Нетрадиционные формы рисования для детей раннего возраста. Образовательный портал Игры по изо группах раннего возраста

Светлана Белова
Конспект открытого занятия по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники рисования

Конспект

открытого занятия по рисованию в группе детей раннего возраста «Цыплятки»

с использованием нетрадиционной техники рисования (пуантилизм-рисование «тычком» с помощью ватных палочек)

«Бантик для Кошки»

Цель :

Продолжать учить детей использовать в рисовании нетрадиционный способ (пуантилизм) -рисование ватными палочками

Задачи :

1. Образовательные

Продолжать формировать у детей умения и навыки рисования нетрадиционными методами ;

Продолжать учить различать и правильно называть основные цвета : красный, желтый, зеленый, синий

2. Развивающие :

Развивать интерес к деятельности рисования

Развивать мелкую моторику, внимание, речь

Развивать эстетический вкус

Соотносить движения рук с текстом

3. Воспитательные

Воспитывать чувство сопереживания герою

Воспитывать вежливость, аккуратность, отзывчивость

Оборудование :

Мягкая игрушка-кошка,гуашь 4 цветов (красная, желтая, зеленая, синяя,ватные палочки, белые бумажные бантики на каждого ребенка.

Предварительная работа : серия занятий по освоению нетрадиционной техники пуантилизм , обсуждение с детьми способа рисования тычком ватными палочками.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришла в гости кошка Молли. Давайте поздороваемся с ней.

Кошка Молли рассказала мне на ушко о том, что на прогулке потеряла свой красивый цветной бант, а завтра ей нужно идти на день рождения к подруге. У нее остались только белые бантики, а ей хотелось пойти на день рождения в цветном. Она знает, что вы очень любите рисовать и поэтому пришла к вам за помощью.

Воспитатель : Ребята, поможем Молли? Нарисуем ей много красивых бантов

Дети : Да!

Воспитатель : Но сначала Молли хочет с Вами поиграть. Пальчиковая гимнастика «Домик» . Размяли пальчики, а теперь давайте сядем за столы и раскрасим бант для Молли.

Воспитатель : раскрашивать бант будем, держа ватную палочку тремя пальцами. Аккуратно, не спеша ставим точки, не выходим за контур банта. Каждую палочку следует окунать только в одну краску.

Во время рисования воспитатель подходит к каждому ребенку, на своем рисунке показывает как правильно пользоваться техникой «пуантилизм» .

Анализ детских работ.

Кошка говорит спасибо детям за такие красивые цветные бантики. Проходит рассматривает детские работы.

Кошка : Спасибо вам, ребята! Очень красивые бантики получились. Теперь смело можно идти на день рождения к подруге.

Воспитатель : Мне тоже понравились ваши бантики. Понравилось ли вам ребята рисовать точками ?

Дети прощаются с кошкой.

Публикации по теме:

Тема: «Солнышко лучистое». Цели: Уточнять знания о солнышке; Продолжать учить детей вести беседу, развивать речь; Продолжать знакомить.

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования (монотипия) «Маленькие жители Земли» АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с 184 «Жигуленок» Конспект интегрированного занятия по развитию художественно-продуктивной деятельности.

.

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе «Подарок для Мишутки».

Конспект НОД по рисованию «Животные Африки» с использованием нетрадиционной техники рисования «пластилинография» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики Конспект.

Конспект НОД с применением нетрадиционной техники рисования пальчиками в группе раннего возраста «Шарики для зайчат» Интегрированное занятие «Шарики для зайчат»Количество детей: 6 человек (третьего года жизни) Ориентировочная дата проведения:первый квартал.

Конспект занятия по пластилинографии с использованием природного материала «Колючий ёж» Составила: Колесова Г. В. Конспект НОД в разновозрастной группе по художественно-изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной.

Рисование в раннем возрасте

Ранний возраст - период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги.

Наступает момент, когда ребенок иногда случайно или при помощи взрослых проводит карандашом линию на бумаге. Первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху.

Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами.

Для того чтобы подражать изобразительным движениям взрослого, ребенку необходимо научиться управлять своими движениями. Дети, не имеющие в своем распоряжении принадлежностей для рисования, очень долгое время не проявляют интереса к изобразительной деятельности.

Первые штрихи ребенка еще ничего не выражают, хотя и имеют важное значение для развития изобразительной деятельности. В возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет под влиянием рассматривания картинок, наблюдения процесса рисования взрослыми и некоторого личного опыта ребенок усваивает, что лист бумаги, исчерченный карандашом, представляет собой «рисунок» или «картину». Чтение собственного рисунка происходит совершенно случайно - несколько линий вызывают по ассоциации образ того или иного предмета. Ребенок делает важное открытие: его рисунок что-то изображает. Причем одно и то же сочетание линий может быть истолковано ребенком по-разному. Например, когда мальчик одно и то же сочетание линий первый раз определил как «дядя», на следующий день - как «винтик», а через два дня - как «муха».

Интересно и отношение самого ребенка к своему рисунку. Оно характеризуется тем, что во время рисования, лепки, аппликации ребенок действует как в реальной ситуации. Наклеив, например, силуэт зайчика, мишки или птички, он гладит их рукой, разговаривает, начинает с ними играть.

Развитие рисования в раннем возрасте тесно связано с психическими достижениями ребенка. При одной и той же внешней форме каракулей меняется их значение для ребенка.

Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления ее предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника, формирования первых графических образов.

В исследованиях В.С. Мухиной отмечается, что упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, тонкому различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез - все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования.

В отличие от детей раннего возраста, у младших дошкольников в рисунках, аппликациях можно увидеть объективное сходство с предметами и явлениями. Узнаваемость помогает закрепить в сознании ребенка связи между действиями руки и получаемым образом. Сначала связь между движениями и образом однозначна. Ребенок усваивает её, подражая взрослому. У детей младшего дошкольного возраста, по мнению Л.С. Выготского, происходит формирование художественно-образной основы деятельности, когда они линиями, мазками, штрихами, цветовым пятном, контуром передают предметы, явления. Взрослый направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями» или «яркими огоньками», в другом - узором для платья. В зависимости от фона бумаги, его сочетанием с цветом линий, мазков у ребят возникают различные ассоциации с образами предметов, явлений.

В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек - форма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле, по мнению В.С. Мухиной, это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Новизна открытий и продукта субъективны и это первая важная особенность детского творчества.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности.

В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Образная память , по мнению В.С. Кузина, имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий.

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.

Классификация методов обучения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога
(объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

Наглядные;

Словесные;

Практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов . Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

Информативно - рецептивный;

Репродуктивный;

Исследовательский;

Эвристический;

Метод проблемного изложения материала.

В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы:

> рассматривание;

> наблюдение;

> экскурсия;

> образец воспитателя;

> показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

> беседу;

> рассказ, искусствоведческий рассказ;

> использование образцов педагога;

> художественное слово.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

> прием повтора;

> работа на черновиках;

> выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так в рисовании основной прием для первой младшей группы - показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием - пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью.
Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда - сюда», «сверху - вниз» и т.д.
Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях - важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе - сотворчество педагога с детьми.

Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно - рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем. Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе.

Конспект занятия по рисованию в 1 младшей группе

Тема: Ежик угощает деток соком
Цель: учить рисовать детей гуашью.
Образовательные задачи: продолжать развивать у детей интерес к работе с гуашью. Добиться насыщения ворса кисти гуашью и свободного равномерного наложения мазков. Закрепить зеленый цвет.
Развивающие задачи: развивать внимание, воображение.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: игрушка - ежик с яблоками на спине, вырезанные из бумаги стаканчики, зеленая гуашь, кисть.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел наш старый знакомый. Угадайте кто же это?
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок –
Нет ни головы, ни ног.
Дети: Ежик.
Воспитатель: Конечно, это наш ежик. Молодцы ребята. Но посмотрите, у нашего гостя на спине что-то есть. Что же это?
Дети: Яблоки.

Воспитатель: Для чего тебе столько яблок?
Ежик: Помните вы для меня и моей семьи как-то строили бревенчатые домики. Так вот эти яблоки я принес для вас, в знак своей благодарности.
Воспитатель: Сколько у ежика яблок?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Хватит ли этих яблок нам всем?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что же нам сделать?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Может мы из этих яблок попробуем выжать сок?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, что сейчас произойдет. Я возьму стакан с водой обмакну кисточку в гуашь и опущу в стакан. Какого цвета стала вода?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: Сейчас давайте подготовим наши пальчики для работы. Приготовили свои руки и повторяем за мной.

Ежик по лесу бежал, (указательный и средний пальцы «бегут» по столу)
В лапках яблоко держал, (ладони рук округлены, подушечки пальцев правой руки прижимать
к подушечкам левой руки)
Любят яблоки ежата, (хлопают)
Любят яблоки ребята. (стучат ладошками по столу)

Воспитатель: У меня как раз есть вот такие стаканы, давайте мы сюда и будем выжимать сок. Скажите, а яблоки какого цвета?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: Значит и сок у нас будет зеленый. Возьмем с вами зеленые краски и раскрасим стаканы в зеленый цвет.
Посмотрите сколько много сока получилось.
Ежик: А хотите я вам фокус покажу?
Дети: Да.
Ежик: Принесите мне свои нарисованные стаканчики с соком.
На отдельном столе уже заранее приготовлены кружки с соком, стоят на разносе под салфеткой. Картинки прячутся под разнос, воспитатель аккуратно снимает салфетку и раздает кружки с соком детям. Дети благодарят ежика.

Конспект НОД в 1 младшей группе. Нетрадиционная техника рисования. Рисование ватными палочками

Ксения Михайлова

Программные задачи:

Художественно-эстетическое развитие: учить изображать один и тот же предмет двумя цветами, формируя представление о цветосочетании. Развивать интерес к творческому процессу.

Познавательное развитие: учить видеть красоту яблок и яблони на разных стадиях созревания плодов. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы. Учить целенаправленным действиям с предметами, подражать новым действиям.

Речевое развитие: формирование культуры общения (использования в речи приветственных и прощальных слов). Развивать способность понимать текст и выполнять соответствующие движения по образцу. Стимулировать речевое развитие через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений. Развивать активную речь. Добавить в словарный запас слова: яблоко,заяц,домик,дерево.

Материал:

Домик,игрушка заяц, лист бумаги,половинка яблока, зелёная,коричневая и желтая гуашь пальчиковая,кисточка,емкость с водой.

Ход занятия:

Воспитатель:Дети,сегодня мы с вами пойдем в гости. Вы любите ходить в гости? И я люблю ходить в гости. Тогда пойдёмте все вместе.

Подвижная игра:

Топ, топ ножки

Шагают по дорожке.

Дорожка кривая –

Ни конца, ни края.

Мы идем, идем, идем(шагают)

И ничуть не устаем.

Так шагают ножки

По кривой дорожке.

Топ, топ, еще топ. (бегают)

А потом все вместе стоп!три прыжка на месте

Речевая игра:

В:На полянке за кустом я увидела чей-то дом,

В доме заинька живет,в гости деток всех зовет.

Мы пришли в гости к заиньке, его зовут Ушастик. Что нужно сказать, когда мы кого-то встречаем? Правильно,нужно поздороваться! Какой он мягкий, приятный на ощупь! Здравствуй, Ушастик, я Ксения Витальевна, а это мои детки! (дети здороваются с заинькой, произносят своё имя)

Посмотрим внимательно на заиньку. Есть у него длинные ушки?Правильно есть. Покажите свои ушки(дети показывают ушки) .Есть у него глазки?Правильно есть. А где ваши глазки?(показывают глазки) .Есть ли у нашего заиньки животик?Правильно есть. А где же ваши животики,детишки?(гладят себя по животику)

Логоритмическая игра:

Жили-были зайчики

На лесной опушке.

(разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.

(сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки,

(проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.

(имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,

(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Обували тапочки.

(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

Воспитатель: Заинька наш проголодался, чем же можно накормить нашего Ушастика? (ответы детей) Будем собирать фрукты и овощи для заиньки. Идем.

(Высыпаем фрукты и овощи из корзины на пол)

Дети собирают фрукты и овощи.

В: Вот какой урожай мы собрали для Ушастика! Фрукты такие вкусные,а овощи хрустящие!Настоящая вкуснятина. Наш заинька очень рад.

Художественное творчество:

Коллективная работа "Яблонька для заиньки".




Дети делают по очереди отпечатки половинками яблок,заранее приготовленными. (воспитатель красит кисточкой половинки яблок) Когда все детки сделали по отпечатку,воспитатель кисточкой рисует ствол яблони.

В:Детки мы с вами сделали очень красивую яблоню. Теперь у нашего заиньки всегда будет,что поесть. Он будет есть яблочки с нашей яблоньки.

Заиньке понравилось с вами играть,собирать фрукты и овощи, но больше всего ему понравился ваш подарок-яблоня,которую мы для него нарисовали.

Какие же вы все молодцы. Давайте погладим себя по головушке за это.



Сюрпризный момент:

В:Ну что же пришла пора прощаться, скажем заиньке «Спасибо» и «До свидание». В следующий раз пойдем снова в гости к Ушастику? Да? значит обязательно сходим!

А у меня для Вас тоже есть угощение. Садитесь за столы, мы тоже будем есть яблочки.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в группе раннего возраста «Зайчик в гостях у ребят» Задачи: 1. Способствовать формированию у детей первоначального интереса к познанию. 2. Способствовать развитию умения детей самостоятельно.

Конспект НОД в группе раннего возраста по сенсорному развитию «Зайка и ёжик в гостях у ребят» Тема: «Зайка и ёжик в гостях у ребят» Цель: учить детей подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.

МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка» Конспект ООД по области «познавательное развитие» в группе раннего возраста «Кроха» на тему: «Знакомство.

Конспект развлечения с детьми раннего возраста «В гостях у бабушки Матрёны» Конспект развлечения для детей раннего возраста «В гостях у бабушки Матрены» Цель: 1. Создать радостную, веселую атмосферу, доставить детям.

Конспект занятия во второй группе раннего возраста «В гостях у Мишки» Цели и задачи: Формировать умения детей различать и называть основные цвета. Учить группировать цвета. Развивать мелкую моторику, координированные.

Ольга Виноградова
Конспект занятия по ИЗО для детей раннего дошкольного возраста

Конспект занятия

по рисованию «Зернышки для цыплят»

Задачи :

Продолжать знакомство с материалами для рисования и их свойствами;

Упражнять детей в рисовании пальчиком пятна зернышек для цыплят на всей поверхности листа;

Поддерживать радостное настроение при создании художественного образа;

Поддерживать интерес к рисованию пальчиковыми красками;

Упражнять в различении понятий «один» , «много» , понимать вопрос «сколько?» ;

Воспитывать у детей доброе и бережное отношение к окружающему миру.

Материал и оборудование :

Игрушка - курочка, альбомный лист с изображением «курочки» по количеству детей , гуашь, салфетки по количеству детей , цыплята, вырезанные из бумаги, клей ПВА, шапочки – курочки и цыплят по количеству детей .

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на то , что в гости пришла курочка (проводит беседу с детьми) Она просит найти ее цыплят. (Читает стихотворение В. Берестова «Курица с цыплятками» )

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Затем воспитатель раздает альбомные листы с нарисованной курочкой.

Воспитатель : Давайте поможем маме-наседке вернуть ее деток – цыпляток. Насыплем ей зернышки. (Предлагает детям пальчиковыми красками нарисовать на листе тычками точки-зернышки).

Воспитатель уточняет у детей , чем они будут рисовать зернышки (пальчиком, рассматривают «тарелочки» с краской и показывает способ рисования зернышек пальцем (обмакивается палец в краску и прикладывается к листу бумаги, зернышки рисуются по всей поверхности листа).

По окончании работы воспитатель помогает каждому ребенку вытереть руки индивидуальной салфеткой.

Воспитатель : Цыплята увидели зернышки и сразу прибежали к маме. (Наклеивает маленьких цыплят на готовые работы детей ) .

Воспитатель : Давайте вместе посмотрим и ответим, сколько у нас цыплят (Один, два, три – много) .

Воспитатель предлагает деткам показать, как цыплята будут клевать зернышки (ладошки-клювики )

В конце занятия курочка благодарит детей за то , что помогли найти и накормили её цыплят, прощается.

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Курочка хохлатка» .

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей раннего возраста. Воспитатель Скворцова Н. П. ГКУЗ КО «ГДРС «Остров доброты» Тема. «Ой, какие шарики…» Цель.

Конспект открытого занятия для родителей с детьми раннего дошкольного возраста «Приключения геометрических фигур» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 98 общеразвивающего вида Калининского района г. Санкт – Петербурга.

Конспект занятия «До свидания, лето» для детей раннего возраста Задачи: - формировать знания ребенка о летнее-осенних изменениях погоды, изменении окраски растений - воспитывать интерес к изучению родной.

Конспект занятия по речевому развитию детей раннего возраста «Домашние животные и их детёныши» для детей 2–2,5 лет Образовательная область: речевое развитие Цель: знакомство детей с детёнышами домашних животных Задачи: Закреплять знания детей о домашних.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Мишки в детском саду». Образовательные технологии: игровая, коммуникация,.

Цель. Закрепление произношения звука (а, правильного воспроизведения звукоподражаний, слов и несложных фраз. Задачи. Закреплять представления.

Конспект занятия «Птицы, птичий дом» (для детей раннего возраста) Валентина Кололейкина Программное содержание: 1. Закрепить название птиц (домашние, дикие) Закрепить знание примет весны. 2. Учить детей.



Публикации по теме