Можно ли мыться в православные. В какие дни нельзя было ходить в баню 

Многие православные верят, что в церковные праздники нельзя работать, убирать в доме и мыться.

Так ли это и можно ли мыть голову в церковные праздники? Узнаем далее.

Почему нельзя мыться в церковные праздники

Каждый верующий христианин старается следовать божьему велению, не нарушая запреты церкви и действуя строго по предписанным правилам.

Церковные праздники предназначены для прославления воли божьей и посвящения себя общению с Богом. Именно поэтому каждый верующий человек должен все время празднеств посвящать себя молитве, посещению храма, исповеди, причащению и другим религиозным ритуалам, а не мирским делам.

Вот поэтому говорят, что нельзя мыться в дни церковных праздников. Уже после богослужения, можно выполнять все свои мирские дела, в том числе и мыться.

Смысл запрета на купание не в том, что нужно ходить грязным, а в том, чтобы не подменять богослужение ничем иным. В первую очередь нужно праздновать по-христиански, а затем выполнять домашнюю работу. Ведь не зря говорят, что шесть дней созданы для работы, а седьмой — для Бога.

Почему нельзя купать ребенка в воскресенье

Еще с давних времен к нам пришло суеверие, что нельзя купать ребенка в воскресенье.

Бабушки и свекрови часто ругаются на матерей за их действия, считая, что это сможет навредить ребенку (он будет больше болеть, будет несчастным, поскольку с него оно смывается, будет нервным и капризным и т.д.).

Однако ни один батюшка из приходских церквей такого подтвердить не может , указывая на то, что в любом случае, каждый христианин должен в воскресенье сначала посвятить себя Богу, милосердию ближним и другим благим поступкам, а затем другим делам.

Можно ли топить баню в родительскую субботу

Родительская суббота предназначена для поминок умерших близких людей. Церковь служит литургию по умершим, читает на за их упокой на небесах, а прихожане — вспоминает родных и близких, посещая места их захоронения и молясь за их души.

Родительская суббота имеет такое название, поскольку в этот день молятся об ушедших родителей и предков. Считается, что в этот день люди должны приходить на кладбища, убираться возле могил и молится об усопших.

После этих дел, в родительскую субботу топилась баня и купалась вся семья, оставляя веник с водой для ушедшей родни. Поэтому топить баню в родительскую субботу можно.

Можно ли мыть голову на Казанскую

Мыть голову, как и совершать другие маловажные дела, в такой большой праздник как празднование почитания иконы Казанской Божьей матери, запрещается в связи с тем, что человек должен совершать молитвы и пребывать в этот день с Богом и Божьей матерью.

Что касается умывания лица, очищение зубов, расчесывания, бритья мужчин и даже принятия душа, церковь делает послабление и не запрещает категорически это делать. Однако принятие ванны, мытье головы, стирка, уборка дома крайне нежелательны.

Можно ли мыться в день причастия

Причастие является одним из семи блаженных церковных таинств, к которому нужно тщательно готовится. Кроме чтения молитв, отстаивания вечерней и утренней службы, человеку рекомендуется не чистить зубы и не мыть тело.

Однако никаких канонов по поводу запрета мыться нет. Батюшки из православных приходских церквей утверждают, что запрет на мытье в день причастия — суеверие, которое возможно связано с тем, что в процессе мытья тела и головы, человеку в рот попадает вода и он ее выплевывает. А плеваться, как и целоваться, в этот день запрещено.

Можно ли ходить в баню на Пасху

Пасха — один из главных церковных праздников, к которым верующие относятся с особым благоговением.

Встречать Пасху, как полагается, христианин должен с чистым телом и душой. Поэтому мыться в бане следует заранее, соблюдая все предписанные церковные правила.

Можно мыть голову в Благовещение

Церковь не запрещает мыться на Благовещение, однако принимать ванную и мыть голову в этот день запрещается.

Поясняется подобный запрет тем, что мытье головы и принятие ванны отнимает время на удовлетворение телесных потребностей. В то время как время должно быть уделено в этот день своей душе.

Каждый христианин должен встречать такой великий день с чистым телом и помыслами, а по этой причине верующие моются до праздника, а на утро Благовещения чистят зубы, умывают лицо и бегут молиться на утреннюю службу.

Сколько дней нельзя мыться после крещения

Крещение — таинство миропомазания. В момент крещения человек оставляет на себе печать святого духа и поэтому смывать ее не нужно в течение первых трех дней.

В древности крещеный умывался в церкви на 8 день, сопровождая весь процесс молитвами, пением псалмов и гимнов во исполнение божьей воли.

Сегодня священники делают новокрещенным послабления в 3 дня, но требуют от них уважительного отношения к принятию святого таинства и просят читать молитвенники на протяжении всей недели после крещения.

Банные процедуры на Руси всегда были популярны и играли значительную роль в жизни наших предков. Однако существовал ряд табу, касавшихся мытья и походов в баню. Одни были связаны с религиозной сферой, другие - с магическими поверьями. Итак, когда же русским не рекомендовалось мыться?

В церковные праздники

Бытовала поговорка: «Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете». Священники говорят, что в церковные праздники, а также в воскресенье необходимо посвящать себя Богу: в эти дни рекомендуется читать молитвы, посещать храм, помогать ближнему.

В связи с этим мирские дела лучше либо закончить заранее, либо отложить на потом. Поэтому мыться и убираться, лучше еще до наступления праздника, чтобы встретить его в чистоте. Если уж вы с этим не успели, то помыться можно вечером после богослужения.

В XVII столетии, например, царским указом все бани накануне всенощной закрывались, чтобы христиане отправлялись в храм, а не в другое место. Запрет на «праздничное» мытье был также, вероятно, связан с запретом на физический труд: ведь чтобы истопить баньку, надо было наколоть дров, наносить воды и протопить печь. А это являлось серьезной работой.

Есть и дни, когда мытье и уборка считаются обязательными в православной традиции. Например, Чистый Четверг на Страстной неделе перед Пасхой, или Крещение, когда православные окунаются в прорубь, а те, у кого нет такой возможности, должны принять водные процедуры хотя бы в домашних условиях.

В «не банные» дни

Наши предки старались ходить в баню только по определенным дням недели. Это было связано с верой в банника - мифическое существо вроде домового, которое якобы обитало в каждой бане и устанавливало для людей свои правила. Если моющиеся мешали баннику, он мог осерчать и наказать человека - например, содрать с него заживо кожу, облить кипятком и даже задушить.

К запретным дням относился понедельник - в этот день баня находилась в распоряжении «хозяина», и людям там было не место. Лучше всего было посещать баню в четверг или субботу. В крайнем случае можно было помыться во вторник. В воскресенье делать это не рекомендовалось сразу по двум причинам: первая - та, что воскресенье считается церковным праздником, а вторая заключалась в поверье: тот, кто рискнул вымыться в воскресенье, будет болеть.

После полуночи

Нельзя было мыться в бане после полуночи: по поверью, в этот час в гости к баннику жалует нечистая сила и они вместе парятся.

В «третий пар»

Когда народу было много, то в бане обычно мылись в несколько заходов. Так вот, третий заход, или так называемый «третий пар», для человека был опасен. Считалось, что в «третий пар» моется сам банник. Надо было обойтись двумя заходами или уж отложить мытье на другой раз.

Мужчины вперед

Поверье гласило, что тогда на тех, кто войдет в баню в следующий заход, перейдут все грехи и болезни предшественниц. Поэтому женщины шли париться уже после мужчин.

Если отбросить все суеверия, то можно предположить, что мужчины шли мыться первыми, потому что были главными в семье, и таким образом им выказывался почет.

В нетрезвом состоянии

Человеку, который отправился мыться, будучи под хмельком, также грозили всяческие кары со стороны банника. Но думается, дело в том, что пьяный мог не уследить и либо угореть, либо обжечься, либо, скажем, упасть головой на камни.

Кстати, и в наше время категорически не рекомендуется употреблять спиртные напитки ни перед походом в баню, ни во время него, и связано это с физиологическими особенностями организма: так, от выпивки сосуды расширяются, и если при этом еще и париться, то может резко подскочить давление.

В связи с празднованием Пасхи, которое в этом году состоится 28 апреля 2019 года, порой возникает множество вопросов. Например, можно ли купаться в бане или лучше помыться в ванне, можно ли мыть голову, принимать душ и купать ребенка?

О том, как и почему будет правильно поступить, и что на этот счет думают представители церкви, подробно рассказывается далее.

Аргументы «против»

В вопросе, можно ли мыться в Пасху или нет, как таковых аргументов «против» не существует. Хотя в народе долгое время бытовало представление, что привычные домашние дела, уборку по дому, походы в баню, нужно отложить на другое время. А еще лучше – тщательно искупаться накануне вечером, чтобы в праздник уже ничего не отвлекало.

Однако, чтобы понять, как рассуждали наши предки о том, можно ли на Пасху купаться, мыть голову и т.п., нужно на минутку перенестись в то время и почувствовать восприятие людей.

Ведь что значит было покупаться, к примеру, в 18 или в 19 веке? Нужно было нарубить дров, натаскать много ведер воды, растопить печь, почистить ходы от прежней золы. А еще – прихватить веники, целебные, душистые отвары для создания нужной атмосферы, да и инвентарь вроде кадки и ковшика. Надо ли говорить, что подобная процедура занимала не один час, а добрые полдня?

С тех пор ритмы поменялись: сделать ванну и помыться вполне можно за десятки минут, или можно просто полежать в горячей воде в свое удовольствие. Ну а предки наши рассуждали так: лучше искупаться накануне вечером перед Пасхой, чтобы утром спокойно отправиться на богослужение, а затем сесть за праздничный стол всей семьей.

Аргументы «за»

Соответственно, мы можем однозначно положительно ответить на вопросы о том, можно ли мыться в Пасху в бане, ванне или просто в душе. И конечно, можно купать ребенка, да и самим принять водные процедуры.

Более того – едва ли будет правильно отправиться в церковь в неопрятном виде. Мы должны заботиться не только о душе, но и не забывать делать это о теле – это азбучная истина.

Ответы священников на вопросы о том, можно или нельзя мыть голову, мыться в душе, купаться и вообще принимать водные процедуры на Пасху, в целом поддерживают эту логику.

Банные процедуры на Руси всегда были популярны и играли значительную роль в жизни наших предков. Однако существовал ряд табу, касавшихся мытья и походов в баню. Одни были связаны с религиозной сферой, другие – с магическими поверьями. Итак, когда же русским не рекомендовалось мыться?

В церковные праздники

Бытовала поговорка: «Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете». Священники говорят, что в церковные праздники, а также в воскресенье необходимо посвящать себя Богу: в эти дни рекомендуется читать молитвы, посещать храм, помогать ближнему.

В связи с этим мирские дела лучше либо закончить заранее, либо отложить на потом. Поэтому мыться и убираться, лучше еще до наступления праздника, чтобы встретить его в чистоте. Если уж вы с этим не успели, то помыться можно вечером после богослужения.

В XVII столетии, например, царским указом все бани накануне всенощной закрывались, чтобы христиане отправлялись в храм, а не в другое место. Запрет на «праздничное» мытье был также, вероятно, связан с запретом на физический труд: ведь чтобы истопить баньку, надо было наколоть дров, наносить воды и протопить печь. А это являлось серьезной работой.

Есть и дни, когда мытье и уборка считаются обязательными в православной традиции. Например, Чистый Четверг на Страстной неделе перед Пасхой, или Крещение, когда православные окунаются в прорубь, а те, у кого нет такой возможности, должны принять водные процедуры хотя бы в домашних условиях.

В «не банные» дни

Наши предки старались ходить в баню только по определенным дням недели. Это было связано с верой в банника – мифическое существо вроде домового, которое якобы обитало в каждой бане и устанавливало для людей свои правила. Если моющиеся мешали баннику, он мог осерчать и наказать человека – например, содрать с него заживо кожу, облить кипятком и даже задушить.

К запретным дням относился понедельник – в этот день баня находилась в распоряжении «хозяина», и людям там было не место. Лучше всего было посещать баню в четверг или субботу. В крайнем случае можно было помыться во вторник. В воскресенье делать это не рекомендовалось сразу по двум причинам: первая – та, что воскресенье считается церковным праздником, а вторая заключалась в поверье: тот, кто рискнул вымыться в воскресенье, будет болеть.

После полуночи

Нельзя было мыться в бане после полуночи: по поверью, в этот час в гости к баннику жалует нечистая сила и они вместе парятся.

В «третий пар»

Когда народу было много, то в бане обычно мылись в несколько заходов. Так вот, третий заход, или так называемый «третий пар», для человека был опасен. Считалось, что в «третий пар» моется сам банник. Надо было обойтись двумя заходами или уж отложить мытье на другой раз.

Мужчины вперед

Поверье гласило, что тогда на тех, кто войдет в баню в следующий заход, перейдут все грехи и болезни предшественниц. Поэтому женщины шли париться уже после мужчин.

Если отбросить все суеверия, то можно предположить, что мужчины шли мыться первыми, потому что были главными в семье, и таким образом им выказывался почет.

В нетрезвом состоянии

Человеку, который отправился мыться, будучи под хмельком, также грозили всяческие кары со стороны банника. Но думается, дело в том, что пьяный мог не уследить и либо угореть, либо обжечься, либо, скажем, упасть головой на камни.

Кстати, и в наше время категорически не рекомендуется употреблять спиртные напитки ни перед походом в баню, ни во время него, и связано это с физиологическими особенностями организма: так, от выпивки сосуды расширяются, и если при этом еще и париться, то может резко подскочить давление.

Для многих из нас посещение бани – это возможность хорошо расслабиться, отдохнуть в компании друзей, прекрасно провести время и, в конце концов, оздоровиться. Но при этом некоторые люди думают не только о собственном отдыхе и наслаждении, но и о том, как к вопросу посещении бани относится церковь. Это касается, в первую очередь, глубоко верующих людей, в некоторой степени отношение церкви к посещению бани важно и для тех, кто не хочет нарушать канонов и совершать грехи, несмотря на то, что не считает себя уж слишком глубоко верующим человеком.

Отношение церкви к посещению бани

Издревле баня была местом приема гигиенических процедур – сродни современному душу, поэтому возможность ее посещения не отвергается церковью как таковая, ведь человек должен следить за собой и быть опрятным, однако именно баня всегда была единственным из деревенских строений, которое не освещалось.

Уже этот факт свидетельствует об особом отношении к бане, которое было не таким уж благосклонным, как может показаться. Тем не менее, люди всегда посещали бани, чтобы помыться, но только накануне церковных праздников. Обычно эти дни называли банными, они приходились на день, за которым следовал праздник, либо за несколько дней до больших религиозных событий.

Так, например, широко известен чистый четверг, когда омовение проводят еще до восхода Солнца – за два дня до одного из самых больших христианских праздников в честь воскрешения Христа – Пасхи.

Поход в баню непосредственно в праздник

Посещение бани непосредственно в церковный праздник всегда считалось грехом, однако сегодня большинство людей просто не могут следовать таким канонам церкви, поскольку преимущественное большинство религиозных праздников приходятся на выходные дни, когда работающий человек хочет расслабиться и встретиться с друзьями.

Глубоко верующие люди, конечно же, зачастую отказываются от посещения бани как таковой. Это связано с тем, что в современных реалиях сочетания религиозной и социальной составляющей ходить в парилку просто некогда, если только баня не построена в вашем дворе.

Когда не стоит ходить в баню

Если вы не считаете себя глубоко верующим человеком, то следует проще относиться к наставлениям церкви и можно сходить в баню тогда, когда у вас есть возможность и желание. Не стоит отправляться сюда разве что в большие праздники: Рождество Христово, Пасху, Троицу, Благовещение. Однако в такие большие праздники большинство людей все же отправляется в церковь, поэтому вопрос о посещении бани не встает как таковой.

Люди, которые соблюдают религиозный календарь, могут отправиться в баню в определенные даты, не совершая грехов, но в таком случае поход в парилку следует считать не столько отдыхом и возможностью полноценно расслабиться, сколько возможностью принять гигиенические процедуры и поступить в соответствии с традициями, которые были еще у наших дедов.

Баня в современных условиях

Современные бани и сауны сильно отличаются от тех, которые были на Руси до начала новейшей истории, поэтому и отношение, которое формируется к ним в обществе, оказывается совершенно иным.

Сегодня посещение бани – это не только гигиенические процедуры или возможность хорошо отдохнуть, но и нередко проведение лечебных процедур , возможность избавиться от лишних килограммов или тонизировать свой организм.

Именно поэтому в современных условиях далеко не всегда целесообразно рассматривать отношение церкви к посещению бани, поскольку оно формировалось столетия назад, а сегодня ситуация значительно изменилась.



Публикации по теме