Опыт с кинетическим песком. Мы в песочнице играем Опыты с кинетическим песком в доу

Учреждение «Отдел образования администрации Волжского муниципального района»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Колокольчик» общеразвивающего вида

с.Эмеково Волжский муниципальный район Республики Марий Эл

Опыты с песком

Конспект познавательной деятельности

Выполнила: воспитатель СергееваЛ.С.

Игра

Летела пташечка,

Сизая касаточка,

Перед восходом солнышка,

Перед восходом красного.

Летела из-за морюшка,

Обронила перышко.

Кто перышко найдет

Тот плясать пойдет.

ЦЕЛЬ. П ознакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи: Учить сравнивать два противоположных по качеству вещества и находить различия между ними. Побуждать интерес к окружающему миру. Видеть удивительное в обычных вещах. Познакомить с новым словом «бархан». З акрепить умения работать с посудой, соблюдать меры безопасности, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы, активизировать и обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, глина, подносы, вода, стаканчики, увеличительные стекло, миска, трубочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Давайте дети отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие.

Он и желтый, и сыпучий

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь можешь брать,

И в «куличики» играть.

Дети. Песок.

Воспитатель. Правильно, отгадали ребята. На нашем занятии мы узнаем много интересного о песке.

Ребята, а где же бывает песок?

Дети. Песок есть на улице, в песочнице, на берегу озера, на дне речки, в море, около моря.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А кто из вас знает, как называется место на нашей планете, где очень много песка? Там очень жарко, мало растений.

Дети. Пустыня.

Воспитатель. А вы ребята хотите побывать в пустыне?

Дети. Да! Хотим.

Воспитатель. Сейчас я буду говорить волшебные слова и появится сильный, сильный ветер и нас унесет в пустыню. Закройте глаза и сделайте один круг вокруг себя.

(Звучит музыка «Ветер»). Воспитатель показывает макет пустыни.

Воспитатель. Ребята, как называется этот макет.

Дети. Пустыня. Здесь много песка.

Воспитатель. А какие растения там растут?

Дети. Кактусы.

Воспитатель. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения. Воспитатель. Дети, а вы знаете какие животные живут в пустыне?

Дети. В пустыне живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды.

Потому что они могут долго жить без воды.

Воспитатель. Где очень жарко, много песка, мало растений.Такие места называются пустынями.Ребята, а вы хотите узнать свойства песка?

Дети. Да!

Воспитатель. Давайте мы с вами проведем опыты. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта комната стала лабораторией. Пока что они покрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит. (Дети называют предметы).

Воспитатель. Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучением песка.

Воспитатель. Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?

Дети. Песок сыпучий, сухой, желтый.

Воспитатель. (Обобщает).

Теперь возьмите стаканчик с глиной, и попробуйте насыпать её. Она падает комками. Значит песок сыпучий, а глина- нет.

2Опыт.

Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они?

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть через лупу).

Воспитатель. Песок состоит из множества маленьких песчинок разных форм.

А теперь ребята давайте посмотрим глину. Какая она?

Дети: Глина твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.

Воспитатель. (Обобщает).

Воспитатель. Дети, а теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок. Что получилось?

Дети. Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель. Вот так с помощью ветра песок путешествует по пустыне, появляются песочные холмы. Они называются барханами.

А теперь давайте ребята проведем физкультминутку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернулись,

Рук коленами коснулись.

Сели- встали, сели-встали.

И на месте побежали.

4 Опыт

Песок или глина лучше пропускает воду?

Воспитатель. Этот опыт позволяет узнать, как разные почвы пропускают и удерживают воду.

В одной воронке почва песочная, в другой - глинистая. Воду наливают поровну и одновременно. Что можно сказать о том, что разные почвы пропускают воду? (Разные почвы удерживают воду по разному. Через песчаную почву вода проходит скорее).

Воспитатель. Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

Дети. Нет, сыпучий только сухой.

Воспитатель. Из какого песка легче делать постройки- из мокрого или сухого?

Дети. Из мокрого. (Дети лепят разные фигурки и читают стихи).

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит

Тот чего-нибудь построит.

И не важно, что пока

Этот домик из песка!

Мы купаемся в реке,

Загораем на песке.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!

Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать онлайн-видео, видео приколы, видео скрытой камеры, художественные фильмы, документальные фильмы, любительское и домашнее видео, музыкальные клипы, видео про футбол, спорт, аварии и катастрофы, юмор, музыка, мультфильмы, аниме, сериалы и многие другие видео совершенно бесплатно и без регистрации. Конвертировать это видео в mp3 и другие форматы: mp3, aac, m4a, ogg, wma, mp4, 3gp, avi, flv, mpg и wmv. Онлайн Радио - это радиостанции на выбор по странам, стилям и качеству. Онлайн Анекдоты - это популярные анекдоты на выбор по стилям. Порезка mp3 на рингтоны онлайн. Конвертер видео в мп3 и другие форматы. Онлайн Телевидение - это популярные TV каналы на выбор. Вещание телеканалов производится абсолютно бесплатно в режиме реального времени - эфир онлайн.

Чистый песок — это смесь мелких зерен различных горных пород (в основном кварца). Когда песок намокает, кристаллики кварца притягиваются друг к другу благодаря силам поверхностного натяжения воды, и потому из влажного песка можно строить достаточно устойчивые конструкции. Когда вода испаряется, скрепляющих систему сил не хватает, и песчаный замок рушится.

Но водяная пленка, покрывающая частицы, имеет ряд недостатков. В частности, влажные песчинки прилипают не только друг к другу, но и к коже. И дома на полу с мокрым песком не поиграешь — останется грязь, последствия игры будут скрипеть под ногами. В общем, шведы из компании WABAfun предложили оригинальное решение.

Тест на рассыпчатость

Трудно поверить, но на этих фотографиях испытатель держит руки совершенно неподвижно. Извлеченный из формы ком песка самостоятельно начинает расползаться. Между кадрами — примерно 10−15 секунд.





Песок, который не сохнет

Кинетический песок появился на рынке в 2013 году и довольно быстро завоевал определенную популярность. Ребенок может играть с ним дома (правда, все-таки не на ковре, а на гладком полу), и последствия игры можно за полминуты собрать руками, которые после этого даже не нужно мыть. Странно — на ощупь песок, и с виду как песок, а физические свойства совершенно другие. Как же это получается?

На 98% Kinetic Sand состоит из обычного чистого песка, равноизмельченных кристалликов кварца. Остальные 2% смеси — это вязкое вещество, которое не позволяет песку засохнуть и постоянно поддерживает его в «рабочем» состоянии. Состав вещества разработчики держат в секрете, но, скорее всего, это аналог неньютоновской жидкости, получаемой растворением в воде обычного крахмала (мы делали этот опыт в майском номере за 2012 год).

Что нам стоит…

…дом построить. Как ни странно, построить более или менее нормальный замок из кинетического песка довольно трудно, если не сказать — невозможно. Профессиональные песчаные скульпторы работают с мокрым песком, который слипается значительно лучше и держит форму до тех пор, пока вода не испаряется. Чтобы скульптура стояла в течение длительного времени, ее по окончании работы надо покрыть стабилизирующим составом.


Не пачкает руки, не рассыпается, приятен на ощупь, но непригоден для постройки замков или любых других высоких и сложных скульптур. Неплохая игрушка для детей до пяти лет, причем по технике безопасности ее можно давать детям только с трехлетнего возраста, поэтому суммарное «окно интереса» довольно узкое.

Скульптуры же из кинетического песка начинают рассыпаться достаточно быстро — особенно высокие, и лепить из него что-то осмысленное получается только при использовании формочек.

В рекламных роликах Kinetic Sand показано, как его можно эффектно разрезать ножом — но этого эффекта хватает ровно на две минуты, после чего становится скучно. Маленький ребенок может с удовольствием «лепить бабки», но уже третьекласснику наскучит занимательное вещество, из которого не получается построить рыцарский замок достаточной высоты.


Все мы в детстве не раз играли в песочнице, лепили куличики и строили замки. И мы даже не представляли, что это не просто игра, а серьезное занятие, которому посвящено целое направление в психологии — песочная терапия. Выражая свои переживания в игре с песком, человек — и взрослый, и ребенок — постепенно освобождается от их груза и снимает напряжение. И сегодня любой родитель может побыть психотерапевтом для своего ребенка, просто играя с ним в устроенной дома песочнице. О том, как это сделать, рассказывает специалист в песочной психотерапии Ульяна Наумова.

Почему стоит устраивать песочные игры дома

Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка — это игра. В ней каждый малыш создает свой собственный мир, устраивает его так, как ему больше нравится. К этой игре ребенок относится очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции. Песок — это прекрасный материал для игр: он невероятно пластичен, сыпуч, его можно намочить и лепить из него разные формы, разрушать их и снова строить. Разделите с малышом приятные эмоции от игры — устройте дома песочницу. Это просто, ведь вам не понадобится ни специальных знаний, ни сложного оборудования. А для ребенка эта игра очень важна, как и то, что играть вы будете вместе. Начинать работу с песком можно с самого раннего возраста, когда малыш только знакомится с разными материалами и пробует их сыпать, смешивать и так далее.

Что понадобится для работы с песком дома

Песок для игр может быть любым: речным, морским, главное — чистым. Его можно купить в зоомагазине или даже заменить на манную крупу. Песочницей послужит поднос прямоугольной формы или обычный контейнер размерами не меньше 50 на 70 сантиметров. Песочницу нужно заполнять песком на две трети. Вам также понадобится вода для смачивания песка и набор миниатюрных игрушек — фигурок животных и людей, которые не займут много места в песочнице. Этого достаточно для любой игры из этого списка.

«Построение своего мира»

Это очень простая и очень важная игра. Ребенку предлагается создать свой мир на подносе с песком. Пусть он строит как хочет, но соблюдает три ключевых правила: песок не высыпать, не бросаться им, постройки других не ломать, когда он играет не один.

Цель игры: дать возможность внутренним процессам выйти наружу, чтобы ребенок их увидел, смог осознать что-то важное для него.

Обращайте внимание на то, что и как строит малыш. Например, если он создает дом с толстыми стенами, это может означать стремление к безопасности, которой ему не хватает, желание укрепить свои психологические границы, чтобы их видели и не нарушали. Мощные стены песочного замка могут означать и то, что границы у ребенка не выстроены, и ему от этого некомфортно.

Часто, если малышу необходимы тепло и забота, в песочнице появляются свечи, очаг. А если в ней хаос, это может говорить о полном беспорядке во внутреннем мире ребенка или о скором начале изменений.

Очень важно внимательно наблюдать за игрой, спрашивать малыша, почему он создал именно такой мир, что для него означают эти постройки. Когда ребенок строит свой мир ежедневно, очень часто его поведение улучшается, сон нормализуется, тревожность и напряжение спадают.

«Семья в образах животных»

Предложите ребенку поселить в песочнице семью зверей, построить город, в котором она живет, или просто создать мир семьи животных. Можно сначала поиграть в разных песочницах, когда каждый из вас строит город для своей семьи животных, а потом уже вместе. Важно, чтобы у вас было как можно больше фигурок животных. Выбор малыша будет более осознанным, если вы, читая ему сказки, обращаете его внимание на поведение и характер разных животных. Например: лиса хитрая, волк злой, медведь сильный.

Обратите внимание на то, каких животных выбирает ребенок, что говорит про них, если вообще говорит, как эти животные ведут себя на песочном поле, с кем общаются и многое другое. И если вас в игре малыш выбирает всегда зайчиком, а себя, например, волком, то задумайтесь, почему это так. Или просто спросите у ребенка: он знает и сможет объяснить! Играйте вместе с ребенком: так вы получите удовольствие и ответы на тревожащие вас вопросы.

«Следы»

Эта игра, направленная на развитие мелкой моторики, помогает снять напряжение. Можно проводить ее перед сном или занятиями, требующими сил, например, уроками. Чтобы включить в работу , ребенок сначала должен играть обеими руками по очереди, затем вместе. Его задача — оставлять на поверхности песка следы, а чьи именно, говорите вы. Покажите малышу, как надо оставлять следы: зайца — указательным и средним пальчиком, змейки — мизинцем, удава или мамы-змейки — ребром ладони, кошечки — большим, указательным, средним и безымянным пальчиками, собранными вместе, и так далее. Придумывайте сказки про тех, кто оставил следы!

«Война»

Вопреки агрессивному названию, эта игра проводится в мирных целях. Я рекомендую использовать ее и в случае назревающего конфликта, и когда дома все мирно и гладко. В некоторых семьях существует запрет на злость и выражение отрицательных эмоций, и у детей чувство гнева спрятано очень глубоко. Эта игра позволяет гневу проявиться, выйти наружу, хотя для этого иногда приходится играть очень много.

Играть в «Войну» удобно с мокрым песком, не манкой: она комкуется. Намочите песок, постройте из него горы, заборы, стены, препятствия, окопы, выберите игрушки, которые «поссорились» и «злятся друг на друга». И пусть малыш начинает сражаться: лепить бомбы, кидать их на игрушки, ломать постройки, причинять всяческие разрушения. Эта игра помогает ребенку не только , но и увидеть всю его разрушительную силу. Малыш учится не бороться со своими чувствами, а разрешать их себе. Не пугайтесь, если ребенок изо дня в день возвращается к этой игре, разрушая все новые песочные постройки. Значит, ему это пока нужно, и для вас это должно быть важно. Но настанет день, когда ребенок захочет построить мирный город. Тогда вы поймете, что он справился с гневом.

«Прятки»

Эта игра направлена на снижение тревожности и . Ее суть — закапывание в песок различных предметов, например, игрушек или ракушек. Закапывая или засыпая предмет, ребенок может вдруг осознать свою силу над страхами. А когда он его раскапывает, то борется со своими переживаниями, расправляется с тем, что его тревожит.

Игры с кинетическим песком

Такой песок вовсе не обязательно покупать в магазине, можно сделать его самим, добавив воды и крахмала. А играть вы можете прямо на столе, без песочницы. Вам понадобятся формы для выпечки. Суть игры — делать фигурки из песка при помощи формочек, разрезать их ножом, раскладывать по кукольным тарелочкам. Игра направлена на развитие функциональности кисти руки — это важно для обучения письму, мышления, умения взаимодействовать с партнером — мамой или другим родственником.

Игру с кинетическим песком можно усложнить, добавив в нее миниатюрные фигурки и задав ей определенную тему. Например, вы заметили, что ваш малыш поссорился с кем-то на детской площадке и потому не в духе, увидел плохой сон и до сих пор напуган, грустит, потому что не хочет идти в школу или детский сад. Попросите его «вылепить» свой мир, когда он в таком состоянии, и вы увидите, как постепенно малыш будет успокаиваться и справляться с этими трудностями. Главное — будьте рядом.

Детям трудно . Поэтому во всех этих играх я рекомендую родителям задавать ребенку вопросы, делиться своими мыслями и переживаниями, побуждая к этому и малыша.



Публикации по теме