Методика ознакомления детей с пдд. Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения методическая разработка на тему Знакомим детей с правилами дорожного движения

С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической прогрессии. В связи с этим увеличивается и количество дорожно- транспортных происшествий. Растет и число аварий с участием детей.

Причиной этих дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с опасностями на дороге. Объясняется это тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед движущейся машиной

Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Работа по обучению правилам дорожного движения осуществляется мною по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой и начинается уже с младшего возраста, с последовательным усложнением задач

Целью этой работы является создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Задачи:

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;

Закрепление правил дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

Продолжение работы по обогащению словаря, развитию диалогической речи;

Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий я строю в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на дорогах построено по нарастающей степени сложности работы, начиная с элементарных задач воспитания детей первой младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь большинство из них будут самостоятельно ходить в школу.

1 младшая группа

Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге.

Знакомство с некоторыми видами транспорта.

Знакомство с работой водителя

2 младшая группа.

Расширение ориентировки в окружающем пространстве.

Знакомство с понятиями: «улица», «дорога», «светофор»

Рассказы детям о работе водителя.

Формирование умения различать транспортные средства: легковой, грузовой автомобили, машины специального назначения

Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах

Средняя группа

Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.

Продолжение знакомства с понятиями: «улица», «дорога», «светофор», «перекресток», «Остановка» и элементарными правилами поведения на улице.

Уточнение знаний о работе полицейского и назначении светофора.

Знакомство с различными видами городского транспорта, специальными машинами и их назначением

Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»

Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.

Старшая группа

Уточнение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Подготовительная группа

Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности.

Формирование умения находить дорогу домой из детского сада.

Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Расширить представления детей о работе ГИБДД.

Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.

В работе с детьми использую следующие методы и технологии:

Проектный метод;

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

Личностно-ориентированная технология;

Технология игрового обучения;

Метод наблюдения и беседы.

Отдельно мне хочется остановиться на проектной деятельности, организация которой помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что в конечном счете, развивает познавательные способности, творческое мышление, их коммуникативные навыки. В проекте могут сочетаться разные его направленности, поэтому и содержание их может быть различным. В содержание проектной деятельности могут входить:

Эксперементально-исследовательская деятельность;

Изобразительная деятельность;

Театральная деятельность;

Создание газет, альбомов;

Конкурсы, викторины;

Выставки;

Праздники и развлечения.

Участниками проектной деятельности могут быть дети, родители, воспитатели группы, специалисты детского сада. Приведу примеринформационно - практико- творческого проекта в старшей группе. Приложение №1

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения:

Непосредственно-организованная деятельность;

Игры

Беседы

Целевые прогулки (по территории детского сада, к остановке, к перекрестку)

- встречи с работниками ГИБДД

Просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков

Праздники, досуги, развлечения

Конкурсы, выставки.

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет предметно-развивающая среда. В моей группе создан уголок безопасности дорожного движения.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую:

Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

Разные картинки, кубики, мозаики;

Плакаты;

Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);

Дорожные знаки.

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-печатные игры.

Оформила в группе макет «Перекресток». Он существенно облегчает работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. С помощью этого макета мы с детьми моделируем опасные и безопасные ситуации на дороге»


С целью обогащения опыта детей старшего дошкольного возраста в течение года я провожу целевые прогулки и экскурсии по улицам. Дети наблюдают, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры

Всегда обращаю внимание на разные погодные условия, из – за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман).

Во время наблюдения обращаю внимание на то, как старику, инвалиду помогают перейти через дорогу. На участке детского сада можно сделать пешеходную дорожку с «островками безопасности», и, предложить детям поупражняться в соблюдении правила: при переходе сначала посмотреть налево, а потом направо.

Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляются в процессе организованной образовательной деятельности: дети рисуют, выполняют аппликацию, строят из напольного конструктора улицы и обыгрывают разные ситуации.


Мои воспитанники постоянно участвуют в праздниках и развлечениях по правилам дорожного движения. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным.


Начиная со старшей группы, я организую выставки детских рисунков, поделок по правилам дорожного движения.

Несомненно, детскому саду нужно постоянно поддерживать контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

В работе с родителями я широко использую:

Информационные стенды, папки-передвижки;

Родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц такие как: «Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице- залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» и др.

Мастер- классы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).

Обязательно информирую родителей о том какая работа по профилактике дорожно- транспортных происшествий проводится в группе. Для закрепления программного материала даю детям задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например, запомнить путь из детского сада домой, нарисовать улицу, на которой живёшь. Родители могут прокомментировать рисунок малыша, уточнить, что он нарисовал, где на рисунке пешеходный переход и т.д. Объясняю родителям необходимость воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице. С этой целью можно давать детям поручения в игровой форме: «Сегодня ты меня поведешь в детский сад, булочную и т.д.»

Соответствующая художественная литература, плакаты, кинофильмы помогут родителям закрепить и расширить у детей представления о правилах дорожного движения.

Обязательно организую мастер-классы и родительские конференции, на которых родители делятся опытом семейного воспитания.

Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, партнерские отношения с родителями дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.

Скачать приложение

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : МИПКРО, 1998.

4. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1980.

5. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. : просвещение, 1978.

6. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. «ОБЖ для старших дошкольников»

7. В.А.Добряков «Три сигнала светофора»,М.просвещение, 1978г.

Гамова Ирина Валентиновна

воспитатель II квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад «Солнышко» города Щигры Курской области»

Библиотека программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

под общей редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой


Управлению ГИБДД ГУВД по Московской области – начальнику управления, полковнику милиции Сергееву С. А.; старшему инспектору, подполковнику милиции Бордачевой И. Ю. – за подбор директивных документов по правилам дорожного движения;

Уклонской С. А., методисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 21, 25, 45, 47, 73, 37, дошкольного детского дома г. Ногинска Московской области; Толстихиной Л. К., ведущему специалисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 3, 4, 18, 25, 22, 19, 56 г. Подольска Московской области за подбор практических материалов (конспекты занятий, сценарии утренников, рисунки детей, фотографии).

Обеспечение жизни и здоровья детей

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Все эти требования отражены в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

(М.: Мозаика Синтез, 2010–2012). Анализируя программные задачи образовательной области «Безопасность», раздел «Безопасность на дорогах», следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село).

В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) стоят задачи: «Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта».

Уже во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоят задачи: «Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».

Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».

Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка»».

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте».

Серьезное внимание руководителям дошкольных учреждений следует уделять вопросу создания материальной базы: условий для работы с детьми в группе и на участке детского сада.

Оборудование участка детского сада

Участок детского сада многофункционален; при его оформлении нужно четко и удобно его спланировать.

Реализуя программные требования, следует выделить для прогулок детей каждой возрастной группы свое постоянное место, то есть групповой участок, на котором необходимо отвести место для обучения правилам дорожного движения. Если нет возможности выделить специальное место для стационарной атрибутики, можно заменить ее выносным игровым материалом (светофоры, жезлы, знаки и т. п.).

В некоторых дошкольных учреждениях, особенно малокомплектных, где площадь прогулочных участков невелика, используется дорога вокруг здания на территории детского сада. Она рассматривается как «проезжая часть», на ней наносится разметка – разделительная полоса, а при выходе из здания детского сада на групповой участок наносится разметка пешеходного перехода – «зебра». Дети, используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок только по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети могут ездить на велосипедах, самокатах, педальных машинах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора.

При возможности на участке детского сада создаются специальные автоплощадки, которые включают 4 сторонний перекресток со светофорами, разметкой пешеходных переходов и пространства для кругового движения детского транспорта.

Для развития сюжетно ролевых игр целесообразно поставить на площадке макеты автомобиля, грузовика, трамвая. Общий вид площадки улучшает установка «городской застройки» – легких каркасных домиков с окнами, разрисовать которые могут сами дети. Такие ширмы макеты городского ландшафта создают улучшенные условия для игрового действия.

Для эффективного использования территории детского сада рекомендуется совмещать автоплощадки с физкультурной площадкой. Хорошо оборудовать на участке стоянку для самокатов, детских велосипедов, педальных машин.

Занятия по изучению правил дорожного движения проводятся по следующим примерным темам: «Улица и пешеход», «Пешеход и перекресток», «Светофор и регулировщик» и др. Регулировщика милиционера, пешеходов и водителей городского транспорта с удовольствием изображают сами дети. Для развития игр целесообразно иметь в детском саду костюмы накидки, которые выполняются из картона или плотной бумаги с марлевой проклейкой для прочности. Хорошо иметь комплекты: «Постовой регулировщик», «Скорая помощь», «Пожарная», «Светофор», «Автомашина такси» и др.; фрагменты оборудования игры «Правила движения»: светофор со съемными сигнальными огнями кружками, дорожные знаки, жезл регулировщика, автодорожные и пешеходные тропы – «зебра», «остановка» .

Вся разметка, установка дорожных знаков и другой дорожной атрибутики производится непосредственно инспектором ГИБДД или при его участии; активно помогают родители и школьники – инспекторы ЮИД.

Работа воспитателя

Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.

развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.

В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.

В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).

В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.

В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.

В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки), которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Знания и умения, которыми должен овладеть ребенок

Правила светофора: красный свет – дороги нет, желтый свет – предупреждение, зеленый свет – путь открыт.

Ребенок должен знать, что даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности!

Пешеходный переход – «зебра» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть подземный или надземный переход, то следует воспользоваться им). Там, где нет указателя перехода «зебры», – необходимо убедиться в безопасном переходе (посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить).

Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.

Прежде чем идти с детьми на экскурсию, воспитатель должен заранее выбрать наиболее безопасный маршрут; при проведении экскурсии обязательно должен быть сопровождающий.

На экскурсиях при знакомстве с транспортом необходимо обращать внимание детей на следующие требования:

– ждать транспорт нужно на специальных площадках (остановках), а там, где их нет, – на тротуаре;

– при выходе из транспорта следует искать пешеходный переход.

При наличии пешеходного перехода необходимо дойти до него и, убедившись в безопасности, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора .

Знакомя детей с транспортом, воспитатель должен учить правильно вести себя в транспорте: входить спокойно, не шуметь, не бежать на свободные места, уступать место престарелым людям, разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; не отвлекать водителя, не высовываться из окна .

В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными знаками. Существует множество знаков дорожного движения (см. «Правила дорожного движения РФ»). Однако детей в детском саду знакомят с минимумом жизненно необходимых дорожных знаков, способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного пассажира.

При организации игр по правилам дорожного движения можно использовать и некоторые знаки сервиса.

Дети должны знать, что знаки бывают: предупреждающие (они изображены в красном треугольнике); запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок)); предписывающие (изображены в круге голубого цвета); особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике);

информационные (изображены в квадрате голубого цвета); знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета).

Педагогическая статья из опыта работы по изучении правил дорожного движения детьми старшего дошкольного возраста

Обучение детей правилам дорожного движения

Данная статья будет интересна воспитателям, родителям. в ней раскрывается опыт работы воспитателя по изучению ПДД в подготовительной группе детского сада.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом же деле очень трудно. Если мы, взрослые, каждый день на глазах детей нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: Как правильно? Как говорят или как делают?
Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, родители, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь взрослые своим примером должны научить и уберечь.
Если мы действительно заинтересованы в том, чтобы наши дети владели навыками безопасного поведения на дороге, то не надо сводить процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге" . Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше использовать движение в детский сад и обратно для обработки навыков поведения на дороге. Трудности заключаются в том, что в последнее время большую часть детей возят на машинах. Дорога в детский сад и обратно - идеальный способ не только давать знания, но, прежде всего формировать у детей навыки безопасного поведения на улице.

К сожалению, многим свойственно заблуждение, будто бы ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах где-то лет с пяти - шести, с приближением времени, когда ребёнок пойдёт в первый класс. Так думать опасно! Ведь у ребёнка целая гамма привычек (не заметно для него и для нас) возникает с самого раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части улицы. Именно поэтому время движения с ребёнком по улице, начиная буквально с 1,5 - 2 лет, надо использовать для тренировки у него комплекса "транспортных" привычек.
Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии от 50 см до 1 метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта, представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть, переходить дорогу надо спокойным, размеренным шагом и не в коем случае не бегом.
Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы , здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе нужно объяснить ребёнку, что красный и жёлтый сигналы светофора -запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и убедиться, что все машины остановились и опасности нет.
Работу, о которой выше сказано, конечно нужно проводить совместно с родителями. Поэтому вначале я проводила анкетирование родителей на тему: "Взрослые и дети на улицах города". Из результатов анкетирования выяснила, что многие дети не умеют правильно переходить улицу, не знают сигналов светофора, не правильно ведут себя на улице, на остановках и в общественном транспорте, не знакомы с правилами безопасного поведения, очень мало знаков дорожного движения знают.
Поэтому перед собой поставила задачу - пополнить знания детей о дорожном движении, о правилах поведения на улице, чтобы воспитать у детей привычку применять полученные знания в жизни.
Для ее решения вместе с детьми проводили экскурсии, целевые прогулки на проезжую часть, к переходу, к светофору; проводили наблюдения за движением пешеходов. Уточняли, что переходить улицу разрешается только в определённых местах - по пешеходным переходам или на зелёный свет светофора. Так же отмечали, что бывают переходы наземные и подземные. Вспомнили, что на некоторых больших дорогах есть "Островок безопасности", где можно остановиться, осмотреться и переждать движущийся поток машин. Знания, полученные на прогулке закрепляли играми.
Наблюдали за работой сотрудника ГАИ. Перед началом наблюдения предложила детям подумать, кто следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог? Ответы были разные: сигналы светофора, полицейские и другие. Рассмотрели, во что одет инспектор ГАИ, какие жесты он выполняет, и что они обозначают.
Во время экскурсии обращали внимание на поведение пешеходов: никто не бежит, не перегоняют друг друга, все идут спокойно. Встречные потоки пешеходов не сталкиваются, потому что каждый идёт по тротуару, придерживаясь правой стороны. На остановке люди ведут себя спокойно, ждут своего автобуса. По пути обращали внимание на дорожные знаки, что они обозначают.
Также с детьми проводили беседы, загадывали загадки, учили и читали стихи о светофоре, о полицейских - регулировщиках С.Михалкова "Если свет зажёгся красный", "Моя улица", рассматривали плакаты, картинки по правилам дорожного движения, решали проблемные ситуации, учили песни про улицу, про светофор, чтобы закрепить знания по правилам безопасности на улице. В центре безопасности разместили плакат, картинки и иллюстрации по правилам дорожного движения, макеты дорог с перекрёстками, макеты домов, различные машины. Дети в свободное время с удовольствием играли.
В речевом центре поместили книги по правилам дорожного движения, картинки с различными видами транспорта; вместе рассматривали их и обсуждали. Так же познакомились с книгами Сергея Михалкова "Дядя Стёпа - милиционер", "Бездельник светофор" и другими.
Знания, полученные детьми от чтения художественной литературы, от просмотров фильмов, находили отражение в детских рисунках. Все рисунки были представлены на стенде творчества.
По безопасности дорожного движения с детьми была подготовлена и проведена викторина: "Шагай осторожно!" , где дети показали хорошие знания.
Так же проводились консультации с родителями на темы: "Безопасность на дороге", "Бег через дорогу - враг особенно зимой". Познакомили и разместили в родительский уголок "Памятку по обучению детей правилам дорожного движения".
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что дети лучше стали ориентироваться на улице, знают основные знаки дорожного движения, умеют правильно себя вести на улице. Полученные знания помогут будущим школьникам быть более дисциплинированными и самостоятельными.

Передовой педагогический опыт в детском саду

Материал из опыта работы «Ознакомление детей
дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Жаркова Елена Дмитриевна, воспитатель
МБДОУ № 66 "Веселые нотки" 1 кат.
г. Набережные Челны Республика Татарстан

С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых магистралей - улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации.

Я думаю, это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Вот поэтому я и поставила перед собой цель - как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения.

Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:

Повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста

Развитие психофизических качеств ребенка

Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой

Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста - подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) .

Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.

Во второй младшей группе обучение проводится путем ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, видами транспорта.

Например:

  1. Знакомство с грузовой машиной.
  2. Знакомство с автобусом.
  3. Игра «Красный и зеленый»
  4. Знакомство с улицей и т. д.

Со средней группы знакомлю детей с правилами перехода дороги, учу понимать термины «перекресток» и «площадь», в чем их отличие, задаю вопросы во время прогулок, разучиваю стихотворения.

Например:

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно!

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет - предупрежденье,

Жди сигнала для движенья!

(С. Михалков)

На занятиях по рисованию дети рисуют грузовой автомобиль, по аппликации делают светофор. На физкультурных, музыкальных занятиях, в подвижных играх учу детей ориентироваться в пространстве. Более углубленно проводится работа по этой теме в старшей группе. Я изучила требования программы по данной теме. Ознакомилась с методической литературой по темам:

  1. Организация работы с детьми по обучению правилам дорожного движения.
  2. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр по обучению детей правилам дорожного движения.
  3. Как подготовить вопросы для викторины с учетом возраста детей.
  4. Как провести занятие с помощью макета улиц города.
  5. Организация работы с родителями по предупреждению детского травматизма на дороге.

Беседуя с детьми, я выяснила, что у большинства нет знаний об элементарных

правилах дорожного движения. Оказалось, что многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила. Работа приобрела целенаправленность, я ввела для родителей «Тетрадь-эстафету», в которой каждый родитель в начале и в конце года отмечал приобретенные ребенком навыки поведения на дороге и знания по правилам дорожного движения.

Был составлен план работы с учетом преемственности со школой. В плане отразилась как работа с детьми, так и с родителями.

Большое внимание я уделяла ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ: «пешеходный переход», «дети», «животные на дороге», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без».

Затем с ЗАПРЕЩАЮЩИМИ: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время проведения игр узнали ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ знаки: «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево». А так же УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон». Обращала внимание детей на то, что знак «пешеходный переход» бывает предупреждающим и указательным. Водителей он предупреждает о пешеходном переходе, а пешеходам показывает где надо переходить.

Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы. В старшей группе знакомлю с работой регулировщика. Объясняю, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре. На музыкальных занятиях в игровой форме познакомила детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт».

Знания по правилам дорожного движения дети получают на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, аппликации, конструированию. Кроме чтения художественной литературы я использую заучивание стихотворений наизусть. Очень нравится детям отгадывать загадки.

Например:

Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу,

Если глаз откроет красный. Стоп! Идти нельзя, опасно!

Желтый глаз - погоди! А зеленый - проходи! (светофор)

На занятиях по ознакомлению с окружающим провожу беседы.

Например: В беседе «Где и как переходить улицу» рассказываю, как вести себя на улице. В беседе «Мы пассажиры» объясняю правила пользования городским транспортом. Как вести себя в транспорте, как надо обходить трамвай, автобус, автомобиль. В беседе «Обязанности пешеходов» учу детей правилам перехода улиц и перекрестков. Дети закрепляют знания о переходе и островке безопасности. Провожу беседы о сотрудниках ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улицах.

Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисовали пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.

В подготовительной группе знания по правилам дорожного движения дополняются и расширяются. Дети познакомились с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:

  1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, а где нет - по краю проезжей части (вне населенных пунктов, навстречу движению транспорта) .
  2. Переходить улицу на перекрестках (где нет указателей) следует в границах полосы, соединяющей конец одного тротуара с началом другого.
  3. В местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими.
  4. Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны только шагом. Прежде, чем переходить, пешеход должен убедиться в полной безопасности.
  5. Пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаимно вежливыми, предупредительными, не создавать помех движению.
  6. Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика.
  7. Ожидать автобус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там где их нет - на тротуаре (обочине дороги) .

Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения: «Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения.

Сразу же при выходе за территорию детского сада дети должны уметь переходить улицу по пешеходной дорожке мимо действующих светофоров или специальных указателей. После того, как были усвоены правила для пешехода, начали использовать игры с использованием детских велосипедов, самокатов.

Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, я уделяла внимание знакомству с трудом водителей трамваев и автобусов. Объясняла, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения. В свободное время дети с интересом рассматривают иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по правилам дорожного движения.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми подготовительной группы большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве. Это такие игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.

С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр: нагрудные знаки, жезл, шапочки. Дома с помощью родителей дети выполняют рисунки, закрепляя знания по правилам дорожного движения. Например, рисовали путь из детского сада до дома. Родители должны были уточнить у ребенка, какие знаки встречались ребенку по дороге домой или в детский сад, учили с детьми стихи. В книжный уголок родители помогли подобрать необходимый литературный материал по дорожному движению.

Я постоянно пропагандирую работу по ознакомлению с правилами дорожного движения в семье. В уголке для родителей обновляется материал. Провожу индивидуальные беседы с родителями. Провожу совместные развлечения. Заставляю их серьезно взглянуть на приобретение их детьми прочных знаний и навыков поведения на улице.

В дальнейшей своей работе я больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице самих родителей в присутствии детей. В результате совместной работы детского сада и семьи дети смогут свободно ориентироваться в микрорайоне детского сада, не допускать нарушений правил уличного движения.

Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины-

Для взрослых пешеходов и ребят

Главным требованием к любой деятельности, касающейся воспитания и обучения, является системность. Об этом много говорили Н.Н. Поддъяков, Н.П. Батищева и другие. Э.С. Комарова в работе «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника» пишет: «…все содержание познавательного материала, который предстоит усвоить ребенку, должно быть представлено в виде системы переходящих друг в друга задач, вернее, совокупности подсистем задач. Внутри каждой подсистемы задач должны быть, конечно, свои центральные и свои периферийные задачи, закономерно связанные друг с другом » (Н.Н. Поддъяков 1985). Системное расположение и преподнесение материала, активное включение ребенка в деятельность есть залог успешной работы всех фор мышления, а значит, путь дошкольника к высокой степени саморегуляции и осознанности будет быстрым и успешным.

Также очень важным является не репрезентативное, а проблемное предъявление материала: «Предлагая ребенку соответствующие проблемные ситуации, можно вызвать у него формирование целостных систем взаимосвязанных деятельностей, каждая из которых предполагает творчество в процессе их решения. Самые, казалось бы, нетворческие акты, если их формировать правильно в общей стратегии воспитания, вырабатываются именно как творческие» . Эти положения, сформулированные почти тридцать лет назад, по сей день являются основой рационального подхода к воспитанию и обучению не только дошкольников, но и всех возрастных категорий детей.

Важно понимать, что знания по основам безопасности жизнедеятельности формируются не на отдельно взятых занятиях или играх, они складываются в системно организованном процессе воспитания, параллельно ему.

В настоящее время периодика и интернет насыщены множеством авторских систем ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения. Они составляют наполнение таких широко известных среди педагогов веб-порталов . Это могут быть как плоды фундаментальных научных изысканий, так и труды чистых практиков - отдельных воспитателей и методистов и коллективов дошкольных образовательных учреждений, основанные на реально проводимой в ДОУ работе в данном направлении. Все они в той или иной мере достойны внимания. Но так как количество их очень велико, мы не станем подробно останавливаться на каждой - этого не позволит нам объем выпускной квалификационной работы, и это не входит в наши задачи. Мы лишь кратко охарактеризуем основные черты разных методик, дабы свести их в единую систему для удобства применения на собственной педагогической практике в ДОУ.

Стоит заметить, что правила дорожного движения изменяются с течением времени, так как развитие техники не стоит на месте, и, соответственно, законы эксплуатации транспортных средств и поведения на дороге водителей и пешеходов не могут оставаться неизменными. Это подтверждается регулярными публикациями «Новых правил дорожного движения», редактируемых в соответствии с постановлениями Совета Министров Правительства Российской Федерации. И хотя чаще пересматривается ответственность водителей, нежели пешеходов, эти перемены не могут не влиять и на поведение пешеходов в том числе. Растет число опасностей, следовательно, ответственность повышается с обеих сторон.

Проведя анализ основных методик ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, можно сделать вывод, что формирование основ безопасности жизнедеятельности осуществляется в разных направлениях, основные - работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

  • 1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
  • 2. Противопожарная безопасность.
  • 3. Безопасность в быту.
  • 4. Безопасность в природе.

Важно предусматривать работу с родителями - собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых. (Билибенко 2005). Работе с родителями в контексте ознакомления детей основам безопасности на дороге посвящена, например, статья А.О. Решетниковой, опубликованная на портале Издательского Дома « Первое сентября». В ней описан долгосрочный проект по теме «Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности детей через ознакомление с правилами дорожного движения». В течение двух лет велась работа с родителями, с педагогическими кадрами и с детьми. Система инструктажа, консультаций, обзоров литературы, семинаров работает на подготовку педагогов; для родителей - семинары, консультации, общие собрания, анкетирования, организация (совместно с педагогами) уголков безопасности, выставок детских рисунков на заданную тему. Дети принимают участие в системе занятий по ПДД, конкурсах и совместных с родителями мероприятиях - викторинах, конкурсах.

Такая схема имеет право на жизнь в любом ДОУ, и то, что она работает, подтверждается неоднократно: «Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты - за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма» (А.О.Решетникова, 2012).

Соврменные дошкольные образовательные учреждения сегодня накапливают богатый методический опыт в области предупреждения любых форм детского травматизма. Так, описывая свой опыт работы с детьми, М. Аромштам пишет: «Практически все педагоги знают, что детей нужно знакомить с правилами дорожного движения. Но делают это «по старинке», не учитывая изменившегося характера улицы… В ситуации «автомобильного беспредела» мало научить ребенка «слушаться» сигналов светофора: нужно научить его видеть и слышать улицу» (М. Аромштам, 2003).

Мы уже отмечали, что правила поведения на дорое стремительно меняются вслед за прогрессом автомобилестроения. Автор статьи обращает внимание на такие детали: «Старое правило «Обходи автобус сзади!» не работает на сегодняшних широких улицах. Автобус вообще нельзя обходить. Он опасен так же, как любая стоящая машина, -- загораживает обзор и для пешеходов, и для водителей. Нужно дождаться, чтобы автобус уехал, и только после этого начинать движение через улицу» . Педагог-практик опирается на лекционные материалы видного российского детского травматолога В.П. Немсадзе и, вслед за ним, основную ответственность за безопасность детей на дороге возлагает на родителей.

Стоит отметить, что по большей части совместная работа воспитателей и родителей по приобщению детей к основам безопасного поведения на дороге реализуется в форме проектов - методе, давно положительно зарекомендовавшем себя в российских образовательных условиях. В самом деле, какой еще метод предоставляет столь широкие возможности не только для обучения, но и самовыражения всех его участников. В его рамки прекрасно вписываются и игровые обучающие ситуации, которые можно сделать частью занятий как внутри группы, так и для совместного с родителями обогащения знаниями и умениями.

Анализируя работы педагогов-практиков С.Н. Ивахиной, О.В.Калиниченко, А.И. Садретдиновой, С.И.Зыряновой, можно отметить следующие общие черты:

1. Системность.

Вне системы любые методы будут бессильны помочь в достижении образовательных и воспитательных задач. В каждом проекте должны быть прописаны долгосрочные цели, контроль в начале, середине и конце учебного года, единая оценочная шкала.

2. Единство целей и задач.

По-разному сформулированные, но по сути одни и те же задачи ставят перед собой педагоги:

  • Ш дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения;
  • Ш научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;
  • Ш помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
  • Ш развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение (Ивахина 2012)
  • 3. Преемственность.

Без нее вообще немыслима работа в образовательном учреждении, так как с изменением возраста учащихся изменяются их познавательные возможности, меняются требования к ним. Должно быть единое связующее все этапы звено - и им как раз может стать долгосрочный проект, и даже не один.

4. Тяготение к проектному методу.

Проект - универсальный метод, позволяющий максимально полно раскрыть познавательный потенциал воспитанников и творческие возможности педагогов. К тому же, проект может быть долгосрочным и охватывать все этапы пребывания детей в ДОУ - от поступления в младшую группу (2-3 года) до подготовительной к школе (6-7 лет), и тогда с большей вероятностью все образовательные, развивающие и воспитательные цели будут достигнуты в полной мере.

Практически все проекты и перспективные планы курсов обучения ПДД базируются на программе Н.Н. Авдеевой, Р.Б Стеркиной и др. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», так как ее структура является наиболее логичной и стройной и представляет собой удобный инструмент для реализации насущных задач, позволяя педагогу творить, оставаясь в рамках образовательных стандартов.

Естественно, что у каждой разработки есть и свои индивидуальные черты.

Так, С.Н. Ивахина при работе в средней группе предлагает преимущественно занятия на базе иллюстраций (картинок), изображающих различные предметы дорожного обихода и дорожные ситуации. Разыгрывание, моделирование ситуаций предполагается на конечном этапе освоения материала раздела .

В проекте авторства О.В. Калиниченко, напротив, большое внимание уделено моделям предметов дорожного обихода - педагог подчеркивает необходимость помещения ребенка в максимально приближенную к реальной среду, драматизации, активного взаимодействия с аналогами реальных дорожных объектов. Продуктом проектной деятельности автор проект видит создание в ДОУ Школы дорожных наук «Юные инспектора дороги» .

В коллективном труде педагогов одного из ДОУ г. Омска также присутствует упор на создание предметной среды «Дорога», дети выступают в роли не только пешеходов, но и водителей, изучая все стороны дорожной ситуации. Также используются настольно-печатные игры, составляется библиотека и картотека литературы, касающейся вопросов обучения дошкольников правилам дорожного движения. В рамках проекта проводятся целевые экскурсии по различным участкам дорог города .

С.И. Зырянова предлагает не столько проект, сколько тематический план программы «Формирование культуры безопасности дорожного движения средствами игры». На всех этапах выполнения программы четко расписаны виды деятельности детей, вплоть до названий игр и форм работы на каждом занятии. Они чрезвычайно разнообразны: в рамках обучения правилам дорожного движения дети занимаются и аппликацией, и рисованием, участвуют в дидактических играх и беседах, праздниках .

Статья А.И. Садретдиновой некоторым образом обобщает опыт проектирования педагогических условий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в целом и правилам дорожного движения в частности. Автор утверждает, и с ним трудно не согласиться, что для эффективной проектной деятельности необходимо выполнение следующих условий:

  • Ш здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ. Под здоровьесберегающей образовательной средой понимается совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в ДОУ.
  • Ш культуротворческая образовательная технология как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса.
  • Ш Третьим условием является диагностический инструментарий определения уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Он представлен беседами, с помощью которых можно изучить наличный уровень представлений и навыков безопасного поведения в домашней среде, на улицах города и в природе у старших дошкольников; методом моделирования жизненно значимой ситуации; методом прогнозирования ситуации; диагностическими играми «Что так, что не так», «Опасное путешествие» и др. .

Мы кратко рассмотрели несколько авторских систем обучения основам безопасности жизнедеятельности (в частности - правилам дорожного движения). Несомненно, их реальное число в сотни раз больше, но мы считаем, что в проанализированных нами проектах отразились их основные общие черты.

Кроме масштабных проектов и авторских программ в периодике и интернете опубликовано огромное количество так называемых «педагогических зарисовок» - отдельных методик, игр, интересных ситуаций, каждой из которых найдется место в педагогической копилке творческого воспитателя и методиста. Это, например, такие статьи в газете «Дошкольное образование» как «Дети учат взрослых» - об интересном опыте взаимодействия родителей и детей с участниками дорожного движения - водителями под руководством работников ДОУ (Забирова 2010); подборка советов родителям, годная, например, для оформления стенда: «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки» (2002); набор нестандартных приемов (ТРИЗ) работы с атрибутами дорожного движения (милицейским жезлом, знаками), придумывание новых, необычных дорожных знаков (Бютцинова 2003).

Так или иначе, с использованием передовых приемов или на традиционных занятиях, методика ознакомления дошкольников с правлами дорожного движения имеет свои общие закономерности:

  • Ш Ведется с момента поступления ребенка в ДОУ и продолжается вплоть до выхода из него, так как является жизненно необходимым условием безопасности подрастающего человека;
  • Ш Обязательно включает в себя совместные мероприятия с родителями воспитанников: консультации, семинары, общие праздники, акции, оформление стендов, памяток, проведение викторин и т.п.
  • Ш Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей следует начинать с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игровых занятий. Данная работа ведется через:
    • * организованную деятельность детей - занятия, экскурсии, тренинги;
    • * совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
    • * свободно самостоятельную деятельность детей - сюжетно - ролевые игры.
  • Ш Дважды в году следует проводить диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа.
  • Ш Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и даже поддерживать связь инспекторами ГИБДД и ПЧ.
  • Ш Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
  • Ш Оптимальным методом формирование основ безопасности жизнедеятельности в детском саду большинство исследователей считает игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Ш Предметно-развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей.
  • Ш Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности проводится систематически. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
  • Ш Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует
  • o учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов;
  • o обеспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде;
  • o стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами .


Публикации по теме