Национальная одежда таджиков. Чуждая одежда: как будут защищать национальный костюм в Таджикистане

В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений. Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей.

Мужская и женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою - туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. Большинство таджиков - приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют.

Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец.

Отдельно следует сказать о тканях. Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани. К чисто национальным таджикским материям можно отнести алочу (переливчатая полосатая ткань разных цветов, состоит из хлопка и шёлка), бекасам (полушёлковая материя, в полоску или узорчатая) и парчу (шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями).

Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний - из более дорогой.

Национальная одежда таджиков-мужчин

В традиционный костюм мужчины-таджика входят: хлопчатобумажная рубаха - "курта", шаровары, халат и широкий поясной пояс. Рубаху шьют из одного куска ткани. Она широкая и не стесняет движений. Мужчины носят её навыпуск, подпоясывают длинной узкой тканью или специальным платком, сложенным по диагонали. Платок выполняет несколько функций: он и ремень, поддерживающий шаровары, и своего рода карман.

Интересно, что по поясу можно узнать о благосостоянии мужчины. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям "миёнбанд" или "бельбог". А состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса ("камарбанд"), вышитые золотой нитью.

Шаровары ("эзор" и "иштон") тоже шьются довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи мужчины надевают халат ("чапан") распашного свободного покроя, как правило, полосатый. Горные таджики предпочитают чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте.

Халат может быть ватным стёганым, если это зимний вариант одежды. Классические чапаны стали музейными экспонатами, на их место пришли современные аналоги – из бархата. Главное достоинство классического чапана в том, что зимой он удерживает тепло, а летом - прохладу. Издревле мужчинам дарят чапан на важные мероприятия - свадьбы, дни рождения и даже похороны. На свадьбе брат невесты не разрешит сестре войти в дом мужа, пока родственники жениха не подарит ему чапан.

И сегодня в 21-ом веке молодые таджики в первый день после свадьбы выходят к людям в чапанах, а не современных костюмах. Но в обычно жизни современные мужчины всё чаще сочетают традиционную одежду с европейской. Например, могут надеть шаровары с пиджаком или чапан и классические брюки.

Женская национальная одежда таджиков

Придерживающиеся традиций женщины-таджички носят длинные платья-рубахи (курты) и двухслойные шаровары свободного покроя. Рубахи с расширяющимися к низу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. В старину в такие рубахи вшивали ластовицы (вставки, клинья) другого цвета, это имело магическое значение и по приданию обеспечивало женщине плодовитость.

Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. А после замужества женщины начинали носить платья с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья женщины носили белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез был таким, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того.

Верхняя одежда женщин - стёганный халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или мунисак, немного отличающийся покроем (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Пожилые женщины, начиная с 19 века, носят мунисаки без тесьмы и подкладки, их просто подшивают узкой полоской ткани другого цвета.

Отдельно следует сказать про паранджу ("фаранджи"). Таджички носили их преимущественно в городах, где было много чужих. Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность. Сегодня это неотъемлемый атрибут наряда невесты. К тому же, считается, что паранджа защищает беременную женщину от тёмных сил. И, наконец, такой элемент костюма позволял женщине кормить ребёнка даже на людях.

Головные уборы таджиков

Мужской головной убор - тюбетейка. В холодную погоду мужчины надевают меховые шапки или же обматывают голову шерстяным платком. Также по-прежнему популярна чалма, которая надевается поверх тюбетейки или шапки "кулох".

Женщины традиционно покрывают голову убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и "лачака" - своего рода платка. Иногда эти элементы могут использоваться отдельно друг от друга.

Голову невесты и сейчас украшают вышитым платком, покрывающим лицо, шею и грудь.

В последнее время женщины стали носить тюбетейки (тоци), что раньше не было особенно принято.

Национальная таджикская обувь

Для горожан-таджиков - и мужчин, и женщин - привычной обувью являются мягкие сапожки "махси". Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.

Сельские жители имели более разнообразный выбор обуви. В частности, и мужчины, женщины, помимо лёгкой обуви, носили сапоги на высоком каблуке или деревянные башмаки на трёх ножках, так называемые "кафши чубин".

Национальные таджикские украшения

Таджики очень успешно сочетают традиционные украшения с современными. Женщины очень любят носить ожерелья, подвески, серьги и кольца.

Украшения можно увидеть не только на шее и ушах, но и на головном уборе. Это могут быть всевозможные подвески, брошки и бусы.

Традиционно национальные таджикские украшения - кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!

Носят ли украшения мужчины-таджики? В разные периоды истории мужчины-таджики в некоторых регионах носили бусы с подвесками наряду с женщинами. Раньше налобные повязки и серьги носили и мужчины, они указывали на принадлежность к определённой этнической группе и статус человека в обществе. Сегодня украшения носят только женщины.

Такова в общих чертах национальная одежда таджиков. В наше время она, безусловно, претерпела изменения, но традиционные тюбетейки, шаровары и рубахи самых разных цветов по-прежнему очень любимы таджиками, в том числе, молодёжью.

Правительство современного Таджикистана весьма своеобразно популяризирует традиционный таджикский костюм - представителей министерств регулярно призывают усилить контроль за ношением национальной о

Дежды среди сотрудников и не допускать пропаганду чуждой - европейской - одежды. В стране активно проводят специальные показы мод и конкурсы для модельеров. А ведущие государственных телеканалов выходят в эфир в стилизованной таджикской одежде.


Теги: Таджикистан, история

В конце 19 - начале 20 века традиционная одежда таджиков, проживавших в Заравшанском регионе, уже имела конкретную сложившуюся форму: свободный туникообразный силуэт и крой по прямой линии; одежда была свободной, широкой, скрывающей форму человеческого тела. Мужской, женский и детский костюмы были очень близки по форме и крою. При этом особое значение имели декоративные качества используемых в одежде тканей, которые являлись свидетельством богатства и своеобразия народного искусства. Особенно стоит упомянуть о яркости и выразительности колорита и тоне переливающихся цветов таких женских платьев, как «куйляк», «курта»; и халатах «мунисак», «калтача» из кустарных полушелковых тканей «адрас» - нарядных и торжественных, шелковых «шои» и «калагай» - легких и тонких, цветного бархата «бахмал», «хафтранг».
Узоры на бархатных тканях создавались также как и на шелковых, техникой «абрбанди», которая заключалась в резервации отдельных участков основы путем перевязки нитей с последующим окрашиванием.

Мужская национальная одежда.
Мужские халаты таджиков, которые называются «джома», «яктаг», существовали нескольких видов: легкие, на подкладке, теплые, стеганные; в основном их шили из яркой и пестрой ткани, покрой халата не зависел от возраста и был одинаков для всех. Халаты кроили из целого полотнища, его складывали поперек, в результате чего образовывались перед и спинка без шва на плечах. Пройма не имела выреза, к ней пришивались прямые, длинные рукава, сужающиеся книзу, под мышкой вшивалась ластовица, в боках - клинья, на полах халата с обеих сторон были вертикальные разрезы. Края бортов, подола, рукавов и ворота обшивались узкой плетеной тесьмой ручной работы - «зехи дасти», украшались завязками на груди «камарча». Основным материалом для создания повседневных мужских халатов были фабричные ткани сатин и ситец с крупным цветочным узором и сукно синего и сине-зеленого цветов.

В начале 20 века в городах вошли в моду камзолы (камзул), представляющие собой род глухого сюртука, но без разреза сзади. Зимой поверх ватного, стеганого халата, носили крытые фабричным сукном меховые шубы «пустин» и халаты «чакман» из домотканого сукна.

В комплекс мужского костюма входила нательная одежда - туникообразная рубаха, которую в этом регионе называли «куртаи мардона», «кифтаки» или «куйлак» и штаны «эзор» или «иштон». Головным убором мужчин служила чалма - «салла», навернутая на тюбетейку («токи») или шапку «кулох».

Поясами служили кушаки - «фута», сделанные из длинного куска узкой материи. У молодых людей на концах пояса были вышиты квадратные платки «бельбог» или «миёнбанд». Состоятельные мужчины и чиновники носили широкие пояса «камарбанд» из бархата, вышитые золотой нитью или крестом.

Обычной обувью городского населения, как мужчин, так и женщин были мягкие сапожки «махси», которые носили с калошами (кожаные «кауши»). Ичиги из козловой кожи назывались здесь «кайроки» («каменные», т.е. прочные). В сельской местности ассортимент обуви был более разнообразным, кроме легких сапожек, носили еще сапоги на высоком каблуке, зимой в горных районах надевали «кафши чубин» - деревянные башмаки на трех ножках.

Традиционная женская одежда.
Традиционный женский костюм некогда состоял из длинной, доходившей до щиколотки, рубашки-платья «курта» туникообразного покроя; его боковины и рукава слегка раскашивались, а квадратные ластовицы «кульфак» или «хиштак» (кирпичик) создавались из материи другого цвета, что имело магическое значение (обеспечивало плодовитость).

Девичьи платья имели горизонтальный разрез ворота «китфаки» («плечо») с легкой выемкой под горлом и завязками у концов разреза. После замужества невеста начинала носить женские платья с вертикальным вырезом ворота «пешкушо» или «пешяла». Нередко грудной разрез украшался планкой, вышитой тесьмой или «пешкуртой». На платье «пешяла» по обеим сторонам вертикального разреза ворота делали густые сборы «чим» (до начало 90-х годов 19 века). Стоячий воротничок обычно был на белых платьях, которые, при выходе на люди, выступали в качестве нижнего белья. Поверх него надевали несколько ярких шелковых или адрасовых платьев. Эти платья имели вертикальный, немного вынутый разрез, чтобы был виден лишь нарядный плиссированный воротник нижнего белого платья.
Рукава женских платьев туникообразного покроя были широкие, ровные по всей длине.

Второй основной частью женского костюма являются глухие шаровары «эзор», «пойджома», «лозими», стягивающиеся на талии поясом из тесьмы - «гашником». Они шились в основном из двух видов ткани, нижняя их часть была из дорогого материала, верхняя - из более простой, дешевой ткани. Внизу шаровары обшивались тесьмой «зех» или «кокма» (плетеной или вышитой).
Позднее появились платья с отрезной кокеткой, которые заняли прочное место в таджикском женском гардеробе, в настоящее время они являются основной формой женских платьев.

Головной убор женщин имел три составляющие: «салля» (чалма), шапочка «кулута пушак» или «кулюта», надеваемая под чалму и «лачак» - прямоугольный кусок ткани, свешивающийся под подбородком и прикрывающий шею и грудь. Кроме того, существовал особо вышитый платок невесты «сарандоз» (накидка на голову), украшенный вышивкой. В начале 20 века его заменило покрывало из гардинного тюля - «тур», который накидывали на голову невесты, концы этого платка были украшены вышивкой, исполненной на тамбурной машинке.

Кроме платьев в комплекс старинного традиционного женского костюма этого региона (помимо стеганого халата) входили еще два вида верхней туникообразной одежды - «мунисак» или «калтача» и паранджа. Мунисак, а потом калтача, отличались от обычных халатов в покрое: отсутствовал пришивной воротник, на груди ворот был несколько вынут, имелась узкая спинка «нимча» (прутик), передние и боковые клинья слегка были раскошены внизу, под мышками собирались в один пучок складок - «чуча», по краям халат обшивался тесьмой ручного плетения «зех» и имел яркие, нарядные подполки «фаровез», на боках имелись небольшие разрезы. Мунисаки пожилых женщин не имели ни подкладки, ни тесьмы, а подшивались узкой косой полоской другой ткани (вторая половина 19 века).

В начале 20 века вместо описанных выше двух видов верхней одежды в равнинных городах и селениях вошли в моду немного прилегающие в талии халаты с короткими и узкими рукавами с вырезной проймой, с отложным воротником и карманами на боках, называемые «камзул».

При выходе на улицу горожанки на голову поверх головного убора накидывали паранджу - большой широкий халат с откинутыми на спину длинными ложными рукавами, скрепленными внизу друг с другом, которые назывались здесь «думи фаранджи» (хвост паранджи). Лицо женщины закрывали плотной сеткой прямоугольной формы «чашмбанд», выполненной из черного конского волоса, обшитой со всех сторон полосой черной материи и иногда украшенной тамбурной вышивкой или мелкими голубыми бусинками.

Паранджу носили большей частью в городе, где ее изготавливали и продавали на рынках. В сельских местностях ее покупали состоятельные семьи для приданного невесты. В основном же, здесь носили халат-накидку «джелак», сделанную из местной кустарной маты с узкими полосами, из белой бязи, или из красного сатина с вышивкой.

Фаранджи.
Паранджа, фаранджи (от арабского «фараджийя» - верхняя свободная одежда) - так в прошлом называлась халатообразная накидка для женщин, которые надевали ее в городе. Она имеет длинные ложные рукава, скрепленные концами на спине. Паранджу накидывают на голову, в результате чего она целиком скрывает фигуру женщины. У таджиков еще сравнительно недавно женщины спереди надевали закрывающую лицо черную волосяную сетку, так называемый «чачван» (от персидского «чашмбанд» - повязка для глаз).
Мусульманская религия, которая требует максимального сокрытия лица и фигуры женщины, всегда поддерживала и поддерживает обычай ношения паранджи.

Необходимо отметить, что женское покрывало типа фаранджи изначально было атрибутом наряда невесты, для которой замужество означало первый выход за пределы родительского дома. Интересно, что в живой лексике таджиков существует выражение «духтари хона» (т.е. «девушка дома» или «домашняя девушка»); с некоторыми оговорками оно соответствует русскому «девушка на выданье». Смысл выражения «духтари хона» заключается в том, что раньше до замужества ей запрещалось без острой необходимости выходить из дома, а в дом будущего мужа, как и в наше время, она отправлялась в покрывале с занавеской перед глазами. Отсюда следует вывод, что фаранджи являлся составляющей выходного женского костюма, выполняя первоначально функцию свадебного наряда невесты.

Говоря о рационалистическом смысле ношения женщинами покрывала, следует отметить, что на протяжении веков оно воплощало собой женскую скромность, чистоту, добродетель, целомудрие и супружескую верность.

Прослеживая практические функции фаранджи, нужно сказать о характерной для него подкладке. Она всегда являлась показателем приспособленности этой одежды к климатическим условиям Средней Азии. Благодаря подкладке фаранджи защищало не только от холода в зимнее время, но также от воздействия ветра на разогретое тело матери с ребенком на руках в летнее время. Таким образом, элементы интересующего нас покрывала были обусловлены природно-климатическими условиями региона. Фаранджи, в отличие от закрытых женских накидок, например в Афганистане, не натягивалось через голову, а благодаря своей халатообразной форме набрасывалось на нее. Такой способ его ношения был удобен для кормящей матери, когда она выходила из дома с ребенком на руках. Сетка «чашмбанд», спускающаяся с головы на грудь, позволяла женщине кормить младенца, не обнажая грудь при возможных посторонних.

Представление о женщине как существе, нуждающемся в защите, относилось в особенности к беременной женщине. Общество заботилось о ней, предписывая ей ношение фаранджи как охранительной меры от воображаемых темных сил. Таджики верили, что воздействие, которые эти силы оказывают на беременную женщину, наносят вред и плоду.

Поверья и представления, связанные с необходимостью ношения фаранджи, помогают раскрыть его определенные символические функции. Конечно, многие из этих поверий ныне утрачены, поэтому в настоящее время исследователям приходится выявлять их путем анализа сохранившихся образов. Как уже говорилось, в Средней Азии такое покрывало носили главным образом в городах. В сельских районах среди жизни преимущественно «своих» в нем большой нужды не было. Город же, наоборот, представлял собой мир «чужих». Поэтому при выходе на улицу, в соответствии с древним обычаем, женщины надевали накидку, скрывающую их фигуру, которая, таким образом, позволяла сохранить им неузнаваемость.

Джурабы.
У народов Кавказа, Передней и Средней Азии джурабы (также джорабы или джороп) представляли собой толстые вязаные носки.

Джурабы изготавливают из бараньей шерсти, которую обрабатывают специальным способом, а затем окрашивают. Вяжут джурабы одним крючком. По окончании работы они становятся легкими по весу, но вместе с тем очень теплыми. Вязание толстых шерстяных чулок широко распространено на Памире. Нигде, как там, не вяжут такие яркие и красивые джурабы. Умело сочетая красный, желтый, зеленый, коричневый, черный и белый тона, каждая женщина внедряет в традиционный рисунок новые мотивы. Часто встречаемыми мотивами орнамента являются грудь сокола, скорпион, трехступенчатые пирамиды и другие.

Чакан - так называется национальное таджикское платье, украшенное вышивкой. А тех, кто умеет его вышивать называют чакандузами. С одной такой вышивальщицей Оламби Назаровой мы познакомились, побывав в кишлаке Тудакавш Куляба.

Так что же такое чакан? Чакан - это широкое платье, украшенное ручной вышивкой обязательно из натурального материала - шелка или хлопка. Как ремесло вышивка чакан сотни лет бытует среди женщин горных районов Таджикистана. Сегодня же - это нечто большее, чем просто платье с рисунками. Оно затмило остальные традиционные наряды. Ни один праздничный концерт не обходится без танцовщиц в вышитых платьях с длинными рукавами. Чакан считается праздничной одеждой населения южной части Таджикистана, и одевают его на праздники, чаще всего, весной, на Навруз. Вот почему это платье такое яркое и броское: на красной ткани вышиваются узоры из семи цветов.

Никто точно не знает, когда именно появился чакан. Некоторые историки относят его к периоду зороастризма и связывают с культом солнца. Поэтому многие платья кулябских красавиц шьют из красного полотна. Даже узор основной вышивки в центре подола имеет очертания круга, то есть солнца. Как описывают чакан исследователи, по старым преданиям, раньше девушки закидывали в широкие рукава таких нарядов сладости и несли гостинцы домой. Однако в прошлом веке таджички отдали предпочтение упрощенным нарядам, а чакан, как пережиток прошлого, попрятали по сундукам. К тому же, в советские времена этот вид национального платья не приветствовался. Считалось, что это одежда феодального прошлого.

Сегодня чакан - это красивое и удобное платье, в котором можно не только ощутить дух истории, но и удивить окружающих: восточный орнамент вплелся в европейские модные линии…

Возрождение чакана началось в Кулябе. Здесь почти в каждом кишлаке можно найти рукодельниц, вышивающих чакан.

Оламби Назарова вышивает чакан с детства. Она научилась этому ремеслу у своей матери, а та - у своей. Из поколения в поколение передается это мастерство в Кулябе.

Обычно изготовлением занимаются два вида мастериц: каламкаш (рисовальщица) и гулдуз (вышивальщица). «Первые наносят рисунок, обозначая тона. Вторые вышивают эти узоры цветными нитками, в основном, шелковыми. Обычно мы собираем всех вышивальщиц у себя дома и долгими вечерами, за разговорами и песнями завершаем работу», - рассказывает апаи Оламби. По ее словам, для вышивания одного платья требуется от 3 дней до 2 недель, в зависимости от сложности и плотности узора. После того как вышивка готова, ткань кроят и шьют платье.

«Для чакана мы используем разные цвета. Но, в основном, это красный. Раньше яркие орнаменты мы в основном, вышивали на красной материи. Считали, что так он выглядит более нарядно. Ведь такое платье каждый день не наденешь, его надо беречь»,- объясняет вышивальщица.

По ее словам, работа эта трудоемкая и требует усидчивости. «Важно также понимать смысл узоров. Сложность еще и в том, чтобы разные рисунки в конце сложились в единую картину и гармонировали друг с другом», - объясняет мастерица и показывает нам разновидности платьев, от яркости которых глаза разбегаются - одно краше другого.

Чакан можно встретить не только на платьях, но и на так называемом «бардеворе» - сюзане или панно, на сумках и на декоративных вещицах, которые вышивает мастерица. В цехе, которым руководит апаи Оламби можно сшить чакан машинной вышивкой - попури, но по ее словам, среди народа и иностранцев, которые покупают у нее изделия, особенно в почете ручная работа - считается, что в такое изделие любая мастерица вкладывает часть своей души.

По словам Оламби Назаровой, среди множества заказов она особенно гордится тем, что на 2700-летний юбилей Куляба вместе со своими 20 подопечными они вышили 700 платьев чакан, столько же национальных мужских поясных платков и тюбетеек. Еще один предмет гордости - вышитое сюзане в стиле чакан с изображением Сангтудинской ГЭС-1 на его официальном открытии в 2009 году, который они подготовили за неделю. Работы кулябских мастериц выставлялись на многих отечественных выставках, а в 2015 году сама Оламби Назарова участвовала на X международном фестивале ремесленников «Оймо» в Бишкеке.

…Традиционный чакан не просто красивый узор, вышитый гладью. Каждый узор имеет свое значение. Например, голубые волнообразные узоры - это символ долгой жизни. Большой красный круг - солнце, а значит тепло и свет. А изображение перца отпугивает злых духов.

«Чтобы традиции этой вышивки не потерялись, ведь с каждым годом мастериц становится все меньше, я набрала группу из 18 молодых девушек и в настоящее время учу их вышивать», - рассказывает Оламби Назарова.

Сейчас изделия с такой вышивкой можно найти в специальных отделах и бутиках национальных изделий. Средняя цена женского платья чакан составляет от 70 до 500 долларов США. По словам экспертов-этнографов одежды, раньше платья были шире и длиннее, что свидетельствовало о национальном шарме таджикских красавиц, но сегодня его чаще шьют в европейском стиле, то есть уже и более открытыми, согласно предпочтениям современной молодежи, сочетающей моду и классику. «Особенно часто чакан приобретают иностранные гости в качестве символа Таджикистана. По индивидуальному заказу я могу вышить им неброские цветы, например, на ткани из льна с современным дизайном. Все зависит от самого заказа», - говорит мастерица.

Чтобы не утратить уникальные традиции чакана, таджикские специалисты предложили три года назад внести его в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Если его внесут в список, это будет способствовать продвижению Таджикистана в мировом масштабе. Кстати, платье чакан уже успело завоевать сердца людей в Китае, Казахстане, России, США и Европе, где его представляли на всевозможных выставках и фестивалях. И это вполне заслуженно. Ведь национальная одежда - это элемент нашей истории, культуры, традиции, и к ней нужно относиться с большим уважением.

« ТАДЖИКСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ» Проект – исследование ученицы 4 «а» класса МКОУ СОШ с.п.п.Звездный Латиповой Ганджины Руководитель проекта учитель высшей категории Ионесян Лариса Викторовна


Введение Моя работа посвящена исследованию национального таджикского костюма. Эта тема заинтересовала меня неожиданно. Сама я родилась в Таджикистане в городе Душанбе. Мой папа военный и его перевели служить в Нальчик, в военный городок. Здесь меня все очень удивляло. Люди в городе одеваются современно, совсем никого не увидишь в национальных костюмах. А на моей родине очень многие люди всегда ходят в своем национальном костюме. Недавно на уроке рисования мы рисовали национальные костюмы Кабардино – Балкарии. И вот мне пришла мысль рассказать о своем национальном костюме. Ведь он тоже очень яркий и красивый.


Моя главная цель – познакомить одноклассников с таджикским национальном костюмом, рассказать об истории возникновения знаменитого во всем мире таджикского атласа. Моя гипотеза – хотя традиционная одежда у таджиков отличается в зависимости от района проживания, но имеет общие черты. К методам, которые я использовала, можно отнести следующие: мои наблюдения, рассказы моих родственников, анализ публикаций материала интернета по данной теме.


Женский таджикский костюм. Женщины одевались в просторные платья из гладких тканей. В горных южных районах, особенно в Дарвале и Кулябе, платья богато вышивались и являли собою образцы народного декоративного искусства. Костюм дополняли широкие шаровары с напуском у щиколоток. Головной убор - платки, тюбетейки. Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат и местную обувь. У горянок халатов не было. Традиционные украшения - ожерелья, браслеты, подвески, серьги, кольца.


Женский костюм, по составу обязательных элементов, был подобен мужскому, его точно так же составляла рубаха ("курта") и шаровары. Женская рубаха кроилась так же, как и мужская, но в отличие от последней, была значительно длиннее и украшалась богатой вышивкой. «Курта» могла быть и однотонной и яркой, многоцветной, оформленной рисунком. Женские шаровары обычно шили из двух типов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, хлопчатобумажной - приятной для тела и «дышащей», а нижнюю, которую видно из-под рубахи, из нарядной и более дорогой материи. Шаровары заканчивались красивой тесьмой, которая затягивалась вокруг щиколотки.


Верхней одежды таджикские женщины вообще не имели, в холода им предписывалось сидеть дома. Однако, если по необходимости нужно было выйти на улицу, они просто надевали несколько платьев, а сверху накидывали стеганый халат, сделанный подобно мужскому. Выходя из дома, каждая женщина должна была надеть особый вид накидки - паранджу (" фаранджи"). Она представляла собой стилизованный халат-мешок со сложенными и сшитыми за спиной рукавами, впереди паранджа оформлялась черной волосяной сеткой (чачван).


В современной одежде Таджиков сочетаются традиционные элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются уже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.


Мужской таджикский костюм Мужчины носили рубаху туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейку, чалму. Обувью служили кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заостренным носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. В современной одежде таджиков традиционные элементы (верхний халат, тюбетейка) сочетаются с городской одеждой, а в женской одежде национальные элементы доминируют и сегодня.


Так, для мужского комплекта горного, или равнинного населения были характерны: широкая рубаха - "курта" сделанная из хлопчатобумажной ткани, брюки - шаровары, одевавшийся сверху халат, поясной платок и головной убор - тюбетейка. Рубаху, обычно, шили из одного куска ткани, перегнув на плечах и сделав в середине вырез для горловины. Бока и рукава просто пришивались к основанию. Получалось широкое, не стесняющее движений изделие, названо в среде этнографов - туникообразным.


Брюки – шаровары ("эзор") шились широкими, не стесняющими шаг сверху и узкими к низу. Рубаха носилась навыпуск, подпоясанная сложенным по диагонали поясным платком. Здесь нужно отметить, что платок, в этом случае выполнял функцию ремня и карманов одновременно, поддерживая брюки и делая функциональнее длинную рубаху. Прямо поверх рубахи надевали халат («чапан»), распашного, прямого кроя. Для лета был предусмотрен легкий его вариант - без подкладки, для зимы – более плотный, на вате, имевший простежку по всему полю изделия. Халаты, как правило, шили из полосатой (полосами вдоль) или цветной хлопчатобумажной ткани.


Жители горных районов предпочитали носить «чапаны» из некрашеной домотканой шерсти, ворот которых украшал вышитый орнамент. Гардероб горцев дополняли высокие, вязаные цветной нитью, чулки ("джураб"), на которые надевали башмаки из сыромятной кожи на мягкой подошве - чарыки ("чорук").


Равнинные жители надевали на ноги мягкие высокие сапоги-чулки из выделанной кожи - " махси ", в которые заправляли шаровары, а при выходе из дома прямо на них надевали кожаные калоши. В обиходе так же были кожаные сапоги с каблуком, и загнутым носом, используемые для верховой езды.


Головным убором для таджиков всегда служила тюбетейка, которая представляла собой невысокий конический колпак, затейливо украшенный вышивкой, узор которой, лучше всякого документа указывал на происхождение и место жительства хозяина. Равнинные таджики поверх тюбетейки носили еще и чалму. К XX веку в моду у таджиков вошла плоская квадратная тюбетейка, черная с белой вышивкой, которая получила название – « чусти «, по месту ее изготовления в городе Чуст. Ее стали охотно надевать и женщины, ранее использовавшие в качестве головного убора только платок.


Из истории возникновения таджикского атласа Первое упоминание об этой материи относится ко 2 веку нашей эры, во времена Великого Шелкового Пути. Но ничего конкретно, именно об узоре этой материи, нигде не сказано. Я спросила у своей бабушки, откуда взялся такой чудесный рисунок, и она рассказала мне такую старинную легенду: «В незапамятные времена один из правителей Маргилана решил жениться в пятый раз. Его выбор пал на юную дочь одного бедного ткача. Расстроившись, отец девушки бросился в ноги старому хану, моля его отступиться от девушки. Хан ответил, что исполнит просьбу бедняка, если он к следующему утру создаст нечто такое необыкновенное, что заставит хана забыть о красоте девушки. Опечаленный ткач сидел на берегу арыка, не зная, что ему дальше делать. И вдруг - увидел в воде отражение облаков, окрашенных, после прошедшего дождя, во все цвета радуги. «О, небо, благодарю тебя за идею!», - воскликнул он и побежал домой, чтобы немедленно приняться за работу.


Наутро он соткал необычайную ткань по образу увиденного – легкую и воздушную словно облако, прохладную, как чистый горный воздух, и переливающуюся всеми цветами радуги. Когда мастер принес эту необыкновенную ткань хану, тот был потрясен ее волшебной красотой «Как ты это сделал?» – спросил он у ткача. На что ткач ответил: «Я взял зелень листвы, омытой дождем, добавил цвет лепестков тюльпанов, румянец зари, синь ночного неба, блики солнца на быстротекущей воде арыка, блеск глаз моей любимой дочки и все смешал». Необыкновенную ткань назвали «хан-атлас» («ханский шелк»), а дочку ткача хан отдал в жены своему любимому сыну».



Проект занял 3 место во II Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Первые шаги в науку»

Национальная одежда таджичек. Таджикская женщина, будучи одарена красивой внешностью, стремилась соблюдать чувство прекрасного и в одежде. В отличие от представительниц слабого пола других народов, возможности для разнообразия гардероба, благодаря удобному расположению страны на пересечении торговых путей, у нее были еще за столетия до того, как появилось само слово «мода». Возможно, именно поэтому национальная одежда жительниц Таджикистана издревле весьма разнообразна, а фасоны платьев в большинстве его районов (в том числе исторических) могут сильно отличаться. Таджикские женщины, в особенности молодые, любили яркие цвета в одежде и всегда старались сочетать оттенки. И надо отдать должное их вкусу - они не перебарщивали. «Гамма излюбленных расцветок материй для одежды у таджикских женщин была чрезвычайно разнообразной, яркой, жизнерадостной, не будучи в то же время режущей глаз, хотя сочетания цветов и строились на принципе острого контраста», - писали антропологи Н. Ершов и З. Широкова по итогам исследования, проведенного полвека назад в Таджикистане. Одежда же, представленная на иллюстрации, в большей степени использовалась деятелями искусства, которым в таджикской истории всегда отводилось особое место. Так в прежние времена могли выглядеть певицы, танцовщицы и т.д. Хотя обычно костюмы музыкантов, исполнявших тогда в основном шашмаком, отличались более богатыми цветами и материей (шились, например, золотыми нитями на темной материи). Один из мифов сегодняшнего Таджикистана – что тюбетейка издревле была традиционной для женщин. Этот атрибут, согласно исследованиям советских антропологов, получил популярность и стал использоваться девушками практически во всех районах страны, а также соседнего Узбекистана, только в XX веке, после революции. При этом носят ее преимущественно только девушки и молодые женщины. Самым традиционным головным убором для таджичек был платок - рўмол, қарс, соба или латта. Существовало очень много способов повязывания платка, многие из которых сегодня уже практически нигде не встретить. Конечно, во многих регионах были свои платки, традиционно используемые только в этом городе или районе. Кулябские же девушки традиционно носили кисейные платки в виде широких длинных шарфов, закинув один из концов за голову, примерно как показано на фото. Правда, у прежних платков края были вышитыми, а назывались они латтаи нақшинӣ (расписная материя) или сарандоз. Вместо тюбетеек под платками обычно носили мягкие шапочки из материи, которые и назывались тўппи (то же самое, что и тоқӣ - тюбетейка в переводе с таджикского). Они, видимо, и есть предки сегодняшних женских тюбетеек. Пожилые и старые женщины носили схожий головной убор - сшитые из материи (особой формы) шапочки, которые назывались кулўтапўшак. Тюбетейки, как мы уже писали ранее, по сей день носят преимущественно только девушки и молодые женщины. В случае с девушкой на фото поверх головного убора силсила (или обычно поверх шелкового платка) накинута паранджа из тяжелой полушелковой материи банорас местного производства, отделанная шелковой тесьмой и вышивкой. Обычно такие накидки были монотонные и темного цвета, лишь со временем их стали делать более яркими. Так же носили накидки в Худжанде и окрестностях (сегодняшней Согдийской области). Обычно в комплекте должен быть и чашмбанд (дословно «завязывающая/закрывающая глаза») - волосяная сетка, которую женщина надевала под паранджу, закрывая лицо, перед тем как выйти с женской половины дома. В уши продеты серьги из скрученных спиралью проволочек с подвесками, в которые раньше вставлялись рубины и изумруды. Так обычно накидывали платок поверх тюбетеек девушки в горных районах Таджикистана, например в Ишкашиме, на западе Памира. А серебряное украшение силсила, которое состоит из соединенных колечками фигурок различной формы с подвесками по нижнему краю, обычно надевалось, наоборот, поверх платка, под которым был еще один платок, рўмол, сложенный по диагонали. Именно таков был головной убор невест в районах Куляба. Однако платки в этом случае были ярких тонов, в основном белые. То есть в данном случае на иллюстрации мы видим смешение стилей (атрибутов и обычаев ношения) разных регионов. Большое ожерелье назывались ҳайкал или зеби сина. Оно обычно состоит из соединенных многорядными цепочками пластинок (обычно семь), инкрустированных цветными стеклянными глазками, бирюзой и украшенных накладной сканью, зернью и подвесками, где самая нижняя пластинка делалась крупнее остальных. Поверх платья на девушке аналог обшитого тесьмой тюлевого покрывала, который назывался сарандози тўр. В качестве верхней одежды таджички носили легкие распашные халаты с узкими и короткими, до запястья, рукавами, немного прилегающие в талии и иногда без воротника. Распространены они были в основном в равнинных районах и назывались мунисак или калтача. Особенно распространены были стеганые ватные длинные халаты, именуемые ҷома или чапон. Под них в равнинных районах иногда надевали еще и безрукавки - камзўлча, шившиеся длиной до пояса или немного ниже. На этой фотографии на голову девушки наброшена парчовая расписанная паранджа (обязательный атрибут до начала XX века), к которой обычно прилагается волосяная сетка для закрывания лица - чашмбанд. Если платье было самым главным атрибутом костюма женщины в Таджикистане, то второй основной ее частью были глухие шаровары, которые называются, в зависимости от района страны и фасона, пойҷома, лозимӣ, эзор/изор или танбеӣ. Их до сих пор обязательно носят, если надевают национальные платья. На талии раньше они стягивались поясом из тесьмы, продетым в загнутый рубцом верхний край шаровар. Обычно они шились из той же материи, что и платье. Современная интерпретация старинного костюма, сочетающего стили халатов, которые в прежние времена надевали таджички, исполняющие шашмаком, или молодые женщины из верхнего сословия (в данном примере стили смешаны). Одежду из богатой материи красного цвета с желтой вышивкой (золотыми нитями) могли себе позволить в основном женщины из зажиточных семей или представительницы искусства, которых часто одаряли их покровители. Стоячий воротник в прежние времена называли куртаи саростиндори гиребонаш қазоқӣ, что дословно переводится как «платье с манжетами и казахским воротником». В старину в некоторых горных районах Таджикистана, в отличие от остальных областей, рукава платьев делались узкими у запястья, а стан платья - узким в талии и широким в подоле. Девушка в атласном платье, в тюбетейке зардузи, Подвела сюрьмой реснички, брови же усьмой покрыв, Шла в эзорах из атласа, шло ей очень это всё, И косыночка из шёлка, кавшы с нежной бахромой. И косички с бахромою, двигались ей в след и в такт, Было тех косичек сорок, строились как на парад. Плавно двигалась, как Пава, так учила её Мать, Грациозно машет ручкой, будто в танец собралась. Ходят нежно так Таджички, будто по Небу плывут. И глаза на землю смотрят, скромно все себя ведут. И приложат руку к сердцу, если встретят старика, Поздоровавшись - всё спросят, не болит ли голова? Наш народ любезный очень, славится он добротой. И наряды наши скромны, отличишь их простотой. В простоте нарядов наших, есть и Шарм, и красота, Нет нужды тягаться с Модой, пусть она догонит нас. О красавицах Таджичках, говорит весь Мир честной. Скромные Таджички в Мире, занимают первый строй. Коль невестка в твоём доме, родом та из Душанбе, Засверкает дом твой Счастьем, внуков народит тебе. Акбар Мухаммад Саид.



Публикации по теме