Миф или правда: сидеть в W-образном положении вредно.

Лечение последствий длительного нахождения в W-позе.

Заболевание церебральным параличом нередко приводит к патологическим изменениям в строении и функциональности суставно-связочного аппарата. Поэтому родители ребенка с ДЦП должны с постоянным и неусыпным вниманием следить, чтобы малыш не усугубил свое состояние.

«Ему так удобно. Смотрите, как он гибкий. Это природная подвижность, не нужно мешать!» - говорят многие родители, увидев, что ребенок сидит на полу в W-позе и чувствует себя при этом весьма комфортно. Между тем, W-поза, иначе называемая «позой лягушки», далеко небезопасна для любого малыша – и особенно для ребенка, больного ДЦП.

Опасность W-позы

Нахождение ребенка в W-позе при сидении на полу приводит к выворачиванию суставов, растяжению связок и мышц, и, в конечном итоге, к патологическим изменениям в геометрии нижних конечностей. Когда ребенок еще мал и его костные ткани не окрепли, нагрузка W-позы может привести к искривлению костей.

О какой устойчивости в положении стоя, уверенном шаге и быстром беге можно говорить человеку, ноги которого вывернуты носками внутрь, колени сближены подобно букве «х», а суставы разболтаны подобно изношенным шарнирам?

Важно, однако, что в большинстве случаев родители в силах предотвратить появление подобных нарушений.

Что происходит с ногами ребенка, сидящего в позе лягушки?

Говорит Бабур Курбанов, основатель и руководитель Bamboo Care Medical Consulting, врач, специалист по традиционной китайской медицине: «Поза лягушки у ребенка, чаще называемая W-позой, относится к одной из патологических поз. Если ребенок часто принимает подобное положение и подолгу находится в этой позе, у него развиваются вывихи и подвывихи голеностопного и коленного суставов, дисплазия тазобедренного сустава.

Неизбежным итогом нахождения в W-позе становится тугоподвижность тазобедренного сустава, ограничение амплитуды движения ноги, патологический рост тонуса мышц бедра. Ортопеды мира единодушны: сидеть в позе лягушки детям нельзя! Возникающая в результате пронация коленных суставов навсегда меняет походку человека – и меняет к худшему… Вторичные костно-мышечные проблемы еще более усугубляют качество жизни человека с пораженными нижними конечностями».

Специалисты по профилактической педиатрии добавляют: W-поза ощущается ребенком как удобная, потому что не требует больших усилий на поддержание равновесия. Однако поза лягушки препятствует активным движениям, ограничивает зону досягаемости, в известной степени обездвиживает ребенка.

Сидя в W-позе, ребенок не имеет возможности тянуться к далеко лежащей игрушке, не получаются у него и свободные ротации (вращения) корпуса. Между тем, именно в играх происходит тренировка умения перемещать вес тела. Даже изначально здоровому ребенку обеспечено замедление развития умения координировать движения, выполнять тонкие ориентационные задачи, рисовать, лепить, писать, бегать – если он упорно садится в W-позу!

Убрать W-позу из жизни ребенка!

Лечение неправильного положения при сидении на плоской поверхности подразделяется на пассивную и активную части.

Прежде всего, родители, заметившие предпочтение ребенка к нахождению в W-позе, должны незамедлительно пересадить малыша, по возможности разъяснив ему вредность подобного положения. Как правило, дети с вниманием относятся к доброжелательно высказанным замечаниям и скоро привыкают к необременительному запрету.

Запрещая малышу позу лягушки, предложите несколько других способов играть в положении сидя. Присесть ненадолго можно на корточки. Опуститься пониже можно на плотно сведенных коленках. Можно сесть на одну сторону бедра с опорой на руку: это не слишком удобная поза, и в скором времени ребенок переменит положение, пересев на другое бедро и вытянув ноги в противоположную сторону.

Не переусердствуйте с вербальными раздражителями! Некоторые родители, обращаясь к ребенку, любят посетовать: «Да сколько я буду повторять? Кому я говорю? Тыщу раз тебе сказано!» и т.п. Помните: словесный мусор отсеивается вниманием ребенка, и он быстро привыкает игнорировать наставления взрослых.

Чтобы заставить прислушиваться к себе, родители порой прибегают к «тяжелой артиллерии»: окрику, грубому тону, угрозам, а то и к мерам физического воздействия. Позитивного итога от психологического прессинга нет. Ребенок либо возвращается к привычной для него W-позе сразу после ухода родителей, либо вживается в состояние стресса…

Пример, помощь и доброе слово действуют лучше любого насилия!

Помогите ребенку сидеть правильно

Обзаведитесь достаточным количеством невысоких и удобных для сидения предметов. Это могут быть низкие скамейки, небольшие плотные подушки, предметы мебели из вспененных материалов, маты и т.п.

Покажите малышу, как сидеть, вытянув ноги вперед. Научите его сидеть «по-турецки». Продемонстрируйте правильное положение человека, сидящего с опорой на колени и стопы.

Лечение последствий длительного нахождения в W-позе

Участвуйте в детских играх, предлагая малышу активные перемещения наряду с занятиями в статичном положении. Расположите игровой инвентарь так, чтобы ребенку приходилось тянуться к игрушкам. Пусть он наклоняется вперед, стоя на коленях и опираясь на одну руку, а другой достает до необходимого ему предмета.

Делайте с малышом гимнастические упражнения, помогающие наращивать силу и формирующие мышечный корсет в поясничной области тела. Наклоны в стороны с руками на поясе и с мячом, поднятым над головой; повороты влево и вправо с одновременным сведением и разведением рук; пролезание сквозь обруч или эластичное кольцо, опускаемое сверху от рук до пят, либо поднимаемое от пола вверх… Эти и другие упражнения помогут вашему малышу обрести уверенность в движениях.

Не упустите время! Поза лягушки не требует обязательного и немедленного обращения к хирургу. В ваших силах, родители, избавить ребенка от последствий неправильных привычек.

Девочке 8 месяцев. Активный здоровый ребенок. Ползает на четвереньках (с 7,5 месяцев), встает на коленки, держась за опору, но не садится на попку. Если посадить, то самостоятельно не сидит, заваливается на бочок или вперед. Были на осмотре у ортопеда в 1 и 3 мес., все в норме, больше на прием не приглашали. Знакомые мамочки (исходя из своего опыта и опыта своих знакомых) обращают внимание на наше несидение, что мне стоило бы заволноваться уже. Я уверена, что ребенок мой развивается нормально, но вопросы возникли вот какие:

1. Целесообразность покупки фитбола. Правда ли, что упражняя ребенка на фитболе, можно улучшить его координацию, а следовательно, он раньше поползет, сядет, пойдет. (Лично я уверена, что диапазон сроков начала ползания-сидения-хождения очень широк, что каждый ребенок развивается индивидуально).

2. Целесообразность общеукрепляющего массажа (специалистом, а не мамой). Может ли массаж повлиять на сроки ползания-сидения-хождения? Я сама делала массаж и гимнастику ребенку перед ванной (почти каждый день, если не было капризов), с 7 месяцев реже, т.к. у нас чаще душ, чем ванна, т.к. в ванне малышке уже не очень интересно (не плавает, а просто лежит с поддержкой из папиных рук).

Очень часто родители слышат рекомендации от физиотерапевтов, одна из которых запрещает ребенку сидеть в позе лягушки. Это поза, когда попа расположена между ног, а пятки врозь. Почему опасна эта поза, и как отучить ребенка, читайте в этом посте.

Поза лягушки выглядит так: ребенок сидит на полу, его попа располагается между коленей согнутых ног, при этом голени вывернуты слегка наружу. Если взглянуть на ребенка прямо сверху, его ноги словно формируют английскую букву W. У любого ребенка может развиться привычка сидеть в такой позе. Это положение удобно для игры, потому что ребенку не приходится тратить усилия на поддержание равновесия в то время, как он занят игрушками.

Чем чревата такая поза?

В этой позе ребенок не имеет возможности активно двигаться всем телом, переносить вес тела со стороны на сторону, свободно поворачиваться. Таким образом ему довольно тяжело доставать игрушки, до которых нужно дотянуться. Для ребенка очень важно научиться переносить вес тела и свободно вращать корпусом для того, чтобы развить жизненно важные умения поддерживать равновесие, а также для формирования навыка пересечения средней линии тела (очень важно в дальнейшем для обучения письму). Двусторонняя координация будет развиваться с задержкой. Таким образом, если у ребенка имеются сложности с двусторонней координацией, у него вероятны задержки умений в дальнейшем, например, в рисовании, письме, прыгание через скакалку, бросании мяча и т.п.

Поза лягушки также может вызвать укорачивание и затвердевание мышц бедер и икр, что может привести с развитию ходьбы с вывернутыми наружу ступнями и повысить вероятность болей в спине и области таза во взрослом возрасте. Есть исследования о связи W-позы в дошкольном возрасте с развитием двустороннего плоскостопия.

Что делать?

Если ваш ребенок часто выбирает подобную позу, проблема может быть в целом в неразвитости мышц, которая может привести к плохой осанке, задержкам в развитии, гиперкомпенсации других групп мышщ. Что можно сделать для коррекции его положения? Первое и главное, поощряйте его сидеть на полу в других позах: сидим в позе «ноги сбоку», сидим с вытянутыми вперед ногами, поза «по-турецки», на низкой табуретке или скамеечке. Самое важное – ваша настойчивость и последовательность!

Если вашему ребенку сложно поддерживать любую другую позу на полу, кроме позы лягушки, необходимо обратиться к физиотерапевту за рекомендациями. Он посоветует, как скорректировать положение тела и выяснит, нет ли у ребенка слабости или, наоборот, затянутости некоторых мышц. Родителям рекомендуется не допускать развития такой привычки у ребенка.

13.02.2009, 17:11

Здравствуйте, Полина! Как и у многих мам, остался неприятный осадок после осмотра невролога 2 недели назад:(
Благодаря упражнениям, которые я нашла в Ваших консультациях, Кирилл встал на четвереньки в 5 месяцев, пополз в 5,5 прыжками, а в 6 м 1 нед ассиметрично. в 6,5 мес стал вставать у опоры. с тех пор ребенка не остановить. носится по всей квартире на четвереньках, встает, достает все, до чего может дотянуться, переступает вдоль опоры, если топать недалеко, "болтает" и смеется. но вот сидит только на коленках или с ногами буквой W. сидит уверенно, наклоняется в любую сторону и возвращается в центральное положение. а если посадить на попу, скругляет спину и сразу уходит на четвереньки или пытается встать. вот за это невролог нас чуть не записала в "отстающие". Меня беспокоит, что сидя в коляске, он сползает на бок, а не сидит ровно. Поворачиваться со спины на живот стал в 4,5 месяца, а обратно до сих пор не переворачивается. Только на диване через кувырок с четверенек иногда.
С 6 месяцев упражнения и мамский массаж прекратили, тк ребенок постоянно в движении.
Вчера стали опять заниматься, сидя на мяче: с него ни уползти, ни встать:)
Может быть, Вы посоветуете что-то еще?

13.02.2009, 18:59

Попробуйте ненадолго сажать на небольшое возвышение: диваннную подушку, толстую книгу - это приучит малыша сидеть, вы ведя нони вперед. Сидеть на коленках тоже хорошо, а так, как вы описываете,с ногами буквой W. сидят многие дети, но я никак не могу добиться от ортопедов, вредно ли это положение для тазобедренных суставов.
То, как сидит в коляске ребенок с такими активными движениями, как ваш - не имеет особого значения. Но, если наклон всегда на одну сторону, ребенок малоподвижен и длится это долго, то это нежелательно с точки зрения формирования осанки.

14.02.2009, 02:00

Полина, спасибо! Малыш очень подвижный и склоняется в разные стороны. Возможно, потому что мы выходим гулять под сон, тк Кирюха прогулки очень не любит.
Скажите, а как Вы относитесь к игрушкам-каталкам, которые толкают впереди себя и опираясь на них топают? с одной стороны, смещается центр тяжести, с другой стороны, Вы советовали кому-то здесь ходить за табуреткой. У нас табуреток нет:) Или для развития лучше обойтись без таких приспособлений?

И хочу Вас еще раз поблагодарить за большой и важный труд, который Вы на себя взяли. Очень многие читают Ваши консультации. Спасибо, что помогаете развиваться нашим деткам. {смайлик с цветочком} :) я с телефона не могу вставлять смайлики

14.02.2009, 11:56

Доброе утро. Игрушки-каталки, т е правильные ходунки, в отличии от неправильных -"сидунков" вреда не приносят. В ряде случаев они нужны.
В вашем случае совсем не обязательно. Пусть малыш ходит у опоры, потом от опоры к опоре, потом оторвется и пойдет сам. :bo:

24.02.2009, 02:26

Полина, здравствуйте! В плане сидения на попе пока похвастать особо нечем. Стали сидеть чуть лучше, но как-то неустойчиво. На бок падаем или уползаем. Но активно не занимаемся, заболели.
Я хотела бы уточнить по поводу поведения во время кормления. Кирилл меня всем "угощает": и соской, и бутылочкой и игрушки приносит погрызть:) В том числе, когда я кормлю его, он одновременно "кормит" меня своей ложкой. Это, конечно, игра. Но мне кажется, что она не должна формировать неправильное поведение во время еды. Или я не права?

24.02.2009, 02:31

И еще, может, Вы догадаетесь, чего хочет от меня ребенок. Часто протягивает мне все игрушки подряд и говорит "э!" Называю, играю с этой игрушкой, подаю обратно ему. Все не то... Недовольно кхекает и опять подает с тем же звуком. И чего хочет от меня ребенок, непонятно мне.

24.02.2009, 09:27

Догадываюсь:) Вы все делаете правильно. В ребенке заложена программа многочисленных повторений, в частности в знакомстве с речью. Вспомните все детские сказки, например, колобок, которые выстроены с учетом этой особенности. Так что повторяйте, как бы нудно это вам не казалось. :)
Не будьте многословны: название игрушки, показ действия с ней и называние действия.

31.03.2009, 01:11

Здравствуйте, Полина!
С сидением на попе прогресс есть, но не большой. На попе сидит, в основном, на диване, тк может сесть из положения полулежа на подушке или на мне. И вообще на диване детеныш ведет себя свободнее, потому что уже понял, что диван мяяяягкий:) На полу позы стали разнообразнее: можем посидеть и на коленках, и буквой W, и одна нога вперед, вторая назад, и на корточках. Делает несколько шагов вдоль стенки. Вдоль дивана ходить почему-то перестал.
Совершенно поменялся характер игры. Теперь мы целыми днями пытаемся подражать маминым действиям (это хит №1), складываем предметы в коробку и вынимаем обратно, скатываем шарики с горки, "рисуем" фломастерами каляки или заставляем маму называть предметы. Это вкратце о нашем развитии.
Беспокоит меня сейчас вот что. Раньше слово "нельзя" ребенок слушал беспрекословно. Достаточно было издалека сказать "нельзя", чтобы он прекратил действие. Он быстро запомнил часто повторяющиеся запреты. В частности, розетки. В течение нескольких месяцев "общение" с розетками происходило следующим образом: Кирюха ползет к розетке, уже заранее мотая головой (значит "нельзя"), садится рядом и смотрит на меня, эпизодически протягивая руку, но не дотрагиваясь. А несколько дней назад поведение ребенка радикально изменилось, и я не знаю, как себя правильно вести. Он специально лезет руками в розетку. Я говорю "нельзя", а он хохочет и опять лезет. Я отвожу его руку, он хохочет и обратно. Один раз папа его шлепнул по руке. Рыданий было минут на 15.
Я в раздумьях: на руки брать и уносить от запрещенного объекта нежелательно, тк детеныш моментально запомнит, как попасть к маме на руки в любой момент. Шлепать не хочу... ну не хочу я, чтобы ребенок меня боялся. Сегодня попробовала просто встать и уйти из комнаты. Пополз за мной, ухахатываясь по дороге.
Вот такое испытание маминого характера придумал мой ребенок. А я растералась:ah:

31.03.2009, 22:04

Ваш малыш придумал интересную игру. Детям в этом возрасте очень важны ваши эмоции, даже если они со знаком минус, тем более, что минус у вас весьма условный.:) Бить, конечно, не нужно.Самый хороший выход - игнорировать, тогда вашему мальчику игра перестанет нравиться. Ну, а чтобы вы могли спокойно относится к его посягательствам, закройте розетки заглушками.

31.03.2009, 22:24

Спасибо, Полина, так и сделаем. Я переживала, что потеряла авторитет у ребенка и он теперь будет игнорировать мои требования. Сегодня в другой ситуации запрет вроде бы подействовал. Пойду спать спокойно:bo:

01.04.2009, 09:04

А как малыш относится к сидению "по-турецки" на полу?
Наши ортопеды говорят что при низком тонусе сидение в позе W перерастягивает передние мышцы бедра, и тем самым ухудшает ситуацию. При этом сидение на пятках такого эффекта не дает и эта поза не вредна.

02.04.2009, 15:47

он не любит сидеть с выведенными вперед ногами, независимо от того, как они при этом сложены. правда, в последнее время стал выводить одну ногу вперед. думаю, скоро наша проблема уйдет.

11.04.2009, 00:19

Полина, здравствуйте! Хочу отчитаться: Кирюха стал сидеть на попе по собственной инициативе. Возьмет себе игрушек, усядется и занимается каким-то своим делом:bo:
Еще из наших новинок: стал прятать вещи. Теперь у нас под диванами, подушками, простынками и ковриками лежат кирюхины "заначки".
4 дня как мы устраиваем жуткие истерики. Если мама сразу не поняла, что хочется дитенышу, или замешкалась - все! слезы в 10 ручьев, губки подковкой и трагедь во всем ее великолепии:(Жалею, отвлекаю, стараюсь не давать повода думать, что это лучший способ добиться желаемого, и в то же время не хочу просто игнорировать.
Еще у меня такое ощущение, что ребенок решил изучить границы дозволенного. Он сознательно стал делать то, что мне не нравится. У самого глаза испуганные, делает "бяку" и на меня смотрит. А получается, что "мама сердится" - это не так уж и страшно! Пугает его только, когда я по-настоящему сильно рассержусь. Тогда мы переходим к предыдущему пункту: к истерике:)
Ходить не хочет. Ходит только вдоль одной единственной стенки в одном и том же направлении, когда сам посчитает нужным. Стоять без опоры боится. Как только заметит, что опоры нет, сразу цепляется за меня. Хотя сегодня истерил и забыл, что надо держаться:) стоял без опоры и ревел (честно, так и не поняла, что же он хотел:ah:)

11.04.2009, 15:44

Добрый день. Так бывает, не только с позой сидя. Ребенок находит какую-то позу или движение, осваивает их, потом либо после показа, либо сам пробует другой способ и включает его в свой двигательный репертуар. Так постепенно появляется т.н. вариативность движений и ребенок может выбрать тот вариант, который в данный момент наиболее функционален. Так что сидеть на коленках тоже будет, но теперь это уже не имеет значения.
Про истерики.
Во первых сведите все "нельзя" к минимуму. Для этого нужно многое изменить в квартире. Если в одном доступном ящике лежат лекарства, в другом иголки и тд, то конца истерикам не будет.
Во-вторых, когда ребенок просит что-то, то для предотвращения истерики совсем не обязательно соглашаться, но вот откликнуться нужно, и сразу. Прокомментируйте его желания, возможно он подтвердит или опровергнет их, поговорите с ним о том, что он хочет, дайте, если можно. Если это вещь, которую вы боитесь дать, рассмотрите ее вместе и тд.
Истерики ребенка - это протест. Против ограничений свободы;), против невнимания, игнорирования сигналов малыша. Иногда это способ общения. Научите ребенка говорить (словами или жестами) "да" и "нет" и многие конфликтные ситуации разрешаться сами собой.

15.04.2009, 15:30

Ой, Полина, я бы сейчас полцарства отдала, чтобы научить ребенка говорить/показывать "да" и "нет". Ничего у меня не получается:sorry:
Стараюсь научиться вести диалог с ребенком. Пока похвастаться нечем.
Зато мы купили красивые ботинки, даже в магазине отказались их снимать и теперь с удовольствием топаем. Дома вдоль дивана и вдоль стенок. А на улице цепляемся за маму. За коляску не хочет держаться. Наверное, каталка для улицы не такой уж плохой вариант. Давать руки на уровне ребенкиной груди ведь тоже нельзя?

16.04.2009, 09:42

Полцарства не нужно:) Немного терпения и все получится.
Что-то он у вас любит? Не важно что: еда, очки, телефон? Предлагаете это ему и говорите: Хочешь? Можно своей рукой помочь ему кивнуть. Комментируете: да! и даете этот предмет.
Так же поступаете и с тем, что наверняка не хочет. Предлагаете и спрашиваете: Хочешь? Ребенку легче сделать отодвигающий жест рукой. Можете его на это спровоцировать, приближая предмет к руке. Он не возьмет или уберет руку или отодвинет предмет. Вы комментируете: Нет! и предмет тут же убираете.
Главное, дать ребенку понять, что его желания услышаны и он может с помощью доступных ему средств влиять на поведение окружающих. Причем влиять адекватно, а не плачем и истериками.

20.04.2009, 00:12

Здравствуйте, Полина! Наш очередной отчет о работе:)
С использованием "да" и отрицательным мотанием головой ситуация такая: при многократном повторе Кирилл начинает говорить "да" в ответ на вопрос. Но у меня нет ощущения, что он понимает смысл этого слова в целом. Свои желания он выражает звуком "м" или "э" и указательным жестом, или имитацией действий, которые он от меня ждет. Этими способами, как правило, ему удается показать, что именно он хочет.
По поводу истерик. В принципе, в 80% мы находим компромисс: я стала уважительно относиться к его желаниям + пытаемся вести какой-то диалог. Например, не запихивать орущего ребенка в уличную одежду, а сначала показать ему совочек и ведерко и объяснить, что пойдем играть на улицу. Осталось понять, как научить ребенка уважительно относиться к нашим родительским желаниям:)
Еще у нас появилось 2 слова: "ва-ва-вав" - собака и "брррррр" - машина (игрушечная, на которой я его дома катаю). Еще мне кажется, что он называет папу "тата". Ну и язык научила Кирюху показывать:ae:

Словарь на сегодня: "тата" - папа; ва-ва-вав - собачка; примерно то же, но тоненьким голосом - кошка; аа-аа - ослик (очень характерно получается: первое "а" на вдохе, второе на выдохе); хрюк носом - хрюшка; брррр - машина, ехать на коляске, гулять; кхааа - пить (звук наслаждения после уталения жажды); да - да; уу - нет, не надо, нельзя.
Научились более менее вести диалог. Не всегда удается получить ответ да или нет, часто на все слова с вопросительной интонацией говорит "да", но в целом больших проблем с пониманием у нас нет. Где не объяснимся звуками, поможем жестами:)
Меня беспокоило наличие только гласного "а", но невролог на осмотре сказала, что это нормально.
Огромное Вам спасибо за материал по развитию речи у детей. После прочтения мы научились сразу нескольким "словам" :) Будем стараться дальше.
Самое для меня сложное сейчас, это отойти от стереотипа, что ребенком можно и нужно командовать. Принять на 100%, что он полноценная личность, которая имеет полное право на собственное мнение. А так и тянет подумать, что я же лучше знаю, что сейчас надо делать



Публикации по теме