «Что выше леса, краше света, без огня горит?» (солнце), «Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать?» (вода), «Что вверх корнем растёт?» (сосулька).


9.В подборе предмета замещения большую роль играют привычные фольклорные образы. В загадках про зиму, мороз традиционен образ Деда Мороза, в них или не называется никакое действующее лицо или говориться «старик», «дед», «дедушка»: «Пришёл внучек по дедушку» (вешний снег на зимний снег), «Старик у ворот тепло уволок. Сам не бежит и стоять не велит» (мороз). К числу традиционных фольклорных образов относятся «баба», «барыня», «мать», «старик», «хозяин», «бык», »конь», «баран», «пастух» и др.: «Золот хозяин - на поле, серебрян пастух – с поля» (солнце и месяц), «Матушкину скатерть не собрать, батюшкина коня не поймать» (небо, месяц).


10.Загадки иногда используют традиционные сказочные образы. Про медведя загадывают: «всем пригнётыш», это напоминает медведя из сказки о теремке. Про соху говорят: «Стоит баба-яга, распорота нога,весь мир кормит – сама голодна». Загадка о жареном гусе:»В Печерском, в Горшенском, под Крышинским сидит Курлын Курлынович», конечно связана со сказкой о скупой старухе и ловком солдате.

Как видим, трудно выделить: загадки, основанные на сравнениях используют описание действия, метафора и сказочные образы тесно переплелись между собой. Мы сознательно расширили и усложнили классификацию, чтобы показать богатство приёмов построения образа в загадке.


Другой аспект, по которому загадки, интересующие нас, различаются – их звуковая и ритмическая организация, которая часто приходит, чтобы указать на искомый образ. Иногда поиску отгадки, нахождению искомого образа помогают чисто формальные признаки.


1.Многообразны формы ритмического строя загадок:

А)»Суну, посуну, делаю посуду; высуну – поколочу и всю вызолочу» - ритмический строй загадки соответствует ладной, умелой, быстрой работе – ковке. Ритм русских народных загадок – «свободное и многократное варьирование двух- и трёхсложных стоп. И лаконизм в них достигается преодолением описаний, пропуском отдельных членов предложений и союзов».1

Лежит/ кучка/ поросят,/ 2, 2, 3

Кто ни/ тронет /– завизжат./ 2, 2, 3

Под мостом,/ мостом,/ 3, 2

Лежит ги/ря с хвостом,/ 3, 3

Ни взять,/ ни поднять,/ 2, 3

Ни на воз /положить./ 3, 3

Приня/лась о/на за/ дело,/ 2, 2, 2, 2

Завиз/жала/ и за/пела,/ 2, 2, 2, 2

Ела,/ ела/ дуб, дуб,/ 2, 2, 2

Поло/мала/ зуб, зуб./ 2, 2, 2

Б) Ради воспроизведения ритма работы иногда придумываются и своеобразные

звукоподражательные слова: «Потату, потаты! Токату, токаты! А яички ворохом несутся» (молотьба).


2.Нередко загадки включают звуковой образ, звукоподражание:»Летели гуськи, дубовы носки:»Чок, чокоты наговаривали»».


3.Путь к отгадке показывает аллитерация и ассонанс: »Сам Самсон, сам мост мостил, без топора, без клинья, без подклинья» (мороз), «Что слаще мёда, сильнее льва?» (сон).


Как видно по приведённым примерам в группах нашей классификации встречаются загадки с различными типами структур: простые (распро-странённые и нераспространённые) и сложные предложения, повествовательные, вопросительные и восклицательные; в форме монолога, диалога и т. д.

Предложенная нами классификация даёт возможность ознакомиться с различными видами загадок, изучать загадку как жанр, её языковые и художественные средства, а значит использовать русские народные загадки в соответствии с целями литературного образования.

Навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения. 2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников. На данном этапе мы использовали те же задания, что и на констатирующем этапе, но поменяли их содержание. Данные контрольного этапа отражены в таблице 2 Уровни...

... – аналитический (или персонажа). Заключение Художественное произведение несет в себе большой развивающий и воспитательный потенциал. Исследователями определены психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил рассмотреть понятие ""полноценное восприятие"". В данном исследовании за...

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета

или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ).

Например:

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро будет голый сад. (Листья).

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех).

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ветер).

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты).

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

«Загадки - складки».

Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

«Загадки - шутки».

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

Фонетические загадки.

У какой рыбы нет чешуи?

Налим или сом?

(В отгадке все согласные звуки звонкие) .

По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».

Наиболее полное отображение в русских загадках нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной, хозяйственной жизнью крестьянина. Часто в загадках сатирически изображается богатство, высмеивается духовенство. Очень характерно для загадки использование нарицательных имен собственных («Дарья и Марья видятся да не сходятся»). Богаты загадки и аллитерациями и другими приемами звуковой игры («Кутька да Лайка, да Пипупочек»). Иногда они построены на звукоподражании. .

В загадках проявляется наблюдательность, образное мышление, яркая выразительность поэтической речи. Существует несколько видов загадок:

загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);

загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);

загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);

загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);

загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);

загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Загадки-описания созданы на основе поэтической образности; они удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а - ума.

В своей работе, Ю.Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», предлагает более простую классификацию:

загадки - иносказания;

загадки - описания;

загадки - вопросы;

загадки - задачи (Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось? Ответ: один - убитый) .

Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения . Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить найти отгадку среди расположенных на столе инструментов .

Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка .

Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.



Публикации по теме