Неделя поздняя осень в старшей группе. Тематическая неделя «Поздняя осень

Вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;

Обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе;

Сравнить природу ранней и поздней осенью;

Рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;

Вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;

Перечислить как можно больше признаков осени;

Рассказать о труде колхозников на полях осенью.

Задание 2. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. - Когда это бывает?

Осень

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)

Осень

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев)

Задание 4. Подобрать как можно больше признаков к слову осень: осень (какая?) - золотая, дождливая... .

Задание 5. «Подбери предметы к признакам». Осенний - день, ... . Осенняя - погода, ... . Осеннее - небо, ... . Осенние - дожди, ... .

Задание 6. Дидактическая игра «Правильно - неправильно» (понимание причинно-следственных связей).

Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь потому, что я взял зонт.

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила потому, что птицы улетели на юг.

Задание 7. Ответить на вопросы по теме «Осень».

Какая погода осенью? Какой идет дождик осенью?

Где цветы завяли? Листья падают откуда?

Какие птицы улетели? Куда?

Что собрали колхозники?

Задание 8. Объяснить ребенку значение словосочетаний: «Моросит дождь», «серые тучи», «желтеют листья», «исчезают цветы», «наступила осень», «ранняя (поздняя) осень».

Задание 9. Составить рассказ об осени по следующему плану:

Когда наступает осень?

Назови осенние месяцы.

Приметы ранней осени в природе.

Красота золотой осени.

Какие стихи об осени ты знаешь?

Приметы поздней осени.

Труд человека в осенний период.

Задание 10. Объяснить ребенку пословицы об осени.

Лето - со снопами, осень - с пирогами.

В ноябре зима с осенью борется. Холоден сентябрь, да сыт.

Гайлит Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №323
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: Календарный план
Тема: Календарное планирование в подготовительной группе на неделю по теме " Вот она, какая - осень золотая"
Дата публикации: 15.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Сроки:
с 14 по 18 ноября.
Тема
:
Цель:
Расширение знаний детей об осени как времени года, о понятии «золотая осень»
Задачи:
1.Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе, явлениях природы; 2. Расширять представления о неживой природе; 3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Итоговое мероприятие:
Выставка «Золотая осень»
Дата проведения итогового мероприятия:
30 сентября
14 ноября ПОНЕДЕЛЬНИК


(аппликация)
Тема: «Осенний ковер»

Программное содержание:
Активизировать речевую деятельность детей. Совершенствовать диалогическую речь детей. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе, формировать основы правильного поведения в лесу; продолжать формировать навыки коллективной деятельности у детей. Формирование представлений дошкольников об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Развивать познавательные процессы детей: зрительное восприятие, память, внимание детей. Совершенствовать навыки детей создавать коллаж, располагая детали равномерно по всей основе коллажа, подирать цвет деталей, соответствующий осенней гамме. Развивать мелкую и общую моторику воспитанников.
Планируемые

результаты:
Создан положительный эмоциональный н а с т р о й, п р и в л е ч е н о в н и м а н и е д е т е й. Отвечают на вопросы простыми распространенными предложениями. Развито целостное зрительное восприятие. Умеют объяснить свой выбор развернутой фразой. Сформированы навыки детей создавать коллаж, располагая детали равномерно по всей основе коллажа, умение подирать цвет деталей, соответствующий осенней гамме.
Прием:
Вводная беседа: «Деревья осенью» Чтение: «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Упражнение «Если бы я был деревом» «Как мы будем проживать эту неделю», информация об итоговом мероприятии.
Утренняя гимнастика.

Прогулка
: Наблюдение: выявление признаков «золотой осени». Чтение стихотворения Б.Пастернака «Осень золотая» (предложить детям выявить признаки «золотой» осени в окружающей обстановке.) Обсудить, о каких приметах «золотой» осени пишет поэт, рассказывать о своих наблюдениях, использовать образные выражения, сравнения. П/и: «Ловишки с мячом» Цель: побуждать детей правильно выполнять игровые действия, выступать в роли игроков и ловишек. Развивать меткость, ловкость, воспитывать уверенность в себе). Трудовые поручения: уборка территории группового участка (побуждать детей объединяться в бригады для выполнения поручения, организовывать взаимодействие в группе, распределять обязанности, совместными усилиями добиваться задуманного результата).
Вторая половина дня:

Сформированы навыки коллективной деятельности.
Предметно – практическая среда:
музыкальный центр, CD с записью «Осенней песни» П.И.Чайковского, дидактическое пособие «Времена года», картина «Ранняя осень», лист белой бумаги формата А-3, заготовки для листьев из бумаги разных цветов, не вырезанные по контуру изображения желудей, шишек, веточек; клей, кисточки по количеству детей.
Физическое развитие (физкультура)


- Рассматривание иллюстраций и открыток «Осень», Игры с листочками: «Дорожка из листьев», «Образы из листьев» «Нарисуй осенний лист»
Прогулка
: Наблюдение за ветром. Цель: выяснить, как ветер влияет на изменения в погоде. П/игра «Мяч соседу» Цель: закреплять быструю передачу мяча по кругу. Самостоятельная игровая деятельность.
Организаия развивающей предметно - пространственной среды для самостоятельной деятельность детей
Пополнить центр книги литературой о золотой осени. Внести настольные игры «Узнай дерево по листку», Лото «Деревья»; Преобразовать среду для сюжетно-ролевой игры «Поход в лес»

Рекомендовать родителям прочтение детям художественной литературы на осеннюю тематику. Рекомендовать совершать с ребенком прогулки по городу, в парки, акцентируя внимание ребенка на красках осени.

Совместная деятельность взрослых и детей

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Познавательное развитие
(ФЭМП)
Программное содержание
: Упражнять в делении множества на части и объединении его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На которым месте?» Закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду): слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.
Планируемые результаты:
Устанавливают: отношения часть-целое, равенство-неравенство, связи между целым и его ч а с тя м и; количественные отношения в пределах известных чисел; преобразовывают способы решения задач; оперируют числами и цифрами в пределах 10; Материал: Карточки с кругами, вещи Незнайки, кукольная мебель, кукла, мишка, 3 кубика, 3 пирамидки.
Художественно-эстетическое развитие
(лепка)
Тема
:
«Грибы, овощи, фрукты для игры в магазин»

Программное содержание.
Закреплять умение детей передавать форму, пропорции знакомых предметов, используя усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки). Закреплять умение создавать выразительную композицию (красиво размещать вылепленные предметы на подставке)
Материал
: пластилин, доски, стеки
Физическое развитие
(физкультура на прогулке)
Прием:
Вводная беседа: «Приметы осени» Чтение стихотворения 3. Федоровской «Осень» Лото «Осенние листья» Задача: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной речи
Утренняя гимнастика

Прогулка:
Наблюдение за сезонными изменениями Цель: формировать понятия о смене времен года; уточнять представления об особенностях каждого сезона. Чтение стихотворения А. Майкова «Кроет уж лист золотой» Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада от опавших листьев. Цель: учить создавать радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру. Подвижная игра «Смелые ребята». Цель: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.
Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна.
Опыт «Летающие семена».Ц е л и: закрепить представление о том, что семя – конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения; формировать представления о распространении семян растений; развивать у детей наблюдательность, внимание, зрительную память. Дидактическая игра на слуховое внимание «Съедобное- несъедобное».
Прогулка
:
Наблюдение
листопада. Чуть подул ветер и листья кружатся вокруг веток, а потом медленно падают на землю. Предложить подумать и объяснить причину падения листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Дидактическая игра «С какого дерева листок». Цель: упражнять в определении названия дерева по листьям. Самостоятельная игровая деятельность

Разместить самые разнообразные художественные и природные материалы: засушенные листья, листы тонированной бумаги для коллажа на тему «Осенние мотивы», условия для рисования листьев по шаблонам, раскраски, трафареты, на осеннюю тематику Создать условия для с\р игры «Журналисты» (внести микрофон или диктофон), «Интервью у осеннего леса» (один ребёнок – журналист, второй – дерево…).
Взаимодействие с родителями воспитанников (социальными партнерами) по реализации образовательной программы
Поиграть по дороге домой в игру «Кто больше назовёт изменений в природе» Вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку.

Совместная деятельность взрослых и детей

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Речевое развитие
Тема:

Рассматривание картины «Осенью в парке»

Программное

« Осень золотая»

Программное

содержание:
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём. Воспитывать чувство любви к родной природе; продолжать приобщать детей к русской народной культуре. Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы, развивать внимание и память.
Художественно-эстетическое развитие
(музыка)
Прием:
Вводная беседа: «Волшебница осень». Цель: вспомнить с детьми название времени года, осенних месяцев, признаки осени, развивать память, мышление, наблюдательность. Дидактическое упражнение«Угадай, что на моей картинке». Цель: учить описывать предмет; развивать внимание, наблюдательность Пальчиковая гимнастика “Гроза”. Цель: развитие моторики. Ситуативный разговор «Почему принято здороваться» Цель: воспитывать культуру поведения.
Утренняя гимнастика

Прогулка:
Наблюдение за дождем. Подобрать эпитеты к осеннему дождю. Беседа о том, какое настроение у ребят, когда идет дождь, почему? Самостоятельная игровая деятельность:Рисование на мокром песке по замыслу. Цель: развивать у детей стремление рисовать по замыслу, создавая свои неповторимые картины. Трудовое поручение: подметание на веранде. Цель: воспитывать трудолюбие, желание оказывать посильную помощь. Подвижные игры:«Зеркало» Цель: учить детей повторять движения за ведущим, развивать внимание. «Угадай, что поймал». Цель: развивать фантазию, гибкость, пластику.
Вторая половина дня:


Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Цель: закрепить времена года, последовательность дней недели Чтение стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем». Цель: Формировать умение воспринимать выразительные средства языка, передающие красоту и величие осенней природы, видеть в природе картины, «нарисованные» языком поэзии.
Прогулка
Наблюдение за облаками (форма, цвет, как движутся, почему). Цель: познакомить с образованием облаков. Дидактическая игра: «На что похоже облако»
Цель: развивать воображение и фантазию;«Куда плывут облака?» Цель: учить определять направление ветра. Подвижная игра «Лягушки». Цель: учить сопоставлять движения со словами.
Организация развивающей предметно - пространственной среды для самостоятельной деятельность детей
Разместить для рассматривания гербарии листьев и семян Подобрать книги о природе для самостоятельного чтения и рассматривания иллюстраций на тему осени
Взаимодействие с родителями воспитанников (социальными партнерами) по реализации образовательной программы
Вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, почему они так называются Индивидуальные беседы с родителями по итогам дня

Совместная деятельность взрослых и детей

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Познавательное развитие
(ФЭМП)
Программное содержание:
Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. Считать в прямом и обратном порядке в пределах 5. Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать и называть их. Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры. Демонстрационный материал: кукла, мишка, зайчик, 3 кубика, 3 пирамидки, 3 машины, 5 кругов одного цвета, 2 корзины, 2 наб. строит. Материала. Раздаточный материал: конверты, в которых лежат по ¼ части круга или квадрата, коробка с остальными частями фигур, квадраты одного цвета (по 5 шт. для каждого ребенка).
Физическое развитие
(физкультура)
Прием:
Поговорить о сезонных изменениях в жизни животного мира. Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме; уточнить понятие «млекопитающие животные». Игра малой подвижности «Кого не стало». Цель: развивать внимание, наблюдательность Дидактическая игра с мячом «Съедобное -несъедобное». Цель: актуализировать представления детей о грибах, об опасности, которую могут грибы представлять.
Утренняя гимнастика

Прогулка:
Наблюдение за ветром. Ветер – это движение воздуха, отметить, что чаще стали дуть холодные ветры. Выяснить, какие еще приметы осени знают дети. Систематизировать представления о последовательности сезонных изменений осени. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель: развивать умение детей распределять роли, соответствовать выбранной роли, развивать сюжет игры. Ситуативный разговор «Игры во дворе». Цель: воспитывать навыки безопасного поведении я на улице. Трудовое воспитание:на территории детского сада осмотреть деревья и кустарники, убрать высохшие ветки, стебли растений. Подвижные игры:«Большой мяч». Цель: развивать ловкость движений, быстроту. «Лягушки». Цель: учить сопоставлять движения со словами.
Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна
Игровая деятельность (самостоятельная
)
Конструирование из напольного и настольного строителя. Цель: упражнять в конструктивных умениях, воспитывать дружеские взаимоотношения через игру.
Поисково-исследовательская деятельность“Как получаются новые цвета?” Вспомнить с детьми смешение цветов для получения новых оттенков. Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпает весь наш бедный сад». Цель: Учить детей соотносить описываемые в стихотворении картины природы с наблюдаемыми осенними явлениями, понимать поэтические образы. Учить использовать различные средства выразительности речи в соответствии с содержанием стихотворения.
Прогулка:
Наблюдение за погодой. Цель: учить детей описывать явления природы. Дидактическая игра «Так бывает или нет». Игровая деятельность дидактическая игра «Бывает, не бывает». Цель: способствовать использованию в игре и углублению знаний детей о сезонных явлениях. Развивать внимание, связную речь. Подвижная игра «Замри». Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.
Организация развивающей предметно - пространственной среды для самостоятельной деятельность детей
Создание условий для рассматривания репродукций картин художников по теме «Осень глазами художников», фотографий и иллюстраций осенней тематики Внести трафареты листьев, овощей и фруктов, различные изобразительные материалы, гербарий цветов и листьев, наборы для детского творчества.
Взаимодействие с родителями воспитанников (социальными партнерами) по реализации образовательной программы
Предложить ребенку по дороге домой перечислить как можно больше признаков осени; Обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе.

Совместная деятельность взрослых и детей

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Речевое развитие
(развитие речи и обучение грамоте)
Тема: «Приметы осени в стихах русских поэтов.»

Программное содержание
: Познакомить со стихами поэтов 19 века Ф.Шкулёва и Ю. Ждановской «Нива». Побуждать объяснять непонятные слова. Подбирать слова, используя рифму, различать простейшие случаи многозначности слов
Художественно-эстетическое развитие
(конструирование)
Тема: «Золотая осень»

Программное

результаты:
Создан положительный эмоциональный настрой, привлечено внимание детей. Развито целостное зрительное восприятие. Умеют объяснить свой выбор развернутой фразой. Сформированы навыки детей создавать композицию, располагая детали равномерно, умение подирать цвет д е т а л е й, соответствующий осенней гамме
Художественно-эстетическое развитие
(музыка)
Прием:
Беседа
:
«Осенний день зиму кормит». Цель: показать значение труда огородников и садоводов.
Утренняя гимнастика
Дидактическая игра «Расскажи без слов». Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность. Рассматривание и сравнение репродукций картин художников И.И. Левитана «Золотая осень» и И.С. Остроухова «Золотая осень». Цель: формировать у детей представления о пейзажной живописи, учить выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходства и различия в манере художников, в использовании выразительных средств живописи, в содержании.
Прогулка:
Наблюдение за муравьями. Их не видно, они спрятались в глубине муравейника и закрыли вход в него. Им там будет тепло. Беседа «Прогулка в лесу». Цель: воспитывать у детей представление о правилах безопасного поведения во время прогулки по лесу. Дидактическая игра «Если я сделаю так…» (ситуации опасные для жизни и здоровья с картинками). Цель: выбрать выход, не грозящий здоровью Трудовое воспитаниеуборка опавшей листвы у себя на участке и на участке младшей группы Подвижная игра «К названному дереву беги». Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.
Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна
Игровое упражнение «Веселые музыканты». Цель: продолжать знакомить детей с шумовыми инструментами: бубен, барабан, трещотки, треугольник, ложки; развивать чувство ритма, интерес к музыке. Поисково-исследовательская деятельность Опыт: «продлим растению жизнь», пересадка растения в группу.
Повторить стихи об осени. Цель: учить читать выразительно, развивать память.
Вторая прогулка:

Наблюдение
за цветником. Цель: отметить состояние цветника (растения закончили рост и начинают увядать), вспомнить, какие они были летом. Игровое упражнение «Угадай, кто позвал». Цель: учить детей различать тембр голоса своих сверстников, развивать слуховое восприятие, внимание. Подвижные игры «Угадай, что поймал». Цель: развивать фантазию, гибкость, пластику. «Большой мяч». Цель: развивать ловкость движений, быстроту.
Организация развивающей предметно - пространственной среды для самостоятельной деятельность детей
- Оформить осеннюю поляну с иллюстрациями музыкальных инструментов для игры – импровизации «Звуки осеннего леса» (дятел, кукушка, ветер в листьях, траве, ручей, ежик и т. д.) - аудиомагнитофон - коллекция классических произведений об осени и детские песенки.
Взаимодействие с родителями воспитанников (социальными партнерами) по реализации образовательной программы
Беседа «Инструкция по технике безопасности для детей при катании на качелях»

Согласно программе «От рождения до школы», продолжается работа по знакомству детей с сезонными изменениями. Старшим дошкольникам говорят о том, почему день становится короче, солнце греет меньше. Через художественную литературу дети узнают о том, почему происходит листопад, как в старину называли и как . Описание проблемных ситуаций, экологических игр, упражнений по теме и стихи об осени вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Осень в лесу».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы беседы о доброте, игры и этюды на развитие умения принимать на себя разные образы. Дети отгадывают загадки о дорожных знаках и , узнают о заповедных местах края. Воспитатель знакомит детей с осенними приметами и рассказывает о работе лесничего.

Познавательное развитие

Продолжается познавательное развитие детей. Для этого педагог вносит игровое пособие «Палочки Кьюзенера», математические раскраски по теме «Осень». Дети выясняют, что существует три царства растений и закрепляют знания о животных леса через домашние заготовки.

Речевое развитие

Игры на развитие фонематического слуха, упражнения типа «Кто чем питается», «Я знаю», способствуют речевому развитию так же, как и составление рассказов «Осень в лесу». Взрослый предлагает детям составить творческий рассказ на тему «Что снится дереву», читает экологические сказки и стихи об осени.

Художественно-эстетическое развитие

Приобщая детей к искусству взрослый учит дошкольников внимательно рассматривать репродукции картин. Для этого он предлагает детям упражнения «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто самый внимательный» и т.д. Художественно-эстетическому развитию способствуют музыкальная игра «Ритмическое лото» и рисование «Животные в лесу». Для развития моторики взрослый планирует лепку «Кисть рябины» и рисование по мокрому песку.

Физическое развитие

Развивая ловкость и выносливость воспитатель организует подвижные игры «Краски», «В школе мяча», «Дорожка препятствий». Физическому развитию способствуют беседы «От куда берётся кариес», «Для чего нужны прививки».

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Что такое доброта». Цель: формировать дружелюбное отношение к окружающим. Просмотр презентации «Ласковый сентябрь». Цель: показать красоту первого осеннего месяца, объяснить, что такое примета. Составление творческих рассказов «Что снится дереву». Цель: развивать творческое воображение и речь. Упражнение «Смотри внимательно» (репродукция картины А.Чернышова «Лесная сказка»). Цель: учить внимательно рассматривать картину. Физминутка «Выросли деревья в поле». Цель: познакомить с игрой, выучить слова.
Про-
гулка
С.р. игра по желанию детей. Цель: учить придерживаться игрового сюжета, доводить игру до конца. Наблюдения за деревьями. Цель: рассмотреть изменения, происходящие в природе ранней осенью. Знакомство детей с игрой «Светофор». Цель: развивать фонематический слух. Сбор листьев для изготовления панно. Цель: поддержать интерес к творческой деятельности. П.и. «Встречные перебежки». Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Народная игра «Краски». Цель: познакомить с правилами игры.
ОД
2 п.д. Игра — этюд «Что случилось?». Цель: развивать воображения в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики. Внесение логических таблиц по теме «Осень». Цель: познакомить детей со способом решения логических задач. Чтение сказки «Девочка-осень». Цель: обсудить произведение. Конструктивно-модельная деятельность из полосок бумаги. Цель: развивать воображение, фантазию. Изготовление книги «Режим дня» (рисунки детей). Цель: побудить детей пополнить уголок здоровья.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Отгадывание загадок о правилах дорожного движения. Цель: развивать мышление, умение отгадывать загадки. Чтение стихов о двойке. Цель: познакомить детей с цифрой 2. Домашние заготовки «Рассказ о хвойных деревьях». Цель: расширять знания детей о деревьях. Музыкально-дидактическая игра «Кто самый внимательный?» Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением. Самостоятельные игры в физкультурном уголке. Цель: способствовать развитию физических качеств.
Про-
гулка
Этюд «Семья ежей». Цель: учить проникать в мир художественных образов, развивать фантазию. Наблюдение за небом. Цель: обогащать словарь детей, развивать наблюдательность. Игра «Кто чем питается?». Цель: закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. Самостоятельные игры с разными видами театра. Цель: развивать выразительность речи, фантазию. П.и. «Караси и щука». Цель: упражнять в приседании по сигналу. Народная игра «Краски». Цель: разучить слова. П.и. «Брось мешочек». Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой или левой рукой прицеливаясь.
ОД


Календарно - тематическое планирование на неделю в подготовительной к школе группе по теме «Поздняя осень».
Автор: Менщикова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад п. Кедровый».
План составлен в октябре 2016 года.
Режим Тема недели «Поздняя осень».
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Совместная деятельность взрослого и детей Организация
развивающей среды для самостоятельной
деятельности детей
(центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/социальными представителями
Групповая,
подгрупповая Индивидуальная 2 3 4 5 6
Понедельник 24 октября
Вечер Оздоровительные и закаливающие процедуры.
Постепенный подъем детей. Комплекс упражнений пробуждения. Ходьба по ребристой доске.
Конструктивная деятельность.
«Город осенью» (коллективная постройка) из разных видов конструктора.
Учить детей взаимодействовать в игре, вести диалог, применять усвоенные умения для воплощения различных замыслов, строить прочные постройки и обыгрывать их.
Игровая, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы.
Подготовка к сюжетно – ролевой игре «Моряки»: чтение рассказа С. Сахарнова «Как достали якорь», беседа о труде моряков; дидактическая игра «Наш корабль отправился в плавание, потому что…»
Расширять представления и обогащать игровой опыт детей по данной теме, учить по-новому передавать содержание игровых ролей; развивать эмоциональную сферу детей.
Работа в уголке физического воспитания.
Игра «Кольцеброс».
Развивать меткость, ловкость; воспитывать безопасность во время игры. Беседы с детьми на индивидуальные темы.
Наблюдение за взаимодействием детей во время игры.
Отработка речевых навыков.
Отработка навыка бросания кольца (Лиза, Полина, Артем К.). Комплекс упражнений, ребристая доска.
Создать условия для конструктивной деятельности.
Подготовить текст рассказа, картинки с изображением людей морских профессий, морского вида транспорта.
Кольцеброс, кольца. Предложить родителям выучить с детьми стихи об осени
Подготовка к прогулке.
Прогулка.

Наблюдение за погодой осенью.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «В гостях у лесника».
Упражняться детей в подборе однокоренных слов, побуждать к составлению творческого рассказа; развивать речь, творческое воображение; воспитывать уважение к труду взрослых.
Подвижная игра «Догонялки с ветром».
Развивать двигательную активность детей, умение изворачиваться; воспитывать интерес к подвижным играм. Индивидуальные описания погоды по образцу воспитателя.
Отработка речевых навыков.
Индивидуальные напоминания правил безопасного поведения во время игры. Создать условия для наблюдения.
Возвращение с прогулки.
Уход домой.
КГН.
Самообслуживание.

Чтение стихотворений об осени М. Волошин «Осенью», С. Городецкий «Первый снег».
Прививать интерес к поэзии; формировать умение понимать и объяснять образные слова и выражения; воспитывать любовь к природе. Отработка речевых навыков.
Подготовить иллюстрации с изображением поздней осени. Вторник 25 октября
Утро. Игровая деятельность.
Настольно – печатная игра «Ботаническое лото».
Формировать умение классифицировать растения по общим признакам, узнавать их и правильно называть; учить детей соблюдать правила игры.
Продуктивная деятельность.
Желающим детям предложить раскраски на тему «Дикие и домашние животные».
Прививать интерес к рисованию; закрепить умение правильно держать карандаш, подбирать нужный цвет», учить детей во время рисования вести диалог с товарищем.
Двигательная деятельность.
Утренняя гимнастика.

Беседа на тему «Хлеб – всему голова».
Познакомить детей со злаковыми растениями; дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека; учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения; развивать сенсорные навыки; обогащать словарный запас, развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Познавательно - исследовательская деятельность.
Опытно – экспериментальная деятельность: Превращение зерна в муку с использованием кофемолки.
Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах; познакомить со свойствами муки; развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Восприятие художественной литературы.
Чтение литературной сказки А. Ремизова «Хлебный голос».
Познакомить детей с литературной сказкой; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию, делать короткий анализ сказки; воспитывать интерес к художественной литературе.
КГН.
Умывание.
Завтрак. Формировать умение правильно и четко произносить название растений, подбирать прилагательные (Веня, Милана А., Матвей, Максим).
Отработка навыков раскрашивания (Алена Е., Данил К., Егор Н.).
Отработка речевых навыков.
Учить детей делать несложные умозаключения.
Отработка речевых навыков.
Оказание помощи дежурным во время сервировки стола к завтраку. Подготовить настольно – печатную игру «Ботаническое лото».
Подготовить раскраски на тему «Дикие и домашние животные».
Подготовить колосья ржи, пшеницы, овса; картинки с изображением хлебоуборочной техники, хлебобулочных изделий.
Кофемолка, зерна пшеницы.
Текст сказки.
Мыло, полотенца.
Посуда, столовые предметы. Утренний прием детей.
Индивидуальные беседы с родителями о здоровье детей.
Непосредственно
образовательная
деятельность 1.ФЭМП.
Тема «Измерение длины».






2. Коммуникация. Чтение художественной литературы.
Чтение и заучивание наизусть стихотворения
А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Формировать способность воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное; обогащать реальные представления детей об окружающем мире и природе; развивать речь, память; воспитывать любовь к родному языку.3.Физкультурное. Оказание индивидуальной помощи во время самостоятельной деятельности в тетрадях.
Отработка речевых умений и навыков. Подготовить необходимый материал для проведения непосредственно образовательной деятельности.
Подготовить иллюстрации с изображением поздней осени. Подготовка к прогулке.

Экскурсия по территории детского сада, наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Трудовая деятельность.
Очистка дорожек от снега.
Формировать умение трудиться сообща; воспитывать желание оказывать помощь взрослому.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Громко и шепотом».
Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко и шепотом.
Игры детей со снегом.
Закрепить знание свойств снега; развивать творческие способности детей.
Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз».
Развивать двигательную активность детей, творческое воображение, умение договариваться в игре; воспитывать интерес к играм разных народов. Индивидуальные напоминания правил безопасного поведения во время работы с лопатой.
Закрепить умение выполнять прыжки с продвижением вперед (Женя, Надя). Создать условия для наблюдения.
Подготовить лопаты.
Приготовить лопаты, ведерки, совочки, формочки.
Создать эмоциональный настрой на игру. Возвращение с прогулки.
Обед. КГН.
Самообслуживание.
Упражнение «Я все делаю сам».
Формировать навыки самообслуживания, способствовать выработке привычки самостоятельно, быстро, тщательно выполнять действия по самообслуживанию (одеваться, раздеваться, следить за чистотой обуви, одежды, за порядком в шкафчике).
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Найди первый звук».
Учиться детей четко выделять в слове первый звук; развивать фонематический слух, память, внимание; воспитывать усидчивость.
Обед. Индивидуальные показы складывания одежды (Надя, Егор Н., Милана А.).
Закрепить умение правильно произносить слова со звуком [с] в начале слова (Броня, Веня, Милана). Подготовить машинку, игрушки. Среда 26 октября
Вечер. Оздоровительные и закаливающие процедуры.

Игровая деятельность.
«Школа мяча» по плану физрука.
Сюжетно – ролевая игра «Моряки: ремонт судна».
Учить детей передавать в игре соответствующие трудовые действия, организовывать взаимодействие, вести ролевой диалог.
Коммуникативная деятельность.
Беседа на тему «Безопасность в группе».
Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудит, какая опасность в них угрожает, выяснить, из – за чего возникли эти ситуации, как их избежать, как действовать в подобных ситуациях.
Восприятие художественной литературы.
Чтение рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь».
Предложить детям рассказать об эмоциях, вызванных произведением, передать свое отношение к героям; развивать эмпатию, художественное восприятие. Индивидуальные высказывания детей об опасных ситуациях.
Отработка речевых навыков. Комплекс упражнений, колючий коврик.
Создать условия для игры.
Подготовить хрестоматию с рассказом К. Ушинского «Слепая лошадь». Консультация для родителей по теме «Профилактика ОРВИ».
Подготовка к прогулке.
Прогулка. Познавательно - исследовательская деятельность.
Наблюдение за прохожими.
Игровая деятельность.
Словесная игра: «Кто больше слов скажет».
Формировать умение называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на их внешний вид, но и на черты характера; развивать внимание, речь, память.
Подвижная игра «С льдинки на льдинку»
Упражнять в прыжках; развивать ловкость, умение действовать по сигналу. Оказание помощи в подборе определений (Надя, Алена Е., Милана). Возвращение детей с прогулки.

Продолжение чтения рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь».
Четверг 27 октября
Утро. Игровая деятельность.
Настольно – печатная игра «Живая и неживая природа».
Развивать внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в окружающем мире.
Трудовая деятельность.
Дежурство в уголке природы.
Учить детей самостоятельно определять дежурных по уголку природы; воспитывать ответственное отношение к порученному делу, поощрять стремление приносить пользу.
Двигательная деятельность.
Утренняя гимнастика.
Коммуникативная деятельность.
Беседа на тему «Перелетные птицы».
Закрепить знания детей и дать им новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих; развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику; воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.Восприятие художественной литературы.
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Начать знакомство с литературным произведением; учить определять жанр произведения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Развивать эмпатию, учить рассказывать о своих эмоциях, впечатлениях.
КГН.
Формирование культурно – гигиенических навыков: упражнение «За столом».
Учить детей выполнять правила поведения за столом, соблюдать требования этикета, использовать усвоенные ранее культурно – гигиенические навыки.
Умывание.
Завтрак. Учить определять предметы и явления живой и неживой природы (Веня, Кирилл).
Оказание помощи в описании погоды, в выборе правильных символов.
Закрепить умение делить слова на слоги (Алена Е., Максим).
Отработка речевых навыков.
Индивидуальные напоминания о правилах поведения за столом.
Подготовить настольно - печатную игру «Живая и неживая природа».
Календарь погоды.
Картинки из серии «Зимующие и перелетные птицы».
Подготовить текст сказки с иллюстрациями.
Непосредственно
образовательная
деятельность 1.ФЭМП.
Тема «Измерение длины».
Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень.
Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, счётные умения в прямом и обратном порядке.
Повторить состав числа в пределах 6.
Развивать графические умения.
Демонстрационный: изображение 4 человечков(1 высокий, 1 низкий, 2 среднего роста, одинаковые); 4 домика: красный, синий, зеленый, желтый; 2 полоски бумаги; тесьма и веревка; модель числового отрезка.
Раздаточный: карточки с изображением таких же 4 человечков, лист бумаги с нарисованными 4 домиками; 2 полоски бумаги.
2.Продуктивная.
Рисование.
«Воробышек» (цветные карандаши).
Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах; учить детей передавать пропорции птицы, передавать объем при помощи тона и цвета; развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление; воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
Материал и оборудование: картинки с изображением воробья, альбомные листы, цветные карандаши.
3.Физкультурное.
Спортивное развлечение по плану физрука «Спасем Осень». Помощь в формировании вычислительных навыков по мере необходимости.
Оказание помощи во время самостоятельной деятельности детей.
Подготовить необходимый материал для проведения непосредственно образовательной деятельности. Подготовка к прогулке.
Прогулка. Познавательно - исследовательская деятельность.
Наблюдение за птицами.
Трудовая деятельность.
Развешивание кормушек для птиц. Подкормка птиц.
Закрепить знания детей о питании птиц, о разновидности корма для подкармливания птиц; воспитывать желание оказывать птицам помощь в трудное для них время.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Назови птицу с нужным звуком».
Развивать фонематический слух, умение подбирать слова на заданный звук; закрепить знания детей о птицах.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Развивать двигательную активность детей, умение действовать по сигналу; упражнять в беге. Отработка правильного произношения слов с заданным звуком (Алена Е., Полина, Артем К.). Подготовить кормушки, корм для птиц.
Возвращение с прогулки.
Обед. КГН.
Самообслуживание.
Восприятие художественной литературы.
Продолжение чтения сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Предложить детям пересказать понравившиеся эпизоды сказки с опорой на иллюстрации; помочь понять главную идею сказки.
Обед. Отработка речевых навыков. Подготовить текст сказки с иллюстрациями.
Пятница 28 октябряВечер. Оздоровительные и закаливающие процедуры.
Постепенный подъем детей. Комплекс упражнений пробуждения. Ходьба по колючему коврику.
Игровая деятельность.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин овощей и фруктов».
Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; учить организовывать игру, выбирать место, объединяться в группы в соответствии с игровым сюжетом.
Разучивание пальчиковой игры «Звери осенью».
Развивать речь, память, мелкую моторику рук.
Коммуникативная деятельность.
Беседа «Как мы заботимся о своем здоровье осенью».
Учить детей соблюдать правила гигиены, следить за чистотой рук, правильно и вовремя чистить зубы, употреблять в пищу фрукты и овощи, богатые витаминами; формировать осознанное отношение к своему здоровью, полезные привычки.
Восприятие художественной литературы
Чтение глав из книги Ф. Зальтена «Бемби!» В переводе с немецкого Ю. Нагибина.
Воспитывать эмпатию, развивать связную речь. Оказание помощи в заправлении постелей (Максим, Матвей).
Закрепить умение классифицировать предметы по общему признаку (Милана, Алена Е., Максим).
Оказание помощи в составлении полных ответов на вопросы воспитателя. Комплекс упражнений, колючий коврик.
Создать условия для выбора сюжета игры и для его развития.
Книга с иллюстрациями. Подготовка к прогулке.
Прогулка. Познавательная деятельность.
Наблюдение за сирень в октябре.
Трудовая деятельность.
Сбор снега в сугробики для строительства поделок из снега.
Привлечь детей к уборке снега на участке; формировать трудовые навыки; воспитывать желание следить за красотой своего участка.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Осенние слова».
Развивать у детей фонематический слух, внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.
Подвижная игра «День - ночь».
Учить детей проявлять терпение и выдержку; развивать быстроту реакции, навыки пространственной ориентации. Индивидуальные напоминания о безопасном поведении во время труда.
Отработка умения согласовывать существительные с прилагательными. Лопатки для уборки снега. Возвращение с прогулки.
Уход домой. Восприятие художественной литературы.
Настольно – печатная игра «Шашки».
Отрабатывать умение игры в шашки; развивать партнерские взаимоотношения, умение вести диалог во время игры: воспитывать умение спокойно проигрывать. Оказание помощи по мере необходимости. Подготовить доски, шашки. Операция «Птицеград» (сбор кормов для птиц)

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности


Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности

(средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет)
Тема Цель, задачи НОД (непосредственно образовательная деятельность), раздел программы Образовате льная область Виды детской деятельности в соответствии с образовательными областями Формы работы «Прощай унылая пора» (Поздняя осень обобщени е)
Цель:
Обобщить и систематизи ровать представлен ия детей об осенних явлениях в природе.
ФЭМП (формирование элементарных

математических представлений)
Т.: «Осень к нам пришла» Цель: Закрепить знания детей о признаках осени, фруктах и овощах; закрепить знание геометрических фигур: круг, овал. Развивать внимание.
Окружающий мир: природа
Т.: : Поздняя осень. Ц: закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени. Формировать умение устанавливать элементарные причинно- следственные связи. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Окружающий мир: социум
Т.:
Развитие речи

Т: «Осень»

Ц:
формирование знаний о признаках осени; знать приметы осени, кто и как готовится к зиме, уметь отличать овощи и фрукты; развивать речь, познавательную активность; воспитывать любовь к окружающему миру.
Познавател

ьное

развитие
Познавательно- исследовательская
Рассматривание
иллюстраций поздней и ранней осени. Цель: совершенствование знаний детей о характерных признаках ранней и поздней осени.
Беседа
: «Приметы осени». Цель: Закрепить знания об осени.
Наблюдение
за связью явлений в природе. Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в природе.
Беседа на тему
: «Почему ноябрь называют «чернотропом?».
ОБЖ «Осторожно гололёд
!»- закрепить правила безопасного поведения на улице.
Игровая ситуация
«Осень потерялась» - подвести детей к пониманию о необходимости осени.
Рассматривание иллюстрации
«Поздняя осень» - учить находить интересную информацию.
Игра- ситуация
«Какая погода лучше?»-учить эмоционально отзываться на словесный и музыкальный образы, чувствовать оттенки настроения, беседовать по содержанию сказки.
Определение погоды по приметам
- учить самостоятельно определять погоду и показывать её влияние на растительный и животный мир.

Аппликация

«Астры с осенней веточкой в воде».

Ц:
учить детей вырезать из прямоугольника листья для веточки, аккуратно наклеивать элементы аппликации: обогащение знаний детей об осени, ее признаках и приметах, об изменениях в живой и неживой природе
Лепка
Т: Теннисные ракетки Ц: совершенствовать умение лепить формы знакомых предметов различными способами, развитие чувства формы, умение соединять формы между собой + познакомить с видом спорта теннис.
Рисование
Т.: «Прощай унылая пора» Цель: передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для поздней осени, закреплять навыки работы с цветными карандашами\воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе при разных погодных условиях.
Музыкальная деятельность (№ 1)
Т
: Тема: «Осень»

Цель:
Закреплять умение двигаться в соответствии с музыкой, упражнять в различении звуков по высоте, развивать танцевально- игривое творчество
.

№2 Т:

«Прощание с осенью»

Цель:
Закрепить представления детей о поздней осени. Развивать музыкальную отзывчивость на музыку, развивать координацию движений, развивать чувство ритма,
Речевое

развитие

Социально-

коммуника

тивное

развитие
Коммуникативная, игровая Восприятие художественной литературы и фольклора
Игровая
Игровая Самообслуживание и элементарный бытовой труд Словесная игра «У осени много хлопот»- Обобщить и систематизировать представления детей об осенних явлениях в природе. Д/и «Подбери признак». Цель: упражнять в подборе прилагательных. «Улетает осень». Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Осень». Упражнение «Грустная осень»- развивать умение изображать эмоции мимикой. Рассматривание тематического альбома «Поздняя осень»- развивать внимание, любознательность. Чтение стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»- Обобщить и систематизировать представления детей об осенних явлениях в природе. Чтение стихотворения А. Блинова «Последний листок» Чтение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» (набор иллюстраций). Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками об осени- закрепить знания об особенностях поздней осени. Чтение и обсуждение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» . (набор иллюстраций). Игра-ситуация «Осень- добрая волшебница» Задачи: развивать творческое воображение. Сюжетно-ролевая игра «Поход в лес» - закреплять умение у детей играть дружно, умение распределять роли в игре. Психогимнастика «Прогулка в осеннем лесу» Цель: уметь сосредоточивать внимание на внутренних ощущениях; мышечном напряжении или расслаблении; эмоционально окрашивать свои действия; отношение к поступкам.
развивать вокально-певческие способности. Двигательная деятельность
№1
Т: «В теплые края!» Программное содержание: Учить детей принимать правильное исходное положение для метания мяча в горизонтальную цель; совершенствовать технику выполнения броска. Развивать глазомер, совершенствовать координацию движений. Закреплять умение детей сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке боком, приставным шагом, с перешагиванием через предметы. Формировать правильную осанку. Формировать морально - волевые качества детей.
№2 Т: «Разноцветные листочки»
Программное содержание: Учить детей выполнять прыжок в высоту с разбега. Совершенствовать технику броска мяча двумя руками и ловлю его после отскока. Развивать координацию движений и физические качества детей. Воспитывать смелость.
Художестве

эстетическ

ое развитие

Физическое

развитие
Конструктивная Изобразительная деятельность Музыкальная Двигательная Игровая, Трудовое поручение «Порядок в группе» - воспитывать стремление помогать своим друзьям и взрослым. Беседа: «Труд людей осенью» Цель: Расширить знания детей о том, какие заботы у людей осенью. Развивать умение аккуратно складывать одежду в шкафчик. Закреплять умение тщательно мыть руки с мылом после посещения туалета и перед едой, насухо вытирать полотенцем, снимая его с крючка и развернув его. Соблюдение правил поведения в туалетной и умывальной комнате. Строит.игра «Лесная прогулка» - учить выстраивать постройку в зависимости от размера игрушки. Составление коллажа «Поздняя осень»- упражнять в умении вырезать по контуру и аккуратно наклеивать на основу. Рисование с использованием трафаретов, обводок, шаблонов – развивать точность движений, координацию, ориентировку на листе; воспитывать усидчивость, внимательность. Рассматривание репродукций осенних пейзажей известных художников- развивать наблюдательность. Творческая мастерская - Художественная выставка рисунков цель: развиваем память дети самостоятельно рисуют дары осени которые запомнили.
Слушание музыки: «Времена года»

П.И.Чайковского.
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей. Подвижные игры: «Времена года», «Зимовье зверей», «Море волнуется»
коммуникативная Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве. П. И. «Осенью в лесу» - уметь внимательно слушать; действовать в соответствии с правилами; бегать в разных направлениях; не наталкиваясь друг на друга. Итоговое занятие: Коллективная работа «Прощай унылая пора»



Публикации по теме