НОД по развитию речи в подготовительной группе тема: «Весну выручаем» (2016г.). Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Книга сказок

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи

«В поисках сокровища»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цели : формирование умения работать в микрогруппах и находить решения на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формировать образную речь.
  • умения подбирать образные выражения.
  • учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • актуализация словаря по теме;
  • совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас);

Развивающие задачи:

  • развивать речь, память.
  • образное мышление, фантазию и творчество.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать эстетические качества.
  • учить выслушивать высказывания товарищей .
  • Формировать умение работать в команде.

Ход НОД

Воспитатель. Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?

Дети. Пасмурная.

Воспитатель. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода?

Дети. Грустное, печальное, тоскливое…

Воспитатель. Что делает человек в таком настроении?

Дети. Скучает, хмурится, иногда плачет…

Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?

Дети. Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.

Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?

Дети. Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Посмотрите, вот что сейчас я нашла на пороге нашей группы. Это сундук. Посмотрим, что в нем лежит? Записка и карта. Садитесь поудобнее и прочитаем записку.

Все садятся в круг, читают.

Воспитатель читает записку: «Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Я принес сундук, но не знаю: туда я попал или нет? Нес я его в подготовительную к школе группу. Если вы веселые, умные, находчивые, тогда прочитайте письмо».

Воспитатель. Смотрите, здесь еще что – то написано (читает.) «Разложите буквы в соответствии с числами, от 1 до 10, и у вас получится слово».

Дети по карточкам составляют слово «Кузя»

Воспитатель. От кого же записка? Как вы думаете, кто этот Кузя?

Дети. От домовенка Кузи. Это домовенок Кузя.

Воспитатель. А теперь давайте прочитаем письмо, что же в нем написано.

«Ребята, сорока, моя добрая знакомая, рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и чтобы оно не досталось Бабе Яге или вредной и хитрой вороне, я спрятал его у вас в группе. Я посылаю вам карту поиска сокровища. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, которые я спрятал в группе, то найдете сокровище. Желаю удачи ».

Воспитатель. Ребята, что вы решили, будем искать?

Дети. Да!

Воспитатель. И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое задание. Там должна находиться цифра 1 и записка.

Дети идут на поиски задания. Находят записку и мяч.

Воспитатель. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?»

Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.

  • У медведя чей дом? – Медвежий.
  • У зайца чей дом? – Заячий.
  • У волка чей дом? – Волчий.
  • У белки чей дом? – Беличий.
  • У барсука чей дом? – Барсучий.
  • У черепахи чей дом? – Черепаший.
  • У лягушки чей дом? – Лягушачий .

Воспитатель. Молодцы! Ой, смотрите, здесь еще есть буква «К» с № 1. Чтобы это значило? Идем дальше, узнаем. Второе задание, где у нас находится? Давайте смотреть по карте. Вот, нашли. Слушайте следующее задания – вопросы:

  1. Сколько рогов у 2-х коров? (4)
  2. Сколько ушей у 3-х мышей?(6)
  3. Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
  4. У 3-х братьев по 1- ой сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

Воспитатель. Задачки решили. Можно идти дальше, но и здесь есть буква -это «Н», с № 2, берем ее с собой. Смотрим карту дальше. Нашли место с третьим заданием? Нашли.

Ребята, я думаю, что нам нужно немного отдохнуть и сделать небольшую разминку.

Один – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо стать.

Воспитатель. Смотрим что в нашем задании. «Жили – были, а кто отгадайте:

У меня одна привычка –

Я с утра несу яичко.

Это, думаешь легко?

Ко –ко- ко. (Курица)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухой выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Воспитатель. Это, какие птицы?

Дети. Домашние.

Воспитатель. Еще загадки послушайте:

Она маленькая птичка,

А зовут ее…..(синичка)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Воспитатель. А, это какие птицы? Вот вы выполнили третье задание. И нашли букву «И» под № 3. Не забудьте ее.

Воспитатель. Ищем четвертое задание? Смотрим карту. Вот место с четвертым заданием. В этой записке написаны вопросы, нужно на них ответить.

Кто знает, где живет белка? (в дупле.) А дупло где находится? (на дереве.) А орешки где белка собирает? (под деревом.) Прячется она где? (за деревом.) Прыгает белка как? (с ветки, на ветку.)

Воспитатель. Молодцы, ответили на все вопросы. И получаем карточку с буквой «Г» под № 4. Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим нашу карту. Пойдемте, проверим. Вот, записка, а в ней игра «Наоборот». Мы же знаем эту игру?

Дети. Да!

Воспитатель. Давайте играть, встаем в круг.

Воспитатель кидает мяч детям и говорит слова: высокий – низкий, широкий – узкий, влево – вправо, впереди – сзади, большой – маленький, внизу – вверх и т.д.

Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания домовенка. И получили с последним заданием букву «А» с № 5. Но для чего нам нужны эти буквы с номерами? Ребята, посмотрите, в сундуке есть еще одно письмо. Давайте его почитаем.

«Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания, можете забрать «сокровище». Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. Это и будет ответ. А ответ этот… «книга». В ней можно найти ответы на многие вопросы. Это не простая книга, а «умная книга» или «Энциклопедия». А еще я приготовил вам медали «За выполнение особо важного задания». До встречи. Ваш домовёнок Кузя».

Рефлексия: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?


Подготовила: Горзина Е.В. Воспитатель высшей категории МБДОУ «Снежинка»

Программное содержание:

  1. Познакомить со смысловыми оттенками речи;
  2. Научить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных;
  3. Развивать мышление, фонетический слух, эмоциональность.
  4. Упражнять в правильном дыхании.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.

Предварительная работа:

Знакомство с пословицами о языке и речи, заучивание их наизусть: , , , , «Слово - не воробей, вылетит не поймаешь» .

Активизация и обогащение слов: занемог, светлица, ширинка.

Материал: кукла Петрушка, фишки, (папка с картинками - веселинками и картинок-загадок) ; использование мультимедийных технологий с использованием экрана; предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавицы, щенки, синицы.

Аудиозаписи: песни , отрывки из сказок А. Толстого «Приключения Буратино» , П. Ершова «Конек - горбунок» .

Ход занятия

Звучит песня «Большой секрет для маленькой компании» (аудиозапись) . Дети проходят и садятся на стульчики.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем можно говорить с друзьями?

Ответы детей: Об игрушках, что делали в выходные, куда ходили и т.д.

Воспитатель: Какое значение слова «язык» вы знаете?

Дети: Язык - это орган речи.

Воспитатель: Правильно. Но языком называют саму речь. С её помощью человек передаёт свои мысли, общается с людьми, объясняет, просит, благодарит.

Воспитатель: Но речь может сделать людей врагами, внести в жизнь горе, предать, оскорбить. Предлагаю поиграть в игру «Кто больше знает» .

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки «о хорошем, добром языке» , а потом «о плохом языке» .

За правильный ответ дети получают фишку.

Дети: Пословицы и поговорки «о хорошем и добром, плохом языке» :

  1. «Хорошее слово всегда к месту» ,
  2. «Доброе слово дом строит, а злое разрушает» ,
  3. «Красно говорит, а слушать нечего» .
  4. «От худого слова - навек ссора» .
  5. «Слово - не воробей, вылетит, не поймаешь» .

Подводят итоги, фишки.

Сюрпризный момент: Появляется Петрушка (взрослый)

Петрушка:

Эй, белобрысый из первого ряда,
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь, что за игрушка? А я – Петрушка!
Остер колпачок - еще острее язычок,

Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,
Да так, что вы захохочите сами!

Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы знаете о Петрушке, опишите его внешность и характер.

Дети составляют рассказ о Петрушке: (3-4 ребенка)

Петрушка очень веселый, добрый. Он умеет шутить, веселить, радовать.

Носит яркую, красочную рубаху, широкие штаны, колпачок с бубенчиками.

Знает много стишков, песенок, загадок, прибауток. Любит играть и танцевать.

Физ. минутка: гимнастика для выработки хорошей осанки.

  1. Встаньте, расслабьте плечи. Попробуйте, как бы приподнять своё тело, расправьте плечи, грудь, откиньтесь назад. Вы чувствуете, что спина становится прямой, крепкой, а руки и шея - свободными и легкими.
  2. Встаньте спинкой к стене, прислонитесь к ней затылком, лопатками, пятками, не отрывая спину от стены.

Петрушка: Я принес для вас картинки - веселинки, да картинки - загадки. Вот первая из них (слад 1) .

Воспитатель:

Из- за леса, из - за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманами,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.

Воспитатель: Ребята, бывает ли так на самом деле?

Дети находят ошибки: … «на булановой телеге»

«скрипучей лошади»
«Сапоги на нем с карманами»
«жилетка с каблуком»
«Подпоясался дубиной»
«Опирался кушаком»

Петрушка: Ребята, а вот картинки другие (Буратино, Дуремар, Тортилла)

Воспитатель включает отрывок сказки «Приключения Буратино» (аудиозапись) .

Аудиозапись: (слайд 2,3)

«Ах, ты, старый плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, ну да прячешь лапы и голову… Я бы продал твою крышку на гребешки… Клянусь - ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Клянусь - его получит только тот человек, кто заставит все население пруда просить меня об этом» .

Воспитатель: Как вы думаете, почему обиделась Тортилла?

Какие обидные слова сказал ей Дуремар.

Ответы детей: говорил обидные слова:

…старый плавучий чемодан
…глупая тетка
…костяной крышкой
…крышку на гребешки

Петрушка: Ой, какой грубый Дуремар! Не умеет добрые слова говорить.

Воспитатель включает отрывок из сказки «Конек - горбунок»

(аудиозапись, слайд 4)

Аудиозапись:

«Что Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? -
Говорит ему Конек,
Аль, мой милый, занемог?

Аль, попался к лиходею?»
Пал Иванушка на шею,
Обнимал и целовал.
«Ох, беда, конек! - сказал. -

Царь велит в свою светлицу
Мне достать, слышь, царь - девицу.
Что мне делать, горбунок?»
Говорит ему конек:

«Велика беда, не спорю;
Но могу помочь я горю.
Оттого беда твоя,
Что не слушался меня.

Но, сказать тебе по дружбе,
Это службишка, не служба;
Служба все, брат, впереди!
Ты к царю теперь поди

И скажи: «Ведь для поимки
Надо, царь, мне две ширинки,
Шитый золотом шатер
Да обеденный прибор-

Весь заморского варенья-
И сластей для прохлажденья».

Воспитатель: Расскажите, как Конек - горбунок утешал Иванушку?

Ответы детей: обнимал, целовал, утешал, уговаривал, давал советы…

Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете слова:

«занемог, светлица, ширинка» ?

Воспитатель: Какими словами можно заменить?

Дети:

Занемог - заболел;
Светлица - гостиная
Ширинка - полотенце.
Дыхательная гимнастика:

1. «Дровосек» :

И.п ноги на ширине плеч, руки опущены.

Берем двумя руками «топор» , поднимаем его над головой, одновременно глубоко вздыхаем.

С коротким вздохом через рот делаем быстрый наклон вперед, опускаем руки вниз.

Выпрямляемся, поднимаем руки, одновременно делаем вдох, и снова наклоняемся, ударяя «топором» с восклицанием «Раз» .

2. Упражнение от усталости.

И.п как в первом.

Поднимаемся на носки, одновременно делаем вдох с восклицанием «Ух» , быстро наклоняемся и, не выпрямляясь, делаем еще три пружинящих наклона, выдыхая воздух с восклицанием «Ух» . При каждом наклоне туловище расслабляется и опускается все ниже.

Воспитатель: Отдохнули, а хотите еще поиграть?

Воспитатель: Давайте дружно стишки сочинять. Петрушка, а ты хочешь еще поиграть, тогда помогай.

Петрушка:

Даю вам честное слово,
Вчера в половине восьмого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок

Даю вам честное слово!

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Почему?

Носят ли свинки ботинки? А может быть, носят чулки?

Ответы детей: понравилось; веселое, шутливое, смешное…

свинки не носят ботинки и чулки.

Воспитатель: Мы тоже с вами сочиним веселые стихи про разных животных. Я начну, а вы закончите. А помогут вам картинки-подсказки (слайды)

Воспитатель:

Даем вам честное слово,
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без… (ботинок) и … (чулок) (слайд5, 6)

И щенков без… (носков) (слайд 7)
И синичек без… (тапочек) и… (рукавичек) (слайд 8,9)
Воспитатель: Мы видели сорок без ботинок и…
Дети: … (чулок) (слайд 6)

Воспитатель: Без носков - …

Дети: … (щенков) (слайд 10)

Воспитатель: Без тапочек и рукавичек…

Дети: … (синичек) (слайд 11)

Воспитатель: Смешная шутка у нас получилась.

Давайте вместе её повторим:

* Даем вам честное слово
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без ботинок и чулок

И щенков без носков,

И синичек без тапочек и рукавичек.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Очень хорошо сегодня потрудились. Я очень вами довольна.

Что вы сегодня нового узнали из нашей беседы? Что вам понравилось? На кого бы вы хотели быть похожими из сказочных героев?

Петрушка: А мне пора возвращаться к своим друзьям, мне очень понравилось у вас и я хочу подарить вам на прощанье своего младшего брата (кукла Петрушка) , чтобы вы его научили всему, что умеете. До свидания!

Дети: Спасибо, до свидания!

Дети под мелодию песни «Большой секрет для маленькой компании» выходят танцевать с куклой Петрушкой.

Конспект НОД в подготовительной группе «Слово»

Автор: Николаева Елена Владимировна, воспитатель 1 категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 г. Сосногорска»
Описание материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе (6-7 лет);название «Слово». Цель данного занятие развитие речи, обучение грамоте

Демонстрационный материал: магнитная доска, нарисованные персонажи Тим И Том, набор предметных картинок, набор шапочек для персонажей сказки «Рукавичка».

Задачи в соответствии с интеграцией образовательных областей.

1. Коммуникация:
- обогащение словарного запаса через художественное слово
- развитие грамматического строя речи
- развитие диалогической речи игру – драматизацию к знакомой сказке
- обогащение предметного и глагольного словаря признаков
- закрепление понятия «слово», «буква», «звук», гласные, согласные (твердые, мягкие)
- умение различать на слух твердые и мягкие согласные

2. Здоровьесбережение:
- развитие общей и мелкой моторики
- развитие зрительного и слухового восприятия
- развитие мышления и невербального общения (мимика)

Н. Красильникова «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
-Доброе утро- нам птица поет (ви-вить),
-Доброе утро- скажет нам кот (мяу),
-Доброе утро- жужжит нам пчела (з-з-з),
-Доброе утро – как ваши дела?
-Доброе утро – лягушка сказала (ква-ква-ква),
-Доброе утро –нам мышь пропищала (пи-пи-пи),
-Доброе утро – шумят тополя (ля-ля-ля),
-Доброе утро, родная земля!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель. После таких теплых, искренних слов стало еще больше радостных и светлых лиц. Вот что может сделать доброе слово.

Загадка:
Оно может быть ласковым, может быть грубым,
Оно может быть тихим, может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать,
Но для этого надо буквы знать. Что это? (Слово).

Воспитатель.
-А сейчас я хочу проверить, много ли вы знаете слов?
-Какое сейчас время года? (зима).
-Подберите слова, обозначающие признак предмета, к слову «зима» (холодная, морозная, снежная, скрипучая, серебристая).
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета? (какой, какая, какое)
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предмета? (что делает?).
-Подберите слова, обозначающие действие предмета, к слову «снег»(, падает, кружится, идет, блестит, искрится, скрипит, сверкает).
-Из чего состоят слова, когда мы их произносим? (из звуков).
-Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

Воспитатель. Я расскажу вам сказку.
В звонком городе на певучей улице
Звуки жили гласные,
Пели песни разные.
А, О,У,Ы,Э,И вместе жили
И давно дружили.
Первым просыпался А.
А - вставать уже пора (ребенок).
Отвечал ему звук У.
У – ну я же не хочу (ребенок).
Вслед за ним стонал звук О.
О – как рано- то еще? (ребенок).
Дальше ныл ленивый Ы.
Ы – разве были мы должны? (ребенок).
Вдруг ну как из- под земли
Появились Э и И.
Э – проснитесь побыстрей,
Собирайтесь в путь скорей.
Чтобы было веселей,
Надо нам найти друзей (ребенок).
И – тогда не будет грустно,
И не будем мы скучать,
И с друзьями вместе будем
И петь песни и играть (ребенок).

Воспитатель. Гласные звуки пошли искать друзей.
- Кто дружит с гласными звуками? (согласные).

Воспитатель. Они так и называются – согласные, потому что дружат с гласными звуками.
Слушайте дальше сказочную историю.
В этом же городе, но на другой улице живут 2 гнома с необычными именами – Тим и Том.
Тим – любит все мягкие звуки –ль, -мь, -дь.
Том – любит все твердые звуки – р, -ж, -д.
Живут они в одном доме и окружают их разные звуки.
Тим любит играть с мягкими звуками, а Том с твердыми звуками.
Комната Тима зеленая, он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук.
Комната Тома синяя, он выбирает предметы, которые начинаются на твердый звук.
Воспитатель. Кто-то звуки им смешал, все картинки разбросал.
- Давайте поможем гномам разобрать картинки.
Для Тома нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие?(твердые - барабан, роза, самолет, машина).
Для Тима нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие? (мягкие –белка, лиса, велосипед, пила).

Дети выделяют звук, на который начинается название предмета, изображенный на картинке, х – арактеризуют – твердый он или мягкий).

Воспитатель . Названия этих предметов начинаются на мягкие звуки – они для Тима. А эти начинаются на твердые звуки – они для Тома.
Звуки гласные и согласные дружат между собой. Наши дети тоже умеют дружить.

Физкультурная пауза «Дружно за руки берись».
Дружно за руки берись (встают в хоровод),
Друг за другом повернись.
Будем веселиться, прыгать и кружиться.
Много радостных людей
Добрых, верных нам друзей (сжимают и разжимают кулачки).
1-2-3-4-5 –всех никак не сосчитать (загибают пальцы рук) .
Хмуриться не будем (хмурое лицо),
Про печаль забудем (печальное лицо),
Станем улыбаться (улыбка),
Весело смеяться (заборчик),
Улетели все печали,
Лица радостными стали (ходят по кругу).

Воспитатель. Я вижу, что вы дружные ребята. Есть пословица – нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Вы знаете много пословиц о слове, о языке. (дети называют пословицы о слове, о языке)
- Язык без костей;
- Язык до Киева доведет;
- На языке мед, а под языком лед;
- Языком мели, а рукам воли не давай;
- Бери хлеб на обед, а слово на ответ;
- Не спеши языком, торопись делом;

Воспитатель. Молодцы, назвали много пословиц о слове, о языке, о нашей речи.
- Из чего состоит наша речь? (из предложений);
- Из чего состоит предложение? (из слов);
- Из чего состоит слово, когда мы его пишем или читаем? (из букв)

Воспитатель. А сейчас я хочу проверит, знаете ли вы буквы.
Дидактическая игра «Где буква? Где цифра?»
(на магнитной доске необходимо убрать цифры, остаются только буквы, слово «СКАЗКА»)

Драматизация сказки «Рукавичка».

Игра «Пожелания»:
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелания. (дети говорят друг другу пожелания)

МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Новомосковск, Тульской области.

Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.

Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря сложными словами (листопад, устилает).
Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень).
Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе.

Программное содержание:

Знакомить детей со звуком «М»;
расширять и систематизировать знания о предложениях;
упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
закреплять умение называть слова, которые начинаются со звука «М»;
воспитывать желание получать знания, желание обучаться в школе.

Оборудование:

Игрушка-мишка с рюкзаком за спиной и баночкой мёда;
карточки с изображением гласных букв А, О, У, Ы, Е;
наборное полотно;
стенд с изображением предметов, начинающихся с буквы «М»;
кубики с изображенными на них буквами;

Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, использование художественного слова, указания, обобщения, поощрение.

Предварительная работа:

Разучивание игры «Он мохнатый, он большой…»;
дидактическая игра «Составь предложение с заданным словом»;
рассматривание азбуки в картинках; разучивание физкультминутки;
игра с кубиками, на которых изображены буквы;
индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Ход занятия.

1. Организационный момент: дыхательная гимнастика.

Игра «Бульканье»

Ребенок сидит, перед ним – стакан с водой, в котором – соломинка для коктейля, нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье, вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль-буль-буль».

Подвижная игра

Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мёд у пчёл берёт,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь медведь

Как только они услышали «рычание» медведя разбегаются по своим рабочим местам.

Воспитатель: «Ой, какой ты проказник, Мишутка! Посиди с нами на занятии, много нового и интересного узнаешь»

Сажаю игрушку-мишку возле доски.

2. Работа с предложением.

Ребята, что делает мишка, когда ловит вас? (Мишка рычит)

Правильно. Получилось предложение «Мишка рычит».

Скажите, сколько слов в предложении «Мишка рычит»?

Какое первое слово в предложении «Мишка рычит»?

Какое второе слово в предложении «Мишка рычит»

Придумайте про Мишку новые предложения, которые состоят из двух слов (ответы детей)

Молодцы, с заданием справились.

3. Следующее задание: (Обращаю внимание детей на Мишутку.)

Мишутка наш совсем успокоился, уже не рычит. Чтобы он совсем развеселился давайте скажем с какого звука начинается его имя.

Правильно, со звука М.

С этого звука начинается много слов.

Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звука М (мёд, молоко, малина, муха, мотылёк, Москва, мандарин, мина, мох, март, метро…)

Какое самое любимое слово у всех детей в мире? Кто для них самый близкий и родной человек? (мама)
Я с вами согласна. «Мама» — самое дорогое для нас слово.
Теперь поработаем с кубиками.

Составьте слово «мама» из букв, которые расположены на кубиках (дети у доски составляют слово «МАМА»
После составления дети читают слово «мама»
Молодцы.

А теперь Мишутка объявляет весёлую перемену.

Физкультминутка.

У Мишки в рюкзаке гласные буквы. Под музыку дети совершают движения. Как только музыка перестаёт звучать, Мишка «достаёт» из рюкзака карточку с буквой, а дети, узнав букву проговаривают про неё знакомую речёвку.

А-А-А – скоро зима.
У-У-У – молоко кому.
О-О-О – едем в метро.
Ы-Ы-Ы – прочитали книгу мы.
Е-Е-Е – дайте травки мне.

Поиграли и сели на свои места.

4. Знакомство со звуком «М».

Дети, а какие бываю звуки? (гласные и согласные)
-Чем гласные звуки отличаются от согласных? (гласные поются, тянутся, а согласные не поются)
-С какого звука начинается имя нашего гостя? (со звука «М»)
Посмотрите внимательно, как выглядит звук «М».

О внешнем виде этой буквы придумано много стихотворений. Вот некоторые из них.
Взявшись за руки, мы встали
И на «М» похожи стали
(сопровождается показом детей).
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква «М»
(показываю на картинке)

Мы с вами познакомились со звуком «М»

— Прорисуйте сначала звук «М» в воздухе пальчиком (дети выполняют)

— У вас на столах лежат спички и, пожалуйста, с помощью спичек выложите букву «М». (Дети выполняют)

5. Ребята, а кто это к нам еще в гости спешит? (муз. Из М/ф «Маша и медведь»)

ПОЯВЛЯЕТСЯ МАШКА

— Ребятки, Маша очень любит играть в музыкальные игры. Она предлагает игру «Что ты услышал?» (на слуховое восприятие)
(тиканье часов, капает вода из крана, шум холодильника, льется вода, мяуканье кошки «Мяу-у») — фонограммы

6. Итог занятия. Дается оценка работе детей.

— Но что это? Мне кажется, наш Мишутка пошевелился. Это неспроста, может быть, у него для нас есть какой-нибудь сюрприз? (подзываю одного ребёнка, чтобы он посмотрел, что принёс Мишутка в рюкзаке)

— Ой, да это же мёд!

— Спасибо тебе Мишутка. Какая всё-таки чудесная эта буква «М», вкусная и полезная. Мишутка мы обязательно покушаем твой мёд с чаем.

Название: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с органами дыхания»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель
Место работы: Детский сад «Сказка» г.Нефтегорска
Месторасположение: г. Нефтегорск

Непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с органами дыхания» для детей подготовительной к школе группе.

  1. Способствовать формированию у детей представлений о строении и функциях носа;
  2. Продолжать знакомить с правилами профилактики заболеваний органов дыхания;
  3. Помогать овладению навыками дыхательной гимнастики;
  4. Развивать обонятельное восприятие;
  5. Обучать вести диалог по проблеме, четко формулировать мысли, слушать и понимать речь других, адекватно реагировать на высказывания;
  6. Формировать целостное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедийный проектор, пластиковые стаканчики с пахучими веществами (по количеству детей), лист формата А3 и картинки для изготовления памятки, квадратный лист бумаги, клей, салфетки, клеенки, круги красного, черного и зеленого цвета (по количеству детей).

Логика образовательной деятельности:

На экране появляется изображение Микки-Мауса.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам пришел мультипликационный герой. Вы его узнали? Как его зовут?

Дети. Микки-Маус.

Воспитатель. Недавно с Микки-Маусом произошла неприятная история. Послушайте ее. Микки-Маус никогда не пользовался носовым платком, вытирался рукавом, ходил без шапки, любил подраться и часто получал по носу. У мышонка всегда был распухший и красный. Обиделся нос на Микки-Мауса и убежал от него в лес. А что же мышонок? Он решил обойтись без носа. Ребята, как вы думаете, правильное ли решение принял наш герой, можно ли прожить без носа?

Дети отвечают.

Воспитатель. Организм устроен так, что отсутствие или заболевание одного органа сразу отражается на работе других. Давайте поговорим о носе и расскажем Микки-Маусу о том, как он важен для нас и почему его называют «чудо-нос».

Я задам вам всем вопрос:

Для чего нам нужен нос?

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, вы совершенно правы. А почему нужно дышать носом, ведь можно это делать и ртом? Ребята, Микки-Маус говорит, что он

слышал, как нос называют «сторожем». От чего нос охраняет наш организм?

Дети высказывают разные предположения.

Воспитатель. Он защищает наши легкие от пыли. В носу есть волоски. Вы сами их можете увидеть, если рассмотреть свой нос в зеркальце. (Раздает детям зеркала.) Когда человек вдыхает воздух через нос, на волосках оседают все пылинки, и в легкие попадает уже чистый воздух. Нос охраняет нас и от болезнетворных микробов. Его внутренние стенки покрыты липкой жидкостью — слизью. К ней и прилипают микробы, которые пытаются проникнуть в наш организм вместе с воздухом. Когда слизи с налипшими на нее микробами и пылью становится много, мы чихаем, и наш нос очищается. А еще нос называют «печкой». От чего там жарко?

Дети высказывают разные предположения. На экран проецируется схема «Строение носа».

Воспитатель. Внутри стенок носа есть маленькие сосудики, по ним течет горячая кровь. Воздух проходя через нос, согревается. А что произойдет, если в морозный день дышать ртом?

Дети. Можно заболеть, простудиться.

Воспитатель. Что нужно делать, чтобы наш нос хорошо дышал?

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, чтобы нос хорошо дышал, его необходимо очищать с помощью носового платка или промывания. А еще нужно делать дыхательную гимнастику. Хотите научиться правильно ее выполнять?

Проводится дыхательная гимнастика.

  • Закрыть одну ноздрю пальцем, дышать через другую. Поменять ноздрю. (4-5 раз)
  • Попеременно нажимать пальцами то на одну ноздрю, то на другую и произносить звук «м».

Такие несложные упражнения вы можете делать и дома вместе с родителями. А теперь зажмите носик и повторите «НИ-на», «ма-ма». Что случилось? Значит, для чего нам еще нужен нос?

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, нос помогает нам красиво разговаривать. Вот, оказывается, почему про него говорят, что он чудо.

Вы хотите узнать продолжение истории Микки-Мауса? Тогда слушайте. Идет нос по лесу, радуется, дышит свежим воздухом, наслаждается запахами. Но вдруг на него напала простуда. В одно мгновенье нос заложило. У нас и группе тепло и чисто. Давайте пробуем дышать не через нос, а ртом. Зажмите свои носы пальчиками. (Достает очищенный мандарин.) А теперь вдохните носом. Что вы почувствовали? Почему раньше не уловили запах мандарина?

Дети отвечают.

Воспитатель. Наш нос умеет распознавать разные запахи - приятные и не очень. Давайте определим по запаху, что лежит в стаканчиках.

Проводится игра «Узнай по запаху». В пластиковых стаканчиках, закрытых марлей, лежат кора лимона, чеснок, духи, туалетное мыло, укроп, ваниль и т.п. Дети отгадывают, что находится внутри.

Воспитатель. Для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд. Мельчайшие частички пахучих веществ при дыхании попадают к нам в нос, и мы распознаем запах. Это называется обонянием. Нос - орган обоняния. Но незнакомые жидкости и вещества надо нюхать осторожно, иначе можно повредить слизистую оболочку и получить ожог. Посмотрите, как это надо делать, чтобы не навредить себе. (Показывает) У кого еще кроме людей есть носы?

Дети. У зверей, птиц, насекомых.

Воспитатель. Нос у человека не такой чувствительный как у животных. Например, кошка, собака, лошадь узнают запах человека задолго до того, как он приблизится. Оленя и кролика выручает острый нюх: почувствовав запах хищника, они успевают убежать и спрятаться. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, птицы – очень слабо, а дельфины совсем не различают запахи.

А что же Микки-Маус? Слушайте продолжение истории. Проснувшись, он кинулся искать свой нос. А когда наше его, бедненького, простуженного в лесу, принялся лечить. Ребята, какие способы лечения простуды вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Я Микки-Маусу посоветовала подержать ноги в тазу с горячей водой, в которую можно добавить горчицы, затем вытереться насухо и надеть теплые шерстяные носки. Потом надо выпить теплый чай с медом и малиной или теплое молоко. С помощью моих советов Микки-Маус вылечил свой нос и с той поры стал его беречь, а если простужался, то обязательно лечил насморк.

Ребята посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у нас носы? Да, у каждого они разной формы – длинные и короткие, с горбинкой и вздернутые и т.д. Посмотрите, Микки-Маус приглашает нас на полянку. Растут на ней не цветы и ягоды, а необыкновенные носы. Отгадайте, чьи это носы и чем они знамениты.

На экран проецируются носы разных животных.

Дети. Нос слона - хобот. Он им пользуется, как рукой. Нос комара тоже своего рода хобот, им комар протыкает кожу и высасывает кровь. Пеликан использует свой нос-клюв как мешок для хранения рыбы. Нос собаки - самый чуткий. Нос утконоса, очень редкого австралийского животного, похож на клюв утки.

Воспитатель. Наш Микки-Маус расхрабрился и предлагает нам поохотиться на льва. Вы согласны?

Проводится подвижная игра «Мы охотимся на льва».

Пока мы отдыхаем после охоты, я предлагаю вам вспомнить, почему нос называют чудом.

Дети отвечают.

Ребята, у меня в конверте есть картинки, с помощью которых мы изготовим памятку, как надо заботиться о своем чудо-носике.

Дети готовят памятку вместе с воспитателем.

— Пользоваться носовым платком.

— Не засовывать в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки и т.п.).

— Осторожно нюхать незнакомые жидкости и порошки.

— Делать дыхательную гимнастику.

А Микки-Мауса за поучительный рассказ и приятное общение, думаю, надо отблагодарить. Может, подарить ему носовой платок? Вы согласны со мной? Вот он, уже готов, но наш герой любит вещи яркие, поэтому украсим платок разноцветными горошинами.

Дети занимаются аппликацией. Воспитатель одновременно проводит рефлексию занятия.

Горошину зеленого цвета приклеит тот, кто узнал на нашем занятии что-то интересное и полезное. Красную тот, кто чему-то научился. Черную тот, кто провел время без пользы и ничего нового не узнал. Вот какой яркий платок у нас получился. Я думаю, Микки-Маусу он очень понравится, потому что красивая вещь всегда радует глаз. А вечером расскажем своим друзьям, почему нос называют чудесным.

Список использованной литературы

БальЛ.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. М., 2000

Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. СПб., 1999.

Картуишна М.Ю. Бьггь здоровыми хотим. М., 2004.

Юранева Л. Г. Если волнует здоровье детей… // Начальная школа 1996. №11.



Публикации по теме