Опросник родительского отношения а я варга. Родительское отношение

Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы - влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка.

Анализ литературы выявил, что изучению детско-родительских отношений во все времена уделяется много внимания. Проводились исследовательские работы по проблеме влияния личности родителя на стиль отношения к ребенку. Так А.И. Захаровым и его коллегами (А.И.Захаров, 1998) исследовались семьи детей, больных неврозами, и полученные результаты сравнивались с результатами обследования контрольных семей, здоровых в нервно-психическом отношении. Проведенные сравнения позволяют считать, полученные данные характерными для семей, в которых дети больны неврозами. В этих семьях по личностным особенностям родителей, особенностям воспитания и преморбидным чертам характера детей можно с известной долей вероятности предсказать риск невротического заболевания у детей.

В данной курсовой работе, самоцелью хотелось бы выделить тот факт, что любой родитель использует тот или иной стиль отношения к ребенку, неосознанно направляемый личностными чертами, свойственными его характеру. Разница состоит лишь в том, что совокупность черт характера одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие, а у другого родителя доминируют такие черты, которые ведут к неприемлемому, с точки зрения психологии и педагогики, стилю воспитания и отрицательно сказываются на формировании личности ребенка.

Исходя из вышесказанного целью практической части работы поставим: изучить влияние личностных особенностей на развитие ребенка. Исходя из цели, определим задачи :

  • 1) Обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения характерологический черт личности родителей, стилей взаимодействия и отношения с ребенком.
  • 2) Организовать и провести психологический эксперимент.
  • 3) Сформулировать основные выводы и практическую значимость проведенного исследования.

Гипотеза: Мы предполагаем, что совокупность определенных характерологических черт в личности родителя влияет на психическое развитие ребенка.

Практическая работа по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:

  • · Беседа с родителями и детьми;
  • · Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин) Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2. - С. 17. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Отношение родителей, это система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов по отношению к ребенку, его восприятия и характера. Инструкции и текст опросника в приложении 1. Опросник "Взаимодействие родитель--ребенок". Инструкции и текст опросника - смотри приложение.
  • · наблюдение.

Ход исследования

В ходе исследования, были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей младшего дошкольного и школьного возраста. Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей младшего школьного возраста.

Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа. Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).

Общий анализ данных выглядит следующим образом:

1. 90% из 10 семей имеет полный состав. 10% (1 семья - 06) формально полная. В этой семь отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.

По количеству детей:

  • 10% (04) имеет 3 детей.
  • 40% (02, 05, 06, 08) - 2 детей.
  • 50% (01, 03 07, 09, 10) - 1 ребенка.

С целью выявления детско-родительских взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, был проведен тест "Клинический рисунок семьи" (КРС) Р. Бенса и С.Кауфмана.

Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок, нами отдельно проводилась беседа по следующей схеме:

  • 1). Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?
  • 2). Где работают и учатся члены семьи?
  • 3).Как в семье распределяются домашние обязанности?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.

Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации.

Выделяют 5 симптомокомплексов:

  • 1). Благоприятная семейная ситуация.
  • 2). Тревожность.
  • 3). Конфликтность в семье.
  • 4). Чувство неполноценности в семейной ситуации.
  • 5). Враждебность в семейной ситуации (см. Приложение 2).

В результате проведения КРС с детьми младшего школьного возраста мы получили следующие результаты:

1. В семье 01 симптомокомплексы по I - 0,3 балла, II- 0,4 балла, III - 0,1 балл, IV - 0,1 балла, V - 0,2 балла. Из этого видно, что в семье ребенок чувствует тревожность 0,4 (II), что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией.

В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,4 балла, II- 0,4 балла, III - 0,3 балл, IV - 0,5 балла, V - 0,5 балла. В этой семье самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации - 0,5 баллов (V).

В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,3 балла, II- 2,5 балла, III - 0,2 балл, IV - 0 баллов, V - 0,2 балла. Семейная ситуация ребенком воспринимается как тревожная.

В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,7 балла, II- 0,1 балла, III - 0,2 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Семейная ситуация благоприятная - 0,7 баллов.

В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,5 балла, II- 0,5 баллов, III - 0,1 балла, IV - 0,2 балла, V - 0,2 балла. Несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает тревожность.

В семье 06 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,8 балла, II- 0,5 балла, III - 0,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0,4 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье - 2,6 балла.

В семье 07 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,2 балла, II- 4,5 балла, III - 2,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье.

В семье 08 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,3 балла, II- 0,3 балла, III - 2,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье - 2,6 балла. В этой семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность.

В семье 09 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,6 балла, II- 0,3 балла, III - 0 баллов, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Благоприятная семейная ситуация.

В семье 10 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,63 балла, II- 0,6 балла, III - 0 баллов, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Несмотря на благоприятную ситуацию, ребенок проявляет тревожность.

Для того чтобы представить общую картину результатов, разделили испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% 0 (семья 09, 06, 04) - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа - это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 50% (семьи 01, 02, 03, 04, 07, 08).

III группа - это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 20% от общего количества (семьи 05, 10).

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по II симптомокомплексу - тревожность - наибольшее количество баллов - 10,4, затем идет I симптомокомплекс - благоприятная семейная ситуация - 45 баллов; III - конфликтность - 3,1 балла; IV - чувство неполноценности - 1,4 балла; V - враждебность - 2,2 балла.

Таким образом, можно заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

Далее родителями был выполнен тест-опросник родительского отношения (Варга, Столина) . Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемому нами.

Данный тест предусматривает собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли оба родителя из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как: I - "принятие - отвержение"; II - "кооперация"; III - "симбиоз"; IV - "авторитарная гиперсоциализация"; V - "маленький неудачник" получили следующие результаты:

Таблица 1

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей

01-ая семья

  • 11 баллов
  • 68,35%
  • 31,19%
  • 86,63 %
  • 95,74 %
  • 99,83 %
  • 15 баллов
  • 90,50%
  • 9,77%
  • 39,06 %
  • 83,79 %
  • 45,57 %
  • 19,22 %
  • 39,06 %
  • 45,54 %
  • 5,67 %
  • 5,76 %
  • 32,13 %
  • 70,25%
  • 88,60%
  • 7,88%
  • 57,96%
  • 96,83%
  • 31,01%
  • 19,22%
  • 57,96%
  • 13,86%
  • 84,81%
  • 80,33%
  • 57,96%
  • 32,13%
  • 45,57%
  • 0,63%
  • 12,29%
  • 86,63%
  • 4,41%
  • 70,25%
  • 12,29%
  • 4,72%
  • 13,86%
  • 45,57%
  • 7,88%
  • 74,97%
  • 4,41%
  • 14,55%

6-ая семья

  • 80,33%
  • 19,53%
  • 13,86%
  • 45,57%

7-ая семья

  • 84,17%
  • 48,92%
  • 57,96%
  • 95,74%
  • 70,25%
  • 9,77%
  • 57,96%
  • 32,13%
  • 14,55%

8-ая семья

  • 31,01 %
  • 31,19%
  • 5,67%
  • 74,49%
  • 14,55%
  • 31,01%
  • 31,19%
  • 86,63%
  • 13,86%
  • 70,25%

9-ая семья

  • 3.79 %
  • 19,22%
  • 74,97%
  • 13,86%
  • 70,25%
  • 7,88%
  • 74,97%
  • 13,86%
  • 93,04%
  • 90,50%
  • 12,23%
  • 92,93%
  • 95,74%
  • 99,37%
  • 31,01%
  • 7,88%
  • 39,06%
  • 53,87%
  • 45,57%

В 1 семье по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр - авторитарная гиперсоциализация.

Во 2 семье - V параметр - "маленький неудачник", инфантилизация.

В 3 семье - V параметр - "маленький неудачник", инфантилизация.

В 4 семье - III параметр, симбиоз.

В 5 семье III параметр, симбиоз.

В 6 семье - II параметр, социальная желательность.

В 7 семье - IV параметр, гиперсоциализация.

В 8 семье - III параметр, симбиоз.

В 9 семье - V параметр, "маленький неудачник".

В 10 семье - IV параметр, гиперсоциализация.

Общий анализ:

По I параметру - 0 семей

По II параметру одна семья, 10% - с. № 6

По III параметру - три семьи, 30% с. № 4, № 5, № 8.

По IV параметру - три семьи, 30% № 1, № 7, № 10

По V параметру - 3 семьи, 30% № 2, № 3, № 9

В исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее были рассмотрены особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений выделили следующие факторы:

1 - доброта, 2 - согласие, 3 - теплота, 4 - готовность прийти на помощь, 5 - сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:

1 - несогласие, 2 - равнодушие, 3 - частые конфликты, 4 - отсутствие сотрудничества, 5 - холодность. (см. Приложение 5).

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.

В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 02 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 03 взаимоотношения носят негативный характер.

В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.

В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 06 взаимоотношений позитивные.

В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.

В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.

В семье 10 Взаимоотношения позитивные.

Итак, у 60% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные (03).

Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка. Результаты полученные при подсчетах, подтверждает выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов , практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО:

Инструкция.

Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Вопросы теста.

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  6. Я уважаю своего ребенка.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто мне неприятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
  11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
  15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
  16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
  18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
  24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
  36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
  40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
  41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
  45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
  46. Мой ребенок часто меня раздражает.
  47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
  54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-“, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Ключ.

  • Принятие / отвержение ребенка : -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
  • Кооперация : 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  • Симбиоз : 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
  • Контроль : 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  • Отношение к неудачам ребенка : 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Интерпретация.

Принятие / отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз . Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка . Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Высокие баллы по шкале принятие-отвержение - от 24 до 33 - говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация - 7-8 баллов - признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз - 6-7 баллов - позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности по этой шкале - 1-2 балла - признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль - 6-7 баллов - показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла, - напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка - 7-8 баллов - признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, Rating 5.00 (6 Votes)

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. Принятие – отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз . Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка . Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Текст опросника .

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие – отвержение ребенка : 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация : 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз : 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль : 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник» : 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

В опроснике родительского отношения принимали участие родители тех же 10 благополучных и 10 неблагополучных семей.

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли один из родителей из каждой семьи (в основном матери).

Математико-статистическую обработку данных проведем в программе Microsoft Excel 2007. Результаты представлены в таблицах 15 и 16.

Таблица 15

Некоторые статистические показатели по методике «Опросник родительского отношения» контрольной группы исследования

Принятие-Отторжение

Кооперация

Контроль

Инфантилизация

Среднее м 1

Стандартное отклонение, у 1

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Минимум (min)

Максимум (max)

Максимум

Максимум

Максимум

Максимум

Таблица 16

Некоторые статистические показатели по методике «Опросник родительского отношения» основной группы исследования

Принятие-Отторжение

Кооперация

Контроль

Инфантилизация

Среднее м 2

Стандартное отклонение, у 2

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Минимум (min)

Максимум (max)

Максимум

Максимум

Максимум

Максимум

Получены данные по шкале «принятие/отвержение» в контрольной группе (среднее) - м 1 =31,3, при стандартном отклонении у 1 = 1,06 и максимальном показателе Мах 1 = 32,0 (максимально возможное значение - 33 балла), что свидетельствует об очень высоком уровне эмоционального принятия своих детей в благополучных семьях. Тогда как по этой же шкале в основной группе исследуемых получены данные: м 2 =6,3; у 2 = 3,56 и максимальном показателе Мах 2 = 12,0, то есть ни одна семья в этой группе исследования не достигла результата даже в половину возможного. Это свидетельствует о высоком уровне эмоционального отторжения ребенка взрослыми.

Шкала «Кооперация». Результаты, полученные по шкале опросника в основной группе очень низкие - средние показатели по группе составляют всего у 1 = 2 балла при максимально возможном - Max=8 баллов. В контрольной группе показатель существенно выше: 6,8 балла. Можно сделать однозначный вывод о том, что в неблагополучных семьях совместная деятельность с детьми, сопереживание внутреннему миру ребенка практически полностью отсутствует. В благополучных семьях родители стараются все делать вместе с ребенком, не считают его внутренний мир чем-то эфемерным, несуществующим.

По шкале «Симбиоз» при проведенном анализе были получены следующие средние данные: 1. Благополучные семьи (контрольная группа) - м 1 =6,2, при стандартном отклонении у 1 = 0,42 и максимальном показателе Мах 1 = 7,0 (максимально возможное значение - 8 баллов). 2. Неблагополучные семьи (основная группа исследования) - м 1 =0,7, при стандартном отклонении у 1 = 0,67 и максимальном показателе Мах 1 = 2,0 (максимально возможное значение - 8 баллов). Сделаем вывод о том, что в контрольной группе родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Шкала «Контроль». Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов. В контрольной группе средний балл составил м 1 =4,1, при стандартном отклонении у 1 = 0,32 и максимальном показателе Мах 1 = 5,0, что говорит о достаточном и неизбыточном контроле детей со стороны взрослых. Это позволяет детям развиваться полноценной личностью, без излишних страхов и очень жестких дисциплинарных рамок. Такого явления не наблюдается в основной группе исследования. Средний балл составил м 1 =1,2, при стандартном отклонении у 1 = 2,1 и максимальном показателе Мах 1 = 7,0, что говорит об отсутствии контроля детей со стороны взрослых, либо о чрезмерно высоком контроле (стандартное отклонение у 1 = 2,1).

Средний балл, высчитанный по шкале «маленький неудачник» в контрольной группе (м 1 =1,8, у 1 = 0,42, идеальный уровень = 0) и в основной группе (м 1 =6,6, у 1 = 0,97, идеальный уровень = 0), позволяет сделать вывод: в неблагополучных семьях явно выражена инфантилизация ребенка. Его считают ничего не умеющим неудачником. Будущее этого ребенка представляется родителям в весьма мрачных красках. Напротив, родители контрольной группы считают неудачи своих детей случайными, ничего не значащими.

Согласно методике проведения опроса, данные должны быть выражены в процентилях. Для большей наглядности мы будем использовать обычные арифметические проценты.

По количеству утверждений по таким параметрам как: I - «принятие - отвержение»; II - «кооперация»; III - «симбиоз»; IV - «авторитарная гиперсоциализация»; V - «маленький неудачник» мы получили следующие результаты:

Благополучные семьи

Примем максимально возможные значения показателей за эталон и проведем анализ опросника для благополучных семей относительно эталонных показателей:

Анализ проведенного опросника с благополучными семьями представим в таблице 17.

Таблица 17

Показатели по количеству баллов по благополучным семьям

Принятие/

отвержение

Кооперация

Контроль

1 семья Мать

2 семья Мать

3 семья Мать

4 семья Мать

5 семья Мать

6 семья Мать

7 семья Мать

8 семья Мать

9 семья Мать

10семья Мать

Среднее значение

31,3 балла (94,85%)

6,8 балла (85%)

6,2 балла (77,5%)

4,1 балл (58,57%)

1,8 (6,2) (77,5%)

* в скобках указаны проценты.

Итак, анализ данных по благополучным семьям выглядит следующим образом:

Шкала «Принятие / Отвержение». Средний «сырой балл» составляет 31,3. Во всех исследованных семьях показатель эмоционального принятия ребенка очень высокий. Взрослые принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

Шкала «Кооперация». Средний «сырой балл» составляет 6,8 из 8 возможных. Во всех исследованных семьях выявлено, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует детей, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка.

Шкала «Симбиоз». Средний «сырой балл» составляет 6,2. Это позволяет сделать вывод о том, что в контрольной группе родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Шкала «Отношение к неудачам ребенка». Низкие баллы по шкале (суммарный средний «сырой» балл составляет 1,8) свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такое отношение взрослого позволяет ребенку не зацикливаться на неудачах, а двигаться вперед, развиваясь в полноценную личность.

Неблагополучные семьи

Примем максимально возможные значения показателей за эталон и проведем анализ опросника для неблагополучных семей относительно эталонных показателей.

Анализ проведенного опросника с неблагополучными семьями представим в таблице 18.

Таблица 18

Показатели по количеству баллов по неблагополучным семьям

Принятие /

отвержение

Кооперация

Контроль

Маленький неудачник (сопереживание неудачам)

Максимальное значение показателя

Минимальное значение показателя

1 семья Мать

2 семья Мать

3 семья Мать

4 семья Отец

5 семья Мать

6 семья Мать

7 семья Отец

8 семья Мать

9 семья Мать

10 семья Мать

Среднее значение

6,3 балла (19,09%)

0,8балла (10%)

0,7 балла (8,75%)

1,2 балла (17,14%)

6,6 (1,4) (17,5%)

Итак, анализ данных по неблагополучным семьям выглядит следующим образом:

6,3 балла по шкале «Принятие / Отвержение» свидетельствуют о том, что взрослые испытывают по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Низко оценивает его способности и нередко своим отношением третируют ребенка.

0,8 баллов по шкале «Кооперация» - говорят о том, что в неблагополучных семьях ни о какой кооперации не может быть и речи: «Я сам по себе, ты сам по себе: растешь и ладно».

0,7 баллов по шкале «Симбиоз» так же говорят о значительной дистанции в отношениях между взрослыми и детьми.

Низкие баллы по шкале «Контроль» (1,2 балла) - свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны родителей практически отсутствует. Родители либо очень заняты собой, либо им просто нет никакого дела до контроля за ребенком. В 4-ой семье ярко выражена авторитарность по отношению к сыну, но, по моему мнению, она носит показательный характер.

Шкала «Отношение к неудачам ребенка». Высокие баллы по этой шкале (6,6 баллов) - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и он твердо уверен в том, что «ничего путного из него не выйдет!». Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям просто несерьезными, а, зачастую родители просто не интересуются внутренним миром ребенка и не подозревают о его существовании

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей свидетельствует о том, что во всех опрошенных неблагополучных семьях, в большей или чуть меньшей степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения к детям. По критериям:

1. Во всех семьях дети эмоционально отвергаются, и только в семьях №№ 5 и 8 матери предпринимают попытки найти общий язык с детьми.

2. Кооперация и симбиоз попросту невозможны, т.к. родители считают, что дети мешают им жить, или попросту этих детей не замечают.

3. Показатели родительского контроля также оставляют желать лучшего. Самый распространенный ответ был «За строгое воспитание дети благодарят потом» с комментарием: «Чем больше его бьешь, тем умнее впредь будет!»

4. По критерию «Маленький неудачник» почти все родители выразили мнение, что «ничего путного из них (детей) не вырастет». Исключение составили семьи №№ 5 и 9, где матери понимают, что, возможно, они неверно оценивают своих детей, что сами матери виноваты в таком воспитании, но что-либо менять не хотят или не могут.

Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это эмоциональное отвержение и инфантилизация детей.

Отвержение отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Родитель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Инфантилизация или «Маленький неудачник» -- отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. В данном случае в родительском отношении имеет место стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. Данная категория родителей старается не замечать своих детей, либо не воспринимать их серьезно.

Общие выводы по обоим категориям семей представим графически. Чтобы привести данные исследования к одному формату, примем идеальный показатель контроля за 50% (по данным А.Я.Варга, В.В.Столина), потому что значительные колебания показателя в ту или иную сторону - это неправильно. Так же заменим показатель «Маленький неудачник» на прямо противоположный по значению и назовем его «Сопереживание при неудачах ребенка». В этом случае данная оценочная шкала примет общее направление графика, что позволит наглядно сравнить отличия показателей в благополучных и неблагополучных семьях.

Рис.1.

На графике мы наглядно видим, что в благополучных семьях показатели всех шкал близки или стремятся к идеалу.

В отличие от этого, в неблагополучных семьях те же показатели ничтожно низки. По первой шкале «Принятие/отвержение» в неблагополучных семьях явно видно сильно высокое эмоциональное отрицание детей в семье, их не замечают и не хотят замечать. По остальным шкалам видно отсутствие кооперации, симбиоза, контроля. В последней шкале явно выражено отношение к ребенку в семье как к «маленькому неудачнику».

То есть в исследованных нами неблагополучных семьях налицо предвзятое, неадекватное отношение к детям. Выводы, полученные при анализе опросника не противоречат, а подтверждают личные впечатления от беседы с данными родителями.

Таким образом, по данным, полученным с помощью методов наблюдения, беседы, а также методики «Рисунок семьи» и «Опросник родительского отношения» (Варга, Столин), нами были сделаны соответствующие выводы.

В основной группе могут быть сделаны следующие выводы:

1) Мы наблюдаем несостоятельность родителей как воспитателей будущего самостоятельного члена общества, поскольку они не прилагают усилий в оказании ему посильной помощи в учебе, не проводят совместно свободное время, часто игнорируют ребенка, практически не занимаются его воспитанием.

2) По результатам проведенной методики «Рисунок семьи» с детьми из неблагополучных семей, можно заключить, что изображение первыми различных предметов, а не людей, говорит об эмоциональной озабоченности семейной ситуацией, уходе, защите от неприятного задания. О конфликтности в семье в большей степени свидетельствует отсутствие некоторых членов семьи, изоляция отдельных фигур, а также выделение отдельных членов семьи при одновременном увеличении расстояния между ними и ребенком. Итак, в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

3) Результаты теста-опросника родителей свидетельствует о том, что во всех опрошенных неблагополучных семьях, в большей или чуть меньшей степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения к детям. Родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это эмоциональное отвержение и инфантилизация детей.

4) В неблагополучных семьях наиболее неблагоприятная ситуация там, где оба родителя - хронические алкоголики. Они, как правило, оба не работают, соответственно материальное положение семьи находится на низшем уровне.

5) Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Тревожность таких детей связана с нарушением семейных взаимоотношений. Неуверенность детей, которых отличает тревожность, приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения.

6) Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе. В семьях с преобладанием напряжения и тревожной обстановки нарушается нормальное развитие чувств детей. Они не испытывают чувства любви к себе и у них не формируется ощущение собственной значимости, необходимости быть нужным.

7) Чем меньше возраст ребенка, тем негативнее на его развитие влияет разрыв с семьей. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.

8) При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей.

Итак, в результате наблюдения за детьми, во всех неблагополучных семьях были выявлены показатели негативного влияния неблагополучной семьи на развитие ребенка: нарушение поведения, нарушение развития детей, нарушение общения.

В контрольной группе могут быть сделаны следующие выводы:

1) Недостатки семейного воспитания в данных благополучных семьях не обнаружены. Во всех семьях родителями создаются условия для правильного и гармоничного развития ребенка.

2) Рисунки детей изображают благоприятную семейную ситуацию. Дети изображают себя вместе с родителями. Изображение первыми людей также говорит о благоприятном семейном окружении. На рисунках нет изоляции отдельных фигур. Мы наблюдаем также отсутствие чувства неполноценности в семейной ситуации. Итак, благоприятная семейная ситуация (на рисунках изображены веселые лица, яркие цветовые оттенки, общая деятельность всех членов семьи, хорошее качество линий) имеет высокие показатели.

3) Во всех исследованных семьях показатель эмоционального принятия ребенка очень высокий. Взрослые принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

4) Во всех исследованных семьях выявлено, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует детей, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка.

Итак, во всех исследуемых нами благополучных семьях выявлена благоприятная семейная ситуация.

Сравнивая в нашем исследовании благополучные и неблагополучные семьи, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что внутрисемейные отношения в неблагополучных семьях качественно отличаются от отношений в благополучных семьях, подтвердилась.

Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утверждением, то напротив него напишите «верно» («+»), если же не согласны, то напишите «не верно» («-»).

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чём думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения..

15. Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании трудно научить моего ребенка хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой

умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребёнок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был ещё совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами приспосабливаться к нему, относится к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка ― это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное- чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка ― это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то

обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребёнок должен дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Ниже указаны номера суждений для каждой шкалы.

Принятие-отвержение ребенка: 3 , 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» - 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы - о том, что они сравнительно слабо развиты. Оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале принятие-отвержение - от 24 до 33 - говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация - 7-8 баллов - признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз - 6-7 баллов - позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребностипо этой шкале - 1-2 балла - признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль - 6-7 баллов - показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла, - напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка - 7-8 баллов - признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.



Публикации по теме