Модное платье актрисы в 1945 году. Мода военных и послевоенных лет

Ровно 70 лет назад, 8 мая 1945 года, в предместье Берлина Карлсхорсте в 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени (9 мая в 00:43 по московскому времени) был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Подборка фотографий, посвященных этому знаменательному событию.
1. Здание немецкого военно-инженерного училища в пригороде Берлина – Карлсхорсте, в котором проводилась церемония подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии.
2. Представители Германии за столом во время подписания Акта о безоговорочной капитуляции. На фото сидят слева направо: генерал-полковник Штумпф от воен­но-воздушных сил, генерал-фельдмаршал Кейтель от сухопутных войск и генерал-адмирал фон Фридебург от военно-морского флота. 08.05.1945 г.


3. Американский генерал Дуайт Эйзенхауэр и британский маршал авиации Артур Теддер на пресс-конференции после подписания капитуляции Германии в Реймсе (Франция) 7 мая 1945 года.


4. Представители командования союзников после подписания капитуляции Германии в Реймсе (Вранция) 7 мая 1945 года.
На фото слева направо: Начальник военной миссии СССР во Франции генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров (1897-1974), начальник штаба сил союзников в Европе британский генерал-лейтенант сэр Фредерик Морган Morgan, 1894-1967), американский генерал-лейтенант Беделл Смит, американский радиокомментатор Гарри Бутчер, американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, британский маршал авиации Артур Теддер и начальник штаба британского флота адмирал сэр Харольд Бьюрро.


5. Генерал-полковник Альфред Йодль (в центре) подписывает капитуляцию Германии в штаб-квартире союзных войск в Реймсе в 02.41 местного времени 7 мая 1945 года. Рядом с Йодлем сидят гросс-адмирал Ганс Георг фон Фридебург (справа) и адъютант Йодля майор Вильгельм Оксениус.
Руководство СССР было недовольно подписанием капитуляции Германии в Реймсе, не согласованной с СССР и отодвигавшей страну, внесшую наибольший вклад в дело Победы, на второй план. По предложению советского правительства и лично И.В. Сталина с союзниками договорились считать процедуру в Реймсе предварительной капитуляцией. Союзники согласились и с тем, что дело откладывать не следует, и назначили подписание Акта о капитуляции Германии по всей форме в Берлине на 8 мая 1945 года.


6. Подписание капитуляции Германии в Реймсе 7 мая 1945 года. На фото спиной справа налево: адъютант А. Йодля майор Вильгельм Оксениус, генерал-полковник Альфред Йодль и гросс-адмирал Ганс Георг фон Фридебург; лицом слева направо: начальник штаба сил союзников в Европе британский генерал-лейтенант сэр Фредерик Морган, французский генерал Франсуа Севе, начальник штаба британского флота адмирал сэр Харольд Бьюрро, радиокомментатор Гарри Бутчер американский генерал-лейтенант Беделл Смит, адъютант И.А. Суслопарова старший лейтенант Иван Черняев, Начальник военной миссии СССР во Франции генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров (1897-1974), американский генерал Карл Спаатц, кинооператор Хенри Булл, полковник Иван Зенкович.


7. Генерал-полковник Альфред Йодль (в центре) подписывает капитуляцию Германии в штаб-квартире союзных войск в Реймсе в 02.41 местного времени 7 мая 1945 года.


8. Представители командования Германии подходят к столу для подписания капитуляции в Реймсе 7 мая 1945 года. На фото слева направо: адъютант А. Йодля майор Вильгельм Оксениус, генерал-полковник Альфред Йодль и гросс-адмирал Ганс Георг фон Фридебург.


9. Начальник военной миссии СССР во Франции генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров (1897-1974) пожимает руку командующему силами союзников в Европе американскому генералу Дуайту Эйзенхауэру на подписании акта о капитуляции Германии в Реймсе 7 мая 1945 года. Слева от И.А. Суслопарова - его адъютант старший лейтенант Иван Черняев.


10. Начальник штаба союзников в Европе американский генерал-лейтенант Беделл Смит подписывает акт капитуляции Германии в Реймсе 7 мая 1945 года. На фото слева - начальник штаба британского флота адмирал сэр Харольд Бьюрро, справа - начальник военной миссии СССР во Франции генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров (1897-1974).


11. Начальник военной миссии СССР во Франции генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров (1897-1974) подписывает акт капитуляции Германии в Реймсе 7 мая 1945 года. На фото крайний справа - американский генерал Карл Спаатц. Слева от И.А. Суслопарова - его адъютант старший лейтенант Иван Черняев.


12. Генерал артиллерии вермахта Гельмут Вейдлинг выходит из бункера во время капитуляции гарнизона Берлина. 02.05.1945 г.


13. Представитель Верховного Главнокомандования Красной Армии командующий 1-м Белорусским фронтом Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, подписавший Акт о капитуляции со стороны СССР. На заднем плане - советский кинооператор, снимающий церемонию подписания. Берлин. 08.09.1945 г.


14. Генерал Йодль подписывает капитуляцию Германии в Реймсе 7 мая 1945 года.


15. Генерал Йодль подписывает капитуляцию Германии в Реймсе 7 мая 1945 года.


16. Генерал Йодль подписывает капитуляцию Германии в Реймсе 7 мая 1945 года.


17. Представители после подпи­сания Акта о безоговорочной капитуляции в Берлине-Карлсхорсте 8 мая 1945 года. Акт со стороны Германии подписали генерал-фельдмаршал Кейтель (впереди справа, с маршальским жез­лом) от сухопутных войск, генерал-адмирал фон Фридебург (справа за Кейтелем) от военно-морского флота и генерал-полковник Штумпф (слева от Кейтеля) от воен­но-воздушных сил.


18. Фельдмаршалу Вильгельму Кейтелю, подписывающему Акт о безоговорочной капитуляции Германии с немецкой стороны, подают текст Акта. Слева, второй от зрителя, за столом сидит Г.К. Жуков, подписавший Акт от лица СССР. Берлин. 08.05.1945 г.


19. Начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал пехоты Кребс (слева), прибывший 1 мая в расположение советских войск с целью втягивания Верховного командования в переговорный процесс. В тот же день генерал застрелился. Берлин. 01.05.1945 г.


20. Советская делегация перед подписанием Акта о безоговорочной капитуляции всех вооружённых сил Германии. Берлин. 08.05.1945 г. Стоит справа - представитель Верховного Главнокомандования Красной Армии командующий 1-м Белорусским фронтом Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, стоит в центре с поднятой рукой - заместитель командующего 1-м Белорусским фронтом генерал армии В.Д. Соколовский.


21. Фельдмаршалу Вильгельму Кейтелю, подписывающему Акт о безоговорочной капитуляции Германии с немецкой стороны, подают текст Акта. Слева за столом сидит Г.К. Жуков, подписавший Акт от лица СССР. Берлин. 08.05.1945 г.

22. Представители германского командования во главе с генерал-фельдмаршалом Кейтелем направляются на подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. 8 мая, Берлин, Карлхорст.


23. Начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал-лейтенант пехоты Ганс Кребс у штаба советских войск в Берлине. 1 мая Кребс прибыл в расположение советских войск с целью втягивания Верховного командования в переговорный процесс. В тот же день генерал застрелился.


24. Капитуляция немцев на косе Фриш-Нерунг, Восточная Пруссия. Немецкий и советские офицеры обсуждают условия капитуляции и порядок сдачи в плен немецких войск. 09.05.1945 г.


25. Капитуляция немцев на косе Фриш-Нерунг, Восточная Пруссия. Немецкий и советский офицеры обсуждают условия капитуляции и порядок сдачи в плен немецких войск. 09.05.1945 г.


26. Капитуляция немцев на косе Фриш-Нерунг, Восточная Пруссия. Немецкие офицеры принимают от советского офицера условия капитуляции и порядок сдачи в плен. 09.05.1945 г.


27. Капитуляция немцев на косе Фриш-Нерунг, Восточная Пруссия. Немецкие офицеры принимают от советского офицера условия капитуляции и порядок сдачи в плен. 09.05.1945 г.


28. Капитуляция немцев на косе Фриш-Нерунг, Восточная Пруссия. Немецкий и советский офицеры обсуждают условия капитуляции и порядок сдачи в плен немецких войск. 09.05.1945 г.


29. Капитуляция немцев на косе Фриш-Нерунг, Восточная Пруссия.


30. Фельдмаршал Вильгельм Кейтель подписывает Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Берлин, 8 мая 1945 г., 22:43 по центральноевропейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому времени).


31. Фельдмаршал Вильгельм Кейтель едет на подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Берлин. 08.05.1945 г.


32. Прибытие в Берлин на церемонию подписания Акта о капитуляции Германии Главного маршала авиации Великобритании Теддера А.В. Среди встречающих: генерал армии Соколовский В.Д. и комендант Берлина генерал-полковник Берзарин Н.Э. 08.05.1945 г.


33. Прибытие в Берлин генерал-фельдмаршала В.Кейтеля, адмирала флота Х.Фридебурга и и генерал-полковника авиации Г. Штумпфа для подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии. В числе сопровождающих - генерал армии Соколовский В.Д. и генерал-полковник Берзарин Н.Э. 08.05.1945 г.


34. Первый заместитель народного комиссара иностранных дел СССР Вышинский А.Я. и Маршал Советского Союза Жуков Г.К. направляются на церемонию подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Карлсхорст. 08.05.1945 г.


35. Главный маршал авиации Великобритании сэр Теддер А. и Маршал Советского Союза Жуков Г.К. просматривают документы об условиях капитуляции Германии.


36. Подписание генерал-фельдмаршалом Кейтелем В. Акта о безоговорочной капитуляции всех вооруженных сил Германии. Берлин. Карлсхорст. 08.05.1945 г.


37. Командующий 1-м Белорусским фронтом Маршал Советского Союза Жуков Г.К. подписывает Акт о безоговорочной капитуляции всех вооруженных сил Германии.


38. Обед в честь Победы после подписания условий безоговорочной капитуляции Германии. Слева направо: Главный маршал авиации Великобритании сэр Теддер А., Маршал Советского Союза Жуков Г. К. командующий стратегическими воздушными силами США генерал Спаатс К. Берлин. 08-09.05.1945 г.

ТАСС-ДОСЬЕ /Алексей Исаев/. 8 мая 1945 г. в Карлсхорсте (пригород Берлина) был подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.

Документ, подписанный в Реймсе на уровне начальников штабов, изначально носил предварительный характер. Верховный главнокомандующий объединенными экспедиционными силами союзников генерал Эйзенхауэр свою подпись не ставил. Более того, он выразил согласие отправиться 8 мая на "более официальную" церемонию в Берлин. Однако на Эйзенхауэра было оказано политическое давление, как со стороны Уинстона Черчилля, так и со стороны политических кругов США, и он был вынужден отказаться от поездки в Берлин.

По распоряжению из Москвы представителем Верховного Главнокомандования советских войск для подписания Акта был назначен командующий 1-м Белорусским фронтом Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Утром 8 мая из Москвы прибыл Андрей Вышинский в качестве политического советника. Местом подписания Акта о безоговорочной капитуляции Жуковым был выбран штаб 5-й ударной армии. Он размещался в здании бывшего военно-инженерного училища в пригороде Берлина Карлсхорсте. Для церемонии был подготовлен зал офицерской столовой, мебель была привезена из здания рейхсканцелярии.

В сжатые сроки советские инженерные части подготовили дорогу из аэропорта Темпельхоф в Карлсхорст, были взорваны остатки вражеских укреплений и баррикад, расчищены завалы. С утра 8 мая в Берлин начали прибывать журналисты, корреспонденты всех крупнейших газет и журналов мира, фоторепортеры, чтобы запечатлеть исторический момент юридического оформления разгрома Третьего рейха.

В 14.00 на аэродром Темпельхоф прибыли представители Верховного командования союзных войск. Их встречали заместитель генерал армии Соколовский, первый комендант Берлина генерал-полковник Берзарин (командующий 5-й ударной армии), член Военного совета армии генерал-лейтенант Боков.

Верховное командование экспедиционных сил союзников представлял заместитель Эйзенхауэра главный маршал авиации Великобритании Теддер, вооруженные силы США - командующий стратегическими воздушными силами генерал Спаатс, вооруженные силы Франции - главнокомандующий армией генерал де Латтр де Тассиньи. Из Фленсбурга под охраной английских офицеров в Берлин были доставлены бывший начальник штаба верховного главнокомандования вермахта фельдмаршал Кейтель, главнокомандующий кригсмарине адмирал фон Фридебург и генерал-полковник авиации Штумпф, имевшие полномочия подписать Акт о безоговорочной капитуляции от правительства К. Деница. Последней прибыла французская делегация.

Ровно в полночь московского времени, как это было оговорено заранее, участники церемонии вошли в зал. Георгий Жуков открыл заседание словами: "Мы, представители Верховного главнокомандования советских вооруженных сил и Верховного командования союзных войск уполномочены правительствами стран антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого военного командования".

Затем Жуков пригласил в зал представителей немецкого командования. Им было предложено сесть за отдельный стол.

После подтверждения наличия у представителей германской стороны полномочий от правительства Деница Жуков и Теддер спросили, имеют ли они на руках Акт капитуляции, познакомились ли с ним и согласны ли его подписать. Кейтель ответил согласием и приготовился подписать документы за своим столом. Однако Вышинский как знаток дипломатического протокола шепнул несколько слов Жукову, и маршал громко сказал: "Не там, а здесь. Я предлагаю уполномоченным германского главнокомандования подойти сюда и тут подписать Акт о безоговорочной капитуляции". Кейтель был вынужден подойти к специальному столику, приставленному к столу, за котором сидели союзники.

Кейтель поставил свою подпись на всех экземплярах Акта (их было девять). Вслед за ним это сделали адмирал Фридебург и генерал-полковник Штумпф.

После этого расписались Жуков и Теддер, за ними - генерал Спаатс и генерал де Латтр де Тассиньи в качестве свидетелей. В 0 часов 43 минуты 9 мая 1945 г. подписание Акта безоговорочной капитуляции Германии было закончено. Жуков предложил немецкой делегации покинуть зал.

Акт состоял из шести пунктов: "1. Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени Германского Верховного Командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, - Верховному Главнокомандованию Красной Армии и одновременно Верховному Командованию Союзных экспедиционных сил.

2. Германское Верховное Командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23.01 часа по центральноевропейскому времени 8-го мая 1945 года, остаться на своих местах, где они находятся в это время, и полностью разоружиться, передав все их оружие и военное имущество местным союзным командующим или офицерам, выделенным представителями Союзного Верховного Командования, не разрушать и не причинять никаких повреждений пароходам, судам и самолетам, их двигателям, корпусам и оборудованию, а также машинам, вооружению, аппаратам и всем вообще военно-техническим средствам ведения воины.

3. Германское Верховное Командование немедленно выделит соответствующих командиров и обеспечит выполнение всех дальнейших приказов, изданных Верховным Главнокомандованием Красной Армии и Верховным Командованием Союзных экспедиционных сил.

4. Этот акт не будет являться препятствием к замене его другим генеральным документом о капитуляции, заключенным Объединенными Нациями или от их имени, применимым к Германии и германским вооруженным силам в целом.

5. В случае, если немецкое Верховное Командование или какие-либо вооруженные силы, находящиеся под его командованием, не будут действовать в соответствии с этим актом о капитуляции, Верховное Командование Красной Армии, а также Верховное Командование Союзных экспедиционных сил предпримут такие карательные меры, или другие действия, которые они сочтут необходимыми.

6. Этот акт составлен на русском, английском и немецком языках. Только русский и английский тексты являются аутентичными".

Отличия от Акта о капитуляции, подписанного в Реймсе, были незначительными по форме, но значимыми по содержанию. Так, вместо Soviet High Command (Советское Верховное Командование) использовалось название Supreme High Command of the Red Army (Верховное Главнокомандование Красной Армии). Пункт о сохранности военной техники был расширен и дополнен. Отдельным пунктом был оговорен языковой вопрос. Неизменным остался пункт о возможности подписания еще одного документа.

Самая страшная война в истории человечества завершилась победой союзников по антигитлеровской коалиции. Ныне в Карлсхорсте действует российско-германский Музей Капитуляции.

К концу 1947-го года коммерческая сеть в стране была весьма масштабной. В рамках Главособгастронома, Главособунивермага, Главдорресторана в нее входили 673 продовольственных магазина, 399 универмагов, 688 ресторанов, 974 столовые, 3604 буфета. Кроме того, сеть местных торгов имела в своем составе 1443 коммерческих магазина, столько же палаток, ларей и киосков, 11 535 ресторанов, столовых и чайных. Коммерческие цены были непомерно высокими для большинства населения, даже с учетом их неоднократного снижения. Согласно данным ЦСУ Госплана СССР, средняя зарплата рабочих и служащих в 1940 году по всему народному хозяйству - 331 руб., в 1945 году 442 рубля в месяц. Цена на вожделенные фильдеперсовые чулки в универмагах Главособторга после снижения цен 1947 года составляла 50 руб., но их еще нужно было «урвать», а на «толкучке» купить свободно, но уже за 90 руб. В 1947 году в приказе министра торговли говорилось о «чулках женских котоновых из шелка «капрон», но мало кто их видел в продаже. На прилавках они практически не появлялись, да и цена их, согласно прейскуранту, составляла 65–67 рублей, что, конечно же, было очень дорого. В 1947 году пара мужских полуботинок или женских туфель в среднем стоила 260 руб., метр шерстяной ткани 269 рублей, метр натурального шёлка – 137 рубле, метр ситца 10 рублей.

В МДМ была оборудована специальная закройная мастерская и цех серийного пошива легкого платья. В 1945 году для пропаганды советской моды Дом моделей начинает проводить открытые показы мод для населения с привлечением манекенщиц, сопровождающиеся комментариями искусствоведов и рассказывающие о модных тенденциях. До 1947 года изготовление одежды постоянно расширялось. Создание подобных пошивочных цехов при Домах моды могло бы стать удачным дополнением массового фабричного производства. Однако после ликвидации системы коммерческой торговли и перевода МДМ с 1948 года на государственное финансирование, последовало прекращение мелкосерийного и экспериментального производства новых моделей модной одежды .


Малосерийное производство являлось более гибким и способным к быстрой смене ассортимента в соответствии с требованиями моды . Но в тяжелейших послевоенных условиях приоритетной задачей было скорейшее насыщения рынка массовой одеждой. Конструирование модной и красивой одежды, это только первый шаг, второй – внедрение её в производство. Именно эта проблема оказалась невыполнимой. Шить на высоком уровне одежду, разрабатываемую модельерами-конструкторами, в СССР было невозможно из-за устаревшего и изношенного оборудования и отсутствия квалифицированных мастеров по пошиву одежды. За годы войны на швейных фабриках поменялся рабочий состав, квалификационный уровень сильно снизился, так как в этот период главным было производство военной формы, требующей освоения набора определённых операций. Швейникам приходилось изо дня в день шить шинели или военные кители.

Приобрести опыт пошива более сложной и разнообразной по фасону одежды, требующей большего числа операций, они попросту не могли. В военные годы на многих швейных фабриках были полностью ликвидированы или сокращены творческие отделы, занимавшиеся, так называемой, «доводкой» моделей, изготовлением лекал и прочей работой, требующей навыков моделирования. Кроме того, в стране были большие проблемы с тканями. По этим причинам фабрики отказывались от изысканных разработок Дома Моделей и предпочитали выпускать более простую в изготовлении одежду.

Негативную роль играли и жесткие планы послевоенных пятилеток, требующие выполнения количественных показателей. В стране ощущался дефицит одежды, спросом пользовалась недорогая, но добротная продукция, а такой как раз было катастрофически мало. Модели модной одежды, которые предлагали советские журналы сильно отличались от того, что в реальности можно было купить в магазинах.


В 1947 году чиновники в сфере легкой промышленности во главе с А.Н. Косыгиным, занимавшим в это время пост Председателя Бюро по торговле и легкой промышленности при Совете Министров СССР, решили бороться с засильем на полках немодных, низкокачественных вещей. Ведущим сотрудникам МДМ было поручено провести обследование и дать оценку продукции, выпускаемой швейными фабриками. Длилась эта проверка до 1948 года. В результате многие изделия были сняты с производства. Ряду фабрик было запрещено самостоятельное моделирование. С 1947 года столичному Дому Моделей было поручено контролировать деятельность периферийных швейных предприятий, а также системы ателье индивидуального пошива одежды. В первые послевоенные годы ателье чаще всего шили модную одежду заказчикам по трофейным иностранным модным журналам . Руководство сраны недовольное таким положением требовало, чтобы ателье работали только по отечественным разработкам.


К концу 1940-х годов МДМ фактически превратился в своеобразный советский институт моды со множеством служб и подразделений. В 1948 году Московский Дом моделей был реорганизован в Общесоюзный Дом моделей одежды (ОДМО). К началу 1949 года было организовано уже 12 республиканских и областных Домов моделей и произошло их объединение в единую систему во главе с Общесоюзным Домом моделей. Созданная в конце 1940-х годов единая система модельных домов во главе с ОДМО сохранились вплоть до 1990-х годов.

Поиски собственного советского стиля велись довольно интенсивно. Звучали призывы советских искусствоведов «не брать иностранные журналы мод и копировать, а создавать свое», консультант – искусствовед ОДМО Наумова предложила универсальную формулу советской моды: нужно соединить мечту и фантазию художника с мастерством конструктора и современной техникой производства». Советскую моду должен был отличать демократизм, «массовость», бессословность и общедоступность. «Внимание художников было направлено на создание таких образцов одежды, в которых с соблюдением признаков общемировой моды были бы оригинальные черты, соответствующие самобытности нашей советской женщины. Работа над творческим преобразованием народных форм явилась началом большой и ответственной задачи по созданию советской моды », – говорилось в отчете МДМ за 1945 год. Однако воплотить эти благородные, но абстрактные идеи в жизнь, практически не удавалось.


Среди создательниц советской моды 40-х годов было немало талантливых мастеров, одна из них, безусловно, племянница Надежды Петровны Ламановой Надежда Макарова, возглавляющая после войны Московский Дом моделей, там же работали Фекла Гореленкова, Валерия Горовиц, Тамара Файдель, Вера Аралова , Антонина Донская, Тамара Турчановская, Валерия Николаевская и многие другие. Самобытные туалеты создавали актриса немого кино Анель Судакевич, работавшая в эти годы в МДМ и Мария Карагодская, работавшая в ателье «Главтрикотаж», модельер Елена Райзман, портниха Валентина Соловьева из ателье Совета министров.

У Соловьёвой одевались жены советской партийной элиты и актриса Марина Ладынина. Мастерица Нина Гаппуло свои знаменитые вечерние и концертные платья лепила прямо на фигуре. У Варвары Данилиной, работавшей в ателье Художественного фонда в Москве, одевались кинозвезда Любовь Орлова, легендарные театральные актрисы Мария Бабанова и Цецилия Мансурова, прима-балерина Большого театра Ольга Лепешинская. Знаменитая московская портниха Елена Ефимова, создавала туалеты для Людмилы Целиковской, Марины Ладыниной и Любови Орловой, которая, кстати, и сама прекрасно шила. Клиентками Ефимовой были жены крупных партийных руководителей и военачальников. Простое белое платье, украшенное бисерной вышивкой, сшитое для Нины Еременко, жены маршала А. И. Еременко, так понравилось жене югославского лидера Иосифа Броз Тито, Йованке, что она приехала и заказала у Ефимовой точно такое же.

С середины 1940 х годов в силуэтах одежды преобладала романтическая женственность. В моде нарядные блузки и юбки, летние пляжные комбинезоны с брюками клёш, платья из ярких набивных тканей, шифона, крепдешины, креп-жоржета, тафты, гофрированного и гладкого шелка, канауса, маркизета, батиста. Повседневные платья стали короче, но для выхода по-прежнему рекомендовалось носить длинные модели. Шляпка была практически обязательным аксессуаром 40-х годов.


После тегеранской конференции, состоявшейся в 1943 году из США в СССР стали приходить крупные партии посылок с продовольствием и одеждой. Так часть советских людей, имевшая доступ к распределению дефицита смогла познакомиться с совершенно новыми для них моделями заграничной одежды, увидеть качество тканей и уровень пошива. Улицы послевоенной Москвы, демонстрировали, что люди спешили погрузиться в мирную жизнь, женщинам хотелось быть красивыми и модными, для них мода стала своеобразным лекарством от ран, нанесенных войной. Кроме того, в стране потерявшей огромную часть мужского населения, женщинам приходилось конкурировать между собой, чтобы обратить на себя мужское внимание. Невест было много, а женихов не хватало.


Приобрести красивую и модную одежду , о которой на время пришлось забыть, хотелось всем. Но скромные возможности и безумный дефицит вынуждали большую часть советских женщин довольствоваться вещами, приобретенными еще до войны. Во второй половине 1940-х годов, в СССР чрезвычайно популярны платья. Нежные, женственные, чаще всего с цветочным рисунком, с маленькими воротничками, бантиками, манжетиками, разнообразными отстрочками, кокетками и оборками, с рельефными выточками – они стали символом советской моды тех лет. Часто такие платья носили с жакетом или вязаной кофтой на пуговицах. Костюм, также являвшийся модной и престижной вещью 1940-х, многие позволить себе не могли. В обычных магазинах костюмы практически не продавались, в коммерческих и на толкучках были слишком дороги, сшить хороший костюм также было накладно, платье выигрывало во всех отношениях, а жакет, зачастую не отличающийся изяществом, напоминающий массивный мужской пиджак или вязаная кофточка, надетые поверх платья, создавали некоторое подобие ансамбля.

Достать в первый послевоенный год что-либо из одежды было очень сложно, за туфельками или пальто выстраивались многочасовые очереди. Многих выручало умение шить. Швейная машинка в доме была необходимой вещью. Портнихи-надомницы и, возобновляющие свою работу ателье, пользовались большим спросом. Из-за тотального дефицита, воровство в сфере торговли и массовая спекуляция, взращённые советской системой в 1920-е -1930-е годы продолжали успешно развиваться, причем, как показала дальнейшая жизнь, более успешно, чем сама швейная промышленность.


Трофейная мода – это особое явление послевоенного времени. Советские солдаты, попавшие в европейские страны, увидели совершенно другую жизнь, другой быт, о котором они ничего не знали. С возвращением советских войск на родину в СССР хлынул поток трофеев. Везли все, что удалось добыть - мебель, предметы быта и предметы искусства, технику, журналы мод, украшения, парфюмерию, меха, и, конечно же, одежду и обувь. Что-то из привезенных трофейных вещей оставалось в домах, а что-то шло на продажу. Поток привозных вещей заполнил комиссионные магазины и рыночные «толкучки». Иностранные вещи были диковинкой для многих советских граждан. Ничего подобного большая часть людей, живущих в СССР никогда не видела. От неведения происходили курьезные ситуации, например, великолепное зарубежное нижнее бельё - пеньюары, комбинации, ночные сорочки и нижние юбки принимались за вечерние туалеты, поэтому нередкими были случаи, когда советские женщины приходили в публичные места в нижнем белья, считая его парадной одеждой.


Вторя половина сороковых – это время бума на меховые изделия. Каждая модница старалась достать себе меховое пальто, или, хотя бы, пальто с массивным меховым воротником и муфту. Очень модной моделью тех лет была короткая трапециевидная шубка с подложенными плечами. Но одной из самых модных вещей, которую можно считать олицетворением послевоенной моды, по праву является меховая горжетка. Самые популярные меха 1940-х – каракуль и котик, правда, настоящего котика практически ни у кого не было. Зато шубки и жакетки «под котик» из щипаного кролика встречались очень часто, кроличьи и беличьи шубы, считающиеся уделом небогатых женщин, также являлись распространенной верхней одеждой, ну а если на меха денег не хватало, то оставалось приобрести пальто с массивным меховым воротником, что впрочем, тоже было недёшево.


На стиль советских женщин в послевоенные годы большое влияние оказали образы западных кинозвезд, из трофейных фильмов, появившихся на советских экранах. Кумирами, которым подражали в манере одеваться, причесываться и краситься были звезды американского кино Дина Дурбин, Лоретта Янг и Джоан Кроуфорд, звезды третьего рейха, шведка Цара Леандер и венгерка Марика Рёкк, еще одна венгерская актриса Франческа Гааль, знаменитая норвежская фигуристка Соня Хени, снявшаяся в замечательном американском фильме «Серенада солнечной долины», легендарная английская актриса Вивьен Ли. Помимо кинофильмов, образы красавиц 1940-х годов, женщины СССР могли лицезреть на трофейных открытках, в иностранных женских журналах и журналах мод .


Безусловно, что и отечественные актрисы и певицы, которые в 1940-х годах были трансляторами западных модных эталонов, оказывали огромное влияние на жительниц СССР. Женщины подражали любимым актрисам, старались одеваться и причесываться как героини Марины Ладыниной, Людмилы Целиковской, Любови Орловой, Лидии Смирновой, Валентины Серовой. Образ Лизы Ермоловой из фильма 1943 года «Жди меня», в исполнении Серовой, стал образцом для подражания. Пожалуй, такого поклонения кинематографу, как в послевоенные 1940-е, в СССР больше не было, хотя, безусловно, кино будоражило сердца и умы жителей советской страны и в 1950-е и в 1960-е годы.


Под влиянием трофейных фильмов и журналов мод изменилась манера краситься. В моду вошли ярко-красная губная помада, брови, выщипанные изогнутой дугой и подведенные карандашом, накладные ресницы, которые можно было купить на черных рынках в крупных городах. Изображения зарубежных и отечественных кинодив и певиц собирали, наклеивали на стены, создавая где-нибудь над кроватью в коммунальной квартире или общежитии целые «иконостасы», воспевающие неземную красоту. Это была своеобразная эпоха советского гламура , существующего только в воображении представительниц прекрасного пола, развивающаяся параллельно с гламуром западным. Кинофильмы, журналы и открытки становились азбукой моды. Изображения кинематографических див рассматривали, запоминали, копировали, стараясь сшить одежду «как у них», причесаться и накраситься «как они».


Послевоенная эйфория быстро закончилась. В 1946 году английский премьер-министр Уинстон Черчилль произнес свою историческую речь, ознаменовавшую начало «холодной войны», объявив, что западный мир свободы и демократии необходимо отделить от коммунистического «железным занавесом», и предложив организовать «братскую ассоциацию англоговорящих народов» с целью оказать сопротивление коммунистической тирании. После такого выступления в СССР началась борьба с «тлетворным влиянием Запада». Кроме того, в послевоенной стране с новой силой возобновились сталинские репрессии, людей массово отправляли в тюрьмы и лагеря, расстреливали.

С 1947 года в мировой моде главенствует стиль «нью лук », предложенный Кристианом Диором. Но в послевоенном СССР невозможно было шить платья, на которые уходило от 10 до 40 метров ткани. Поэтому стиль Диора подвергался жесточайшей критике, а советские женщины еще долгое время ходили в укороченных юбках, скромных платьицах в цветочек и жакетах с подкладными плечами.


Правда и запад неоднозначно отнесся к новому направлению. Многие осуждали Диора за возврат к старым тенденциям, заставляющим женщин одеваться слишком сложно. Реальные люди в послевоенных Европе и Америке одевались не так как на страницах журналов мод и в рекламных изданиях, а процветающий в американском кинематографе стиль гламур не имел к повседневности никакого отношения, и все же, это «не так» было иным, чем в СССР. Разница между иностранной одеждой и советской была колоссальная!

Стиль «нью лук» предлагал совершенно новый женский силуэт – без подкладных плечиков, с прилегающим лифом и сильно утянутой талией и, либо очень пышной юбкой, либо узкой юбкой в форме нераспустившегося бутона. «Нью лук» предполагал обязательное ношение грации, приподнимающей бюст. «Нью лук» был стилем, требующим от женщин создания единого ансамбля. В гардеробе должны были присутствовать нижние юбки, грация, хорошие бюстгальтеры, чулки, туфли на высоком каблуке, перчатки, сумочки и шляпки, украшения. Завершали образ искусный макияж и волосы, уложенные в прическу.

Несмотря на все запреты и высмеивания, диоровский «нью лук» окольными путями все же проник в СССР, хотя и с большим опозданием. Окончательно этот стиль утвердился в СССР только в 1956 году, с выходом на экраны фильма «Карнавальная ночь», в котором Людмила Гурченко одета в модель Диора, предложенную им в 1947-м. Ну а в СССР во второй половине 1940-х, да и в первые годы 1950-х, женщины носят все те же модели начала 40-х годов, а журналы мод не спешат знакомить советский народ с новыми мировыми тенденциями.


Мужская мода на протяжении 1940-х годов менялась не так быстро, как женская. В начале 40-х распространилась мода на рубашки с мягкими воротниками, которые носили без галстука. Костюмы, состояли из приталенных однобортных пиджачков из камвольных костюмных тканей - бостона, коверкота, трико или шевиота и брюк широкого покроя, чаще всего с отворотами внизу. Приталенные коротковатые пиджачки спортивного стиля, с накладными карманами и хлястиком сзади, тоже носили с широкими брюками. Распространенной моделью среди молодых людей была курточка на молнии, названная «москвичка» или «хулиганка», длиной до талии, на широком поясе, с двумя или четырьмя большими карманами и подобием широкой кокетки спереди, скроенной из другого материала, нежели сама курточка. Хулиганку можно было соорудить дома из нескольких старых вещей, она служила альтернативой пиджаку. Новой моделью 1940 года стали брюки гольф в виде широких панталон длиной до колена из шерстяной ткани.

У мужских пиджаков и верхней одежды были массивные подкладные плечи. Популярны пальто с потайной застежкой и рукавом реглан. Однако добротную и модную одежду из хороших тканей могли себе позволить лишь обеспеченные люди. Основная часть мужского населения ходила, в чем придется. Война же, отодвинула мужскую моду на второй план. Журналы мод военного времени писали об изменениях в мужской моде , которые в основном касались силуэта пиджаков, делающихся более масштабными из-за увеличивающихся подкладных плечей. Во второй половине 1940-х годов в мужской моде преобладают массивные двубортные пиджаки и широкие брюки, огромные пальто, словно с чужого плеча. Распространенный в народе мужской ансамбль тех лет - брюки, заправленные в сапоги, пиджак и кепка на голове, кроме того, популярны вязаные жилеты и свитеры, надетые на рубашку под пиджак. Галстуки этого периода широкие и короткие, чаще всего из шелка и шелка-полотна, популярные рисунки - в горошек и полоску.

Большим шиком считались трофейные или оставшиеся с 20х – 30х годов кожаные куртки и пальто. Ну а все те, кто не могли себе позволить обновку, ещё долго донашивали военную форму. Кепка в 1940-х была одним из самых распространенных головных уборов. Кепки носили рабочие, служащие, уголовники и мелкая шпана. Самой модной моделью считалась кепка из серой ткани, типа букле, с маленьким козырьком и с пуговкой на макушке, сшитая из клиньев, почему- то, получившая название «лондонка». Такие кепки восьмиклинки были действительно очень популярны с начала 20-го века, но не только в Лондоне, а во всей Европе и Америке. Но у нас они были «лондонками». В подобной кепке в 40х - 50х годах обычно стоял в воротах вратарь «Зенита» и сборной СССР Леонид Иванов. Болельщики шутили: «Иванов в кепке - ворота на замке».

Послевоенное трофейное влияние главным образом, отразилось на покрое пиджаков и ещё в СССР в мужском гардеробе почетное место заняли фетровые шляпы. В военные годы в СССР появилось много высококлассных мужских портных-евреев, бежавших с оккупированных немцами западных территорий. Советское руководство после войны одевали портные-евреи из Польши и Литвы. Обувь для советской элиты изготавливали обувщики-армяне. Мода в разрушенной стране, конечно же, была лишь для тех, кто мог себе хоть что-то позволить. Признаком благополучия и избранности являлся костюм тройка и мягкая фетровая шляпа в стиле американского актера Хемфри Богарта. Многие заказывали себе бостоновые или шевиотовые френчи, подражая Сталину.


В послевоенные годы в СССР возникла советская молодёжная субкультура, получившая название «стиляжничество». Стиляги отрицали навязываемые, советским обществом стереотипы поведения, им не нравилось однообразие в одежде, в музыке и в стиле жизни, поэтому они стали создавать свою собственную среду обитания. Стиляжничество зародилось в студенческой среде, где было много детей советской элиты - высоких партийных начальников, дипломатов, ученых. Первые упоминания о стилягах относятся к 1947 году. В 1949-м в журнале «Крокодил» появился знаменитый фельетон Д. Беляева «Стиляга», после которого понятие закрепилось окончательно. Молодые люди слушали запрещенный джаз и танцевали «буги вуги». Стиляги подвергались постоянным нападкам и высмеиванию в прессе, им посвящались сатирические фельетоны и карикатуры в журнале «Крокодил». Главное время советских стиляг еще впереди - это 1950е – 1960е годы.

Советская мода 1940-х годов представляла собой микс из трогательных цветастых женских платьиц, часто сшитых дома на машинке, поверх которых обычно надевался жакет, неожиданных трофейных туалетов, старомодных вещей, сохранившихся еще с 30-х, а то и с 20-х годов, нелепых, перешитых из старой одежды юбок и блузок, затертых пальтишек и вычурных меховых горжеток. В стране одевались очень неоднородно, возможности одних, сильно отличались от возможностей других.

Сейчас, когда тема ретро в моде , часто можно услышать рассказы о том, как в СССР все было скудно и убого. По-разному было. К сожалению, правда об этом времени часто сводится к штампам и клише. Мода всегда неоднородна, в любое время в любой стране. Даже когда есть четко выраженная, прослеживающаяся модная тенденция, женщины, принадлежащие к разным социальным группам, живущие в разных регионах, выглядят совсем не одинаково. Это реалия любой эпохи, в том числе и современной. При воспоминании о женщинах и девушках 1940-х годов, в голове не возникает образ неопрятной, убогой и жалкой советской гражданки, а рисуется статная девчонка в военной форме с кудряшками на голове, каким-то невероятным образом завитыми где-нибудь в блиндаже, или романтичная девушка в цветастом платьице с красиво уложенными косами, или женщина в затейливом платье с меховой горжеткой, красными губами и замысловатой укладкой.


Что это, правда, вымысел? Что движет сознанием, ностальгия по тому, чего уже никогда не вернешь, попытка найти красоту и стиль в прошлом, пушкинское « что пройдет, то будет мило»? Сложно сказать. У каждого своё. Но вспоминая наших советских бабушек и мам, их стремление, независимо от того, в какой стране им было уготовано родиться, быть модными, хочется оставить рассуждения о государстве и его политике, об идеологии, а просто говорить об удивительных и очень красивых женщинах 1940-х годов!


Продолжение следует ( История советской моды - часть четвертая 50-е годы )

Воспроизведение данного материала запрещено -


Добро пожаловать в главное хранилище нескольких постов развлекательного характера о женской моде 1940-х годов: характер одежды во время и после войны, прически, макияж и т.д.

Силуэт 1940-х годов

Широкие, квадратные плечи, подтянутая талия и бедра, кудрявые волосы до плеч. Ниже представлен силуэт 1940-х годов.

Силуэт 1940-х годов выше, взят из женского издания 1940-х годов, он представлен с учетом реальных женских форм. Здесь юмористичными являются такие выражения, как «женские выпуклости».

Представленная ниже страница из John Peacocks 20th Century Fashion четко показывает, как развивался силуэт в первой половине 1940-х годов.

Модная линия 1940-х годов

Неважно, было ли это платье, свитер без рукавов, кардиган, шелковый наряд или корсаж, широкие плечи были обязательными.

Ставшие популярными в середине-конце 1930-х годов благодаря дизайнеру Эльзе Скиапарелли и актрисе Джоан Кроуфорд, в 1940-х годах они стали определять женский образ.

Корсаж

Традиционно 2 предмета одежды сшивали вместе. Популярные корсажи 1940-х годов имели объемные плечи с длинными или короткими рукавами.

Линия шеи

Высокие, округлые, милые маленькие воротнички.

Стиль в обуви 1940-х годов

Оксфорды, туфли-лодочки и босоножки были на пике популярности. Посетите страничку «Полное руководство по женской обуви 1940-х годов».

Рукава

Вставные, короткие или длинные, буфами.

Военные годы – Мода 1940-х годов

Во всех странах, вовлеченных в конфликт, дома моды либо были закрыты, либо начали работать на правительство. В Великобритании дизайнер Норман Хартнелл быстро разработал модели, направленные на массовое производство, в то же время они были яркими и женственными.

Во Франции большая часть ведущих домов мод, таких как дом моды Шанель или дом моды Скиапарелли, закрыли свои двери во время оккупации, поэтому автоматически расцвет ориентированной на потребителя и доступной моды произошел в США.

Чулочно-носочные изделия 1940- х годов

Нейлон 1940-х годов! Конечно, нейлон не был доступен каждой женщине с началом войны, так как звучал призыв сдать нейлоновые чулки властям, чтобы они смогли послужить на благо войны, начиная от парашютов и заканчивая головной частью снаряда. В то время как американки ходили без нейлоновых чулок, американская армия выдавала солдатам, идущим в Европу, нейлон, чтобы с его помощью ухаживать за британками и француженками. И все указывает на то, что это работало! Когда война закончилась, продажа нейлоновых чулок выросла до небес. Философия «сделай и почини» вынуждала женщин по обе стороны Атлантики использовать косметику и рисовать чулки, включая и швы.

Военные прически 1940-х годов

На этом очаровательном видео, взятом из архива YouTube, Вероника Лейк демонстрирует, как девушка должна собирать волосы, работая на заводе.

Юбки 1940-х годов

До колена, расклешенные, прямые, в складку клетчатые юбки.

Материал, используемый в 1940-х годах

Шерсть, хлопок, лен, синтетика, не требующая особого ухода.

Декорирование

Ограниченное число пуговиц, контрастирующие по цвету воротники и манжеты, накладные карманы.

Цвета 1940-х годов

Приглушенные, серо-голубой, бутылочно-зеленый, коричневый.

Маленькие шляпки, большие сумки, обувь на высоком толстом каблуке, иногда с подошвой из дерева.



Публикации по теме