Научить ребёнка ползать, или научится он сам? Как научить ребенка ползать и надо ли это делать.

Когда на свет появляется крошечный карапуз, родители очень ждут, когда же он сможет держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить… У здоровых детей все перечисленные умения появляются сами по себе, даже если родители не будут предпринимать для этого никаких дополнительных усилий. Однако молодые мамы и папы нередко задаются вопросом, как научить ребенка ползать, к какому возрасту он должен овладеть этим навыком, и что делать, если кроха не пополз в срок.

Как правило, дети начинают ползать в 6-8 месяцев, однако некоторые малыши пропускают этот этап и сразу переходят к подъему на ножки и хождению. Такой вариант развития вполне укладывается в норму, однако педиатры в один голос говорят о том, что ползание очень полезно для укрепления мышц спины и для совершенствования двигательных навыков. Кроме того, малыши, овладевшие этим полезным умением, становятся гораздо более самостоятельными и настойчивыми, ведь они получают возможность добираться до желаемой цели. Поэтому всем родителям полезно знать, как научить ребенка ползать.

Первые тренировки
Этапу ползания предшествует подготовительная стадия, во время которой кроха учится становиться на четвереньки. Его движения еще очень забавны и неуклюжи - вытянувшись на ручках, он на секунду приподнимает попку, но тут же шлепается на животик, ведь скоординировать движения рук и ног невероятно сложно! Такие тренировки продолжаются в течение достаточно долгого времени, и постепенно у карапуза начинает получаться все лучше и лучше. Следующий этап - раскачивание. Уверенно стоящий на четвереньках кроха раскачивается взад-вперед, пытаясь сделать первые ползательные движения. Причем чаще всего карапузы сначала овладевают навыком ползания назад (пятясь), а только потом учатся двигаться вперед. Некоторые малыши ползают на животе - по-пластунски, извиваясь как маленькие червячки, другие двигаются, сидя на попе, третьи подтягиваются на руках, но наиболее традиционный вариант - это перекрестное ползание с чередованием рук и ног. Именно такое ползание наиболее полезно, и поэтому родителям стоит стремиться к тому, чтобы малыш передвигался именно таким образом.

Как научить ребенка ползать - рекомендации и упражнения
Как помочь ребенку научиться ползать? Во-первых, нужно сделать так, чтобы большую часть времени кроха проводил на полу. Если малыш во время бодрствования чаще всего находится в ходунках, стульчике или кроватке, ему будет очень непросто научиться становиться на четвереньки и впоследствии ползать, и такие детки могут попросту пропустить этот важный этап. Во-вторых, важно организовать вокруг ребенка стимулирующую среду - разложить яркие погремушки, кубики, мячики. На первых порах игрушки должны находиться примерно на расстоянии вытянутой руки от малыша, но постепенно их нужно отодвигать все дальше и дальше. В-третьих, задумываясь над тем, важно подавить в себе желание исполнять все просьбы любимого чада по его первому требованию. Если карапуз очень хочет рассмотреть понравившуюся игрушку, не нужно давать ее ему в руки (даже если кроха громко этого требует), а нужно помочь дотянуться и взять интересующий предмет самостоятельно.

Для тех, кто задается вопросом, как научить ребенка ползать, можно порекомендовать специальные упражнения. Для того чтобы помочь карапузу надо положить его животиком на пеленку, а потом немного приподнять ее за свободные края. Если ребенку тяжело удерживаться в такой позе, нужно создать упор сзади (подложить валик или просто приставить к ножкам свою руку). Также можно подкладывать под животик и грудку небольшую подушку или скрученное полотенце. В этом случае кроха сможет подольше задержаться в положении на четвереньках. Очень полезны для малыша массаж (как профессиональный, так и мамин), гимнастика, плавание (оптимально в детском бассейне, но можно и в большой домашней ванне) и упражнения на большом надувном мяче, с помощью которых хорошо отрабатывать упор на руки.

Но даже если родители знают, как учить ползать ребенка и регулярно проводят гимнастику и развивающие упражнения, существует вероятность того, что к 8-9 месяцам жизни карапуз еще не поползет самостоятельно. Если в остальном ребенок развивается нормально, не стоит паниковать и бить тревогу, нужно просто продолжать упражнения и стимулировать его к ползанию всеми доступными способами. Возможно, данному малышу просто необходимо немного больше времени на овладение этим навыком. Есть еще один интересный способ того, как научить ребенка ползать - показать ему личный пример (особенно хорошо этот вариант срабатывает с теми детьми, которые давно научились стоять на четвереньках, но никак не решатся двинуться вперед). А если карапуз категорически не желает ползать, предпочитая подниматься на ножки и топать вдоль опоры, то стоит проявить немного терпения и постараться организовать обучение ползанию через игру.

У многих детей в процессе роста есть определенные трудности. Они учатся держать спину, опираться на руки, ноги и в конце концов передвигаться. Родители могут помочь ребенку, но при этом важно посоветоваться с педиатром и невропатологом. Специалисты могут назначить массаж и медикаментозное лечение. Только убедившись в том, что у малыша все в порядке можно задаваться вопросом – как научить ребенка ползать.

Согласно общепринятым нормам, ребенок должен начать ползать в возрасте от 5 до 9 месяцев. Девочки обычно в этом плане более ранние. Впрочем, некоторые дети этот этап пропускают и после того как научатся сидеть, сразу начинают пытаться ходить. Это не совсем полезно для костного аппарата ребенка, так как во время ползания задействуются позвоночный, шейный отделы, тазобедренный сустав, в целом укрепляются мышцы всего тела.

Освоение навыков движения зависит от многих факторов:

  • здоровье ребенка;
  • масса тела;
  • активность.

Каждый малыш индивидуален, поэтому не стоит поспешно учить малыша ползать в 6 или 7 месяцев, потому что другие сверстники уже освоили этот навык. Любой педиатр заверит родителей, что ничего страшного нет, если ребенок еще не начал становиться на четвереньки и двигаться до 8-9 месяцев, гораздо серьезнее, если малыш к этому возрасту еще не умеет переворачиваться.

Нужно ли этому учить?

Медики говорят, что научиться ползать ребенок может вполне самостоятельно, пусть это будет выглядеть неуклюже, но главное, что он это будет делать своевременно, именно тогда, когда мышцы способны выдерживать такую нагрузку.

Ползание полезно, оно способствует:

  • укреплению мышц, связок, позвоночника;
  • развивается координация движений;
  • малыш становится более самостоятельным, двигательная активность способствует улучшению работы головного мозга.

Начать помогать ребенку стимулировать ползание нужно, если он испытывает трудности (при большом весе) или ленится. При задержке развития можно также поспособствовать приобретению навыков.

Научить этому грудничка можно при помощи комплекса упражнений, гимнастики и . Лучше не спешить, требуется обратить внимание на то, что ребенок уже умеет, а затем уже приступать к новым тренировкам.

Как помочь ребенку?

Ежемесячно грудничков приводят на осмотр к педиатру, врач фиксирует этапы развития. Чаще всего для профилактики назначается массаж. Педиатр может направить родителей к специалисту в лечебном учреждении либо показать несколько основных упражнений для выполнения дома.

Сразу стоит отметить, что кожа ребенка очень нежная и чувствительная, поэтому сеанс нужно начинать с легкого поглаживания – это улучшает кровоток и разогревает мышцы. Весь комплекс массажа – это не более чем разминание тела, можно делать легкие пощипывания стоп, рук и спины. Малышам нравится, когда используются элементы гимнастики – махи руками и ногами, скрещивание, велосипед.

Во время гимнастики можно обучать движениям, т. е. сгибать поочередно руки и ноги, таким образом формируется мышечная память. Процедуру разрешается выполнять ежедневно, не более 15-20 минут.

В домашних условиях, чтобы помочь ребенку научиться ползать, нужно создать соответствующие условия. Малышу должно быть интересно двигаться: так, можно подготовить яркую игрушку и расположить ее чуть дальше, чем на расстояние вытянутой руки, это должно стимулировать его к движению.

Как научить ребенка ползать? Для этого нужно обеспечить условия комфорта и безопасности, поэтому взрослые всегда должны быть рядом, чтобы подхватить или удержать чадо, так как первые движения будут неуклюжими. Некоторые родители создают целые треки-дорожки для ползания из пледов, подушек и других подручных средств. Есть специальный тренажер Домана, его принцип заключается в том, что изначально ребенок двигается по дорожке с небольшим уклоном вниз, освоив этот навык, можно учиться ползать под горку, это тяжелее.

Упражнения

Тренировки можно проводить регулярно, если нет противопоказаний. Есть основные виды упражнений, которые испробовали для обучения множество родителей. В каждом случае тренируется определенная группа мышц. Умение может прийти не сразу, так малыш может научиться ползать по-пластунски, а только затем вставать на четвереньки.

Виды тренировок:

  1. Движение на валике. Ребенок находится в положении лежа на животе. Необходимо скатать небольшой валик из любой мягкой ткани и положить его под грудь. В таком положении грудничок вынужден будет опираться на руки и двигаться, чтобы была возможность достать интересующий предмет.
  2. Движение рук или упражнение «Тачка». Нужно расположить ребенка на животе, одной рукой приподнимают грудную клетку, второй придерживают ножки. Нужно чтобы малыш опирался только на руки. Изначально пусть ребенок научится стоять в таком положении, не нужно сразу заставлять его передвигаться.
  3. Чтобы научить ребенка ползать на четвереньках, ему необходимо дать понять, что руки должны быть выпрямлены, а ноги находиться в согнутом положении. Для этого необходимо подобрать подушку или сложить плед так, чтобы, расположив его под живот ребенка, конечности касались горизонтальной опоры (пола, дивана, матраса и т. д.). Изначально ребенок должен научиться стоять в этой позе, после подушку можно убрать.
  4. Нередко, ребенок, умея стоять на четвереньках, боится совершить дальнейшие движения. Для помощи в упражнении нужно задействовать папу и маму. Один взрослый должен держать руки и направлять движение, другой то же самое делает с ногами. Одновременно с левой рукой нужно передвигать правую ногу и так далее.
  5. Опора на коленки. Некоторые дети сразу пытаются встать на стопы, а это трудно. Нужно показать грудничку, что на согнутых ногах боле удобно, для этого нужно взять малыша спиной к себе (рукой обхватить живот), затем расположить ребенка на плоской поверхности, другой рукой направлять ноги. Спина малыша при расположении касается живота родителя. Для движения на коленях есть еще упражнение с матрасом. На пол нужно положить подушку или матрас, руки ребенка должны быть на возвышенности, колени на полу. Родитель должен потихоньку тянуть подушку на себя, тем самым, заставляя ребенка двигать ногами.
  6. «Лягушка». В этом случае малыш уже должен уметь опираться на руки. Под грудь нужно установить валик или подушку. Взрослый располагается сзади, при этом поочередно нужно сгибать ногу ребенку по направлению к попе, тем самым, давая возможность ему отталкиваться ступней. Позднее грудничок может самостоятельно начать передвигаться, опираясь о вертикальную опору. Изначально он будет отталкиваться только стопами, потом научиться ползать по-пластунски.
  7. Опора-пояс. Необходимо взять широкое полотенце, простынь, покрывало или шарф и сформировать полосу, длиною не менее 1 метра. Расположить ткань нужно в форме петли, то есть обернуть ею тело (от груди до живота) так, чтобы руками держать концы покрывала, одновременно контролируя движение. Приподымая таким образом ребенка, ему становится легче удерживать спину и передвигать руками и ногами.

Лучший способ стимуляции – это наличие примера. Дети легко перехватывают навыки друг от друга, т. е. если рядом будет находиться ребенок, который умеет ползать, то второй быстрее и легче этому научиться. Если других малышей нет, то родителям придется реализовывать задуманное на собственном примере, а именно – самим ползать рядом. Нужно проделывать это в зоне доступности ребенка, затем можно немного удалиться, чтобы у малыша был интерес приблизиться.

Что делать, если ребенок не ползает?

При правильном подходе родителей, спустя 4-6 недель тренировок, малыш должен пытаться самостоятельно ползать. Не стоит бить тревогу, если этого не произошло в 7-9 месяцев. Но когда к 9-10 месяцам родители регулярно делают массаж, гимнастику, упражнения и результатов нет, тогда необходимо обращаться к врачу. Скорее всего, педиатр направит на консультацию к невропатологу и ортопеду.

Каждый этап развития ребенка по-своему интересен и имеет особенности. В основном дети осваивают навык ползания в возрасте от 6 до 10 месяцев, иногда малыши пропускают этот этап и сразу начинают ходить. Поспособствовать укреплению мышц можно при помощи гимнастики и массажа. Если у малыша не получается ползать самостоятельно, то взрослые могут помочь, используя при этом комплекс упражнений.

С самого раннего возраста ребенок начинает изучать собственное тело и его возможности. И все это - в постоянном движении. Поначалу новорожденный просто моргает, улыбается, двигает ножками и ручками, а уже позднее начнет ползать, садиться и, наконец, делает первые неуверенные шаги. Обычное, казалось бы, ползание на самом деле - отличная тренировка мышц, к тому же такой способ передвижения помогает ребенку гармонично развиваться. Педиатры дружно утверждают, что ползание - подготовительный этап перед ходьбой. Во время ползания у ребенка укрепятся мышцы плечевого пояса, спины, рук и ног, улучшается координация. В общем, ползание просто необходимо. Но что же делать, если малыш ленится и не хочет ползать?

Помните, что ваш ребенок только начал открывать для себя этот интересный новый мир, ему нужно оторваться от мамы, начать изучать пространство и предметы, которые находятся вокруг. Дайте ему чуть больше свободы, почаще доставайте из кроватки или манежа, кладите на пол. Присядьте рядом: ребенку будет намного проще, когда мама или близкие люди находятся в непосредственной близости. Положите на небольшом расстоянии от малыша игрушки или мячик, он будет тянуться к ним, пытаться достать и одновременно учиться ползать.

Вот несколько упражнений, которые помогут научить ребенка ползать. Как говорится, проверено на собственном опыте и работает даже с очень упрямыми карапузами.

1. Первое упражнение поможет сформировать опору на прямые руки - это главное условие для того, чтобы начать ползать на четвереньках. Шестимесячный малыш должен научиться не только приподниматься на руках, но и желательно хватать одной рукой игрушку, опираясь при этом на другую. Если такой навык не сформирован, стоит немного помочь ребенку. Для начала положите его на живот, а перед ним, чуть выше головы, подвесьте игрушку. Чтобы схватить ее, ребенок будет приподниматься на руках и тянуться к заинтересовавшему его объекту. Если вдруг игрушка не вызывает интереса, сначала дайте ребенку ее потрогать, а потом постепенно поднимайте ее вверх.

2. Это упражнение поможет укрепить вестибулярный аппарат малыша, научит работать руками. Сделайте валик из одеяльца и подложите под грудь малышу (как и в первом упражнении ребенок лежит на животе). Голова и руки ребенка должны свисать с валика, ноги и живот при этом находятся на ровной поверхности. В таком положении ребенок может поворачивать головку и брать предметы обеими руками.

3. Учимся стоять на четвереньках . Для этого упражнения опять понадобится валик из одеяла, однако на сей раз его нужно подложить под живот и грудь малыша, чтобы ручки и ножки свисали над полом. В этом случае ребенок инстинктивно захочет на них опереться и будет вынужден встать на четвереньки.

4. Это упражнение научит ребенка ползать на четвереньках , чтобы его сделать правильно, лучше пригласить еще одного взрослого помощника. Заранее распределите роли: один из взрослых отвечает за работу рук ребенка, другой - за ноги. Затем поставьте ребенка на четвереньки на полу, перед ним положите привлекающую внимание игрушку. Далее один из взрослых двигает вперед левую руку ребенка, второй - правую ногу и так далее.

И не забывайте показывать ребенку положительный пример. Если мама, а еще лучше другой ребенок, будет ползать перед малышом на четвереньках, поверьте, так карапуз гораздо быстрее научится передвигаться сам. И напоследок несколько обучающих видео по этой теме.

Специалисты сходятся во мнении, что ползание - необязательный, но очень желательный этап в развитии ребенка, причем лучше, если этот этап предшествует ходьбе и длится 2-3 месяца: ползание подготовит костно-мышечную систему к нагрузкам при ходьбе.

Тем более, что из положения «стоя на четвереньках» ребенку намного легче будет учиться садиться и вставать. Польза ползания заключается и в том, что оно тренирует руки, устанавливает связь между правым и левым полушариями мозга (а значит, улучшает координацию, помогает лучше управлять телом, избежать дисграфии и дислексии) и способствует ускоренному нервно-психическому развитию - ведь чем больше ребенок двигается, тем больше он познает мир.

Нужно ли учить ребенка ползать и, если да, то в каких случаях? Многие мамы уверены: у каждого ребенка свой ритм развития, и это правильно. Но с помощью родителей этот ритм можно ускорить: по мнению врачей, даже ослабленные дети, с которыми с рождения занимаются гимнастикой и массажем, к году значительно обгоняют своих сверстников. И тем более, стоит помочь малышу освоить такой необходимый для него этап, как ползание, если ребенок сильно отстает от возрастных норм развития.

Считается, что начало периода ползания должно прийтись на возраст от 4 до 8 месяцев. Если в 8 месяцев малыш не делает попыток передвигаться на четвереньках или это получается у него очень слабо, ему нужно помочь с помощью специальных упражнений. Об этих упражнениях и пойдет речь дальше.

Но перед этим нужно сделать важное замечание: до начала занятий лучше проконсультироваться с врачами - педиатром, неврологом, ортопедом. Малыш может плохо ползать, если у него есть проблемы со здоровьем (гипер- или гипотонус, проблемы с опорно-двигательным аппаратом): например, слабость мышц рук будет мешать опираться на руки, а значит - стоять и передвигаться на четвереньках. Стимуляция такого ослабленного ребенка может привести к травмам. Поэтому перед началом выполнения упражнений нужно будет укрепить мышечный аппарат с помощью массажа. Если же врачи сообщат, что у ребенка со здоровьем все в порядке, можно смело начинать занятия.

Упражнение 1. Формируем устойчивую опору на прямые вытянутые руки.

Для ползания на четвереньках необходима хорошая опора на прямые руки, а также умение опираться только на три точки. К 6 месяцам ребенок, «лежа на животе», должен уметь приподниматься на прямых вытянутых руках и даже захватывать расположенную впереди игрушку одной рукой, опираясь на другую. Если он еще не умеет этого, стоит ему помочь, стимулируя игрушками:

Положите ребенка на живот, подвесьте впереди игрушку выше уровня головы малыша. Чтобы захватить игрушку, ребенку придется поднять верхнюю часть туловища на вытянутых руках и, меняя опорную руку, пытаться дотянуться до игрушки. Если ребенок не проявляет интереса к игрушке, то сначала, держа ее низко впереди малыша, даем ребенку ее потрогать, а потом поднимаем вверх.

Упражнение 2. Учим работать руками, лежа на животе, укрепляем вестибулярный аппарат.

Формируем валик из скатанного одеяла и подкладываем под грудь лежащему на животе (например, на диване) ребенку, так что голова и руки свисают с валика, а живот и ноги находятся на поверхности дивана. В этом положении ребенок может двумя руками брать игрушки и поворачивать голову во все стороны.

Упражнение 3. Учим стоять на четвереньках.

Под живот малыша кладем подушечку или скатанное одеяло так, чтобы руки и ноги свисали по обе стороны подушки, а грудь и живот лежали на подушке. Тогда малыш вынужденно встанет на четвереньки. Такого же эффекта можно добиться, если мама сядет на пол, сведет вместе ноги и положит на них ребенка лицом вниз. Качаем вперед-назад ребенка в таком положении.

Упражнение 4. Учим стоять на коленках (выполняется, если не получается предыдущее упражнение).

Некоторые дети упорно не хотят стоять на коленках - они поднимаются на прямых руках и ногах, как будто встают «на мостик» наоборот - лицом вниз, хотя в другом положении - сидя или лежа на спине - ребенок легко сгибает ноги в коленях. Прежде чем ставить на четвереньки, такого ребенка нужно научить стоять на коленках.

Для этого прижимаем ребенка спиной к своему животу, обхватываем под мышками одной рукой, а второй ставим на мягкую поверхность (например, дивана) не стопами ног, а коленками, так что ровная спинка ребенка остается прижатой к вашему телу, а коленками он стоит на поверхности. Можно попробовать помочь малышу походить в таком положении (коленками) по поверхности. Когда ребенок освоится в стоянии на коленках, медленно опускаем его вперед, чтобы он ручками оперся на поверхность дивана и оказался на четвереньках. В этом положении качаем его вперед-назад.

Упражнение 5. Учим переставлять ножки, стоя на четвереньках.

Помещаем на пол высокий матрас. Спускаем ребенка на пол и кладем его грудью на матрас так, что он локтями опирается о поверхность матраса, а коленками стоит на полу. Сами встаем с противоположного конца матраса и двигаем его к себе. Ребенок начинает вынужденно передвигать коленками, поскольку опора для его верхней части тела движется вперед. Лучше использовать широкий матрас, поскольку, если ребенок вдруг в процессе «езды» перевернется на бок, он не ударится головой о пол, а коснется мягкой поверхности матраса.

Упражнение 6. Учим переставлять ручки («тачка»).

Поднимаем ребенка над поверхностью (удобнее - стола), одной рукой держим под грудью, второй рукой поднимаем ноги. При этом раскрытыми ладонями рук ребенок опирается на стол. Подталкиваем ребенка вперед так, что он начинает переставлять руки. Лучше впереди на столе положить игрушку, чтобы у ребенка был стимул тянуться за игрушкой и передвигаться вперед.

Упражнение 7. Учим ползать на четвереньках.

Лучше выполнять вместе с помощником. Ставим ребенка на пол на четвереньки, один отвечает за перемещение рук ребенка, другой - ног. Когда один взрослый передвигает вперед правую руку малыша, другой подталкивает левую ногу, и наоборот. Лучше при этом положить впереди интересную игрушку.

Обучая малыша ползать, не стоит забывать о трех вещах. Во-первых, даже самый крепкий ребенок не будет стремится ползать, если у него нет стимула в виде игрушек, которые нужно разложить на полу. Во-вторых, ребенок поползет тем раньше, чем раньше его начнут выкладывать на пол и чем больше времени он будет там проводить. И в-третьих, лучше всего дети учатся на примере, поэтому мамам рекомендуется регулярно ползать перед ребенком на четвереньках в разных направлениях, в том числе и противоположном от него, побуждая малыша догнать маму. Еще лучше, если с мамой будет ползать другой ребенок: дети очень часто учатся на примере других детей.

Каждый родитель с гордостью отмечает все новые достижения своего чада: вот он уже держит головку, перевернулся, пополз… Но бывает, что малыш упорно не хочет осваивать навык ползания, хотя родителям кажется, что его время уже давно пришло. Как же можно научить своего ребенка ползать? В каком возрасте? На что обратить внимание?

Главное – готовность

Научить ребенка ползать можно не раньше, чем его организм будет к этому готов. Об этом важно помнить и не вредить ему чрезмерными нагрузками.

Что значит – готов? Это значит, что ребенок умеет:

  • уверенно удерживать голову в любом положении;
  • держать ровной спинку в сидячем положении;
  • переворачиваться на животик и назад;
  • делать ползающие движения, лежа на животике.

Другими словами, у малыша должны достаточно окрепнуть все мышцы, необходимые для ползания. У разных деток это происходит в разное время. Одни начинают ползти в 5 месяцев, другие – в 7 или 8. Поэтому если родители хотят, чтобы их карапуз поскорее начал осваивать окружающее пространство, важно своевременно ему помочь укрепить нужные мышцы. Для этого начиная с 4 месяцев можно делать специальный комплекс упражнений:

  • укрепляющий массаж;
  • разведение ручек по сторонам, а затем скрещивание на груди;
  • поворот на животик, лежание в таком положении;
  • сгибание-разгибание ручек;
  • «велосипед»;
  • поднимание туловища (при поддержке за ручки) в положении на животе;
  • попеременное и совместное сгибание-разгибание ножек;
  • отталкивание ножками от маминой груди в положении на спине;
  • отталкивание ножками от опоры (рук), лежа на животе;
  • обучение навыку хватания предметов (спереди, сверху, с боков) из положения на животе.

Помните, что сначала кроха поползет по-пластунски, и только затем (или вы научите). Поэтому когда мышцы малыша окрепнут, стимулируйте его к «ползанию на животе», передвигая перед ним яркую игрушку (лучше звуковую). Помогайте при необходимости, подставляя ладонь под его пятки для опоры. И обязательно хвалите, если у него получается продвинуться. Тогда желание ползти у ребенка будет намного сильнее.

Правильная организация

Обучая ребенка двигательным навыкам, следует учитывать несколько важных аспектов.

  • На пути малыша не должно быть ничего опасного, обо что можно пораниться или что он потянет в ротик. Юные исследователи в этом возрасте пробуют «на зубок» все, что оказывается на пути и попадает в ручки.
  • Обучение лучше проводить на полу, чтобы кроха не свалился ненароком и не ушибся. Кроме того, упав, карапуз может испугаться.
  • Пол должен быть теплым и нескользким. Ковры или одеяла не должны по нему скользить.
  • Перед началом занятия важно убедиться, что на ковре нет мелкого мусора, пыли. Поэтому лучше сначала пропылесосить покрытие.
  • Ребенку нужен постоянный родительский присмотр. Его придерживают, подстраховывают.
  • Важно, чтобы малышу ничего не мешало, не стесняло движений: обтягивающая одежда, складки одеяла, неудобные памперсы. Лучше оставить на нем минимум одежды.
  • Температура в комнате при этом должна быть комфортной.
  • Нельзя начинать занятия сразу после пробуждения, а также когда ребенок болен, у него температура, режутся зубки, он капризничает или только что плотно покушал.
  • Родителям нужно помнить, что для будущего ползунка важны стимулы. Это могут быть его любимые игрушки (особенно – проигрывающие мелодии), фрукты или что-то еще, что заинтересует кроху. Но самый главный стимул – призывы и похвалы родителей, поощрение, ласка.

Упражнения для ползания ребенка

Если ребенок в 6 месяцев освоил ползание «животом», но никак не начнет ползать по-настоящему, это значит, что он не умеет стоять, выпрямляя ручки, не понимает, как преодолеть силу притяжения, чтобы оторваться от поверхности, или как встать на четвереньки. Родители могут ему помочь, выполняя с крохой разные упражнения для ползания.

  1. Разбираемся с руками. Научить грудничка выпрямлять ручки можно, если в положении на животике подвешивать над его головой броскую игрушку. Малыш будет вынужден вытягивать руки, чтобы достать до нее. Причем ему придется опираться на одну ручку, чтобы взять игрушку второй. Поэтому важно, чтобы он использовал каждую руку по очереди.Другое упражнение – «тачка» (его помнят многие родители из своего детства), оно научит ребенка передвигаться с помощью прямых рук. Нужно поддерживать малыша за бедра или под грудь в положении на животике, выпрямить ручки и начать подталкивать его вперед. Крохе придется переставлять ручки. Можно положить перед ним привлекательную «добычу» в виде игрушки или угощения.
  2. Задействуем вестибулярный аппарат. Умение держать равновесие важно для всех навыков передвижения. Ползание – первый из них. Поэтому самое время начать его активную тренировку. Нужно уложить ребенка животиком на валик из пледа или полотенца. Ручки остаются свободными, поэтому малышу нужно предлагать дотянуться до игрушек, лежащих перед ним.Развить равновесие, при этом показав, что можно преодолеть притяжение, поможет аккуратное поднимание ребенка с помощью широкого полотенца, которым кроху подхватывают под животиком. Он должен доставать до пола, но не ощущать своего веса.
  3. Встаем на четвереньки. Понадобится большой валик из одеяла – такой, чтобы кроха, опираясь на него животиком, стоял, упираясь прямыми ручками и согнутыми ножками.
  4. Осваиваем коленки. Если ребенок встает, выпрямляя ножки, его нужно научить сгибать их в коленях. Поддерживая кроху под грудь, нужно опустить его с согнутыми ножками на мягкую опору (одеяло, диван) и потихоньку тянуть грудничка вперед. Малыш начнет передвигать согнутые ножки.Стимулировать его к этому можно и по-другому. Например, поставить ручки на одеяло и слегка тянуть за него. Или подложить вместо одеяла другой предмет, который сам будет скользить по полу (книжку, коробку).
  5. Учим ползать. Здесь нужна помощь папы. Пусть он передвигает ножки стоящего на четвереньках крохи, а мама – ручки. Хорошо, если при этом малыш понимает, что ползти нужно за чем-то конкретным (любимой игрушкой).
  6. Пример. Научив малыша стоять на четвереньках, можно показывать ему наглядный пример ползания. В роли «образца» может выступать мама или старшие дети, если они есть.

Иногда, чтобы ребенок пополз, настолько «буквальные» упражнения не нужны – малыш может понять суть ползания с помощью других стимулов. Попробуйте заинтересовать его, например, такими способами.

  • Положите кроху животиком поперек своей вытянутой ноги, с другой стороны расположите привлекательную игрушку. Возможно, он сам довольно быстро сообразит, как преодолеть препятствие в виде вашей ноги.
  • Чтобы научить ребенка ползти правильно, если он умеет делать это по-пластунски, можно использовать и другие препятствия. Например, подушки, мягкие игрушки. Разложите их на полу между вами и малышом. Поманите к себе броской игрушкой. Чтобы добраться до нее, карапузу придется переползать через искусственные преграды, поднимая ножки и ручки. Довольно часто деткам достаточно такого способа.

Кроме того, когда кроха преодолевает препятствия, он становится выносливее, развивает чувство равновесия, моторику, совершенствует зрение. Поэтому такое упражнение полезно даже для тех детишек, кто уже научился ползанию. Пусть они покоряют эти вершины, пока не придет пора для новых.

Когда есть проблемы

Их наличие можно заподозрить, когда вопреки всем усилиям родителей навык ползания не появляется у 9-месячного малыша. А тем более – старше.

Здесь есть несколько «но».

  • Если ребенок не ползал, но начал вставать и передвигаться по опоре, возможно, он просто пропустил этап ползания, такое случается довольно часто. Или же он вернется к нему, научившись ходить – так тоже бывает.
  • Часто причиной может быть наследственность: родители или другие родственники грудничка тоже поползли, а затем и пошли поздно.
  • Если малыша раскормили «заботливые» родители, то ему тоже будет весьма трудно поднимать и удерживать свой вес. Это коснется и времени начала самостоятельной ходьбы.

Но есть вещи, оставлять без внимания которые нельзя, особенно если они выражены соответствующей какому-либо заболеванию симптоматикой.

  • Неврологические нарушения, из-за которых малыш отстает в физическом развитии. Он намного позже других начинает держать голову, садиться, брать игрушки. Самые тяжелые формы – ДЦП и эпилепсия. Без лечения тут не обойтись.
  • Различные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Выявить их помогут педиатр и ортопед.
  • Общая задержка развития, возникающая из-за сложной беременности, гипоксии, вредных привычек матери и других причин, также приводит к тому, что ползать кроха в положенные сроки не начнет.
  • Генетические заболевания (синдром Дауна).
  • Проблемы с развитием мышц и связок, вызванные разными недугами (дефицит витаминов, рахит, последствия сложных родов).
  • Возможно, имели место травмы – переломы или растяжения, после которых ползать просто больно.
  • Недоношенность также влияет на физическое развитие. Чем выше степень недоношенности, тем позднее кроха сможет компенсировать отставание. За такими детками педиатры наблюдают особенно пристально.

Обычно о наличии большинства этих отклонений родители узнают намного раньше времени, когда малыш начинает попытки ползания. Но если есть какие-то подозрения, пока не подтвержденные врачами, но заставляющие родителей волноваться (ребенок не сидит, встает на цыпочки, не держит игрушку, не смеется, не реагирует на свое имя, не переворачивается на животик, у него синеет носогубная область при плаче, он не встает на ножки, плохо спит, часто плачет и т. д.), лучше проконсультироваться с доктором, пока время не упущено. Тогда ребенок сможет не только научиться ползать, но и в дальнейшем нормально развиваться. Пусть и в своем ритме, но поступательно.



Публикации по теме