Огород в детский сад средняя группа. Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Во саду, ли во огороде

Программные задачи: 1. Закреплять умение правильно называть овощи и фрукты. 2. Уточнять представление об обобщающем понятии овощи и фрукты. 3. Развивать умение обследовать предмет, выделять некоторые его свойства и качества. 4. Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, различать отдельные звуки в словах. 5. Воспитывать умение слушать друг друга.

Материал: игрушка Копатыч, корзинка с муляжами овощей и фруктов, мешочек с овощами и фруктами, разрезные картинки, блюдце с кусочками фруктов, ложечки по количеству детей.

Ход занятия.
Дети входят в группу. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: — Ой, ребята, кто-то к нам пришел в гости (открывается дверь, там медвежонок Копатыч).
Копатыч: – Здравствуйте ребята! (дети здороваются). Как и обещал пришел к вам в гости. Я собрал большой урожай, но ни как не могу в нем разобраться. Где тут что? Пришел к вам за помощью. Помогите мне.
Воспитатель: – Ребята, поможем Копатычу? (да)
Копатыч : – Я принес вам свой урожай.
Воспитатель : — Ребята, давайте посмотрим, что же у Копатыча в корзинке.
Дети подходят к столу (все содержимое высыпаем на поднос).

Воспитатель: – Сколько здесь всего. А давайте разложим овощи и фрукты по тарелочкам (предлагаются тарелочки с сигналами).
Копатыч : – Возьмите по одному предмету и положите на ту тарелочку, на которую вы считаете правильным. Дети раскладывают овощи и фрукты.
– Посмотрите, дети, что мы положим на эту тарелочку. Почему? Как одним словом можем назвать? А на другую?
Воспитатель : — Вот, Копатыч, посмотри на эти тарелочки и запоминай! Перечислим, что положили на тарелочки.

Также интересное занятие по познавательному развитию:

II. Наш гость устал с дороги, пойдемте на стульчики, поиграем с Копатычем и еще расскажем ему что-нибудь интересное.
Воспитатель : – Игра называется «Угадай-ка овощи». Покажем медвежонку, что мы с вами умеем отгадывать овощи и на ощупь. Я положу несколько овощей в корзинку, а вы закрытыми глазами достаете и называете овощ и показываете ребятам, затем рассказываете все, что про него знаете (в корзинке 4 овоща).Ребята составляют небольшие рассказы об овощах.
Воспитатель : – А ты, Копатыч, все запомнил?

А теперь поиграем в игру «Есть у нас огород!» (физ. пауза)
Есть у нас огород
Там морковка растет
Вот такой вышины
Вот такой низины
Вот такой ширины
Вот такой ужины
Ты морковка, поспеши
С нами вместе попляши.

III. А теперь пойдемте на полянку вместе с Копатычем, будем собирать волшебные картинки (дети садятся на ковер, собирают картинки фруктов и овощей, разрезанные на части).
Воспитатель : – Посмотри, Копатыч, что у ребят получилось! Что можно приготовить из овощей и фруктов?
Копатыч : – Молодцы ребята! Вы так хорошо все знаете! А теперь я приготовил для вас вкусные загадки. Посмотрим, справитесь ли вы?
Дети идут к столу. (Под салфеткой спрятаны кусочки фруктов и овощей).

– Вы будете закрытыми глазами, угадывать на вкус, что за фрукты вы съели? (Одному ребенку завязывают глаза и дают попробовать). Что ты ешь? Какой он на вкус?
Воспитатель : – Ну что, Копатыч, справились ребята с твоими загадками?
Копатыч : — Ваши ребята, замечательно знают фрукты! Я очень рад, что обратился к вам за помощью. А у меня для вас подарки.
Копатыч дарит ребятам раскраски и прощается с ними.

Название: Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Во саду, ли во огороде»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ №17 «Ручеёк»
Месторасположение: Архангельская область, город Северодвинск

Долгосрочный проект

в средней группе

Тема: «Чудо-огород»

Вид проекта: познавательно - практический.

Участники проекта : воспитатели - дети - родители.

Продолжительность проекта: 6 месяцев (с марта по август 2013 года)

Актуальность темы проекта: Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Наблюдая за ним, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Цель проекта: расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития. Обогатить знания детей об окружающем мире, через наблюдения, опытническую экспериментальную деятельность. Развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, музыка.

Программные задачи:

  1. Познание: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представления детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах.
  2. учить бережно относиться к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт.
  3. обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. 4. Художественное творчество: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета (рисование, лепка). Учить использовать в творческой деятельности ранее приобретённые знания и навыки.
  4. воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
  5. знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
  6. знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни), развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.

Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике, получить урожай зелени, огурцов, помидоров, перца, выращенных с участием дошкольников, сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Основные принципы работы.

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Мордовии.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги - дети - родители:

Дети.

Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Мордовии, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

Формирование разносторонних знаний о растениях, овощах и фруктах.

Возрастание речевой компетенции:

Сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам.

Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.

Развитие познавательных и творческих способностей.

Родители.

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги.

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Предварительная работа.

Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта.

Приобретение семян, контейнеров, земли.

Сбор коллекции семян.

Выставка книг с русскими и мордовскими народными сказками, стихами, рассказами о растениях, овощах и фруктах, организованная с помощью родителей.

Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.

Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.

Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты».

Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», сказки С. Маршака «Чиполлино» и т.д.)

Практическая часть проекта.

Беседа «Что такое огород и что на нем растет»

Опыты «Наблюдение за ростом лука, овса»

Эксперименты: «Узнаем: какая земля», «Вода и растения», «Солнце и растения»,

Творческая деятельность: игра - драматизация по русской народной сказке «Репка», разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен и т.д.

План экспериментальной деятельности .

Беседа: «Узнаем: какая земля».

Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Материалы, оборудование: земля в контейнере.

Беседа: «Вода и растения».

Цель: Выявить, насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).

Беседа: «Солнце и растения».

Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).

Беседа: «Человек и растение».

Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Чудо-огород».

Мероприятия

Ответственные

Привлечь родителей к реализации проекта «Чудо-огород».

воспитатель

Расширять кругозор детей.

воспитатель

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.

воспитатель

воспитатель

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

воспитатель

Познакомить с фольклорными

произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

воспитатель, музыкальный руководитель

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

воспитатель

Развивать опытническую экспериментальную деятельность

родители

Познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова, С. Маршака, напомнить содержание сказки «Репка».

воспитатель

Учить ухаживать за растениями.

воспитатель

Развивать смекалку, память, внимание.

воспитатель

Формировать представление детей об овощах и фруктах.

воспитатель

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.

воспитатель

Развивать у детей актёрские способности.

воспитатель

Учить оказывать взрослым посильную помощь.

воспитатель

16.Сбор урожая огурцов, перца, помидоры для столовой ДОУ.

Воспитывать желание помогать взрослым.

воспитатель

Подвести итог проделанной работы.

воспитатель

По реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:

Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

Родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород».

Заключительная часть проекта:

- Сбор урожая.

Выставка детских рисунков и поделок из пластилина.

Презентация фотоальбома «Чудо-огород».

Литература:

Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Цель: расширять представления детей о саде и огороде.

Задачи:
1. Продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.
2. Учить детей самостоятельно составлять короткий рассказ с помощью картинок-опор.
3. Развивать зрительное внимание детей, память.

Оборудование: демонстрационный материал: натуральные овощи и фрукты, корзина, подставки для картин, сюжетные картины «Сад», «Огород», картинка Незнайки, картинки-опоры для составления рассказа.
раздаточный материал: цветные карандаши, индивидуальные листы с заданием «Обведи по контуру».

Ход занятия

I. Орг. момент.

1. Игра на развитие зрительного внимания «Сядет тот, у кого в руках два красных карандаша, один желтый карандаш и т.д.»

II. Работа по теме занятия

1. Д/и «Овощи-фрукты»: педагог говорит детям, что в гости к ним пришел Незнайка и принес корзину, предлагает посмотреть и назвать что в ней:
-Что находится в корзинке? (Овощи и фрукты.) Правильно, где растут овощи/фрукты? (На огороде, в саду.) Верно, давайте «отправим» каждый овощ и фрукт в то место, где они живут.
Логопед демонстрирует детям сюжетные картины «Сад», «Огород», вызывает по одному ребенку и спрашивает: «Что это? (Это помидор.) Помидор овощ или фрукт? (Помидор-это овощ.) Где растет помидор? (Помидор растет на огороде, на грядке.) Молодец, положи этот овощ к картинке, где нарисован его домик и т.д. »
2. Д/и «Угадайте, где мы были?»

Логопед просит ребенка показать нужную картинку. Вызванный ребенок показывает картинку «Сад».
-Что это? (Это сад.)

Логопед просит ребенка показать нужную картинку. Вызванный ребенок показывает картинку «Огород».
-Что это? (Это огород.)

3. Д/и «Что в саду? Что в огороде?». Рассмотреть картинки «Сад», «Огород»
Вопросы детям:
-Что растет в саду? (В саду растут фрукты.)
(Поставить рядом с картинкой «Сад» картинку «Фрукты».)
-На чем растут фрукты? (Фрукты растут на дереве.)
(Рядом с картинкой «Фрукты» поставить картинку «Дерево.»)
-Что растет в огороде? (В огороде растут овощи.)
(Рядом с картинкой «Огород» поставить картинку «Овощи».)
-На чем растут овощи? (Овощи растут на грядке.)
(Рядом с картинкой «Овощи» поставить картинку «Грядка».)

III. Физкультминутка



1. Составление короткого рассказа по теме.
-Ребята, послушайте мой рассказ о фруктовом саде: «Это сад. В саду растут фрукты. Фрукты растут на дереве». (Педагог показывает соответствующие картинки по тексту.)
Затем логопед предлагает повторить 2-3 детям рассказ о саде. После чего ребята составляют самостоятельно рассказ об огороде: «Это огород. На огороде растут овощи. Овощи растут на грядках».
2. Развитие графомоторных навыков «Обведи по контуру»

V. Итог. Педагог совместно с детьми вспоминает, чем они занималась на занятии.

Конспект занятия №2 по теме «Сад-огород»

Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах.

Задачи:
1. Продолжать учить детей отгадывать описательные загадки.
2. Учить детей составлять сравнительный рассказ по картинкам-опорам.
3. Развивать словесно-логическое мышление детей.
4. Развитие графомоторных навыков.

Оборудование: демонстрационный материал: натуральные овощи и фрукты, карточки-опоры для сравнения объектов.
раздаточный материал: карточки к игре «Угадай по половинке», инд. листы «Проведи стрелочки».

Ход занятия

I. Орг.момент.
1. Д/и «Угадай, что нарисовано?»: логопед раздает каждому ребенка карточку с изображением половинки фрукта или овоща, ребенок должен догадаться, что спрятано на картинке.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Угадай, что у меня?»: логопед описывает фрукт или овощ, не проговаривая его названия: «Это овощ. Он красный, круглый, большой, сладкий». (Помидор.) Дети должны догадаться о чем идет речь.
2. Д/и «Подбери признак»: лимон (какой?)-…; апельсин (какой?)-…; груша (какая?)-… и т.д.
3. Д/и «Сравни»: дети с помощью картинок-опор сравнивают овощи и фрукты, например: «Что это? (Это морковь и лимон.) Скажите, что из них овощ, а что фрукт? Сравните морковь и лимон по цвету, форме, вкусу и месту, где растут».
Логопед рассказывает сравнительный рассказ полностью, затем кто-то из детей его повторяет.

III. Физкультминутка.

См. 1 занятие.
IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Составление сравнительного рассказа по 5 признакам. Дети с помощью картинок-опор сравнивают: банан-чеснок, лук-груша, кабачок-слива.
2. Работа с индивидуальными листами «Проведи стрелочки» (От овощей и фруктов продолговатой формы к подносу, а от круглых овощей и фруктов-к тарелке).

Актуальность проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой.

Проектная идея: Вместе с родителями, педагогами и детьми создать в группе детского сада огород на окне.

Цель : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

  • Обогащение и расширение представлений детей о растениях, учить ухаживать за ними в комнатных условиях.
  • Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? (обогащать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений). Способы выращивания.
  • Развивать интерес к развитию и росту растений.
  • Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
  • Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
  • Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.
  • Воспитывать любознательность и наблюдательность. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Проблема: уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.

Методы реализации проекта: беседы, чтение художественной литературы, загадки пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин, занятия в игровой форме.

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Этапы работы над проектом:

  1. Ознакомительный (подготовительный) :

определение цели и задач проекта. Сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», закупка семян, оборудования для огорода на окне, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

  1. Основной (или этап реализации проекта):

проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок).

  1. Заключительный:

совместная (воспитатели, дети, родители) высадка растений на территории детского сада; оформление фотовыставки «Наш огород на окне», наблюдение и уход за растениями в течении летнего периода.

Ожидаемый результат:

  1. Дети познакомятся с культурными и дико растущими растениями.
  2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  5. Формировать у детей уважительное отношение к труду.
  6. Создание в группе огорода на подоконнике.
  7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

По реализации проекта « Огород на окне» были получены следующие результаты:

Дети

1.Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

2.У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

  1. В результате практической и опытнической деятельности дети получили

необходимые условия для роста растений.

  1. Дети увидели многообразие посевного материала.
  2. Дети стали бережно относится к растительному миру.
  3. В группе был создан огород на окне.

7.Дети стали более уважительно относится к труду.

Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, цветочную рассаду, рассаду томатов, перца, прорастим расточки у клубней картошки, кукурузу, семена подсолнуха и огурцов. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться наблюдать и делать первые выводы.

Родители.

1.Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

  1. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги.

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Выводы:

На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Литература и интернет источники:

  1. Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.

Методическая литература:

  • Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.
  • Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт - Петербург. Детство - Пресс 2008г.
  • Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
  • Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они?. Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.
  • «Формирование целостной картины мира» под ред. О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеевой, М. 2015 г.
  • Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 2008
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001
  • Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

Материал и оборудование для оформления огорода на окне:

  • Семена культурных растений - цветов: бархатцы, цинния, агератум, сальвия.
  • Семена огородных растений: укроп, петрушка, салат, томаты, огурцы, кукуруза, семечки подсолнуха, клубни картофеля.
  • Земля, контейнеры для посадки, лейка.
  • Заборчик, творческое оформление огорода на окне.

Художественная литература:

Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».

Поговорки:

  • «Огород - для семьи доход».
  • «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».
  • Картошка да каша - еда наша.
  • Картошку копать, не руками махать.
  • Ели да берёза - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.
  • Без труда картошка не родится никогда.

Загадки, стихи, пословицы о труде.

Загадки

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук.

А в руках душистый груз,

Разных бус На разный вкус.

Редис

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок -

Зелёненький лесок.

Репа

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

Чеснок

Маленький, горький

Луку брат.

Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго.

Семя

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет.

Горох

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков..?

Тише деточка не плач.

Это с нашей грядки врач.

Исцелить любой недуг

Может огородный… (лук)

Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? - Я вам друг

Я - простой зелёный… (лук)

Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на ветках —
Красные детки. (Помидоры)

Листик пряный, шелковистый,

Он пушистый и душистый.

Там, где рос когда-то боб,

Хорошо взойдет... (укроп)

Зелена, свежа, кудрява

Ароматная приправа.

Укропу я подружка -

Душистая... (Петрушка)

Эти братцы дружно в ряд

В домике-стручке сидят.

А когда они созреют,

Попадут к тебе в салат. (Горошины)

Маленький, горький, луку брат. (чеснок) Этот терпкий острый зубчик

Бабушка добавит в супчик.

Разложи его повсюду,

Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)

Надевает папа кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева - свеклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород)

В огороде стоит,
Ничего не говорит,
Сам не берёт
И воронам не даёт. (Пугало)

Я - садовый инвентарь!

На селе знакома встарь.

Дедушка меня берет

И копает огород. (Лопата)

Пословицы о труде:

Где труд - там и счастье.

Кто не работает, тот не ест.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Терпение и труд все перетрут.

На все руки мастер.

Кончил дело, гуляй смело.

Труд человека кормит, а лень портит.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Стихи:

С. Крупа-Шушарина

В огороде снова в моде

Зелень, овощи сажать!

У Петра растет петрушка,

А Прокоп растит укроп.

Посадила Фекла свеклу,

А на грядке Павел

Посадил зеленый щавель.

В огороде у Антошки

Каждый год растет картошка.

У Марины и Карины

Много выросло малины.

В огороде у Ассоль

Скоро вырастет фасоль.

У Алины, у артистки,

Много розовой редиски.

А в теплице у Федоры

Покраснели помидоры.

А ребята-близнецы

Поливают огурцы.

У Алины очень ловко

Из земли растет морковка.

Посадила Злата

Зелень для салата.

А. Максакова

Посадила в огороде ;

Помидоры и картофель,

Чуть моркови, огурцов.

Для братишек сорванцов.

Помидор сорвал Алешка.

Вот и сыта стала кошка.

А Максим ест огурец.

Наш мальчишка молодец.

Он на грядке сидит ловко

Вот и вырвана морковка.

Ест морковку кошка, кот,

Кто зашел к нам в огород.

Всех мальчишки угощают.

Витамин есть заставляют.

Т. Казырина

А у нас в саду порядок

Мы вскопали десять грядок.

Как на первой горох,

Уродился, не плох!

На второй редиска,

Друг от друга близко.

А на третьей репка,

И сладка и крепка.

На четвертой огурцы

Поспевают, молодцы!

Пятая с морковкой,

Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,

Он и лекарь, он и друг.

На седьмой огромной грядке,

Ягодки играют в прятки.

На восьмой кабачки,

У них толстые бочки.

На девятой арбуз

Полосатый карапуз.

А десятая отныне,

Нам подарит даже дыни!

Ф. Гуринович

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

А. Прокофьев

Вместе в бабушкой полю

В огороде грядки.

Ну, а вечером полью

Все их по порядку.

Чтоб усы завил горох,

Чтобы крупным вышел,

Чтоб не засох

Огуречник пышный.

И капустниц вредных я

Прогоню с капусты,

Чтоб похрустывал ноябрь

Кочерыжкой вкусной.

Что растет на огороде

Мы видали в магазине

Много овощей в корзине,

Только все они не тут,

А на грядочке растут.

Грядка та на огороде.

Это что-то клумбы вроде,

Ведь по ней нельзя ходить

И растениям вредить!

Там, на клумбе, то есть грядке,

В строгом все растет порядке.

И порядок тот таков,

Что не терпит сорняков.

И без них, поверьте, братцы,

Трудно что где разобраться.

Вроде здесь морковь была,

Дернул, а она - свекла.

Только бы была охота -

Различим мы их в два счета.

У морковки рыжий цвет,

У свеклы такого нет -

В сарафан она одета

Фиолетового цвета.

А картофель с малых лет

В плащ коричневый одет.

Не похож он даже близко

На румяную редиску ,

Но уж коль не "над", а "под" -

Все равно он корнеплод.

Над землей жить веселее,

Там чем выше, тем теплее,

И заплелся, если б мог,

Прямо на небогорох .

Тянет длинные усищи

И себе опору ищет,

Ведь любой его стручок

Хочет свой погреть бочек.

Перья лука зеленеют

И от солнышка длиннеют,

С нетерпением он ждет,

Что из лейки дождь пойдет.

Разделяют эти чувства,

В листья кутаясь, капуста .

С ней согласен с давних пор

Краснощекий помидор .

Чем сильнее солнце греет,

Тем быстрее он созреет.

Но огурчик -крокодил

В том его опередил.

Взял и занял спозаранку

Лучшую в кладовке банку,

И теперь ужасно рад,

Что не будет в ней томат.

Их соперничество глупо -

Для засолки и для супа,

Для салата и для щей

Надо много овощей

План мероприятий по организации детской деятельности

Форма работы

Тема

Цель, задачи

Занятие

ОО «Познание»

«Что мы знаем об овощах»

Закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.

«Труд овощеводов и садоводов»

Закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях

«Что растет на огороде»

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

Беседы

«Что такое огород и что на нем растет»

Расширять кругозор детей.

«Наши помощники на огороде»

Расширять кругозор детей.

«Знакомство с овощами, как самостоятельным культурным, огородным растением»

Расширять кругозор детей.

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Практическая деятельность

«Посадка огорода на окне»

Вызвать желание помогать взрослым.

«Творческое оформление огорода на окне»

«Выращивание рассады»

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Опыты и наблюдения

«Рассматривание семян растений для нашего огорода на окне»

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.

«Изменения роста наших растений»

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян, зернах;

Учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

«Проращивание ростков у клубней картофеля»

Знакомить детей с ростом ростков картофеля, дать представления для чего это нужно, какие условия необходимо создать, что делать потом.

«Благоприятные и неблагоприятные условия для роста наших растений»

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Труд в уголке природы

«Работа на огороде в группе»

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

«Уход за рассадой» (полив, рыхление, прореживание).

Учить ухаживать за растениями.

Труд в природе

«Клумбы для нашего огорода на участке»

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

«Высадка окрепшей рассады на участке и территории детского сада»

Учить детей оказывать посильную помощь взрослым.

Сюжетно - ролевые игры

«Овощной магазин», «На даче», «Повара»

Создать положительно - эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей.

Дидактические игры

«Что сажают в огороде»

Научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развить быстроту мышления, слуховое внимание.

«Подбери пару»

Научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.

«Вершки и корешки»

Закреплять знания детей о растениях и плодах.

«Что сначала, что потом»

Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

«Во саду ли, во огороде»

(классификация огород, сад, фрукты, овощи).

Учить детей различать классификацию растений, обобщать.

«Поможем маме»

Учить детей правильно называть овощи и определять их на схеме. Развивать быстроту мышления, память.

«Разложи по корзинкам»;

«Сварим суп и компот»

Учить детей правильно называть, различать и обобщать фрукты, овощи, ягоды.

Музыкальные и подвижные игры

«Огородная хороводная»,

«Мыши в кладовой»,

Драматизация сказки «Репка»

Инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

Создать положительно - эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей, проявление творческих способностей у детей в театрализованной деятельности.

Пальчиковые игры

«Мы большой арбуз купили»;, «Фрукты», «Приглашаем в огород», «Овощи», «Варим мы компот», «Морковка», «Капуста», «Картошка»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Экспериментальная деятельность.

Беседы.

«Узнаем: какая земля»

Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).

«Вода и растения»

Выявить, насколько вода необходима для растений.

«Солнце и растения»

Определить роль солнечного света в жизни растений.

«Человек и растения»

Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Художественно - эстетическая деятельность

(Рисование)

«Наши растения»

Учить детей пользоваться во время рисования ранее приобретенные навыки; развивать воображение, творчество.

«Как растет наш лучок»

«Овощи и фрукты - полезные продукты»

Лепка из пластилина (фруктов и овощей).

«Наш урожай»

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.

Лепка из пластилина (сюжетная по мотивам сказки «Пых»)

«Грядка с капустой, морковкой»

Продуктивная деятельность

Изготовление забора для «Нашего огорода на окне»

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.

Аппликация

«Салат из овощей»

Закреплять знания об овощах; правильно проговаривать их названия; учить использовать во время аппликации ранее приобретенные навыки; развивать творчество, воображение.

Конструирование

«Дачный домик»

Продолжать учить детей строить из мелкого и крупного строителя постройки и обыгрывать их.

Оформление фото-стенда

«Чудо огород»

Подвести итог проделанной работы.

Работа с родителями:

  1. Беседа с родителями «Огород на окне».
  2. Консультации для родителей « Огород на окне», по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание детей в семье».
  3. Ширма «Огород на подоконнике в домашних условиях (рекомендации родителям), «Витамины для детей», «Овощи и фрукты - ценные продукты».
  4. Памятка для родителей «Прогулка в природу».
  5. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для

огорода на окне, в творческом оформлении.

  1. Совместная высадка рассады на участке и территории детского сада.

Конспект организованной

образовательной деятельности

для детей средней группы

Тема: «Что мы знаем об овощах»

Провела воспитатель

1 квалификационной

Гармонова Н.В.

Занятие

«Что мы знаем об овощах»

Цели: закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.

Занятие начинается с игрового момента (ребенок, одетый «хозяюшкой», входит с корзинкой с овощами). Хозяюшка показывает всем содержимое корзинки, а воспитатель читает стихи «Овощи» Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу, ох!

«Давайте поблагодарим хозяйку за гостинец». Дети благодарят и оставляют хозяйку у себя в гостях.

«А теперь скажите, что же принесла нам хозяйка? Как одним словом это все можно назвать? (Дети называют овощи.)

А есть ли такое слово, которое объединяет овощи? (Урожай, плоды.)

Плоды растут... Что еще про них можно сказать?» (Созревают, поспевают, цветут и т.д.)

Почему одни плоды называют овощами, а другие фруктами?» (Овощи растут в огороде, поле, а фрукты — в садах, из фруктов варят компоты, а из овощей делают салаты, соленья, овощи идут на приправу к первым блюдам, а фрукты на десерт.)

Воспитатель предлагает детям выбрать из корзины любой фрукт или овощ и рассказать товарищу все, что он знает о нем. Затем овощ или фрукт достает другой ребенок и также рассказывает о том, что взял.

Воспитатель предлагает строить рассказ, используя волшебные квадратики.

Вопросы, на которые нужно ответить:

  1. где растут эти плоды (поле, сад, бахча, огород)",
  2. из чего их выращивают;
  3. это овощи или фрукты;
  4. где используют спелые плоды;
  5. как цветут растения, на которых они растут;
  6. из чего состоит плод;
  7. какой он на вкус, на ощупь и на запах.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №4 «Березка»

поселок Северный Талдомский район Московская область

Конспект организованной

образовательной деятельности

для детей средней группы

Образовательная область «Познание»

Тема: «Труд овощеводов и садоводов»

Провела воспитатель

1 квалификационной

Гармонова Н.В.

Занятие

«Труд овощеводов и садоводов»

Цели: закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Предварительная работа. Для накопления конкретных представлений проводятся наблюдения за работой взрослых на огородах, в садах, парках и скверах, за перевозкой овощей и фруктов по улицам села или города, за их продажей в ларьках и магазинах, на овощных базарах. К занятию подготавливают по 5—6 видов овощей и фруктов, наборы картинок с изображением орудий труда овощеводов и садоводов, а также некоторых сельскохозяйственных машин (трактор, свеклоуборочный комбайн, картофелесажалки и др.), подбирают загадки об овощах и фруктах.

В начале занятия воспитатель рассматривает с детьми овощи и фрукты, упражняет детей в классификации и понимании обобщений «овощи» и «фрукты», учит отгадывать и загадывать загадки о них.

Воспитатель выясняет представления детей о том, где растут овощи и фрукты и кто их выращивает; уточняет, что выращивают их сельские жители, овощеводы и садоводы, закрепляет знания о названии профессии, месте работы (огород, поле, сад). Подчеркивает, что овощеводы и садоводы стараются вырастить большой урожай, работают хорошо и дружно. Выращенные ими овощи и фрукты привозят в город, люди их покупают в магазинах и на рынке. Взрослые и дети, живущие в городе, едят вкусные овощи и фрукты и благодарят сельских жителей за их труд.

В конце занятия проводится сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей и фруктов».

Дидактические игры:

«Вершки и корешки»

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета -те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).

«Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами), яблоко

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Игра «Подбери пару»

Цели: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.

Оборудование: знакомые детям геометрические фигуры или тематические подборки изображений разных предметов, которые можно объединить по парам (например, яблоки разного цвета, большие и маленькие; корзинки разного размера и т.д.). По этому - же принципу можно подобрать игрушки: куклы и одежду, домики, машины и т.д.

Сначала дети внимательно рассматривают картинки. Затем воспитатель просит их рассказать, что общего между изображенными на них предметами и чем они отличаются.

Потом по просьбе игрушки (куклы или зверюшки) дети выбирают нужный им предмет (например, морковку для зайчика). Следующее задание — найти овощу пару такой же длины (например, огурец) или такого же цвета (например, апельсин). Выполнив просьбу игрушки, дети объясняют, по какому признаку подобрана пара.

Игрушки благодарят детей, хвалят за удачно подобранную пару, а потом просят подобрать пару по определенному признаку. Дети, сидящие за столом, контролируют друг друга, советуются с игрушками.

Вариант 1

Дети, сидящие за одним столом, делят все картинки между собой и составляют пары из них. Если у ребенка оказываются предметы, которые нельзя объединить ни по какому признаку, воспитатель предлагает поменяться ими с товарищами, чтобы подобрать пары самому и помочь другим.

Вариант 2

В группе появляется мудрая змея, которая интересуется, готовы ли дети выполнить более сложное задание — взять какую-нибудь картинку и по одному из признаков (цвет, форма, назначение) подобрать пару среди оборудования комнаты. Дети начинают выполнять задание, а змея поощряет их и просит других детей помочь. Помощники тихими хлопками будут сообщать, что тот, кто отправился на поиски, далек от нужного предмета, а громкими — что он приближается к нему. Таким образом задание будут выполнять все дети.

Вариант 3

Змея, убедившись, что дети стали почти такими же мудрыми, как она, предлагает всем одновременно искать пару для своего предмета.

Когда пары подобраны, змея предлагает посмотреть на них и оценить правильность выполнения задания каждым ребенком. С теми, кто удачно нашел пару, змея танцует; тем, кто ошибся, обещает помочь при повторении игры.

Игра «Что сажают в огороде?»

Цели: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развить быстроту мышления, слуховое внимание.

«Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем: я буду называть разные предметы, а вы будете внимательно слушать и отвечать. Если я назову то, что растет в огороде, вы ответите "да", если же то, что в огороде не растет, — вы скажете "нет". Кто ошибется, тот проигрывает».

Воспитатель. Морковь.

Воспитатель. Огурцы.

Воспитатель. Свекла.

Воспитатель. Сливы.

Дети. Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!»

Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины,

(средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные пальцы)

Но купили мы арбуз —

(большие пальцы)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

П/И «ПРИГЛАШАЕМ В ОГОРОД»

Приглашаем народ:

Сделать руками жест «к себе».

- Заходите в огород!

Развести руки в стороны перед собой.

Проходите между гряд -

Указательные и средние пальцы обеих рук,

как ножки, «шагают» по столу.

Там огурчики лежат,

Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.

Помидоры висят,

Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка

Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.

Ни густа, ни редка.

Наберем мы овощей

Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.

Для себя и для друзей.

П/И «МОРКОВКА»

Красный нос в землю врос,

Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.

А над ним зеленый хвост.

Изобразить ботву моркови: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами.

Нам зеленый хвост не нужен,

Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку».

Нужен только красный нос.

П/И «КАПУСТА»

Что за скрип? Что за хруст? Потереть кулак о кулак.

Это что еще за куст? Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть (рис. 25).

Как же быть без хруста? Потереть ладонь о ладонь.

Если я - капуста!

Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.

Летом жарко, летом душно -

Обмахивать себя руками, как веером.

Просит дождика капуста.

П/И «КАРТОШКА»

И зелен, и густ (изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами)

На грядке куст.

Покопай немножко (правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст»),

Под кустом - картошка. Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.

П/И «Овощи»

У Лариски — (По очереди разгибают пальчики из

Две редиски. кулачка, начиная с большого, на одной

У Алешки — или обеих руках.)

Две картошки.

У Сережки-сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой

руки «мешают».)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

ЩИ - ТАЛОЧКА.

Чищу овощи для щей. Хлопаем в ладоши

Сколько нужно овощей? Развести руки в стороны, загибаем три пальца

Три картошки,

Две морковки. Загибаем два пальца на левой руке

Луку полторы головки. Загибаем три пальца на правой руке

Да петрушки корешок. Загибаем один палец левой руки

Да капустный кочешок. Загибаем палец правой руки

Потеснись - ка ты, капуста. Ладошками отодвигаем капусту в сторону

От тебя в кастрюле густо. Выставляем ладошку

Раз. По - очереди выставляем

Да указательный палец

Три средний палец

Огонь зажжен. Хлопаем

Кочерыжка Правой рукой показываем на центр

Выйди вон! Правой рукой показываем на дверь.

Физкультминутки

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом(гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

«Цветок распустился»

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме

«Наш зеленый огород нас прокормит круглый год»

(средняя группа, сентябрь 2-я неделя)

Цель: Обобщение представления об овощах и их пользе для человека.

Задачи:

Обучающая: Формировать представления о пользе растений для человека.

Развивающая: Закреплять умение различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи (капуста, лук, морковь, картофель и др)

Воспитательная: Воспитывать у детей уважительное отношение к труду других людей. Продолжать формировать представления о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания.

Итоговое мероприятие: творческая мастерская «Мы корзиночку возьмем, урожай мы соберем»!

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами по реализации образовательной программы ДО

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

ПОНЕДЕЛЬНИК

I. Изобразительная деятельность «Яблочки на яблоне»

Программное содержание: Продолжать учить детей рисовать дерево, передовая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить приему рисования листьев. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценки своих работ.

Цветные карандаши или восковые мелки бумага ½ листа на каждого ребенка

Среда взаимодействия: ребенок-воспитатель, ребенок

Ребенок

Примерный план действий:

  1. Мотивационно побудительный этап: Проговорить с детьми о том, что в садах поспели яблоки, они круглые, румяные.
  2. Основной этап: Предложить 2 детям нарисовать дерево возле доски, Затем показать как можно круговыми движениями изобразить листья. Пальчиковая игра «Мои игрушки»
  3. Рефлексивный этап: Предложить поставить рисунки ребят на доску и поговорить о том, как много нарисовали яблонь.

II. Музыкальная деятельность. Работа по плану музыкального руководителя. Подготовка к осеннему празднику «Наш веселый огород»

Первая половина дня

Комплекс утренней гимнастики «Мы сажали огород»

Беседа: «С корзиной в огород»

Цель: Знакомить с новыми понятиями.

Артикуляционная гимнастика «Овощи»

Д/И «Сад огород»

Творческая мастерская: «Изготовления овощей из использованного материала»

Прогулка

Наблюдение за почвой Цель: учить видеть зависимость состояние почвы от погоды.

Опыт «Состояние почвы зависимости от температуры П/И «Удочка»

Д/И «Что где растет»

Вторая половина дня

Гимнастика пробуждения.

Игра «Большой- маленький»

СРИ «Мы поможем бабушке на огороде»

Прогулка Наблюдение за почвой (продолжить опыт с почвой)

П/И «Кто скорее до флажка»

Д/И «Вершки корешки»

Первая половина дня

Иллюстрации овощи и фрукты.

Раскраски овощи и фрукты. Дидактически мультфильм «Огород»

Внесения масок в уголок театрализации «Овощи»

Прогулка

Выносной материал, лопатки, ведерки, машинки, мячи.

Вторая половина дня

Муляж овощей и фруктов для игры «Собири кузовок»

Беседа «Начинаем, учится вместе»

Индивидуальные беседы по запросам родителей.

ВТОРНИК

II. Познавательно-исследовательская деятельность. «В гостях у кролика» (См. метод . стр 13 Помораева)

Программное содержание: Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или не равенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько. Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь)

Предметно-практическая среда: Игрушки: Вини Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы, сюжетные картинки с изображением разных частей суток. Кубы и призмы треугольные по 5 штук для каждого ребенка.

Среда взаимодействия: воспитатель-ребенок

Примерный план действий:

1. Мотивационно побудительный этап: Игровое упражнение «Положим кубы в коробку» Вини пух и Пятачок собираются в гости к Кролику

2. Основной этап: Игровое упражнение «Построим домик», «Поможем Вини Пуху разложить картинки»

3. Рефлексивный этап: вспомнить по картинкам части суток.

Первая половина дня

Комплекс утренней гимнастики.

Ситуативный разговор «Какую пользу приносят овощи»

Игра ситуация «Незаметно пролетело лето» стр 54 Габанова

Пальчиковая музыкальная гимнастика «Ладушки», «10 мышат»

Прогулка

Наблюдение за собакой и кошкой. Цели: продолжать расширять кругозор о животном мире, прививать любовь к домашним питомцам, познакомить с историей приручения собак человеком, дать представления о том как собаки помогают человеку в жизни.

Д/И «У кого кто»

П/И «Птички и кошки»

Трудовая деятельность

Творческая мастерская «овощи с огорода»

Вторая половина дня

Игра «Мы растем»

Дежурство в уголке природы.

СРИ «Наши дружные соседи»

Д/И «Перепутанные картинки»

Прогулка

Наблюдения за облаками

П/И «Ловишки»

Загадки (овощи)

Первая половина дня

Трафареты для рисования «овощи»

Д/И «Разрезанные картинки»

Прогулка

Выносной материал.

Пакеты для мусора.

Вторая половина дня

Настольно печатные игры. Картотека комнатных растений. Лейки для полива цветов.

Бумага для создания макета овощей. Краски, клей.

Создать условия для Организации сюжетно-ролевых игр «Овощной магазин», «Семья»

Подготовка к выставке «Мы корзиночку возьмем, урожай мы соберем!»

Подготовка к родительскому собранию.

Предложить родителя изготовить макеты овощей в разной технике

Поговорить о самочувствие детей

СРЕДА

  1. Двигательная деятельность. Работа по плану инструктора по физическому развитию.

II. Коммуникативная деятельность. «Звук [С] [СЬ]

Программное содержание: Объяснить детям артикуляцию звука С , упражнять в правильном, отчетливом произнесения звука (в словах и фразовой речи).

Предметно-практическая среда: Чистоговорки на звук С , полоска бумаги

Среда взаимодействия: воспитатель-ребенок, ребенок- ребенок

Примерный план действий:

1. Мотивационно побудительный этап: Сказка про язычок.

2. Основной этап: упражнения с полоской бумаги, Упражнения «Язычок сочиняет песенки» Чтение стихотворения «Сорока, сорока» Загадка физминутка «Закачалось деревцо»

3. Рефлексивный этап: Что запомнили?

Первая половина дня

Комплекс утренней гимнастике

Игровое упражнение «Румяные щёчки»

Чтение рассказа Э.Мошковская «Чужая морковка», Ю.Тувим «Овощи»

Игровое упражнение «Угощение для гостей». Цель: Учить находить сходство и различие между фруктами и овощами.

Работа в уголке природы

Игра- забава: заводные игрушки

Театрализованная игра по сказке В.Сутеева «Кто сказал мяу»

Прогулка

Наблюдения за изменением цвета листвы. Цель: Расширять представление об осени как времени года, развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства, воспитывать интерес к самостоятельным наблюдения.

Трудовые поручения: подготовка почвы для пересадки комнатных растений и посадки огорода

Вторая половина дня

Гимнастика пробуждения.

Познавательный рассказ « Вкусно и полезно»

Творческая мастерская «Огород»

Напомнить детям о правилах поведения в группе.

Беседа «Движение»

Д/И «Что сажают в огороде»

Прогулка

Наблюдение за березой

Д/И «Узнай чей лист»

П/И «Жмурки»

Первая половина дня

Центр книги: внесение книг.

Маски в центр театра

Прогулка

Выносной материал. Мяч, шарф для игры в жмурки.

Дидактические упражнения по ПДД «Можно нельзя», «Собери машину», «сломанный светофор»

Вторая половина дня

Свободная деятельность под контролем педагога. Конструирование из песка.

Создать условия для рисования по трафаретам овощей, грибов, фруктов Цель: учить аккуратно, обводить контуры, отличать фрукт от овоща

Подготовка к выставке «Мы корзиночку возьмем, урожай мы соберем!»

Беседа «Начинаем учится вместе»

Подготовка к родительскому собранию.

Предложить родителя изготовить макеты овощей в разной технике.

Анкетирование.

Выпуск газеты «Наш огород»

ЧЕТВЕРГ

  1. Музыкальная деятельность. Работа по плану музыкального руководителя.

II. Изобразительная деятельность. (Лепка) «Овощи большие и маленькие» (стр. 26 Комарова)

Программное содержание: Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умения катать прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы. Учить, пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Предметно-практическая среда: Натуральный огурец и свекла. Пластилин, доска для лепки

Среда взаимодействия: ребенок воспитатель, ребенок-ребенок

Примерный план действий:

1. Мотивационно побудительный этап: Рассмотреть с детьми огурец и свеклу. Чем отличаются овощи?

2. Основной этап: Показать прием лепки огурца. Затем вместе с детьми повторить в воздухе. В процессе лепки уточнять приемы. Пальчиковая игра «Репка»

3. Рефлексивный этап: Все выполненные овощи рассмотреть с детьми, отобрать разные по величине изображения.

Первая половина дня

Комплекс утреней гимнастики

Рассматривание альбома «У природы нет плохой погоды».

Чтение потешки «Солнышко- вёдрышко»

Дидактическая игра « Угадай, кто я?»

Чтение: русск. нар. сказка «Бычок- чёрный бочок, белые копытца»

Самостоятельная игровая деятельность (сюж.- рол. Игры)

Труд. Поручения: помогаем накрывать на стол

Прогулка

Наблюдение за листьями клена и березы. Цель: воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру, закреплять представления о сезонных изменениях

П/И «Зайцы и волк»

Д/И «Кто же я»

Вторая половина дня

Гимнастика после сна

Чтение Сутеев «Яблоко» Цель: уметь поддерживать беседу, слушать внимательно, сопереживать героям произведения.

Творческая мастерская:

Прогулка

Наблюдение за растениями в огороде.

П/И «Кто скорей соберет»

Д/И «Что сажают в огороде»

Первая половина дня

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Дидактическая игра: «Косыночка» . Цель игры: развить в детях доброту и заботливое отношение к окружающим, а также мелкую моторику рук.

Прогулка

Показать детям, как нужно убирать игрушки для песочницы. Предложить понаблюдать за работой дворника.

Вторая половина дня

Настольно-печатные игры по выбору детей. Свободное рисование. Ситуативные разговоры и беседы. Трудовые поручения. Релаксации: минуты тишины, уголки уединения, музыкальные паузы.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Памятка для родителей: «Нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми»

ПЯТНИЦА

I. Познавательно- исследовательская деятельность «Моя семья»

Программное содержание: Внести понятие семья. Дать детям первоначальное представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), мама- папа, дочка- сын, дедушка- бабушка. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Предметно-практическая среда: матрешка, шестью матрешками, мяч, корзиночки, 3 комплекта картинок Семьи, коши, собаки, птицы, рыбы. 3 листа бумаги формата А3 , текст стихотворения Маршака С. «Матрешки», фотографии членов семьи педагога планшет для набора фотографий.

Среда взаимодействия: воспитатель- ребенок, ребенок – родитель, ребенок- ребенок

Примерный план действий:

1. Мотивационно побудительный этап: Загадка. От имени матрешки знакомиться с ребятами, предлагает найти перечисленных родственников матрешки

2. Основной этап: Игра рассуждения «Кто ушел? Кто пришел», Игра «Составь портрет своей семьи» Рассказ детей по фотографии о своей семье. Игра с мячом «Назови ласково»

3. Рефлексивный этап: Кто был в гостях? Назовите членов семьи? Что запомнили?

II. физическое развитее (двигательная деятельность, плаванье) Работа по плану инструктора по плаванью

Первая половина дня

Рассматривание альбома «Овощи»

Дидактическая игра « У кого какой предмет?»

Трудовые поручения: ухаживаем за комнатными растениями.

Сюж.-рол. игра «Магазин»: сюжет «Овощной магазин»

Творческая мастерская: рисование пальчиковыми красками «Овощи в корзинке»

Изготовления сказочных героев из овощей.

Прогулка

Наблюдение за насекомыми.

Цель: уточнить представления о способах приспособления насекомых к холодному периоду, воспитывать любознательность, любовь к природе.

Д/И «Кто летает»

П/И «Замри»

Вторая половина дня

Гимнастика после дневного сна.

Игра ситуация «Наши дружные соседи»

Д/и «А у нас порядок» - закреплять умение наводить порядок в группе.

Прогулка

П/И «Пчелки»

Д/И «Что за насекомые»

Первая половина дня

Овощи для игры овощной магазин.

Краски для рисования пальцами.

Листы бумаги А 4 с изображением корзинок.

Прогулка

Свободная деятельность под контролем педагога.

Подвижные игры по желанию детей .

Вторая половина дня

Настольно-печатные игры по выбору детей. Свободное рисование. Д/и «Чудесный мешочек» - определять форму предметов на ощупь.

Центр Экспериментирования Альбом «Семена овощей»

Сценарный план итогового мероприятия для детей среднего дошкольного возраста

Творческая мастерская «Мы корзиночку возьмем, урожай мы соберем»

Цель: обобщения представления у детей знания об овощах, их разновидностях.

Задачи:

Обучающая: Совершенствование умения определять овощи по признакам, группировать по цвету, вкусу, семенам.

Развивающая: Развивать творческие способности детей.

Воспитательная: Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми

Образовательная среда:

Характер взаимодействия субъектов деятельности: Воспитатель – ребенок, ребенок- родитель, ребенок - ребенок

Среда обучения и восприятия: центр выставочного материала

Предметно-практическая среда: Дидактический материал по теме огород, овощи. Работа в центре творчества.

Ведущая образовательная область: социально- коммуникативная развитие, физическое развитие.

Планируемые результаты: В ходе наблюдений у детей будет сформирован уровень знаний об овощах, цветах.

Дети научатся ухаживать за растениями, определять и называть растения по их внешнему виду, семенам.

С помощью наблюдений, экспериментирования дети научатся делать простейшие умозаключения .

Примерный план действий:

Этапы деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность

Мотивационно- побудительный

Создание в группе творческой мастерской. Маски овощи.

Дети изображают овощи различными художественными способами овощи.

Основной

Изготовления масок «Овощи»

Разучивание стихов о овощах

Театрализация «Огород»

Выставка групповых и семейных поделок.

Изготовления сказочных героев из овощей

«Изготовления овощей из использованного материала»

(коробки, баночки, пластиковые бутылки)

Дети изображают овощи различными художественными способами.

Описание овощей по мнемотаблицам.

Рефлексивный

Что мы делали? Зачем нам это надо? Где пригодиться? Что узнали нового? Что понравилось?




Публикации по теме