Оригами и развитие ребенка. «Организация работы с детьми по овладению геометрическими категориями с помощью оригами» (Оригаметрия) Игровые приемы при обучении детей оригами

Оригами в помощь логопеду. Из опыта работы

Лапеева Наталья Петровна, учитель-логопед ГБОУ Школа №281 ДО №4 г. Москва
Описание: В работе раскрывается опыт использования логопедом техники оригами, как метода развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи, способствующего решению многих коррекционных задач, повышающего эффективность обучения детей. Статья может быть интересна логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Цель:
Ознакомление читателей с опытом работы.
Задачи:
Привлечь внимание логопедов и других специалистов, работающих над преодолением речевых нарушений у детей к инновационной деятельности, которая, благодаря неограниченным возможностям развивающей направленности, может стать одним из направлений коррекционной работы.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.

Внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности способствует повышению качества образования. В настоящее время логопеды в своей работе используют большое число инноваций различного характера. В комплексе с традиционными методами воздействия, они способствуют оптимизации коррекционной работы и достижению успехов в преодолении речевых нарушений у детей.
Ни один логопед не обходит стороной такой вид коррекционной работы, как развитие мелкой моторики.
Во-первых, всем известно как благотворно влияет развитие движений пальцев руки на развитие речи детей.
«Исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков во главе с доктором профессором М.М. Кольцовой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.»
Во-вторых, каждый логопед готовит детей к обучению в школе и стремится подготовить руку к письму, развивая рафомоторные навыки и зрительно-моторную координацию детей.
Существует много приемов работы по развитию мелкой моторики. Оригами может стать одним из них. Важно, что при создании поделки в этой технике, разнообразные движения выполняются обеими руками, всеми пальчиками, требуют усилий, нажима. Происходит постоянная смена напряжения и расслабления мышц пальцев, что способствует более плодотворной их тренировке, а так же усиливает влияние проприоцептивной импульсации мышц руки, что, по мнению М.М. Кольцовой: «так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.»
Оригами имеет одну важную отличительную от других методов развития мелкой моторики, особенность – это тренинг, оставляющий в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости и радости, и представляет для него ценность.
Оригами (переводится, как «сложенная бумага») – это очень древний вид искусства, который зародился в Китае на родине бумаги и расцвел в Японии.
Я являюсь поклонницей этого вида искусства. Участвую в выставках. Получив очередное приглашение для участия в Фестивале бумажного творчества, который ежегодно проводится в ГБОУ города Москвы Зеленоградском Дворце Творчества детей и молодежи, я решила помимо своих работ, привезти на выставку и детские.
Так впервые я занялась оригами с детьми.


2014 году мы представили на фестивале две коллективные работы «Подснежники» и «Гвоздики». Наши старания были отмечены жюри. В своей возрастной категории за работу «Гвоздики» мы получили диплом III степени.
Несомненно, это успех. Я радовалась этому не меньше детей. Но самое главное я увидела, что эти занятия вызывают у детей огромный интерес.
Я работаю в группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), которое проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи. Кроме речевых нарушений у наших детей наблюдается отставание в развитии других психических процессов. Для них характерны:
Неустойчивость внимания и быстрая его истощаемость
Снижение вербальной памяти
Низкий уровень развития воображения
Отставание в развитии словесно – логического мышления
Низкая познавательная активность
Недостаточная регуляция произвольной деятельности
Несформированность пространственных представлений
Нарушение, мелкой общей, артикуляционной моторики
Дети с ОНР имеют особенности поведения: они часто обидчивы и ранимы, нерешительны, с заниженной самооценкой, пассивны, а иногда чрезмерно возбудимы.
Все это не только затрудняет взаимодействие детей, но и осложняет их обучение.
В занятиях оригами я увидела неограниченные возможности коррекционно-развивающей направленности.
Для детей цель этих занятий очень конкретна – складывание разнообразных фигурок. Дети стремятся получить конечный результат своей деятельности. Это их привлекает и стимулирует.
Логопед целью занятий ставит развитие у детей целого ряда способностей и навыков, а оригами служит средством достижения этих целей.


Фигурки, изготовленные на занятиях оригами, дети активно используют в игре. Это активизирует их воображение и фантазию. Дети, объединяясь в группы, совместно придумывают сюжет игры, вносят поправки по ходу действия, учатся прислушиваться к чужому мнению, договариваться, уступать друг другу. Все это способствует формированию навыков межличностного взаимодействия, общения.
Работа с бумагой для детей имеет практическую направленность. Это значительно повышает мотивацию к занятиям, что в свою очередь, способствует повышению познавательной активности и регуляции произвольной деятельности.
Кроме того изготовление и оформление работ - совершенствуют трудовые умения ребенка, развивают его художественный вкус и творческие способности.
Таким образом, наблюдения показали, что занятия оригами с детьми плодотворно отражаются на их всестороннем развитии, и помогают логопеду эффективно решать задачи по преодолению трудностей не только в развитии речи.
В логопедической практике широко используются различные приемы, направленные на развитие мелкой моторики. Техника оригами может по праву занимать почетное место среди них, так как способствует решению многих коррекционных задач и в целом повышает эффективность обучения детей.

Татьяна Тураева
Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами»

Опыт работы по теме :

«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами »

Воспитателя МДОУ детский сад №10 города Алушты

Тураевой Татьяны Олеговны

Мое педагогическое кредо :

«Настоящий воспитатель тот, кто способен спуститься с высоты своих знаний до незнания воспитанников и вместе с ними совершить восхождение!»

Актуальность темы развития мелкой моторики развиты память и внимание , связная речь.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развитие мелких мышц дошкольного развития развития ручной умелости является оригами

оригами развитие ребёнка , в том числе и на развитие речи .

Поэтому, работа с бумагой была выбрана для .

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте , именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц . Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами -японское искусство складывания бумаги.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка , в том числе и на развитие речи . Занятия оригами дисциплинируют , воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Поэтому, работа с бумагой была выбрана для развития у детей мелкой моторики руки .

Цель : Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание , связная речь.

Задачи : Формировать умение работать с бумагой , используя различные приёмы : сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками , приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер .

Упражнять в концентрации внимания, стимулировать развитие памяти , умение следовать устным инструкциям.

Развивать пространственное воображение – формировать умение читать пооперационные карты, действовать в соответствии со схемой, представлять конечный результат (объёмную фигурку) .

Совершенствовать трудовые навыки, воспитывать аккуратность ответственность.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять и уточнять представления детей о живой природе.

Формировать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми, в ходе выполнения коллективных работ .

Воспитывать интерес к искусству оригами .

Интеграция с другими образовательными областями : «Физическое развитие » Формирование умений правильно и точно выполнять движения во время физкультминуток. Укрепление здоровья детей, за счёт сохранения правильной осанки во время продуктивной деятельности.

«Социально-коммуникативное» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. Закрепление навыков культурного обращения с просьбой к сверстникам и взрослому во время продуктивной деятельности. Использование загадок, пословиц для обогащения содержания области.

«Познавательное развитие » Развитие обследовательских действий и умений, установление причинно – следственных связей в процессе продуктивной деятельности.

«Речевое развитие » Использование загадок, пословиц для обогащения содержания области.

«Художественно-эстетическое развитие » Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области.

Значение оригами для развития детей

Оригами развивает мелкую моторику рук .

Совершенствует координацию тонких движений пальцев;

Воспитывает терпение и внимательность;

Развитие способности четко формулировать мысль;

Обучает элементам логического и абстрактного мышления;

Развитие усидчивость , наблюдательность, память и пространственное конструирование, увлекает дошкольников ;

Будит детское воображение;

Приносит радость детям, так как в руках ребенка бумага оживает и за считанные минуты превращается в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов;

Развивает креативность .

Схема реализации занятий оригами через разные виды деятельности.

Учебная деятельность

Дидактические игры

Наблюдения

Театральная деятельность

Ролевые игры

Пальчиковые игры

Чтение художественной литературы

Трудовая деятельность

Взаимодействие с родителями

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей дошкольного возраста .

Игрушки – самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию , творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт , дают знания об окружающем мире, формируют умение детей общаться друг с другом.

Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно складывается на его развитии .

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности старших дошкольников посредством занятия оригами Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту.

Описание системы опыта работы на тему: «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА» Все дети любят.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Теремок» Опыт работы: «Игры на развитие мелкой моторики.

Опыт работы «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста» 1. ВВЕДЕНИЕ Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить.

План работы по самообразованию. «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование.

СТАТЬЯ

«ОРИГАМИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Государственное образовательное учреждение школа № 38

дошкольное отделение Приморского района г. Санкт-Петербурга

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Это искусство зародилось много веков назад. Имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуалом действия. Ими украшали статую «Многоликой» и «Тысячерукой» богини милосердия Канон, чтобы задобрить ее и попросить ее покровительства.

Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского двора. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер.

Во второй половине XX века оригами перешло границы Японии, а в начале XXI века правительство Японии стало создавать сеть детских садов по западно-европейскому образцу. В основу системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога Ф.Фребеля, создателя первых детских садов, который рекомендовал заниматься с детьми складыванием из бумаги. Искусство оригами пришлось здесь как нельзя к стати.

Действительно, не перечислить всех достоинств оригами. Во-первых, оно доступно детям. Они овладевают различными способами и приемами действия с бумагой. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. Оригами также способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. Развивает конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

Оригами помогает знакомить детей с основными геометрическими понятиями, обогащает их словарь, активизирует мыслительные процессы. У детей возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словами и перевод их значения в практическую деятельность.

Оригами помогает детям создавать игровые ситуации, дети легко включаются в игру – драматизацию. Систематические занятия с ребенком оригами – это гарантия его всестороннего развития.

Часто дети путаются в названии геометрических фигур. У многих нарушена мелкая моторика рук, дети не умеют отражать свои действия и совсем не умеют складывать бумагу. Для решения таких проблем хорошо подходит использование в работе техники оригами.

Эта техника помогает:

  1. Познакомить детей с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник…
  2. Обогатить словарь специальными терминами: согнуть, вложить…
  3. Научить соотносить наглядные символы со словесными и переводить их значение в практическую деятельность.
  4. Совершенствовать трудовые умения, формировать культуру труда.
  5. Развивать мелку моторику пальцев, точные движения.
  6. С помощью оригами создавать игровые ситуации.

Для работы можно выделить в группе «Уголок оригами», в котором разместить пооперационные карты трех уровней сложности (рис.1) и схемы (картотеку) пальчиковой гимнастики.

Работу можно проводить в рамках НОД в блоке совместной деятельности, через самостоятельную деятельность и как часть занятия.

В освоении техники оригами хорошо помогают электронные презентации, выведенные на большой экран. Они привлекают своей яркостью и понятностью. Например пошаговая презентация сложения "собачки" первого уровня сложности (приложение №1).

Также можно в освоении техники оригами использовать квадрат Воскобовича (рис.2), игры «Удивительные приключения, превращения квадрата». Дети не боятся его порвать и могут бесконечно трансформировать.

В работе с детьми можно применять коллажи и мнемотаблицы с использованием техники оригами. Коллажи способствуют закреплению различных методов запоминания, развивают фотографическую память, расширяют словарный запас, образное восприятие, умение говорить, рассказывать, носят обучающий характер, т.к. вмещают различную информацию. Кажущийся беспорядок изображенных предметов и составляет суть коллажа. Главная задача коллажа – соединить, связать все предметы между собой. Таким образом идет отработка сюжетного метода запоминания. Коллаж с использованием оригами становится ярким, объемным, выразительным. Такой коллаж будет притягивать внимание детей, побуждать говорить, рассказывать, фантазировать, запоминать сюжет, побуждать детей к действию. Например – сложить из бумаги героев коллажа: Чебурашку, Зайчика и т.д. для того чтобы развить и подготовить общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок, т.е адаптировать их к учебному процессу, а также научить рациональным приемам обработки информации (рис.3).

При использовании приемов мнемотехники на занятиях по оригами дети наиболее рационально без умственного и нервного напряжения усваивают предлагаемую информацию в игровой форме. Например мнемотаблица в которой закодирована информация на задачу про грибы (рис.4):

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел,

Два – под березой,

А один у сосны.

Сколько их будет в плетеной корзине?

При использовании такой мнемотаблицы на занятиях у детей развивается смекалка, внимание, образное восприятие происходящего. Дети с удовольствием будут воспроизводить таблицу графически во время совместной и индивидуальной деятельности.

Очень хорошо детьми воспринимаются «Оригамские сказки». Например сделали фигурку щенка и придумали сказку: «Однажды подул сильный ветер, подхватил квадратик, гулявший по дорожке и согнул его пополам...» (рис.5)

У ребенка появляется большой интерес и необходимость соотносить наглядные символы со словесными, и переводить их в практическую деятельность. При этом обогащается словарный запас детей за счет существительных, прилагательных, глаголов. Дети учатся задавать вопросы, грамматически правильно создавать предложения.

Очень любят дети по окончании работы играть со своими персонажами. При этом можно использовать такой прием, как диалог. Дети охотно собираются парами, задают друг другу вопросы, обыгрывают разные ситуации. Для поддержания интереса работы с бумагой использую оригами как часть занятия. Например, предлагаю сделать сумку, которой не хватает почтальону, или золотую рыбку из сказки «О рыбаке и рыбке».

Проводя психогинастику с использованием мимических масок оригами, предлагаю рассказать какие сейчас маски (злая, добрая), а какая она будет, если ей купят мороженое? Покажите, какое настроение у вас? Очень любят дети разгадывать оригамские коллажи, а еще больше любят, когда им предлагается дополнить коллаж. Например: коллаж «Зимний лес» - что или кого можно встреть в зимнем лесу.

Дети: А можно сделать лису?

В-ль: Да?

Дети: А почему?

В-ль: Потому что она живет в лесу?

Дети: А можно сделать елку?

В-ль: Да.

При этом идет поисковая работа, развивается внимание, мышление, творческое воображение. Дети могут предложить множество разных вариантов, спорят, доказывают, отстаивают свою точку зрения.

Используя технологию складывания из бумаги важно научить каждого воспитанника:

  1. Проговаривать свои действия.
  2. Употреблять в речи слова: угол, центр, сторона, противоположный.
  3. Качественно и точно проглаживать линии сгиба.

Больше всего нравится детям работать в совместной деятельности. Готовить подарки малышам, папам, мамам, друзьям, делать закладки для своих любимых книг, составлять композиции, оформлять интерьер в группах. Дети любят играть своими игрушками, сделанными своими руками. На улицу выносят вертушки, в помещении играют в куклы, делая им из бумаги мебель и одежду. Подметают своими «веничками», играют веерочками, сумками, кошельками, шапочками, организуют творческие игры. С огромным удовольствием дети играют в пальчиковый театр, куклы-руковички, шапки животных. Подражают им, устраивают инсценировки, спектакли.

Систематически используя в работе технику оригами, я пришла к выводам:

  1. У детей складывается стойкий интерес к занятиям оригами.
  2. Дети получают хорошие навыки работы с бумагой, употребляют такие понятия как угол, центр, середина и т.д., называют действия: отогнуть, согнуть, вложить…
  3. Повышается познавательный уровень детей.
  4. Повышается качество исполнения работ.

Занятия оригами способствуют всестороннему развитию и успешной подготовке ребенка к школьному обучению.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Оригами как средство развития творческих способностей детей старш е го дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Приемы и средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Новая образовательная политикаРеспублики Казахстан направлена на возрождение культурной, созидающей роли образования в обществе и предполагает коренное обновление содержания обучения и воспитания в дошкольных организациях.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству «…на основе международного опыта внедрить в дошкольное образование современные методы, они должны быть инновационными и креативными».

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей -- это необходимое условие всестороннего развития личности.

Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Для того, чтобы помочь ребёнку открыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях существует возможность приобщить его к бумагопластике - одному из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру.

Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Занятия по оригами способствуют развитию внимания, памяти, помогают воспитать аккуратность, развивают творческие способности, художественный вкус, воображение и фантазию.

Организация занятий в технике оригами со старшими дошкольниками предусматривает развитие у детей творческих способностей, реализуемых в художественно-конструкторской деятельности, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать эффективность использования оригами в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: оригами как средство развития творческих способностей.

Гипотеза: если на занятиях по конструированию целенаправленно и систематично использовать оригами, то процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешнее. творческий способность дошкольный оригами

Задачи:

- определить теоретические основы развития творческих способностей старших дошкольников;

- экспериментально-опытным путем определить эффективность использования оригами как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Методологическая основа исследования: работы по теории способностей Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева; по методическим проблемам развития творческих способностей у детей Н.С. Лейтес, Н.А.Ветлугиной и др.

Методы исследования:

- теоретические методы (теоретический анализ, обобщение и изучение опыта)

- эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, педагогический эксперимент)

Теоретическая значимость исследования: в работе уточняются определения «способности» и «творческие способности» в отношении детей конкретной возрастной группы - старшим дошкольникам; обосновывается выбор средств и приемов развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; дается описание экспериментального исследования с использованием терминологической основы.

Практическая ценность исследования нам представляется в том, что все материалы, представленные в работе, могут быть использованы в деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов дополнительного образования.

Структур а дипломной работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.

1 . ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВО З РАСТА

1.1 Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литерат у ре

Проблемой развития творческих способностей у детей занимались такие ведущие ученые в области психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов:

А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я.Брюсова. Достойными продолжателями явились В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенская, М.А. Румер, Г.Л. Рошаль, Н.И. Сац, теоретически и практически обосновывая принципы творческого развития детей и юношества.

Способности вообще - это индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения .

Ученые-психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально - психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений ; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы .

Б.М.Теплов в рамках дифференциальной психофизиологии связывал понятие способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, человеческим функциям.

Если обратиться к “Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие “способность” рассматривается как природная одаренность талантливость .

В “ Педагогическом энциклопедическом словаре” способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности .

Для классификации способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (физико-математические, естественнонаучные), творческие (музыкальные, литературные, художественные, конструкторские).

В “Педагогической энциклопедии” способность рассматривается как свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности. Обычно способность оценивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разным видами труда к психофизиологическим особенностям человека; можно говорить также и о способностях к обучению или к игре .

Способность к деятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей. Могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования.

В “Философском словаре” способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющими у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения .

Большое место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способностей и конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.

В учебнике “Психология” (по редакцией доктора психологических наук А.А. Крылова) дано несколько определений способностей:

1) Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. (Это наиболее широкое и самое старое определение в психологии).

2) Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. (Это определение появилось в психологии XVIII-XIX вв., употребимо и в настоящее время.

3) Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. (Это определение наиболее распространенное) .

Б.М. Теплов предложил третье из перечисленных определений понятия способности. В понятии “способности”, по его мысли, заключены три идеи:

Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека;

Не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

Понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека .

Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально - психологические особенности. Они включают эмоционально - волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким - либо частным психическим проявлениям (математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).

Таким образом, способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки.

Задатки определяются как анатомо-физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.М. Гуревич, А.В. Родионов, Н.С. Лейтес и др.).

Успешное осуществление той или иной деятельности даже при наличии способностей зависит от определенного сочетания качеств личности. Одни только способности, не сочетающиеся с соответствующей направленностью личности, ее эмоционально-волевыми свойствами, не могут привести к высоким достижениям. Прежде всего способности тесно связаны с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятельности.

Высокий уровень развития способностей называют талантом. Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется .

Следуя логике всех рассмотренных трактовок, понятие "творческие способности" подразумевает способности, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений (Б. М. Теплов, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Лук, Я. А. Пономарёв). Иными словами, творческие способности определяют успешность творчества в различных областях деятельности.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия .

Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом.

Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие.

В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческие способности личности. А.В. Брушлинский, например, считает, что этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления .

Достаточно известная формула К.Э.Циолковского, приоткрывает завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”.Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Обязанность педагогов - помочь ребенку как можно раньше встать на этот путь.

Изучение основных аспектов развития способностей выявляет два ключевых условия развития творческих способностей детей:

1. влияние на ребенка творческой личности;

2. организация творческой деятельности ребенка.

Первое условие проявляется в зависимости, которую сформулировал А. Н. Лук: «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одарённые ученики добиваются блистательных успехов» . И наоборот, если педагог не обладает направленностью на творчество, то и от детей он будет требовать только выполнения его заданий на репродуктивном уровне.

Так, у нетворческого воспитателя детского сада одарённые дети вряд ли смогут проявить свои творческие способности, скорее всего такой педагог просто не сможет распознать творческий потенциал в ребёнке и будет оценивать работы по степени точности воспроизведения образца (в рисовании, в художественном конструировании), то есть оригинальность может приниматься им за непослушание, за недостаточное прилежание в выполнении.

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как учёных-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-педагогической литературе всё больше внимания уделяется поискам методов и методических приёмов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать творческую активность в людях надо с дошкольного возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают различные виды конструирования, в том числе из бумаги (оригами), которые обладают большими возможностями для развития творческих способностей личности ребёнка, его творческой индивидуальности.

Проанализировав большое количество педагогической литературы, психологических исследований по проблеме формирования творческих способностей можно сформулировать такие выводы:

Под способностями понимаются индивидуально -психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой - либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность;

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам развития творческих способностей у детей. Это объясняется “назревшей социальной необходимостью” в творческих кадрах, главным образом в творческих исполнителях;

Необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, а также с личной удовлетворенностью трудом;

Чем раньше созданы для ребенка условия для развития творческих способностей, тем больше вероятность, что они в полной мере реализуются.

1.2 Особенности развития творческих способностей у детей ста р шего дошкольного возраста

В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования, таких как вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации, главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок.

Дошкольный возраст - это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.

Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Именно в дошкольном возрасте заключается психологическая основа для развития творческого потенциала ребенка. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Отличительный признак творческой деятельности детей субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению открытие ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке воспитателя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством.

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе - продуктивная.

Продуктивная деятельность - это "созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью". В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.

Человеческая индивидуальность всегда неповторима. Реализация этой неповторимости, уникальности и есть творческий акт. Создание условий для проявления человеком собственной индивидуальности неизбежно способствует развитию творческих способностей.

Но не каждую детскую продукцию можно называть творчеством. В методической литературе определены критерии, которые показывают наличие творческого начала в художественной деятельности детей (по Н.А.Ветлугиной):

а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве - увлечённость, способность "войти" в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний;

б) способы творческих действий - быстрота реакций, находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий, дополнения, изменения, вариации;

в) качество детской продукции - отбор детьми характерных черт изображаемых предметов и персонажей, поиск художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности. Развитие способов "вслушивания", "всматривания" в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей.

Известный педагог-новатор Ш. А. Амонашвили отмечал, что "дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и ещё надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу".

Занятия творчеством помогают развивать у дошкольников художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук.

Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. В старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности.

В этом же возрасте можно включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога и др.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического и творческого развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.

Многие воспитатели, которые вдумчиво и всерьез относятся к развитию личности детей, с тревогой спрашивают: "Куда исчезают почемучки?", "Почему все меньше и меньше дети задают на уроках вопросы?", "Где фантазеры и выдумщики, которые пусть не всегда послушны, но зато щедры на неожиданные и самостоятельные находки?".

Конечно, и многие родители стремятся к развитию творчества у своих детей: отдают их в студии, кружки, специальные школы, где с ними занимаются опытные педагоги. Часто развивать творческие способноси у ребенка уже поздно, так как очень многое закладывается гораздо раньше. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу.

Еще Л. Н. Толстой писал: "Разве не тогда приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние."

Не случайно сейчас внимание психологов все больше и больше привлекает дошкольный возраст в качестве истока развития личности человека. Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.

Нужно воспитывать и развивать ребенка так, чтобы он в будущем мог создавать что-то новое, стал творческим человеком.

Каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Эти условия - среда, семья, люди которые работают с детьми.

Дошкольный период даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого чел овека.

1.3 Приемы и средства развития творческих способностей у детей ста р шего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может осуществляться при наличии определенных условий - организационных, кадровых, материально-технических: нужны пособия, оборудование и место для творческой деятельности, и, конечно, увлеченный, заинтересованный педагог.

Работа по развитию творческих способностей дошкольников в продуктивной деятельности проводится с ориентацией на запросы родителей и интересы детей, создавая в группе благоприятные условия для этого.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Главное условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и в коллективе дошкольного образовательного учреждения. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.

Создание творческой атмосферы также является важнейшим условием организации художественно-творческой деятельности детей, которая созд ается не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям, способностью нетривиально мыслить, но и необходимостью воспитывать готовность к восприятию нового и необычного.

Творческая атмосфера создается посредством следующих приемов:

· первоначально даются несложные творческие задания;

· постоянно выказывается заинтересованность по отношению к действиям дошкольников;

· признаются и поощряются множественность вариантов действий;

· знакомое снова делается незнакомым (объект рассматривается с другой точки зрения);

· не подчеркивается и даже отрицается чувство вины после совершения ошибки, повышается значение проб, часто даже ошибочных, искать в этом рациональное зерно и т. д.

Эти приемы помогают достигать основной цели - развитие творческих способностей ребенка, формирование творческой личности, освоение системы знаний, умений, навыков, достижения творческого уровня личности.

Развитие творческих способностей в процессе художественной деятельности обеспечивается соответствующими этапами:

· подготовительный этап - эмоциональное восприятие обучающимися произведения;

· организация и проведение творческих занятий;

· подведение итогов.

Целью первого, подготовительного этапа, является введение детей в сферу того мироощущения, которое создается посредством изучаемой техники, например, оригами. Рассказы об истории происхождения, обычаях, традициях, связанных с оригами, мастерстве красивых вещей, выполненных в этой технике Использование образцов готовых изделий, фотографий. На этом этапе идет овладение основами знаний.

На втором этапе проводятся занятия, неотъемлемой частью которых является не только художественное, но и эстетическое воспитание.

Основная цель творческого этапа - включение детей в активную творческую деятельность через анализ полученных теоретических знаний, практических умений и навыков художественной деятельности, самостоятельной разработки эскиза для творческой работы и выполнение творческой работы.

Заканчивается обучение подведением итогов, проверкой знаний, умений, навыков. Для поддержания желания заниматься творческим трудом, просто необходимо найти что-то положительное в работе, т. е. создать ситуацию успеха. При этом учитывать возраст и способности ребенка.

Это поможет ребенку поверить в себя, в свои возможности, раскрепостит его, раскроет скрытые резервы для развития творческих способностей.

Для кого-то это первый шаг в художественную школу, для дальнейшего развития своих способностей.

Обучение построено на основе технологий:

· личностно - ориентированного обучения,

· игровой,

· уровневой дифференциации,

· технологии развивающего обучения.

Задача воспитателя - пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную, творческую деятельность каждого ребенка.

Яркий, радостный мир детства всегда находил неиссякаемый источник для творчества в разнообразных изделиях. Нужно чтобы дети, усвоив некоторые навыки, могли изготовить заданную конструкцию, фигурку, расписать ее, почувствовать радость творчества. Необходимо предоставлять детям возможность при создании творческого продукта выбирать и сочетать изобразительные средства так, чтобы каждое из них было наполнено тем смыслом, который в него вкладывает не педагог, а каждый конкретный ребенок. При таком подходе речь идет о развитии, как детского творчества, так и личности ребенка в целом.

Необходимо предоставлять детям возможность при создании творческого продукта выбирать и сочетать изобразительные средства так, чтобы каждое из них было наполнено тем смыслом, который в него вкладывает не педагог, а каждый конкретный ребенок. При таком подходе речь идет о развитии, как детского творчества, так и личности ребенка в целом. Это поможет ребенку поверить в себя, в свои возможности, раскрепостит его, раскроет скрытые резервы для развития творческих способностей.

В работе с дошкольниками развитие их творческих способностей обеспечивается решением творческих задач разного типа: повтор, вариации, импровизация.

Размещено на http://www.allbest.ru

Рисунок 1. Типы творческих заданий на занятиях по бумагопластике в технике «оригами»

Система творческих задач построена с таким расчетом, чтобы обеспечить решение всех трех типов в каждом из изучаемых видов художественного творчества. Это исключает возможность выработки штампов в решении задач.

Занятия строятся сначала на репродуктивных, затем на исполнительско-творческих заданиях и позднее - на поисково-творческих.

В одних необходимо точно повторить образ в соответствии со схемой, с рисунком. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие.

В других заданиях показывается принцип работы, и дети выполняют работу с опорой на наглядный образ. В данном случае не требуется такая точность, как в предыдущих заданиях.

Следующий тип заданий - задания - идеи: посмотри, что можно сделать и как сделать; ты можешь повторить или придумать свой образ. Даже если ребенок будет повторять, точно такой образец у него не получится.

И еще один тип задания. Дается один или несколько образцов, выполненный в одной технике, а ребенку предлагается создать собственный образ.

Начальный этап осмысления является решающим для создания будущего продукта труда. Независимо от того, какое задание выполняет ребенок, он имеет возможность развивать различные творческие умения:

· видеть предмет в новой для него роли,

· разносторонне рассматривать объект труда,

· находить новый способ решения в отличие от предложенного,

· предлагать новые варианты выполнения задания.

В дальнейшем усложнение заданий зависит как от возраста ребенка, так и от способностей.

Обучение проходит от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Материал заданий усложняется.

Показ последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, об их внешнем виде, форме, декоративном оформлении.

Каждый новый вид творчества предлагается в сравнении с уже известным. Дети учатся сравнивать, анализировать, опираясь на известный им материал. В конце ознакомления дошкольников с определенным видом искусства проводятся обобщающие занятия, выставки работ.

Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. А образовательный процесс направлен на "зону ближайшего развития" личности ребёнка.

Наблюдается рост самостоятельности и инициативы. Изучая технику оригами, например, дошкольники постепенно соединяют знание технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению. Создают не только полезные, но и красивые вещи. Работу ребят, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой. Когда работа завершена успешно, радости и удивлению нет конца.

Необходимо отметить особо первый успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. Вкладывая себя в творческую деятельность, ребенок изменяется, совершенствуется.

К сожалению, современный детский сад ещё сохраняет традиционный подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение различным видам художественно-творческой деятельности сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

2 . ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВО З РАСТА

В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению фантазии и творчества, используем художественное конструирование из бумаги в технике "оригами".

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

В процессе работы с бумагой развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При создании продуктов творчества у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел.

Оригами является "одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости. Художественное конструирование из бумаги даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве пластических образов".

Осуществляя комплексный подход к проблеме развития творческих способностей посредством художественного конструирования в технике оригами, нами была разработана система мероприятий, которая охватывает учебную, самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность дошкольников.

При организации занятий по развитию творческих способностей средствами бумагопластики в технике «оригами» учитывается уникальная черта детского мировоззрения - необычно, неординарно воспринимать и передавать в изделии всё, что не замечают взрослые, представлять несуществующее в действительности. Работа проводится в определённой системе. С этой целью разрабатывается перспективный план, в котором определены время проведения занятий согласно учебному плану, задачи с акцентом на творческое развитие и тематика занятий в соответствие с возрастными особенностями.

Для поддержания интереса к деятельности используются различные формы проведения занятий: игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-драматизации, занятия-сюрпризы и др. Принципиально важным в организации занятий считаем единство познания и сопереживания, активизацию всех мыслительных процессов, мелкой моторики пальцев рук, обеспечивающих получение качественной продукции детской деятельности.

Изготавливая поделки из бумаги, дошкольники выражают впечатления от увиденного в собственном "творческом продукте", полноценно и содержательно общаются между собой и со взрослыми, постигают собственные возможности. Маленькие творцы способны самостоятельно замыслить сюжет, определить его композиционное решение, выбрать и согласовать наиболее выразительные для данного изображения цвет, форму, движения персонажа.

В качестве фактора, снимающего напряжение, стимулирующего деятельность детей на занятиях широко используется музыкальное сопровождение, это создаёт особый эмоциональный фон, открывает возможности для развития художественной культуры воспитанников.

Для воспитания у дошкольников значимости и полезности их труда используются продукты детского творчества в качестве подарков для родителей и младших воспитанников, сувениров к праздникам, оборудования и персонажей сказок для театрализованной деятельности, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Проводимая работа раскрывает творческий потенциал, обогащает внутренний мир, развивает интересы и способности каждого ребёнка, учитывая мир чувств, потребностей и эмоций воспитанников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность - все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии, 2004 г., № 2, с.84-85.

2. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал, 1995, №5, с. 49-58.

3. Вайнцвайг И. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

5. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1981 г., с. 55-56.

6. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М., 1987

7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения -М., 1986

8. Зак А.З. Методы развития способностей у детей - М., 1994

9. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М., 1983 г. - с. 649.

10. Крутецкий В.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1986 г. - с.203.

11. Ксензова Г.Ю. Успех рождает успех.// Открытая школа, 2004 г., №4, с.52

12. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами. // Научно-практический журнал. - 2002 г. - № 1.- с. 36-42.

13. Лук А. Н. Психология творчества / под ред. В. А. Лекторского. -М.: Наука, 1978. - 126 с.

14. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. - М.,1996 г. -с. 36.

15. Немов Р.С. Психология. - М.- 2000 г. - с.679.

16. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. -М., 2000 г. - с.757.

17. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.- М.: 2006.

18. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль,1997г.-с.138.

19. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной.- М.: "Просвещение", 2004.

20. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.

21. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.

22. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. М., 1992.

23. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.

24. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 2003.

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды -М., 1989г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к искусству. Этапы формирования творческой деятельности дошкольников. Развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по лепке.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2014

    Категория творческих способностей. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Потенциал музыки в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Роль интегрированных музыкальных занятий в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2017

    Психологические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Виды нетрадиционных художественных техник и их использование. Технология работы с детьми по развитию творческих способностей средствами художественных техник.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Психофизиологические особенности современных детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Календарно-тематический план занятий по бумагопластике для старшего дошкольного возраста. Методика диагностики уровня развития творческих способностей дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2015

    Психолого-возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения. Анализ педагогического опыта развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста детского дома.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2014

    Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, его формы и методы. Роль природы в творческом развитии ребенка. Использование экскурсии в природе как средства развития детского творчества.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2012

    Особенности и основные условия и средства развития художественного творчества и личности детей дошкольного возраста. Методики развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Психолого–педагогические особенности и диагностика детей старшего дошкольного возраста. Оригами как вид конструирования из бумаги для развития мелкой моторики. Работа воспитателя по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Реализация дополнительной образовательной программы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

    магистерская работа , добавлен 15.01.2012

    Особенности развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по развитию творческих способностей слабослышащих дошкольников.

Оригами - искусство складывания бумажных фигурок. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага. В VII веке странствующий монах Дан-Хо пробрался в Японию и обучил монахов делать бумагу по китайской технологии. Там и развилось искусство складывать из квадратного листа бумаги без помощи ножниц любые фигурки.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Значение оригами для развития ребёнка:

    Развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер.

    Учит детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

    Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться,

    Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.

    Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.

    Развивает пространственное воображение.

    Активизирует воображение детей и фантазию.

    Развивает художественный вкус и творческие способности.

    Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Оригами помогает:

Сделать рывок в развитии речи;

Улучшить произношение и обогатить лексику;

Подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;

Предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников;

Развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

Стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

Играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

Научится управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов;

Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.

В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.

В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

В свою очередь исследованиями по проблемам преемственности обучения между детским садом и школой (Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и другие) убедительно доказано, что развитие именно этих психических процессов является основой готовности ребенка-дошкольника к обучению в школе.

Цель обучения детей оригами:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами как художественного способа конструирования из бумаги, повышение эффективности обучения.

Задачи:

    Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.

    Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.

    Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

    Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

    Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

    Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

    Эвристический: работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.

    Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Приёмы, используемые при обучении детей технике оригами.

    объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.

    выполнение действий с детьми с проговариванием

    выполнение действий по пооперационным картам.

Много-много лет назад
был известен всем квадрат.
Сколько в нём углов? - Четыре!
Это знает каждый в мире.
И четыре стороны
у квадрата быть должны.

Быть углы должны какими?
Обязательно прямыми,

А все стороны должны
Быть, конечно же, равны.

Меня спросил мой младший брат:
- Скажи, на что похож квадрат?
- На кубик в детском уголке,
- На плот, плывущий по реке;
- На старый дом без крыши
- Где поселились мыши.
- Ещё похож он на экран
- И телевизора экран,
- Пуховый бабушкин платок
- И гардеробный номерок,
- На синий знак дорожный
- И белый торт творожный!
- Квадрат приземистый собой
-Но каждый угол в нём прямой.
- И у него мы знать должны
- Всегда все стороны равны.

Ф. Сирени

Памятка

    Заготовки делает взрослый.

    Заготовка точной квадратной формы.

    Бумага тонкая, упругая, хорошо сгибающаяся, цветная.

    Обследование готового образца.

    Показ - на столе.

    Индивидуальный показ нового приёма.

    При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов.

    Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма - выполнение ребёнком, показ второго - выполнение ребёнком.

    Вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта.

    Линии сгиба тщательно проглаживаются.

    Совмещение углов и сторон должно быть точным.

    После того, как игрушка будет полностью готова необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

    Образец не должен быть маленьким.

    Обязательно включать пальчиковые игры и динамические паузы.

    Самое главное - это мотивация. Для чего он это делает.



Публикации по теме