Одаренные дети. Детская одаренность

«Каждый ребенок талантлив по своему»

Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Одарённость-от слова «дар» (дар природы, Божий дар).
Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет:
«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Раскрою некоторые подходы в развитии творческих способностей школьников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.
Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:

Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
приобщая детей к искусству мастеров;
организуя творческую (авторскую) деятельность детей.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Трудно определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.
Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей.
Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше человек окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных «штучных» вещей, созданных своими руками.
В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат. На уроках изобразительного искусства, и технологии пытаемся разнообразить деятельность детей, нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.

Что следует учитывать взрослым

Как вы думаете, одаренность — это дар или опасность для ребенка? Споры на форумах продолжаются очень давно. При этом стороны никак не могут прийти к консенсусу. Единственное, к чему приходят и все согласны, что определенные особенности развития зачастую становятся серьезной проблемой.

ОПРЕДЕЛИТЬ ОДАРЕННОСТЬ В РЕБЕНКЕ

Дети, имеющие определенные особенности развития и умеющие давать необычные решения стандартных вопросов, могут разделяться на 2 категории:

  • Всесторонне одаренный ребенок
  • Имеющий какие-то определенные черты особенного развития

Первый вариант имеет в виду ребенка, который будет опережать сверстников во всем. Особенности развития видны в том, что он будет в индивидуальном темпе усваивать материал, предлагать оригинальные и крайне не стандартные варианты решения, реализовывать более интересно, чем сверстники свои проекты. Одаренные дети, как утверждают психологи, имеют более высокие способности к обучению, получают хорошие оценки. Их нередко характеризуют как любознательных, активных и детей, которые могут найти ответ на любой интересующий их вопрос.

Дети, которые подходят ко второму варианту, могут выделяться на фоне сверстников своим нешаблонным мышлением и необычным применением жизненно-практических задач. Причем зачастую такие люди могут быть восприняты не как гении, а как бунтари. И нередко их за это бунтарство осуждают.

Взрослые должны понимать, что дети, имеющие определенные особенности развития, а также применяющие интересные решения, обычно труднее в работе, чем их сверстники, которые не выпадают из общих мерок. Нередко такие вундеркинды вызывают определенную негативную реакцию у окружающих и даже озлобленность против них. Из-за этого адаптация детей, имеющих особенности развития, происходит несколько сложнее, чем обычных малышей, и стоит подбирать индивидуальный подход.

АДАПТАЦИЯ И СЛОЖНОСТИ

В отдельный список можно выделить проблемы одаренных детей. В него, по признания психологов и иных специалистов, изучающих особенности развития в детском возрасте, входят:

  • Сложности общения как со сверстниками, так и со взрослыми
  • Проблемы управления своим поведением
  • Сложности с развитием творческой активности
  • Сложная работа над развитием эмоциональной сферы

В первом случае говорят о сложных взаимоотношениях в коллективе. Одаренный ребенок может выглядеть выскочкой на фоне одноклассников или даже «ботаном», готовым отвечать на вопросы, не задумываясь. При этом предлагаемые им решения достаточно интересны и необычны, за что его регулярно хвалят, что еще больше вызывает отрицание среди сверстников. Нередки ситуации, когда дети, имеющие особенности развития, вызывают отторжение и у взрослых. Ведь общение с юным выскочкой и всезнайкой особого удовольствия стандартным взрослым не приносит. Нередко рассуждения таких детей расцениваются как покушение на взрослый авторитет.

Одаренные дети отрицают монотонную и рутинную работу, которая составляет большую часть задач. Они, как правило, относятся к любителям творческих взрывов. А это значит, что нередко дети, имеющие особенности развития, теряют интерес к той или иной деятельности задолго до ее окончания. Причем даже результатом их не заманить обратно.

Парадокс и в творческом развитии – одаренные малыши направлены на более глубокое усвоение знаний и на существенное расширение своего кругозора. Но при этом, несмотря на их творческий потенциал, их легко может выбить из колеи предложенное учителем или воспитателем задание именно творческого характера. Ведь такие варианты все равно им навязаны и не дают полного простора для творчества.

Нередко получают конфликт и в эмоциональной сфере дети, имеющие особенности развития. Они выбирают одиночество, чтобы можно было более детально изучить предмет своего интереса. Большая часть эмоций у такого ребенка спрятана у него внутри. Нередко выделяют детей-математиков, гуманитариев, исследователей, музыкантов и т.д. И тут главное – правильно поддержать ребенка, чтобы по максимуму раскрыть его талант. Ведь немало таких было загублено, потому что их неправильно развивали или не развивали вообще.

ЧТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ

Основная задача взрослого – вовремя разглядеть потенциал ребенка и поддержать его должным образом. Не стоит ставить клеймо «не такой как все». Стоит выучить определенный педагогический инструментарий по общению с такими детьми. Благо, что сейчас в интернете представлено много методичек по данному вопросу.

Также можно подключить к делу развития талантов такого ребенка специалистов – психологов, профессиональных учителей и воспитателей, которые профессионально занимаются работой с детьми с особенностями развития и иных специалистов. Такой вариант помогает добиться большего раскрытия потенциала ребенка.

Иногда приходится останавливаться на варианте домашнего обучения для ребенка, т.к. стандартная школа не дает возможностей для полноценного развития талантов и одаренности. В этом случае можно легко настроить индивидуальный график обучения и подавать учебный материал с учетом всех особенностей.

При желании обучать ребенка в коллективе, придется уделить особое внимание выбору учителя. Ведь от него по большей части будет зависеть конечный итог – от того, как он найдет подходи к ребенку и окажет ему серьезную помощь во время адаптации в среде, не запирая своих талантов.

Читайте также:

От рождения до года

Просмотрено

9 продуктов, которые вызывают гастроэзофагеальный рефлюкс у детей!

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Горькая правда: Репетитор английского языка о работе с детьми

Советы родителям

Просмотрено

Во сколько укладывать спать ребенка: 400 тысяч родителей в восторге от этой таблицы!

Советы родителям

Просмотрено

Женщина, которая была парализована в раннем детстве, высказала предупреждение об опасности этой пищи для детей!

Подростки, Советы родителям

Просмотрено

Эти советы помогут Вам найти общий язык с подростком

Советы родителям

Просмотрено

Готовим подарок ребенку на день Святого Николая

Медицина, Советы родителям

Просмотрено

Что делать если у малыша насморк и как не навредить?

Ускорение основано на том, что ребенку в области его одаренности дают больше знаний, чем обычным сверстникам. Одновременно с этим у вундеркинда активно развивают специальные навыки, обслуживающие проявления таланта.

Стратегия обогащения приносит результаты не раньше школьного возраста. Она не отрывает ребенка от сверстников. Дополнительная работа заключается в том, что на занятиях ребенок получает не новую информацию, а более сложный материал. Главное внимание уделяется не расширению кругозора, а развитию интереса к творчеству.

Что нужно сделать родителям:

  1. Создать ребенку безопасный уютный мир.
  2. Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам. Избегай неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
  3. Будь терпима к странным идеям, уважай любопытство, вопросы и мысли ребенка. Старайся отвечать на все вопросы, даже если они кажутся весьма необычными.
  4. Оставляй ребенка одного и позволяй ему, если он того желает, самому заниматься своими делами.
  5. Помогай ребенку учиться строить совю систему ценностей, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями.
  6. Помогай ему переживать разочарование и сомнение (см. пункт 1), когда он остается один в процессе непонятного сверстниками творческого поиска.
  7. Помоги ребенку разглядеть в себе творческую личность.
  8. Поддерживай разумный авантюризм ребенка, не упрекай, если в процессе познания он опирается на риск и интуицию.
  9. Создавай необходимую для творчества атмосферу.
  10. Непременно постарайся найти ребенку товарища такого же возраста и таких же способностей: для школьника важно иметь друга. Знай, что если ребенок в дошкольном возрасте слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных.

Испытание для родителей

Говорят, гениальность - не столько дар, сколько испытание. И не только для одаренного малыша, а в первую очередь для тебя, всей вашей семьи.

Знаешь такую теорию о том, что ребенок сам выбирает, в какой семье ему родиться? Он что-то должен объяснить родителям, научить чему-то. Якобы, у жизни попросту не остается других способов растолкать взрослых и заставить их думать, как благодаря любимому, важному ребенку. ("Синюю птицу" читала?)

"Это сказка. Верить в которую, значит верить в судьбу, карму и т.д., а жизнь прагматична и материальна", - скажешь ты и будешь права, но не совсем. Хочешь - не хочешь, но такой подход позволяет взглянуть на своих детей, как на загадку, найдя ключ к которой, можно познать лучше и себя. Да и вообще, разгадывать и познавать ребенка, а не просто жить рядом с ним, удовлетворяя его базовые потребности, не тот ли подход, к которому стремятся все? Просто не у всех получается.

Исключительные способности ребенка - это ли не повод присмотреться повнимательнее и к себе?

Большинство родителей видят в своем ребенке гения, но чаще всего они выдают желаемое за действительное. Как же определить, одарен ребенок или нет? Оказывается, существуют вполне определенные и сегодня мы о них поговорим.

Многие родители настолько восхищаются достижениями своего ребенка, что принимают каждое слово, которое он мяукает, или каждую нарисованную им загогулину, как доказательство его исключительной одаренности. Хотя по большинству детей трудно определить, есть ли у них талант, до того, как они пойдут в школу, все же существуют некоторые и в очень раннем возрасте.

Например, одаренный ребенок Бен Хеллерштайн из Ларчмонта, Нью-Йорк, в года уже читал научную литературу и запоминал различные данные и факты. Его мать жалеет, что вовремя не осознала весь талант своего сына. "Если бы так, то в первом классе он не был бы так несчастен».

Теперь мама Бена знает то, что известно многим учителям: если ребенок талантлив, ему не столько нужно всеобщее признание, сколько подходящее его возможностям образование.

Что такое одаренность?

Нет никакого универсального стандарта для определения одаренности. В каждой стране и в каждой отдельно взятой школе есть свои критерии для определения ребенка на программу для одаренных детей.

Тем не менее, мы знаем, что наличие таланта у ребенка не всегда связано с его IQ. По данным Национальной ассоциации для одаренных детей, такие дети демонстрируют исключительную способность рассуждать и познавать.

Такие дети могут чувствовать разочарование, потому что они думают быстрее, чем выражаются — словесно или физически. Если ребенок чем-то расстроен или зол, возможно, стоит обратиться со советом психолога.


Как определить наличие таланта у ребенка

Чаще всего определение одаренности у ребенка происходит уже в младшей школе, но если вы чувствуете, что у вашего малыша есть особый дар, еще перед поступлением школы подыскивайте заведение, где есть специальные тестирования с последующими программами для работы с одаренными детьми.

В ином случае, обратитесь к психологу, который предоставит тесты.

Детям предлагают пройти тест на IQ и другие способности. Обычный интеллект соответствует баллам от 85 до 115, а вот те у кого больше 130 — считаются одаренными. Иногда, с результатом в 120 баллов ребенка также могут определить на программу для одаренных.

Одаренные дети Монкс Франц

Глава 8 Когда еще не поздно распознать одаренного ребенка? Важно сделать это как можно раньше

Когда еще не поздно распознать одаренного ребенка?

Важно сделать это как можно раньше

Безусловно, об одаренности ребенка лучше всего узнать как можно раньше. Одаренность важно распознать еще до того, как ребенок начал отставать в школе и потерял всякую мотивацию, еще до того, как он просидел всю начальную школу, так и не научившись напрягаться для выполнения заданий (что потом непременно отразится на его учебе в старших классах или в университете), еще до того, как он погрузился в социальную изоляцию, и уж точно до того, как на него поставят клеймо «трудный ребенок» и отправят на консультацию к психиатру.

Чем раньше вы разберетесь, что перед вами одаренный ребенок, тем лучше: это убережет вас от множества ненужных проблем. Но с какого возраста можно установить одаренность ребенка? Согласно современной точке зрения, одаренного ребенка можно и нужно распознать при поступлении в школу.

Некоторое время назад на одной конференции был сделан доклад об одаренных младенцах. Зал моментально загудел. Бывают ли одаренные младенцы? Зачем их изучать? Оставьте малышей в покое! Младенцами можно только умиляться.

Не стоит ставить на одну чашку весов научное наблюдение и описание поведения младенцев и «желание некоторых родителей увидеть одаренность в своем ребенке» или «стремление сделать ребенка одаренным» с помощью обучения. Для ученых вопрос заключался в том, можно ли констатировать одаренность в младенческом возрасте. Если исходить из определения, предложенного Монксом – Рензулли, то наличие у младенцев хороших (выше среднего) интеллектуальных способностей, креативности и целеустремленности в совокупности с поддержкой со стороны внешней среды является задатками для высоких достижений. Что же представляют собой высокие достижения младенца? Мы привыкли определять интеллектуальность, креативность и целеустремленность детей по деятельности, похожей на деятельность взрослых: разговоры, чтение, активность, понимание, реакция на разные ситуации и установление взаимосвязей между вещами. Эту информацию проще всего извлечь из того, как дети учатся в школе, занимаются музыкой или спортом.

Какие же поведенческие характеристики младенцев могут служить показателями одаренности? Младенцы еще не умеют говорить и выражают себя примерно одинаково. Тем не менее и они отличаются друг от друга, например по тому, как они понимают разные ситуации и реагируют на них, а также по степени их активности. Многие дети, которые впоследствии оказались одаренными, уже сразу после рождения начинали активно рассматривать все вокруг и с интересом «изучали» объекты и людей в своем окружении. Но не все одаренные дети ведут себя так сразу после рождения.

Наблюдательность

Только лишь в последние несколько десятилетий стало понятно, что мир младенцев выглядит совсем по-другому, чем полагали раньше. Оказалось, что даже младенцы достаточно активно изучают свое окружение. Для этого ребенку, помимо условий отдыха, должны быть предоставлены определенные возможности. Именно в первые годы жизни закладывается основа для интеллектуального, социального и личностного развития. Это развитие в большой степени определяется окружением. Более подробно об этом написано в главе 10.

Речевое развитие

Одаренность иногда довольно рано проявляется в речевом развитии, потому что именно речь является основой мыслительного процесса ребенка. Главный признак одаренности – самостоятельное построение речевых конструкций, а не просто повторение и подражание. Иногда уже в один год одаренные дети имеют в своем лексиконе несколько слов, которые они могут активно использовать для создания целых предложений. Некоторые дети начинают говорить позже, в полтора или два года, и тогда нередки случаи, что они сразу произносят целые грамматически правильные фразы. Причиной этого считают присущий одаренным детям перфекционизм: они начинают говорить только тогда, когда уже по-настоящему хорошо умеют это делать.

Раннее развитие чтения и письма

Одаренные дети часто начинают спонтанно читать и писать еще в младшем или старшем дошкольном возрасте. Вполне логично, что они раньше, чем большинство их сверстников, проявляют к этому интерес, ведь их речевое развитие также идет с опережением. Часто одаренные дети вырабатывают свой собственный подход к числам и величинам. Но не все одаренные дети начинают рано читать и не все дети, которые начинают рано читать – одаренные. Тем не менее нашего внимания заслуживает тот факт, что дети хотят и могут читать еще до того, как пойдут в школу. Например, стоит задуматься, чем же они будут заниматься в школе, ведь другие дети только еще учатся читать?

Аафке 16 месяцев, и она каждое утро стоит на подоконнике и смотрит на улицу. Ее крепко держит мама, и они вместе смотрят на проходящих мимо их окна собак, студентов и уборщиков мусора. Некоторые люди проходят мимо окна каждый день, как, например, та женщина с маленькой собачкой. В один холодный осенний день эта женщина в первый раз надела на руки перчатки. Аафке завороженно говорит о ней: «Эта женщина надела перчатки, поэтому ее руки не замерзнут». Для ребенка пяти лет это был бы вполне нормальный комментарий, но тот факт, что ребенок, которому еще нет и полутора лет, устанавливает причинно-следственную связь между холодом и надеванием перчаток, а также сообщает об этом в форме грамматически правильного предложения, является редкостью.

Как распознать одаренность?

Любые окончательные перечни и списки всегда нужно воспринимать с долей недоверия. Каждый человек уникален. Приведенный ниже список не является исчерпывающим и не распространяется на всех детей. Тем не менее перечисленные в нем важные характеристики могут помочь выявить ранние признаки одаренности.

1. С психологической точки зрения, одаренные дети опережают в развитии своих сверстников, поэтому их интеллектуальные интересы часто значительно разнообразнее и глубже того, что считается нормой для их хронологического возраста. Из-за того, что их физическое развитие обычно идет в общем русле, без опережения, людям часто бросается в глаза несоответствие между физическим и умственным развитием одаренных детей. Некоторые видят в этом проблему, но ни в одном учебнике по психологии развития не написано, что разум и тело должны развиваться в строгом соответствии с хронологическим возрастом, то есть с одной и той же скоростью в одни и те же жизненные периоды. В психологии хронологический возраст используется лишь в качестве усредненного ориентира для описания общего развития человека, а также как шкала для оценки развития определенных сфер жизнедеятельности человека, например, его психических или физиологических процессов.

2. Одаренные дети уже в раннем возрасте часто привлекают к себе общее внимание, поскольку они очень любопытны и хотят учиться. Хорошо известно, что в определенном возрасте все дети становятся «почемучками», но то, что у обычных детей начинается около трех лет, у одаренных детей появляется гораздо раньше и, похоже, никогда не проходит. Одаренных детей не устраивают неполные ответы на их вопросы, и они продолжают спрашивать до тех пор, пока не поймут, как все обстоит на самом деле.

3. У одаренных детей обычно много энергии, и они кажутся неутомимыми, испытывая терпение своих родителей и учителей. Следует отметить, что многие умные дети, видимо, обладают подвижной нервной системой, и вечером, уже лежа в постели, им бывает непросто успокоиться. Есть также и такие дети, которые очень хорошо спят, потому что они очень активны в течение дня.

4. Одаренные дети могут целенаправленно и сосредоточенно заниматься одним делом, а могут заниматься одновременно различными делами. По-видимому, они способны очень эффективно воспринимать и перерабатывать информацию. Их внимание, которое может быть распределено сразу на несколько предметов, часто ошибочно считают поверхностным.

5. В дополнение к отличной памяти и широким интересам одаренные дети часто имеют особое чувство юмора. Нередко можно наблюдать детей двух-трех лет, которые придумывают шутки, экспериментируя со звуками и словосочетаниями. Так, например, маленький мальчик лет пяти придумал шутливое ругательство: «Колумбийский вегетарианец». Он считает, что это звучит как ругательство, и в то же время всем ясно, что он никого не хочет обидеть.

6. Свойственный одаренным детям перфекционизм, их желание по возможности все делать самостоятельно и по-своему приводит многих родителей и учителей в отчаяние. Желание изучить все досконально является для одаренных детей вполне нормальным. Этой же склонностью к перфекционизму можно, как уже упоминалось ранее, объяснить и наблюдающееся у некоторых одаренных детей позднее речевое развитие. Зато когда эти дети ни с того, ни с сего начинают говорить, то употребляют наисложнейшие фразы, используя придаточные предложения, множественное число и правильно спрягая глаголы, и все это часто в возрасте до двух лет.

Бас ничего не говорит и все думают, что он и слова правильно произнести не может. Но вдруг он изрекает: «Смотри, вон белка!». Его мама настолько поражена этим неожиданным прогрессом, что немедленно сажает Баса в машину и везет его в офис мужа. Там она говорит мужу: «Послушай, что он мне вдруг сказал!». После чего мальчик, который до сих пор производил лишь нечленораздельные звуки, говорит: «Я только что сказал маме: „Смотри, вон белка!“».

7. Вероятно, с их перфекционизмом и тщательностью связано то, что одаренные дети иногда уже с трех или четырех лет начинают задумываться о смысле жизни и настойчиво расспрашивают об этом взрослых. Они хотят знать не только, откуда происходят люди, но и куда движется человечество. Теперь вы понимаете, почему так много одаренных детей увлекается динозаврами и астрономией. Если углубиться в изучение этих областей, у вас непременно возникнут такие вопросы, как «откуда мы происходим?» и «куда мы движемся?».

8. Есть много одаренных детей, у которых потребность в «буквах» настолько сильна, что они используют все подряд, включая упаковки от хлопьев и коробки от сладостей, чтобы научиться читать и писать. Но это свойственно не всем одаренным детям. Никто пока систематически не исследовал, почему такое стремление присуще лишь некоторым дошкольникам, но нам кажется очевидным, что это всего лишь индивидуальные предпочтения. Близнецы Тайс и Сюзанна (глава 5), которым на данный момент уже двадцать три года, являются хорошим тому примером. Сюзанна очень рано самостоятельно научилась читать и писать, а рисовать начала, когда была еще настолько мала, что только что могла держать карандаш. Тайс, напротив, не прикладывал ни малейшего усилия, чтобы научиться читать, писать или рисовать. Он был небрежен и даже в школе эти предметы не вызывали у него никакого интереса. Но зато у него, как у настоящего мальчишки, вызывало интерес все, на чем были кнопки, которые он мог крутить и нажимать, чтобы извлекать звуки или зажигать лампочки. Теперь, когда близнецы уже взрослые, можно констатировать, что Сюзанна обладает особым талантом к письму и рисованию, и она по-прежнему охотно и много читает. В то же время Тайс читает книги только при крайней необходимости и редко пишет от руки. Его интерес к кнопкам, однако, тоже принес свои плоды: когда ему было тринадцать лет, он создал свою небольшую интернет-компанию, где он зарабатывал достаточно большие для его возраста суммы денег. В их профессиях мы непременно найдем те предпочтения, которые они выказывали, еще когда были детьми. А то, что тогда им было несвойственно, не появилось и в более позднем возрасте.

У ребенка, который очень рано самостоятельно научается читать и писать, часто развивается неразборчивый почерк, потому что тонкая моторика в этом возрасте еще недостаточно развита. Но это не повод для того, чтобы удерживать его от этих занятий. Вы же не станете сдерживать ребенка, который только начал ходить, потому что боитесь, что в противном случае он в более позднем возрасте не будет обладать изящной походкой. Все понимают, что это было бы неправильно. То же самое и с умственным развитием. Для учителей начальной школы, где таким детям с опережением в развитии не всегда рады, именно некрасивый почерк часто является камнем преткновения. К счастью, моторные навыки, необходимые для письма, можно довольно быстро улучшить с помощью специальных упражнений.

9. Умные дети часто обращают на себя внимание тем, что у них рано формируются числовые понятия, часто они вырабатывают свой собственный способ счета. Например, Вера, которой было три с половиной года, часто сидела за столом с матерью, когда та занималась шитьем. Она играла с сантиметром, и, складывая его вдвое и втрое, вдруг обнаружила, что кусочек в два сантиметра сначала превращается в четыре сантиметра, а затем в шесть. Таким образом, через игру она открыла, что так можно считать. Ее маме это понравилось. Такой самостоятельно изобретенный способ счета сильно отличается от метода, принятого в начальной школе.

Опять же в такой ситуации настойчивое вмешательство учителя может вызвать ненужное противодействие со стороны ребенка. Если вы слишком строго требуете, чтобы ребенок, который с таким наслаждением открывает для себя все новое, следовал принятому в школе методу счета, это может оказаться для него большим разочарованием и отбить все удовольствие от похода в школу.

10. У одаренных детей в возрасте около года пассивный словарный запас состоит из более чем сотни слов. В этом они опережают своих сверстников примерно на год.

11. Способность к установлению связей между событиями, такими, например, как связь между выключателем и лампой, а также понимание причинно-следственных связей, таких как связь между перчатками и холодом, одаренные дети могут нередко демонстрировать уже в возрасте около девяти месяцев. Здесь они опережают своих сверстников примерно на два года.

12. Представление о константности объектов (понимание, что объект существует даже после того, как он пропал из виду), которое обычно формируется начиная с полутора лет, у одаренного ребенка проявляется уже на первом году жизни.

13. Другим ранним признаком одаренности является опережающее развитие психомоторики. Как правило, дети в возрасте примерно в два года начинают перелистывать страницы книги при помощи большого и указательного пальца. Одаренные дети часто начинают делать это уже в девять месяцев. Кроме того, они могут пальчиком показывать на картинки в книгах и на невербальном уровне давать маме или воспитательнице понять, что хотят услышать от них пояснение или рассказ. Часто бывает, что одаренные дети начинают ходить еще до года, а иногда уже в семь или восемь месяцев. В этом они опережают своих сверстников примерно на пять месяцев. (Более подробная информация о нормах психологического развития содержится в книге M?nks & Knoers, 2009.)

Этот перечень поведенческих характеристик не является полным, но он может служить полезным руководством для раннего выявления одаренности у детей. Распознание одаренности, в свою очередь, позволит лучше выстроить план для работы с этими детьми. Для развития одаренных детей и формирования их «образа Я» важно сделать так, чтобы их потребности в развитии могли удовлетворяться уже в очень раннем возрасте. Если вовремя не признать, проигнорировать или даже тормозить детскую любознательность, это может привести к нарушению здорового и гармоничного развития ребенка.

Из книги Воспитание без крика и истерик. Простые решения сложных проблем автора

Из книги Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик автора Сурженко Леонид Анатольевич

Глава 6 «Что делать», или Правила безопасности, когда уже поздно Сверстника не стыдно послушаться, но дать себя убедить взрослому, а уж тем более растрогать – это дать себя провести, обмануть, расписаться в своем ничтожестве; к сожалению, дети правы, не доверяя нам. Януш

Из книги Этот слабый сильный пол автора Толстая Наталья

Что делать, когда он поздно приходит домой? Плакать – заставить чувствовать себя «плохо», если не использовать часто, «потоп» может даже заставить его извиниться: «А-а-а! О-о-о! Ты пришел очень поздно. Я истревожилась вся! А-а-а!» Обвинять. Умирающим голосом сравнивать

Из книги Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я автора Миллер Алис

I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами Все, что угодно, кроме правды Мы знаем на собственном опыте, что для излечения душевных заболеваний есть очень действенное и весьма эффективное средство: правдиво рассказать себе историю своего

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Амен Дэниел

Из книги Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] автора Хаэр Роберт Д.

Глава 12. Можно ли что-нибудь сделать? «Дорогая Энн Лэндерс, я пишу письмо от имени своей сестры, мачехи двадцатидвухлетнего парня, которого выгнали из школы. Я буду называть его „Дэнни“. Отец мальчика развелся со своей первой женой, когда Дэнни был еще младенцем. Он живет

Из книги Гены и семь смертных грехов автора Зорин Константин Вячеславович

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

Из книги Fuck It. Послать все на... или Парадоксальный путь к успеху и процветанию автора Паркин Джон

Глава III Оптимист – это продуманный пессимист, или Что можно сделать сегодня, чтобы потом не думать, что что-то в жизни упустил – Хочу быть самым красивым, удачливым и счастливым человеком на свете!!! Ну, хотя бы, чтоб сегодня было лучше, чем вчера!!! – скажешь ты.– Ну и что

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Из книги Одаренные дети автора Монкс Франц

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Глава 10 Как правильно стимулировать развитие одаренного ребенка дома Не только в школе, но и дома многие родители встают перед вопросом, как подобрать правильный подход к своему одаренному ребенку. Дома ребенку необходимы как условия для отдыха, так и обогащенная

Из книги Антистресс для будущих родителей автора Царенко Наталья

54. Не пытайтесь вразумить ребенка раньше времени Если вы будете понимать детей, учитывать, что они не являются уменьшенной копией взрослых, а устроены по-своему, то тем самым сможете избежать многих разногласий и разочарований. Если вы будете наивно полагать, что ребенок

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

Пол ребенка – это важно? Современные родители делятся на две большие категории: те, которые хотят сюрприза от природы, следуют естественному ходу событий и не пытаются узнать заранее, кто у них родится – мальчик или девочка, – такие родители нередко удивляют докторов

Из книги автора

Как распознать ребенка-лидера? Многие родители впервые задумываются о проблеме детского лидерства, только когда их дети уже достигают подросткового возраста. Но ведь начинается все с самого рождения!Ребенка-лидера легко распознать уже в трехлетнем возрасте. Именно он



Публикации по теме