Нод познавательно исследовательской деятельности. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема "Путешествие в бумажную страну" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад присмотра и оздоровления № 583

Занятие

по познавательно - исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе.

Составитель: Воробьева Л.В.

первой квалификационной категории

г. Екатеринбург, 2018года

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Тема: «Лаборатория добрых дел»

Задачи. Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.

Предварительная работа: беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, песком, со льдом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле; дидактические игры; моделирование состояний веществ.

Материал и оборудование:

Письма от сказочных героев, картинки с изображением Буратино, старичка-боровичка, Мамонтёнка. Контейнеры с водой, камни, брусок на каждого ребенка. Одноразовые тарелки, ложки, стаканы, песок сухой в стаканчиках, льдинки.

Ход занятия

Воспитатель. Станьте дети, станьте в круг. Ты мой друг и я твой друг.

Мы все за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Ребята, чтобы порадовать, друг друга, и у нас было хорошее настроение, давайте скажем добрые, ласковые слова.

Говорить ласковые слова друг другу это хорошо, а совершать добрые поступки, делать добро - это намного лучше?

Ответы детей.

Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам. Приглашаю вас в лабораторию «Добрых дел». Скажите, ребята, что такое лаборатория? Правильно – это помещение, где проводят опыты и исследования.

Я возьму на себя роль заведующим лаборатории? (одевает халат, очки).

А вы будите научными работниками лаборатории. Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать при проведении опытов?

1.правило. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

2. правило. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

3. правило. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

4. правило . Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

5. правило. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослого.

Посмотрите, сколько пришло писем с просьбой о помощи. Помочь мы должны с помощью экспериментов в лаборатории «Добрых дел». А сейчас давайте пройдём в лабораторию.

Давайте возьмем первое письмо и узнаем, кто нам написал. Показ картинки Буратино.

Ребята, а вы знаете этого героя? (Буратино).

А из какой он сказки? Кто ее написал? (ответ детей)

Помочь нас просит Буратино. Ребята, Буратино обрадовался тому, что у него появилась азбука. Побежал он в школу, а на пути у него широкая река, и моста нет. Думал-думал Буратино, как ему перебраться через реку на другой берег. Возникла проблема «Плыть надо – а не знает, умеет ли он плавать». Что же делать? Как помочь Буратино?

Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают

различные гипотезы.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он, же деревянный.

Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить. Давайте присядем за столы.

Ребята давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не тонут? А как нам проверить тонет ли предмет из дерева? А что необходимо для опыта?

Дети: Провести опыт, эксперимент

Дети берут предметы (дерево, камень) наливают в тазики воду и проводят эксперимент.

Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли они держаться на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет?

Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?

(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).

Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.

Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).

Молодцы, ребята. Помогли Буратино попасть в школу.

Дети подходят ко второму столу. С просьбой о помощи обращается Старичок-Боровичок. Он прислал нам письмо. Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говори, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.

Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, что бы помочь Старичку-Боровичку? А еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследователи, а что же будет у нас объектом нашего исследования? (песок).

Ну что будем искать, в песке что-то удивительное?

Опыт.

Возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.

Легко ли сыпется песок?

Самостоятельно выполняют. Пересыпаем из ладошки в ладошку, из оной емкости в другую.

Работа с лупой.

Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются? (наблюдают)

Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Дети: песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

Какого они цвета? (темные и светлые)

Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие) давайте проверим.

Работа с ситом.

Воспитатель. Через сито просеиваем песок, он сыпется с сито в ёмкость и наоборот. Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

Возьмите 2 стаканчика и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождик и в одну из баночек он попал, намочите водой песок. Каким стал песок? Он имеет специфический запах. А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).

Опыт 2

Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (сырой-среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных-более тяжелая вода). Иллюстрации о дюнах, барханах. Почему ветер наметает дюны - сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Старичка-Боровичка. Правда, красиво?

Аккуратно мерной ложкой возьмите сырой песок и выложите в тарелку.

Работа с лупой.

Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, так как из мокрого песка выходит воздух. А теперь попробуйте мокрый песок обратно в ёмкость.

Вывод: мокрый песок не сыпется, он липнет.

И так мы помогли Старичку – Боровичку выяснить об удивительных свойствах песка.

Молодцы, ребята. Мы еще раз с вами совершили добрый поступок. Кому мы помогли?

Ответы детей.

Осталось нам последнее письмо прочитать. С просьбой о помощи к нам обратился Мамонтёнок. Герой, какой он сказки? Он отправился к маме на льдине, но он боится, что не доплывет до мамы, и может утонуть?

Давайте выясним, что такое лед? (лед-это вода, только в твердом состоянии). Где на земле больше всего льда? Посмотрите на глобус. В Антарктике и в Артике. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике (показ иллюстрации).

Как вы думаете, как ведут себя льдины под лучами солнца? (они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето очень короткое и не жаркое). Слышали ли вы что - то об айсбергах? (дети отвечают)

Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Давайте проверим. Проходите в нашу лабораторию.

Опыт.

Берите лед и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лед не тонет?

Вывод: выталкивающая сила воды больше веса льда. Значит, мы можем сказать Мамонтёнку, что льдина его не растает. И он увидит свою маму.

Вот еще одно доброе дело сделали.

Тот, кто делает добро, получает радость. А вы рады, что совершили добрые дела?

Ответы детей.

Добро не горит и не тонет. Почему так говорят? Ответы детей.

Правильно, ребята! Потому что добро, всегда побеждает зло. Добро будет жить вечно!

Итог: что мы делали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали? Что было трудным?

1 ребенок

Нет ничего на свете

Прекрасней доброты!

Она звездой нам светит

С небесной высоты.

2 ребенок

Она нас манит нежно,

Ласкает нас мечтой

Мы все живем с надеждой

На встречу с добротой.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

Описание . Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их.
Материал интересен и полезен для воспитателей ДО.
Цель: Прививать интерес к познанию окружающего мира.
Задачи.
Расширять представления об окружающем мире: актуализировать имеющиеся знания о воде и воздухи и добывать новые.
Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Закреплять знания детей о свойствах воды (вкус, запах, нагревается, растворяет).
Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника.
Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; шарик и бутылка, ведерко с горячей и холодной водой, цветные картинки, стаканы с водой, ложечки, камешки, сахар.
Предшествующая работа.
Чтение художественной литературы «Мойдодыр» «Федорино горе» «Снегурочка»
Просмотр мультфильма «Путешествие капельки»
Наблюдение за свойствами воды на прогулке, в режимных моментах.
Заучивание стихотворения о воде.
Экологическая прогулка на реку.
Опыты и эксперименты с водой и воздухом.

Ход занятия.

Ребята, вам нравится что мы здесь собрались? И мне нравиться, а давайте об этом расскажем товарищу.
Музыкально -коммуникативная игра «Как здорово»
Звучит фонограмма «Я водяной»
Воспитатель.Кажется это поет водяной, как вы думаете, а почему он такой грустный? А давайте отправимся к нему в гости и ему станет весело так же, как нам сейчас. На чем мы можем к нему добраться. Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Хотите? А нам в пути нужен важный помощник, угадайте кто он, о нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он и все же
Без него мы жить не можем. - Воздух.
Открываю изображение воздушного шара

Скажите, а зачем под шаром расположена горелка?(предложения детей)
- А давайте сейчас узнаем что происходит с воздухом, когда его нагревают..
Опыт 1 .
Пустой воздушный шарик надеваем на горлышко бутылки. Подержать её в течение 1 минуты в горячей воде.
Что вы видите? (шарик надувается) Ребята, это происходит потому что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. А теперь поставим бутылку в холодную воду. Что вы видите? (шарик сдувается) Как вы думаете, почему так происходит (Предложение детей). Да, ребята при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается – воздух охлаждается и шарик сдувается.Кто же сделает вывод, каким свойством обладает с воздух?
Давайте все возьмемся за руки. Итак включается горелка–воздух нагревается - расширяется и шарик заполняется и мы летим - вот горелку выключили - воздух охлаждается, сжимается и мы приземляемся. (дети бегут на стульчики) Вот мы с вами оказались на берегу реки.


Ребенок Вы слыхали о воде – говорят она везде
В луже, море океане и в водопроводном кране
Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда
Без неё нам не умыться, не наесться,не напиться
Смею я вам доложить – без воды нам не прожить. (Н. Рыжова)
Давайте посмотрим по сторонам - нет ли здесь нашего Водяного?.
Зрительная гимнастика. (Музыкальная игра «смотрит влево-смотрит вправо)Входит Водяной.
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Спасибо, что вы пришли, а то мне так скучно, знаете у меня здесь столько воды и я так привык шлепать босыми ногами по лужам, купаться,брызгаться, после этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только не понятно: куда потом исчезает эта вода? (смотрит на свои руки) И еще, на днях я хотел искупаться в свое любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Ребята,попробуем ответить на вопросы Водяного? Проходите в нашу лабораторию. Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода.
Опыт 2 . Запах воды.
Водяной, а скажи, как можно узнать есть ли у воды запах?
Водяной. Я не знаю
Ребята, как можно узнать есть ли у воды запах?(ответы детей)Давайте понюхаем. Есть запах у воды?

Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 3. Вкус воды
Ребята, как мы можем определить вкус воды?
Ответы детей. (Попробовать)
Имеет ли вода вкус? Нужно сделать вывод.
Вывод. Вода не имеет вкуса.
Положите в баночку с водой 1 ложку сахара и размешайте. Что произойдет? Куда девался сахар? Ответы детей. Попробуйте воду на вкус. Что изменилось во вкусе?

Сделай вывод.
Вывод. Вода является растворителем, она стала сладкой.
Опыт 4.
Цвет воды и прозрачность.
Как вы думаете, имеет ли вода цвет? Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей). Да. В баночку с водой бросим камешек.
-Посмотрите, виден ли камешек? Значит, имеет ли вода цвет? Нужно сделать вывод.
Вывод: вода бесцветна и прозрачна.
Пальчик и наши устали. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая игра.(упражнения под музыку Елены Железновой)
Воспитатель. А откуда же берется дождь? Посмотрите на картинку.
Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. А давайте с вами поиграем в капельки. Вот вы сейчас капельки, вы слились в лужицу,


солнышко вас пригрело, и вы улетели на небо, там холодно и вы прижались друг к другу, стали тяжелыми и опять упали на землю (играем 2 раза)

Водяной. Ой, какие вы умные, только я все сразу и не запомнил, напомните мне еще разок, о чем мы сегодня говорили.
Воспитатель. Ребята, кто хочет стать доктором наук и еще раз рассказать Водяному, что нового мы сегодня узнали?
(Ребенок, используя схемы - алгоритмы) повторяет свойства воды.
Водяной, нам пора возвращаться в детский сад. Нас ждет наш воздушный шарик?
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Ой, а мы уже и приземлились. Ребята, а как вы думаете, смогли мы сегодня все узнать о воде?
Тогда мы продолжим исследования о воде на следующем занятии. Молодцы, вы сегодня были очень хорошими исследователями, открыли много интересного для себя.

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему: «Космическое путешествие».

Цель: Формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми; социально - нравственных черт личности, стремление быть похожими на героев своей страны.

Задачи:

Образовательные: Расширить, закрепить знания о строении Солнечной системы (названия планет, их расположении и движении относительно Солнца). Способствовать представлению целостной картины мира.

Развивающие: Развивать познавательно - исследовательскую деятельность. Развивать любознательность, интерес к космосу, физической подготовке космонавтов.

Воспитывающие: Воспитывать чувство гордости за своё Отечество, уважения к первооткрывателям космоса.

Предварительная работа: Познавательные беседы: О празднике 12апреля - " День космонавтики«; О вечернем небе, о космосе; «Земля - планета, на которой мы живем». Занятие «Ознакомление с основными планетами». Рассматривание картинок, загадывание загадок. Разучивание пальчиковой гимнастики, стихотворения, считалки.

Словарная работа: Вселенная. Атмосфера. Названия планет. Космос.

Методические приёмы: Наглядный, словесный, игровой, практический.

Оборудование: Ракета, конструктор, модель солнечной системы, иллюстрации.

План:

Организационный момент.

Беседа о космосе, о космонавтах.

Открытие школы космонавтов.

Космическое путешествие.

Конструирование роботов.

Возвращение на Землю.

Интервью с корреспондентом.

Звучит космическая музыка, дети заходят в зал.

Добрый день! Добрый день! Нам здороваться не лень.

Этими словами здороваемся с вами. (Проходите, присаживайтесь.)

Ребята, я вам загадаю загадку, а отгадкой- будет то, что ждёт нас сегодня впереди.

Состоит из точек свет,

Полна горница планет.(Космос).

Да, совершенно верно. Слайд - изображение космоса.

А что такое космос?

Космос - это таинственный и манящиймир звёзд, планет, астероидов икомет, пронзающих безвоздушноепространство. Ещё космос называют другим, словом Вселенная. Повторим хором.

Ребята, а вы бы хотели побывать в космосе?

А кем для этого надо стать, чтобы полететь в космос?

Каким должен быть космонавт? (Смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным).

Как называется костюм космонавта? (Скафандр).

Для чего он служит? (Для защиты человека при выходе в открытый космос).

На чём можно полететь в космос?

Как называют ещё ракету? Почему? (Потому что, длинный, как корабль.)

Какие животныепервыми полетели в космос и вернулись на Землю? (Собаки - Белка, Стрелка).

Кто был первым в мире космонавтом?

Правильно. Первым в мире космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин. И наш народ гордитьсяэтим. Почему?

Кто знает стихотворение об этом замечательном человеке?

Юрий Гагарин.

В космической ракете,

С названием «Восток».

Он первым на планете,

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни,

Весенняя капель.

Навеки будут вместе,

Гагарин и апрель.

В. Степанов.

Как фамилия первой женщины космонавта? (В. Терешкова.)

Где стартуют космические корабли?

Почему человек захотел полететь в космос?(Чтобы узнать, как устроен космос, есть ли там жизнь.)

А сейчас я вам,

Ещё вопрос задам.

Школу юных космонавтов,

Вы хотели бы, ребята,

Собираюсь я открыть.

В эту школу поступить?

Тогда! Выходи на тренировку!

Начинаем подготовку!

Построение:

В колонну по одному становись! - Равняйсь! Смирно! Направо, шагом марш

Ходьба на носках, на пятках. Перестроение в круг: положить руки на плечи друг другу - покачивание с ноги на ногу. Присесть, встать. Перестроение в колонну.

Подготовкой я довольна,

Каждый к вылету готов.

Пальчиковая гимнастика.

Ждут нас быстрые ракеты, (Руки вверх, соединить пальцы).

Для прогулок на планеты.

На какую захотим, (Руку ко лбу, повороты в стороны).

На такую полетим.

Но в игре один секрет, (Указательный палец.)

Опоздавшим места нет! (Идём к ракете.)

Ребята, задание мы выполнили но, чтобы зайти внутрь ракеты, нам нужно убрать лишнюю картинку.

Что изображено на этих картинках? (Ракета, планета, звезда, ключ.)

Как вы думаете, которая из них не относится к космосу? (Ответ)

(Звуковой сигнал)

Правильно. Вход открыт. Проходите и займите места в ракете.

Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в космическое путешествие. Мы совершим полёт по солнечной системе.

Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли, побывать возле Солнца, облететь планеты.

За нашим полётом будет наблюдать Центр управления - наши гости. Пристегните ремни. Обратный отсчёт: дыхательная гимнастика - через нос набрать воздух - 10.9.8.7.6.5.4.3.2.1 Пуск! Слайд - изображение взлёт ракеты.

Пока летим к планетам проверка знаний.

На какой планете мы живём?

Как называются люди на этой планете?

Какой формы наша планета?

Какой формой представляли нашу Землю люди в прошлом?

Как называется естественный спутник Земли?

Человек создал и запустил на околоземную орбиту искусственные спутники земли. Спутники ловят сигналы и передают их в нужное место.

А скажите, пожалуйста, как вы думаете, что может произойти на планете Земля, если спутники перестанут работать? (Исчезнет мобильная связь, перестанет работать Интернет, телевидение).

Будьте внимательны, мы приближаемся, к Солнцу. Наш корабль находится в солнечной системе. Ознакомимся с её достопримечательностями.

Центр системы - Солнце. Слайд - изображение Солнца.

Можно высадиться на Солнце? Почему? - Солнце очень горячее, к нему нельзя приближаться, потому что сгоришь.

Правильно. Солнце - это огненный шар, где сгорают даже камни. Свет и жар доходят и до нас, и если бы у нашей планеты не было атмосферы, всё живое на земле сгорело бы.

Атмосфера - газовая оболочка, как воздушное одеяло окутывает Землю и спасает от жгучего солнца. Повторим хором. Слайд - Атмосферы.

Солнце - звезда, вокруг которого вращаются планеты, какие ближе, какие дальше. В Солнечной системе 8 планет. И сейчас мы с вами каждую из нах рассмотрим.

1. На этой планете такая жара. Что там оказаться опасно, друзья.

Какая это планета? Ближе всех к солнцу. - Меркурий. Слайд.

2. На этой планете тоже жарко, как в печи. Хоть пеки пироги. Как называется 2 планета от солнца - Венера. Слайд.

3. А эта планета нам всем дорога,

Нам жизнь подарила планета... Земля. На каком месте от Солнца находиться наша планета? На 3.

4. К планете Земля - это планета близка и похожа. Марс. Слайд. 4планета.

Чем похожа?(4 времени года, смена дня и ночи.)

5. А эта планета гордится собой. Поскольку считается самой большой.

Что за планета? Юпитер. Слайд

6. Планета кольцами окружена. И этим от всех отличалась она. Сатурн. Слайд. Орбита № 6.

7. А что за планета. Зеленовато- голубого цвета? Уран. Слайд. № 7.

8. Царь морской названье той планете дал. Он именем своим её назвал. Какая это планета? Нептун. Слайд. № 8.

Все планеты заняли свои места и вращаются вокруг Солнца. Слайд Солнечной системы.

Кружит хоровод планет. У каждого свой размер и цвет. У каждой планеты есть свой путь - орбита. Для каждой планеты путь определён. Но только на Земле мир жизнью заселён. И посмотрите ещё раз, как прекрасна наша родная планета Земля.

Ребята, мы побывали около всех планет, увидели и рассмотрели их.

Продолжаем полёт.

Из Центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать - видео.

SOS. SOS. Помогите, помогите. Мой корабль при посадке на Марс сильно пострадал. Я не могу его починить один. Прошу выслать мне роботов на помощь!

Ребята, давайте поможем инопланетянину, и сконструируем роботов в нашей лаборатории. (Ответ детей). Пройдемте в лабораторию. Посмотрите здесь много разных деталей. Давайте рассмотрим, из чего состоит робот. Самостоятельное выполнение задания. Рассматривание работ.

С работой мы справились. А доставкой роботов будет заниматься Центр управления.

Нам пора возвращаться на Землю.

Мы уселись на места. Закрываем все глаза.

Мы теперь уж не сидим. А летим, летим, летим. Звучит музыка.

Прилетели. Мы на родной Земле. Наше космическое путешествие закончилось.

Встречает корреспондент: Я корреспондент Газеты «Мир науки». Рада, что удачно приземлились. Скажите, где вы были? Что интересного видели? Чем занимались в космосе? Чем планета Земля отличается от других? Понравилось вам космическое путешествие? Спасибо за интервью.

Музыка - летит шаттл - доставка угощения от инопланетянина.

МБДОУ ЦРР "Колокольчик", Республика Саха (Якутия), Ленский район,

п.Витим

Воспитатель

НОД по исследовательской деятельности.

Конспект занятия по исследовательской деятельности детей средней группы

Тема: Вода

Интеграция образовательных областей: «Познание» (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, знакомить с ее свойствами.

Задачи:

1. Закрепить знания детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого.

2. Развивать исследовательскую деятельность детей, любознательность, мышление и речь детей: ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

3. Воспитывать бережное отношение к воде, взаимопомощь, сочувствие.

4.Привлечении родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Методы и приемы :

Наглядный (схемы, слайды)

Предварительная работа :

Наблюдение за дождём, лужами, ручейками, росой, облаками, туманом, инеем, за снегом, сосульками, морозными узорами на окне.

Чтение рассказов. Слушание разных вариантов музыкальных произведений, отражающих поведение воды.

Подборка слайдов «Кому нужна вода»;

Работа с родителями (изготовление презентаций);

Опыты (превращение снега в воду, воды в лед, изменение цвета и вкуса воды, запаха)

Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?», «Зачем воду пьют?»

Материал :

Эмблемы «Помыл руки, не забудь плотно закрыть кран»;

Символы, обозначающие свойства воды.

Ход занятия:

Ребята, в наш детский сад пришло письмо, адресовано оно нашей группе «Супер деткам»

Давайте прочитаем:.

Дорогие ребята, мы знаем, что вы занимаетесь исследованиями. Помогите разобраться. В лесу была речка. Текла себе, текла. Мы ею любовались, мы в ней купались, рыбу ловили. А теперь с ней что- то случилось. Она перестала течь и стала твердая-твердая и холодная, как камень. Мы очень переживаем.. Вы нам поможете?

Ну, что поможем жителям леса разобраться в сложившейся ситуации?

Воспитатель: Да, ребята, большая беда приключилась. Ведь без воды ни как нельзя. Ведь вода всем нужна

Просмотр слайдов «Кому нужна вода?»

(на проекторе появляется замерзшая речка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с их речкой? Кто - нибудь догадался, что произошло?

Дети: Да, она замерзла.

Воспитатель: Правильно, она замерзла и стала твердая, как камень. Кто- нибудь знает, почему это случилось?

Дети: На улице зима.

Воспитатель: А зимой, что происходит с водой?

Дети: Вода, река замерзает.

Воспитатель: Правильно, конечно же речка просто замерзла. , Придет весна, ярко засветит солнышко и речка опять зажурчит и потечет. Но лесовичкам сейчас нужно пить. То же нам делать?

(Ответы детей)

Молодцы, ребята. А еще в речке можно сделать прорубь и оттуда брать воду. А еще в прорубе можно ловить рыбу (на проекторе показывается прорубь).

Воспитатель: , А что мы еще знаем о воде?

Рассказы детей сопровождаются показам фотографий с опытом на проекторе.

1 ребенок.

Вода - это жидкость. Она течет, ее можно налить во что - нибудь: в стакан, ведро, лейку. Ее можно перелить из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Спасибо, правильно. А для того, чтобы, ты, гномик, и, ребята, лучше это запомнили, я приготовила вот такой символ.

2 ребенок .

Вода - бесцветная.

Если в стакан с водой положить какой - нибудь предмет, то мы его сможем увидеть. А если в стакан с водой добавить краску, то она окрасится и предмет мы уже не увидим.

Воспитатель: Правильно, вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

3 ребенок .

Вода не имеет вкуса.

Если в нее добавить соль, то вода будет соленая, если добавить сахар, то вода будет сладкая.

Воспитатель: Спасибо, правильно. Оказывается вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

4 ребенок.

Вода не имеет запаха.

5 ребенок .

Вода может принимать разную форму. Если воду поставить в морозилку, то она превратится в лед.

воспитатель Сколько интересного вы рассказали о воде, но как же нам все можно записать?

(Ответы детей).

Никита расскажи нам по символам все, что мы говорили о воде.

Воспитатель: Давайте поиграем в ручеек и озеро. Как только зазвучит музыка вы «превратитесь в ручеёк» - (колонной, руки на плечах у впереди идущего ребенка.) Как музыка затихнет, образуем озеро. (дети в кругу)

Дорогие мои исследователи, скажите где можно встретить воду на нашей красавице планете?

Ответы детей

Воспитатель: , воды на планете очень много. Но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают очень много сил. И мы все должны беречь воду и не засорять ее! Что мы можем для этого сделать? Как нам можно беречь воду. Экономно расходовать- крепко закрывать кран, после того как помылись.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы у себя в умывальной комнате повесим памятку? Согласны?

Воспитатель: Как вы считаете, мы справились с заданием? Да! Ведь н зря мы с вами занимаемся исследованиями. Мы мо-ло-дцы!!! И заслужили угощение- мороженое (замороженный фруктовый сок)

Сытник Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №44 "Дружок"
Населённый пункт: п. Подосинки, Дмитровского район, Московской область
Наименование материала: конспект
Тема: НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Секреты магнита"
Дата публикации: 15.01.2017
Раздел: дошкольное образование

НОД по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе «Секреты магнита»

Программные задачи:
 сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с использованием магнита человеком;  способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения;  развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра;  воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с острыми предметами;  пополнять словарь детей новыми словами: магнит, магнетические предметы, немагнетические предметы.
Предварительная работа:
Проведение опыта «Всё ли притягивает магнит?», использование в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв»
Оборудование:
Посылка, письмо, «волшебная варежка» , с магнитом внутри, ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая; колечко серебряное, диски, магниты по кол-ву детей, веревка, большой пластиковый стакан, стаканы с водой по кол-ву детей; железные мелкие предметы: скрепки, гайки, шурупы; тарелка с гречневой крупой)
Ход:
-Ребята, наденьте халаты, шапочки, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Кто мне подскажет, что обозначает слово – лаборатория? Как называют людей, работающих в лаборатории? Чем они занимаются в лаборатории? -Ой, смотрите, какая-то посылка, подписано: «Для любознательных». Я думаю, что это именно для нашей группы. Посмотрим, что же там внутри нашей посылки? (в посылке 3 ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая и рукавица, в которой спрятан магнит, колечко, диск и письмо) Воспитатель достает и перечисляет: - Три ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая, колечко, диски ….А вот и письмо…(читает)
«Здравствуйте ребята, пишут вам герои любимых сказок. Очень просим вашей

помощи. Мы, зверушки сказки «Рукавичка», посылаем вам удивительную

рукавицу к которой прилипают различные предметы…Подскажите, почему это

происходит?»
- Я думаю ребята, что рукавица волшебная…Проверим?

1.Опыт №1 «Волшебная рукавица»

Воспитатель:
(подносит рукавицу к каждой ложке) - Нет волшебства, опять нет волшебства, получилось….Ребята, как вы думаете почему получилось волшебство? Две ложки пластмассовая и деревянная как лежали, так и лежат, а металлическая притянулась к варежке? (ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы меня порадовали, разгадав секрет. В этой рукавице находится магнит. А кто мне скажет, что же такое магнит? (магнит – это предмет, который притягивает к себе металлические предметы)
Воспитатель:
Магнит – это куски железа или стали, который
притягивает к себе
металлические предметы (
такие как железо, сталь никель
) А предметы которые изготовлены из
золота, алюминия, серебра – не притягивает

2.Опыт №2 «Достанем меч- кладенец из колодца»

Кощей Бессмертный. Я хочу её вызволить, но для этого мне нужен меч-кладенец,

который хранится на дне глубокого каменного колодца. Я не знаю, как достать мне

оружие, помогите мне пожалуйста!...»

Воспитатель:
Ребята, как же нам помочь Иванушке? (дети выдвигают возможные гипотезы)
Воспитатель:
Как вы думаете из какого материала меч-кладенец? Какой он, железный, медный, алюминиевый, золотой серебряный, деревянный?(ответы детей)
Воспитатель:
Каким образом можно достать оружие с дна колодца?
Воспитатель:
Как при помощи магнита достать до дна глубокого колодца? (привязать верёвку к магниту и опустить в колодец) Воспитатель с помощью магнита на веревке достает с большой емкости железный гвоздь – меч-кладенец
Воспитатель:
Возьмите, ребята, в руки магнит, и обследуйте, какой он? путем экспериментирования дети определяют св-ва магнита:  определите на ощупь (гладкий, холодный)  постучите по столу, какой звук слышите? (глухой)  попробуйте сломать: твёрдый или мягкий? (твёрдый)  какой он тяжёлый или лёгкой! Мы знаем, что легкие предметы в воде….что делают?(плавают) А тяжёлые …(тонут)
Вывод: магнит – гладкий, глухой звук, твёрдый, тяжёлый.

3.Опыт №3 «Помогите Золушке»

«Ребята, пишет вам Золушка…Моя мачеха никак не хочет пускать меня на бал к

принцу. Даёт мне трудные задания, которые я смогу разрешить только с вашей

помощью. Сегодня она насыпала мне гречку в тарелочку и смешала со скрепками,

булавками, гвоздями…Помогите мне перебрать и очистить крупу»
(на большой тарелке гречка…все предметы которые находятся в ней убираем с помощью магнита)

Воспитатель:
Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки. А ещё ,ребята, все предметы которые притягивает к себе магнит называют –
магнетические.
А те, которые не прилипают к магниту –
немагнетические.

Воспитатель:
Я вижу вы немного устали, я предлагаю вам отдохнуть
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В чистом поле теремок Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты) Звери разные там жили, Жили дружно, не тужили (поклон) Там и мышка (руки перед собой на носочках) И лягушка (присели) Зайчик (прыжки) С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком») Серый волк – зубами щелк (показали руками «пасть») В дружбе знали они толк. (поклон) Но набрел на теремок Мишка косолапый (изобразить мишку) Раздавил он теремок Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок) Звери очень испугались, Поскорее разбежались (бег на месте) А потом собрались снова Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики) Чтение письма воспитателем дальше…
«Ребята, пишет вам патчерица, уронившая веретено с железным наконечником в

стеклянный – ледяной колодец. Боюсь прыгать в этот колодец, очень уж не хочется

бежать в гости к Госпоже Метелице…Можно ли достать мое веретено с помощью

магнита не замочив рук и ног?»

Опыт №4 « Не замочи рук»

Воспитатель:
Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита. Перед вами стакан с водой с металлической скрепкой. Вам нужно, не замочив рук,достать скрепку. Поможет вам конечно в этом магнит. (У каждого ребенка стакан с водой. Каждый пробует вести магнит по внешней стороне стакана снизу – вверх. Скрепка «тянется» за магнитом)
Вывод: Еще один секрет: магнит взаимодействует с предметами через стекло.
Вот мы и справились с нашей задачей, помогли всем нашим сказочным героям, я думаю они будут очень вам благодарны. Ребята, а где в нашей группе можно увидеть магниты? (игра «Рыбалка», «Магнитная азбука», железная дорога)
А еще ребята магнит используют  в строительстве, для поднятия больших металлических грузов,  в водопроводах устанавливают магнитные фильтры, для очистки воды,  в различных медицинских приборах есть магнит,  в школе есть магнитные доски…  в рюкзаках, игрушках, зажимах для волос, компасах и т.д. Молодцы, ребята! Вы сегодня были очень любознательны. А любознательные дети всегда хотят узнать что-то новое и интересное. А что бы вы хотели узнать еще? Подскажите мне, где можно найти много интересной информации? (в энциклопедиях, по ТВ, через интернет) Я обязательно воспользуюсь вашими советами, а вы поделитесь своими знаниями дома, с родственниками и друзьями.

ПИСЬМО ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ РЕБЯТ…

«…Здравствуйте ребята, пишут вам герои любимых

сказок.Очень просим вашей помощи. Мы, зверушки сказки «Рукавичка»,

посылаем вам удивительную рукавицу к которой прилипают различные

предметы…Подскажите, почему это происходит?»

«Дети, обращается к вам Иванушка, мою невесту Василису

похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу её вызволить,

но для этого мне нужен меч-кладинец, который хранится на дне

глубокого каменного колодца. Я не знаю, как достать мне оружие,

помогите мне пожалуйста!...»

«Ребята, пишет вам Золушка…Моя мачеха никак не хочет

пускать меня на бал к принцу. Даёт мне трудные задания, которые я

смогу разрешить только с вашей помощью. Сегодня она насыпала мне

гречку в тарелочку и смешала со скрепками, булавками, гвоздями…

Помогите мне перебрать и очистить крупу»

«Ребята, я - патчерица, уронившая веретено с железным

наконечником в стеклянный – ледяной колодец. Боюсь прыгать в этот

колодец, очень уж не хочется бежать в гости к Госпоже Метелице…

Можно ли достать мое веретено с помощью магнита не замочив рук и



Публикации по теме